87514

Основные определения психологии бизнеса

Лекция

Психология и эзотерика

Бизнесмен — это человек, занимающийся не просто «делом» (прямой перевод с английского), а деятельностью. И деятельность эта направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. При этом интересно отметить, что бизнесмен не обязательно должен быть сотрудником какой-то организации.

Русский

2015-04-21

198.6 KB

3 чел.

Тема 1. Основные определения психологии бизнеса

Вопросы:

1.Понятия «бизнесмен», «предприниматель», «менеджер»

2. Предмет и методы бизнес психологии

3. Основные понятия бизнес психологии: бизнес-структура, бизнес- процессы, бизнес- сети.

1. Понятия «бизнесмен», «предприниматель», «менеджер»

      Прежде чем рассматривать основные понятия бизнес психологии и ее описание как науки и как учебной дисциплины, попытаемся определиться с тем, как понимать термин «бизнесмен» и отличать его от часто употребляемых в качестве его синонимов терминов «менеджер» и «предприниматель». Только определившись с этим, мы получим основания в дальнейшем рассматривать бизнес-психологию как одну из составных частей экономической психологии наряду с другими ее составными частями, в частности с психологией предпринимательства и психологией менеджмента.

         Бизнесмен — это человек, занимающийся не просто «делом» (прямой перевод с английского), а деятельностью. И деятельность эта направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. При этом интересно отметить, что бизнесмен не обязательно должен быть сотрудником какой-то организации. Он может «делать деньги» и в одиночку. Например, быть акционером, учредителем, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

        А вот менеджер обязательно должен быть сотрудником какой-то организации, занимать там должность. В его подчинении обязательно должны находиться люди, иначе управлять ему будет некем.

           Предприниматель — это человек, который обязательно стремится к чему-то новому и при этом рискует. Чем угодно. Не обязательно своими капиталами. Например, учителя-новаторы или администраторы школ нового типа — это предприниматели в сфере образования. Хотя денег они не «делают», но рискуют, например, своей репутацией, местом работы, положительным отношением к себе учеников и их родителей.

Может ли бизнесмен быть одновременно и предпринимателем?

           Да, если он не только рискует своими деньгами, но и стремится к новому. Если же он эксплуатирует для получения прибыли уже известные способы, то не является предпринимателем.

Может ли менеджер быть предпринимателем?

         Да, если он пытается управлять по-новому и тоже рискует. Если же он работает «по схеме», то есть по некоторому повторяющемуся алгоритму, по строгой инструкции или жесткой технологии, то он менеджер-бюрократ, а не менеджер-предприниматель.

Может ли менеджер оказаться бизнесменом?

          Да, если он работает на своем предприятии или является акционером этого предприятия. Нет, если он — наемный работник. В последнем случае он может стать бизнесменом разве что в свободное от работы время. Например, купить огород и все лето обрабатыватъ его в надежде получить от этой деятельности денежную прибыль.

        Что объединяет все эти понятия? Экономическая психология, которая нами понимается как наука, изучающая психологические проявления  людей, занятых хозяйственной деятельностью,

        Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что бизнес-психология изучает проявления людей, занятых хозяйственной деятельностью, только в случае если речъ идет о рыночной системе ведении  хозяйства. Ведь именно в условиях рынка возможно существование бизнеса, и деятельность бизнесмена может быть направлена на получение прибыли.

       Психология менеджмента это социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений членов коллектива.

        Как отмечается в одном из наиболее популярных сегодня учебников по основам менеджмента, большинство экспертов согласны с определением понятия «управление» через функции организации: это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели, которую ставит перед собой организация, Понятно, что если эти цели связаны с бизнесом, уместно говорить о менеджменте как о бизнес процессе. Аналогичная картина наблюдается и в отношении психологии предпринимательства. Если вникнуть в суть самого слова «предпринимательство», то легко заметить, что оно происходит от глагола «предпринять, предпринимать». Владимир Даль определяет глагол «предпринимать» как затевать, решать, исполнять какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного, также затевать намерения, желать что-либо устроить, а предприимчивого человека он описывает как способного к предпринимательству, а именно — смелого, решительного, отважного на дела этого рода. То есть главным отличительным признаком предпринимательства оказывается осуществление какой-то важной и значительной затеи, сопряженной со смелостью и риском. Ни присутствие других людей, ни система хозяйствования, в которой эта затея осуществляется, как мы видим, в русских словарях не упоминаются.

       Однако нетрудно предположить, что если затею берется осуществлять группа или целая организация, вопросы менеджмента возникнут сами собой. С другой стороны, если затея будет направлена на получение прибыли в условиях рыночных отношений, то можно говорить о бизнес предпринимательстве, которое почему-то в современных определениях стало занимать место предпринимательства в целом. Для примера рассмотрим определение, данное авторами коллективной монографии «Психология» со ссылкой на законодательство: «предпринимательство... определяется как инициативная (самостоятельная) деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода». При этом авторы, на наш взгляд, заметно сужают понятие предпринимательства, рассматривая его только на фоне рыночных отношений.

2. Предмет и методы бизнес психологии

          Предмет бизнес психологии это психологические причины, закономерности и последствия активности людей как сотрудников фирмы (организации), а так же самой фирмы в целом, зафиксированные на уровне научных теорий, практических исследований, принципов и технологий деятельности в реальных или предполагаемых условиях рыночной экономики.

          Как мы видим, в этом определении присутствуют понятия «рынок» и «объединение людей» одновременно. Первое методологически транслируется от экономики — через концептуальный аппарат экономической психологии. Второе идет от психологии, поскольку ее предметом всегда были люди и их объединения.

        Поэтому для бизнес психологии понятия «рынок» и «рыночные отношения» на уровне, как микро -, так и макроэкономики «преломляются» через деятельность бизнес-структурыорганизации, фирмы или ее подразделений. Возможно — сети дочерних предприятий или объединения фирм. Тогда речь пойдет о бизнес-психологии корпораций, холдингов, трастовых и других компаний, совместных предприятий, союзов всемирно известных мощных организаций с их многочисленными филиалами.

        Если фирма занимается внешнеэкономической деятельностью или в ее штате присутствуют сотрудники из других государств, то методологически ее бизнес-психология выстраивается с учетом знаний, накопленных в теории и практике международных экономических отношений, предметно — на основе знаний о психологии парного, внутригруппового и межгруппового вариантов межкультурной коммуникации и практики интеркультурного научения.

       Методы бизнес-психологии это все методы научно-прикладных психологических исследований (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности и др.), все разновидности метода анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания), а также методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций. 

Особенностью и главным отличием

методов бизнес-психологии от методов смежных наук является то, что они:

1-    «работают» только для условий рыночной системы хозяйствования,

2-    в качестве «константы» включают факт ориентации испытуемых на прибыль,

3-  удобны для применения не столько в информационно-исследовательских целях, сколько для решения конкретных задач оптимизационного, консультативного и обучающего характера.

      Проиллюстрируем сказанное на примере метода интервью. Если его применять как  метод бизнес психологии, то стоит принять во внимание следующее:

         1) вопросы интервью формулируются и понимаются в терминах рыночной экономики, в контексте актуальных рыночных отношений, например, вопросы о конкурентоспособности, надежности маркетинговых мероприятий, эффективности стратегии сбыта, бизнес этике в работе менеджера по персоналу, эффектах двойной экономики и такой же морали, и тому подобном;

       2) вопросы о социальной и психологической регуляции профессиональной деятельности бизнесменов изначально строятся на такой стержневой характеристике, как прибыль; мотивация персонала этой характеристике не противоречит, иначе о карьере в сфере бизнеса не может быть речи — соответственно этому вопросы интервью группируются вокруг тем «прибыль», «карьера», «положение», «риск», «отношение к собственности», «деловое партнерство», «имидж», «престиж», «миссия», атемы нематериальных ценностей, гуманистических идеалов, общественных интересов и бескорыстных поступков фактически отсутствуют;

      3)   способ обработки результатов интервью всегда обещает дать ответ на тот или иной практический вопрос, помочь разрешить сложную ситуацию, исправить предконфликтное положение в отношениях с сотрудниками или партнерами, разработать программу длительного психологического сопровождения или краткосрочного обучения административного совета, психологической подготовки или целевого тренинга персонала, наметить пути корректировки общей стратегии, частных тактик или отдельных приемов деятельности организации, уточнить ее реальное положение на рынке, построить психологический прогноз и многое другое.

3. Основные понятия бизнес психологии: бизнес-структура, бизнес-

процессы, бизнес -  сети

      Бизнес-структура это учреждение (организации, фирма), деятельность которого осуществляется в сфере бизнеса.

       Например, это может быть торговая фирма, производственное предприятие, акционерное общество, рекламное или информационное агентство, коммерческое учебное заведение, биржа, холдинговая компания, товарищество, контора, бюро, банк.

      Бизнес процессы это динамические показатели (траектории, маршруты) деятельности бизнес структуры.

      Бизнес - сети (или слои внутри бизнес структуры) — это различные аспекты функционирования  бизнес структуры, обеспечивающие ее целостность.

       В специальной литературе можно встретить разные термины для обозначения последнего понятия («подструктуры», «контуры», «сферы»), но наиболее часто все-таки пользуются словом «сеть»: организационная, коммуникативная и информационная.

      Организационная сеть это совокупность производственно-функциональных взаимосвязей, обеспечивающих деятельность бизнес-структуры (организации, фирмы, ее подразделений). Применительно к людям — это их деловые отношения и производственные функции.

      Коммуникативная сеть это совокупность существующих между сотрудниками симпатий и антипатий, то есть их личные отношения.

      Информационная сеть это налаженные в фирме пути прохождения  информации, а также реальные информационные потоки и информационная база. Сюда же относятся и скрытые пути распространения информации в фирме.

      Важно отметить, что от оптимальности совокупного функционирования всех трех сетей зависит эффективность деятельности фирмы в целом.

      Например, понятно, что фирму будет лихорадить, если в ней происходит дублирование функций или, наоборот, какой-то важный производственный процесс функционально не обеспечен, то есть за него никто не отвечает. В первом случае можно говорить о противоречиях («накладках», «склейках»), а во втором — о своеобразных дырках («пустотах») в организационной сети.

       Кроме противоречий и дырок, можно в сети обнаружить еще и циклызамкнутые круги», «зажимы», «воронки») — это такие несоответствия производственных процессов и функциональных обязанностей персонала, которые приводят ко всем известным проявлениям круговой поруки или «спихивания по цепочке». 

       Аналогичные противоречия, циклы и дырки (терминология школы оргдеятельностных игр) можно с легкостью обнаружить и в коммуникативной сети — это5, конечно же, межличностные обиды, конфликты и ссоры, сплетни, подозрительность и недоверие. Есть аналогичные проявления и в сети информационной — это избыток, бесполезность или острая нехватка информации.

       Парадокс взаимодействия бизнес-сетей состоит в том, что, как правило, не позитивные, а  негативные моменты работы одной сети имеют обыкновение переходить на другую. Происходит что-то похожее на заражение. 

         Например, руководитель не довел до сведения подчиненных нужную информацию, что тут же было компенсировано в неформальной среде слухами и домыслами, искажающими отношение отдельных сотрудников к своим функциональным обязанностям. Налицо информационная дырка — коммуникативный цикл — организационное противоречие.

       Другой пример. Группа сотрудников перессорилась, выясняя отношения, и это сказалось на их работе. Руководитель, получив информацию о срыве дневного задания, сделал выводы о некомпетентности сотрудников и уволил их. Имеем дело с коммуникативным противоречием — информационным циклом и организационной дыркой.

      В практике бизнеса таких примеров можно отыскать немало. Однако важно их не только увидеть и проанализировать, но и попытаться найти способ наладить оптимальную совокупную работу бизнес сетей.

Для этого удобно предположить, что в фирме может существовать (или быть намеренно построена) некая дополнительная искусственная сеть (мета-сеть), содержание которой составляют специально разработанные технологии оптимизации 'работы основных сетей, а также состыковки работы их отдельных элементов как внутри, так и между сетями.

       Иными словами, если схематически представить основные сети в виде трех параллельных плоскостей, то мета-сеть — это некоторая ортогональная им плоскость-сечение (если не упрощать, то сети можно изображать в виде объемов, многомерных фигур, динамических конгруэнтностей и т.д.). (См. рис.1.)

      В бизнес структуре мета-сеть имеет важное предназначение обеспечение возможности взаимодействия элементов трех основных рабочих сетей по типу «каждый с каждым».

Например, коммуникативная сеть поглощает организационную (берут людей в фирму по личным симпатиям, а не по деловым качествам — вот они и относятся к своим функциям на уровне симпатий-антипатий, а фирма в это время прогорает) или наоборот (берут на работу хороших специалистов и обращаются с ними, как с роботами). 

Организационная сеть

Коммуникативная сеть

Если мета-сеть работает неполноценно, это является показателем неполноценности всей бизнес структуры. Такое чаще всего происходит, когда и организации одна из основных сетей полностью поглощает другую. Бизнес-структура оказывается перекошенной и в силу этого не эффективной.

Информационная сеть

 Рис.1. Бизнес сети

Другой случай — мета-сеть полностью или частично отсутствует, и не обеспечивается связь между основными сетями. Тогда бизнес-структура раздроблена (в ней «правая рука не знает, что делает левая», подразделения напоминают басню дедушки Крылова «Лебедь, рак и щука», а сотрудники, что называется, «сидят на иголках»).

Мета-сеть фирмы наиболее часто становится в бизнес психологии предметом специального анализа, поскольку именно с ее помощью можно моделировать и развивать желаемое взаимодействие бизнес сетей, оказывая этим влияние на бизнес-структуру в целом. Осуществляется это как целенаправленная консультативная, проектировочная и управленческая деятельность, включенная в структуру основной деятельности фирмы.

Контрольные вопросы:

  1.  Объект, предмет, задачи психологии рекламы и бизнеса.
  2.  Сходство и различие понятий «бизнесмен», «предприниматель», «менеджер».
  3.  Психология менеджмента. Методы. Бизнес – структура, бизнес – процессы,  бизнес-сети, парадокс взаимодействия  бизнес-сетей.
  4.  Информационная сеть.
  5.  Коммуникативная сеть.
  6.  Мета – сеть.
  7.  Диагностика психологических характеристик.
  8.  Понятие психологического воздействия.
  9.  Различия психологии менеджмента и организационной психологии.
  10.  Общие принципы психотерапевтического воздействия коммерсанта.
  11.  Понятия инстинкта, потребностей, мотивации.
  12.  Мотивы человеческого поведения по С. Райсу.
  13.  В чем сущность деятельностного подхода А.В. Петровского, социометрического подхода Я.Л. Коломинского, параметрического подхода Л.И. Уманского, управленческого подхода Е.С. Кузьмина?

Литература:

  1.  Адлер А. Практика и теория индивидуальной психотерапии.  – М., – 1993, 240с.
  2.  Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высш. учебн. завед.- М.: Аспект Пресс, 1997.- 376 с.
  3.  Бадхен А. Что такое психотерапия.– Спб., 2003, 350 с.
  4.  Дудченко В.С. Онтосинтез жизни.–М., 1999, 135 с.
  5.  Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 475 с.
  6.  Петрушин В.И. Психология менеджмента.– М., 1996, 320 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59098. Роль Гетьмана Мазепи в українській історії 46 KB
  Мета: розкрити роль і значення гетьмана Івана Мазепи в українській історії. Допомогти учням збагнути патріотичну та героїчну суть діяльності гетьмана. Портрети гетьмана й історичних особистостей його епохи.
59099. Руська трійця у Львові 42 KB
  Вивчення нового матеріалу, формування вмінь та навичок (25 хв.): оголошення нової теми; очікувані результати; мотивація навчальної діяльності; сприйняття і осмислення учнями навчального матеріалу.
59100. Рухова активність і здоровя 43 KB
  Посміхайтеся частіше і будьте здорові та щасливі ІІ. Що ж саме про людину ми зараз вивчаємо на уроках біології А навіщо вам його розгадувати що дадуть вам знання організму людини Знання...
59101. Рушничок для мами 49.5 KB
  Ви мабуть чули слово декорації Де їх можна побачити Звичайно у театрі. Де можна побачити такі орнаменти Їх часто використовують для оздоблення різноманітних частин одягу у вишивці розписах вазонів та інших предметів побуту.
59102. Сім чудес світу 45 KB
  Мета: закріпити і систематизувати знання учнів з історії Стародавнього світу, розглянути матеріали про найвизначніші памятки світової культури; розвивати в учнів логічне мислення та зорову память; виховувати любов до прекрасного, інтерес до історії.
59103. Свято врожаю 70.5 KB
  На столах хліб пиріжки печиво тістечка фрукти кавуни мед компот квіти. Просимо Ласкаво просимо Певне чули ви малята І не раз такі слова: Хліб потрібно шанувати Хліб усьому голова Хлопчик. А тому завжди в пошані Хліб у школі і в садку. Шановні батьки гості запрошуємо вас до нашої господи...
59104. Свято квітів. Шепчуть ніжно квіти пелюстками 33 KB
  Здогадалися, хто я така? Я, Флора, королева рослинного світу. Кожного року саме в цей день - у день народження видатного педагога В. Сухомлинського в моїй чарівній країні відкривається карнавал квітів. Я вас щиро запрошую на це чудове осіннє свято.
59105. Свято меду 62 KB
  Свято меду (на Спаса) святкують тоді, коли учні чи студенти перебувають на канікулах. Як же зробити так, щоб молодь прилучилась, більше дізналася про наше українське бджільництво, звичаї пращурів, їх духовну культуру?
59106. Свято останнього дзвоника 57.5 KB
  Ведучий: Підростають щодня дітлахи Непомітно мов квіти весняні; Дуже швидко спливають роки Забираючи в далі незнані. Ведуча: Даль покликала друзі і вас Бо настала уже ця хвилина Зустрічаймо одинадцятий клас Бо сьогодні урочиста днина...