87520

Право собственности на природные ресурсы

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Ни о каком обществе не может быть речи там где не существует никакая форма собственности на природные ресурсы Понятие собственности имеет два аспекта: экономический и правовой. Первый раскрывает экономическое содержание собственности через систему производственных отношений.

Русский

2015-04-21

41.55 KB

6 чел.

Право собственности на природные ресурсы

Собственность на природные ресурсы это форма общест-венных отношений по поводу земельных, водных ресурсов, расти-тельного и животного мира и других природных богатств. Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует ника-кая форма собственности на природные ресурсы Понятие собст-венности, имеет два аспекта: экономический и правовой. Первый раскрывает экономическое содержание собственности через сис-тему производственных отношений. Второй проявляется в право-вых формах выражения этого содержания. Следовательно, собст-венность – категория экономико-юридическая.

Экономические отношения собственности определяют от-ношение участников производства к предметам производства (ору-диям, средствам, продуктам производства). В результате закрепле-ния экономических отношений в правовых нормах возникает пра-во собственности как юридическая категория.

Право собственности на природные ресурсы в юридиче-ском аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регу-лирующих отношения собственности на природные ресурсы, что и образует право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы опре-делены Конституцией РК. в ней указано: В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и ча-стная собственность.

Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собст-венности. Земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом (ст.6). Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РК Согласно ст.188 Право собственности есть признавае-мое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться при-надлежащим ему имуществом. В Земельном Кодексе РК, утвер-жденном от 20.06.2003, конкретизировано то, что Земля в Респуб-лике Казахстан находится в государственной собственности. Зе-мельные участки могут находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах установленных настоящим Кодексом (ст.3). В Лесном Кодексе РК, утвержденном от 8.07.2003, указано, что все леса находящиеся на территории РК, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд РК. Лесной фонд состоит из государственного и частного лесного фонда (ст.6).

ВК РК от 9. 07.2003г. к водам отнес совокупность всех вод, сосредоточенных в водных объектах, в рельефах поверхности суши и недрах земли, имеющие границы, объем и водный режим. В частности, ими являются: моря, реки, приравненные к ним кана-лы, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты, части недр, содержащие подземные воды, (ст.5). В то же время, совокуп-ность всех водных объектов в пределах территории Республики Казахстан, включенных или подлежащих включению в государст-венный водный кадастр, образует водный фонд Республики Казах-стан, (ст.4). Водный фонд Республики Казахстан находится в го-сударственной собственности.

Таким образом, Конституция РК и ГК РК определяют об-щее содержание и формы собственности на природные ресурсы и иное имущество. В экологическом законодательстве закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные при-родные ресурсы, а также особенности механизма реализации пра-вомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на при-родные ресурсы являются и институтом экологического права.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъ-ективном смысле понимается совокупность правомочий собствен-ника по владению, пользованию и распоряжению землей ее недра-ми, водами, растительным и животным миром и другими объекта-ми собственности1

Вместе с тем, следует отметить, что ни в одном государст-ве нет абсолютного права собственности на природные ресурсы и объекты природы. В интересах государства, общества, собствен-ника (экологических, санитарных, экономических и.т.д.), права собственника на использование природных ресурсов и объектов природы, могут быть ограничены.

Объектом права частной собственности граждан, негосу-дарственных юридических лиц, исходя из Раздела 2 ЗК РК, являет-ся земельный участок. Согласно ст.23. В частной собственности граждан РК могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хо-зяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищно-го и дачного строительства, а также предоставленные (предостав-ляемые) под застройку или застроенные производственными и не-производственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли предназначен-ные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответ-ствии с их назначением.

В частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Казахстан могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для ведения товарного сель-скохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.

Для этих же целей, могут находиться земельные участки в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, за исключением земель предна-значенных для ведения товарного сельскохозяйственного произ-водства и лесоразведения.

Объектом права государственной собственности являются воды, составляющие водный фонд РК включающий: реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водные ресурсы, а также воды каналов и магистральных водоводов; подземные воды; лед-ники; воды Каспийского и Аральского морей в пределах государ-ственной границы Республики Казахстан (ст.4-8 ВК РК).

Право собственности распространяется не вообще на все существующие в природе воды, а лишь на те воды, которые могут быть индивидуализированы, т.е. водные объекты.

Длительное время в законодательстве отсутствовало опре-деление понятия недр, что приводило к различному толкованию и соответственно или слишком расширяло право государства на не-дра, либо сужало его права

  1.  соответствии со ст. 5 (Закона о Недрах) минеральное сы-рье принадлежит недропользователю на праве собственности, если иное не предусмотрено Контрактом (государственному предпри-ятию Республики Казахстан – на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Техногенные минеральные образования являются собст-венностью недропользователя, если иное не предусмотрено Кон-трактом.

Право собственности (хозяйственного ведения, оператив-ного управления) на полезные ископаемые, извлеченные из техно-генных минеральных образований, находящихся в государствен-ной собственности, определяется контрактом.

Недропользователь, которому минеральное сырье, техно-генные минеральные образования или полезные ископаемые при-надлежат на праве собственности (хозяйственного ведения, опера-тивного управления), вправе распоряжаться минеральным сырьем, техногенными минеральными образованиями или полезными ис-копаемыми, совершать в отношении их любые не запрещенные законодательством гражданско-правовые сделки.

  1.  Конституции РК в числе объектов права собственности указан растительный мир и другие природные ресурсы. Учитывая, что кроме лесов к растительности относится иная, как лесная так и не лесная растительность и растительный мир органически связан
  2.  землей, есть основания рассматривать его также как землю объ-ектом права собственности.
  3.  качестве собственника растительного мира в этом случае должен выступает собственник земли. В соответствии со ст.5 Лес-ного кодекса РК Объектами лесных правоотношений является лесной фонд Республики Казахстан, включающий земли лесного фонда, лесные ресурсы и полезные свойства лесов. Ранее уже ука-зывалось, что лесной фонд состоит из государственного и частно-го лесного фонда, а согласно ст.7 Государственный лесной фонд в РК относится к объектам государственной собственности и нахо-дится в республиканской собственности.

Владение, пользование и распоряжение участками частно-го лесного фонда осуществляются частными лесовладельцами в соответствии с ЛК РК и иными законодательными актами Респуб-лики Казахстан.

Что же касается атмосферного воздуха то в силу физиче-ских свойств его невозможно обособить или индивидуализировать

  1.  рамках одного государства, что является непременным условием возникновения права собственности. Этот природный объект яв-ляется всемирным достоянием. Государство не может реализовать отношении воздуха всех правомочий собственника, в частности, право владения и распоряжения.
  2.  соответствии с Законом РК Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира 2004г, животный мир находится государственной собственности.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

  1.  образованием независимого суверенного государства РК октябре 1991г. и принятием в августе 1993г. Конституции РК единственным исключительным собственником природных ресур-сов республики объявляется государство, а с принятием Конститу-ции РК 1995г. монополия исключительной государственной собст-венности на природные ресурсы была отменена, и устанавливалась частной собственность на землю.

Субъект права государственной собственности на землю на территории республики – Республика Казахстан; субъект права частной собственности на земельные участки на основаниях, усло-виях и в пределах, установленных Земельным Кодексом, являются также граждане и негосударственные юридические лица.

При этом под гражданами понимаются граждане Респуб-лики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства (такое право иностранцы имеют на земельные участки под производственные объекты, жилые комплексы и участки под индивидуальное строи-тельство на возмездной основе, если они получили право постоян-ного проживания).

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государ-ства осуществляет правомочия собственника? От имени государ-ства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РК, местные исполнительные органы и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы - физические и юри-дические лица и исполнительные органы (акиматы).

Право экологопользования

Право на экологопользование это право на благоприятную ок-ружающую среду – это часть прав человека признанных всем че-ловечеством закрепленных в Декларации ООН 1948г. Мы ее при-знали с момента образования РК. Право на благоприятную окру-жающую среду признается всеми (министерствами и ведомства-ми), оно закреплено в Конституции РК именно через это право реализуется наше право на здоровье.

Кроме того, праву экологопользования посвящены ст.ст.10-12 ЭК РК и Раздел 8 ЭК РК «Экологические требования при осуще-ствлении хозяйственной и иной деятельности».

Экологопользование отличается от природопользования, пре-жде всего тем, что если в природопользовании преимущественно господствует экономический, хозяйственный интерес, то в эколо-гопользовании - преимущественно интерес максимальной сохран-ности окружающей среды, сохранения экологических связей в экосистеме и обеспечения ее целостности.

Вместе с тем и в экологопользовании преследуются не менее значимые, чем в природопользовании, экономические и хозяйст-венные цели, но в первом виде взаимосвязей человеческого обще-ства и природной среды производственные отношения строятся в полной гармонии с объективными экологическими законами, в то время как во втором виде отношений эти объективные законы за-частую игнорируются.

Если право природопользования определено как установ-ленный законом порядок использования природных ресурсов для удовлетворения экономических потребностей народного хозяйства и граждан. То право экологопользования следует определить как институт экологического права, регулирующий правомочия эколо-гопользователей через правоотношения собственности в зависи-мости от видов и состояния природных объектов с учетом их эко-логических взаимосвязей.

Право экологопользования как институт экологического права представляет собой совокупность норм, закрепленных в нормативно-правовых актах различного уровня. Право эколого-пользования - совокупность прав и обязанностей экологопользова-телей, исполнение которых зависит от последних. Итак, если пра-во экологопользования в объективном смысле представляет собой форму выражения совокупности права и обязанностей эколого-пользователей, то право экологопользования в субъективном смысле – содержание данных обязанностей и прав.

Содержание субъективного права включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в поль-зование природным объектом. Под субъективным правом пользо-вания природным объектом следует понимать обеспеченную зако-ном возможность непосредственной эксплуатации такого объекта

  1.  целью получения определенных благ.
  2.  Через экологопользование реализуются правомочия го-сударства и иных собственников природных ресурсов.
  3.  достигаются задачи правильной хозяйственной эксплуа-тации природных богатств.
  4.  реализуются правомочия всех субъектов экологических правоотношений по отношению к другим субъектам.

Виды права экологопользования

Виды права экологопользования можно подразделить на три основные группы: в зависимости от объекта; субъекта и вида эксплуатируемых природных объектов.

Природопользование (экологопользование) подразделяется на общее и специальное.

Общее природопользование является постоянным и осуще-ствляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресур-сов в пользование.

Ограничение общего природопользования допускается, ес-ли это предусмотрено законами Республики Казахстан.

Специальное природопользование — деятельность физиче-ского и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в ок-ружающую среду в порядке, установленном Экологическим Ко-дексом РК и иными законами Республики Казахстан.

К видам природопользования относятся:

  1.  землепользование;
  2.  водопользование;
  3.  лесопользование;
  4.  недропользование;
  5.  пользование животным миром;
  6.  пользование растительным миром;
  7.  эмиссии в окружающую среду;
  8.  иные виды природопользования, устанавливаемые закона-ми Республики Казахстан.

Особенности возникновения права специального природопользования по видам природопользования определяются закона-ми Республики Казахстан.

Специальное природопользование может включать один либо несколько видов природопользования в их совокупности

(ст.10 ЭК).

В зависимости от субъектов экологопользование может подразделятся на право экологопользования организаций и право экологопользования граждан.

Указанные разновидности природопользования в свою оче-редь дифференцируются по объекту права пользования и их целе-вому назначению и видам пользования.

Основными принципами экологопользования закреплен-ные в ЭК являются:

обеспечение экологической безопасности; экосистемный подход при регулировании экологических

отношений; неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан; обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;

платность и разрешительный порядок воздействия на ок-ружающую среду;

стимулирование природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокра-щению отходов;

обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду.

М.М. Бринчук к таким принципам относит:

  1.  производность права пользования природными ресурсами от права собственности на них;
  2.  рациональное природопользование;
  3.  экосистемного подхода к регулированию природопользо-вания
  4.  целевой характер пользования природными ресурсами;
  5.  устойчивость права пользования природными ресурсами;
  6.  платность специального природопользования.1 

Содержание права экологопользования

К объектам окружающей среды относит - совокупность природных объектов, включая землю, недра, воду, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, естественные экологические системы, а также климат в их взаимодействии. При-родный объект может быть объектом права экологопользования лишь в том случае, если он имеет естественное происхождение. Суть экологопользования в том и заключается, что оно распро-страняется на объекты, находящиеся в экосвязях с окружающей природной средой.

Содержание права экологопользования включает наличие нескольких правомочий: права собственности, права владения, права пользования и права внутрихозяйственного управления при-родным объектом, предоставленным в пользование, владение, соб-ственность или аренду.

Пределы пользования определены в законодательстве, а также определяются в каждом конкретном случае при предостав-лении природных объектов в пользование.

Особенности конкретного экологопользования в значи-тельной мере зависят от субъекта, которому предоставляются со-ответствующие полномочия и обязанности. Поэтому классифика-ция экологопользования одновременно осуществляется по его объектам и по его субъектам.

Природопользователями могут быть как государственные так и негосударственные, национальные и иностранные..

Субъектом первичного природопользования является лицо, правомочия которого по использованию природного объекта про-изводны непосредственно от права собственности на этот объект. Вторичному природопользователю предоставляется часть природ-ного объекта, уже находящегося в первичном пользовании, для определенной, как правило, узкой специальной, но аналогичной с первичным пользователем цели.

Вторичное природопользование может быть обособленным и совместным.

Основы правового статуса экологопользователей закрепле-ны в Конституции РК так, права и законные интересы всех лиц, в том числе экологопользователей, должны рассматриваться в кон-тексте права каждого на благоприятную окружающею среду (ст.31). Кроме того их правовой статус определен в ЭК,ЗК,ВК,ЛК, в Законах О недрах и недроопользовании, Об охране воспроизвод-стве и использовании животного мира и других актах.

Права природопользователей охраняются законом. Никто не может быть лишен права природопользования или ограничен в нем иначе, как по основаниям, указанным в законе.

Права и обязанности природопользователей дифференци-рованы в зависимости от объекта природы и целей природополь-зования и определяются как в законодательных актах, так и в ли-цензиях (договорах) природопользование применительно к специ-альному природопользованию.

Основание возникновения и прекращения права экологопользования

Основание возникновения права экологопользования имеет сложный юридический состав. В ст.12 ЭК РК. Право специального природопользования возникает на основании:

  1.  лицензий и (или) разрешений на использование и изъятие природных ресурсов и осуществление отдельных видов деятельно-сти в области охраны окружающей среды;
  2.  решений Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Респуб-лики Казахстан;

  1.  договоров (контрактов) на природопользование, заключае-мых в порядке, установленном законодательными актами Респуб-лики Казахстан.

Право специального природопользования может возникнуть на основании одного, двух либо всех актов, указанных актов в по-рядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.

Осуществление права специального природопользования природопользователями, осуществляющими эмиссии в окружаю-щую среду, допускается при наличии экологических разрешений.

Право специального природопользования может быть ог-раничено или запрещено в соответствии с законами Республики Казахстан в целях обеспечения безопасности государства и охраны окружающей среды.

Особенности возникновения права экологопользования ре-гулируется отраслевым законодательством.

Правоустанавливающий документ на земельный участок – документ, подтверждающий наступление юридических фактов (юридических составов), на основании которых возникают, изме-няются или прекращаются права на земельный участок.

Документами, удостоверяющими право на земельный уча-сток, являются:

идентификационный документ, договор, решение суда, правовой акт исполнительного органа, свидетельство о праве на-следования, передаточный акт, разделительный баланс.

Уполномоченного органа в области использования и охра-ны водного фонда. Осуществляет выдачу, приостановление дейст-вия лицензии или разрешения на виды деятельности по специаль-ному водопользованию в порядке, установленном законодательст-вом Республики Казахстан (ст.37). Местные исполнительные орга-ны: предоставляют водные объекты в обособленное и совме-стное пользование по согласованию с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда (с 39). Бассейно-вые Водохозяйственные управления осуществляет — выдачу, при-остановление действия лицензии или разрешения на виды деятель-ности по специальному водопользованию в порядке, установлен-ном законодательством Республики Казахстан; согласование пред-ложений о предоставлении водных объектов в обособленное и со-вместное пользование и условий водопользования в них: (ст. 40).

Государственный орган, по управлению водными ресурса-ми выдает разрешение на специальное водопользование по согла-сованию с органами охраны природы.

Согласно ст.36. Лесного Кодекса РК Осуществление лесо-пользования на участках государственного лесного фонда допус-кается только на основании разрешительных документов: лесору-бочного билета, лесного билета.

В соответствии с Законом РК Об охране воспроизводстве и использовании животного мира, специально уполномоченный ор-ган государственного управления животным миром (Комитет лес-ного, и охотничьего хозяйства МСХ) выдает разрешение на поль-зование животным миром в соответствии с утвержденными лими-тами и квотами и с соблюдением других установленных условий пользование животным миром (ст16).

Пользование животным миром, осуществляемое в порядке общего природопользования, не требует какого-либо разрешения.

Пользование животным миром, осуществляемое в порядке специального природопользования, производится на основании договора и соответствующего разрешения.

Разрешение на пользование животным миром выдается только при наличии документа, подтверждающего полное внесе-ние в бюджет платы за пользование животным миром (ст.33)

Правом охоты пользуются все граждане Республики Казах-стан и другие лица, проживающие или пребывающие на ее терри-тории, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатив-шие государственную пошлину. Удостоверением на право охоты служит разрешение, выдаваемое органами по государственному контролю в области охраны, воспроизводства и использования животного мира (ст.40).

Общим для всех юридических фактов как совокупности действий, на основании которых возникает право экологопользо-вания, является то, что они представляют собой государственно-правовые разрешительные системы.

Имеются определенные особенности в перечне оснований (и порядке) прекращения права экологопользования в зависимости от вида природных объектов и от того, является ли субъектом пра-ва пользования юридическое лицо или гражданин.

Есть специфические основания прекращения права пользования Так право землепользования прекращается:

а) по истечении одного года признание судом земельного участка как бесхозяйственного имущества.

б) когда участок, предназначенный, для сельскохозяйст-венного производства либо жилищного и иного строительства не используется, в течение одного года, если более длительный срок не предусмотрен законодательством.

в) прекращение трудовых отношений в связи, с которыми землепользователю был предоставлен служебный земельный на-дел;

г) в связи с грубым нарушением правил рационального ис-пользования земли.

д) если использование земельного участка приводит к су-щественному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

е) конфискация земельного участка (ст.ст.81-96 ЗК).

Право пользования лесным фондом прекращается в случае: а) систематического (двух и более раза) нарушения лесо-пользователем установленных правил лесопользования или условий, предусмотренных договором долгосрочного лесопользования,лесорубочным билетом, лесным билетом; б) наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  повлекших изменения в государственном лесном фонде, препятствующих осуществлению лесопользования; в) систематического (двух и более раза) нарушения уста-новленных сроков внесения платы за лесопользование или невне-сения платы за лесопользование в течение трех месяцев после установленного срока;

г) изъятие земель государственного лесного фонда для го-сударственных надобностей, установления на участках государст-венного лесного фонда более строгого режима ограничения лесо-пользования (ст.40 ЛК).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17380. МІЖНАРОДНА ЕКОНОМІКА 75.5 KB
  МІЖНАРОДНА ЕКОНОМІКА Міжнародна економіка іnternational есоnomics це частина теорії ринкової економіки яка вивчає закономірності взаємодії господарюючих суб'єктів різної державної приналежності в області міжнародного обміну товарами руху капіталів факторів виробництва ...
17381. Інтернаціоналізація виробництва 201.5 KB
  1. Інтернаціоналізація виробництва. Міжнародний поділ праці і кооперація праці. 2.Міжнародна торгівля товарами і послугами. Торгівельні бар’єри. СОТ і ГАТТ. 3.Міжнародна міграція капіталу і робочої сили. Злиття та поглинення економічних суб’єктів ринку. 4.Іноземніміжн...
17382. Міжнародна трудова міграція та процес міжнародної інвестиційної взаємодії 78.5 KB
  Міжнародна трудова міграція та процес міжнародної інвестиційної взаємодії Міжнародна трудова міграція: суть та причини виникнення. Явище міжнародної міграції населення досить давнє і залишило помітний слід у розвитку людства. Більша частина населення деяких...
17383. Економічна інтеграція 63.5 KB
  Економічна інтеграція Міжнародна економічна інтеграція це вищий рівень розвитку міжнародних економічних відносин коли інтернаціоналізація господарського життя проявляється у переплетінні національних господарств двох або кількох країн та проведенні ними узгодж
17384. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ 92.5 KB
  Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Содержание 1. О границах социологии и ее истории 2. Онтологические критерии социологического знания 3. Эпистемологические критерии 4. Этические критерии 5. Институциональноорганизационные критерии 6.
17385. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУ-АЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ 266.5 KB
  Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Содержание 1. Формирование идеи общества 2. Формирование идеи социального закона 3. Закон прогресса 4. Идея метода 5. Заключение: когда и где начинается социология Ключев
17386. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА 175 KB
  Лекция третья СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА Содержание Этапы жизни и творчества Идейные истоки Позитивизм как обоснование науки Социология как наука Объект социологии Метод: объективная и субъективная социология Социальная статика Социал
17387. СОЦИОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА 225.5 KB
  Лекция четвертая СОЦИОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА Содержание Штрихи к портрету Марксизм марксизмы и социология Маркса Идейнотеоретические истоки Философская антропология. Человек и общество Материалистическое понимание истории Методология Теория социальных с
17388. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: СОЦИАЛ-ДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА 90 KB
  Лекция пятая БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: СОЦИАЛДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА Содержание Истоки и принципы Главные представители Теоретические итоги Ключевые слова выражения и имена Биологическая эволюция естественный отбор борьба за существование выж...