8752

Рыночные отношения в современной экономике

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Вариант 1. Рыночные отношения в современной экономике Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика и рыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются: производство товаров в соответ...

Русский

2013-02-17

31 KB

1 чел.

Вариант 1.

Рыночные отношения в современной экономике

Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика и рыночная экономика.

Основными признаками командной экономики являются:

  1.  производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом (планирование)
  2.  отсутствие самостоятельности товаропроизводителей вопросах, касающихся производства и распределения. Такие решения принимаются центральными государственными органами.

В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;
б) рынка средств производства;
в) рынка рабочей силы;
г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
д) рынка иностранной валют и ценных бумаг;
е) рынка научно-техническим разработок;
ж) рынка информации;
Признаки свободного рынка:
1) неограниченное число его участников;
2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
3) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного  объёма информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т.д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемыё другими производителями.
Подобного свободного рынка в действительности не существует - это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.

Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения.

Спрос – это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен

Предложение- это то количество товаров, которое продавец, может предложить покупателю в конкретном месте  и в конкретное время

Цена — денежное выражение стоимости.

Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает цена и выпуск изделия сокращается. Потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируется две цены:
а)
цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б)
цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1999. Проектирование зоны второго технического обслуживания для автотранспортных предприятий со списочным составом 763.35 KB
  Спроектировать зону второго технического обслуживания (ТО-2) для автотранспортных предприятий (АТО) со списочным составом: КамАЗ – 5320 70 шт. Lcc - 300 км Категория условий эксплуатации (КУЭ) - II для всех автомобилей. Климатическая зона — умеренно-холодная. Дней рабочих в году - 305.
2000. Самостоятельная работа студентов при изучении курса отечественной истории 686.13 KB
  Учебно-исследовательская работа студентов, примерные темы рефератов, эссе, докладов. Основная и дополнительная литература. Вопросы для самоконтроля и образцы контрольных тестов.
2001. Создание промежуточных отчетов 33.01 KB
  Список с исходными данными о сотрудниках. Промежуточный отчет, вычисляющий значение фонда заработной платы для каждого цеха. Круговая диаграмма на основании рассчитанных значений фонда заработной платы на каждого цеха.
2002. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности 35.03 KB
  Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.
2003. Майбутнє країни залежить від нас 43.11 KB
  Мета: привернути увагу підлітків до питання вибору професії та її значення, звернути увагу на фактори, що обумовлюють вибір людиною тієї або іншої спеціальності, поговорити про помилки, які допускаються при обранні професії, наголосити на важливості прийняття правильного вибору фаху для подальшого щасливого життя.
2004. Культура поведения, Воспитательное мероприятие 34.5 KB
  Учебные заведения, магазины, учреждения, театры, выставки – все это как принято говорить, общественные места. Мы идем туда по делу или отдохнуть, или на учебу, но всегда должны помнить, что рядом с нами, вокруг нас живут люди, они могут быть нашими знакомыми
2005. Ультразвукове дослідження стисливості кремній–органічних з’єднань 6.36 MB
  встановлення характеру особливостей температурної залежності реологічних та акустичних властивостей кремнійорганічних сполук вздовж кривої рівноваги, виявлення і з’ясування молекулярних та флуктуаційних механізмів релаксаційних процесів, що мають місце у досліджуваній системі вздовж кривої рівноваги.
2006. Опыт воспитательной работы на специальности Театральное творчество 35 KB
  Само понятие воспитательная работа - очень объемно, многогранно и практически безгранично. Воспитательная работа - это органическая часть учебного процесса колледжа, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.
2007. Слава козацька жива 41.52 KB
  Закріпити й поглибити знання, отриманні учнями у 5-му класі про козаків та козацтво, залучити дітей до вивчення історії свого народу, дослідити його коріння, знайомлячись з життям та подвигами козаків, виховувати патріотизм та повагу до минулого українського народу.