87540

Урок как основная форма учебных занятий в школе

Лекция

Педагогика и дидактика

Подготовить и провести хороший урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом общества, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Русский

2015-04-21

329 KB

6 чел.

етодика преподавания экономики (преп. к.п.н. Осокина Е.В.)

Лекция 9

«Урок как основная форма учебных занятий в школе»

План:

  1.  Современный урок экономики.
    1.  Понятие и сущность урока
    2.  Современные требования к уроку
    3.  Структура урока
    4.  Типология уроков
  2.  Проектирование урока экономики.
    1.  Система уроков по теме
    2.  Алгоритм разработки урока
    3.  План-конспект урока
  3.  Определение целей урока
    1.  Способы постановки целей обучения
    2.  Конкретизация целей в обучении экономике
  4.  Анализ и самоанализ урока
    1.  Анализ, самоанализ и рефлексия
    2.  Типы и виды анализа урока
  5.  Персоналии: Мирза Исмаилович Махмутов.

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

Ж.-Ж. Руссо

§ 1. Современный урок экономики

В этом параграфе мы подробно рассмотрим основные требования к современному уроку экономики, различные типы уроков и их структуру; остановимся на анализе уроков разных типов.

Изучаемые вопросы:

Понятие и сущность урока.

Современные требования к уроку.

Структура урока по экономике.

Типология уроков по экономике.

1.1. Понятие и сущность урока

Урок является структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Урок — организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и группы учащихся (класса) одного возраста, постоянного состава и с единой для всех программой обучения.

В этой организационной форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению. Общая функция урока целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения (Рис. 9.1).

Проектирование любого урока начинается с правильного и четкого определения его цели, предполагающей единство обучения, воспитания и развития. Цели обучения: формирование знаний, умений и навыков их применения, готовности к самообразованию. Цели воспитания: формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта поведения и общения. Цели развития: развитие интеллекта, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Рис. 9.1. Общая функция урока

Подготовить и провести хороший урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом общества, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

1.2. Современные требования к уроку

О том, каким должен быть современный урок и каким требованиям он должен соответствовать, написано большое число дидактических пособий. Мы остановимся только на основных требованиях, имеющих принципиальное значение для урока экономики. Итак, современный урок должен удовлетворять следующим требованиям:

  1.  Цели, задачи и результаты урока должны быть четко сформулированы в соответствии с местом данного урока в общей системе уроков по теме и предмету в целом;
  2.  Объем содержания урока должен быть оптимальным (т.е. способствовать достижению поставленных целей и соответствовать уровню подготовки и учебным возможностям учащихся);
  3.  Содержание урока должно быть органически связано с реальной жизнью, потребностями общества и личным опытом учащихся;
  4.  Урок должен быть оптимально оснащен дидактически и технически (структура урока, методы и средства обучения должны обеспечивать активную познавательную деятельность учащихся и оптимальное использование времени урока).

Учитель обязан хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении. Не следует стараться дать учащимся на уроке как можно больше материала из учебника. Акцент целесообразно делать на формировании у школьников устойчивой мотивации к изучению экономики, актуальности экономических знаний в их жизни и развитии экономического мышления. Необходима рациональная организация учебного труда учащихся на уроке, способствующая формированию у них важнейшего умения – учиться.

1.3. Структура урока

В структуре каждого урока можно выделить его основные элементы (этапы), которые характеризуются различными задачами и видами деятельности учителя и учеников. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяющих структуру урока. При планировании структуры урока необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Так, в младших классах целесообразно делать структурные единицы менее продолжительными, чем в старших.

Структура урока – это последовательность взаимосвязанных элементов урока, обеспечивающих его целостность.

Каждому отдельному этапу урока соответствуют определенные дидактические задачи (табл. 9.1).

Таблица 9.1.

Содержание основных структурных элементов урока

Этап урока

Дидактические задачи

1. Организационное начало

Подготовка учащихся к работе

2, Проверка выполнения домашнего задания

Оценка правильности выполнения домашнего задания всеми учащимися, коррекция

3. Подготовка учащихся к основному этапу занятия

Сообщение темы, цели и задач урока; мотивация; актуализация опорных знаний и умений

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий

5. Первичная проверка понимания

Установление правильности усвоения нового материала, выявление пробелов и их коррекция

6. Применение знаний, умений и навыков по образцу

Формирование умений применять знания, умения и навыки по образцу и в сходных условиях

7. Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

8. Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

9. Комплексное применение знаний, умений и навыков

Формирование умений самостоятельно комплексно применять знания, умения и навыки в новых условиях

10. Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, их коррекция

11. Подведение итогов занятия

Анализ и оценка степени достижения цели урока

12. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Формирование новых знаний может быть успешным только с опорой на имеющиеся знания, а отработка навыков и умений успешно осуществляется после усвоения нового.

Последовательность структурных элементов может быть различна: урок может начинаться не с актуализации опорных знаний, а с введения нового понятия через создание проблемной ситуации или в процессе моделирующего упражнения. Например, большинство уроков по экономике, разработанных американскими педагогами, начинаются с проведения игры или моделирующего упражнения. Новые понятия вводятся в процессе их обсуждения. Другой вариант: в конце урока учитель говорит о том, что будет изучаться на следующем уроке, и рекомендует учащимся дома прочитать об этом в учебнике (и/или других источниках информации), подчеркивая важность каких-то проблем, требующих особого внимания. Следующий урок при таком подходе начинается с обсуждения нового материала под руководством учителя.

1.4. Типология уроков

В дидактике разработаны различные типологии уроков. Чаще всего в качестве критериев используются: а) доминирующая дидактическая цель урока; б) основной метод обучения; в) характер учебной деятельности; г) форма организации учебной деятельности и др.

Наибольшее распространение получила классификация уроков по доминирующей дидактической цели. В этой типологии выделяют: (1) урок изучения и первичного закрепления новых знаний; (2) урок закрепления новых знаний и выработка умений и навыков; (3) урок комплексного применения знаний, умений и навыков (ЗУН); (4) урок обобщения и систематизации ЗУН; (5) урок контроля, оценки и коррекции ЗУН; (6) комбинированный урок. В структуре каждого урока есть как обязательные (ключевые) элементы, так и элементы, имеющие универсальный характер, которые могут присутствовать в структуре урока любого типа. К таким универсальным элементам относятся элементы: 1, 2, 3, 11 и 12 (Табл. 9.2).


Таблица 9.2

Взаимосвязь типов уроков и их основных элементов

Структурные элементы

Типы уроков

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

1. Организация начала занятия

+

+

+

+

+

2. Проверка выполнения домашнего задания

+

+

+

+

+

3. Подготовка к основному этапу занятия

+

+

+

+

+

4. Усвоение новых знаний и способов действий

+

5. Первичная проверка понимания

+

6. Применение знаний, умений и навыков по образцу

+

7. Закрепление знаний и способов действий

+

8. Обобщение и систематизация знаний

+

+

9. Комплексное применение знаний, умений и навыков

+

10. Контроль и самопроверка знаний

+

+

11. Подведение итогов занятия

+

+

+

+

+

12. Информация о домашнем задании

+

+

+

+

+

Результат урока зависит от эффективного взаимодействия всех его структурных элементов. При этом на каждом уроке один из этапов является главным и ему должно быть отведено больше времени и уделено больше внимания для достижения цели урока. Так, для урока закрепления новых знаний и выработки умений и навыков по их применению ключевым элементом является «Закрепление знаний и способов действий». Взаимосоответствие типов уроков, их дидактических целей и обязательных структурных элементов (этапов) представлено в таблице 9.3.

Таблица 9.3

Дидактические цели и структура уроков разных типов

Тип урока

Цели урока

Ключевые этапы

1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вариант структуры:

Изучение нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

3,4,5

1 → 2 → 3 → 4 → 5 → 11 → 12

2. Урок закрепления новых знаний и выработка умений и навыков

Вариант структуры:

Вторичное осмысление знаний, выработка умений и навыков по их применению

3,6,7

1 2 3 6 7 → 11 → 12

3. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков

Вариант структуры:

Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, осуществлять их перенос в новые условия

3, 8, 9

1 → 2 → 3 → 8 → 9 → 11 → 12

4. Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Вариант структуры:

Обобщение единичных знаний в систему

8, 10

1 → 2 → 3 → 8 → 10 → 11 → 12

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков

Вариант структуры:

Определение уровня овладения знаниями; коррекция знаний, умений, навыков

10

1 → 2 → 3 → 10 → 11 → 12

6. Комбинированный урок

Вариант структуры:

Решение нескольких дидактических задач

1 3 4 5 6 8 → 11 → 12

При этом в структуре урока могут и должны присутствовать некоторые универсальные элементы, обеспечивающие эффективность основного этапа. На уроке комбинированного типа его составные части — повторение или проверка, изучение и закрепление нового – по своему объему и времени могут быть представлены более или менее равномерно.

Резюме

  1.  Урок – организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и группы учащихся одного возраста, постоянного состава и с единой для всех программой обучения.
    1.  В структуре каждого урока можно выделить его основные элементы (этапы). Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяющих структуру урока.
      1.  Существуют различные типологии уроков: а) по доминирующей дидактической цели; б) по основному методу обучения; в) по характеру учебной деятельности; г) по форме организации учебной деятельности и др.

Вопросы для самопроверки

  1.  Назовите и прокомментируйте основные требования, предъявляемые к современному уроку.
  2.  Что такое структура урока?
  3.  Перечислите структурные элементы урока.
  4.  Сформулируйте дидактические цели уроков разных типов.

§2. Проектирование урока экономики

Каждый отдельный урок является частью системы уроков по теме (разделу). Поэтому вначале мы рассмотрим понятие «система уроков по теме», а потом перейдем к основным этапам разработки отдельного урока как части этой системы.

Изучаемые вопросы:

Система уроков по теме.

Алгоритм разработки урока.

План-конспект урока.

2.1. Система уроков по теме

Прежде чем начинать разработку отдельного урока, следует разработать план изучения всей темы, т.е. спроектировать систему уроков по теме. Понятие «система» в общем смысле означает «совокупность взаимосвязанных объектов и ресурсов».

Система уроков — совокупность уроков разных типов, расположенных в определенной последовательности и объединенных общей темой.

В процессе проектирования системы уроков надо определить:

а) цели изучения темы;

б) содержание учебного материала в соответствии с требованиями учебной программы, уровнем подготовки и учебными возможностями учащихся;

в) методы обучения;

г) формы организации учебной деятельности;

д) средства обучения;

е) методы контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Завершающим в системе уроков по теме должен быть урок контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков. Результатом проектирования системы уроков должна стать технологическая карта темы.

Система уроков по каждой теме содержит следующие дидактические части: 1) актуализация зоны усвоенных (опорных) знаний; 2) изучение нового материала; 3) закрепление материала; 4) повторение; 5) применение знаний к решению учебных задач; 6) формирование практических умений и навыков; 7) контроль знаний. В соответствии с этим технологическая карта темы будет включать уроки различных типов. Начинать планирование следует с анализа учебной программы по экономике. В учебно-тематическом плане определено общее количество часов на каждую тему программы. Рассмотрим процесс проектирования системы уроков на примере темы «Измерение результатов экономической деятельности страны».

ПРИМЕР 1

Допустим, на изучение данной темы отводится на профильном уровне семь часов (уроков). На первом этапе необходимо определить цели изучения темы и перечень основных изучаемых понятий.

Цели: в результате изучения данной темы школьники будут

знать:

  •  определения основных изучаемых понятий;
  •  методы расчета основных макроэкономических показателей;
  •  какие результаты экономической деятельности не учитываются в ВВП;

понимать:

  •  сущность основных макроэкономических показателей и цели их использования;
  •  влияние показателей на уровень развития экономики в целом и уровень жизни отдельных семей;
  •  взаимосвязь основных макроэкономических показателей;
  •  соотношение размеров ВВП с величиной населения страны, его производящей;

уметь:

  •  рассчитывать объем и динамику макроэкономических показателей;
  •  объяснять различия между реальными и номинальными показателями системы национальных счетов;
  •  рассчитывать объем ВВП на душу населения;
  •  рассчитывать годовой уровень роста ВВП;
  •  использовать актуальную статистическую и аналитическую информацию по данной теме из различных источников, в том числе сети Интернет;

способны оценивать:

  •  достоинства и недостатки ВВП как измерителя экономического благосостояния;
  •  современный уровень развития российской экономики;
  •  уровень экономического развития разных стран на основе международного сопоставления показателей ВВП.

Изучаемые понятия:

ВВП, ВНП, конечные товары, промежуточные продукты, добавленная стоимость. Методы исчисления валового внутреннего продукта. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Личный располагаемый доход.

На втором этапе надо распределить изучаемые понятия по урокам различных типов и составить технологическую карту темы, в которой будут определены типы всех семи уроков и соответствующие им объемы содержания (табл. 9.4).

Таблица 9 4

Технологическая карта темы (системы уроков)

№урока

Тема урока

Тип урока

Изучаемые понятия

1

ВВП и ВНП

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ВВП, ВНП, конечные товары, промежуточные продукты, добавленная стоимость

2

Структура ВВП

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы расчета ВВП. Отраслевая структура ВВП

3

ВВП и уровень развития экономики

Урок закрепления новых знаний и выработка умений и навыков

-

4

Реальный и номинальный ВВП

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Реальный и номинальный валовой внутренний продукт. Дефлятор ВВП

5

Национальный продукт. Национальный и личный доходы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Личный располагаемый доход

6

Международные сопоставления ВВП

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков

-

7

Контрольная работа по теме

Урок контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков

-

Разумеется, в зависимости от учебной программы и конкретной темы соотношение количества уроков разных типов может варьироваться.

2.2. Алгоритм разработки урока

После разработки технологической карты темы переходим к проектированию урока. Этот процесс разбивается на следующие этапы целеполагающий, содержательный, процессуальный, завершающий диагностический, коррекционный.

Первый этап: целеполагающий

а) определить место урока в теме, тип и структуру урока;

б) сформулировать цели урока (ЦУ) в соответствии с местом данного урока в общей системе уроков по теме (Рис. 9.2);

в) определить задачи этапов (ЗЭ) уроков;

г) выявить планируемые результаты обучения.

Вопрос о правильной постановке целей урока мы подробно рассмотрим в следующем параграфе.

Рис. 9.2. Цели изучения темы и отдельных уроков

Второй этап: содержательный

а) установить соответствие оптимального объема содержания урока его целям (Рис. 9.3):

Рuc. 9.3. Отбор содержания урока

б) выделить важнейшие понятия в содержании обучения, логику их изучения;

в) определить содержание опорных знаний и навыков;

г) установить связи содержания урока с реальной жизнью, потребностями общества и личным жизненным опытом учащихся;

д) выявить возможные межпредметные связи учебного материала;

е) указать содержание и объем домашнего задания, разработать методику его выполнения.

Третий этап: процессуальный

а) подобрать методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие познавательную активность учащихся на уроке;

б) определить формы работы на уроке (фронтальная, групповая и индивидуальная);

в) разработать систему заданий для каждого этапа урока соответствующую его задачам;

г) исследовать инструменты механизма оперативной обратной связи для управления учебным процессом на уроке;

д) разработать систему контрольных материалов для оценки степени достижения поставленных целей и задач.

Четвертый этап: завершающий

а) спроектировать план-конспект урока;

б) подготовить раздаточные материалы;

в) разработать наглядные средства обучения (в т.ч. мультимедиа-презентации);

г) определить и подготовить необходимое оборудование для проведения урока.

Пятый этап: диагностический

Провести самоанализ урока для выявления соответствия содержательной и процессуальной составляющих планируемым результатам урока.

Шестой этап: коррекционный

В зависимости от результатов диагностического самоанализа скорректировать а) цели и задачи урока; б) содержание учебного материала; в) набор методов и средств обучения.

Последние два этапа (диагностический и коррекционный) реализуются после первого проведения урока. Аккуратное выполнение этих этапов позволит учителю спроектировать грамотный, профессиональный и эффективный урок.

2.3. План-конспект урока

Понятие «план» имеет много различных областей применения – от бизнес-плана до плана поездки. В образовании используются учебный план школы, тематический план учебной программы и др. Применительно к уроку план следует рассматривать как «предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь».

Конспект (от лат. conspectus – обзор) – это краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь. Выделяют следующие виды конспектов: тематический, текстуальный, план-конспект и др.

План-конспект урока — это детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом на уроке.

План-конспект урока составляют следующие разделы: 1) тема урока; 2) тип урока; 3) изучаемые понятия; 4) цели урока; 5) структура урока (основные этапы урока, назначение и длительность); 6) содержание учебного материала; 6) материалы; 7) литература.

Вернемся к нашему примеру. Вот как будет выглядеть план-конспект третьего урока из системы уроков по данной теме.

ПРИМЕР 2

Урок № 3: «ВВП и уровень развития экономики».

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработки умений и навыков.

Цели урока:

учащиеся будут

понимать:

  •  экономический смысл показателей ВВП и ВНП и цели их использования;
  •  какие результаты экономической деятельности не учитываются в ВВП;
  •  как рассчитывается годовой уровень роста ВВП;
  •  какие факторы оказывают влияние на структуру ВВП;
  •  какие факторы оказывают влияние на динамику ВВП;

уметь:

  •  рассчитывать показатель ВВП по расходам;
  •  рассчитывать показатель ВВП по доходам;
  •  рассчитывать вклад отдельных отраслей в ВВП;
  •  рассчитывать темпы роста ВВП;
  •  интерпретировать графически динамику и структуру ВВП на основе табличных данных;
  •  объяснять зависимость структуры ВВП от структуры национальной экономики;
  •  анализировать развитие отдельных отраслей экономики с позиции их вклада в ВВП;
  •  находить необходимую статистическую и аналитическую информацию в различных источниках, в том числе в сети Интернет;

оценивать:

  •  роль и значение показателя ВВП для измерения уровня развития экономики;
  •  степень влияния динамики объема и структуры ВВП на развитие общества и отдельной семьи (личности);
  •  современный уровень развития российской экономики на основе анализа показателей ВВП за определенный период;
  •  показатели международных сопоставлений ВВП;
  •  уровень развития экономики разных стран по объему и структуре ВВП.

Структура урока

Этап

Время, мин

Задачи

1. Организация начала занятия

3

Подготовка учащихся к работе на уроке

2. Проверка выполнения домашнего задания

5

Оценка правильности выполнения домашнего задания всеми учащимися

3. Подготовка к основному этапу занятия

10

Актуализация и диагностика опорных знаний (ВВП, добавленная стоимость, методы исчисления ВВП, отраслевая структура ВВП)

4. Закрепление знаний и способов действий

20

Закрепление и коррекция знаний, полученных на первых двух уроках

5. Подведение итогов занятия

5

Оценка успешности решения учебных задач и степени достижения цели. Оценка результатов обучения и выставление отметок учащимся

6. Информация о домашнем задании

2

Усвоение учащимися цели, содержания и методики выполнения и оценивания домашнего задания

Содержание учебного материала

  1.  Задания на проверку опорных знаний.
    1.  Задания на применение знаний.
    2.  Задания на формирование умений.

По всем трем видам включаются наборы заданий с решениями и ответами.

Поскольку на этом уроке нет этапа изучения новых знаний, то в содержание включаются только дифференцированные задания и материалы для их выполнения.

Если проектируется урок изучения нового, то в содержание следует включить план изложения нового материала (логику изложения новых понятий) и материалы для его первичного закрепления.

Литература: Список учебно-методической литературы, которая была использована в процессе подготовки к уроку, в том числе литература, которую учитель рекомендует учащимся.

Материалы: данный раздел включает раздаточные материалы, а также иллюстрации и другие наглядные материалы.

Методическая разработка урока – более широкое понятие, которое включает план-конспект, а также содержит следующие разделы: категория обучаемых (тип школы, возраст учащихся, класс); оборудование (мультимедиа-проектор, компьютер, интерактивная доска и т. д.); методические рекомендации учителю по подготовке, проведению и анализу урока; данные об авторе разработки.

Резюме

  1.  Весь процесс обучения в школе состоит из логически и организационно завершенных блоков уроков. Прежде чем начинать проектирование отдельного урока, следует разработать план изучения всей темы, т. е. спроектировать «систему уроков по теме».
  2.  Процесс разработки урока включает следующие основные этапы: целеполагающий, содержательный, процессуальный, завершающий, диагностический и коррекционный.
  3.  План-конспект урока - это детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом на уроке.
  4.  Методическая разработка урока включает план-конспект и другие материалы для подготовки и проведения урока.

Вопросы для самопроверки

  1.  Раскройте сущность понятия «система уроков».
    1.  Что такое технологическая карта темы?
      1.  Какие этапы включает алгоритм разработки урока? Охарактеризуйте каждый этап.
        1.  Как соотносятся понятия «план-конспект урока» и «методическая разработка урока»?

§3. Определение целей урока

Вы уже знаете, что в основе разработки ФГОС общего образования лежит системно-деятельностный подход (СДП). Очевидно, что в соответствии с деятельностным подходом к результатам образования должны по-новому формулироваться и цели обучения. О том, как следует определять цели в условиях СДП, и пойдет речь в этом параграфе.

Изучаемые вопросы:

Способы постановки целей обучения.

Конкретизация целей в обучении экономике.

3.1. Способы постановки целей обучения

В практике нашей школы цели, как правило, формулируются в общих терминах. При изучении нового материала учитель ставит своей целью добиться, чтобы учащиеся поняли, усвоили его содержание, получили знания и научились их применять. Но что значит «понять», «усвоить», «применять»? Существуют ли надежные способы проверки степени достижения перечисленных целей? Традиционные способы постановки целей обучения не фиксируют в себе степень их достижимости в тех или иных действиях. Как правило, учителя используют четыре способа постановки целей:

  1.  Определение целей через изучаемое содержание. Например: «изучить закон спроса» или «изучить содержание § 2».
    1.  Постановка целей через деятельность учителя. Например: «ознакомить учащихся с факторами, формирующими спрос» или «продемонстрировать методы расчета ВНП».
      1.  Определение целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т. п. развития ученика. Например: «развить познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения экономических задач».
        1.  Постановка целей через общую учебную деятельность учащихся. Например: «цель урока – решение задач на нахождение коэффициента эластичности спроса по цене».

Такие способы постановки учебных целей не дают полного представления о результатах обучения, поэтому деятельность как учителя, так и ученика часто бывает нерезультативной.

Цель любой деятельности – это ее предполагаемый результат. Способ постановки целей, который предлагает системно-деятельностный подход, заключается в том, что цели формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем в таких действиях, которые учитель может опознать (измерить). Предметные результаты обучения новым стандартом определяются как опыт специфической для каждой предметной области деятельности по поручению нового знания, его преобразованию и применению, а также как система основополагающих элементов научного знания, лежащая и основе современной научной картины мира.

Ключевым понятием в условиях СДП становится учебная деятельность, которая включает: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Основным продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. О степени достижения цели можно судить по тем действиям, которые демонстрирует ученик в процессе учебной деятельности. Именно поэтому в определении целей обучения следует использовать глаголы, указывающие на определенное действие.

В таблице 9.5 в качестве примера приведен фрагмент тематического планирования по теме 37 раздела VII «Мир экономики» из Примерной программы основного общего образования по обществознанию.

Таблица 9.5

Тематическое планирование

Тема 37. «Роль государства в экономике» (2 ч)

Основное содержание

Характер основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Функции государства в условиях рынка

Описывать экономические функции государств

Государственный бюджет

Раскрывать и конкретизировать понятие «государственный бюджет»

Налоги, уплачиваемые гражданами

Объяснять значение налогов в жизни государства и общества

Законодательное регулирование экономической деятельности

Находить и извлекать социальную информацию о бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политике государства из адаптированных источников информации

В левом столбце таблицы перечислены изучаемые понятия (элементы научного знания), а в правом – опыт деятельности учащихся, выраженный через определенные учебные действия с помощью глаголов: описывать, раскрывать, объяснять, находить и извлекать и др.

3.2. Конкретизация целей в обучении экономике

Разработка урока начинается с определения и четкой постановки его целей. Цели каждого конкретного урока являются производными от целей изучения темы, раздела и предмета в целом. Цели изучения предмета, в свою очередь, определяются учебной программой по данному предмету.

Задача учителя – осуществить постепенный перевод общих учебных целей в конкретные цели каждого отдельного урока. Процесс такого перевода можно представить как последовательность шагов (Рис. 9.4).

Рис. 9.4. Процесс конкретизации целей обучения

Цели урока должны быть достижимы с точки зрения возрастных особенностей, реальных учебных возможностей обучаемых и имеющихся временных рамок. Цели должны быть не только понятны учащимся, но и приняты ими, т.е. учащиеся должны осознавать необходимость и ценность учебной цели для себя и общества.

В рассмотренном выше втором примере плана-конспекта урока по теме «ВВП и уровень развития экономики» в описании целей были использованы глаголы: рассчитывать, интерпретировать, объяснять, анализировать, оценивать. Рассмотрим пример конкретизации целей урока по теме «Спрос».

ПРИМЕР 3

Предположим, целью урока является научить учащихся различать понятия «спрос» и «величина спроса». Эта цель сформулирована в общих терминах. По каким признакам мы сможем судить о том, научился ученик различать эти понятия или нет? Оценить степень достижения этой цели можно только в том случае, когда учащийся сможет выполнить определенный набор учебных действий, предполагающих наличие у него необходимых знаний, умений и навыков. Итак, мы сможем с уверенностью сказать, что учащийся научился различать понятия «спрос» и «величина спроса», если он:

  1.  воспроизводит по памяти определения понятий «спрос» и «величина спроса»;
    1.  опознает факторы, формирующие спрос;
      1.  определяет направление смещения кривой спроса при воздействии факторов;
        1.  интерпретирует графически изменение спроса и изменение величины спроса;
          1.  использует данные понятия при решении задач и упражнении;
            1.  определяет ошибки в неверных суждениях;
            2.  рассчитывает значение величины спроса при заданной функции спроса и цене.

Когда цель урока выражена через результаты (конкретные действия учащихся), следующим шагом должен стать отбор необходимых учебных задач (заданий), позволяющих ученикам продемонстрировать все обозначенные действия. Возможные виды заданий в соответствии с целями, перечисленными в примере 3, представлены и таблице 9.6.


Таблица 9.6

Примеры заданий для оценки результатов обучения

Учебные действия

Виды заданий

1

Воспроизводит по памяти определения понятий «спрос» и «величина спроса»

Задание 1: Вставьте пропущенные слова: «Спрос – это … … между ценой и ... спроса». «Величина спроса – это ... товара, которое покупатели ... купить по данной ... на данном рынке за определенное время».

Задание 2: Выберите один правильный вариант ответа:

Понятие «спрос» для экономиста – это ...

а) количество товара, которое производители предлагают для продажи по соответствующим ценам;

б) количество товара, которое потребители хотят иметь;

в) зависимость между количеством товара, которое покупатели готовы купить, и ценой данного товара;

г) количество товара, на приобретение которого у покупателей достаточно денег.

2

Опознает факторы, формирующие спрос

Задание 3: Определите, что изменится СПРОС или ВЕЛИЧИНА СПРОСА на рынке бытовых электроприборов в каждом из приведенных примеров? Укажите, какой фактор повлиял на эти изменения.

а) Повысились тарифы на электроэнергию.

б) Сбои в производстве переходников для импортных приборов, позволяющих их эксплуатацию в России.

в) С введением налога с продаж цены на электроприборы повысились на 5%.

г) Синоптики предсказывают сильные морозы

д) Рядом с магазином электротоваров заселили но выи многоэтажный дом.

3

Определяет направление смещения кривой спроса при воздействии факторов

Задание 4: Вставьте пропущенные слова: ... спроса отражается сдвигом кривой спроса вправо.

… спроса отражается сдвигом кривой спроса влево.

При снижении доходов покупателей кривая спроса на данный товар сдвигается ....

4

Интерпретирует графически изменение спроса и изменение величины спроса

Задание 5: Как отразятся на приведенном графике следующие события?

А) Цена данного товара выросла на 2 р Б) Рекламная кампания фирмы-производителя данного товара способствовала росту его продаж.

В) Снизился уровень доходов покупателей данного товара.

5

Использует понятия при решении задач и упражнений

Задание 6: Выберите один правильный вариант ответа:

Если цена на виноградный сок значительно выросла то кривая спроса на яблочный сок скорее всего …

а) сдвинется вправо; в) станет более пологой;

б) сдвинется влево; г) останется без изменений.

6

Определяет ошибки в неверных суждениях

Задание 7: Верны или нет следующие суждения:

1) Функциональная зависимость между величиной спроса и его ценой прямо пропорциональна.

2) Изменения в цене данного товара НЕ могут повлиять на формирование спроса на другие товары.

7

Рассчитывает значение величины спроса при заданной функции спроса и цене

Задача: Дана функция спроса Qd = 270 – 3Р. Определите величину спроса при цене в 20р.; при цене в 30р. По какой цене покупатели купят 120 единиц товара?

Резюме

1. Традиционные способы постановки целей обучения не фиксируют в себе степень их достижимости в тех или иных действиях.

2. В рамках системно-деятельностного подхода цели формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.

3. Общий прием конкретизации целей – использовать в их описании глаголы, указывающие на определенное действие.

Вопросы для самопроверки

  1.  Приведите примеры традиционных способов постановки целей обучения.
    1.  Каким требованиям должны удовлетворять цели обучения в рамках системно-деятельностното подхода?

§4. Анализ и самоанализ урока

Для повышения результативности (эффективности) урока необходимо провести его анализ, выявить недостатки и внести необходимые изменения. В этом параграфе вы узнаете, как правильно проводить анализ, самоанализ урока и рефлексию своей педагогической деятельности.

Изучаемые вопросы:

Анализ, самоанализ и рефлексия.

Типы и виды анализа урока.

4.1. Анализ, самоанализ и рефлексия

Анализ как метод познания представляет собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления наиболее существенных качеств и свойств.

Анализ урока могут проводить: учитель, ученики, присутствующие на уроке педагоги, руководители образовательного учреждения и т. д. Предметом анализа может быть не только урок как целое, но и его отдельные компоненты. Для проведения анализа урока существуют различные алгоритмы, планы, схемы и т.п.

Для оценки собственной деятельности и ее последующей корректировки проводится самоанализ. Цели самоанализа: осмысление учителем совокупности собственных знаний, способов, приемов работы с классом и конкретными учениками; оценка своих слабых и сильных сторон и т.д.

Понятие «рефлексия» (от лат. reflexio «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании. Иными словами, это деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как «размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание». Рефлексия в обучении может осуществляться учителем и учащимися.

Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты своей учебной деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цели для дальнейшей работы Например при подведении итогов урока можно предложить учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из следующего списка а) сегодня я узнал...; б) мне было трудно..., в) я понял, что…; г) теперь я могу...; д) я научился...; е) урок дал мне для жизни... и др. Поиск ответов на эти вопросы потребует от учащихся определенных навыков рефлексивной деятельности.

Рефлексия в педагогической деятельности - это процесс мысленного анализа какой-либо проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление ее сущности

Способность и готовность учителя занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе как ее субъекту является важным критерием его профессионализма.

4.2. Типы и виды анализа урока

В педагогической литературе описаны различные типы анализа урока: краткий, комплексный, аспектный и др. (Рис 9 5) Цель краткого анализа урока - определение степени достижения основах целей и задач. Комплексный анализ предполагает всестороннее изучение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Аспектный анализ осуществляем для более глубокого рассмотрения отдельных элементов урока и оценки эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

Рис. 9.5. Типы анализа урока

Выделяют также структурный (поэтапный) анализ (выявление и оценка доминирующих элементов урока) и структурно-временной анализ (оценка использования времени урока по каждому его этапу).

Каждый тип анализа урока может иметь различные виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный и т. д. Тип и вид анализа зависят от того, кто и с какой целью его осуществляет. Конечная цель любого анализа урока – способствовать повышению эффективности (результативности) обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому основные положения схем анализа и самоанализа должны учитываться учителем уже на этапе разработки урока, а не только после его проведения. Разнообразие подходов обусловливает наличие многочисленных схем анализа урока. Мы рассмотрим примерные схемы краткого, аспектного, комплексного типов анализа.

Краткий анализ урока

Как мы уже говорили, в процессе краткого анализа определяется степень достижения основных целей и задач. Поэтому основное внимание в ходе этого вида анализа следует уделить следующим вопросам:

  1.  Насколько ясно и четко сформулированы учителем цели урока?
    1.  Организованы ли действия учащихся по принятию целей урока?
      1.  Соответствует ли целям урока содержание учебного материала?
        1.  Насколько методы, используемые на уроке, обеспечили: мотивацию деятельности; включение каждого ученика в деятельность но достижению цели урока; сотрудничество учителя и учащихся; сотрудничество между учащимися?
          1.  Насколько формы организации учебной деятельности соответствуют целям урока?
            1.  Насколько соответствуют целям используемые на уроке средства обучения?
              1.  Уровень достижения целей урока.

Аспектный анализ урока

Данный вид анализа проводится с целью оценки отдельных элементов урока. В первом параграфе данной лекции была отмечена особая важность структурного элемента «Подготовка учащихся к основному этапу занятия». От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала. Аспектный анализ урока экономики с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы учащихся можно провести по следующей схеме:

  1.  Нашли ли сформулированные учителем цели урока эмоциональный отклик у учащихся?
    1.  Опирается ли содержание учебного материала на личный опыт учащихся?
      1.  Понимают ли учащиеся, где и как они смогут использовать знания, полученные на данном уроке?
        1.  Смогли ли учащиеся осознать личностную значимость полу чаемых знаний и умений?
          1.  Использовались ли на уроке задания с интересным содержанием, занимательными вопросами?
            1.  Применялись ли методы и приемы проблемного обучения?
              1.  Поощрялась ли учителем в процессе урока самостоятельность и инициативность учащихся?

Для комплексного анализа урока можно использовать схему приведенную в таблице 9.7.


Таблица 9
.7.

Схема комплексного анализа урока

Структура урока

Основные этапы урока, назначение и длительность

Цели и задачи урока

Соответствие плана и конспекта урока поставленным целям степень достижения намеченных целей урока

Организационное начало урока

Готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, раздаточных материалов

Оценка содержания урока с точки зрения дидактических принципов

Научность и доступность изложения новых знаний наглядность, последовательность реализации учебного материала на уроке, связь с практикой, ориентация содержания на требования жизни в современном обществе

Эффективность обучения

Насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность

Воспитательный эффект урока

Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы

Методы деятельности учителя на уроке

Свобода учителя во владении материалом; приемы учителя для удержания внимания; эффективность использования наглядных и технических средств обучения. Индивидуализация и дифференциация в обучении. Контакт учителя с классом и т.д.

Методы обучения, использованные на уроке

Методы формирования и закрепления интереса к материалу организация самостоятельной работы учащихся. Объективность оценки знаний. Задание на дом и проявленное учителем внимание к нему

Работа учащихся на уроке

Активность и самостоятельность обучаемых. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке. Обратная связь

В результате анализа по данной схеме должны быть сделаны выводы о степени достижения целей, целесообразности внесения изменении при повторном проведении урока на эту же тему и т.д. 

Самоанализ урока дает возможность сформировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда. Ниже представлен перечень вопросов для самоанализа:

  1.  Каково место данного урока в теме? В чем его специфика?
  2.  Какие главные задачи решались на уроке и почему?
  3.  Чем обосновывается выбор структуры урока?
  4.  Почему были выбраны именно такие содержание, методы, средства, формы обучения?
  5.  Рационально ли было распределено время, отведенное на все эгапы урока?
  6.  Как организовано управление процессом обучения?
  7.  Удалось ли решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения?
  8.  Не было ли перегрузки и переутомления учащихся?
  9.  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если нет, то почему?
  10.  Что в этом уроке следовало бы сделать иначе?

Для успешного проведения самоанализа урока учитель должен понимать его основную цель, иметь необходимые знания в области дидактики, психологии, методики обучения и владеть навыками оценочной деятельности.

Резюме

  1.  Предметом анализа является не только урок как целое, но и его отдельные компоненты. Анализ урока могут проводить: учитель, ученики, присутствующие на уроке педагоги, руководители школы и т.д.
  2.  Предметом самоанализа является деятельность самого учителя.
  3.  Рефлексия в педагогической деятельности – это процесс анализа проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление ее сущности.
  4.  Выделяют следующие типы анализа урока: краткий, комплексный, аспектный и др. Каждый из них может иметь различные виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический и т. д.

Вопросы для самопроверки

  1.  Какую роль, на ваш взгляд, играет рефлексия в развитии профессионального самосознания учителя?
    1.  По каким аспектам можно проводить анализ урока?
    2.  С какой целью проводится самоанализ урока?
    3.  Сформулируйте основные критерии оценки эффективности урока.

Персоналии

Мирза Исмаилович Махмутов (1926-2008)

Педагог и филолог. Доктор педагогических наук (1972), профессор, академик Российской академии образования (1991); действительный член Академии наук Республики Татарстан (1991). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996). Окончил Иркутское военное авиатехническое училище, Московский военный институт иностранных языков Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны. Работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете (1956-1958), министром просвещения Татарской АССР (1958-1979). Махмутов предложил новую концепцию урока разработал его структуру и схему построения, в которой обосновал интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока; разработал оригинальную концепцию педагогических технологий, нацеленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся. Теоретические работы М.И. Махмутова, его научная школа признаны в России и других странах. Им опубликовано более 500 работ, в том числе монографии «Теория и практика проблемного обучения», «Современный урок и вопросы теории», «Организация проблемного обучения в школе», имеющие фундаментальное значение для развития современной педагогики.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8116. Представление и обработка продукций в CLIPS 87.5 KB
  Представление и обработка продукций в CLIPS. (Конспект) Представление правил в базе знаний. Типы условных элементов. Правила являются основным способом представления знаний в CLIPS. Для задания правил используется конструкция defrule со следующим си...
8117. Понятие экспертной системы. Основные особенности, архитектура и классификация ЭС. Этапы разработки и стадии жизненного цикла ЭС 69 KB
  Понятие экспертной системы. Основные особенности, архитектура и классификация ЭС. Этапы разработки и стадии жизненного цикла ЭС. (Конспект) Понятие экспертной системы. Экспертная система (ЭС) - компьютерная система, использующая знания эксперта...
8118. Логический вывод в системе CLIPS. Стратегии разрешения конфликтов 146 KB
  Логический вывод в системеCLIPS. Стратегии разрешения конфликтов. (Конспект) Базовый цикл работы МЛВ в системеCLIPS: 1. Работа МЛВ останавливается, если достигнут предел активации правил или нет текущего фокуса. В противном случае, для в...
8119. Модели представления знаний. Синтаксис и семантика логики предикатов первого порядка 72.5 KB
  Модели представления знаний. Синтаксис и семантика логики предикатов первого порядка (Конспект) Модели представления знаний Знания, хранящиеся в базе знаний (БЗ) интеллектуальных систем должны быть представлены с использованием некоторой модели пред...
8120. Логическое следование. Логический вывод. Метод резолюций в логике предикатов первого порядка 73.5 KB
  Логическое следование. Логический вывод. Метод резолюций в логике предикатов первого порядка. Логика первого порядка, являясь формализованным аналогом обычной логики, дает возможность строго рассуждать об истинности и ложности утверждений и об их вз...
8121. Продукционные системы. Управление выводом в продукционных системах 66.5 KB
  Продукционные системы. Управление выводом в продукционных системах. (Конспект) Основные определения В самом общем виде продукционная система задается с помощью совокупности правил следующего вида: Если S1, то R1, Если Sn, то Rm, где...
8122. Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах 92 KB
  Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах. (Конспект) Фрейм (от англ. Frame - рамка, несущая конструкция) - структура для описания стереотипной ситуации, содержащая множество характеристик ситуации...
8123. Семантические сети. Вывод на семантических сетях 89.5 KB
  Семантические сети. Вывод на семантических сетях. (Конспект) Формально, семантическая сеть (СС) представляет собой помеченный ориентированный граф. Вершины СС соответствуют сущностям предметной области - объектам, событиям, свойствам, процессам...
8124. Поиск в пространстве состояний. Формальная постановка задачи. Обобщенный алгоритм поиска. Критерии оценки стратегий 116.01 KB
  Поиск в пространстве состояний.Формальная постановка задачи. Обобщенный алгоритм поиска. Критерии оценки стратегий. Многие задачи,в частности игры и головоломки,могут быть представлены как задачи поиска в пространств...