8753

Государство и экономика

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Государство и экономика. Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монопо...

Русский

2013-02-17

62 KB

6 чел.

Государство и экономика.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу.

Кризис 1929—1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории А. Смита (свободная конкуренция, невмешательство государства, выживает сильнейший). В частности, до середины 30-х годов XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели  могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица.

Сегодня ведущие государства  мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы регулирования экономической жизни («кейнсианство» по фамилии одного из авторов – Джона Кейнса) .

Методы:

Правовые методы:

  1.  антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию;
  2.  поддержка малого и среднего бизнеса

Финансово-экономические методы:

  1.  Регулирование налогов. Налоги – обязательные платежи государству, устанавливаемые им для граждан и предприятий. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его.
  2.  Регулирование таможенных пошлин. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние.
  3.  Управление денежной массой и кредитами

Экономическое программирование.

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке. Государство  должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

2 вар. Государство и экономика  

Формы организации хозяйственной деятельности людей называют экономическими системами, которые отражают отношения между экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономические системы различаются формой собственности на средства производства, уровнем технического развития, способами координации хозяйственной деятельности людей и предприятий.

Основными формами, типами экономических систем являются:

директивная (или как еще называют — централизованная, административно-командная),

  •  на основе экономических интересов — рыночная,
  •  традиционная — в соответствии со сложившимися традициями;
  •  смешанная, сочетающая черты нескольких форм и характерная для переходного периода.
  •  Административно-командная, централизованная экономика основана на государственной форме собственности на материально-вещественные факторы производства. Хозяйственные связи, объемы и номенклатура производства товаров и услуг устанавливаются каждому предприятию центральными плановыми органами, подчиненными правительству. Положительное качество данной системы — в ее стабильности, предсказуемости, возможности регулировать не только сферу производства, но и процессы распределения, потребления благ, решать социальные проблемы (хотя и по принципу «уравниловки» — всем понемногу). К недостаткам следует отнести негибкость системы в условиях динамичных спроса и предложения (постоянно возникает дефицит то одних, то других товаров), отсутствие реальных стимулов для инициативы активных людей, невозможность развития предпринимательства.

Рыночная экономика основана на частной собственности на факторы производства, конкуренции, предпринимательском интересе. Ценовой механизм рынка Адам Смит определил как его «невидимую руку», направляющую действия производителей и потребителей. По мнению этого великого английского экономиста, регулирующее действие государства препятствует проявлению и реализации свободных рыночных отношений, частному предпринимательству, и потому оно нецелесообразно. Однако, как показала практика нескольких столетий рыночных отношений, они отражают и негативные явления хозяйственной деятельности. Рынок не является универсальным, на деле единственным и достаточным регулятором экономической жизни. Без вмешательства государства через правовое регулирование невозможно упорядочить рыночные отношения, в частности лишь антимонопольное законодательство может ограничить диктат монополий, в том числе международных. Государственные органы практически во всех странах с рыночной экономикой контролируют естественные монополии (энергетические сети, трубопроводы, транспортные системы). Зависимость деловой активности в стране от решений узкой группы владельцев сырьевых, энергетических или других крупнейших компаний недопустима, ибо ведет к олигархическому управлению экономикой.

Государство регулирует рыночную экономику посредством государственных заказов, таможенных пошлин и ограничений, через налоговую систему. Только государство в состоянии формировать и осуществлять долгосрочные программы развития целых отраслей и регионов, поддерживать научные исследования, обеспечивать правопорядок в стране и обороноспособность, развивать здравоохранение, организовывать комплексную социальную поддержку населения. Без государственного участия немыслимо всеобщее школьное образование граждан страны, их базовая профессиональная подготовка. Лишь при государственной поддержке возможно развитие научных исследований.

Традиционная экономическая система характеризуется преобладанием неквалифицированного труда, низким техническим уровнем, основана на коллективной, общинной собственности. Но и в тех условиях хозяйственные решения принимаются на основе традиций, национальных особенностей и поддерживаются законами конкретного государства.

Особая роль государства проявляется в регулировании финансово-кредитной системы каждой страны как основного эмитента денег и регулятора устойчивости денежного обращения, кредитной системы. Эта функция возлагается обычно на центральный банк, который, в дополнение к перечисленному, ведет финансовые операции правительства, хранит обязательные резервы и свободные средства. Антиинфляционная политика и меры для обеспечения полной занятости трудоспособного населения также относятся к функциям государственных органов независимо от типа экономической системы.

Роль государства в экономике проявляется и в поддержании международного экономического сотрудничества, международной торговли, которая приносит выгоду всем участвующим в ней странам. Экономическая политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных фирм носит название протекционизм, реализуется с помощью таможенных тарифов и пошлин, а также за счет установления квот, ограничений на экспорт и импорт, льгот экспортерам. Так, именно меры государственного воздействия не допускают демпинга — искусственного занижения цен с целью разорить конкурента. Стремление России стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) имеет целью добиться, в частности, благоприятных условий для экспортеров.

Существует еще целый ряд других международных организаций, где международное экономическое сотрудничество обеспечивается на государственном уровне (организации содействия развитию отдельных отраслей при Организации Объединенных Наций (ООН), организации стран-экспортеров конкретных товаров и др.). Государственными соглашениями регулируются и экономические отношения в приграничных районах сопредельных государств (приграничная торговля, таможенный режим).

Можно утверждать, что роль государства в экономических отношениях в обозримом будущем будет укрепляться и развиваться.

О монополии можно прочитать на http://be.economicus.ru/index.php?file=3_6

1 вар. Человек в системе рыночных отношений.

Экономические отношения, в которых на протяжении жизни вступает человек, многообразны.

Место человека в экономических отношениях характеризуют:

его положение в отношениях собственности;

его роль в процессе труда (производства);

его участие в бизнесе и предпринимательстве;

его положение в отношениях распределения и потреблении произведенного продукта.

Вступая в отношения собственника, человек реализует права:

Владения - возможность иметь что-либо (собственность)

Распоряжения - возможность изменять назначение и принадлежность

Пользования - возможности использовать полезные свойства имущества.

Право собственности признается одним из естественных и неотчуждаемых прав человека.

Важнейшая экономическая роль  человека — его участие в процессе труда.

Объективными характеристиками трудовой деятельности человека являются:

  1.  производительность труда – количество товара, произведённого в единицу времени
  2.  эффективность производства – отношение затрат к результатам труда
  3.  уровень общественного разделения труда

Важнейшие требования к участнику трудовой деятельности:

Профессионализм (профессиональное образование)

Квалификация (уровень мастерства)

Дисциплина (трудовая, технологическая, договорная)

Исполнительность

Инициативность

Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной из важных форм участия человека в экономических отношениях. Предпринимательством считается осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли деятельность

Требования к предпринимателю:

Изобретательность

Глубокие знания

Инициативность

Сила воли

Готовность к риску

Наконец, человек является участником отношений распределения и потребления.

Фомы распределения произведенного в обществе продукта:

Заработная плата

Банковский процент

Земельная рента

Дивиденд по купленным акциям.

2 вар. Человек в системе рыночных отношений

Без людей не может быть никакой экономики. Экономика возникла вместе с человеком и развивается для человека, оказывая влияние на развитие человеческой личности.

Экономика — порождение и результат сознательного воздействия человека на природу во имя получения средств существования. Часто говорят, что экономика — взаимодействие человека с окружающей средой в интересах развития человека и общества в целом.

В условиях рыночных отношений человек выступает как собственник определенных материальных и интеллектуальных объектов, личной рабочей силы. Человек может быть предпринимателем, распоряжаться получаемой прибылью по собственному усмотрению, а может успешно управлять чужой собственностью, быть управляющим, менеджером либо эффективным наемным работником. Именно вступив на путь рыночного развития, государство обеспечивает своим гражданам множественные возможности проявить свои способности. Выходит, рынок похож на общество всеобщего благоденствия? Это не совсем так.

В ходе рыночных преобразований в нашей стране резко разграничились уровни доходов наиболее богатой и беднейшей части населения, разница в доходах составила сотни и тысячи раз. При этом образовались как бы два полюса — богатых и бедных, а вот средний класс — основа эффективного рыночного хозяйства, пока формируется медленно. Более того, рыночные отношения породили значительное число граждан страны, лишенных жилья, социально незащищенных, множество бездомных детей, в том числе имеющих родителей. В стране стала привычной безработица (согласно официальной статистике — до 10% трудоспособного населения в ряде регионов), особенно в сельскохозяйственных районах, местах, неблагоприятных для проживания людей по климатическим условиям. Росту безработицы способствует миграция в Россию населения из республик бывшего СССР, где русскоязычное население не может найти применение своему труду.

К началу XXI века лишь три-пять процентов населения страны, «оседлавших» сырьевые и финансовые потоки, имеют доходы, позволяющие им ощущать себя если не всесильными магнатами, то уж точно людьми, навсегда забывшими, что такое бытовые материальные трудности и денежные проблемы. «Средний класс» (порядка 20% населения) представляют в нынешних условиях не инженеры, офицеры, врачи, учителя, научные работники, средние предприниматели, высококвалифицированные рабочие и фермеры (как это принято во многих развитых странах), а работники сферы обслуживания, развлекательных услуг, чиновники и разного рода рантье, живущие на доход от вложенного капитала. Остальные 75% населения — люди, живущие на уровне простого воспроизводства рабочей силы. Подобное положение привело к тому, что затруднен доступ неимущих слоев населения к образованию, количественно сократилось трудоспособное население, не менее миллиона человек за десять лет эмигрировало из России, причем значительную часть этой эмиграции составили образованные люди, прежде занятые интеллектуальной деятельностью.

Выделяют следующие причины неравенства доходов: различие в способностях, образовательном /ровне, количество собственности зо владении (в том числе полученной в ходе приватизации в начале 1990-х гг.), положение на рынке труда (в том числе дискриминация), различие в производительности труда в разных отраслях и, конечно, удача, везение.

Рыночная среда породила и множественность случаев жульничества, мошенничества, на пути которых должно стоять (а пока действует в недостаточной мере)запретительное законодательство. Ситуации строительства «финансовых пирамид», умышленного банкротства предприятий и банков традиционно присущи рыночной экономике, в переходный период они проявляются наиболее часто и болезненно для многих граждан.

Неравенство в доходах существует в любой экономической системе, но лишь при превышении определенной границы оно приводит к социальным взрывам. Вот почему мы наблюдаем новое для нашей страны явление — забастовки. За несколько недавних лет бастовали шахтеры, авиадиспетчеры, даже учителя и врачи; заработная плата работников бюджетной сферы существенно ниже оплаты труда в негосударственном секторе экономики. И это неравенство ведет к разным возможностям в потреблении благ: семья с низким доходом не может дать хорошее образование детям, не обеспечит им достойную профессию, не говоря уже о несравнимых возможностях в повседневных нуждах — в одежде и питании.

Что же, надо вернуться к идее равных доходов, к «уравниловке»? Ни в коей мере, ведь равенство доходов подрывает интерес, стимулы к трудовой деятельности, негативно отражается на развитии экономики в целом. Должны быть лишь исполнены требования социальной справедливости, в рамках которых льготные социальные блага выдаются лишь тем, кто в них реально нуждается, большие налоги уплачиваются с больших доходов, а ряд социальных благ делается общедоступным, бесплатным.

Важным оказывается активное вовлечение работника в дела предприятия, на котором он трудится, его личная заинтересованность в повышении качества труда. Приватизация собственности сама по себе не обеспечивает эффективное включение человека в рыночные отношения. Привлечение работника к управлению предприятием способствует этому процессу, снижает отчуждение человека от средств и результатов труда. В этом значительную роль играет повышение квалификации работников, о чем должен заботиться в первую очередь работодатель.

Существенным фактором появления уверенности в завтрашнем дне многих граждан связано с так называемым эффектом богатства, когда человек имеет возможность получать доход из нескольких источников. Например, возможность помещения свободных денежных средств в надежные банки с целью получения дополнительного дохода или игра на бирже делает поведение человека в рыночных условиях планируемым, предсказуемым, стабильным.