87498

Столыпинский проект преобразования России

Контрольная

История и СИД

В 1902 году Столыпина назначают гродненским губернатором. Ему сорок лет и он мало кому известен. Губернатором ковенской губернии Столыпин пробыл не больше десяти месяцев и его замечают в Петербурге. Уже в марте 1903 года Столыпина назначают губернатором в более крупную саратовскую губернию.

Русский

2015-04-21

57.06 KB

1 чел.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАННИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ

Итоговая контрольная работа

по курсу «История России XIX - начала XX века»

«Столыпинский проект преобразования России»
студент
ки 1-го курса дистанционной формы обучения
группа ДА4-13
Лысиковой Татьяны
Александровны

                                        

                                        Преподаватель
                                                              Белоконь Иван Александрович

Москва

2014

Оглавление

1. П.А. Столыпин – великий реформатор 3

2. Аграрная реформа и ее последствия 12

3. Реформа органов государственного управления 18

Заключение 22

Список использованной литературы 24

1. П.А. СТОЛЫПИН – ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР

СТОЛЫПИН Петр Аркадьевич (1862-1911), государственный деятель. В 1903-1906 саратовский губернатор, руководил подавлением крестьянских волнений в крае в ходе Революции 1905-07. С 1906 министр внутренних дел и председатель Совета министров. Инициатор применения военно-полевых судов для борьбы с революционным движением («скорострельная юстиция»). В 1907-11 годах определял правительственную политику, начал проведение столыпинской аграрной реформы. Под руководством Столыпина разработан ряд важных законопроектов, в т. ч. по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, о веротерпимости. В 1907 добился роспуска 2-й Государственной думы и провел новый избирательный закон, существенно усиливший в Думе позиции правых партий. Смертельно ранен Д.Г. Багровым.2

Родился Петр Аркадьевич Столыпин 2 апреля 1862 года в Дрездене, где жили родственники его матери, и затем был перевезен младенцем в подмосковное имение Середниково, которое сегодня является лермонтовским мемориалом.

Аркадий Дмитриевич, отец Петра Столыпина был  активным участником обороны Севастополя, в период русско-турецкой войны служил  генерал-губернатором Восточной Румелии, а позднее командовал гренадерским корпусом в Москве. Позднее был назначен комендантом Кремлевского дворца. Мать Петра Аркадьевича, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), была дочерью канцлера князя М.Д. Горчакова.

В период с 1862 по 1874 г.г. Столыпины жили в подмосковном имении Середниково, а на лето переезжали  в имение в Колноберже, Ковенской губернии или выезжали в Швейцарию. Когда пришло время обучения детей, пришлось купить  дом в Вильне. Петр Столыпин в 1874-1879 годах учился в Виленской гимназии, в период 1879-1881 годах учился в Орловской классической гимназии. В июне 1881 года по окончании Орловской гимназии Петр получил аттестат зрелости, подает прошение и в августе зачисляется в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Кроме физики и математики здесь преподавались зоология, химия, ботаника, геология и агрономия. Именно эти науки привлекали Столыпина.

Будучи еще студентом, летом 1884 года Столыпин женился на фрейлине императрицы Марии Федоровны, Ольге Борисовне Нейдгардт, дочери обер-гофмейстера, действительного тайного советника Б.А. Нейдгардта. В 1885 году Столыпин заканчивает университет и получает диплом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета.

В 1886 году Петр Аркадьевич зачислен на службу в статистическом отделении в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ.  В период с 1887 по 1889 годы Столыпин работает в Департаменте земледелия и сельской промышленности на должности помощники столоначальника, имея чин коллежского секретаря. В 1888 г. он получил придворное звание камер-юнкера.

Семья переезжает в свое имение Колноберже неподалеку от Ковно, Петр  избирается уездным предводителем дворянства и  начинается совсем иная жизнь. Столыпин создает сельскохозяйственное общество  (одну из форм крестьянской кооперации), организует постройку склада сельскохозяйственных орудий, народного дома с ночлежным отделением, собирает библиотеку.

В семье Столыпиных было шестеро детей. «Любовь и труд, – говорил Петр, – вот залог счастья и жизни».

Возможно, Столыпин так бы и прожил долгие годы, служа своему делу и воспитывая шестерых детей, если бы не произошли изменения в глубине всей российской жизни.

В 1902 году Столыпина назначают гродненским губернатором. Ему сорок лет и он мало кому известен. Губернатором ковенской губернии Столыпин пробыл не больше десяти месяцев и его замечают в Петербурге.  Уже в марте 1903 года Столыпина назначают губернатором в более крупную саратовскую губернию. Столыпин едет в Петербург, где 8 марта у него состоялась первая встреча с Российским Императором Николаем II.

В  начале XX века Саратовская губерния представляла собой аграрную губернию с развитым помещичьим землевладением  в центре страны. Саратов сразу выдвинулся в один крупнейших центров промышленности и торговли России. Столыпин реорганизовал систему управления Саратовской губернии, стал вникать в каждую мелочь и со свойственным ему огромным трудолюбием стал издавать один за другим законодательные акты регионального уровня. Наиболее интересными из них были постановления в области сельского хозяйства. Столыпин потребовал от крестьянских общин отчетов о том, как происходит севооборот, посев и уборка урожая. Так же сколько зерна производит губерния и куда, в каком количестве,  оно продается. С помещиков Столыпин взял обязательство не оставлять землю в хозяйственной небрежности и сдавать ее сельским обществам в аренду. Таким образом, в Саратовской губернии закладывались основы знаменитой столыпинской реформы.

Летом 1905 года Саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения. Столыпин, сопровождаемый казаками,  разъезжал по мятежным деревням и действовал против крестьян напористо и бесцеремонно. Министр внутренних дел Д.Ф. Трепов докладывал Императору Николаю II: «В Саратовской губернии благодаря энергии, полной распорядительности и весьма умелым действиям губернатора, камергер двора Вашего Императорского Величества Столыпина порядок восстановлен…».

26 апреля 1906 года Столыпина назначают  министром внутренних дел. На другой день – 27 апреля, депутаты I Думы были приняты царем, который обратился к ним с речью в Зимнем дворце. То, что Столыпин начал свой «конституционный» путь в ранге не главы правительства, а всего лишь министра внутренних дел, никого не обманывало. Во-первых, министерство, которое он возглавил, было ключевым, ибо именно оно определяло в первую очередь внутреннюю политику правительства; этот пост остался за ним и тогда, когда он сменил И.Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров. Произошло это уже через 72 дня. И здесь судьбы I Думы и Столыпина оказались полностью взаимосвязаны. Ее роспуск и его назначение на пост премьера (с сохранением за ним портфеля министра внутренних дел) произошли день в день – 8 июля 1906 года.3

Очень быстрое восхождение еще вчера рядового губернатора на вершину политического Олимпа в возрасте 44 лет было загадкой для современников, остается загадкой и поныне, потому что никаких мощных связей у Столыпина при дворе не было.

Как руководитель Правительства Российской империи,  Столыпин нашел смелость взять на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе. Свой избранный курс Столыпину приходилось защищать в упорной борьбе, преодолевая сопротивление дворцовой камарильи, право-консервативных и лево-радикальных сил, а также непонимание либеральных общественных кругов. Период первых двух Дум был временем бурного восхождения Столыпина, утверждения его авторитета в «верхах».

В основу своей государственной деятельности П.А. Столыпин положил принцип, высказанный еще основателем государственной школы Б. Н. Чичериным: «Либеральные реформы и сильная власть». Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие в смысле «устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения», преобразование местных судов, реформа средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, «меры исключительной охраны государственного порядка». Понимая, что упование правительства только на карательные меры есть верный признак его бессилия, Столыпин основное внимание уделил не поиску зачинщиков революции, а разработке реформ, способных, по его мнению, разрешить главные вопросы, вызвавшие революцию, пытался наладить диалог с представителями оппозиционных политических сил4.

12 августа 1906 года было совершено покушение на его жизнь, после которого, Столыпин добился в чрезвычайном порядке по 87 статье Основных государственных законов введения указа о создании военно-полевых судов, в соответствии с которым судопроизводство завершалось в течение 48 часов, а приговор, санкционируемый командующим военным округом, исполнялся в течение суток. Столыпин считал эти меры оправданными для сохранения общественной безопасности, полагая, что на насилие необходимо отвечать силой. Практически все свои главные реформы Столыпин сумел провести не через обсуждение в Государственной думе, так как знал, что вносимые им проекты одобрения там не получат, а по 87 статье Основных государственных законов – в чрезвычайном порядке, в период «междумья».

Для предотвращения  «повторения событий 1905 года», Столыпин выступал за радикальную перестройку местной администрации, укрепление полиции путем расширения штата. «Вам господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия», – заявил Столыпин депутатам левых фракций Государственной думы, будучи глубоко убежден, что избранный им политический курс как раз и ведет к укреплению «великой России»5.

Утверждением нового избирательного закона 3 июня 1907 года правительство фактически совершает государственный переворот, так как по Основным государственным законам (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой, а обошлись без нее. Столыпин, вероятно,  только один из министров царского правительства, кто не боялся выступать в Думе с ответами по самым разным депутатским запросам. Он был хорошим оратором, на трибуне держался достойно, корректно.

Реформы в России носили ярко выраженный политический характер. Столыпин никогда не скрывал, что с их помощью он стремился потушить огонь крестьянских выступлений. В результате методы осуществления реформ вызвали неприятие их со стороны самых различных политических сил. Помимо аграрных реформ Столыпин разрабатывал очень интересные законопроекты в политической, социальной и культурной областях. Именно Петр Аркадьевич  от имени правительства внес на рассмотрение III Государственной думы законопроект о страховании рабочих по инвалидности, старости, болезни и от несчастных случаев, об оказании медицинской помощи рабочим за счет предприятий, ограничении длительности рабочего дня для малолетних и подростков. Он вносил также на рассмотрение Николая II проект по разрешению еврейского вопроса. К тому же,  Столыпин был инициатором введения всеобщего бесплатного начального образования в России. Столыпин стремился повысить образовательный и культурный уровень государственных чиновников и именно с этой целью предлагал увеличить зарплату учителям, служащим почт, железных дорог, священникам, чиновникам госаппарата.

Как реформатор, Столыпин  участвовал также в разработке документов по политической реформе. Именно он предложил бессословную систему местного управления, по которой выборы в земстве должны были проводиться не по сословным куриям, а по имущественным, причем имущественный ценз должен был быть снижен в десять раз.

В разработке национальной политики Столыпин придерживался принципа «не утеснения, не угнетения нерусских народностей, а охранения прав коренного русского населения», который на деле часто оказывался приоритетом интересов русских вне зависимости от места их жительства.

Его последние  проекты реформ были связаны с укреплением финансов за счет увеличения прямых и особенно косвенных налогов, повышения акциза на спиртные напитки, введения прогрессивного налога и налога с оборота. Впервые Столыпин поставил вопрос о реформировании промышленности – иностранные займы предполагалось использовать только на исследование недр земли, строительство железных дорог и особенно дорог с твердым покрытием. Проектами предусматривалось создание семи новых министерств.

В марте 1911 году Столыпин подал прошение об отставке в связи с тем, что Государственный совет окончательно отклонил законопроекты о западных земствах. Император после недолгого раздумья отставку не принял и пошел навстречу требованиям своего премьера.

Во время пребывания царской семьи в Киеве, 1 сентября 1911 года, в здании местной оперы Столыпин был смертельно ранен. Покушение совершил Дмитрий Богров. Единого мнения о мотивах преступления Богрова до сих пор нет. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о мотивах преступления, хотя многие считают, что убийца действовал по заданию партии эсеров. Но партия эсеров заявила о своей непричастности к этой акции.

5 сентября 1911 года Столыпин скончался. Похоронен он был в Киево-Печерской лавре, поскольку в свое время завещал похоронить его там, где его настигнет смерть.

Уже после смерти Петра Аркадьевича в английской газете «Дейли Телеграф» появилась статья. «Можно признавать Столыпина П.А. великим государственным деятелем или не признавать, но нельзя отказать ему, ни в энергии, ни в смелости. Многие следили за его деятельностью не только с интересом, но и с искренней симпатией. Был момент, когда он оказался единственным человеком, способным взять на себя трудное дело введения в России конституционного строя …»6

Сама фигура Столыпина казалась идеально подходящей на роль реформатора. Во-первых, он появился как бы «ниоткуда», из российской глубинки. Во-вторых, он был молод – 44 года. В-третьих, он производил впечатление человека жесткого и решительного, «сильной личности», способной навести «порядок».

И четвертое: он умел четко излагать свои мысли и его изречения до сих пор  повторяют наши государственные деятели7.

Императорская Россия уверенно шла к катастрофе, отвергнув единственный шанс, который дал стране Столыпин. Через шесть лет после смерти Столыпина империя рухнула. Не доведенные до конца реформы обернулись гражданской войной.8


2. АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Указ 9 ноября 1906 года был не только главным делом жизни Столыпина. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее – великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал. Столыпин прекрасно это сознавал9.

События 1905 года  серьезно испугали власть. Страна требовала радикальных аграрных реформ. Воплощать их в жизнь взялся молодой премьер-министр Петр Столыпин.

Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила правительство отменить (ноябрь 1905 года) выкупные платежи с 1906 года наполовину, а с 1907 года полностью. Но этого было недостаточно. Крестьяне требовали земли. П.А. Столыпин настоял на проведении реформы и поэтому ее назвали «Столыпинской».

Реформа осуществлялась несколькими методами:

1) Указ 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянину выход из общины, а закон 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным.

2) Крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор.

3) Создавался фонд из части казенных и императорских земель.

4) Для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды.

5) Учитывая «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, создавали казенные склады сельскохозяйственных машин, обеспечивали агрономические консультации, медицинскую и ветеринарную помощь.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, снять социальную напряженность в деревне и создать там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии.9

В планах Столыпина - провести целый ряд преобразований: реформировать местное управление, ввести всеобщее начальное образование, наладить государственное страхование рабочих и пр. Но по мере того, как революция уходила в прошлое, Столыпин сталкивался с все более упорным сопротивлением царя и окружавших его черносотенцев. В результате единственной реформой, которую ему удалось последовательно провести в жизнь, была аграрная.

Столыпин стремился создать в русской деревне мощный слой зажиточного крестьянства, которое, по его мнению, должно было бы стать новой надежной опорой государственной власти.

9 ноября 1906 года Николай II подписал указ, разрешающий любому крестьянину оформить в личную собственность принадлежащие ему общинные наделы земли. Указ разрешал крестьянину требовать от общины свести все принадлежащие ему участки земли в отруб. Если община добровольно (2/3 голосов) в течение месяца не удовлетворяла ходатайство, то закрепление в собственность (чересполосными наделами или выделом) производилось в принудительном порядке земскими властями.

Этим Указом, принятым в чрезвычайном порядке, было положено начало выходу крестьян из общины. Как закон он стал действовать, пройдя через обсуждение в III Государственной думе, только с 14 июня 1910 года. Разъясняя позицию правительства по аграрному вопросу в Государственной думе 10 мая 1907 года, Столыпин подчеркнул: «Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная». 10

Насильственные меры предполагались в тех случаях, когда община препятствовала выходу крестьян, что было весьма распространено. Выход крестьян из общины подразумевался в два этапа: сначала чересполосное укрепление наделов, а затем выход на отруба и хутора. Была снята семейная форма собственности на землю, надел стал не коллективной собственностью семьи, а собственностью землевладельца. Отменялись выкупные платежи за землю, крестьяне освобождались от принудительного севооборота в целях недопущения излишней концентрации земли в одних руках и спекуляции землей. Были также запрещены продажа земли не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6 душевых наделов, определенных по реформе 1861 года. С июля 1912 года была разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земли, введены различные формы кредита – агрокультурного, ипотечного, землеустроительного, мелиоративного.

Министерством внутренних дел был издан циркуляр, в котором дозволялись принудительные выделы земли. Таким образом, осуществление экономических реформ поддерживалось административными мерами. Карьера губернаторов и земских начальников на местах во многом зависела от выполнения Указа 9 ноября 1906 года, что толкало их на многочисленные злоупотребления.

В стране элементарно не хватало землемеров, способных справиться с требуемым объемом работы. Не хватало и денег, выделенных на реализацию реформы. Так, по явно заниженным подсчетам Государственного контроля, минимальная стоимость обустройства одного хозяйства на хуторе составляла от 250 до 500 рублей. Министерство земледелия на всю европейскую часть России выделило ссуд на общую сумму в 32,9 миллиона рублей, в то время как в стране, по данным переписи, в 1905 году насчитывалось около 12 миллионов крестьянских семей12.

Будучи сам крупным землевладельцем (Столыпин имел около 8 тысяч десятин), он категорически выступал против насильственного отчуждения помещичьих земель, полагая, что это приведет к резкому падению агрокультуры и культурного уровня деревни в целом. Не лишена смысла критика Столыпиным в Государственной думе проекта о национализации земли. Он отмечал, что земля, отчужденная у одних и предоставленная другим, «получила бы скоро те же свойства, как и вода, и воздух. Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, – этого никто не стал бы делать. Не поддерживал он и идею об арендных отношениях в земледелии, считая, что временное владение землей будет вести к ее быстрому истощению.

Важной частью аграрного законодательства Столыпина стала деятельность Крестьянского банка, скупавшего земли и перепродававшего затем их крестьянам на льготных условиях, причем часть расходов финансировалась государством. Одним из способов наделения землей правительство выбрало путь переселенческой политики в Сибирь. Указом от 10 марта 1906 года всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение. Правительство выделило средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные нужды. Пожалуй, это направление аграрной политики стало наиболее эффективным. За 1907-1914 годы в Сибирь переселилось 2,44 миллиона крестьян, или 395 тысяч семей. Население Сибири за годы колонизации выросло на 153 процента. Если до реформы в Сибири проходило сокращение посевных площадей, то после реформы те были расширены почти вдвое. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть России. Масло и сыр, изготовленные в Томской и Тобольской губерниях, стали широко известны не только в России, но и в Европе.

Оценивая аграрные реформы Столыпина, следует признать их целесообразными, с экономической точки зрения – необходимыми.

Начался бурный рост вначале кредитных, а затем и производственных, сбытовых и потребительских кооперативов, оказывалась разносторонняя агрокультурная помощь: организовывались курсы по изучению, демонстрации и внедрению новых эффективных форм хозяйствования.

Однако Россия не стала процветающей страной. Не были решены проблемы, связанные с голодом и аграрным перенаселением. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивно, производительность труда в нем росла медленнее, чем в США и странах Западной Европы.

Для осуществления реформ такого масштаба не было создано должной финансовой и материальной базы, и оно форсировалось чисто административными мерами. Как известно, Столыпин считал, что реформы могут быть успешно осуществлены в течение 15-20 лет.

Аграрная реформа Столыпина продолжалась, и она бы в корне изменила ситуацию, став исходной базой всестороннего и быстрого прогресса, имея нужные 15-20 лет для развития.

Историки в основном считают, что результаты реформы  были очень далеки от ожидаемых. Зато публицисты, и особенно Александр Исаевич Солженицын, убеждены в безусловном успехе преобразований, подчеркивая предвоенное хлебное изобилие в России.

Но если посмотреть на реформу с другой стороны: а какие были альтернативы? По сути альтернатива всего одна: полное отчуждение помещичьих земель и передача их крестьянам. Может быть с чисто экономической точки зрения такой вариант и дал бы стимул для развития аграрного производства. Но политические последствия подобного решения – и премьер убедительно доказывал это – были бы катастрофическими. Потеря дворянством его материальной базы означала гибель всей российской цивилизации, что собственно, и произошло при большевиках. Ликвидация дворянства как класса не к чему иному, как к немедленному социальному взрыву, краху, государственности, культуры и социальной системы, не привела.

Таким образом, реальной альтернативы столыпинской реформе не было. Если она, в конечном счете, и не спасла Россию – в 1917 году крестьяне пошли за большевиками и эсерами, - то и другие варианты вели к катастрофе11


3. РЕФОРМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Реформаторские проекты в истории России были обычно внутренне противоречивыми. В них не было системности. Они изменяли элементы системы во имя сохранения целого – самодержавной модели управления.

Петр Аркадьевич Столыпин сам разрабатывал план местной реформы. В конце 1906 года в Совете министров был представлен Министерством внутренних дел проект местной реформы уездного управления. Он включал в себя замену сословной крестьянской волости всесословной в качестве мелкой земской единицы, переход от сословных к имущественным куриям на выборах уездного земства и отказ от сословного принципа замещения ряда административных должностей в уездном управлении. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара – агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Создавался также уездный совет во главе с уездным начальником, в который вошли бы представители министерств в уезде, руководители уездного земства и муниципальных дум, предводитель дворянства. Совет должен был заменить все комитеты по разным вопросам. Уездные предводители дворянства превращались в представителей своего класса с ограниченными функциями: надзор за школами, председательство в уездном земстве и землеустроительной комиссии. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени. П.А. Столыпин добился одобрения законопроекта не без серьезного нажима на членов правительства. Но дворянство было против этого проекта. Его сопротивление вынудило Совет министров пойти на уступки. В третью Думу был представлен другой проект, который устанавливал имущественный ценз и этим отсекал от выборов интеллигенцию. Коллегиальное правление заменялось единоличным – старшиной, самого слова «земство» не было в названии проекта. Однако этот проект так и не был осуществлен.

Зимой 1906 года в Совет министров был также представлен Столыпиным проект реорганизации губернского управления. В нем ставилась цель – решить проблему единства губернской власти, четкого определения функций и статуса губернатора, повышения эффективности власти. Губернатор должен был назначаться императором по предложению министра внутренних дел после одобрения Советом министров. Все общие приказы центральной власти должны были доводиться через губернатора, он надзирал за всеми департаментами, кроме юридических служб, государственного контроля и высших учебных заведений. За губернатором сохранялось право вето на назначения, давалась власть в землеустройстве и просвещении, поручался контроль над сбором налогов и ответственность за правопорядок. Вместо губернской палаты предполагалось создание Совета для объединения всех ведомств и усиления связи с самоуправлением. В него должны были входить губернатор, его два заместителя – по общим вопросам и по вопросам полиции, высшие лица всех ведомств в губернии, предводитель дворянства, председатель земской управы, городской голова столицы губернии, представители губернского земства и Городской думы. Для облегчения поиска профессиональных и достойных чиновников предполагалось существенное повышение зарплаты и введение требования высшего образования для всех начальников.

Было предложено ограничить власть губернатора в отношении ведомств общими вопросами. Министры потребовали также убрать право министра внутренних дел отменять обязательные приказы губернатора и провинциального Совета – это можно было сделать только через соответствующие министерства и Сенат. В случае болезни губернатора заменять его должен был председатель казенной палаты, а не вице-губернатор по общим вопросам. Предлагалось ограничить права наказывать, назначенных правительством, хотя министр юстиции Щегловитов и требовал убрать судебный иммунитет высших чиновников в губерниях. Оппозиция министров опять не дала осуществить проект.

В 1907 году Столыпин представил Совету министров проект преобразований губернских и уездных земств и муниципальных дум. Сущность проекта заключалась в следующем: ослабление ограничений финансовых прав земств и дум; создание внеклассового земства на уровне волости; интеграция местных учреждений самоуправления и исполни-тельных органов в форме губернских и уездных советов; активизация работы Совета по делам местного хозяйства. Земствам передавался контроль над многими дорогами и портами, разрешалось нанимать дополнительных полицейских и вводить для этого специальный налог. Отменялся также и закон, по которому губернатор утверждал земских служащих и имел право их увольнять. Предполагалось и сокращение имущественного ценза наполовину, а налоговых квалификаций для бизнеса на 1%. Разрешалось голосовать высшему классу нанимателей квартир, восстанавливались права евреев участвовать в выборах муниципальных дум и занимать административные посты. Для крупных землевладельцев предполагался автоматический статус членов земства. Кроме того, согласно «Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений», сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством. Этот проект был представлен во Вторую думу. Правые высказались против реформы.

Таким образом, из огромного комплекса мероприятий, которые должны были бы реорганизовать систему управления огромной империей, практически ничего не было сделано из-за противодействия «правых».

Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи. Это в первую очередь относилось и к проблеме государственного управления – к вопросу о власти. Отсутствие полноценного диалога между властью и обществом – одна из наиболее болевых точек в истории России XIX столетия. Игнорирование этой проблемы приводило к дестабилизации общественно-политической жизни, в условиях которой проведение прочих насущных реформ было невозможным. Диалог между властью и обществом можно было осуществить лишь посредством институтов правового государства, устанавливавших определенные правила игры, конституционные рамки для необходимого взаимодействия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Петр Аркадьевич Столыпин был принципиальным сторонником законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы предполагавшегося значения. Однако взаимодействие между правительством и I и II Думами оказалось невозможным, так как депутаты в значительной своей части не считали нужным вести диалог с исполнительной властью и видели перспективы развития страны вне рамок действовавшей правовой системы. В итоге правительство встало перед необходимостью реформировать избирательное законодательство.

Правительство искало договоренности с народными представителями по каждому вопросу законодательства. Министры регулярно посещали пленарные заседания Думы и Государственного Совета, выступали на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Сам П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России. Депутаты Думы и члены Государственного совета неоднократно приглашались министрами на частные или полуофициальные совещания, где в спокойной обстановке обсуждались предстоявшие обсуждению законопроекты.

Опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. По сути дела, впервые был реализован правовой механизм широкой общественной экспертизы правительственных инициатив. Реформы же были не плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, а стали результатом мучительного поиска компромиссов между властью и обществом.

П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности. Он решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать «своей» для общества.

При Столыпине законотворчество приняло небывалый размах. Если до него в первую Думу было внесено 16 законопроектов, то во время его премьерства во вторую Думу уже – 287, в третью – 2567, а после него – в четвертую – 2625. Правда, не все эти законопроекты превратились в законы по тем или иным причинам. Жизнь реформ во многом зависела, во-первых, от состава кабинета, готовности министров следовать политике Петра Аркадьевича, а также от позиции монархии, в частности, Николая II и его окружения, и Государственного совета. Правительственная программа встретила серьезную оппозицию справа. Главным объектом критики были, если не считать аграрной реформы, проекты преобразования органов местного самоуправления. Исходя из сугубо эгоистических, узкоклассовых интересов и, кроме того, опасаясь, что преобразования либерального толка вызовут анархию и революцию, наиболее консервативные круги в правительственном лагере выступали против проведения в жизнь практически всех начинаний П.А.Столыпина, за исключением аграрной реформы.12


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Аврех А.Я., П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991
  2.  Бок М.П., П.А. Столыпин: Воспоминания о моем отце. – М.: Современник, 1992. – 316 с.
  3.  Бондарев В., Столыпин и Гайдар, или Реформаторы в своем Отечестве, «Родина», июнь, 1994
  4.  Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. и др., История России. ХХ век – М.: ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999. – 608 с.
  5.  Зырянов П.Н., Петр Столыпин. Политический портрет. М.,
  6.  Иванов Б. Ю., Карев В. М., Куксина Е. И., Орешников А. С.,
  7.  Сухарева О. В., История отечества с древнейших времен до наших дней, Энциклопедический словарь, Москва, 1999
  8.  Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А., История России с древнейших времен до наших дней. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.-544 с.
  9.  Степанов С.А., Столыпин – история убийства. Жизнь и смерть ради России. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – 448с.
  10.  Сборник цитат «П.А.Столыпин. Мысли о России» П.А. Столыпин. Мысли о России. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), - 2006.
  11.  Тери Э., Экономическое преобразование России/ Эдмон Тери; [пер. с фр. А.А. Пешкова]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 183 с.: табл.
  12.  Федоров В.А., История России 1861-1917, М.: Высшая школа, 2000. – 384 с.: карты

http://www.stolypin.ru 

2 Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева, История отечества с древнейших времен до наших дней, Энциклопедический словарь, Москва 1999

3 Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991

4 Зырянов П.Н., Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

5 В.А. Федоров, История России 1861-1917, М.: Высшая школа, 2000. – 384 с.

6 Жизнь и смерть Петра Столыпина, С. Рыбас, Л. Тараканова, Забытый исполин Петр Столыпин, Роман-газета – 20 (1242), 1994, стр.21

7 Владлен Логинов, Столыпинские итоги, Газета «Новая жизнь» 2002, № 10.

8 В. Бондарев, Столыпин и Гайдар, или Реформаторы в своем Отечестве, «Родина», июнь, 1994

9 А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997.-544 с.

10 Сборник цитат «П.А.Столыпин. Мысли о России» П.А. Столыпин. Мысли о России. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), - 2006.

11 В. Бондарев, Столыпин и Гайдар, или Реформаторы в своем Отечестве, «Родина», июнь, 1994

12 Федоров В.А., История России 1861-1917, М.: Высшая школа, 2000. – 384 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52262. Australia. Terra Incognita 178 KB
  Terr Incognit Suggested level B 1 B1 intermedite Inn brmovsk senior techer of English school 5 L' viv Objectives: to get cquinted with ustrlin history geogrphy stte Symbols; to prctice vocbulry; to develop pupils' listening reding nd speking skills; to rouse pupils' interests in the life of ustrlin people. The Ntionl nthem...
52263. Австралійський Союз. Океанія 171 KB
  Мета: продовжити формувати систему знань про Австралію сформувати систему знань про природноресурсний потенціал Австралії і Океанії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіонів вдосконалити вміння і навички учнів самостійно працювати з джерелами географічної інформації. Обладнання: політична карта світу фізична карта Австралії фізична карта Океанії атласи учнівські...
52264. АВСТРАЛІЯ – найменший материк Землі. Історія відкриття і дослідження 112 KB
  Визначити географічне положення Австралії, ознайомити учнів з історією відкриття, заселення Австралії європейцями, особливостями рельєфу, корисними копалинами...
52265. Австралія: загальна характеристика, специфіка ЕГП, особливості природи, населення і господарства 222 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про природноресурсний потенціал австралії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіона. АКТУАЛІЗАЦІЯ ОПОРНИХ ЗНАНЬ ТА УМІНЬ Який мореплавець відкрив Австралію Які крайні точки материка Австралія Дайте коротку характеристику географічного положення Австралії. Яка переважаюча форма рельєфу Австралії і чому ІІІ. Про ці та інші особливості Австралії ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці.
52266. Австралія. Географічне положення, історія відкриття і дослідження 46.5 KB
  Географічне положення історія відкриття і дослідження. Географічне положення історія відкриття і дослідження. Мета: формувати знання про своєрідність географічного положення Австралії етапи відкриття і дослідження вдосконалювати практичні вміння та навички; пояснювати особливості географічного положення материків; формувати вміння порівнювати географічне положення Австралії та Африки; розвивати пізнавальний інтерес до вивчення теми. Який материк ви вивчали Що вам відомо про Африку Чому вивчення будьякої території починають з...
52267. Музична подорож до Австрії 117.5 KB
  Liebe Freunde Ich freue mich euch zu sehen. In der heutigen Stunde sprechen wirber die Musik und Mozrt. Heute erfhren wir mehrber ds Schffen und Leben dessterreichischen Komponisten. Республіка Австрія існує з 1918 Es besteht us neun Bundeslndern.
52268. Розвиток автентичної особистості як основна мета сучасної освіти 114.5 KB
  Якщо до серця все найкраще лине Ти особистість. На моїх очах відбувається справжнє диво: з невмілого не впевненого у собі малюка виростає особистість яка мислить багато знає вміє оцінює себе й інших людей. Тому під час планування навчального процесу намагаюсь організувати його так: щоб бачити зону найближчого розвитку кожної дитини; щоб особистість розвивалась в якісній зміні її діяльності; щоб були задіяні у навчальному процесі інтелектуальна активність та пізнавальні інтереси кожного учня. Сьогодні у світі існують дві...
52269. Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики 174 KB
  Навчальна програма факультативного курсу Тема Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики для учнів 6 класу загальноосвітніх шкіл 2010 рік Автор чи укладач __Сторожук Валентина Миколаївна вчитель математики загальноосвітньої школи ІІІ ступенів №12 м. Науковометодична експертиза обласного центру практичної психології : тільки для програм з психології _________________________________________________________________________...
52270. Правила дорожнього руху 204 KB
  ТЕМА УРОКУ: Заборонні знаки. Які у вас існують асоціації спочатку діти висловлюють найстійкіші асоціації Закон України Про дорожній рух Учасники дорожнього руху правила дорожнього руху дорожні знаки а потім – другорядні попереджувальні пріоритету забороні. Яку тему ми розпочали вивчати на минулому уроці Прогнозована відповідь: Забороні дорожні знаки. Кожен з вас обирає цифру під якою ховається запитання з теми Забороні дорожні знаки і надає усну відповідь.