87531

Экономика и правовые основы природопользования

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

С целью обеспечения осуществления рационального природопользования минимизации негативного воздействия на окружающую среду осуществляется государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием.

Русский

2015-04-21

105.5 KB

1 чел.

Тема 9. Экономика и правовые основы природопользования

(Вопросы для рассмотрения. Уровни природопользования. Сущность экономических механизмов рационального природопользования. Основные направления государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов.

Право природопользования. Виды природопользования. Основные принципы природопользования. Типичные основания для прекращения права природопользования. Ответственность за экологические правонарушения. Объекты экологического вреда. Виды (способы) причинения вреда. Формы ответственности причинителя вреда. Характер возмещения вреда.)

Природные ресурсы – материальная база функционирования человеческого общества.  Экономические механизмы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Природные ресурсы — это те средства существования людей, которые не созданы их трудом, но находятся в природе и используются человеком непосредственно или после соответствующей обработки в качестве продуктов питания, одежды, источников энергии, для создания орудий труда и предметов потребления, а также удовлетворения своих эстетических и культурных потребностей.

Выделяют земельные, водные, минеральные, лесные  ресурсы, объекты животного и растительного мира, климатические ресурсы и др.

При этом подавляющее большинство наиболее важных для человека природных ресурсов относятся к исчерпаемым, невозобновляемым или трудно возобновляемым. В связи с этим от способов и интенсивности использования человеком природных ресурсов в решающей степени зависит благополучие, и даже само существование человеческого общества. Согласно 9 статье Конституции РФ земля и  другие природные ресурсы охраняются в Российской  Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

С целью оптимизации использования природных ресурсов разработаны принципы рационального природопользования, которые мы рассмотрели в предыдущих лекциях.

(Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.)

С целью обеспечения осуществления рационального природопользования, минимизации негативного воздействия на окружающую среду осуществляется государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием. Такое управление реализуется через систему правовых, административных, организационных, экономических, технологических и иных методов и мер, которые формируют механизм управления процессами в системе «общество – природа».

В современных (рыночных) условиях постоянно возрастает роль экономических методов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Под экономическим регулированием в области охраны окружающей среды и рационального природопользования понимается совокупность правовых норм, с помощью которых у субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, стимулируется экономическая заинтересованность в проведении мероприятий по охране окружающей среды и принятии мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, экономному использованию природных ресурсов, а также регулирующих условия и порядок финансирования природоохранных мер.

Коротко можно сказать, что в основе экономических механизмов лежит принцип максимальной прибыли, который стимулирует участников рынка к минимизации издержек.

Условно, можно выделить три различных уровня природопользования:

- Локальный - уровень, ограниченный рамками владения одного субъекта: домохозяйство, двор, предприятие или ферма;

- Региональный - совокупность субъектов одного региона или страны;

- Глобальный - совокупность всех стран и регионов природопользования.

Соответственно, все загрязнения можно также разделить на те же три уровня: локальные, региональные и глобальные.

Важно понимать, что непосредственное воздействие на природу оказывается лишь на локальном уровне, но совокупная сила таких воздействий может наносить значительный вред и экосистеме региона, и биосфере в целом. В связи с этим в основе экономической мотивации рационального природопользования должна лежать система поощрений и наказаний именно субъектов локального уровня.

Арсенал экономических методов управления природопользованием и охраной окружающей среды достаточно обширен.

Согласно статье 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

  •  
  •  разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

  •  разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  •  разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

  •  установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

  •  установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

  •  проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
  •  проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

  •  предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  •  поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

  •  возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

К перечисленным методам экономического регулирования следует добавить: ценообразование с учётом экологического фактора и плата за пользование природными ресурсами.

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов. Под экологическим прогнозом следует понимать научно обоснованную гипотезу о вероятном будущем состоянии экологических систем, определяемым естественными процессами и воздействием на них человека. По масштабам прогнозируемых явлений различают глобальный (на уровне биосферы), региональный (в пределах нескольких стран, одного материка, океана, моря, крупного озера), национальный (в пределах государства) и локальный (для относительно небольших территорий, например, муниципалитетов) экологические прогнозы.

Разработка федеральных и региональных (субъектов РФ) экологических  программ предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий по охране окружающей среды, выполняемых за счет федерального, регионального, местного бюджетов или внебюджетных источников.

Важнейшим методом экономического регулирования является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов. Плата устанавливается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду, а также за пользование земельными ресурсами, водными объектами, недрами, включая добычу полезных ископаемых, лесными ресурсами, объектами животного мира.

(Информация о подготовке изменений в действующее законодательство о нормировании, и соответственно плате за негативное воздействие на окружающую среду.  Три категории природопользователей и разные уровни требований).

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду устанавливаются на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Экономическая оценка природных объектов представляет собой определение их стоимости в денежном выражении в установленных видах природопользования, учитывая их средообразующие функции и полезности (эстетические, научные и т.п.). Экономическая оценка природных ресурсов применяется для определения их стоимости; выбора оптимальных параметров их использования; определения экономической эффективности инвестиций в объекты окружающей среды; возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.


Одним из экономическим привлекательных, стимулирующих инструментов является предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Рассмотрим данные методы подробнее.


- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий. Наилучшая существующая технология - это технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и доступная к применению с учетом экономических и социальных факторов. За рубежом "наилучшие доступные технологии" эффективно внедряются во всех отраслях промышленности уже более 10 лет, с момента вступления в силу Директивы 96/61/ЕС "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений". Эта директива требует, чтобы государства-члены ЕС обеспечивали регулирование промышленной деятельности посредством разрешительной процедуры, основанной на технологических нормативах с использованием "наилучших доступных технологий".

Одним из механизмов реализации рассматриваемого требования является предоставление инвестиционного налогового кредита (ст. 66, 67 НК РФ), который представляет собой изменение срока уплаты налога, когда организации при наличии соответствующих оснований предоставляется право в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данный кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от 1-5 лет. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение договорного срока. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии такого основания, как проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Инвестиционный налоговый кредит оформляется на основании заявления организации договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и организацией.

- предоставление налоговых и иных льгот при использовании нетрадиционных видов энергии, вторичных ресурсов и переработке отходов

- предоставление налоговых и иных льгот при осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды

Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с установленным перечнем природоохранных мероприятий. Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов); сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов; снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

(К сожалению конкретные механизмы реализации этих положений в России пока не разработаны и не действуют)

Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды - деятельность по производству и продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая в целях улучшения качества окружающей среды, охраны окружающей среды или направленная на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. К предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды можно отнести: строительство, пуско-наладка объектов природоохранного назначения; производство оборудования и средств защиты окружающей среды; работы и услуги по обращению с отходами производства и потребления; проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивных природоохранных технологий, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия; услуги по разработке документации, обосновывающей получение разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, размещение отходов производства и потребления; услуги по разработке разделов "Охрана окружающей среды" в ТЭО, ТЭР и рабочие проекты на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение; экологический аудит; информационные услуги в сфере экологии и охраны окружающей среды; экологическое страхование. 

Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. 

Вред окружающей среде, согласно 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Вред окружающей среде может быть нанесён посредством:

  •  Выбросов в атмосферный воздух загрязняющих  и иных (?) веществ;
  •  Сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборныне площади;
  •  Загрязнения почв и недр;
  •  Размещения отходов производства и потребления с нарушением требований природоохранного и санитарно-гигиенического законодательства;
  •  Загрязнения окружающей среды в виде шума, тепла, электромагнитного, ионизирующего и другого физического воздействия;
  •  Других видов негативного воздействия (например, изъятие  или уничтожение животного и растительного мира, незаконное, невосполнимое изъятие из природной среды любых видов природных ресурсов).

Применительно к природным ресурсам экологический вред может проявиться в следующем:

  •  В загрязнении – любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени;
  •  В истощении – уменьшении полезных природных свойств (потеря потенциала функций);
  •  В порче – нерациональном использовании, ведущем к потере качественных и количественных характеристик;
  •  В повреждении – в частичном приведении в негодность по качеству и количеству;
  •  В уничтожении – полном качественном и количественном приведении в негодность.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

 

 

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. 

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Возмещению подлежит и вред, причинённый здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

Право природопользования

В Российской Федерации природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной  и частной (индивидуальной или коллективной) собственности.

Возможность использования природных ресурсов гражданами и юридическими лицами (предприятиями и организациями) определяется федеральными и разработанными на их основе региональными  нормативными правовыми актами.

Федеральными природоресурсными и природоохранными законодательными актами определены правила и порядок предоставления в пользование (права пользования) всеми видами природных ресурсов. Право  пользования природным ресурсом юридически закрепляется выдачей установленных законодательством разрешительных документов (лицензий, разрешений, решений, заключением договоров и т.д.).

В зависимости от природного ресурса, являющегося объектом собственности  право природопользования подразделяется на следующие виды:

• право землепользования,

• право недропользования,

• право водопользования,

• право пользования атмосферным воздухом,

• право лесопользования,

• право пользования растительным миром вне лесов,

 • право пользования животным миром.

Правда, в юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования. Соответствующий Закон называется «Об охране атмосферного воздуха». Хотя он предусматривает также регулирование потребления атмосферного воздуха для производственных нужд: потребление может быть ограничено, приостановлено или запрещено в случае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей, растительный и животный мир (ст. 41).

Для каждого природного ресурса существует также (разработана) классификация по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются соответствующим разделом природоресурсного законодательства с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В качестве примера рассмотрим право пользования водными ресурсами.

Базовый законодательный акт «Водный кодекс РФ» устанавливает следующие правила и нормы пользования водными объектами.

1. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

 

2. На основании договоров водопользования, (если иное не предусмотрено иными разделами кодекса), предоставляются в пользование для:

  •  
  •  забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

  •  использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

  •  использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

 

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, (если иное не предусмотрено иными разделами кодекса), водные объекты предоставляются в пользование для:

  •  
  •  обеспечения обороны страны и безопасности государства;

  •  сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

  •  строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
  •  (см. текст в предыдущей редакции)

  •  создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;
  •  (см. текст в предыдущей редакции)

  •  строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
  •  (см. текст в предыдущей редакции)

  •  разведки и добычи полезных ископаемых;

  •  проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
  •  подъема затонувших судов;

  •  сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
  •  (см. текст в предыдущей редакции)

  •  забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

  •  организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

 

4. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

  •  судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

  •  осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

  •  забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

  •  забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

  •  забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

  •  забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

  •  воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
  •  (см. текст в предыдущей редакции)
  •  проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
  •  проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

  •  рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;
  •  (см. текст в предыдущей редакции)

  •  осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  •  санитарного, карантинного и другого контроля;

  •  охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

  •  научных, учебных целей;

  •  разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
  •  (см. текст в предыдущей редакции)

  •  полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

  •  купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

  •  проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

  •  создания искусственных земельных участков.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Прекращение права пользования природными объектами (ресурсами)

Основания и порядок прекращения права пользования природными ресурсами устанавливаются гражданским законодательством и нормативными правовыми актами соответствующего раздела природоресурсного законодательства.

В случаях, когда в разрешении на право пользование природным ресурсом был указан срок его действия, право пользование, если оно не продлено в установленном законом порядке, прекращается по достижению указанной в разрешении даты. При этом, как правило, природопользователь обязан выполнить определённый комплекс мероприятий по рекультивации или консервации природного объекта, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования природным объектом. (Ликвидации своего воздействия на природный объект).

Право пользования природными ресурсами (объектами) может быть досрочно прекращено как по инициативе природопользователя (отсутствие необходимости или возможности – технической, финансовой, экономической, в его использовании), так и  органа,  выдавшего разрешение.

Основания досрочного, принудительного прекращения права пользования природным ресурсом (объектом) устанавливаются для каждого вида природных ресурсов нормативными правовыми актами данного раздела природоресурсоного законодательства. Вместе с тем можно выделить основные причины (основания) досрочного прекращения права пользования природным ресурсом:

  •  возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием природным ресурсом;
  •  возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);

  •  нарушения пользователем недр существенных условий, установленных разрешением (лицензией, договором и др.) на использование природного ресурса;

  •  систематического нарушения природопользователем законодательства Российской Федерации;;

  •  если природопользователь в течение установленного в разрешении (лицензии, договоре и др.) срока не приступил к пользованию природным ресурсом в предусмотренных объемах;

  •  нецелевое использование природного объекта.

Прекращения права природопользования осуществляется в порядке установленном законодательными актами исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, или в судебном порядке. Ограничение,  приостановление или  прекращение деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, производится только по решению суда.

Кроме того, принудительное прекращение права пользования природными объектами может осуществляться в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд. Оно осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Российское законодательство за нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов предусматривает для физических и юридических лиц, не зависимо от того являются они природопользователями или нет, имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. (извлечение из ФЗ№7)

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

  •  стимулирующую к соблюдению норм права охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  •  компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
  •  превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
  •  карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Меры материальной (имущественной) ответственности – применяются к физическим и юридическим лицам и предусматриваются за вред, который причинён экологическим правонарушителем. Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке. Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.

К дисциплинарной ответственности – субъект экологического правонарушения привлекается администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.

Административная ответственность – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам (гражданам и должностным лицам), осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико—экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно—эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами. Кроме того, административная ответственность предусмотрена за нарушения в области прав собственности на природные ресурсы (глава 7).

При наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ). Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.

Различают два  вида уголовной ответственности:

  1.  за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.
  2.   за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.


(При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке ограничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных в противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность).

Дополнительный материал

В целом вред, нанесённый объектам природы, может проявляться в следующих формах:

  •  Экологический вред – любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства.
  •   Ущерб – реальные или предполагаемые потери количества или качества окружающей среды – (определяется нормами экологического права);

Убытки (экономически невыгодные для природопользователя последствия) в виде расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, а также на компенсацию утрат сельскохозяйственной продукции, рыбных запасов и т.п., потерь товарной продукции (имущества), упущенной выгоды, недополученных доходов (определяются нормами других отраслей права)

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

В юриспруденции различают экологические правонарушения и экологические преступления.

Понятие, виды и структура экологических правонарушений

Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Так экологическое правонарушение определяется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Приведенное определение представляется неточным. При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред.

Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

В комментарии к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в качестве объекта экологического правонарушения называется окружающая природная среда1. Такое суждение представляется неубедительным. При отсутствии в экологическом законодательстве требований, касающихся регулирования определенных общественных отношений по поводу того или иного природного объекта, юридическая ответственность не может применяться за их нарушение. Природа, или окружающая среда, выступает в качестве предмета экологического правонарушения.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30469. Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах 15.77 KB
  Следует отметить возможность федеральной интервенции в случае конфликта между федеральной властью и властями субъектов федерации или в случае когда по каким либо причинам власть субъекта федерации не может функционировать нормально. Если земля не выполняет федеральные обязанности возложенные на нее Основным законом или иным федеральным законом то...
30470. Конституционная ответственность, ее субъекты и виды в зарубежных странах 14.2 KB
  В последнее время в литературе стали признавать наличие особого вида ответственности “конституционной†хотя до сих пор многие ее положения остаются дискуссионными. Так трудно согласиться с тем что конституционная ответственность является разновидностью политической ответственности а равно с тем что конституционная ответственностью объединяет в себе политическую моральную и юридическую ответственность. Конституционная ответственность это самостоятельный вид...
30471. Особенности Конституции и конституционного права США 14.92 KB
  Особенности Конституции и конституционного права США. Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Конституция США является выдающимся политикоправовым актом. Конституция США первая в истории писаная конституция крупного государства.
30472. Порядок выборов Президента и Конгресса США 14.83 KB
  Высшим органом законодательной власти является Конгресс США состоящий из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей представляет интересы народа в целом. Выборы в Палату представителей проходит в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года. Члены Палаты представителей избираются по мажоритарной системе относительного большинства без требования кворума.
30473. Система сдержек и противовесов в форме правления США 15.06 KB
  Влиятельная фигура в ранней Америке Джон Адамс говорил что целью конституционного правительства является создание правительства законов а не правительства людей. Для Адамса великой идеей к наделению широкими полномочиями правительства и в то же время подчинению его букве закона стал принцип разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделения властей исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье предотвратила злоупотребление властью путем отказа от концентрации власти в одной ветви или одном...
30474. Особенности конституционного права Соединенного королевства 16.64 KB
  Британский конституционализм представляет собой весьма своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма англосаксонская правовая система монархическая форма правления все это делает фактическую и юридическую конституцию Великобритании уникальной. Эта страна по сей день не имеет в качестве основного закона единого писаного нормативного правового акта. Возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет в качестве прочного и надежного фундамента общее право...
30475. Британский парламент, его взаимоотношения с Королевой и Правительством 16.23 KB
  Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту но по точному смыслу британской конституции парламент триединое учреждение: оно включает главу государства монарха палату лордов исторически палату знати и высшего духовенства и палату общин исторически палату простолюдинов. Это понятие связано с тем что закон становится таковым если он принят двумя палатами есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты и подписан монархом. Теоретически монарх в Великобритании считается...
30476. Реформа политико-территориального устройства Соединенного Королевства 14.64 KB
  Поэтому для других трех регионов в большей или меньшей степени всегда были свойственны стремление к усилению самоуправления или даже сепаратизм. право первичного законодательства в сферах здравоохранения образования местного самоуправления и политикоадминистративного деления жилищного и коммунального хозяйства окружающей среды и т. В каждой Местной единице действуют органы местного самоуправления: выборные непосредственно населением советы и исполнительные органы. Компетенция органов местного самоуправления традиционна однако...
30477. Особенности французского конституционного права 17.34 KB
  В конституции отсутствует обычная для современных актов глава о правах и свободах. и к преамбуле конституции 1946 г. Конституционный совет в своих решениях указывал на Декларацию и преамбулу конституции 1946 г. как на составные части действующей конституции и включил их в тот блок законов соответствие которому он проверяет.