8752

Рыночные отношения в современной экономике

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Вариант 1. Рыночные отношения в современной экономике Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика и рыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются: производство товаров в соответ...

Русский

2013-02-17

31 KB

1 чел.

Вариант 1.

Рыночные отношения в современной экономике

Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика и рыночная экономика.

Основными признаками командной экономики являются:

  1.  производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом (планирование)
  2.  отсутствие самостоятельности товаропроизводителей вопросах, касающихся производства и распределения. Такие решения принимаются центральными государственными органами.

В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;
б) рынка средств производства;
в) рынка рабочей силы;
г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
д) рынка иностранной валют и ценных бумаг;
е) рынка научно-техническим разработок;
ж) рынка информации;
Признаки свободного рынка:
1) неограниченное число его участников;
2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
3) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного  объёма информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т.д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемыё другими производителями.
Подобного свободного рынка в действительности не существует - это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.

Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения.

Спрос – это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен

Предложение- это то количество товаров, которое продавец, может предложить покупателю в конкретном месте  и в конкретное время

Цена — денежное выражение стоимости.

Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает цена и выпуск изделия сокращается. Потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируется две цены:
а)
цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б)
цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69390. Зовнішні запам’ятовуючі пристрої (ЗЗП) 1.86 MB
  Тут розрізняють такі класи: магнітні ЗЗП Оптичні Напівпровідникові За способом доступу до інформації А послідовні ЗЗП типу стрічки Б з прямим доступом За способом запису інформації А з одноразовим записом Б з багаторазовим записом з можливістю перезапису інформації...
69391. Накопичувачі на магнітних барабанах 1.17 MB
  Накопичувачі на магнітних стрічках Носієм інформації є гнучка магнітна стрічка основою є пластмасова стрічка покрита з обох сторін тонким шаром магнітної плівки поверх якої наноситься тонкий шар захисного лаку.
69393. Лазерні принтери (електро-графічні принтери) 42 KB
  Пристрої введення виведенення мови Спілкування користувача із комп’ютером мовою голосом вважається найбільш перспективним з часу початку широкого застосування комп’ютерів однак реалізувати цю задачу ефективними засобами не вдалося проектувальникам і до сьогоднішнього часу і в даний час...