8748

Цивилизации в эпоху нового времени

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Цивилизации в эпоху нового времени В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. ХVII и ХVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подгот...

Русский

2013-02-17

42.5 KB

35 чел.

Цивилизации в эпоху нового времени

В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. ХVII и ХVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступлению в индустриальную эру.
Модернизация - это разрушение устоев традиционной цивилизации. Процесс, который охватывает все области жизни общества.

Она включает в себя:
урбанизацию - небывалый рост городов; город впервые в истории получает экономическое преобладание оттесняя на второй план деревню;
индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которому
положил промышленный переворот в Англии во второй половине ХУIII в.;
демократизацию политических структур, закладывающую предпосылки для становления гражданского общества и правового государства;
невероятно быстрый по сравнению с прошлыми
эпохами
рост знаний о природе и обществе;
секуляризацию — обмирщение сознания и развитии атеизма.

Модернизация неразрывно связана с развитием капитализма, с революциями.

«Анатомия революций»

Кризис => массовые выступления и революционный переворот  =>  образование вакуума власти  =>  переход власти к представительным органам  =>  борьба различных партий (от радикалов до консерваторов) => реставрация (частичное восстановление старых порядков, благодаря которому смягчается острота революционных сдвигов в обществе).
Большое значение имеет вопрос об идейном обосновании революций.
Идеалы справедливого общества, социального равенства - неизбежный спутник революций: они вдохновляют на борьбу народные массы, далекие от политики, отражаются в той или иной степени в программах радикалов.

Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США

Понятия «центр» и «периферия» модернизации характеризует ту или иную страну с точки зрения закрепления в ней новых, т.е. капиталистических отношений

I. Периферия Западной Европы – Италия, Германия, Испания

Буржуазные отношения зародились рано (XV-XVI в.), но на «периферию» их отодвинули:

  •  Смещение мировых торговых центров в сторону Атлантики после Великих географических открытий;
    •  Многочисленные феодальные порядки;
    •  Многочисленные войны
    •  Политическая раздробленность;
    •  контрреформация

II. Страны «молодого капитализма» - США и Россия

Более позднее, медленное, но неуклонное движение в сторону модернизации.

В России модернизация проводилась «сверху», т.е. правительством. Старые традиционные структуры частично уничтожались, частично использовались в новых целях. Последние давали временный успех, но, в конечном счете, тормозили модернизацию (Петровские преобразования, Александра I и т.п.)

В США не прижились феодальные порядки, и они преодолели колониальную зависимость, слабую промышленность и плантационное рабство на Юге. Огромные пространства на Западе создавали возможности для развития фермерства (капитализма в сельском хозяйстве) и являлись источником особой атмосферы «свободы»

III. Европейский центр – Англия, Голландия, Франция 

Модернизация имела необратимый и достаточно бурный характер. Эти страны выступали в роли катализатора для остальных стран Западной Европы и России.

Факторы, способствующие развитию капитализма и модернизации:

1. Степень проникновения капитализма в деревню.
2. Наличие
свободных рабочих рук.
З.
Обуржуазивание дворянства, «новое дворянство», занимавшееся предпринимательством.
4.
Революция, дающая буржуазии допуск к политической власти и обеспечивающая гарантии для предпринимательской деятельности.
5. Политика правительства, направленная на поощрение своей промышленности (
меркантилизм, протекционизм).
6. Преобладание промышленности над торговлей.
7. Технические
изобретения и скорость их внедрения в производство.
Все эти факторы в их совокупности имели место только в Англии, поэтому именно
английская модель считается классической.

Просветители: люди, которые осмелились понять

Просвещение – идейное течение XVIIIXIX вв. основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества

Философия просвещения:

  •  расшатала основы религиозного мировосприятия (Богу отводится роль «перводвигателя», вера и разум противопоставляются друг другу, Библия становится объектом критики);
  •  возникло представление о мире как о гигантском механизме, в котором все устроено разумно и целесообразно;
  •  новое объяснение истории и общества: нет Божественного промысла в истории, священного происхождения королевской власти и существующего порядка, общество должно быть устроено по законам природы и удовлетворять естественные потребности человека на счастье, самосохранении, равноправие и т.д.);
  •  человек – творец истории;
  •  возникли понятия «цивилизация»

Духовная культура эпохи индустриализации

Романтизм отвергает идеи и ценности просвещения

ПРОСВЕЩЕНИЕ

РОМАНТИЗМ

Социальный идеал цивилизованное общество, построенное на принципах свободы, равенства и братства; построение такого общества — итог истории, плод человеческого разума и труда

Идеал обычно отнесен в прошлое, а потому утопичен (вспомним попытки славянофилов возродить устои Древней Руси). Романтиков привлекает не процветающее индустриальное общество, а общество «органическое», то есть гармоничное, цельное, естественное

Вера в науку, прогресс, в способность человека постичь мир разумом

Разуму противопоставляется интуитивное восприятие мира, умение увидеть то, что скрыто от глаз

Мир представляется сложным, но разумно устроенным механизмом

Мир загадочен и непознаваем до конца, ибо делится на видимый, материальный, и невидимый, высший

В человеке ценятся просвещенность, умение подчинять страсти рассудку, свободомыслие, активная преобразовательная деятельность

Необузданность страстей, углубленность во внутренний мир, вдохновение, презрение к практицизму и расчетливости буржуа


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13959. Использование языка XSL для форматирования документов XML 519 KB
  Текстовый документ, содержащий объекты форматирования, т.е. элементы в пространстве имен fo:, называется документом FO. Этот документ описывает как общую компоновку отформатированного документа XML, так и его стилевое оформление.
13960. Гусенятко М. Вінграновський 34 KB
  УРОК № 13 Тема. М. Вінграновський. Гусенятко. Мета: допомогти учням усвідомити ідейнохудожню цінність твору визначити його головну думку; розвивати навички виразного читання переказу прозових творів їхнього аналізу висловлення власної думки щодо прочитаного; ви...
13961. Наскільки ти честолюбний. Outline for the lesson of English for 11th-graders 63.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 14 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 14 Тема: НАУКА І КУЛЬТУРА Підтема: Наскільки ти честолюбний Мета: Сформувати вміння робити логічно вірно оформлені лексикограматичні висловлювання про професії....
13962. «Первінка» М. Вінграновський 40 KB
  УРОК № 14 Тема.М. Вінграновський. Первінка. Мета: ознайомити учнів із позапрограмними творами письменника викликати до них інтерес прагнення до самостійного читання; розвивати навички вибору художньої літератури для читання переказу прочитаного та висловлення вл
13963. Использование языка SVG 1.02 MB
  Графические объекты могут быть сгруппированы, стилизованны, преобразованы и встроены в предварительно предоставленные объекты. Набор характеристик включает вложенные преобразования, отсечение контуров, альфа-маски, эффекты фильтра и объекты шаблона.
13964. Тематичне оцінювання М. Вінграновський 28.5 KB
  УРОК № 15 Тема.Тематичне оцінювання. Мета:виявити рівень знань умінь та навичок учнів з метою корекції; розвивати звязне мовлення память логічне та образне мислення вміння висловлювати свої судження; виховувати кращі людські якості. Обладнання:тестові завдан
13965. Создание Web-служб с использованием технологии AJAX 589 KB
  В традиционной Web-технологии запрос на обработку данных создается в Web-браузере с помощью управляющих элементов формы Web-страницы, а затем, после нажатия кнопки типа submit или вызова метода submit() в сценарии JavaScript, созданный запрос с помощью метода GET или POST передается на Web-сервер.
13966. «Вовк і кіт», «Щука» Л. Глібов 41.5 KB
  УРОК № 16 Тема.Л. Глібов. Вовк і кіт Щука. Мета: ознайомити учнів із життям і творчістю Л. Глібова його байками; розвивати навички виразного читання байок коментування їхнього змісту та побудови визначення головної думки; виховувати кращі моральні якості людини ...
13967. Тематична атестація. Outline for the lesson of English for 11th-graders 72 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 17 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. УРОК 17 Підтема: Тематична атестація Мета: Виявити степінь засвоєння вивченого матеріалу. Обладнання: Контрольні картки. Варіант І І. Translate into Ukrainian. schoolleaving exami...