87476

Государственная поддержка развития малого бизнеса в России

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Актуальность темы исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство.

Русский

2015-04-21

160.44 KB

3 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Предприятия малого предпринимательства, их критерии и роль в развитии экономики России 6

1.1. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого бизнеса 6

1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики России 11

Глава 2. Организация финансов малых предприятий 17

2.1. Формирование финансовых ресурсов малых предприятий 17

2.2. Управление финансовыми ресурсами на малых предприятиях 28

Глава 3. Государственная поддержка развития малого бизнеса в России 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы  исследования. В последние годы  проблемы  малого бизнеса все более привлекают внимание ученых  и практиков. Малый бизнес является  важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться  государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских  структур. Формирование благоприятных  условий для  развития  малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам налоги. Ориентация  на малый бизнес улучшает психологический настрой в обществе и повышает ответственность людей за собственную судьбу. Поэтому разносторонняя  поддержка сферы  малого бизнеса должна быть отнесена к числу основных  направлений в развитии отдельных  территорий.

В настоящее время  малый бизнес поддерживается, прежде всего, на государственном уровне. Муниципальные образования  значительно меньше участвуют в его развитии, хотя  по своей природе этот уровень управления  более всего близок и доступен гражданам. Следовательно, именно муниципалитетам надо решать конкретные задачи, связанные с развитием частной инициативы  граждан. Поэтому возникает необходимость сместить акценты  государственной поддержки малого бизнеса на муниципальный уровень.

Вместе с тем, полная  децентрализация  поддержки малого бизнеса невозможна. Одной из важнейших  задач региональных  властей является  обеспечение равных  условий для  социально-экономического развития  муниципальных  образований, в том числе, по поддержке малого 6изнеса.

В настоящее время  совместные целенаправленные меры  по поддержке малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях  не получили широкого распространения, несмотря  на то, что интересы  властей разных  уровней совпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малого бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития  малого бизнеса. Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность темы.

Целью исследования  является  изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных  образованиях.

В соответствии с поставленной целью намечены  следующие основные задачи:

определить критерии отнесения  хозяйствующих  субъектов к субъектам малого бизнеса;

оценить роль малого бизнеса в развитии экономики России;

изучить формирование финансовых  ресурсов малых  предприятий

рассмотреть управление финансовыми ресурсами на малых  предприятиях;

охарактеризовать основные направления  государственной поддержки малого бизнеса.

Объектом исследования  является  сектор малых  предприятий в российской экономике.

Предметом исследования  являются  проблемные области и перспективные направления  развития  институтов государственной поддержки малого предпринимательства.

Информационную базу курсовой работы  составила учебно-методическая, монографическая, законодательная  и нормативная  литература, материалы  периодической печати, ресурсы  информационной сети «Интернет».

Глава 1. Предприятия  малого предпринимательства, их  критерии и роль в развитии экономики России

1.1 Критерии отнесения  хозяйствующих  субъектов к субъектам малого бизнеса

Критерии отнесения  хозяйствующих  субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), к малым предприятиям установлены  Федеральным законом от 24.07.2007 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее ФЗ 209-ФЗ).

Для  того чтобы  юридическое лицо считалось субъектом малого предпринимательства, необходимо выполнение следующих  условий (ст. 4 ФЗ 209-ФЗ):

1) Юридическое лицо является  потребительским кооперативом или коммерческой организацией. Не может быть малым предприятием государственное или муниципальное унитарное предприятие;

2) доля  участия  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований, иностранных  юридических  лиц, иностранных  граждан, общественных  и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных  фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных  юридических  лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных  инвестиционных  фондов и закрытых  паевых  инвестиционных  фондов);

3) доля  участия, принадлежащая  одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся  субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется  на хозяйственные общества, деятельность которых  заключается  в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для  ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных  моделей, промышленных  образцов, селекционных  достижений, топологий интегральных  микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких  хозяйственных  обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования  или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

4) средняя  численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно для  малых  предприятий; среди малых  предприятий выделяются  микропредприятия  - до пятнадцати человек;

5) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая  стоимость активов (остаточная  стоимость основных  средств и нематериальных  активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Субъектами малого предпринимательства являются  также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных  предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) средняя  численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая  стоимость активов (остаточная  стоимость основных  средств и нематериальных  активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Предельные значения  выручки и балансовой стоимости активов

Предельные значения  выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются  Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных  статистических  наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства (п. 2 ст. 4 ФЗ 209-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 556 «О предельных  значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для  каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» с 2008 года действуют следующие пределы  выручки (без НДС):

для  микропредприятия  - 60 млн. рублей;

для  малого предприятия  - 400 млн. рублей.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется  в порядке, установленном НК РФ (п. 7 ст. 4 ФЗ 209-ФЗ).

Следует отметить, что в настоящее время  предельные значения  балансовой стоимости активов Правительством РФ не установлены, поэтому не учитывается  при отнесении хозяйствующего субъекта к малому бизнесу.

Средняя  численность работников за календарный год определяется  с учетом всех  его работников, в том числе работников, работающих  по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других  обособленных  подразделений указанных  микропредприятия, малого предприятия  (п. 6 ст. 4 ФЗ 209-ФЗ). При определении средней численности работников необходимо руководствоваться  Указаниями по заполнению формы  федерального статистического наблюдения  № ПМ «Сведения  об основных  показателях  деятельности малого предприятия», утвержденными Приказом Росстата от 31.12.2009 №335 (Письмо Минэкономразвития  РФ от 20.01.2011 Д05-166).

Как стать субъектом малого предпринимательства

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены  к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их  показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня  их  государственной регистрации, не превышают предельные значения  (п. 5 ст. 4 ФЗ 209-ФЗ).

Если предельные значения  по численности и (или) по выручке превышены  в течение двух  календарных  лет, то предприятие или индивидуальный предприниматель утрачивает статус субъекта малого предпринимательства (п. 4 ст. 4 ФЗ N 209-ФЗ). 

Действующий хозяйствующий субъект может стать субъектом малого предпринимательства, если в течение двух  лет подряд соблюдены  предельные значения  численности и выручки

ФЗ 209-ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, поэтому чтобы  им являться  необходимо соблюдение установленных  критериев, которые будут проверяться  каждый раз, как только предприятие или индивидуальный предприниматель будет обращаться  за поддержкой государства в этом качестве, например применение УСН и т.д.

На предприятиях  малого бизнеса трудится  большая  часть населения  страны, они являются  более конкурентоспособными и производят более качественный продукт при низких  издержках. Доля  малого бизнеса в экономике страны  составляет значительную часть ВВП. Преимущество также заключается  в том, что малые предприятия  более мобильны  по сравнению с крупными предприятиями, поэтому легко проникают в незаполненную нишу и быстро реагируют на малейшие перемены  на рынке. Любые негативные изменения  в экономике в первую очередь бьют по субъектам малого предпринимательства, поэтому они нуждаются  в особенной защите и поддержке со стороны  государства, в этих  целях  предусматриваются  следующие меры  (ст. 7 ФЗ 209-ФЗ):

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные формы  налоговых  деклараций по отдельным налогам и сборам для  малых  предприятий;

2) упрощенная  система ведения  бухгалтерской отчетности для  малых  предприятий, осуществляющих  отдельные виды  деятельности;

3) упрощенный порядок составления  субъектами малого предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия  субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях  размещения  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных  и муниципальных  нужд;

6) меры  по обеспечению прав и законных  интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля  (надзора);

7) меры  по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры  по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные меры.

1.2 Роль малого бизнеса в развитии экономики России

Для  экономики в целом деятельность малых  фирм является  важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития  малого предпринимательства специалисты  даже судят о способности страны  приспосабливаться  к меняющейся  экономической обстановке. Для  России, находящейся  на начальном этапе развития  рыночных  отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения  и переход всего хозяйства страны  к рыночной экономике. Несмотря  на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы  роста, решая  экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия  разразившегося  в августе 1998 года финансового кризиса.

По роли в развитии экономики, решении социальных  задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких  развитых  странах, как США, Япония, Италия  и др.

Целью создания  малого предприятия  является  решение региональных  проблем при переходе к рыночным отношениям посредством создания  производственной и социальной инфраструктуры, увеличения  производства товаров народного потребления, повышения  эффективности использования  местных  ресурсов природных  и трудовых, ускорения  разработок новых  видов техники и технологии, решение экологических  проблем.

Мировая  практика убедительно свидетельствует, что даже в странах  с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных  проблем, увеличение численности занятых  рабочих. По численности работающих, по объему производимых  и реализуемых  товаров, выполняемых  работ субъекты  малого предпринимательства в отдельных  странах  играют ведущую роль. В принятых  в Российской Федерации в течение 1991-1995 годов в законодательных  и нормативных  актах  указывалось, что развитие в стране малого предпринимательства является  одним из направлений экономической реформы, способствующих  развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых  рабочих  мест.

Сектор малого предпринимательства является  неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя  "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы  - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования  являются  малые предприятия  как наиболее массовая, динамичная  и гибкая  форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается  и циркулирует основная  масса национальных  ресурсов, которые являются  питательной средой для  среднего и крупного бизнеса [11, c.90].

Высокая  приспособляемость и массовый охват практически всех  сфер внутреннего рынка страны  обеспечивают устойчивость развития  экономики и способствуют стабильности политического климата.

Как показывает мировая  практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых  стран, даже развитых, так как ему свойственны  определенные преимущества. Можно перечислить следующие из них  [12, c. 205]:

более быстрая  адаптация  к местным условиям хозяйствования;

большая  свобода действий субъектов малого предпринимательства;

гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых  решений;

относительно невысокие расходы  при осуществлении деятельности, особенно затраты  на управление;

 большая  возможность для  индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

более низкая  потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения  в продукцию и процесс производства в ответ на требования  местных  рынков;

относительно более высокая  оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в одном из докладов Международного бюро труда отмечается, что малые предприятия  располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материалы  и трудовые ресурсы.

Собственники малых  предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них  всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается  в целом на деятельности предприятия. Субъекты  малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных  (локальных) рынках, часто товары  производят по заказу конкретных  потребителей, дают средства к существованию наемным работникам. Малые предприятия  способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных  кадров и распространению практических  знаний. Малые предприятия  по сравнению с крупными в отдельных  странах  занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время  субъектам малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди которых  [12, c. 205 - 206]:

–более высок уровень риска, поэтому высокая  степень неустойчивости положения  на рынке;

зависимость от крупных  компаний;

недостатки в управлении делом;

слабая  компетентность руководителей;

повышенная  чувствительность в повышении к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании дополнительных  финансовых  средств и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих  субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.

Как показывает опыт, большинство неудач малых  фирм связано с отсутствием опыта управления  или профессиональной некомпетентностью собственников малых  предприятий.

И все-таки малый бизнес или малое предпринимательство из-за своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень страны. Сектор малого предпринимательства способствует быстрому созданию новых  рабочих  мест, а, следовательно, решению проблемы  занятости населения. В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших  партий стандартной продукции, малые предприятия  функционируют на небольших  рыночных  сегментах, благодаря  чему национальное хозяйство становится  способным к быстрым структурным изменениям. Небольшие размеры  малых  предприятий дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения  конъюнктуры  рынка, внедрять научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность.

Говоря  о роли малого бизнеса, опираясь на опыт развитых  стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является  важнейшим фактором успешного решения  следующих  проблем [14, c.304]:

–формирование конкурентных  цивилизованных  рыночных  отношений, способствующих  лучшему удовлетворению потребностей населения  и общества в товарах  (работах, услугах);

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры  обслуживания;

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

 привлечение личных  средств населения  для  развития  производства. Партнеры  на малых  предприятиях  вкладывают свои капиталы  в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

создание дополнительных  рабочих  мест, сокращение уровня  безработицы;

более эффективное использование творческих  способностей людей, раскрытие их  талантов, освоение различных  видов ремесел, народных  промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных  групп населения, для  которых  крупное производство налагает определенные ограничения  (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

 формирование социального слоя  собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

активизация  научно-технического прогресса;

освоение и использование местных  источников сырья  и отходов крупных  производств;

содействие деятельности крупных  предприятий путем изготовления  и поставки комплектующих  изделий и оснастки, создания  вспомогательных  и обслуживающих  производств;

освобождение государства от низкорентабельных  и убыточных  предприятий за счет их  аренды  и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших  государственных  задач, делают его неотъемлемой частью реформирования  экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня  во многом определяются  эффективностью работы  небольших  предприятий. Высокие темпы  внедрения  нововведений, мобильность технологических  изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы  услуг и занятости, острая  ценовая  и неценовая  конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для  государства получать большие средства в форме налоговых  поступлений - все это и составляет вклад малых  предприятий в экономику страны.

Глава 2. Организация  финансов малых  предприятий

2.1 Формирование финансовых  ресурсов малых  предприятий

Основной целью финансов предприятия  любого вида и размера является  формирование необходимого объема финансовых  ресурсов с целью их  использования  в процессе текущей операционной деятельности и обеспечения  развития  в будущем. Вышесказанное не имеет различий по сущностным характеристикам в зависимости от размеров предприятия. Размеры  предприятия  оказывают влияние на возможность применения  тех  или иных  инструментов, в том числе финансовых, на выбор и обоснование основной цели деятельности.

Характерной особенностью малых  предприятий является  то, что они сталкиваются  с проблемами формирования  финансовых  ресурсов (дефицит финансовых  ресурсов на развитие, недостаток оборотных  средств в денежной форме, невыгодные условия  заимствования  капитала) как в период становления, так и в период развития  и роста [14, с. 34-36].

Для  того чтобы  провести анализ формирования  финансовых  ресурсов малых  предприятий необходимо классифицировать возможные виды  финансирования  малых  предприятий. Классификацию видов финансирования  малых  предприятий предлагаем провести по нескольким основаниям: условия  предоставления  денежных  средств; источник получения  денежных  средств; субъекты  и способы  финансирования.

Рисунок 1 Классификация  видов финансирования  малых  предприятий

Все вышеприведенные виды  финансирования  имеют соответствующие источники. Среди основных  источников финансовых  ресурсов малых  предприятий можно выделить следующие:

Рисунок 2 Источники финансирования  малых  предприятий

Первоначальное формирование финансовых  ресурсов малого предприятия  происходит в момент учреждения  самого предприятия. Источниками уставного капитала в зависимости от организационно-правовой формы  предприятия  могут быть паевые взносы, акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства. Большинство малых  предприятий используют организационно-правовые формы  общества с ограниченной ответственностью, реже закрытого акционерного общества. В обоих  случаях  предусмотрено ограниченное число участников и, соответственно, инвестиционных  вкладов в виде паев или долей. Таким образом, еще на стадии становления  малого предприятия  из-за низкого первоначального капитала возникает проблема с собственными финансовыми ресурсами для  образования  основного и оборотного капитала.

Недостаток собственных  средств для  малых  предприятий снижает их  возможности по самофинансированию, а этот источник финансовых  ресурсов наименее рисковый для  малого предприятия. Самофинансирование осуществляется  через внутренние финансовые ресурсы  предприятий, которые образуются  в процессе их  хозяйственной деятельности. В составе внутренних  источников основное место принадлежит прибыли, остающейся  в распоряжении фирмы, которая  распределяется  на цели накопления  и потребления.

Однако характерной особенностью и одновременно проблемой является  то, что малые предприятия  ориентированы  на текущую прибыль, как правило, на накопление прибыль не направляется. Кроме того, очень высока доля  убыточных  предприятий.

В последнее время  много говорится  о стимулировании инновационной деятельности малых  предприятий, которое заключается  в снижении ставки налога на прибыль для  предприятий, разрабатывающих  и использующих  в своей деятельности различные виды  инноваций. Это должно стимулировать развитие самофинансирования  малых  предприятий.

На современном этапе на многих  предприятиях, в том числе и малых, наблюдается  значительная  изношенность основных  фондов. Их  обновление возможно за счет инвестиций. Малым предприятиям необходимо добиваться  того, чтобы  собственных  средств хватало для  финансирования  большей части своих  инвестиционных  программ. Этой цели может служить механизм ускоренной амортизации.

До принятия  в 2002 г. поправок в Налоговый кодекс РФ ускоренная  амортизация  была одной из льгот для  малого бизнеса. Малые предприятия  имели право применять ускоренную амортизацию основных  производственных  фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающим нормы, установленные для  соответствующих  видов основных  фондов. В настоящее время  Налоговым кодексом предусмотрена повышенная  норма амортизации только по отношению к основным средствам, которые являются  предметом договора финансовой аренды  (лизинга).

Недостаточный масштаб деятельности мешает малому бизнесу использовать такой источник самофинансирования, как выпуск акций. Фондовый рынок недоступен большинству малых  предприятий. Причинами этому становятся  высокие затраты, связанные с необходимостью преобразования  предприятия  (изменение организационно-правовой формы). При акционировании небольших  предприятий, как действующих, так и вновь образуемых  необходима оценка имущества предприятия, весьма значительны  издержки аудиторских  услуг при составлении промежуточных  отчетов. Чем меньше предприятие, тем больше становятся  затраты  на сбор информации и издержки из-за выпуска акций, поскольку они не могут быть распределены  на большое количество акций. Представители малого бизнеса избегают финансовые рынки еще и потому, что недостаточно ориентируются  в специфики их  функционирования  [9, с. 86-88].

Исходя  из вышесказанного, можно прийти к выводу, что у малых  предприятий есть немало источников для  самофинансирования. Умение использовать их  в полной мере служит залогом успеха. Однако во многом это зависит и от государства, прежде всего, в части усовершенствования  нормативно-правовой базы  по вопросам налогообложения  прибыли, амортизационных  механизмов, участия  на рынке ценных  бумаг и т.д.

Все перечисленные источники финансовых  ресурсов для  малых  предприятий относятся  прежде всего к собственным источникам. Однако для  субъектов малого бизнеса существуют также и внешние источники финансовых  ресурсов, такие как лизинг, франчайзинг и кредитование.

Одним из наиболее эффективных  способов финансирования  малых  предприятий в условиях  ограниченности собственных  финансовых  ресурсов является  лизинговая  форма приобретения  имущества.

Применение лизинговых  услуг в хозяйственной практике позволяет начинающим предпринимателям открыть или значительно расширить бизнес даже при весьма ограниченном стартовом капитале, так как лизинг обеспечивает получение оборудования  без его единовременной и полной оплаты, позволяет организовать новое производство без привлечения  крупных  финансовых  ресурсов. Таким образом, используя  механизм лизинга, лизингополучатель решает вопросы  приобретения  оборудования  и его финансирования  почти одновременно.

Наряду с проблемами дефицита финансовых  ресурсов у малых  предприятий, находящихся  на стадии первоначальной организации бизнеса, уже функционирующие малые предприятия  сталкиваются  с проблемой обновления  основных  фондов и развития  материально-технической базы. Часто компании не обладают достаточными средствами для  того, чтобы  приобрести современное оборудование и провести масштабную реконструкцию производства, что могло бы  повысить качество и конкурентоспособность их  продукции.

Решить эту проблему также помогает лизинг. Использование лизинга облегчает процесс обновления  парка оборудования  и расширения  производства уже на начальной стадии выборе и закупки оборудования, что обеспечивается  участием лизинговой компании в процессе закупки оборудования.

Помимо перечисленных  преимуществ использование лизингового механизма позволяет использовать сторонами лизинга ряд налоговых  льгот, предусмотренных  российским законодательством (для  малых  предприятий это касается  прежде всего механизма ускоренной амортизации основных  средств).

Следующим источником финансовых  ресурсов, набирающим все большую популярность среди малых  предприятий, является  франчайзинговая  система, представляющая  собой долгосрочное сотрудничество двух  или нескольких  партнеров, которые объединяются  с целью совместного использования  товарного знака, отработанной технологии, ноу-хау и других  объектов права интеллектуальной собственности. Договор франчайзинга охватывает широкий спектр экономических  и правовых  отношений.

Основными преимуществами использования  франчайзинга для  малых  предприятий являются:

всесторонняя  поддержка и заинтересованность франчейзера коммерческом успехе франчайзи;

зачастую франчайзер предоставляет возможность приобретения  товаров, продуктов, расходных  материалов по льготной цене (снижение затрат);

используется  уже функционирующая  концепция  и методика ведения  малого бизнеса;

известный товарный знак автоматически привлекает клиентов компании, чьими товарами или услугами они привыкли пользоваться;

как следствие из предыдущего пункта – снижение издержек на рекламу, поскольку купив торговую марку франчайзи «подключается» к широкой рекламной компании франчайзера.

Следующим, внешним по отношению к малым предприятиям источником финансовых  ресурсов является  банковское кредитование. В экономических  развитых  странах  этот вид источников финансовых  ресурсов для  малых  предприятий является  основным. В нашей стране сложилась несколько иная  ситуация.

По данным исследований, в 2010 г. только 15,6 % малых  предприятий воспользовались услугами банковского кредитования. Конечно, свое негативное влияние оказал мировой экономический кризис. Начиная  с конца 2008 г. практически все банки уменьшили объем кредитных  портфелей по всем направлениям кредитования  и ужесточили требования  к заемщикам.

В настоящее время  как представители банковской сферы, так и представители государственных  структур, занимающихся  поддержкой и развитием малого бизнеса, все больше говорят о том, что в нашей стране создаются  благоприятные условия  для  обеспечения  малых  предприятий банковскими кредитами. По словам экспертов, совокупный объем кредитного портфеля, предоставляемый банками малому бизнесу, достиг к концу 2010 г. суммы  в 2,5 трлн. руб. [6, с. 98-101].

Однако число малых  предприятий, воспользовавшихся  услугами банков, говорит само за себя. Очевидно, что в сфере банковского кредитования  малого бизнеса в нашей стране имеются  существенные проблемы.

Банки неохотно идут на выдачу большого числа мелких  кредитов на развитие ввиду высоких  операционных  издержек, связанных  с оценкой и контролем каждого из них.

Только что созданное предприятие имеет минимальные шансы  на получение кредита на развитие бизнеса. Банки просто не финансируют предпринимателей на нулевом цикле развития  бизнеса. Как правило, финансовые организации устанавливают минимальный срок, в течение которого малое предприятие должно не только просуществовать, но и показать прибыль.

В целом же в качестве основных  проблем, препятствующих  в получении банковских  кредитов, для  малого предприятия  можно выделить следующие:

непрозрачная  и недостоверная  отчетность малых  предприятий, отсутствие стимулов для  адекватного отражения  финансовых  результатов в отчетности, что снижает возможность получения  в банках  кредитов на пополнение оборотных  средств и инвестиционные цели;

незначительный масштаб бизнеса малого предприятия, затрудняющий оценку его состояния;

низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов;

 незначительный размер собственных  средств и отсутствие ликвидных  активов, которые малые предприятия  могли бы  использовать в качестве залога по кредиту. Отсутствие иного обеспечения, ограниченность программ кредитования  под залог автотранспортных  средств и недвижимости;

несоответствие рентабельности малых  предприятий размеру процентных  ставок по кредитам, к которым добавляются  разнообразные взимаемые банком комиссии;

сложность и длительность процедуры  получения  банковского кредита, часто усугубляющейся  недостаточной квалификацией заемщика для  надлежащего оформления  всех  необходимых  документов.

Следующим источником внешнего финансирования  малых  предприятий является  бюджетное финансирование.
Федеральным
законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. предусмотрена финансовая  поддержка в виде предоставления  субсидий, бюджетных  инвестиций, государственных  и муниципальных  гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства.

Для  малого бизнеса предусмотрена также имущественная  поддержка, которая  осуществляется  в виде передачи для  использования  по целевому назначению во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных  участков, зданий, строений, сооружений, нежилых  помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных  средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных  условиях.

Эти виды  поддержки малых  предприятий реализуются  как на государственном, так и на региональных  и муниципальных  уровнях. Во многих  регионах  действуют специальные комплексные программы  по поддержке и развитию малого бизнеса, предусматривающие и выделение финансовой помощи, например, гранты  на начало собственного дела.

Существенную роль играет также и микрофинансирование малых  предприятий. Микрофинансирование – это финансовая  отрасль, направленная  на предоставление различных  финансовых  услуг лицам, не способным по тем или иным причинам воспользоваться  обычными банковскими услугами, например, молодым предпринимателям, которым не хватает средств для  текущей деятельности. 

Сейчас реализуется  множество различных  программ микрофинансирования. Их  разрабатывают и предлагают клиентам не только банки, но и специализированные кредитные организации, занимающиеся  финансированием малого и среднего бизнеса. Осуществляют микрофинансирование малого бизнеса и фонды  поддержки предпринимательства. Они могут быть как государственными, так и негосударственными, но основной их  услугой является  предоставление микрокредитов.

Однако ни одна программа микрофинансирования  не включает такой важный для  начинающих  предпринимателей момент, как «старт-ап». Практически все фонды  содействия  кредитованию малого бизнеса, и большинство банков, участвующих  в программе микрофинансирования, отказываются  кредитовать начинающих  предпринимателей. Предприятие должно просуществовать и вести хозяйственную деятельность не менее трех  месяцев, чтобы  получить микрокредит в банке или заручиться  поддержкой и поручительством фонда [4, с. 112-114].

Подводя  итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в большинстве случаев малые предприятия  испытывают недостаток финансовых  ресурсов на различных  стадиях  хозяйственной деятельности. Возникают проблемы  привлечения  денежных  средств на оптимальных  для  малого предприятия  условиях:

оперативное получение недостающих  финансовых  ресурсов;

 небольшой объем привлекаемых  средств;

краткосрочный период использования  средств в обороте организации;

 доступная  и гибкая  плата за привлекаемые средства.

Таким образом, на основе анализа проблем формирования  финансовых  ресурсов малых  предприятий, можно сгруппировать факторы, влияющие на процесс финансового обеспечения  малых  предприятий, в две группы.

Рисунок 3 Факторы, влияющие на финансовое обеспечение малых  предприятий

Внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятий, направленные на достижение устойчивого развития малого предприятия, включают:

– повышение ликвидности и соответственно  платежеспособности предприятия;

– сокращение сроков кредиторской задолженности;

– усиление независимости от заемных средств за счет расширения собственных финансовых ресурсов;

– увеличение доли прибыли на вложенный капитал.

Внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия, охватывают:

– изменения уровня налоговой нагрузки;

– расширение   доступа   к   кредитованию   деятельности   малых предприятий;

– влияние    государственной    поддержки    в    развитии    малого предпринимательства.

Таким образом, проблемы формирования финансовых ресурсов малых предприятий обусловлены как внутренними, так и внешними факторами, и требуют решения не только на уровне самого предприятия, но и на уровне государства и всего бизнес-сообщества.

2.2 Управление финансовыми ресурсами на малых предприятиях

 

Малый бизнес очень разнообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.

Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает предприятия, а точнее численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент. В Японии, например, в этой связи, выделяют три уровня управления [5, с. 127-139]:

– неорганизованное управление – соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, само-управление ведется на элементарном уровне.

– организованное управление – характерно для предприятий с численностью работающих от 21 до 100 человек. В них имеется специальное управленческое подразделение, способное организованно управлять хозяйством.

– научно обоснованное организованное управление – соответствует предприятиям с численностью работающих более 100 человек. Н а таких предприятиях имеются хорошо организованные управленческие подразделения, каждое из которых обладает более высокой технологией управления в своей области.

Как показывает практика функционирования малых предприятий в России, в небольшом магазине, парикмахерской или автомастерской нет необходимости иметь специалиста-менеджера. Обычно функции управления в маленьких фирмах берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей. Однако это не всегда оправдано, поскольку отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и в конечном итоге отрицательно сказывается на результатах работы. Руководитель фирмы должен не только заниматься текущими делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы развития своего предприятия. Следовательно, главная задача менеджера (руководителя фирмы) заключается в том, чтобы с учетом всех факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.

Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления предполагает решение следующих вопросов:

– создание структуры предприятия;

– распределение полномочий.

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.

По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. Но даже при такой простой организационной структуре многие малые фирмы сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм - нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они для выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции рано или поздно вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.

Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Практика выработала определенные требования к личности менеджера малого бизнеса [6, с. 276]:

1) Менеджер всегда на виду, его авторитет зависит от его профессиональных и личных качеств.

2) Менеджер должен обладать большой гибкостью в работе, уметь предвидеть события и приспосабливать деятельность фирмы к меняющимся условиям.

3) Менеджер должен обладать способностью формировать и развивать эффективные рабочие группы.

4) Менеджер должен воспринимать своих подчиненных как группу, а не как отдельных личностей, и поддерживать общение с ними как с группой.

5) Задача менеджера – не формализовать отношения в коллективе, а учитывать их в своей работе, поддерживать атмосферу творческого взаимодействия.

6) Менеджер должен обладать высокой способностью влиять на окружающих.

7) Менеджер должен уметь обучать и развивать подчиненных.

8) Менеджер несет ответственность за результаты работы и атмосферу в коллективе.

Перечисленные требования характеризуют грамотного, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе.

Немаловажным для развития малого предприятия является то, как руководитель выполняет свои функции, т.е. не то, что он делает, а как он это делает. Другими словами, очень важно правильно выбрать стиль управления в малом бизнесе. Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. Однако на практике каждый руководитель имеет свой стиль управления, так или иначе сочетающий элементы всех трех стилей. В результате можно выделить пять характерных типов управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор.

Менеджер-диктатор в основном ориентирован на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор - плохой управляющий.

Менеджер-демократ прямо противоположный диктатору. Дела у такого менеджера идут как бы сами собой. Польза от этого не очень большая.

Менеджер-пессимист руководствуется девизом «Не вмешивайся в естественный ход событий». Польза от таких руководителей очень малая.

Менеджер-манипулятор во всем пытается достичь компромисса. Здесь проявляется склонность менеджера к манипулированию людьми.

Менеджер-организатор самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Именно тип менеджера-организатора является предпочтительным для предприятий малого бизнеса, управления небольшим коллективом, где взаимоотношения руководителей и подчиненных носят непосредственный и открытый характер. В малом трудовом коллективе начальствование обычно не подчеркивается, более того, обязанности по управлению нередко выполняются менеджером параллельно с другой работой, в рамках практической деятельности предприятия. Без бюрократических отношений сотрудники работают эффективно и с удовольствием. Результаты и хорошая атмосфера во многих случаях рождаются сами по себе, поскольку в малой группе именно работа стимулирует творческий подход и инициативу и каждый видит значение своей деятельности, как части конечного результата.

Таким образом, в малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

На малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия:

1) понимания важности разработки маркетинговой политики;

2) «лишних» денежных средств, необходимых для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов. Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий.

В то же время следует отметить, что малые предприятия в этом смысле находятся в гораздо более выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих клиентов, имеют больше возможностей личного общения персонала с клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.

В современных условиях хозяйствования малые предприятия в основном вынуждены ориентироваться на собственные средства, поскольку часто не могут получить доступ к кредитам без соответствующего залога, гарантий других юридических лиц или иного обеспечения. В свете этого разработка грамотного инвестиционного плана может оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения инвестиций со стороны, способных дать толчок для финансово-хозяйственного развития предприятия.

Одним из инструментов инвестора при осуществлении им капиталовложений служит бизнес-план проекта, который призван дать возможность инвестору сделать комплексную оценку инвестиционного предложения и, в первую очередь, показать, что предлагаемый товар (продукция или услуга) является конкурентоспособным, что для него имеется долгосрочный платежеспособный спрос, что возможна реализация проекта в приемлемые сроки, а также что инвестирование проекта выгодно для инвестора. Грамотная же разработка самого проекта может для малого предприятия оказаться серьезной проблемой в силу отсутствия необходимых знаний и средств на оплату подобной работы.

Важнейшей составляющей финансового менеджмента является оценка финансового положения предприятия, которая представляет собой совокупность методов, позволяющих оценить состояние дел предприятия в ходе изучения результатов его деятельности. Изучение финансового положения должно дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, заинтересованным в его финансовом состоянии, – сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.

Большинство руководителей малых предприятий, признавая, что финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, на практике не проводят оценку финансового положения фирмы, ограничиваясь показателями прибыли и, в лучшем случае, рентабельности производства продукции.

Оценка финансового положения малой фирмы, учитывая небольшой объем бухгалтерской отчетности, установленный для малых предприятий, будет включать ограниченный набор показателей и основываться на данных формы №1 – «Бухгалтерский баланс» и формы №2 – «Отчет о прибылях и убытках».

Таким образом, правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

Глава 3. Государственная поддержка развития малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью. Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры.

Получение положительных социально-экономических эффектов функционирования малого бизнеса возможно при наличии системной поддержки его развития. Особое место в этой системе отводится государству как институту регулирования и поддержки, призванному создать все условия для наращивания числа субъектов малого предпринимательства и их функционирования с высокой экономической эффективностью и высокой степенью ресурсоотдачи.

Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям и создает ряд проблем для развития малого бизнеса в стране.

Во-первых, отсутствие четкой эффективной законодательной базы, регламентирующей функционирование предприятий сферы малого бизнеса;

Во-вторых, увеличение налогового бремени и бюрократизация органов, осуществляющих надзорные функции.

В третьих, отсутствие, системы финансирования развития предприятий малых форм предпринимательства. Кредитование является одной из важнейших проблем малого бизнеса в России.

В настоящее время распространена практика предоставления кредитов только под залог или поручительство, которые большинство малых предприятий просто не могут предоставить. Отсутствие специальных банков, которые бы обслуживали малый бизнес, ставит малые формы предпринимательства в особо трудное положение, поскольку невозможность получения кредита исключает способность этих предприятий конкурировать с иными предприятиями;

И, в-четвертых, это экономические проблемы, такие как, уровень инфляции и рост цен на все факторы производства, которые ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет.

Как известно, все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, особенно в сфере малого предпринимательства.

В сфере налоговой политики основными мерами должны быть:

– снижение ставок налога;

– предоставление налоговых льгот на инвестиции и внедряемые инновации;

– проведение политики ускоренной амортизации.

В сфере кредитно-денежной политик необходимо проведение политики увеличения кредитов с целью оживления производства при помощи дополнительных кредитов, которое достигается за счет снижения процентных ставок за кредиты. Однако налогово-бюджетная политика государства в последние годы направлена на повышение налогового бремени, так для предприятий сферы малого бизнеса обязательные отчисления в социальные фонды были увеличены в 2 раза, что негативно сказывается на его развитии, особенно в реальном секторе экономики.

Анализ динамики числа малых предприятий по видам экономической деятельности подтверждает неэффективность государственной политики развития малого бизнеса в наукоемких отраслях и в реальном секторе экономики.

Высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективности государственной политики поддержки малого предпринимательства. Это связано с тем, что в сфере торговли низкие риски банкротства, требуется небольшой первоначальный капитал, осуществляется быстрый оборот капитала, для малых предприятий производственной сферы требуется первоначальный капитал, позволяющий приобрести парк оборудования.

Отсутствие льготных условий кредитования малого бизнеса (минимальная ставка кредита для малого бизнеса – 21%), а так же эффективной программы его поддержки (для получения государственной поддержки необходимо пройти контроль большого числа комитетов и департаментов, получить их одобрение, эти процедуры занимаю несколько месяцев), не позволяют ему развиваться в реальном секторе экономики.

Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной структуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес глубокий спад производства, хотя в последние два года наблюдается рост микро предприятий.

Таблица 1 – Динамика развития малого бизнеса, в общем количестве коммерческих предприятий в стране в период 2011-2013 гг.

Предприятия,

малые предприятия

2009

2010

2011

(тыс. шт.),

из них:

282,7

227,5

219,7

торговля (тыс. шт.)

83,9

69,9

65,4

численность работников (тыс. человек),

из них:

6736,5

6187,0

6016,9

торговля (тыс. человек)

1758,3

1505,7

1432,3

микропредприятия (тыс. шт.),

из них:

1052,3

1374,7

1503,1

торговля (тыс. шт.)

488,0

588,2

691,1

численность работников (тыс. человек),

из них:

4605,1

5005,9

5203,2

торговля (тыс. человек)

1907,2

1961,6

2010,4

всего коммерческих предприятий (тыс. шт.)

3365,1

3575,9

3796,5

Из таблицы 1 видно, что количество созданным малых предприятий в 2013 году по сравнению с 2011 сократилось и составило 219,7 тыс., из них 65,4 тыс., это предприятия торговли, остальные 154,3 это предприятия всех сфер экономической деятельности.

Рассматривая структуру малых предприятий по видам экономической деятельности за 2011 и 2013 гг. можно сказать, что почти половина предприятий занята в сфере оптовой и розничной торговли. Причем в 2013 г. доля предприятий данной области ниже на 0,9%, чем в 2012 г (2012 г. – 47,8%, 2013 г. – 46,9%). Доля предприятий, занятых в сфере операций с недвижимостью также существенна (17,5% в 2012г. и 17,9% в 2013 г.). Также заметен процент предприятий обрабатывающего производства и строительства (12-14%). Доли предприятий, занятых в остальных экономических областях, несущественны – менее 5% [15].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помимо населения, органы муниципальные управления (и это подтверждается всем мировым опытом) активно взаимодействуют с предпринимательской средой, причем, прежде всего, с представителями малого и среднего бизнеса. Последние испытывают со стороны органов муниципального управления не только известное регулирующее воздействие, но и являются получателями муниципальных услуг - как бесплатных (бюджетных), так и платных. Основные грани этого взаимодействия могут быть сформулированы следующим образом: взимание местных налогов и регулирование их отдельных параметров (предоставление льгот по местным налогам и сборам); выделение земельных участков; выдача различных разрешений, в частности, на прокладку коммуникаций и пр. участие малых предприятий в закупках товаров и услуг для муниципальных нужд, аренда муниципальной собственности малыми предприятиями и пр.

Особой формой названного взаимодействия, которая может охватывать ту или иную часть субъектов малого предпринимательства являются меры их прямой поддержки со стороны органов муниципального управления, которые наиболее эффективно реализуемы именно через специальные муниципальные программы. Такие программы сегодня составляют прерогативу лишь наиболее крупных и финансово обеспеченных муниципальных образований, прежде всего, городов - «столиц» субъектов РФ. Пока же новое законодательство по местному самоуправлению противоречиво трактует вопрос об использовании программно-целевого метода управления на муниципальном уровне. Среди «Вопросов местного значения» (ст. ст. 14,15,16 131-ого ФЗ) обязанность органов местного самоуправления реализовывать программы социально-экономического развития данного муниципалитета (как комплексные, так и целевые в отношении, например, развития и поддержки малого бизнеса) не рассматривается. Однако есть два обстоятельства, дающие основания полагать, что такая работа все же необходима.

Во-первых, она проистекает из п.6 ст. 17131-ого ФЗ, которая связывает деятельность органов муниципального управления не только с осуществлением прямо обозначенных в законе функций (полномочий) по вопросам местного значения, но и с принятием и организацией выполнения планов и программ комплексного социально- экономического развития муниципального образования. Между тем, для абсолютного большинства муниципалитетов России их программы социально-экономического развития в значительной, если не в решающей мере формируются именно как программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Вне системы мер по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства программы развития большинства муниципалитетов России экономически и социально несостоятельны. Именно исходя из этого, в новом 209-м ФЗ конкретно закреплены полномочия органов муниципального управления по развитию малого и среднего бизнеса, а также требованиям к тем программам, которые должны обеспечивать полную и эффективную реализацию названного круга полномочий муниципалитетов.

Во-вторых, предпосылки использования программно-целевого метода управления на муниципальном уровне вытекают из руководящих указаний по организации бюджетного процесса, в частности, из требований, установленных законом к бюджетному планированию на всех уровнях бюджетной системы, включая разработку системы программ и прогнозов социально-экономического развития соответствующего муниципального образования.


СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 131-ФЭ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2.  Атаманчук ГБ. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2012. - С. 3-37.
  3.  Блюменфельд В. «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,2013 г.
  4.  Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2012.1121 с.
  5.  Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах /Под ред. ВА Козбаненко. - М., 2013. Т. 1. - С. 4-7,70-83.
  6.  Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»//Федеральная газета № 1-2 февраль 2012 г.
  7.  Идеи А.А. Богданова и современность. Материалы III межвузовской научно-практической конференции молодых ученых / Под ред. А.И. Турчинова. - М, 2013.
  8.  Кавеев X. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть, №8-9,2012 г.
  9.  Касьянова Г.Ю., Котко Е.А. «Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете» - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2013г.с.
  10.  Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. - М., 2012.
  11.  Львов ЮА,«Основы экономики и организации бизнеса» - Спб.: ГМП «Фармико», 2012 г
  12.  ПрудниковА. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ, 2012.687 с.
  13.  Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: - Ростов-на-Дону, 2012.
  14.  Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2012.
  15.  Система государственного и муниципального управления: Учебник/ Под ред. Г.В. Атаманчука. - М., 2012. - С. 8-16.
  16.  Телемтаев М.М. Государственное системное управление. - Алма-Ата, 2013.
  17.  Чиркин В.Е.Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ. 2013.379 с.
  18.  Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. - М., 2012.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38501. Бухгалтерский учет и аудит затрат на производство продукции (на примере ОАО «Альфа») 862.5 KB
  Для принятия верных решений, обеспечивающих максимальное повышение прибыли и устойчивости предприятия на рынке необходима полная и достоверная информация о затратах, отражаемая в бухгалтерском учете и отчетности. Поэтому, именно учет и аудит затрат на производство продукции является на предприятии одним из важнейших объектов процесса управления.
38502. Особенности художественно-мифологического пространства Дж.Р.Р. Толкина (Властелин колец) 425.5 KB
  В современной лингвистике разработан многосторонний и углублённый подход к анализу художественного текста в рамках которого немаловажную роль играют аспекты когнитивной лингвистики понятие концепта концептуальный анализ. Принципиальная переводимость текста – свидетельство существенного сходства коцептосфер народов [Попова Стернин 1999: 26]. Здесь необходимо отметить что образные и концептуальные признаки выявленные в результате герменевтического анализа художественного текста являются уместными только в пределах данного...
38503. Озеленение отдельных контуров санатория-профилактория ФГУ ЦР ФСС «Вятские Увалы» 6.61 MB
  2 Подбор растений для каменистого сада и характеристика хвойных пород 105 4. Зеленые насаждения с использованием красивоцветущих декоративных растений выполняют эстетическую роль. высокая художественная выразительность зеленых посадок как в открытом так и закрытом грунте их положительное эмоциональное воздействие на человека находятся в прямой зависимости от умело подобранного и разнообразного ассортимента декоративных растений. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью...
38505. Реконструкция системы электроснабжения центральной части с. Идринское Идринского района 2.03 MB
  Расчет ТП1 линии Л2. Расчет полной S мощности на участках линии определяется по формуле: 1.62кВт; Расчеты показаны только для линии Л1 на трансформаторной подстанции ТП1 а результаты расчетов для остальных линий будут снесены в таблицу 1. Определяем токи на участках линии по формуле 1.
38506. Обработка отверстий детали «переводник шлицевой» без применения технологической оснастки 1.59 MB
  В настоящее время для обработки отверстий применяют различного рода приспособления. При обработке отверстий без использования оснастки возникают такие условия что настройка на операцию обработки внутренних шпоночных пазов происходит с увеличением нормы времени штучное время. Это объясняется тем что количество установок детали ее переустановок время на настройку операции на различных приспособлениях будет различным в зависимости от быстродействия рассматриваемой технологической оснастки. Определение основного времени...
38507. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КБ «ПРИВАТБАНК» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОГО РЫНКА УКРАИНЫ 2.31 MB
  КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА. Совершенствование кредитной политики банка {Error clculting vlue: Bookmrk _Toc125347208 ws not found in this document. Все усилия банка относительно возвращения кредитов сводятся на нет через несовершенство нашего законодательства. Учитывая экономическую и политическую нестабильность в Украине наилучшей гарантией возвращения кредита является его обеспечение поскольку при возникновении отрицательных явлений единым источником возвращения кредита для банка – реализация заставленного имущества.
38508. Проектирование жилого двухэтажного коттеджа с разработкой дизайна интерьера с добавлением элементов художественной ковки 6.56 MB
  Кованая мебель может быть выполнена в любом стиле: ампир и модерн артдеко барокко готика и неоготика кантри или хайтек. Кантри как основополагающий стиль. Для своего проекта интерьера коттеджа я предпочла применить стиль кантри с элементами художественной ковки. Слово кантри означает сельский деревенский а родиной этого стиля является Англия.
38509. Технология изготовления источника ионизирующего излучения 588.05 KB
  Сборочный чертеж источника ионизирующего излучения Р86 чертеж детали Корпус. Описание узла и назначение детали. Анализ чертежа детали. Анализ технологичности детали.