87494

Символический интеракционизм Дж. Мида и Дж. Морена

Контрольная

Социология, социальная работа и статистика

Основная цель анализа данных в социологии выявление подтверждение корректировка каких-то интересующих исследователя статистических закономерностей; или другими словами определенного рода сжатие усреднение содержащейся в данных информации.

Русский

2015-04-21

33.54 KB

0 чел.

1

  1.  Символический интеракционизм Дж. Мида и Дж. Морена.

«Символический интеракционизм – (от английского interaction– взаимодействие) направление в социологии, исследующее социокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах».

В современной социологии и социальной психологии под названием «символический интеракционизм» выступают теоретические концепции, ведущие свое происхождение от социально-психологической системы Дж.Г. Мида и «психодраматических» исследований Дж. Морено. Имя Морено редко упоминается, когда речь заходит о родоначальниках этого направления. Тем не менее анализ теоретических положений Морено, содержащихся в его исследованиях о психодраме, обнаруживает их родство с соответствующими рассуждениями Дж. Мида.

Джордж Герберт Мид как классик социологии, бесспорно и по праву признаваемый ныне таковым,   занимает своеобразное место.

В своем обосновании социальной психологии Мид исходит не из поведения отдельного организма, а из кооперированной группы специфических человеческих организмов. Начальным для Мида является не некая робинзонада, не рассмотрение одиноко действующего человека, который только еще должен вступить в социальные связи и утвердить общеобязательные ценности, но социальный акт, комплексная групповая деятельность. Для социальной психологии целое (общество) важнее части (индивида), не часть важнее целого; часть получает объяснение с точки зрения целого, а не целое с точки зрения части или частей.

Группы человеческих организмов имеют условия, которые отличаются от условий дочеловеческой стадии развития. В противоположность, например, колониям насекомых за счет физиологической дифференциации уже не гарантируется система жесткого разделения труда. Даже действующий применительно к позвоночным животным принцип регулирования групповой жизни посредством инстинктивно жестких форм поведения, которые изменяются только в результате завоевания статуса в однолинейной иерархии господства, оказывается невозможным при органических предпосылках человеческого рода. Для человеческого общества, напротив, существует проблема интеграции индивидуального, но не предопределенного природой поведения в групповую деятельность через взаимные ожидания определенных типов поведения. Мид пытается с помощью антропологической теории происхождения специфически человеческой коммуникации выявить механизм, который позволяет достичь этого. Тем самым коммуникация оказывается прежде всего в центре анализа, однако было бы ошибкой упрекать Мида в том, что сформулированное им понятие общества сводится лишь к коммуникационным процессам. «Механизм человеческого общества, - утверждает он со всей определенностью, - заключается в том, что физические индивиды путем манипулирования физическими вещами в процессе своей кооперативной деятельности помогают или мешают друг другу».

Джордж Герберт Мид (1863-1931) считал действительность, природу, физические предметы, так же как и сознание, личность, организованными социально или, лучше сказать, интерсубъективно. Он отстаивал точку зрения, что общество не состоит из множества независимых индивидов, так же как природа не состоит из множества отдельно существующих друг от друга предметов. Эволюция человеческого общества в гораздо большей степени определяется процессами кооперации и коммуникации людей между собой и между людьми и предметами. В ходе этого процесса эволюции человеческий интеллект, так же как и другие способности, развился до уровня, на котором он сегодня находится. Однако этот процесс продолжается. Каждый индивид принимает в нем участие и лишь в интеракции и коммуникации с другими развивает свое социальное Я. Сознание, мышление, представления возникают и изменяются применительно к практическим действиям, которые индивиды осуществляют в интеракции друг с другом, или с группой, или с обществом.

Этот социальный генезис Я он противопоставлял индивидуалистическим представлениям о человеке как автономном существе. В этом он близок Кули, который, кстати, оказал на него сильное влияние. Однако Мид хотел считать этот социальный генезис сознания объективным процессом. Здесь он ориентировался на прагматизм Уильяма Джемса и прежде всего его друга Джона Дьюи. Прагматизм способствовал развитию в психологии бихевиористского подхода, который не был редукционистским в духе Уотсона и отличительной чертой которого была преимущественно ориентация на действия.

Такой подход предполагает рассмотрение всякого поведения как результата действия некой причины, некоего стимула. Однако в отличие от бихевиоризма Джона Б. Уотсона, Мид не исключал внутренний опыт, а объявлял его социально обоснованным и определяемым поведением. Поэтому Мид считал себя социальным бихевиористом. По его мнению, всякая психология должна быть социальной психологией, ибо сознание и дух людей не могут быть объяснены в отрыве от социального поведения.

Дух, речь, мышление, рациональность, интеллект - это социальные явления; их общим источником является «мир рассуждений», процесс коммуникации. Инструментом его является жест - понятие, которое Мид заимствовал у Вильгельма Вундта. У Вундта жест является выражением эмоций, однако не представляет собой составную часть действий. У Мида жесты в принципе получают свое значение в процессе взаимоотношений индивидов в интерактивной ситуации.

Жест передает «смысл» вначале постольку, поскольку он воздействует в качестве стимула на alter ego, вызывая действие. Мид называет его «сигнификативным символом». В этом качестве он служит основой для действия, а также для нашего мышления, поскольку мышление для Мида есть внутренняя коммуникация индивида с самим собой посредством сигнификативных символов.

Эти символы могут быть поняты и могут вызвать реакцию лишь тогда, когда их значение одинаково для всех членов коммуникационного сообщества. Однако эти значения, со своей стороны, возникают только в процессе интеракции и постоянно изменяются в ходе нее.

Мид представляет себе процесс интеракции таким образом, что все участники анализируют подготовку к действию других через собственную реакцию на их жесты. Тогда индивиды постоянно меняют свое поведение соответственно «сигнификативным символам» своего партнера. Такое приспособление возможно благодаря способности индивида анализировать свои собственные реакции на поведение партнера. Мы осознаем наши собственные реакции, поскольку они вызывают изменения в поведении других. Это известно нам благодаря нашему социальному опыту, так что мы можем использовать наше поведение «инструментально», чтобы «контролировать» поведение других

Символический интеракционизм часто рассматривается как чисто американское «изобретение». Мнение это неточно. Теории символического интеракционизма следуют интеллектуальной традиции исследования диалектики человеческого общения, наиболее ярко выразившейся в гегелевской философии.

Из непосредственных предшественников символического интеракционизма   социологов и социальных психологов, наметивших соответствующий этому направлению круг проблем, а также пути их разрешения, можно назвать Г. Зиммеля в Германии, Ч. Кули и У. Томаса в Америке.

Различными авторами, в том числе и среди самих представителей этого направления, символический интеракционизм относится то к области социологического, то к области социально-психологического знания. Причина путаницы состоит в том, что символические интеракционисты идут фактически по пути подмены социологии социальной психологией. Не располагая историко-социологической теорией, позволяющей отнестись к обществу как к объективному феномену, имеющему собственные закономерности функционирования и развития, не сводимые к закономерностям межличностного общения, символические интеракционисты рассматривают социальную структуру как результат «кристаллизации», стабилизации процессов межличностного общения, а социальное развитие   как процесс эволюции коммуникативных форм. В этом смысле они всецело следуют точке зрения Ч. Кули, полагавшего, что «даже наиболее сложные и неизменные институты» следует рассматривать как «состоящие из бесчисленных межличностных взаимодействий или актов симпатии, организованных в прочное целое... посредством некоторой системы символов».  Интеракционизм подменяет понятие общества как объективного феномена понятием общества как феномена интерсубъективного, где «скрепами» социального порядка служат не объективные материальные жизненные процессы, а субъективно значимые символы.

Подобная трактовка общества не удовлетворяет потребностям социологии, хотя, на наш взгляд, в ней удачно очерчивается именно тот аспект социальной жизни, исследованием которого должна заниматься социально-психологическая наука. Именно поэтому можно говорить о теориях символического интеракционизма как о социально-психологических по существу, отмечая несостоятельность их претензий на теоретическое познание фундаментальных социальных процессов и закономерностей.

Г. Беккер, не претендуя на исчерпывающий анализ, выделяет три основных значения понятия взаимодействия.

а) Взаимодействие как взаимовлияние индивидов, когда предполагается, что поведение индивида представляет собой непосредственную реакцию на поведение другого. В простейшем виде эта точка зрения концептуализируется в модели «стимул   реакция». Взаимодействие, рассматриваемое подобным образом, носит почти автоматический характер, реакция на поведение другого предетерминирована, «неизбежна» и «внеличностна». Более разработанной и теоретически изощренной версией такого подхода является теория социального обмена Дж. Хомэнса, П. Блау и др.

б) Взаимодействие, предполагающее опосредствующую роль символов. Здесь речь идет о так называемом символическом взаимодействии. Этот подход подчеркивает существеннейшее различие в поведении животного и человека. Символизация предполагает новый уровень переживания наличия другого. Взаимодействие отождествляется здесь с коммуникацией (в особенности подчеркивается роль лингвистической коммуникации). Согласно этой точке зрения взаимное влияние никогда не бывает прямым, оно всегда подвержено некоторой промежуточной трансформации, т.е. стимул всегда интерпретируется.

в) Взаимодействие как Self-process. В этой концепции утверждается, что индивид не только находится в постоянном взаимодействии (коммуникации) с другими, но и постоянно взаимодействует с самим собой. Согласно этой точке зрения мышление есть процесс взаимодействия   индивид сообщается сам с собой «из перспективы другого» .

Первый из очерченных выше подходов, базирующийся на методологических принципах бихевиоризма, коренным образом противоречит точке зрения символических интеракционистов. Базовым для теоретических концепций символического интеракционизма является понятие символически опосредствованного взаимодействия (второй подход). Третий подход (взаимодействие как Self-process) логически следует из второго. Обе эти версии разрабатываются в современных концепциях символического интеракционизма. Обе они (в неразрывном единстве) представлены в трудах основоположников этого направления   Дж.Г. Мида и Дж. Морено.

  1.  Анализ документов. Общая характеристика.

Основная цель анализа данных в социологии - выявление (подтверждение, корректировка) каких-то интересующих исследователя статистических закономерностей; или, другими словами, - определенного рода сжатие, усреднение содержащейся в данных информации.  В методологии анализа данных как области методологии социологических исследований следует выделить структурно, как минимум, следующие взаимосвязанные части.

Типы данных в контексте различия исследовательских задач, приемов, способов, методов работы социолога с этими типами (данные типа «государственная статистика»; данные, полученные посредством вопросников «простой» структуры; данные, полученные посредством вопросников «сложной» структуры; данные об использовании бюджета времени, текстовые данные разного вида).

Приемы, подходы к сбору данных, к измерению в различных исследовательских ситуациях (одномерное и многомерное шкалирование; формирование индексов; ранжирование; проективные техники и т.д.).

Восходящая стратегия анализа данных. Логика и методы проверки описательных гипотез. Поиск эмпирических закономерностей, начиная с простых и заканчивая сложными для формирования объяснительных гипотез.

Нисходящая стратегия анализа данных. Логика и методы проверки объяснительных гипотез в социологических исследованиях, исходя из обозначения «основного языка анализа данных».

Типологический анализ, факторный анализ, причинный анализ как языки анализа данных или метаметодики анализа данных.

Понятие «анализ» на различных этапах социологического исследования трактуется по-разному. Представим себе упрощенную схему социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные. Она состоит из трех элементов:

Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования.

Методика сбора эмпирических данных, т.е. эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования.

Методика обработки данных, т.е. формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов.

На всех этих трех уровнях понятие «анализ» имеет различную трактовку. Например, на последнем из трех уровней анализ может интерпретироваться как статистическая обработка информации, применение какого-нибудь математического метода, вычисление некоторого логического индекса (обобщенного показателя, полученного на основе некоторых эмпирических индикаторов посредством использования логических операций, например, конъюнкция и дизъюнкция) и т.д. Что касается второго уровня, можно говорить об анализе познавательных возможностей вопросов анкеты или другого рода эмпирических индикаторов. Если же взять первый из этих трех уровней, то под анализом могут пониматься различные логические схемы проверки гипотез исследования (если таковые в исследовании имеются), логика решения задач разного класса, логика интерпретации эмпирических закономерностей. Разумеется, исходя из парадигмы и теорий среднего уровня.В целом же любое социологическое исследование есть анализ фрагмента социальной реальности.

В социологии документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Из понятия исключены серьезные источники информации: предметы материальной культуры и быта. Ценность объектов для получения определенной социальной информации не подлежит сомнению. Однако их включение в понятие документа привело бы к неправомерному расширению понятия (таким образом, документами оказались бы дома, мосты, мебель, часы, авторучки и т. п.).

По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы, записи на кино- и фотопленке, магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые избраны самим исследователем. Такие документы называют целевыми. Но социолог имеет дело с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т.е. с наличными документами. Обычно в социологическом исследовании именно эти материалы и называют собственно документальной информацией.

По степени персонификации документы делятся наличные и безличные. Личные документы – это картотеки индивидуального учета (библиотечные формуляры или анкеты и бланки и т.п.), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Безличные документы – статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний и т. п.

В зависимости от статуса источника выделяются официальные и неофициальные. Официальные документы: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т. п. Неофициальные документы – многие личные материалы, а также составленные частными лицами безличные документы (статистические сообщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений).

Особую группу документов образуют многочисленные материалы средств массовой информации.

Наконец, по источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные. Первичные документы составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий. Вторичные – представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников. Можно, конечно, классифицировать документы по их прямому содержанию, например, литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований.

Достоверность информации, прежде всего, зависит от источника документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных. Официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный, и к тому же составленный на основе других документов. При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно сделать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.

Первое «золотое правило» в работе с документами (да и со всякой другой информацией) – четко различать описания событий и их оценку. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией. Нередко в документе отсутствует детальная характеристика ситуации, в которой высказано мнение или оценки. Но именно конкретная ситуация дает ключ к расшифровке смысла оценок и мнений. Дальнейший анализ раскрывает какими намерениями руководствовался составитель документа, что поможет выявить умышленные или непроизвольные искажения. Очень важно знать, какой метод получения первичных данных, использован составителем документа. Если документ содержит статистическую группировку данных, следует прежде выявить основания классификации. Наконец, чрезвычайно важно уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ: располагала ли она к объективности (независимо от целевых намерений или диктовала смещение информации в какую-то сторону и т. п.).

Особую осторожность проявляет исследователь при изучении личных документов (автобиографии, дневники, мемуары, письма и т.п.). Вот несколько условий доверия к личным документам: можно верить сообщениям, если они не затрагивают интересы автора документа или не наносят ему определенный ущерб; видимо, достоверны те сведения, которые в момент регистрации общеизвестны, детали событий, которые несущественны, и те сведения, к которым автор относится недоброжелательно. Проверка подлинности документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составления, целевой установки автора, ситуации, в которой он действует, характера его окружения – вот те факторы, от которых зависит достоверность информации.

Существуют две группы методов анализа документов: традиционные и формализованные.

Под традиционным анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной, интересующей исследователя точкой зрения. Такой метод применяется повсеместно и в принципе состоит в том, что тот или иной исследователь, так сказать, «извлекает» из документов те сведения, которые ему необходимы в той или иной ситуации. Естественно, вытекает и главный недостаток метода: тенденциозность, субъективизм.

В прикладной социологии разработан и активно применяется формализованный метод анализа документов. Суть метода в переводе в количественные показатели текстовой информации, который осуществляется через обнаружение в текстах документов таких легко прочитываемых признаков, черт, свойств, которые с необходимостью отражали бы существенные стороны их содержания.

Список литературы

1. История социологии в Западной Европе и США / Под ред. Г.В.Осипова. – М.: Инфра-М, 2008.

2. Социологический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2004.

3. Смелзер Н. Социология. – М.: Московский рабочий, 2004.

4. Социология: Курс лекций  / Под ред. А.В. Миронова и др. - М.: Форум, 2006.

5. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Норма, 2004.

6. Тюплина И.А. Основные идеи современной социологии. – М.: МаГУ, 2006.

7. Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Аст, 2007..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15402. Экономическое значение валютного курса. Методы его регулирования 155.5 KB
  Введение Среди факторов оказывающих значительное влияние на экономический рост интенсивность структурных изменений инвестиционную привлекательность страны уровень жизни населения и другие параметры экономического и социального развития выделяют валюту и ва...
15403. Анализ Дальневосточного федерального округа 31.28 KB
  Хабаровский край Сахалинская область Камчатская область Схема экономической связи. Дальневосточный федеральный округ — один из самых больших регионов страны. Он протянулся с севера на юг на огромное расстояние, омывается водами морей Тихого и Северного Ледовитого океанов...
15404. Происхождение жизни 31.1 KB
  Контрольная работа Вариант №19 По концепции современного естествознания на тему: Происхождение жизни. Введение. Сейчас считается общепризнанным что возникновение жизни на Земле представляло собой закономерный процесс вполне поддающийся научному исследо...
15405. Проект строительства ВОЛП на участке г.Казань – г.Набережные Челны 3.05 MB
  Целью дипломного проекта является проектирование ВОЛП между городами республики Татарстан г.Казань и г.Набережные Челны. Указанный участок строительства ВОЛП имеет большое республиканское значение для обеспечения потребностей населения и промышленных предприятий республики Татарстан в качественном информационном доступе...
15406. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ И ВНУТРИЗОНОВЫХ ВОЛП 571.5 KB
  Проектирование магистральных и внутризоновых ВОЛП Учебное пособие по курсовому проектированию направлено на углубление и обобщение знаний полученных студентами в результате изучения дисциплины Направляющие системы электросвязи. Выполнение курсового проекта явл
15407. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика ВИЧ-инфекции 31.5 KB
  Практическое занятие 32 Тема: Вирус иммунодефицита человека ВИЧ. Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика ВИЧинфекции. Вирус иммунодефицита человека – ВИЧ human immunodeficiency virus HIV вызывает ВИЧинфекцию заканчивающуюся развит...
15408. Лабораторная диагностика кишечных инфекций. Возбудитель холеры. Биологические свойства. Патогенез и клиника холеры. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика холеры 55 KB
  Практическое занятие 22 Тема: Лабораторная диагностика кишечных инфекций. Возбудитель холеры. Биологические свойства. Патогенез и клиника холеры. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика холеры. 1. Лабораторная диагностика кишечных инфекций Лабо
15409. Вирус гепатита А. Вирус гепатита В. Характеристика. Патогенез и клиника вирусных гепатитов. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика 36.5 KB
  Практическое занятие 31 Тема: Вирус гепатита А. Вирус гепатита В. Характеристика. Патогенез и клиника вирусных гепатитов. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. 1. Вирус гепатита А Гепатит А болезнь Боткина инфекционное заболевание характериз...
15410. Грибы. Классификация. Морфология и другие биологические свойства. Роль в патологии человека 95.5 KB
  Практическое занятие 33 Тема: Грибы. Классификация. Морфология и другие биологические свойства. Роль в патологии человека. Морфологические свойства грибов Грибы Fungi – бесхлорофилльные низшие эукариотические организмы. Наука изучающая грибы называется микол