87513

Человек как объект философского осмысления

Лекция

Логика и философия

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Понятие жизни и смерти в философии Жизнь и смерть вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях.

Русский

2015-04-21

28.49 KB

0 чел.

Лекция №14  Основы философии

Человек как  объект философского осмысления (часть2)

Изучение и осмысление философской проблемы смысла жизни человека, смерти и бессмертия.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира. Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения, философия  помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках, она апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.

Понятие жизни и смерти в философии

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем. Подлинное философствование невозможно без обращения к этим вечным темам. Во всех философских системах, так или иначе, решался этот вопрос, а Шопенгауэр считал, что “смерть - подлинный гений, вдохновитель философии, отчего Сократ и определил жизнь как “подготовку к смерти”.

По сути дела, речь идет о триаде: жизнь -- смерть -- бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, что бы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию. За небольшими исключениями у всех времен и народов люди высказывались о жизни достаточно негативно. Жизнь - страдание ,жизнь - сон  жизнь - бездна зла . Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа “Жизнь - копейка”.ит.д. Греческий мудрец Эпикур пытался решить этот вопрос вопросов так: “Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем”.

Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо. Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с генокодом. Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть, этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил, напоминая гетевского Фауста. Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие “там” и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, “смертью смерть поправ”. Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: “Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант.» Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту проблему в трагических тонах. Лишь при попытке понять смерть не только в негативном плане, определяется и тайна бессмертия. Человек потому и является человеком, ибо знает, что смертен, и стремится к бессмертию. Конечность придает человеческому существованию смысл, поскольку делает человеческую жизнь определенной, завершенной. Если бы мы были бессмертны, то могли бы спокойно откладывать каждый свой поступок на безграничный время. Но перед лицом смерти как абсолютного и неизбежного конца, когда  границы наших возможностей ограничены,  мы обязаны максимально использовать отведенное нам время, не потерять  возможности наполнить жизнь смыслом и содержанием.

Виды бессмертия, пути его обретения

Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т. д. продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т. д.).

Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим связывается наследование не только физических признаков, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла и т. д. Историки установили, что многие выдающиеся деятели русской культуры XIX в. находились в родстве (пусть и отдаленном) между собой. Один век включает в себя четыре поколения. Таким образом, за две тысячи лет сменилось 80 поколений, и 80-й предок каждого из нас был современником Древнего Рима, а 130-й - современником египетского фараона Рамсеса II.

Второй вид бессмертия мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт еще египетских фараонов, практика современного бальзамирования (В.И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца XX в. сделали возможною криогенезацию (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

Третий вид бессмертия упование на “растворение” тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое “тело”, в вечный кругооборот материи. Это характерно для ряда восточных Цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Здесь речь идет об утрате личностных качеств и сохранения частиц бывшего тела, могущих войти, в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.

Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Недаром членов различных академий награждают титулом “бессмертные”. Научное открытие, создание гениального произведения литературы и искусства, указание пути человечеству в новой вере, творение философского текста, выдающаяся военная победа и демонстрация государственной мудрости - все это оставляет имя человека в памяти благодарных потомков. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создается впечатление, что чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, “харизма” власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет “измененные состояния сознания”. В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны “прорыв” в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.

Человек есть единство вечного и тленного, конечного и бесконечного. Как живое существо человек не может не ужасаться смерти, не испытывать страха перед ней, однако реальное осмысление феномена человека позволяет утверждать, что смерть не является для человека явлением исключительно отрицательным. Еще древнегреческий философ Эпикур в свое время утверждал, что человек должен благодарить богов за то, что никому не дано насильно удержать его в этой жизни. Известно и то, какого величия приобретает в человеческой духовности феномен человеческой самопожертвования, особенно тогда, когда он осуществляется ради других людей. Мы должны по достоинству оценить римский девиз: "Помни (всегда) о смерти", а также утверждение многих философов о том, что жизнь следует рассматривать как подготовку к достойной смерти. Как же тогда, при признании положительного влияния смерти на жизнь человека, мы должны рассматривать бессмертие? Наверное, опять же - в его связях со смертью. Человек причастен и к смерти, и в вечности это свидетельствует о том, что жизнь человека нельзя свести к жизни его организма. В конце ХХ ст. проблема смерти человека проявила себя в нескольких новых аспектах: это проблемы клонирования человека (воспроизведение генетического "двойника" человека), проблема "эвтаназии" ("счастливой смерти"). Эвтаназия связана с вопросом о том, можно ли человеку, что ужасно страдает от боли, однако точно доживает последние дни, помочь уйти из жизни безболезненно? Как выяснилось, на этот вопрос не существует единственно возможного правильного ответа, с одной стороны, если эвтаназию узаконить, вряд ли кто даст гарантию того, что ее будут использовать с преступными намерениями, с другой стороны, в случае его узаконивания исчезнут стимулы поиска других путей борьбы с предсмертным страданием. Некоторые страны сегодня склонны узаконить "эвтаназии", однако другие решительно настаивают на ее запрещении. С философской точки зрения важно то, что через эвтаназию просматривается существенный момент, связанный с осознанием смерти: некоторые из философов считает, что человека пугает не столько сама смерть, сколько представление о страданиях, которые ее сопровождают. С вопросом о смерти и бессмертии органично связан и вопрос о смысле человеческого существования. С осознанием себя в качестве личности, а тем более - индивидуальности, человека начинает волновать вопрос: существует ли какой-то высший смысл, в процессе человеческих рождений и смертей чем просто продолжение животной жизни и изменения популяций. Человек на некоторое время может забыть об этом вопросе, окунуться в повседневные заботы, отдаться делам - общественным, личным, профессиональным. Но полностью избавиться от вопроса о смысле жизни он не может, потому, собственно, не он задает этот вопрос, а сама жизнь ставит его перед человеком (особенно - в ситуациях выбора) и заставляет его отвечать на него - и не только словами, а и поступками. Как обычно, вопрос о смысле - это вопрос о существовании у человека таких жизненных ценностей, ориентиров, идеалов, принципов, под которые он может подводить большинство ситуаций или решений, с которыми сталкивается в жизни. Если определенное конкретное явление согласуется с названными ведущими жизненными ориентирами, человек видит в нем смысл, и если входит в связь с ними, однако по содержанию им противоречит, человек его не принимает, отрицает, осуждает, если же такое явление вообще не стыкуется с жизненными ориентирами, оно является для человека как бессмысленное, лишенное смысла. Таким образом, вопрос о смысле предполагает наше умение оценивать реальные события и явления собственной жизни, то есть умение оперировать как стратегическими жизненными ценностями, принципами и ориентирами, так и знаниями о жизни, действительность, человека. Отсюда становится понятным, что смысл - это исключительно человеческое явление. Когда человек умеет его видеть в действительности, им оперировать, он идет впереди стихийных процессов жизни, по крайней мере, претендует на то, чтобы взять свою жизнь в свое сознательное решение и урегулирование. Ясно также и то, что без человека с его жизненными стремлениями, интересами, желаниями смысла не существует, а потому становится понятным философская тезис о том, что именно человек наделяет действительность смыслами, хотя сама эта действительность предстает условием и основанием для смыслового отношения. В смысле, тем более – в смысле жизни, концентрируются самые человеческие ценности и стремления, в нем человеческая жизнь предстает сконцентрированной, цельной. Вот почему простым ответом на вопрос о том, в чем заключается смысл жизни, может служить такой: в том, за что вы согласны отдать свою жизнь. Становится также понятным и тезис одного киногероя: знать ответ на вопрос о смысле жизни, это все равно, что знать дату своей смерти. Здесь цена жизни и смысл отождествляются, а смерть предстает лишь как окончательное подтверждение такой цены. Но, кроме этого, в данном высказывании проступает еще и такой момент: пока жизнь продолжается,  предстает открытым будущее, и, следовательно, остается возможность совершения поступков, которые могут изменить всю жизнь. Отсюда следует весьма распространена тезис о том, что высший смысл человеческой жизни заключается в поиске и выработке смыслов; существуют и реальные образцы именно такой реализации жизни: например, французский художник ХХ в. Пабло Пикассо на протяжении своей жизни несколько раз коренным образом менял манеру своего творчества, желая испытать себя в других стилях и направлениях искусства. Однако в последнем случае возникает вопрос о человеческой самости: она меняется? А если так, то существует ли в таком случае внутренний "фокус" личности? Некоторые из философов, психологов, мыслителей считает, что самость изменить нельзя, что во всех поворотах судьбы  человек будет оставаться самим собой. Ведь на самом деле смысл человеческого бытия может возникнуть почти во всем, с чем человек сталкивается в жизни: это могут быть деньги и богатство, самопознание, подвиг или честное служение, научные открытия и художественное творчество, благополучие детей и здоровья других людей, и т.д. . д., и т. п. И в этом, в частности, проявляется настоящая неисчерпаемость человека и настоящее чудо человеческой жизни - его можно подчинить определенной цели и достичь ее. Конечно, далеко не каждый человек ставит и решает вопрос о смысле своей жизни, но реально оно все равно вписывается в определенный образ человеческого самовыражения. Поэтому можно оправданно утверждать: если мы сами не заботимся о смысле своей жизни и не реализуем его, то он будет реализован - то ли стихией жизни, то ли другими людьми. Стремление осуществить смысл жизни является основным мотивом человеческого поведения. Он присущ всем людям и является движущей силой развития личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83574. Захист поранених і хворих під час війни 36.94 KB
  Норми про захист поранених і хворих у сухопутній війні містяться у І Женевській конвенції про поліпшення долі поранених і хворих у діючих арміях 1949 р. Перший Додатковий протокол поширив цей режим на всіх поранених і хворих військових або цивільних які потребують негайної медичної допомоги. Воюючі зобов\'язані вживати негайних заходів для пошуку і збору поранених і хворих.
83575. Поняття окупації та її дія в часі. Режим військової окупації 40.73 KB
  Стосовно населення окупованої території повинні виконуватися основні права людини а також права зафіксовані в нормах права збройних конфліктів. Забороняються з будьяких мотивів викрадення а також депортування населення окупованої території на територію держави що окупує або третьої держави. Проте для забезпечення безпеки населення або з особливо вагомих військових міркувань можлива повна або часткова евакуація певного окупованого району. Окупаційна влада не може примушувати населення окупованих територій служити у своїх збройних силах...
83576. Військовополонені. Найманці 37.85 KB
  Полонені мають свого представника що спостерігає за умовами їх життя і підтримує звязок із адміністрацією табору. Полонені забезпечуються необхідним одягом харчуванням медичним обслуговуванням. Рядові полонені можуть притягуватися до роботи з урахуванням їх фізичного стану.
83577. Правове положення учасників збройних конфліктів 37.61 KB
  Під час збройних конфліктів населення що проживає на території держави поділяється на дві групи: таке що відноситься до збройних сил і таке що не відноситься до збройних сил цивільне населення. Комбатанти це особи що входять до складу збройних сил воюючих сторін та безпосередньо ведуть бойові дії проти ворога зі зброєю в руках. Некомбатанти це особи що входять до складу збройних сил та безпосередньо не беруть участь в бойових діях Це військові кореспонденти юристи духівництво інтенданти медичний персонал.
83578. Заборонені засоби і методи ведення війни 36.97 KB
  Засоби ведення військових дій це зброя і інша військова техніка що застосовується збройними силами воюючих для знищення живої сили і матеріальних засобів противника придушення його сил і здатності до опору. Методи ведення військових дій це порядок різні способи використання засобів ведення війни у вказаних цілях. право сторін що знаходяться в конфлікті обирати методи і засоби ведення війни не є необмеженим.
83579. Особливості ведення морської війни 38.73 KB
  Театром морської війни є внутрішні морські води територіальне море і відкрите море. До морської війни застосовні загальні правила сухопутної війни зокрема правила щодо заборони на певні засоби і методи. В правилах морської війни специфічними є правила для підводних човнів морської блокади бомбардувань і ін.
83580. Правова регламентація повітряної війни 34.96 KB
  Всі правила і норми що стосуються війни в цілому відносяться і до повітряної війни. Театром повітряної війни є повітряний простір над сухопутним і морським театрами воїни тобто над сухопутною територією воюючих над територіальним і відкритим морем. Повітряний простір над нейтральними державами театром війни бути не може.
83581. Захист цивільних об’єктів та культурних цінностей в період збройного конфлікту 37.56 KB
  Згідно з Додатковим протоколом І цивільні об’єкти не повинні бути об’єктом нападу або репресалій. До військових об\' єктів Протокол відносить такі об’єкти які через свій характер розташування призначення або використання роблять ефективний ї несок у військові дії і повне або часткове руйнування захоплення або нейтралізація яких при існуючих в даний момент обставинах надає явну військову перевагу ст. Отже об’єкти що не підпадають під вищенаведене визначення повинні розглядатися як цивільні і їх знищення є забороненим методом ведення...
83582. Закінчення війни і його міжнародно-правові наслідки 36.35 KB
  Розрізняють припинення стану війни і припинення військових дій. Припинення військових дій не завжди автоматично супроводжується припиненням стану війни. Перемир’я тимчасове припинення військових дій на умовах узгоджених воюючими сторонами. Подруге загальне перемир’я при певних обставинах наприклад якщо сторони в конфлікті формально не заявили про наявність стану війни між ними здатне не тільки призупинити військові дії але і привести до їх припинення.