8751

Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике Экономика играет огромную роль в жизни общества. Экономика - в широком смысле обычно понимают систему общественного, производства, т. е. процесс создания ма...

Русский

2013-02-17

47.5 KB

13 чел.

Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Экономика – в широком смысле обычно понимают систему общественного, производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Для достижения экономических целей, прежде всего, необходимы:

рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе трудовой деятельности используют средства производства.

средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.

Производительные силы -  это:

люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ,

средства производства (вещественный фактор),

технология

организация процесса производства 

Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики:

в материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные, услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.)

в непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.).

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которых удовлетворяются потребности людей. В процессе производства люди вступают между собой в отношения, которые обычно называют производственными отношениями.
Основу экономических отношений в любом обществе составляют отношения собственности на средства производства.

Собственность - в широком смысле обычно понимают отношения между человеком или группой людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с другой стороны. Эти отношения заключаются в том, что человек присваивает себе некоторые вещи, отчуждая их от других в свою пользу. Используя последние, собственник организует процесс производства и извлекает доход, которым могут  быть прибыль, плата за землю, другие платежи, в том числе и по процентам за выделенный денежный кредит.
Истории известно несколько
типов собственности.

Исторически первым типом собственности была общая собственность, при которой все средства производства и произведенные блага принадлежали объединенным в коллективы людям.

государственная собственность. Обычно государство сосредотачивает в своих руках предприятия и отрасли, имеющие стратегическое значение для существования и развития страны (железные дороги, предприятия связи, атомные и гидроэлектростанции и т. д.),

кооперативная собственность; при кооперативной собственности группа людей, объединившаяся для совместного использования некоторого имущества (собственного или же арендованного), осуществляет управление этим имуществом;

коллективная собственность; на коллективном предприятии собственником является коллектив предприятия, который принимает участие в управлении производством

Вторым по времени происхождения стала частная собственность, при которой отдельные люди относились к средствам производства как к принадлежащим лично им.

Частная собственность это форма юридического прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но и для ведения коммерческой деятельности. Частная собственность была господствующей в экономике вплоть до ХХ в. . Она является основной на предприятиях, действующих в сфере торговли и услуг, а также в сельском хозяйстве.

В ХХ столетии широкое распространение получил третий вид собственности - смешанная собственность, в которой сочетаются признаки первых двух типов.
Наиболее распространенной формой этого типа собственности является
собственность корпорации, или акционерного общества.
Капитал такого общества образуется в результате продажи ценных бумаг -
 акций, которые свидетельствуют о том, что их владелец внес свой вклад - пай - в капитал корпорации и имеет право на получение дивиденда.

Дивидендом называется часть прибыли, которая выплачивается владельцу акции (как правило, пропорционально величине внесенного им пая).

2 вариант

Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике 

Экономическая сфера общества — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и главнейшим фактором, определяющим их специфику, является способ производства и распределения материальных благ в обществе.

Формы организации хозяйственной деятельности называются экономическими системами. Экономические системы различаются типами собственности на средства производства, способами координации хозяйственной деятельности людей, уровнем технического развития, характером экономических отношений.

Понятие «экономика», появившееся во времена Аристотеля в Древней Греции, объединяет два слова: «хозяйство» (эйкос) и «закон» (номос) и может быть истолковано как «искусство ведения хозяйства» или «хозяйствование по законам».

Экономика, понимаемая как хозяйство, — это созданная людьми система использования и преобразования разных ресурсов, средств, имеющихся в окружающей среде, с целью производства благ, удовлетворяющих потребности человека, общества, государства. Экономика есть также совокупность средств, применяемых при производстве нужных человеку благ, способы их создания и отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления благ. Экономическая наука призвана отвечать на фундаментальные вопросы: «что производить», «как производить», «для кого производить», «каким образом использовать произведенный товар», «как согласовать производство и потребление».

Собственность — это принадлежность объектов определенным людям и возникающие в связи с этим отношения между людьми. Собственник (субъект собственности) представляет активную сторону отношений собственности. Объект собственности— пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, которые принадлежат собственнику.

Экономическая сторона собственности определяется формами и отношениями собственности, от которых зависят способы, методы хозяйствования, эффективность использования объектов собственности. Юридическая сторона собственности проявляется в наличии у субъекта собственности прав на конкретный объект, гарантирующих ему возможность владеть, распоряжаться или использовать его по своему усмотрению

Определяющую роль в отношениях собственности играет собственность на основные факторы производства (земля, труд, капитал) и способы координации хозяйственной деятельности. В соответствии с указанными признаками выделяют следующие типы экономических систем: административно-командная (централизованная) экономика, рыночная, смешанная и традиционная экономика.

Административно-командная экономика основана на государственной собственности на факторы производства, хозяйственные связи при этом устанавливаются централизованно плановыми органами, подчиненными правительству страны.

Рыночная экономика основана на частной собственности на факторы производства, конкуренции, предпринимательской активности. В качестве экономических субъектов рыночной экономики выступают предприятия и домохозяйства.

Смешанная экономика сочетает черты централизованно управляемой и рыночной экономики. Фактически любая экономика рыночного типа является смешанной — свободный рынок сочетается в ней с государственным влиянием на рыночные отношения.

В условиях традиционной экономики способ использования ограниченных ресурсов определяют обычаи, традиции, свойственные конкретному обществу, народу.

Структура отношений собственности увязывает форму, объекты и субъекты собственности.

По форме собственность может быть частной, общей (в виде совместной, долевой, коллективной и общенародной), государственной, а также смешанной.

Частная собственность характеризуется определенностью собственника — это конкретное лицо. Разновидностью частной собственности является личная, индивидуальная собственность определенного человека.

Общая собственность нескольких субъектов может быть совместной, принадлежащей всем собственникам вместе и не делимой между ними, и болевой, разделенной на доли, части. Если собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной собственностью.

Общенародная собственность принадлежит каждому в отдельности и всему обществу, всему населению.В зависимости от формы собственности выделяют единоличные предприятия, партнерства (или, как их называют — товарищества на паях), акционерные общества, государственные предприятия, совместные предприятия.

Объектом присвоения (что именно присваивается) могут быть предметы личного или коллективного потребления, собственность на природные ресурсы, рабочую силу, средства производства, результаты интеллектуальной деятельности, а также денежные средства, ценные бумаги, драгоценности.

Субъектом присвоения (кто присваивает), собственником выступает отдельный человек или семья, социальная группа, трудовой коллектив, население территории, народ страны, органы управления.

Основными функциями субъекта присвоения являются владение, распоряжение, пользование.

Владение — первичная форма собственности, характеризующая как реальную принадлежность объекта определенному субъекту, так и юридическое право на обладание объектом собственности.

Распоряжение — конкретный способ осуществления отношений между субъектом и объектом собственности. Собственник-распорядитель имеет право поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым способом, передавать другому субъекту, даже ликвидировать, если это не противоречит закону.

Пользование (использование) означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. Если пользователь не является владельцем или распорядителем объекта собственности, он должен осуществлять пользование только в соответствии с условиями, заданными первичными собственниками.

К отношениям собственности относят также ответственность за сохранность и рациональное применение объекта собственности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40000. Информационный менеджмент как процесс. Использование функций и методов информационного менеджмента в практике управления организацией 158.5 KB
  Ведь нельзя недооценивать роль информации на этапе принятия финансовоуправленческого решения. Любая задержка информации или ее искажение чреваты непредсказуемыми последствиями. Данные являются характеристиками фактов и событий они являются источником информации. Для людей или организаций связанных с финансами решающее значение приобретают связи со средствами массовой информации СМИ они помогают распространять информацию добиться положительного общественного имиджа овладеть техникой достижения этих целей и т.
40001. Сущность стратегического планирования. Фазы стратегического планирования 336.5 KB
  Стpтeгичecкий мeнeджмeнт – этo ткoe yпpвлeниe opгнизциeй кoтopoe oпиpeтcя н чeлoвeчecкий пoтeнцил кк ee ocнoвy opиeнтиpyeт пpoизвoдcтвeннyю дeятeльнocть н зпpocы пoтpeбитeлeй ocyщecтвляeт гибкoe peгyлиpoвниe и cвoeвpeмeнныe измeнeния в opгнизции дeквтныe вoздeйcтвию oкpyжющeй cpeды и пoзвoляющиe дoбивтьcя кoнкypeнтныx пpeимyщecтв чтo в кoнeчнoм cчeтe cпocoбcтвyeт выживнию opгнизции и дocтижeнию cвoиx цeлeй в дoлгocpoчнoй пepcпeктивe. Стpтeгичecкий мeнeджмeнт имeeт pяд oтличий oт oпepтивнoгo: миccия opгнизции в стратегическом...
40002. Тактическое планирование и бюджетирование маркетинга 441 KB
  Тактическое планирование и бюджетирование маркетинга Содержание темы: 1. Основные этапы тактического планирования маркетинга. Разработка бюджета маркетинга. Использование многокритериального анализа при планировании маркетинга в системе Mrketing Expert.
40003. Виртуальный маркетинг 99 KB
  Базы данных. системы постоянного слежения хранения и обработки маркетинговых данных необходимых для выработки управленческих решений. Маркетинговая информационная система предприятия может включать: 1 информационный блок базы данных; 2 банк моделей и методик: 3 программные средства и интегрированные системы. Базы данных.
40004. Совершенствование маркетинга в организациях 91 KB
  Маркетинг и технологические средства управления. Маркетинг как деятельности субъектов управления. Маркетинговая система МС как подсистема организационного управления объективно существует в любой действующей фирме однако степень ее развития и эффективности может значительно различаться. В смысле товаров значительное развитие получили МС для потребительской продукции предметов труда сырья и материалов слабее развиты МС для средств труда машин оборудования и еще слабее для технологических средств управления особенно организационного.
40005. Информационные процессы в маркетинге и объективная необходимость их автоматизации 335.5 KB
  Бурное развитие информационных процессов вызвано также изменениями в подходах к оценке роли информации в политической и экономической жизни страны. Наше общество стало открытым возросли требования к потребляемой им информации которая должна быть актуальной достоверной полной и доступной. Вопервых в результате законотворческой и регулирующей деятельности государства ужесточились требования к достоверности своевременности и законности отчетностатистической информации вырабатываемой на уровне микроэкономического объекта. Вовторых...
40006. Маркетинговые информационные системы 552.5 KB
  Поставщики маркетинговой информации. Поставщики маркетинговой информации. В систему маркетинговой информации входят подсистемы данных используемых в различных видах и на разных этапах деятельности. Среди этих подсистем выделяются: Подсистема научнометодической информации обеспечивающая научных и практических работников методологией и методикой маркетинговой деятельности научным анализом состояния и тенденций развития данной области знания сведениями о школах направлениях концепциях существующих в научной и практической деятельности.
40007. Сущность и функции управления маркетингом 286 KB
  Принципиальная возможность развития маркетинга в России была определена реформами 90х гг. В зависимости от стадии развития маркетинга и его ориентации на внешнюю среду можно выделить три уровня использования маркетинговой концепции в управлении организацией: изолированная реализация отдельных элементов маркетинга реклама стимулирование сбыта ценообразование с учетом спроса и др.; маркетинг как концепция рыночного управления организацией что предопределяет не просто создание службы маркетинга но и изменение философии ее деятельности....
40008. Стратегическое планирование маркетинга и способы его осуществления 699.5 KB
  Построение карты рынка и выбор вариантов стратегического развития с помощью системы Mrketing Expert. Существует широкий спектр маркетинговых решений называемых стратегическими который охватывает с одной стороны направления развития рынка а с другой целенаправленный его выбор. Тактические решения больше полагаются на внутреннюю информацию полученную в результате анализа хозяйственной деятельности или исследований возможностей рынка. Среди них: анализ окружения оценка конкуренции и стратегической ситуации в целом состояние товарного...