87472

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Курсовая

Политология и государственное регулирование

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности.

Русский

2015-04-21

62.71 KB

3 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………….……...3

1 ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПРОБЛЕМЫ……………..………………..5

  1.  Понятие субъекта малого бизнеса……………………………………...……..5
  2.  Основные элементы рыночного механизма и роль предпринимательства в его развитии…………………………………………………………………….9

1.3 Проблемы малого бизнеса в России…………………………………………12

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ………..………………………………………………………………………...17

2.1 Система государственной поддержки малого бизнеса в России…………..17

2.2 Финансирование мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….….24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..26

ВВЕДЕНИЕ

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что деятельность современных предпринимателей протекает в непростых социальных и экономических условиях, с нестабильной государственной политикой в отношении предпринимательства. Однако несколько лет свободного предпринимательства и свободной конкуренции показали, что преображение и возрождение России во многом зависит от способности предпринимателей и государства соблюдать общественный договор, принятые законы и обязательства, возрождать великие традиции прошлого своего Отечества.

Цель курсовой работы – изучить значение  предпринимательства в современной экономике.

Для раскрытия темы поставлены следующие задачи:

  1.  изучить роль малого предпринимательства в развитии экономики и его организационно-экономические особенности
  2.  исследовать проблемы малого бизнеса в России
  3.  проанализировать государственную финансовую поддержку малого предпринимательства в России.

Объект исследования – малое предпринимательство в России.

Предмет исследования – значение предпринимательства в современной экономике.

В процессе написания были использованы следующие методы: анализ/синтез и наблюдение.

При написании курсовой работы использовались журнальные статьи и учебные пособия по выбранной теме.

1 РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1 Понятие субъекта малого предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства – это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. В зависимости от рода деятельности этих организаций максимальная численность персонала ограничена: в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек; в оптовой торговле – 50; в промышленности – 100; в строительстве – 100; в сельском хозяйстве – 60; на транспорте – 100; в научно-технической сфере – 60; в других видах деятельности – 50 человек [10, с.112].

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

  1.  работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;
  2.  в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь;
  3.  высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;
  4.  нововведения руководителя быстро реализуются.

К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:

  1.  возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);
  2.  возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
  3.  создание новых рабочих мест;
  4.  небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями, как следствие, более низкие накладные расходы;
  5.  возрождение подсобных производств и народных ремесел;
  6.  содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов.

Кроме того, участие в малом бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионов граждан, наполнить рынок нужными товарами и услугами.

Малое предпринимательство во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического роста, доля их в валовом национальном продукте достигает 70 %. Например, в США малый бизнес обеспечивает около 60 % всех услуг. В США, Германии, Великобритании, Италии за счет малого, бизнеса создаются две трети новых рабочих мест [9, с.35].

Опыт западных стран подтверждает необходимость развития малого предпринимательства в России. В 1991 г. в нашей стране был принят Закон о собственности, который предоставил предпринимателям право на создание малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. В 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены субъекты малого предпринимательства. В России действует примерно один миллион малых предприятий. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства провело мониторинг деятельности малых предприятий в 2013 г. (Таблица 1). Наибольшее количество малых предприятий успешно работает в сфере капитального ремонта автомобилей и ремонта автомобильных двигателей. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2 % в Мордовии до 33 % в Москве [7, с.104].

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится главным источником стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, в Москве налоговые сборы с малых предприятий составляют примерно 50 % поступлений в городской бюджет.

Таблица 1 – Данные мониторинга деятельности малых предприятий в 2013 г.

Экономический район

Число малых предприятий

чел.

Средне-списочная численность работников, тыс.чел.

Средняя численность, тыс. чел.

Объем произведенной продукции (работ, услуг) млн руб.

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

совместителей

работающих по договорам

Северный

21,7

178,7

11,0

19,4

28620,5

669,2

Северо-Западный

127,0

797,9

76,8

41,8

56 782,6

2993,1

Центральный

281,9

2148,7

244,5

155,2

172516,2

9192,7

Волго-Вятский

27,8

274,7

25,3

16,8

26 238,3

660,5

Центрально-Черноземный

26,2

.245,9

17,3

3,2

15410,8

576,0

Поволжский

83,1

574,1

56,4

29,3

61 163,0

2173,6

Северо-Кавказский

64,8

527,1

41,5

19,1

47610,0

2119,0

Уральский

81,7

625,5

58,4

42,1

66111,4

3192,4

Западно-Сибирский

86,7

638,2

48,1

39,2

88587,9

7398,2

Восточно-Сибирский

37,6

298,9

16,0

14,5

29658,6

1563,9

Дальневосточный

41,4

269,4

21,2

23,2

41213,2

1169,3

Калининградская область

7,6

51,5

4,7

2,9

4761,9

192,8

Все малые предприятия можно разделить на две группы:

  1.  «помощники» крупного предприятия;
  2.  самостоятельные, ориентирующиеся на индивидуальные услуги.

Предприятие — «помощник» крупного завода может изготавливать конкретную деталь или узел, осуществлять (при необходимости) ремонт оборудования, быть посредником при продаже продукции. Успехи такого малого предприятия зависят от достижений обслуживаемого завода. Автомобильный завод имеет более 1000 партнеров — малых предприятий. Повышение прибыли этого завода приводит к росту прибыли у партнеров, разорение завода приведет к разорению его партнеров. Чтобы снизить экономическую зависимость от конкретной крупной фирмы, малое предприятие стремится к партнерству одновременно с несколькими крупными фирмами. Неудачи в сотрудничестве с одним из партнеров могут быть компенсированы успехами, достигнутыми с другими партнерами. Малое предприятие, ориентирующееся на индивидуальные услуги, специализируется в конкретной области деятельности (например, фотография, столовая, булочная, авторемонтная мастерская и т.п.), и его клиентами в основном являются отдельные граждане. Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов. Если в булочную не придут покупатели, то она разорится, поэтому ее владелец и ее работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, расширению ассортимента товаров и их рекламе. Эти мероприятия способствуют появлению постоянных покупателей и привлечению новых, а в итоге − обеспечивают рост прибыли.

С учетом особенностей работы малые предприятия можно разделить на две группы: традиционные и инновационные. Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов выпускаемой продукции в определенной сфере деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примером таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т. п. Владельцы традиционных малых предприятий ориентируются на небольшие суммы прибыли и сохранение традиций в производстве или обслуживании, а не на стремительное развитие своего предприятия. Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются «проводником» нового вида производства, новой продукции. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует: если не будет спроса на новые виды товаров, то предприятие разорится и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело станет успешным, то прибыль будет быстро расти и владелец предприятия превратится из мелкого бизнесмена в крупного предпринимателя.

При учреждении малого предприятия используют одну из перечисленных форм: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью [3, с. 132].

Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата. К сертифицируемым товарам и услугам относятся: автомобили, телерадиоаппаратура, бытовая техника, продукты питания, парфюмерно-косметические средства, посуда, товары для детей, ремонт сложной бытовой техники, ремонт автомобилей и мотоциклов, деятельность предприятий общественного питания, выпуск ваты, бинтов, медицинских приборов и др. Сертификация производится специальными организациями на основе соответствующих испытаний и лабораторных исследований. Предприятие, сертифицировавшее свою продукцию, обязано также маркировать соответствующим знаком тару, упаковку и товаросопроводительную документацию [4, с.41].

Таким образом, предпринимательство неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.

1.2 Основные элементы рыночного механизма и роль предпринимательства в его развитии

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.  Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара [12, с.85].

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей и продавцов;

2) высокой мобильностью факторов производства;

3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию [9, с. 43].          

Таким образом, предпринимательство является необходимым элементом рыночного механизма, который порождает конкуренцию, характер которой существенно влияет на достижения рыночного равновесия. Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

1.3 Проблемы малого бизнеса в России

При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего, предстояло определить права собственности и решить вопросы о том, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы, разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, позволяющие проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Кроме того, необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

Важной задачей было подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также ознакомить население с новыми правилами игры и добиться признания этих правил.

Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.

Необходимо было определить порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, обеспечивающие финансирование деятельности правительства.

Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено (и если да, то когда) закрытие неконкурентоспособных фирм, создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и по его завершении.

Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего развития малого предпринимательства в России остаются в основном теми же, что были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Важнейшие из них:

  1.  недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
  2.  трудности с получением банковских кредитов;
  3.  усиление давления криминальных структур;
  4.  нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
  5.  сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
  6.  ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  7.  отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. [4, с.46].

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

Основная проблема – недостаточная ресурсная база – как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточного для начала собственного дела. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать (Таблица 2).

Таблица 2 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики

Отрасли

экономики

2013 г.

Первое полугодие 2014 г.

Млн.руб.

% к итогу

млн руб.

%к итогу

Всего

22541,9

100,0

7205,3

100,0

в том числе

Промышленность

3838,7

17,0

1881,4

26,2

Строительство

5911,6

26,2

2609,3

36,2

Сельское хозяйство

208,2

0,9

62,8

0,9

Транспорт

238,8

1,1

139,7

1,9

Торговля и общественное питание

8608,8

38,2

1394,0

19,4

Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

243,9

1,1

226,2

3,0

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

731,9

3,2

87,3

1,2

Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение

138,3

0,6

14,0

0,2

Наука и научное обслуживание

686,3

3,1

52,6

0,7

Другие отрасли экономики

1935,4

8,6

738,0

10,3

Применить эти ресурсы гораздо лучше наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенный, последовательно реализуемый отбор, позволяющей предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и те, что связаны с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, ряд указов Президента РФ и т.д.), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса [4, с.47].

Таким образом, в настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат. Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний. Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более. Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом.

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.1 Система государственной поддержки малого бизнеса в России

Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. В основном это льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.

Финансовая поддержка оказывается за счет средств бюджетов разных уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса. Она не предоставляется тем кто производит и реализует подакцизные товары, а также добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Данное обстоятельство объясняется как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные фонды поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Надо отметить, что у нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает возможность конкуренции с иными предприятиями.

Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью и др.

Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

8 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон, имеющий важное значение для поддержки малого предпринимательства в нашей стране, «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения малых предприятий.

1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и др. При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1 января 2001 г. — необлагаемым минимумом.

2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995 г.).

3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь выступает потенциально-возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Надо назвать также муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. В соответствии с этими программами фонды поддержки малого предпринимательства выделяют ассигнования из муниципального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий.

Государство не создало необходимых условий для развития малого бизнеса. За последние семь лет количество малых предприятий практически не изменилось. В секторе малого бизнеса в России в 2012 году занято около 8 млн. человек, которые производят 5% объема всей промышленной продукции и около 15% – услуг (для страны с рыночной экономикой, на статус которой претендует Россия, – ничтожно мало). Признавая это, правительство наметило ряд мер по дальнейшему развитию малого предпринимательства в России. Определенное внимание уделяется развитию малого предпринимательства в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства. Наиболее крупный регион России, где сосредоточена четверть всех малых предприятий, – Москва. По данным журнала «Эксперт», на начало 2013 г. Москва занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса – 176,1 тыс. предприятий. Далее следуют: Санкт-Петербург – 108,7, Московская область – 44,1, Свердловская область – 31,9, Самарская область – 26,9, Ростовская область – 25,5 тыс. и т. д.  [9, с.51].

Помимо федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства существует большое число негосударственных организаций, ведущих работу в этом направлении. В их числе различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры и др. Однако существенную помощь от них малые предприятия не получают или получают весьма незначительную

При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А проблем у малого бизнеса в нашей стране немало. Как следует из доклада о состоянии малого предпринимательства по итогам I квартала 2012 г., подготовленного Министерством экономического развития и торговли РФ, количество малых предприятий в I квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 1,9% и составило 873,6 тыс. Если в странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45 − 50, то в России на 1000 жителей приходится лишь 6 предприятий. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% от общего числа работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. В России каждый из этих показателей не превышает 10% [9, с.55].

Причины подобного положения в упомянутом докладе названы. Это сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление названных проблем раскроет возможности дальнейшего развития малого предпринимательства в России.

2.2 Финансирование мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса

В 2013 году, несмотря на непростую ситуацию в экономической сфере, финансирование плана мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства возросло более чем в 2 раза, и составило порядка 1,2 млрд рублей бюджетных средств с учетом привлечения дополнительного финансирования из федерального бюджета. В 2012 году на весь план мероприятий было выделено 514,1 млн руб.

В настоящее время в рамках реализации плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга, реализуется 16 специальных программ. Следует отметить, что особенностью принятого и реализуемого плана мероприятий является наличие большого количества специальных программ, направленных на прямое субсидирование затрат, произведенных субъектами малого предпринимательства: «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства», «Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям», «Субсидирование арендной платы для отдельных категорий арендаторов объектов нежилого фонда, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для Санкт-Петербурга виды деятельности», «Приобретение основных средств в лизинг», «Выставочно-ярмарочная деятельность», «Сертификация продукции, работ, услуг», «Аутсорсинг», «Бизнес-инкубатор».

Всего на план мероприятий в 2013 году выделено 1,2 млрд. рублей, из них:

  1.  на прямые субсидии – 450 млн. рублей (программы прямого субсидирования);
  2.  Фонду содействия кредитования малого бизнеса – 700 млн. рублей;
  3.  косвенная поддержка – 50 млн. рублей (в т.ч. инфраструктурная поддержка).

Помимо прямых субсидий в рамках плана осуществляется также и косвенная, в том числе инфраструктурная поддержка малого бизнеса. Кроме вышеперечисленных программ, планом мероприятий предусмотрены и реализуются специальные программы: «Региональный университет малого бизнеса», «Женский центр предпринимательства», «Внедрение информационных и коммуникационных технологий для субъектов малого предпринимательства», «Основы предпринимательства для школьников», «Выходим в регионы». Работает Агентство по развитию малого бизнеса, летом 2013 г. был открыт Дом предпринимателя, где любой предприниматель сможет оперативно получить подробную информационную и методическую поддержку, в том числе подробные консультации по всем интересующим вопросам, связанным с ведением бизнеса и действующими механизмами государственной поддержки. Также в Доме предпринимателя работает консультационный центр по программам господдержки, где предприниматели смогут ознакомиться со всеми специальными программами, реализуемыми в рамках Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2014-2016 годы.

В рамках работы XIII Петербургского международного экономического форума Губернатор Санкт-Петербурга и Министр экономического развития РФ подписали соглашение о предоставлении Санкт-Петербургу в 2013 году субсидий для развития и поддержки малого предпринимательства. В этом году город в очередной раз стал победителем конкурса, проводимого Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления им в 2013 году субсидий из федерального бюджета. По результатам конкурса в 2013 году из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Санкт-Петербурга выделяется 282,5 млн. рублей.

Недавно в соответствии с поручением губернатора Санкт-Петербурга была проанализирована эффективность специальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства. Поэтому в связи с возросшим спросом со стороны малого бизнеса и особой актуальностью в период непростой ситуации в финансовой сфере было принято решение о выделении дополнительных средств из Резервного фонда правительства СПб Фонду содействия кредитованию малого бизнеса в размере 200 млн. рублей. Также в настоящее время 200 млн. рублей планируется привлечь из средств федерального бюджета.

Таким образом, из федерального бюджета в 2015 году будет привлечено дополнительно 482,5 млн. рублей. Сообщает Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

Главной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего, нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Баженов, Ю. К. Малое предпринимательство [Текст]: Учебник / Ю. К. Баженов. – М.: Владос, 2012. – 317 с. – ISBN 978-5-39785-4652-5
  2.  Герчикова, И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2014. – 298 с. – ISBN 978-5-68-596-5
  3.  Иоффе, А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / Бизнес для всех. - № 10. – 2013. – с. 23-29.
  4.  Журавлев, Ю. Н. Предпринимательство и инвестиционная деятельность / Ю. Н. Журавлев, Ю. И. Мельникова // Российский экономический журнал 2005. – № 10. – с. 15-18
  5.  Игнатова, Т. В. Экономическая теория: основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика [Текст]: Учебник / Т. В. Игнатова. – М.: Феникс, 2014. – 412 с. – ISBN 978-5-222-17150-9.
  6. Иохин, Г. Н. Экономика [Текст]: Учебное пособие / Г. Н. Иохин. – М.: Инфра-М, 2013. – 869 с. – ISBN 978-5-32100-01247-7.
  7.  Курс переходной экономики [Текст] / Под ред. Л. И. Абалкина. - М.: Финстатин-форм, 2011. – 580 с. – ISBN 978-5-22015-326201-7
  8.  Колесникова, Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием [Текст] / Л. А. Колесникова. – М.: Новый Логос, 2014. – 277 с. – ISBN 978-5-63221-49685-8
  9.  Лапуста, М. Г. Предпринимательство [Текст] / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 496 с. – ISBN 978-5-13552-496-5
  10.  Малый бизнес: налоги и отчетность [Текст] / под ред. Оганесова А.Р. – М.: Главбух, 2014. – 569 с. – ISBN 978-5-3622-169-5
  11.  Муравьев, А. И.  Малый бизнес: экономика, организация, финансы [Текст] /   А. И.  Муравьев. – М.: Бизнес и банки, 2013. – 327 с. – ISBN 987-5-4963581-206-5
  12.  Предпринимательство [Текст] / Под ред. М. Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 422 с. – ISBN 978-5-06332-1653-5
  13.  Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства. Кн.2. М.: Высшая школа экономики, 2013. – 344 с. – ISBN 978-5-033652-1855-9
  14.  Салов, А. И. Экономика [Текст]: конспект лекций / А. И. Салов. – М.: Юрайт, 2012. – 189 с. – ISBN 978-5-9916-0636-3
  15.  Самуэльсон, П. Экономика [Текст]: Учебник / П. Самуэльсон. – М.: МГП Алгон, ВНИИСИ, 2011. – 860 с. – ISBN 978-5-547-445-7.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83151. Контроль и учет в компании 85.24 KB
  Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться.
83152. Разработка стратегии деятельности ОАО «КЭМЗ» на рынке 211.05 KB
  Целью данной курсовой является развитие процесса исследования среды маркетинга ОАО «КЭМЗ». Задачи курсовой работы: определить сущность и значение исследовательской деятельности маркетинговой среды предприятия; изучить процесс исследования среды маркетинга предприятия...
83153. The English Articles and its development in the History of English language and English Grammar 87.06 KB
  The development of the nаtion is essentiаl for the development of every person belonging to it; becаuse his understаnding аnd percepting the world is formed аccording to the society he grows up in аnd is influenced by the norms аnd vаlues of this society.
83154. Страхование в системе финансов 231.5 KB
  Страхование - это особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей. Страхование - одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества.
83155. Разработка ассортимента современных рыбных блюд 1.09 MB
  Постоянный рост на рынке услуг общественного питания, возникновение и развитие новых концепций и форм обслуживания диктует необходимость гибкого изменения структуры предприятия. Успешная деятельность предприятия питания зависит от того, в какой степени заведению удается привлечь и удержать клиентов.
83156. Эволюция стратегического менеджмента. Основные школы стратегического менеджмента 157 KB
  Актуальность и значение темы доказываются тем, что значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя...
83158. Численные методы решения инженерных задач на ЭВМ 324.33 KB
  Программа должна работать с любыми значениями аргумента из области определения функции. Обязательно наличие заголовка с указанием функции расположенного над графиком координатной сетки и заданного максимального и минимального значения функции в этом интервале.