87478

Особенности правового регулирования и защиты авторских прав

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основной и самой важной проблемой для авторского права в любую эпоху и в любой стадии технической подготовки был выискивание и поддержание неустойчивого равновесия между правами личности и интересами общества и другое что относится к сфере культуры и то что относится к сфере...

Русский

2015-04-21

71.96 KB

1 чел.

Содержание

Введение…………………..………………………………………………...2

Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института……………………………………………………………...4

1.1 Становление и развитие авторского права в России…………...……4

1.2 Понятие и структура авторского правоотношения…………………12

1.3 Понятие и виды объектов авторского права………………………..16

Глава 2. Особенности правового регулирования и защиты авторских прав…………………………………………………………………….…………21

2.1 Особенности гражданско-правовых способов защиты авторских прав…………………………………………………………………………….…21

2.2 Ответственность за нарушение авторского законодательства…….26

Заключение………………………………………………………………..31

Список используемой литературы………………………………………34

Введение

Основной и самой важной проблемой для авторского права в любую эпоху и в любой стадии технической подготовки был выискивание и поддержание «неустойчивого равновесия» между правами личности и интересами общества, и другое, что относится к сфере культуры, и то, что относится к сфере коммерции.

Авторское право, как известно, рождает большой интерес, как с теоретической, и с практической точки зрения. Содержание авторского права представляет собой сложное сочетание имущественных и неимущественных интересов правообладателя.

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из основных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям, и незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. И эти проблемы в России возрастают уже в больших масштабах. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают теоретическое значение и практическую значимость.

На данном этапе в России проходит становление законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" "Российская газета", № 289, 22.12.2006 была принята часть четвертая гражданского кодекса Российской Федерации, раздел VII "права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", состоящий из 9 глав. Данная часть гражданского кодекса вступила в силу на 1января  2008 г.

Процесс глобализации и стремление России к активному участию, а также возможное скорое вступлению во Всемирную торговую организацию показывает необходимость совершенствования и приведения к стандартам механизм регулирования такой важной, современной и сразу развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности и авторского права и других смежных прав в том числе. Современная организация грамотного регулирования отношений, определяет и устанавливает в немалой степени значимость государства на политической карте мира в будущем. Все это говорит о чрезвычайной актуальности выбранной мной темы.

Объектом изучения данной работы являются правовые нормы, которые регулируют авторское право.

Предметом исследования являются правовые отношения, которые возникают в сфере реализации авторских прав и их защиты.

Цель работы – исследование правовой базы и проведение сравнительного анализа законодательства в области авторского права.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  1.  Рассмотрение истории становления и развития авторского права;
  2.  Определение понятия и структуры авторского права;
  3.  Изучение понятия и видов объектов авторского права;

4. Рассмотрение особенностей гражданско-правовых способов защиты авторских прав;

5. Изучение проблем, связанных с ответственностью за нарушение авторского законодательства.

Глава 1. Общая характеристика авторского права какгражданско-правового института.

  1.  Становление и развитие авторского права в России.

Возникновение и развитие авторского права большинство научных исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение пишущей машинки позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Но авторы произведений оставались такими, как «вне игры», что вызвало необходимость защиты его прав. Появляются понятия права автора, права издателя, права книготорговца. С течением времени в большинстве европейских государствах права этих субъектов начать регулируется мощность.

Н.Л. Стремецкая пишет об этом: «Только в конце 17 века был принят первый закон, который мог закреплять право на воспроизведение и распространение произведений для их создателей. Этот нормативно-правовой акт, отмеченный переход от системы привилегий к авторскому праву, был статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года»3.

Надо заметить, что первые акты, которые направленны на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских и других смежных прав. До принятия статута королевы Анны право, издание книг имели только члены старейшин гильдии издателей и книготорговцев Stationer'sCompany. В соответствии с законом признается владельцем произведения, авторы, но это было вызвано не только заботой о благополучии авторов, а давлением предпринимателей, которые готовы уничтожить монополию Stationer'sCompany на создание и распространение книг»4.

Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, которые защищены авторским правомстал больше, и стал включать в себя музыку, искусство и многие другие виды работ.

«Право интеллектуальной собственности на международном уровне свое закрепление получило уже в 19 веке. В 1886 году правительства европейских стран Германия, Франция, Бельгия, Англия, Испания, Италия, Швейцария, была подписана Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений»5. Российская Федерация присоединились к Бернской Конвенции только в 1995 г.

Последующее общемировое признание авторского права происходит с принятием Всеобщей декларации 1948 года, ст. 27 гласит: «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных произведений, автором которых он является».

«В 1952 году в Женеве подписывается Всемирная Конвенция об авторском праве (Россия участвует в Конвенции с 1973 г.)»6. В статье 1 Конвенции, расширился список объектов авторского права, в качестве которых признаются, литературные, научные и художественные произведения, музыкальные, драматические и кинематографические, живописи, графики и скульптуры. Установлен и срок действия авторского права, после смерти автора, на срок от 25 лет.

В дальнейшем неоднократно вводились международные нормы, общая цель которых, определялась как создание условий по соблюдению прав интеллектуальной собственности.

Конституционное право во многих других странах, ориентировано  на защиту интеллектуальной собственности. Преимущественно такие нормы содержатся в конституциях, которые были приняты во второй половине 20 века, когда проблема государственного признания объектов авторского права, их интернациональной охраны была остро поставлена на повестку дня перед всеми державами мира.

В Российской Федерации регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, также как и в Европе, возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Наиболее важной особенностью российского авторского права была его тесная связь с цензурой.

До 1771 года книгоиздательское дело было в РФ государственной монополии. В 1771 году была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге, на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы книги на русском, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 года.

С.А. Беляцкин, пишет о том, что: «Как отмечают исследователи авторского права конца 19-го века и начале 20 веков, русские законы представляли привилегии исключительного издательства некоторым юридическим лицам публичного характера, ученым корпорациям, академии наук»7.

А.П. Сергеев считает, что «Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания оставалось в России до середины XIX вв. Первый закон, который закреплял права на использование литературных произведений за авторами, появляется лишь в 1828 году в качестве специальногоЦензурного устава»8.

Но авторскому праву было посвящено всего пять статей.

Экономические интересы правительства Российской Федерации и отсутствия организованных авторских обществ, которые, в свою очередь, могли бы защищать экономические интересы российских авторов, были причиной того, что Россия отказалась в XIX веке от присоединения к Бернской Конвенции.

В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который распознавал фактически авторские права правами собственности.

С.А. Беляцкин пишет: «Что событием и явлением стало принятие 20 марта 1911 года положения об авторском праве. Новый закон, по замечаниям его современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада»9.

В первые годы после Октябрьской революции прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность полностью. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право, имееть ограниченный срок 5 лет на государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» принятым 26. ноября 1918 г. в собственность государства вошли произведения ряда писателей и композиторов.

В период НЭПа принимается 30 января 1925 г. Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права.

Конечно, права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора) предусматривалосьв случае если использование произведений только по договору с автором.

Э.П. Гаврилов пишет: «Законодательство СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР – статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР»10.

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ ("Авторское право"), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав.

Сегодня в Российской Федерации не только гарантируется свобода творчества, но охраняются права на его результаты. До недавнего времени связан круг отношений регулируется целым пакетом специальных законов об охране авторского права (патентный закон); закон о товарных знаках, знаки обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров; закон о правовой охране топологий интегральных микросхем; закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных и закон об авторском праве и смежных правах).

Однако с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» они утратили силу с 1 января 2008 г. Указанные правовые отношения регулируются гражданским законодательством (ст. 1225 – 1551 ГК РФ).

В качестве основных задач (функций) для современного российского авторского права чаще всего в юридической литературе называют две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать создание произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческой работы, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных произведений и доход и т.д., с другой стороны, задачи авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Другими словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними. Задачи авторского права тесно связаны с его принципами.

Принципы авторского права-это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они охватывают содержание системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и субъективные права и обязанности участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными, в конкретных статьях закона, принципы авторского права, из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание и применение принципов можно в авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные нормы, а также решать вопросы, на которые нет ответа в действующем законодательстве. К числу наиболее важных из основных принципов российского авторского права, содержание норм на современном этапе развития относятся.

Во-первых, принципом авторского права должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст. 44 Конституции Российской Федерации. Данный принцип, лишь недавно наполнивший разумным содержанием все авторские право и характеризуется в целом ряде его норм. Так, свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена законом. Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо списком и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Издатель произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воспроизведения, создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придают произведению окончательной форме.

Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Этот принцип, безусловно имеет свои проявления и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, но в авторском праве он имеет особое значение.

К.Б. Леонтьев, О.В. Сенотов, и В.В. Терлецкий пишут, что:«В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения»11. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков была одной из главных проблем авторского права. В наше время никто не утверждает, что авторы должны контролировать использование их произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если произведение с согласия автора, не доступны для общественности, его права на произведение не может быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы современного демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры.

Общество до некоторой степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим произведениям своих членов, так это о том, чтобы создаваемые произведения эффективно защищены законами об авторском праве. В этой связи в авторском законодательстве России, как и в законодательстве других стран, за авторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав, устанавливается, что произведения, по общему правилу, лишь на основании договоров с их авторами и согласованных с ними условиях, которые определены сроки действия субъективного авторского права т.д. В то же время с учетом интересов общества, были случаи, когда произведения могут свободно использоваться, в соответствии с указанными в законе заинтересованными лицами.

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права позволяет выдвинуть положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных различий между Российским авторским правом от авторского права ряда многих других странах. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя, и т.д. не могут переходить к другим, по крайней мере, если сам автор и выразил свое согласие. Это согласие является недействительным и ничтожным. Таким образом, даже в тех случаях, в которых работа была в рамках выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены им. С этими соображениями продиктованы нормы российского законодательства, которые устанавливают, что право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д, что касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона.

1.2 Понятие и структура авторского правоотношения.

В первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали, прежде всего, принадлежность авторского права тому или иному лицу. Е.А. Моргунова, и О.А. Рузановасчитают, что «Авторское право – господство лица над произведением»12.

В современном понимании авторское право харктеризуетсяпосредством определений. Авторское право-это, во-первых, ряд полномочий автора, то есть, так называемое субъективное право автора. Во-вторых, авторское право - совокупность норм, которые направленны на регулирование авторских отношений.

Авторские правоотношения - отношения, которые предполагают множество участников. Участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны-организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д)

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и много других форм собственности. Соответственно, разнятся и носители авторского права - частные лица, государственные и местные организации, и т.д

Субъектами авторского права, в широком смысле, являются лица, участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права: лица, которым принадлежат авторские права, организации по защите авторских прав и другие заинтересованные стороны.

Первоначально авторские права приобретают авторов произведений, которые по российскому законодательству являются исключительными носителем личных авторских прав.

В соответствии с Четвертой частью гражданского кодекса Российской Федерации авторы произведений науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение (ст. 1257).

Более обширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 года термин «автор» означает любое лицо или группу лиц, которые независимо или под эгидой какой-либо правительства или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели, компании, проекты и развитие географических указаний.

Таким образом, можно отметить, что, автор, это, прежде всего физическое лицо (группа лиц предполагает, соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни национальность не важна для признания лица автором. При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения. Также обратите внимание, что права, защищенные авторским правом произведений тесно связаны с понятием дееспособности (ст. 21 ГК РФ). В соответствии со ст 26 ГК РФ (п. 2 пп. 2) без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства могут быть несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, вы можете обнаружить, что, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет.

Важно так же заметить, что для возникновения авторского права не имеет значения и дееспособность лица. А. Курманов отмечает, что: «Автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным»13. Однако и здесь необходимо оговориться в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право распоряжения результатами авторского произведения (сделки по отчуждению имущественных прав).

После смерти автора субъектами авторского права являются его наследники. Но в этой ситуации наследуются не все права. Неотчуждаемы и непередаваемы: авторское право - право признается автором произведения и право на авторское имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно. Но наследники вправе защищать названные права и право на неприкосновенность на произведения.

На стороне автора может выступать и в несколько авторов – соавторов.В соответствии с пунктом 1 ст. 1258 ГК РФ, авторское право на произведение, которые были построены совместным творческий трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит сотрудникам, работающих вместе, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство предполагает наличие соответствующего соглашения между партнерами (письменное или устное). Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству. Не будет соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не был заключен этот договор.

Как и в действующем законодательстве, так и в теории авторского права как неделимое соавторство, так и неделимое. Существенное различие между ними, существует в том, что при делимом соавторстве, соавтор можетрассматриваться при внимании ряда условий как индивидуальный субъект авторского права (абзаца 2 пункта 2 ст.  1258 ГК Российской Федерации). В частности, автор главы в учебнике для авторского права, может обрабатывать главу и представлять их как статью или руководство. При неделимом соавторстве могут встречаться субъекты (соавторы) авторское произведение из произведения, и соответствующим образом самостоятельно не выбирают, как автор части произведения. Например, отец и сын писали учебник для авторского права, но каждый из них не писал по главе, а, вместе текст у составляли, постоянно  редактируя.

Может возникнуть вопрос: как оценивать вклад конкретного автора в произведение? И кому принадлежит право на использование произведения, созданного совместно?

В первую очередь, необходимо отметить, что авторское право на произведение созданное соавторами принадлежит совместно всем авторам.

Право на использование произведения в целом принадлежит сотрудникам вместе. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (абз. 1, пункт 2, ст. 1258 ГК РФ).

В качестве субъекта авторских отношений могут выступать и юридические лица, но не как авторы, а как собственник прав на произведение, то есть выступать обладателем производных прав (пользователями).

В качестве специальных субъектов авторского права можно выделить: специальные государственные органы (в Советский период, например, - Госкомиздат), комитеты (организации), для защиты авторских прав, Ассоциация издателей и т.д

Действующим законодательством предусмотрено создание организаций, управляющих имущественными правами владельцев авторских и смежных прав для обеспечения практической реализации этих прав в случаях, когда индивидуальное осуществление их затруднено. В Российской Федерации в настоящий момент существуют несколько организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

Содержание авторских прав состоит из двух составляющих: личных прав автора и имущественных прав. Такое разделение появилось не так давно, но в настоящее время свойственно фактически всем системам права.

Такое разделение свойственно и для российского авторского законодательства.

1.3Понятие и виды объектов авторского права.

Законодательством в п. 1 ст. 1259 ГК РФ закреплено, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Таким образом можно заметить что, объект авторского права, в широком понимании – это произведение.

Законодательством не определенопонятие «произведения», но даются четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:

Во-первых, оно должно относиться к науке, литературе или искусству.

В.О. Калятин пишет о том, что:«Это чисто условный признак, т.к. законодательство акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способы его выражения. Стоит согласиться сученными, которые подчеркивают, что указанные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, который указывает на определенную область человеческой деятельности»14.

Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

Итак, законодатель говорит о результатах «творческой деятельности», «творчестве».

Что следует понимать под творчеством?

«Творчество – деятельность человека, которая направленна на создание культурных или материальных ценностей». По мнению Э.П. Гаврилова:«Творческая деятельность – это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира»15.

Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Н.А. Райгородскийпишет о том, что: «Новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот»16.

Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

- литературные произведения;

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

- другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для электронно-вычислительных машин, которые охраняются как литературные произведения.

Кроме этого, к объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, которые представляют собой переработку другого произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (энциклопедии, антологии, базы данных и др.).

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Безусловно, что это не полный список объектов авторского права. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что законодательством не ограничены формы объективного выражения произведений. М. Чупова пишет о том, что: «В число объектов авторского права входят «письма»17.

Между тем, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п. 5 ст. 1259 ГК).

В.В. Погуляев говорит о том, что: «Спорным как в теории, так и на практике является вопрос о включении в число объектов авторского права «формул»18.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.

Закон для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требует регистрации произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для электронно-вычислительных машин и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя (п. 4 ст. 1259 ГК).

Произведения, которые не являются объектами авторского права (п. 6 ст. 1259 ГК):

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, и многие другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Одним из новшеств, которое привнесла четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации в законодательство об авторском праве, стало положение п. 7 ст. 1259 ГК о том, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.

Глава 2. Особенности правового регулирования и защиты

авторских прав.

2.1 Особенности гражданско-правовых способов защиты авторских

прав.

Каждое лицо, входящее в гражданско-правовые отношения, может вступатьсяза свои нарушенные или оспариваемые права, охраняемые законом интересы. Безусловным правом на защиту обладают и владельцы объектов интеллектуальной собственности.

Ибо права на объекты интеллектуальной собственности являются гражданскими правами, вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав, а не какой-либо государственный орган: гражданские права – есть частные права.

Предохранение авторских прав и оберегаемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

При жизни автора, по общему исключению, только он сам или его уполномоченный представитель может представлять с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на творения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности. После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, задевающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов. Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения пользователю, защита нарушенных прав возлагается на последнего. Однако если это лицо не реализовывает защиту нарушенных прав, автор или его наследники могут защищать их сами. Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которые передали полномочия на управление ими специально сотворенным для этого организациям, защищаются этими организациями.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, определенныхдействующим авторским законодательством. Нарушение прав может случиться как в рамках авторского или иного договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены обстоятельства договора о передаче авторских и смежных прав, используются санкции, предусмотренные договором. Е.А. Моргунова, и О.А.Рузановапишут, что: «При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством»19.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты – юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских прав. По общему правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров анализируется районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, появившийся между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть отдан на разрешение третейского суда. В качестве орудия судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. направленное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты употребляется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Неюрисдикционная форма защиты захватывает действия граждан и организаций по защите авторских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Несомненно, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от любых самоуправных действий, запрещенных законодательством. Характерным примером таких отказываемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В.О. Калятин пишет о том, что: «В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, в частности, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности»20.

Под способами защиты авторских прав разумеются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

В соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации реализовывается, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права – к лицу, которое отвергает или иным образом не признает право, преступая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, преступающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков – к лицу, неправомерно применившему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом преступившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) обиздании решения суда о допущенном нарушении с указанием настоящего правообладателя – к нарушителю исключительного права.

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с применением других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК требовать по своему выбору от нарушителя вместо компенсирования убытков выплаты компенсации.

В.Ф Яковлев, и А.Л Маковский в своей работе отмечают: «Возмещение подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, направившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков»21.

Кроме гражданско-правовых мер защиты, существует уголовная ответственность за нарушение авторских прав, предусмотренная в ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поэтому, если автор полагает, что нарушение его авторских прав носит особо опасный – преступный характер, то он вправе определить вопрос о привлечении нарушителей к уголовной ответственности.

В силу ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) иск о защите авторского права и (или) смежных прав предъявляется в суд по месту жительства или по месту нахождения ответчика. Иски, вытекающие из авторских договоров, в которых указано место реализации, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения договора (ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК РФ в случае, если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было возмещения, если иные последствия не предусмотрены ГК РФ.

Пунктом 5 ст. 1252 ГК РФ установлено, что оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход РФ.

2.2 Ответственность за нарушение авторского законодательства.

Знаменательным событием было введения с января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» в законодательный оборот обусловливает необходимость реализации на практике нормативных предписаний, определенных правом интеллектуальной собственности, а это, прежде всего, может означать признание ответственности за действия и/или бездействие, повлекшие нарушение прав авторов, законных правообладателей.

Эффективность применения мер для защиты прав интеллектуальной собственности в рамках уголовно-правового законодательства находилась в центре обсуждения на заседании Консультационного комитета по защите прав интеллектуальной собственности Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), проходящей в г. Женеве 1-2 ноября 2007 г. Были рассмотрены презентации, согласующиеся с нормами уголовного права различных юрисдикций, а также рассмотрены вопросы определения объема противоправных деяний, фактов преступных действий, бездействия, повлекших нарушение прав интеллектуальной собственности; реализации следственных мероприятий при расследовании преступлений в сфере прав интеллектуальной собственности; взбудораженности в связи с этим необходимых уголовных процедур, а также юридические вопросы выявления фактов доказательств нарушения исключительных имущественных и личных неимущественных прав, предусмотренных уголовным законодательством, анализировались варианты применения видов наказаний и величины санкций в зависимости от степени нарушения прав интеллектуальной собственности.

Н.Л. Сенников пишет о том, что: «Пожалуй, большинство граждан России думают, что для того, чтобы юридическая ответственность ручаласьза исполнение, материализацию конкретного права, необходимо законодательно усилить степень ее защиты, меры взыскания за противоправные действия»22.

Так ли это и должен ли аналогичный подход привести к желаемому результату? «Nullumcrimensinepoena, nullapoenasinelege, nullumcrimensinepoenalegali – Нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания».

Вступление России в ВТО обязывает страну использовать действенные меры, сосредоточенные на достижении правового использования объектов интеллектуальной собственности. Но вряд ли увеличение ответственности должно предусматривать ужесточение мер уголовной ответственности, устанавливаемых судами Российской Федерации после рассмотрения дел, касающихся нарушений в сфере защиты нарушения исключительных имущественных, лицензионных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Законодательство Российской Федерации предусматривает следующие меры ответственности в сфере защиты прав интеллектуальной собственности – гражданско-правовая, административная, уголовная. Причем последовательность применения мер защиты может изменяться в подвластности от стороны, инициирующей защиту прав. В том случае, если эта инициатива принадлежит органу исполнительной власти Российской Федерации (например, налоговым, таможенным службам и др.), то административная, гражданско-правовая, уголовная. Во всех случаях уголовная ответственность является принужденной и заурядной мерой влияния на лицо(-ца), признанное(-ые) виновным(-и) в нарушении прав интеллектуальной собственности.

По Конституции РФ авторам, правообладателям гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов интеллектуальной творческой деятельности (ст. 44 Конституции РФ). Закон сберегает право интеллектуальной собственности следующим образом.

В Гражданском кодексе РФ ответственность автора, правообладателя по обязательствам интеллектуальной собственности регламентируется общими тезисами об ответственности за нарушение договорных обязательств, правилами об ответственности по обязательствам в результате причинения вреда и неосновательного обогащения, а так же специальными нормами части четвертой ГК об ответственности за нарушение имущественных и личных неимущественных прав авторов и правообладателей.

Личные неимущественные права не могут быть предметом обязательственных требований, тем не менее, в отношении их защиты употребляются нормативные положения гражданского законодательства: «Нематериальные блага и их защита» (см. глава 8 ГК РФ), также охватывающие меры компенсационного характера воздействия законодательства об интеллектуальной собственности на правонарушителя.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за правонарушение определяется на основании ст. 7.12 – в области охраны прав интеллектуальной собственности (см. Кодекс РФ об административных правонарушениях).

В Уголовном кодексе РФ ответственность за преступления в области нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина наступает ст. 146, 147, 180 – о нарушении прав интеллектуальной собственности (см. Уголовный кодекс РФ).

Более суровые меры уголовной ответственности, применяемые к лицам, нарушающим права интеллектуальной собственности вряд ли можно назвать обоснованными, ведь исправительные учреждения нельзя назвать местом повышения компьютерной грамотности, других знаний в сферах образования, культуры, в частности в области защиты прав интеллектуальной собственности, и общая ситуация с реализацией судебной реформы не позволяет говорить о снижении количества преступлений в России.

М.И. Никитина пишет о том, что: «Договорное употребление исключительных имущественных прав, лицензионных имущественных прав должно быть экономически более предпочтительным для хозяйствующих субъектов, поскольку в случае нарушения прав размер имущественной ответственности будет так значителен, что не позволит возродить кредитоспособность хозяйствующего субъекта и в порядке субсидиарной ответственности обременит частную собственность должника, находящуюся вне оборота прав интеллектуальной собственности, приведет к банкротству и повлечет иные имущественные последствия без прекращения правовых обязательств после ликвидации деятельности юридического лица»23.

А. Курманов считает, что: «Для этого также необходимо законодательно удостоверить, что нарушение исключительных имущественных прав неизменно повлечет за собой нарушение личных неимущественных прав авторов, правообладателей – установить прямую взаимосвязь составляющих прав интеллектуальной собственности»24. Надо законодательно подтвердить факт признания причинно-следственной связи нарушений исключительных имущественных и личных неимущественных прав авторов, правообладателей, а также внести соответствующие нормативные положения в Гражданский кодекс РФ, определяющий размер компенсации за нарушение личных неимущественных прав интеллектуальной собственности, так как они неизменно связаны с исключительными имущественными правами, нарушение которых влечет за собой нарушение личных неимущественных прав авторов, законных правообладателей (абсолютный характер действия прав собственности, употребляемый по аналогии к праву интеллектуальной собственности).

В.Ф Яковлев, и А.Л. Маковский обозначают что: «В случае невыполнимости возмещения виновным лицом автору, правообладателю гражданско-правовых компенсаций убытков, вреда (возмещения вреда в натуре и/или компенсационных выплат), оплаты административно-правовых штрафов необходимо предусмотреть при нарушении прав интеллектуальной собственности дополнительную ответственность, предусматривающую вынесение судом приговора об уголовном наказании»25.

Компенсационный характер данных возмещений нанесенных правонарушителем вреда вследствие нарушения прав интеллектуальной собственности является предпочтительным, поскольку способствует укреплению основ, принципов предпринимательской деятельности, развитию гражданского оборота исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Н.Л. Сенников считает что: «Всемерная реализация прав хозяйствующих субъектов опирается на признании равенства прав участников отношений интеллектуальной собственности, неприкосновенности исключительных имущественных, личных неимущественных прав авторов, свободе договорных отношений, недопустимости произвольного вмешательства третьих лиц при использовании исключительных имущественных прав, обеспечении восстановления, защиты нарушенных прав интеллектуальной собственности»26.

Заключение.

С принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации произошла кодификация (включение всех законодательных норм по интеллектуальной собственности в ГК с одновременной отменой шести действующих специальных законов в этой области) правовых норм, регулирующих порядок использования в гражданском обороте и охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации текстуально в значительной части повторяет положения уже действующих законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Авторское право исходит как на обнародованные, так и на необнародованные произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изобразительной, объемно-пространственной).

Помимо автора произведения (физического лица, творческим трудом которого создано произведение) правообладателями могут являться иные лица (как физические, так и юридические), которым авторское право или смежные права принадлежат на основании закона, переходят по наследству либо по договору.

В соответствии с гражданским законодательством авторское право реализуется в отношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

На идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия авторское право не распространяется.

Права авторов произведений, их наследников, а также иных обладателей этих прав могут быть нарушены такими действиями как совершаемые без согласия автора воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ илипубличное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

Ужесточение ответственности в виде возможности ликвидации по требованию прокурора в судебном порядке юридических лиц, неоднократно или грубо нарушивших исключительные права (статья 1253 ГК РФ) может создать новые условия в работе российских издательств, как и любых других пользователей, осуществляющих массовое использование авторских произведений и других объектов интеллектуальных прав.

Несмотря на все положительные моменты кодификации законодательства о праве интеллектуальной собственности и авторском праве в частности, существует и объективная критика.

Еще на стадии обсуждения проекта четвертой части Гражданского кодекса, мнения специалистов разделились. Ссылаясь на отечественный и зарубежный опыт, многие специалисты отстаивали необходимость кодификации в Гражданском кодексе только общих положений с сохранением специальных законов по отдельным предметным областям интеллектуальной собственности. Так как слишком детальное регулирование отношений, не свойственно уровню Кодекса, который должен быть стабильным актом.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что право интеллектуальной собственности – относительно новая область юриспруденции, для которой характерны сложные проблемы, непростая терминология, динамично развивающееся законодательство. Можно сказать, что положение с интеллектуальной собственностью такое же, как и с правами человека: в каждую эпоху они определяются, прежде всего, возможностями человечества.

Создание адекватного правового регулирования невозможно без исследования всего комплекса связанных с интеллектуальной собственностью проблем. При разработке современного законодательного обеспечения и в ходе его применения особенно важно достичь соответствия законотворческой и правоприменительной практики основным целям, которые стоят перед правом интеллектуальной собственности: способствовать созданию максимально благоприятных условий для появления творческих результатов, широкого распространения интеллектуальных ценностей, сохранения, распространения и пополнения культурного наследия.


Список используемой литературы.

Нормативные правовые акты.

  1.  Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сент. 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР. – 1973. – №24.
  2.  Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сент. 1886 г. // Бюллетень международных договоров. – 2003. – №9.
  3.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)// Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
  4.  Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32.
  5.  Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 25.12.2006. – № 52 (1 ч.).
  6.  Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Российская газета. – № 220. – 20.11.2002.
  7.  Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, 25 декабря, №52 (часть 1).
  8.  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Российская газета. – 17 октября 1992.
  9.  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета. – 1992, 20 октября.
  10.  Закон РФ от 9 июля 1992 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. – 1993, 3 августа.
  11.  Патентный закон Российской Федерации от 23 сент. 1992 г. №3517-1// Российская газета. – 1992. – 14 окт. – №225.
  12.  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Российская газета, 1992, 17 октября.
  13.  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» // Российская газета, 1992, 21 октября.
  14.  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета, 1992, 20 октября.

Научная и учебная литература.

1. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – СПб. Издание юридического книжного склада «Право», 1912.

2. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". – М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

3. Дозорцев В.А. Авторские правомочия // Проблемы современного авторского права. Свердловск. – 1989.

4. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма, 2000.

5.Курманов А. Охрана интеллектуальной собственности и нормы международного и российского права // Юрист вуза. – 2008. – №3.

  1.  Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. – "Бератор-Пресс", 2003.
  2.  Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. – М.: Экзамен, Право и Закон. – 2004.
  3.  Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. – Казань, 1982. – С. 62; Гаврилов Э.П. Советское право. – М., 1984.
  4.  Погуляев В.В. Формула как объект авторского права // Право и экономика. – №4. – апрель 2003 г.
  5.  Сенников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности // Российский судья. – №2. – 2008.
  6.  Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М., 1996.
  7.  Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. – №8. – август 2002 г.
  8.  Чупова М. Авторские права на литературные произведения // Российская юстиция. – 1999. – №7.
  9.  Яковлев В.Ф., Маковский А.Л. О четвертой части гражданского кодекса России // Журнал российского права. – 2007.

3Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. – №8. – август 2002 г. – Ст. 51.

4Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма, 2000. – Ст.14.

5Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сент. 1886 г. // Бюллетень международных договоров. – 2003. – №9.

6Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сент. 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР. – 1973. – №24. – Ст. 139.

7Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – СПб. Издание юридического книжного склада «Право», 1912. – Ст. 32

8Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М., 1996. – Ст.36-37.

9Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – СПб.: Издание юридического книжного склада «Право», 1912. – Ст.5.

10Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". – М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

11Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. – "Бератор-Пресс", 2003.

12Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. – М.: Экзамен, Право и Закон. – 2004.

13Курманов А. Охрана интеллектуальной собственности и нормы международного и российского права // Юрист вуза. – 2008. – №3.

14Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма, 2000. – Ст. 32.

15Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". – М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

16Райгородский Н.А. Изобретательское и авторское право в системе гражданского права // Правоведение. – 1958. – № 1. – с. 54-60.

17Чупова М. Авторские права на литературные произведения // Российская юстиция. – 1999. – №7.

18Погуляев В.В. Формула как объект авторского права // Право и экономика. – №4. – апрель 2003 г.

19Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. – М.: Экзамен, Право и Закон. – 2004.

20Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма, 2000. – Ст.14.

21Яковлев В.Ф., Маковский А.Л. О четвертой части гражданского кодекса России // Журнал российского права. – 2007.

22Сенников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности // Российский судья. – №2. – 2008.

23Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. – Казань, 1982. – С. 62; Гаврилов Э.П. Советское право. – М., 1984. – С. 133;

24Курманов А. Охрана интеллектуальной собственности и нормы международного и российского права // Юрист вуза. – 2008. – №3. – Ст. 62-63.

25Яковлев В.Ф., Маковский А.Л. О четвертой части гражданского кодекса России // Журнал российского права. – 2007.

26Сенников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности // Российский судья. – №2. – 2008.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79151. Учение пятидесятников о крещении Духом Святым 11.87 KB
  Внешним признаком КДС для большинства пятидесятников является говорение на иных языках. обладают даром говорения на языках. Учение пятидесятников о КДС которое обязательно должно сопровождаться внешним проявлением в виде говорения на иных языках не находит подтверждение в Св. Так в день пятидесятницы крестилось около 3000 человек но они не говорили на языках Деян.
79152. Пятидесятнические теории говорения иными языками 14.2 KB
  Из Деяний следует что апостолы говорил на национальных языках но в послании к 1Кор. Правда сейчас теория говорения на смешанных языках не получила своего распространения. Писания о предназначении дара говорения на иных языках. Широкое распространение дара говорение на иных языках в ранний период церковной истории было вызвано необходимостью проповедью христианства в языческом и многоязычном мире который требовал знамений служивших для религиозного сознания верующего человека подтверждением истинности какой либо доктрины.