87541

Предмет философии. Структура философского знания и его место в системе образования

Конспект

Логика и философия

Существует много частных отраслей философского знания, соответствующие многообразию видов деятельности человека (философия хозяйства, философия науки, философия образования, философия права, философия религии, философия истории и др.).

Русский

2015-04-21

266 KB

0 чел.

                                                 Приложение 1

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

Тема 1.

  Предмет философии.

Структура философского знания и его место в системе образования.

    Filio sofia (др. греч.) – любовь к мудрости, умозрение.

Философия – рационально-понятийная форма познания окружающего мира.

   Философия – наука о всеобщем развитии природы, общества, человека и мышления.

Природа

   Предмет философии универсальный, так как охватывает все стороны объективной реальности. Философия делится на ряд отраслей философского знания (философские науки).

 Структура философии:

   1.Онтология – философская наука о бытие, природе, Вселенной. Обобщающий и          фундаментальный характер.

   2.Социальная философия – изучает общество.

   3.Гносеология – учение о  познании. Эпистемиология – учение о научном познании.

   4.Антропология – изучает человека.

   5.Логика – изучает законы мышления.

   6.Этика – наука о моральных ценностях.

   7.Эстетика – наука об основах прекрасного.

   8.Аксиология – наука о ценностях.

   Существует много частных отраслей философского знания, соответствующие многообразию видов деятельности человека (философия хозяйства, философия науки, философия образования, философия права, философия религии, философия истории и др.).

   Впервые слово «философия» употребил древнегреческий математик, мыслитель и мистик Пифагор в VI веке до н.э.

   Философия изучает основы бытия, проблемы познания, назначение человека (смысложизненный вопрос в философии один из самых главных) и его положение в мире.

   Философия как исторически сложившаяся форма общественного сознания возникла в VIIVI вв. до н.э. одновременно  в трех центрах:

- Древняя Греция (западная философия) – рациональный характер;

- Древний Китай (восточная философия) — иррациональный характер;

- Древняя Индия (восточная философия)– иррациональный характер.

Философия имеет ряд функций:

      1.мировоззренческая — философия является основой мировоззрения;

      2.общекультурная – история человеческой мысли, развитие интеллекта;

       3.познавательная – философия является одной из основных форм познания мира;

      4.аксиологическая (ценностная) – основополагающие ценности, учение о ценностях;

5.методологическая (эвристическая) – открывает новые методы.

Философия – основа методологии всех наук.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок и ценностей, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе.

Формы мировоззрения:

1.Мифологическое (Древний мир)

Мифология – архаические, древние рассказы, повествования о деяниях богов и героев.

Мировоззрение Древнего мира (Древний Восток, античность). Философия Древнего мира сложилась на основе мифологии как процесс рационального преодоления мифологических стереотипов (Платон строил свое учение на основе мифов).

2.Религиозное (Средние века)

Религия (лат.) – связь между сверхъестественным миром и естественным (связь между Богом  и человеком). Религиозное мировоззрение — основа средневековой философии.

        3. Научное (Новое время)

Наука – совокупность рационально-практических способов познания и освоения окружающей действительности.

Научное мировоззрение базируется на достижениях естественных наук. Основа – физическая картина мира.

Философии предшествовали мифология и религия. Философия предшествовала науке. Наука отделилась от философского знания в античном мире.

Место философии в образовании. Философия – мета-наука. Имеет фундаментальное значение для высшего образования.   

                                       Тема 2.  

                    Философия Древнего мира.

                               Философия  Др. Индии и Др. Китая.

1)Философия   Др. Индии.

2)Философия   Др. Китая.

     1.Философия Др. Индии

Классическая философия:           Неклассическая философия:

6 школ                                 3 школы

1) Веданта                               1) Буддизм

2) Йога                               2) Джайнизм

3) Вайшешика                               3) Локаята (чарвака)

4) Миманса

5) Ньяя

6) Санкхъя

Основа классических школ - Веды (ведение, священное знание)

Упанишады (книги лесных отшельников).

Основные категории др. индийской философии:

Веды - священные книги Др.Индии

Брахма - мировая душа (субстанция всех вещей-повсюду)

Реинкарнация - перевоплощение души

Атман - индивидуальная душа человека (часть Брахмы)

Карма – закон нравственного воздаяния, управление процессом перевоплощения (сумма всех дел человека)

Мокша – освобождение от законов действия кармы. Цель индийской мудрости (слияние с Брахмой).

Сансара – колесо жизни (вечное перевоплощение)

Майя – ложная видимость, заблуждение органов чувств. Истина закл. в том, что всё едино. Ложь – все предметы различны (майя). Вина – органы чувств.

Рациональное – истина. Чувственное – ложь.

Дхарма – предписанный каждому человеку определённый образ жизни и деятельности (нравственный долг человека).

Йога: пуруша – духовное начало (волевое); пракрити – телесное начало (материальное).

Неклассические философские школы Др. Индии не признавали авторитета Вед и Упанишад.

Буддизм: основатель — Будда (Гаутама) — пробужденный, просветленный.

Нирвана – высшая цель устремления буддистов. Состояние блаженства. Угасание всех желаний и потребностей.

Джайнизм: ахимса – главный принцип джайнизма. Непричинение вреда живому.

Локаята – единственная материалистическая школа. Отрицается существование души. Признаётся только телесное начало. Главный принцип – наслаждение (гедонизм).

    2.Философия Др. Китая

2 ведущие школы:

1) Конфуцианство;

2) Даосизм.

Инь – женское материальное начало;

Ян – мужское духовное начало.

Конфуцианство — социальная философия.

Основатель — Конфуций. Социальная философия управления обществом стала философией государства (чиновники, императоры).

Жень – гуманность, взаимоуважение; ли – процветающее благополучное общество. Цель конфуцианства - достижение ли; средство - жень.

Даосизм -  философия природы.

Основатель — Лао- цзы. Дао – путь к небу, высший мировой закон. Дао – предписанный свыше каждому  образ жизни, совпадает с индийской дхармой.

Увей – высший принцип даосизма, принцип невмешательства, недеяния. Цель -  гармония человека с природой. Даосизм стремится к согласию с собственной и окружающей природой.

Восточная философия отличается:

1. Близостью к мифологии и религии;

2. Иррациональным характером;

3. Огромной ролью этики.

                                                  Тема 3.

                              Философия Древнего мира.

                                    Античная философия

1)Античная натурфилософия.

2)Классическая философия Др. Греции.

3)Позднеантичная философия.

4)Древнеримская философия.

Античная философия (7 – 6 вв. до н.э. –  5 в. н. э. )

                                 Философия Др. Греции

1.Античная натурфилософия

    Натурфилософия — философия природы.

    Школы:

    1)Милетская шк. (г. Милет). Фалес: «Познай себя». Анаксимен, Анаксимандр, условно Гераклит (г. Эфес). Проблема первоначала. Гилозоизм

    2) Элейская шк. (Зенон, Парменид). Проблема бытия. Метафизика

    3) Атомистическая шк. (Демокрит, Левкипп). Философский материализм

    4) Пифагорейская шк. (Пифагор и ученики). Философский идеализм.

    Милетская школа.

Первоначало – субстанция, стихия, основа природы, космоса.

Фалес – вода как первоначало. Вода – живой организм, живое существо.

Гилозоизм – одушевление материи

Анаксимен – воздух

Гераклит – огонь

Анаксимандр – апейрон – бескачественное нетелесное начало ~ эфир

Апейрон как Брахма – субстанция всех вещей. Философское  начало, лишённое мифологической основы.

Элейская школа (Зенон, Парменид).

Проблема бытия. «Бытие» – ввёл понятие Парменид  - наиболее обобщённая категория, характеризующая всю действительность.

Бытие неподвижно – метафизический метод (изменение бытия – заблуждение человеческих органов чувств).

Истина – умственное знание - «знание» (неподвижность бытия).

Заблуждение – чувственное знание - «мнение» (подвижность бытия).

Изначально западная философия принимает рациональный (теоретический) характер.

Элеаты доказывали, что движения не существует.

Апория – неразрешимое противоречие.

«Ахилл и черепаха»– самая известная апория. Согласно элейской  школе, Ахилл никогда не догонит черепаху.

Гераклит: бытие подвижно и изменчиво.

Покой – лишь момент движения бытия.

Диалектический подход — подвижность бытия. Стихийная диалектика Гераклита.

Диалектика – учение о развитии бытия.

Гераклит: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». «Все течет, все изменяется».

 Основной вопрос философии: отношение сознания к бытию. Различают два важнейших направления философии: идеализм и материализм.

Идеализм – Сократ, Платон, Аристотель, вся религиозная философия, немецкая классическая философия - классическая философия. Сознание, идея,  дух, Бог — первичны, а материя — вторична и производна от духа.

                                                   Идеализм:

Материализм.  Первоначало – материя, вещество.

Античный материализм – атомистический – Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

В 18 в. механистический  материализм – Гельвеций, Гольбах, Ламетри.

В 19 в. антропологический материализм – Фейербах, Чернышевский; вульгарный материализм — Молешотт, Фогт.

В 19-20вв. диалектико-исторический материализм — Маркс, Энгельс, Ленин.

Атомистическая школа.

Демокрит – учение об атомах. Все вещи состоят из атомов. Кроме атомов есть только пустота. Философский материализм. Демокрит – основатель философского материализма. Каждая вещь является причиной другой вещи и следствием предыдущей – детерминизм (причинная обусловленность, закономерность). Исключаются явления случайности, произвольности. Ничего сверхъестественного не бывает. Индетерминизм допускает явления случайности и сверхъестественности.

Пифагорейская школа.

Школа мистики чисел. Число – идеальная субстанция. Число – первоначало. Пифагор считал, что каждое число несет в себе сущностное начало:

  1.  мужское начало
  2.  женское начало
  3.  гармония
  4.  стихии

5. космос

Таким образом, Пифагор еще до Платона заложил основы философии идеализма. Но все же отцом идеализма считается Платон.

2.Классическая философия Др. Греции (V-IV вв. до н.э.).

Сократ, софисты, Платон (Академия), Аристотель (перипатетики).

Сократ и софисты.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Мыслитель Др. Греции совершил революцию в философии, повернув ее от природы к человеку (антропологическая революция).

Досократики – натурфилософы.

Сократики - философы, считавшие себя учениками Сократа.

Проблема человека, его отличие от других существ;  как человеку жить на свете; что есть добро,  что есть истина, что есть красота — основные философские проблемы, поставленные Сократом. Философская антропология и этика.

Софисты. «Мудрецы»

«Человек - мера всех вещей» (софист Протагор). Человек – критерий добра, истины, красоты; микрокосмос. Софисты считали, что люди отличаются друг от друга и у каждого свой критерий добра, истины, красоты. Добро, истина, красота — субъективны (релятивистская точка зрения). Софисты за плату обучали красноречию, политике, диалектике в Афинах. Демагоги - «вожди народа». Высшее искусство софистов – умение доказать какую- либо точку зрения и сразу ее опровергнуть.

В отличие от софистов Сократ считал, что существует объективные добро, истина и красота. Метод поиска истинного знания у Сократа – философский диалог.

Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Антидогматизм. Позиция человека, готового к диалогу. Диалог построен на вопросах и ответах. Философский диалог Сократа имеет своей целью дать более точное определение общезначимых понятий и категорий. В философском диалоге понятия развиваются, т.е. философский диалог Сократа — это диалектика понятий и идей. Платон описал диалоги Сократа.

Майевтика. Сократ сравнивал себя с повивальной бабкой, помогающей родиться истине.

Этический рационализм Сократа заключался в утверждении: «Знающий, что есть добро, будет поступать в соответствии с добром»  Причина зла – невежество, незнание.

Софисты положили начало трёхчастному образованию (начальное, среднее, высшее), развитию ораторского искусства.

Платон (424 – 344 гг. до н. э.) - самый знаменитый ученик Сократа, автор «Диалогов»,  «Учения о государстве».

Платон ввёл в философию понятие  «идея».

Идея – нематериальная, интеллигибельная (познающаяся разумом), сверхчувственная сущность предмета.

Так как реальных и потенциальных  предметов – бесконечное множество, то и идей этих предметов тоже бесконечное множество. Они существуют в царстве идей. Все предметы есть синтез первичной активной идеи и вторичной пассивной материи. Каждому предмету предшествует идея, идея существует в вечности.

Процесс обучения – процесс припоминания. Душа человека – идея, которая существует вечно в царстве идей.

«Учение об идеях» - фундамент философии идеализма. Платон отвергал всё чувственное, материальное, земное, предпочитая сверхчувственное, нематериальное, неземное.

Платон основал школу – Академию (г. Афины) в священной оливковой роще, посвященной легендарному царю Академу (384г. до н. э. - 529г. н. э.).

Аристотель – ученик Платона (384 – 322 гг. до н. э.), воспитатель царя Александра Македонского.

Основал собственную школу – Ликей (в священной роще Аполлона Ликейского). Ученики Аристотеля - перипатетики («прогуливающиеся»; обучение  в  процессе прогулки по роще).

Учение Аристотеля о форме, цели, движении и материи.

Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже».

Форма – сущность предмета. Отличие формы Аристотеля от идеи Платона: форма существует в предмете, а идея может существовать отдельно. Форм может быть бесконечное множество потенциальных и конечное множество актуальных.

Каждый предмет находится в движении, в изменении. Каждое движение имеет свою цель.

Источником движения и конечной целью движения у Аристотеля выступает философский абсолют - «Форма форм».

Аристотель основал целые отрасли философского знания: логику (наука о законах правильного мышления). Логика Аристотеля основана на дедуктивном умозаключении (способ мышления от общих верных посылок, суждений к частному умозаключению).

Дедукция. Дельфин не является рыбой (посылка). Дельфин имеет рыбообразную форму (посылка). Существуют такие животные,  имеющие рыбообразную форму и не являющиеся рыбами (силлогизм – дедуктивное умозаключение).

Положил начало этике (философская наука о морали). «Никомахова этика». Аристотель ввёл принцип золотой середины. Морально  то, что исключает противоположные крайности.

Аристотель – крупнейший учёный древности. Основал зоологию, минералогию и др. науки.

 

3.Позднеантичная философия

Позднеантичная философия решала этические (морально-нравственные) проблемы: смысла жизни, счастья и свободы человека.

Школы позднеантичной философии:

- киники

- стоики

- эпикурейцы

- скептики

Все школы основаны  учениками Сократа – сократические школы.

1) Киники (кинос - собака). Основатель — Антисфен. Отрицали собственность, семью, государство, все законы. Призывали жить в единстве с природой. Натурализм. Отвергали все достижения цивилизации. Нигилизм. «Всё что естественно, то не безобразно».

Символ – Диоген Синопский («философ из бочки»).  Киники – циники (открыто отвергали достижения культуры, морали).

2) Стоики. Основатель – Зенон Китионский.

В основе этики стоицизма находится вера в судьбу – фатализм, подчинение своей судьбе. Стоицизм учит человека в любой ситуации сохранять нравственное достоинство (хладнокровность, безмятежность – атараксия).

Кредо стоиков: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся».

3) Эпикурейцы. В этике эпикурейцы учили, что цель жизни – наслаждение (гедонизм).

Последователи учения Демокрита об атомах - материалистическая школа.

Основатель – Эпикур. Учил о духовных наслаждениях. Жизнь в саду, беседы с близкими и друзьями. Эпикур считал себя учеником Сократа.

4) Скептики. «Я знаю, что ничего не знаю» - скептики также считали себя учениками Сократа.

Агностицизм – философское учение, отрицающее истинное познание. Все познания есть заблуждение. Отрицают убеждения, веру, принципы, так как все они неистинны.

Основатель – Пиррон. «На каждое слово есть противоположное слово»; «Не говорите да, нет, а говорите: может быть»;

«Молчание – золото, глупость в болтовне».

Считали себя мудрыми. Мудрость заключается в признании собственной ограниченности. «Глупцы  - те, кто считает, что что-то знает, верит во что-то». Школа очень популярная, самая массовая в конце античности.

Фанатизм всегда сильнее скептицизма. Скептицизм – философия поздней античности, столкнувшись с раннехристианским  фанатизмом, уступил место философии средневековья. Философия сомнения уступила место философии веры.

Неоплатонизм – последняя вершина античной философии. Неоплатонизм – философское учение, развивавшее идеи Платона.

Основатели: Плотин, Порфирий. Развивали идеи единства космоса. «Единое» - это высший разум, из которого всё произошло. Весь мир является продолжением «Единого», его эманацией (истечение).

Этика неоплатонизма - отрицание материального начала (тело - темница для души). Неоплатонизм составил конкуренцию раннехристианскому учению. Христианство не отрицает материального (телесного) начала.

Неоплатонизм – языческая монистическая философия. Христианство – религиозная, монотеистическая философия.

Центр неоплатонизма – Афинская Академия. Юстиниан (византийский император) закрыл Академию в 529г., так как  она – центр языческой мудрости. Закрытие Академии – конец античности.

     

4.Древнеримская философия (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.)

  Имеет вторичный характер по отношению к древнегреческой философии. Возникает во II- I вв. до нашей эры.

  Благодаря завоеванию Греции в Риме появилась философия. В Риме с пренебрежением относились к философии. Трезвый, практичный характер римлян.

  Партия эллинофилов (любители греков) – молодые знатные римляне, увлекавшиеся культурой, философией, наукой греков. Появились первые римские философы: Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Ему удалось привить уважение римлян к философии. Доказал ее полезность и практичность.

Цицерон: «Cultura animi filosofia est». Культура души  - есть философия.

Философские взгляды Цицерона – эклектизм (смешение разных философских направлений).

В Риме появляются римские стоики, эпикурейцы, скептики. Киников  в Риме не было.

Римские стоики:  Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. –  65 г. н.э.) - воспитатель императора Нерона и его же жертва. «Нравственные письма к Луцилию» - этика римского стоицизма.

Император Марк Аврелий Антоний (161-180 гг. н.э. – годы правления).

Автор трактата «К самому себе». Слава, богатство, успех – все это преходящее. Важно не внешнее, а внутреннее содержание в человеке.

Римский эпикуреизм:  Тит Лукреций Кар. Автор поэмы  «О природе вещей» - энциклопедии античного материализма. Последователь учения Демокрита и  Эпикура об атомах, популяризатор эпикуреизма.

Римский скептицизм: Секст Эмпирик.

      

                                             Тема 4.

                                 Философия Средних веков

1.Средневековое философское учение о Боге, мире и человеке.

2.Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.

3.Философская мысль классического арабского Востока.

1.Средневековое философское учение о Боге, мире и человеке.

Философия Средних веков (5 - 15 вв.) – религиозная философия. Основа – религиозное мировоззрение.

                  Монотеизм – религия единобожия.

   

    

                   христианство                                       ислам

Важнейшая черта средневековой философии –  

1)Теоцентризм (богоцентризм).

Бог – творец Вселенной, вечный, вездесущий, милосердный, всемогущий, святой (совершенный).

2)Креационизм (творчество, творец).

Бог – творец Вселенной, следовательно, управляет Вселенной, законы Вселенной определяются божественной волей. Т.е. все, что происходит в мире, происходит согласно божественной воле.

3)Религиозный антропоцентризм.

Человек после Бога занимает ведущее место во Вселенной, как самое разумное существо, наделенное свободой воли. Ветхий завет. Книга Бытия: «Человек сотворен Богом  по своему образу и подобию». Это и ставит человека первым после Бога. Эта черта исключает возможность существования других существ во вселенной (другого разума).

Так высоко прежде человек не поднимался.

В отношении к человеку средневековая философия  занимала  двойственное положение:

1. Человек — образ и подобие Бога;

2. После грехопадения Адама и Евы каждый человек не является совершенством.

4)Этикоцентризм.

Духовно-нравственные проблемы в центре средневековой философии ( проблемы праведности и грешности, спасения и погибели души). Изучением природы, внешнего мира средневековая философия не занималась.

5)Эсхатологизм

Учение о конечных судьбах мира и человека. История заканчивается страшным судом – Апокалипсисом.

6)Провиденциализм.

Вся история – провидение и замысел Бога.

Эти характеристики образуют религиозную картину мира.

2.Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.

 1)Апологетика – раннехристианское учение (IIII вв. н.э.). Цель: защита христианства и отражение его преимущества перед другими религиями.

Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно». Вера противоположна  знанию.

2)Патристика (лат. Padres - отец) - 4-8 вв. н.э. -  учение, труды отцов христианской церкви.

Время формирования христианской догматики.

Западный отец церкви Августин Блаженный. Книга  «О граде Божьем». Это религиозная философия истории. Борьба града земного и Божьего, т.е. государства и церкви. Церковь – выше государства.

Цезаропапизм – идеология западной католической церкви, превосходство церкви над государством.

Восточные отцы церкви:

Иоанн Златоуст

Григорий Богослов

Василий Великий

Иоанн Дамаскин

Обращают большое внимание на проблемы духовно – нравственной жизни.

      3)Схоластика ( 9 – 14 вв.)

  Центром являются европейские университеты. Схоластика – школьная университетская философия. Важнейший центр — Парижский университет. Выдающийся схоласт западного средневековья Фома Аквинский (Том Аквинат). Его учение – томизм – идеология католической церкви. Неотомизм в современной философии. Ф. Аквинский  «Сумма теологии».

Схоластика (аристотелизм) рациональная философия, в основе которой вопросы теории познания и логики. Проблема отношения веры и знания. Ф. Аквинский: «Верую, потому что разумно». Знание, противоречащее вере – заблуждение, ересь. Избирательный подход к знаниям. Философия на службе богословия (сейчас философия на службе науке).

Проблема универсалий ( наиболее общие категории):

1.реализм – объективный идеализм.

Общее понятие существует само по себе, а не только как слово.

  2.номинализм – субъективный идеализм.

Общее понятие существует только как слово, понятие, но не существует как явление.

Уильям Оккам. Тезис «лезвие бритвы»: «Не следует умножать сущности вещей».

3.Основные черты философии арабского Востока.

Арабская средневековая философия во многом напоминает более позднюю европейскую схоластику. Ее отличали:

1)рационализм;

2)проблемы логики и познания;

3)в основе средневековой арабской философии были труды Аристотеля.                

 Арабский аристотелизм. Представители: Ибн Рушд (Аверроэс), Авиценна.

 Суфизм – мусульманский мистицизм. Философы – суфии, часто были поэтами (Омар Хайям).

                                               Тема 5.

                            Философия  Нового времени.

 

1.Философия  итальянского Возрождения.

2.Философия  17 века. Научная революция.

3.Философия  европейского Просвещения.

4.Немецкая классическая философия.

1.Философия итальянского Возрождения.

                                             Два учения.

                                  

            Гуманизм                        Пантеизм

Гуманизм - учение о человеке – творце. (homo – человек, humanиs - человечный).

Идеология эпохи Ренессанса (Возрождения) признает право человека на счастье в земной жизни, а не только в загробной; право человека  на развитие талантов и право на свободу творчества. Первоначально слово «гуманист» применялось к тем итальянцам, которые увлекались философией, искусством, литературой античного мира (Вазаре);(пример гуманиста – Фр.Петрарка писал письма к Цицерону, хотя их разделяли полторы тысячи лет). Отсюда термин -  Возрождение (античного наследия и идеалов).

В полной мере идеология гуманизма выразилась в произведении Мирандолы (итальянский философ — гуманист) «Речь о достоинстве человека».

Пантеизм – учение о Боге и природе ( pan teos – все есть Бог). Характеризуется их отождествлением: Бог – есть природа.

Познание законов природы – есть познание Бога (богоугодное занятие). Изучение природы наукой получает религиозную санкцию. Появляются предпосылки для зарождения естествознания.

Пантеисты: Джордано Бруно – символ мученичества (сожжен на костре). Считал, что существует множество других миров.

Николай Кузанский – крупнейший философ Возрождения. Центр философии Возрождения – Флорентийская академия (создана по образцу Афинской академии Платона).

  Маккиавеллизм. В эпоху Возрождения появляется политическая мысль. Н.Маккиавелли «Государь». В этом трактате утверждается идея допустимости всех средств правителями  и государством для достижения политической цели — блага государства.

2.Философия 17 века. Научная революция

С началом развития наук в Европе потребовалась новая философская теория познания (новая гносеология).

1)Эмпиризм – (эмпирия - опыт) – научный, опытный метод познания. В основе философии эмпиризма находится индуктивный способ мышления и познания (от частного к общему). Опыт — наблюдение, измерение, эксперимент. Данные наблюдения – это частное. Общее – это теория, объясняющая эти данные. В основе современного естествознания лежит эмпирический индуктивный метод. Эмпиризм: все знание из опыта.

Основатель: Фр. Бэкон — английский философ.

В основе эмпиризма – сенсуализм (направление в теории познания).

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому единственным источником знаний об окружающем мире являются органы чувств.

Фр. Бэкон: «Знание – это сила». Знание законов природы и есть сила человека (власть над природой).

Фр. Бэкон: «Природа не храм, а мастерская для человека».

В целом англоязычная философия, начиная с Бэкона, имеет важнейшую особенность: сенсуализм и эмпиризм. Так, например, прагматизм – современное направление в англоязычном сенсуализме и эмпиризме. В основе прагматизма лежит понятие «практика». Практика – критерий истинности. Практика – острое состязание, конкуренция, борьба. Успешность, эффективность в конкуренции — это показатель истинности.  Основатели американского прагматизма: Дьюи, Пирс, Джемс.

Английский сенсуализм и эмпиризм: Бэкон, Локк (теория «чистой доски»), Беркли, Юм, Гоббс.

2)Рационализм. Рационализм — это направление в теории познания, согласно которому  источником и критерием истинности знаний  выступает  разум.  

Основатель – Р.Декарт (французский математик и философ). В основе рационализма - математика. Декарт считал, что существуют врожденные истинные идеи, не требующие доказательства.

Все познание является выведением следствий (процесс умозаключений). Исходный пункт – врожденные идеи.

Дедуктивный способ мышления (от общего к частному).

Рационалистический метод – схоластика. Отрицает опытное познание.

Декарт – основатель дуализма в онтологии (учение о бытие – дуализм – в основе бытия две равные субстанции: 1. протяженная субстанция – материя; 2. мыслящая субстанция - сознание). Рационалист и дуалист Б.Спиноза – современник Декарта.

Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». Мысль = существование, сознание = бытие, законы сознания (логика) = законы бытия. Мир познаваем -  убежден рационализм.

Рационализм Декарта стал основой идеологии 18 века – эпохи Просвещения.

В 17 веке начинается научная революция — появляются новая астрономия и механика. Новая астрономия — гелиоцентризм приходит на смену старой астрономии -  геоцентризму (Н.Коперник, Г.Галилей). Механика открыла законы взаимодействия физических тел (И.Ньютон).

3.Философия европейского Просвещения.

Европейское просвещение нашло наиболее яркое воплощение во Франции. Философия французского Просвещения.

Просвещение (от «свет разума») – идеология 18 века. В основе – культ прогресса, разума. Прогресс разума – освобождение разума от суеверий, ложных стереотипов, невежества, развитие образования и науки.

Идеи:

1.Деизм (deиs- искаж., teos - бог) - учение, согласно которому источник движения – высший разум. Сам мир развивается по собственным законам, т.е. без вмешательства свыше. Значит люди, общество свободны в своем развитии. Деисты: Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье.

2.Атеизм (a – не, teos - бог ) – учение, отрицающее существование Бога, сверхъестественных сил, потустороннего мира.  Атеисты: Гольбах, Ламетри, Гельвеций.

3.Механистический материализм (появился как следствие научной революции 17 века).  

Законы механики французские материалисты истолковали как универсальные законы природы, общества, человека. Механический материализм сменил античный атомистический материализм. Материалисты: Гольбах, Ламетри, Гельвеций.

4.«Общественный договор» - учение, согласно которому государство есть результат «общественного договора», в соответствии с которым государство гарантирует и защищает естественные права человека (право на жизнь, неприкосновенность, свободное передвижение, свободу совести, слова и собраний). Общество часть своих прав передает государству (налоги, воинская повинность и др.) Если государство нарушает естественные права человека, то общество имеет право путем восстания сменить власть.

Эта теория -  важнейший результат Просвещения, стала основой концепций правового государства и прав человека. Родоначальник — английский философ Т.Гоббс, считавший, что государство — благо, поскольку естественное положение людей, т.е. вне государства, есть состояние «войны всех против всех», где «человек человеку волк».

5.Энциклопедизм. Французские философы и ученые - участники коллективного труда - энциклопедии. Энциклопедия - наиболее полный свод знаний в области искусства, ремесла, культуры, философии, науки, технологий.

6.Вольтерианство. Вольтер. Злая сатира на пережитки средних веков. Высмеял Ж. де Арк. Вера в прогресс цивилизации, гуманизма.

7.Руссоизм. Ж.Ж. Руссо. Скептицизм по отношению к цивилизации. Идеализация первобытного, естественного человека. Критика европейской  культуры с позиции морализирования.

Руссо: «Цивилизация приводит к моральной деградации человека». «Люди рождаются свободными, но всюду они в оковах» (причина — несправедливое, цивилизованное общество). Причина неравенства людей – частная собственность.

8.Утопизм. «Утопия». Проект идеального общества, которое не может быть осуществимо (Сен-Симон, Фурье).

9.Монадология. Учение о монадах. Монада – отдельная субстанция, частица обладает свойствами психического отражения. Мир состоит из монад. Лейбниц – основатель(18 век). В онтологии (учение о бытие) монадология представляет редкий пример плюрализма. В основе бытия - множество субстанций.

4.Немецкая классическая философия.

Вершина объективного идеализма Нового времени (классическая). Представители родом из Германии. Вторая половина 18 – первая половина 19 вв. Представители: основатель – И.Кант, Ф.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.-В.-Ф. Гегель. В немецкой классической философии утверждается логико-гносеологическая модель диалектики, идея развития.

И. Кант (1724-1804 гг.) - «европейский Сократ».

Совершил философский переворот – повернул теорию познания от объекта к субъекту, к  человеку. Жил в Кенигсберге.

Автор:

1.«Критика чистого разума» - теория познания Канта.

2.«Критика практического разума» - этика Канта.

3.«Критика способности суждения» - эстетика Канта.

«Критика чистого разума».  Новизна теории Канта заключается в том, что познающий субъект – человек обладает субъективными формами познания – категориями «пространство» и «время». Как считал Кант, данные категории - пространство и время не имеют абсолютного и объективного характера. Все знания имеют субъективный и  условный характер.

Кант в каждом предмете видит две стороны: «вещь для других» - внешняя сторона предмета - доступна для субъективного человеческого познания; «вещь в себе» - внутренняя сторона предмета, непознаваемая средствами разума.

«Вещь для других» имеет логический характер. «Вещь в себе» - алогична, противоречива, средствам логики не поддается. Существуют иррациональные способы  познания  «вещи в себе»: миф, религия, искусство. «Вещь в себе» не познается до конца, а лишь приоткрывается с помощью иррациональных средств.

«Критика практического разума». Этика Канта – этика нравственного долга. Человек – эгоист (злой). Только этика, мораль, чувство долга делают человека человеком, отделяя от животных. Благодаря этике человек становится свободным. В морали заключается сущность человека, сущность свободы. Из морали И.Кант выводит существование Бога и бессмертие человека. Кант сформулировал категорический императив (нравственный закон): «Поступай всегда так, чтобы максима(принцип) твоей воли стала законом для других» (золотое право морали). «Человек всегда цель, а не средство для достижения цели». В основе современного гуманизма – данный принцип Канта.

«Критика способности суждения» - эстетика Канта. В эстетике Кант определяет прекрасное как гармоничное единство частей в целом. Каждая часть существует для целого, как целое существует для части. Прекрасное само по себе не может быть полезным или добротным. Оно с практической точки зрения должно быть бесполезным.

Ф. Фихте. Философия деятельности

Познание, труд, творчество – деятельность. Познающий и активный субъект деятельности - «я». С помощью познания преобразуется мир. Деятельностный принцип (деятельностный подход) лег в основу немецкой классической философии, марксисткой философии и др.

Ф. Шеллинг. Философия романтизма

Автор работ: «Философия мифа», «Философия природы», «Философия искусства». Шеллинг идеализирует мифологию, которая выражает глубокий смысл многих явлений окружающей действительности, в том числе самой природы. Шеллинг вернул природе звание храма, а не мастерской. «Природа – спящий дух». Идеализация искусства. Искусство – высшая форма деятельности.  Культ искусства, художника, гения.

Г.-В.-Ф.  Гегель. Диалектика

Диалектика - учение всеобщем развитии и всеобщих взаимосвязях.

                                                 Развитие

                              

                         Прогресс                     Регресс

Гегель сформулировал законы диалектики:

  1.  Закон единства и борьбы противоположностей (характеризует источник всякого развития);
  2.  Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Понятие «мера» характеризует единство количественных и качественных изменений. При достижении предметом определенной меры происходит его переход в другое качество. Отвечает за механизм развития. Развитие происходит нелинейно (прерывисто, скачкообразно, лавинообразно).
  3.  Закон отрицание отрицания (закон двойного отрицания). Отвечает за направленность и результат развития. Этот закон предусматривает, что предмет проходит три стадии развития: тезис, антитезис, синтез. Пример: гипотеза Большого взрыва.

 

Гегель: «Феноменология Духа».

Абсолютный (Мировой дух) – сущее.

Абсолютный дух не существует без своей противоположности, т.к. он сам не может выступать как граница самого себя, что невозможно (трансцендентальный принцип философии, ввел Шеллинг). Эта противоположность – природа. Дух – абсолютное сознание, вечность; природа — отсутствие сознания, временность. Появление разумного существа – человека, отделившегося от природы. Через человека и его культуру происходит самопознание Абсолютного духа и возврат к себе.

Культура имеет две стороны: субъективный дух (искусство, религия, философия) и объективный дух (мораль, право, государство).

«Все что разумно - действительно». «Все что действительно - разумно».

Философская система Гегеля – вершина объективного идеализма в Новое время.

                                                   Тема 6.

                           Современная западная философия.

1.Антропологический метод Л. Фейербаха. Марксистская философия.  

2.Неклассическая иррациональная философия второй половины 19 – первой половины 20 вв. (философия воли, философия жизни, психоаналитическая философия, экзистенциализм и др.).

3.Философия науки 19-20 вв. (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, герменевтика и др.).

1.Антропологический метод Фейербаха. Марксистская философия

Людвиг Фейербах – современник Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра и других немецких философов.  Фейербах – материалист, атеист.

1)Антропологический метод Фейербаха:

Рассматривать все вопросы философии через человека.

Философия религии  Фейербаха.

Религия – вера в Бога, идея Бога – человеческая идея. Бог наделен совершенными качествами, которые являются идеальными для человека. В религии происходит отчуждение идеальных качеств человека в пользу Бога. Атеизм – прогресс человечества.

2) Марксистская философия

Диалектический и исторический материализм (экономический материализм). В основе прогресса общества – развитие экономики, т.е. производительных сил общества.

Теория познания (гносеология) в марксистской философии

Теория познания – теория отражения в марксистской философии. Единая первооснова или субстанция для марксистской философии – материя.

Сознание есть продукт высокоорганизованной материи – мозга. Сознание отражает материальный мир, объективную реальность в субъективной (человеческой) форме (религия, наука, философия и др.).

Общественное сознаниеотражение общественного бытия.

Социальная философия марксизма – исторический материализм.

В марксистской философии основой существующего общества и его развития является материальное производство.

Смена способов производства и есть прогресс общества.

Учение Маркса об общественно – экономических формациях.

Общественно-экономическая формация – общество с присущим ему экономическим базисом м государственно-правовой надстройкой. Всего пять формаций (от первобытнообщинной до коммунистической). Коммунистическая формация - возвращение к бесклассовому обществу на новом уровне развития производительных сил общества.

Критерий истинности в марксизме – практика (как и в американском прагматизме).

Практика – целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных благ (труд) и преобразование социальной действительности.

Материальное производство имеет две стороны:

  1.  производительные силы (рабочая сила, машины, оборудование, технологии, инфраструктура, наука);
  2.  производственные отношения. Отношения между работниками и работодателями, отношения распределения. В основе революции – противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. После революции общество переходит к другой формации.

Учение о классовой борьбе – основа социальной философии марксизма

Класс – большая социальная группа людей, характеризующаяся отношением к собственности и средствам производства. Классы собственников и неимущих (эксплуататоров  и эксплуатируемых).

Концепция отчуждения человека в социальной философии марксизма.

Частная собственность – первооснова отчуждения.

  1.  экономическое отчуждение (то, что создал человек, ему не принадлежит);
  2.  социальное отчуждение людей — проявляется в индивидуализме, классовой борьбе, войнах;
  3.  самоотчуждение - люди утрачивают свои человеческие качества - социальные пороки общества. Согласно марксистской философии, для устранения причин отчуждения необходимо упразднить частную собственность.

2.Неклассическая иррациональная философия.

Представлена учениями субъективного идеализма (отсюда неклассическая философия).

Важнейшее качество человека не разум, а другие способности (отсюда иррациональная философия):

  1.   воля;
  2.   жизнь;
  3.   вера;
  4.   интуиция;
  5.   бессознательное;
  6.   существование.
  7.  

Философия воли. А. Шопенгауэр – немецкий философ, автор книги «Мир как воля и представление». Оппонент Гегеля.

В основе мира лежит Мировая воля, которая в человеке проявляется в форме индивидуальной воли. Воля отличается иррациональным, стихийным характером. Эти качества характеризуют и человека.

Философия жизни. Ф. Ницше (1844-1900). Ницше — автор книг «Рождение трагедии из духа музыки», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и др. Много взял из Шопенгауэра. Связал понятия «жизни» и «воли». Жизнь – воля к власти. Воля к власти – критерий добра и зла. «Переоценка ценностей» Ницше — критика европейского гуманизма (антигуманизм). Воля к власти противоположна жалости, состраданию. Ницше выступил против христианства и христианской морали как морали рабов. В его творчестве появляются   антисемитские и антиславянские мотивы. Считал, что в Европе необходимо возрождение рабовладения, которое по его мнению было основой процветания античного общества. Социальный идеал Ницше — государство Спарта в Древней Греции.

Воля к власти основана на индивидуализме, антидемократизме. Ницше - учение о сверхчеловеке. «Сверхчеловек»  - воплощение воли к власти. В дальнейшем положения Ницше были использованы нацизмом.

Философия веры. С. Кьеркегор. Философия веры С. Кьеркегора, отличаясь глубоко иррациональным характером, оказала влияние на формирование экзистенциальной философии.

Интуитивизм. А. Бергсон. Философ — интуитивист считал, что иррациональная интуиция ближе к познанию сущностей вещей, нежели разум.

Философия бессознательного — психоаналитическая философия. З. Фрейд. Фрейдизм. Фрейд считал, что структура психики человека состоит из трех компонентов: 1. сверхсознание – социально-моральный компонент, суперэго; 2. сознание – рассудок, интеллект, эго; 3. бессознательное, оно.  Основа психики человека и его деятельности – бессознательное.

Теория Фрейда – пансексуализм. В основе бессознательного лежит половой инстинкт (инстинкт продолжения рода). Этот инстинкт – скрытая пружина мотивации поведения человека. Либидо – половой инстинкт. Сублимация – преобразование энергии либидо в деятельности человека, например, в творчестве.

У позднего Фрейда появляется учение о двух инстинктах, как основе человека. Эрос – половой инстинкт, продолжение рода (любовь, соединение). Танатос – инстинкт разрушения (смерти). Фрейдизм – философская основа массовой культуры.

Ученики Фрейда:

К.-Г. Юнг. Учение о коллективном бессознательном. Содержание коллективного бессознательного — архетипы (образы, образцы, имеющие в основном древнее происхождение) – основа творчества, искусства, деятельности.

Э. Фромм. Неофрейдизм. Книга «Иметь или быть». Противопоставлены два смысла жизни. Быть – самореализация. Иметь – обладать. Фромм — автор книги «Бегство от свободы».

Философия существования (экзистенциализм). Экзистенциализм – гуманистическая философия, носящая ярко выраженный антитоталитарный характер.

В центре – индивидуальное бытие человека. Направление развития  экзистенциализма – персонализм (философия личности). Личность – высшая ценность в персонализме.

Экзистенциализм (фр. существование) – философия существования. Переживание человеком своего бытия в мире. Переживание охватывает все сферы – эмоции, чувства, разум. Экзистенциализм изучает человека в экстремальных, «пограничных»  ситуациях.

«Свобода», «ответственность», «одиночество», «любовь», «смерть» - важные понятия (экзистенциалы). Человек — абсолютно свободное, самоопределяющееся (самодетерминирующееся) существо, несущее полную ответственность за свою свободу и свой выбор.

Именно в экстремальных ситуациях раскрывается сущность (глубина) человека. Пример: творчество Ф.М. Достоевского. Все его герои находятся в пограничных ситуациях – ситуациях морального выбора, аффектов, сильной страсти, ситуации между жизнью и смертью. Экзистенциализм оказал существенное влияние на современное искусство.

Представители: Н.А. Бердяев, Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр.

А. Камю: «Бунтующий человек». Бунт против смерти, несвободы. Оказал влияние на формирование молодежной субкультуры.

3.Философия науки 19 – 20 вв.

1)Позитивизм (вторая половина 19 в). Основатель: О. Конт. Отрицает традиционный предмет философии, её познавательную ценность. Позитивизм: философия – служанка позитивных наук (естественные науки и математика). Позитивное знание — опытное, проверяемое, естественнонаучное знание. Философия должна быть методологической основой естествознания.

   2)Неопозитивизм (первая половина 20 в). Представитель: Б. Рассел.

Анализ языка науки. Научные работы – статьи, диссертации, монографии. Все предложения в научных работах делятся на: утвердительные, отрицательные, нейтральные. Утвердительные и отрицательные предложения должны быть доказуемы (опытным или математическим способом). Неопозитивизм выдвинул первый критерий научности знаний — критерий верификации — критерий проверяемости знаний. Научное знание — это проверяемое, доказуемое, верифицируемое знание.

 3)Постпозитивизм (вторая половина 20 века). Представитель — Фейерабенд. Постпозитивизм выдвинул второй критерий научности знаний - критерий фальсификации — критерий опровержения. Научное знание – это неопровергнутое, нефальсифицируемое знание. Такое знание может быть в форме научного предположения — гипотезы. Критерий фальсификации в постпозитивизме, допустив  в науку гипотезы, смелую научную мысль, тем самым дал огромный толчок развитию науки во второй половине 20 века, современным научным революциям.

Научная революция — смена парадигм. Парадигма – способ постановки и решения научной проблемы. Теоретик научной революции — американский философ Т. Кун.

                                                  Тема 7.

                               Отечественная философия

   1.Средневековый период в отечественной философии.

   2.Философия Просвещения в России.

   3.Отечественная философия 19 - 20 вв.

1.Средневековый период в отечественной философии.

Философия в Древней Руси появилась после принятия христианства в 988 г. Первый древнерусский философ – митрополит Иларион. «Слово о Законе и Благодати» (11 в.). Рассуждение о двух периодах: Закон - Ветхий Завет(до Р.Х.) и Благодать - Новый Завет(от Р.Х.).

Средневековый период – религиозная философия.

Возникает идеологема – «Москва – третий Рим». Москва – центр истинно–христианского царства. Идея богоизбраности Руси, ее исключительности среди других стран и народов. Мессианизм. Автор идеологемы «Москва – третий Рим» - монах Псково-Елеазаровского монастыря Филофей. Свою идею он изложил в письме к великому князю Василию III.

В целом, в сравнении с средневековой Европой, в которой развивалась схоластика, средневековая Русь была «немногословна». По словам русского философа Е.Н.Трубецкого древнерусской философией, «умозрением в красках» служили древнерусская религиозная живопись и зодчество, которые выражали идею всеединства.

 

2.Философия Просвещения в России.

Идеология  и философия европейского Просвещения проникают в Россию и становятся популярными после петровских преобразований начала 18 века.

М. В. Ломоносов (1711-1765) – ученый, который в философии придерживался эмпирического (опытного) метода. Считал, что философия, в зависимости от предмета, делится на две части: духовную (религиозную) и опытную (научную). «Нельзя по Псалтыри изучать природу, как нельзя  циркулем измерить божественную волю».

Вершиной философии российского Просвещения является творчество А.Н.Радищева. А.Н. Радищев «О человеке, его смерти и бессмертии» - философская антропология. Философская антропология занимает центральное место в русской философии, тогда как теория познания (гносеология) — центральная в западной философии — занимает в русской философии скромное место.  

3.Отечественная философия 19 – 20 вв.

 Чаадаев Пётр Яковлевич (1793-1856)

Автор 8 «Философических писем» и  «Апологии сумасшедшего». Самое известное его произведение - «Первое философическое письмо».  В данном письме обозначил важнейшую тему русской философии – «русскую идею» - предназначение России в мировой истории, её отношение  к Западу,  направление и методы развития России. В «Первом письме»  Чаадаев дает неутешительный анализ прошлого, настоящего и будущего России. Прошлое России темно, лишено героизма и рыцарских доблестей. Настоящее: опасная пропасть  между дворянством и крестьянством, отсталость. Будущее: непредсказуемо.  «Первое философическое письмо» П.Я.Чаадаева вызвало в обществе   споры  и тем самым сыграло важную роль в формировании двух главных направлений русской общественной мысли: славянофильства и западничества.

Славянофильство.

Лидер – А. С. Хомяков. В своей статье «О старом и новом» выступил в защиту идеалов допетровской Руси и с критикой подражания Западу. За исконно-русские начала (самодержавие, православие, народ). Считал, что дворянство должно обратиться к национальной культуре и традициям, а народ должен быть освобожден и получить доступ к образованию.

Соборность – ведущий славянофильский социально-религиозный идеал — свободное единство людей во Христе. Прообразом соборности у славянофилов является русская крестьянская община.

Апокатастазис – идея всеобщего воскресения и спасения людей, независимо от национальности и веры. Идея апокатастазиса проходит красной нитью через всю русскую философию.  

Представители славянофильства: И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др.

Западничество.

Лидер — А. И. Герцен, самый известный оппонент А. С. Хомякова.

Западники считали, что европейский, западный путь развития является универсальным и единственно прогрессивным как для России, так и для всего остального мира. России необходимо преодолеть свою исторически традиционную отсталость путем революционных (революционные демократы, социалисты и коммунисты) либо эволюционных (либералы) преобразований. В целом западники весьма противоречиво относились к Западу, зачастую подвергая критике буржуазный характер западного общества.

Направления:

Русский либерализм.

Выступали за постепенные буржуазно-демократические реформы   (конституционная монархия, избирательные права, парламент, независимый суд и др.). Либерализм в России не пользовался массовой поддержкой.

Представители: профессора Московского университета  Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв и др.

Революционные демократы.

Выступали за революцию в России – переход к социализму и коммунизму, бесклассовому обществу. Народники, марксисты, анархисты.

В конечном итоге победили марксисты. С 1917 по 1991 направление развития России определялось марксистско-ленинской теорией. С 1991 по настоящее время – буржуазно-либеральная идеология.

Представители: В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Д.С.Писарев и др.

Русский марксизм: Плеханов Г.В — популяризатор марксистской идей в России. Лидер русских марксистов–большевиков — В.И.Ленин. Автор «Философских тетрадей» Внес существенный вклад в развитие марксистской теории — марксизм—ленинизм.

Философия всеединства.

Во второй половине 19 века в России появляется национальная философия – философия всеединства (основное  направление русской религиозной философии).

Основатель: В.С.Соловьёв (1853-1900). Автор работ: «Смысл любви», «Общий смысл искусства», «Красота в природе», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание Добра» и др.

Всеединство применяется В.С.Соловьёвым по отношению к Богу и Вселенной. Вселенная, Земля представляет собой всеединство. Всё, что делается на Земле имеет вселенский характер. Всеединство живой природы, всеединство человечества, всеединство культуры, всеединство самого человека (разума и чувств, слова и дела – цельность личности).

Представители школы всеединства: Е.Н.Трубецкой, С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.

Философия всеединства дала начало философии русского космизма. Основатель — Н.Ф.Федоров, автор книги «Общее дело». Предлагал воскресить с помощью науки всех людей и освоить космическое пространство.

Представители: Циолковский К.Э. – ученый и мыслитель, основатель космонавтики и ракетостроения.

Вернадский В.И.: ввел понятия «биосфера»,  «ноосфера».

Чижевский: «Теория зависимости социальной активности от солнечной активности». Спад солнечной активности – спад социальной активности.

Бердяев Н.А. (1874 — 1948) — крупнейший русский философ 20 века.

Основатель русского религиозного экзистенциализма и персонализма, автор работ «Самопознание», «Русская идея», «Философия свободного духа», «Смысл истории» и др. В творчестве Бердяева Н.А. получили развитие философская антропология, философия культуры, философия истории; тема России, русской интеллигенциии и исторической судьбы России.

Марксистско-ленинская философия.

После победы Октябрьской революции 1917 года, марксистско-ленинская философия становится основой коммунистической идеологии СССР и советского мировоззрения, основой советского государства - ведущая и единственная  в СССР  философия.

 Религиозная и западная философия в СССР подвергались критике систематической критике.

С 1991 г. в России стал возможен философский плюрализм. Возрождается религиозная философия и другие направления немарксистской философии.          

                                                   Тема 8.

                                Онтология. Учение о бытие

1.Понятие «бытие». Структура и формы бытия.

2.Атрибуты бытия: движение, пространство, время.

   3.Законы бытия. Детерминизм и индетерминизм. Картина мира.

1.Понятие «бытие». Структура и формы бытия.

Бытие – это наиболее обобщенная, предельная категория, обозначающая все существующее.

Бытие (структура):

1. материальное;

2. идеальное.

Материальное бытие – объективная реальность, данная человеку в его ощущениях.

Идеальное бытие (духовное) – субъективное отражение объективной реальности.

                                               Формы бытия:

  1.  Бытие природы (вселенной, космоса)
  2.  Бытие Земли
  3.  Бытие живой природы
  4.  Социальное бытие
  5.  Бытие памятников культуры
  6.  Индивидуальное бытие

                                            Концепции бытия:

1)Монистические.

Рассматривается единая субстанция бытия. Примеры: объективный идеализм (Бог, высший разум), материализм (материя - субстанция).

Большинство философских учений предлагают монистические концепции бытия.

2)Дуалистические.

В качестве начала бытия рассматривается две субстанции. Р. Декарт – материя и сознание.

3)Плюралистические.

В основе бытия – множество субстанций (учение о монадах Лейбница).

2.Атрибуты бытия: движение, пространство, время.

Атрибут – неотъемлемое, существенное и необходимое качество предмета.

Движение – любое изменение

Развитие – целенаправленное качественное движение. Развитие может иметь два направления: прогресс и регресс.

Прогресс – поступательное развитие от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

Регресс – развитие от сложного к простому, от более совершенного к менее совершенному.

Законы развития:

Это законы диалектики (см. Тема 6).

Движение имеет формы:

-механическое движение;

-физическое движение;

-химическое движение;

-биологическое движение;

-социальное движение.

Высшая форма движения может определять собой  низшие формы движения.

Пространство характеризует внутреннюю структуру предмета, а так же рядоположенность предметов.

Свойства пространства:

  1.  трехмерность.
  2.  симметрия.
  3.  единство непрерывности и прерывности пространства.

Время характеризует протяженность изменений, происходящих с  предметом.

Свойства:

  1.  одномерность.
  2.  ассиметрия.
  3.  единство непрерывности и прерывности.  

Свойства пространства и времени бесконечны.

3.Законы бытия. Детерминизм и индетерминизм. Картина мира.

Закон – существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями.

Законы бытия – законы диалектики + научные законы.

Детерминизм – концепция универсальной абсолютной закономерности бытия.

Все явления и предметы взаимообусловлены причинно-следственными связями.

Индетерминизм - концепция бытия, согласно которой бытие имеет относительную закономерность, существуют явления и предметы, не подчиняющиеся закономерностям. Допускает явление сверхъестественного.

Картина мира во многом совпадает с мировоззрением.

Виды картин мира:

  1.  Мифологические ( пример -  мифология Др. Греции).
  2.  Религиозные (средневековая философия).
  3.  Научно-философские  (например, физическая).

Наиболее популярны традиционные  религиозные картины мира.

                                                    Тема 9.

                                  Гносеология. Теория познания.

1.Структура, методы и формы познания.

2.Природа веры и знания. Объяснение и понимание. Проблема истины.

3.Структура, методы и формы научного познания. Критерии научности.

1.Структура, методы и формы познания.

Структура познания:

1)теоретическое.

2)практическое.

Познание:

1)рациональное.

2)чувственное.   

Методы:

1)рационализм.

2)эмпиризм.

Теории познания:

1.Рационализм. Источник и критерий истинности  знаний – разум.

2.Сенсуализм. Источник знаний о мире – органы чувств.

Формы познания:

1.Рациональное познание:

Понятие – мысль, обобщающая предметы на основе важных признаков.

Суждение – взаимосвязь между понятиями в утвердительной или отрицательной форме.

Умозаключение – взаимосвязь между суждениями.

2.Чувственное познание:

Ощущение – чувственный образ какого-либо свойства предмета, воздействующего на органы чувств.

Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств.

Представление – целостный образ предмета, который не воздействует непосредственно  на органы чувств.

2.Природа веры и знания. Объяснение и понимание. Проблема истины.

Вера – знание, не имеющее объективного подтверждения.

Знание – сведения, имеющие объективное подтверждение.

Мнение – знание, имеющее субъективное подтверждение.

В гносеологии проблема веры и знания одна из важнейших.

Объяснение и понимание – важнейшие категории гносеологии и педагогики.

Объяснение – подведение явлений под общий закон, выявление между ними причинно-следственных связей.

Понимание – должно быть наиболее адекватно объяснению. Зависит от многих условий: качества объяснения, мотивации к пониманию и др.

Проблема истины – важнейшая в гносеологии. Истина (с классической позиции) – это соответствие знаний объективной реальности. Истина (с позиции прагматизма) – успешное, эффективное,  полезное знание. Истина (конвенционалистская позиция) – знание, принятое большинством людей или учёных. Истина (с позиции когерентности знания) — знание, согласованное с предшествующим уровнем познания.

Формы истины:

1)Относительная – знание, частично исчерпывающее свой предмет.

2)Абсолютная – знание, полностью исчерпывающее свой предмет. Абсолютная истина во времени не достижима. Это процесс бесконечного ознания. Абсолютная истина есть бесконечная сумма относительных истин. Все наши познания об окружающем мире есть по сути относительные истины.

3.Структура, методы и формы научного познания. Критерии научности. Научная революция и будущее науки.

Структура:

1.Теория.

   2.Практика.

Методы:

1.Рационализм.     

2.Эмпиризм.

Методы:

Теоретическое научное познание:

Анализ – мысленное разъединение предмета на части с целью исследования каждой части отдельно.

Синтез – мысленное объединение частей в целое (при условии, что отдельные части уже исследованы).

Индукция – выведение общего умозаключения из частных посылок.

Дедукция – выведение частного  умозаключения из общих посылок.

Обобщение – метод объединения предметов на основе общих признаков.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков предмета.

Аналогия – перенесение известных свойств одного предмета на другой, при условии, что все другие их свойства совпадают.

Моделирование – создание копии, модели предмета с целью его исследования.

Практическое научное познание:

Наблюдение – фиксация происходящих изменений в исследуемом предмете.

Измерение – количественная фиксация происходящих изменений в предмете.

Эксперимент – исследование предмета в искусственно созданных условиях.

Критерии научности:

Неопозитивизм – критерий верификации.

Постпозитивизм – критерий фальсификации.

Научная революция – смена парадигм (Т. Кун).

Парадигма – способ постановки и решения научных проблем.

Будущее науки и производства определяется современными научными революциями (например, нанотехнологии).

                                                   Тема 10.

                                Философская антропология

 

1.Человек и природа, человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность.

2.Проблема смысла жизни человека. Проблема смерти и бессмертия.

1.Человек и природа, человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность.

Человек – психо-физическое, биосоциальное  существо. Главное свойство – способность к целенаправленной деятельности. В отечественной и зарубежной психологии, педагогике и философской антропологии остро стоит вопрос о соотношении двух начал в человеке: природного и социальноприобретённого.

  1.  Натурализм.

Человек – это биологическое существо. Его многое роднит с животным миром. В основном руководствуется инстинктами. Например, фрейдизм.

  1.  Социоцентризм.

Человек - это социальное существо. Огромное значение имеет социальное происхождение, воспитание, образование человека.

Марксизм: сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Человек – продукт своего класса.

  1.  Идеализм.

Человек – это духовное существо. Сущность человека – душа, дух.

Например, платонизм и неоплатонизм, религиозная философия.

Индивид — любой представитель человечества.

Индивидуальность – совокупность неповторимых черт человека.

Личность — совокупность социальнозначимых черт человека.

 

2.Проблема смысла жизни человека. Проблема смерти и бессмертия.

Объективно возникает проблема смысла жизни, так как человек знает о конечности своего существования. Варианты смысла жизни:

1. Выполнение долга (общественный, родительский, семейный и т.д.)

2. Удовольствие, наслаждение ( от искусства, пищи, общения и т.д. )

  1.  Личное счастье – эвдемонизм. Самореализация личности. Гармония с окружающим миром. Любовь.
  2.  Сциентизм. Накопление знаний. Обучение чему-то новому.
  3.  Спасение – религиозный смысл жизни. Аскетизм – добровольное самоограничение как воспитание духа.

Варианты решения проблемы бессмертия:

1) Душа, дух – бессмертны, тело смертно. Древнеиндийская философия,   Пифагор, Платон, неоплатонизм.

2) Бессмертны и душа и тело. Христианство, ислам.

3) Научно-философский, материализм - бессмертны дела, память о человеке. Марксизм.

4) Человек бессмертен, так как атомы его тела неуничтожимы. К.Э.Циолковский.                      

                                                   Тема 11.

                                    Социальная философия

1.Общество и его структура.

2.Культура как социально-историческое явление. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

3.Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

1.Общество и его структура.

Общество, социум — совокупность людей. Общество имеет следующую структуру: человечество, нация, класс, народ, племя.

Человечество — совокупность всех  людей на Земле.

Нация — исторически сложившаяся в буржуазную эпоху совокупность людей, объединенных одним языком, территорией, хозяйственными связями, культурой.

Класс — совокупность людей, объединенных отношением к собственности, средствам производства (К. Маркс).

Народ — исторически сложившаяся в феодальную эпоху совокупность людей, объединенных языком, культурой и традициями, территорией и хозяйственными связями.

Племя - исторически сложившаяся в первобытную эпоху совокупность людей, объединенных языком, обычаями, хозяйством, территорией, кровнородственными связями.

В структуре общества выделяют два уровня: общественное сознание и общественное бытие. 

Общественное сознание есть отражение общественного бытия. В основе общественного бытия лежит практика, ведущей сферой которой является производство материальных благ.

Общественное сознание делится на два уровня: идеология и общественная психология.

Идеология есть теория, социальная программа, выдвигающая цели и средства общественного развития. Общественная психология есть отражение в массовом сознании социальной действительности, надежд и ожиданий людей.

Общественное сознание имеет следующие исторически сложившиеся формы: политика и право, философия, наука, искусство, мораль, мифология, религия.

2.Культура как социально-историческое явление. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Понятие «культура» возникло в латинском языке и первоначально означало «обработка земли», впоследствии древнеримский философ и оратор Марк Туллий Цицерон стал подразумевать под  «культурой» процесс «обработки души человека», т.е. воспитание и образование человека. Ныне под культурой понимают совокупность духовных и материальных благ, созданных человечеством.

Под «цивилизацией» понимают уровень развития государства и права, материального производства.

В отношении  общественного развития возникли две концепции: формационная и цивилизационная.

Формационная концепция — человечество развивается по единым законам, проходя  универсальные этапы развития. Учение К.Маркса о общественно-экономических формациях, Ф.Энгельс — общества проходят три стадии развития: дикость, варварство, цивилизация. Американский социолог Белл — общества проходят три стадии развития: доиндустриальное (традиционное, аграрное), индустриальное (модернистское), постиндустриальное (постмодернистское).

Цивилизационная концепция -  каждое общество уникально и развивается самостоятельно, т.е. существуют отдельные исторические цивилизации, но нет формаций. Культурологические концепции О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, П.А.Сорокина.

3.Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

Глобальные проблемы — общечеловеческие проблемы, от решения которых зависит будущее человечества. К ним относятся: экологические проблемы, социальные и демографические проблемы,  проблемы ядерной угрозы — появились в 20 веке; проблема международного терроризма  - появилась в 21 веке.

Футурология — наука о будущем. Концепции будущего развивают ученые-футурологи. Американский ученый Хаттингтон развивает концепцию «войны цивилизаций» - христианской и исламской. Другой американский ученый Тоффлер развивает концепцию постиндустриального общества. Также широко известны футурологические концепции Фукуямы («Конец истории» - победа либерализма), Фуко.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54643. Единый Всеукраинский Олимпийский урок 227.5 KB
  1 ведущая: 28 веков над землёй пронеслись И теперь до сих пор Слышен стук колесниц Праздник спорта живёт И огонь не погас Олимпийские игры Славит Пегас 2 ведущий: В живописной долине Средь статуй Богов Собирались атлеты Элитных кругов И спортивная песня От века до века Захватила и скифа и тавра и грека Греческий танец исполняют учащиеся 1011классов 1 ведущая: Но до...
54644. Розв'язування вправ та задач на додавання, віднімання та множення натуральних чисел 185.5 KB
  Цього разу щоб отримати підказку вам необхідно розвязати таке завдання на картці. Молодці Отримуйте свою відгадку Катерина Серебрянська художня гімнастика 1996 рік літня олімпіада Лілія Підкопаєва спортивна гімнастика 1996 рік літня олімпіада Рустам Шарипов спортивна гімнастика 1996 рік літня олімпіада Хто же наступний Візьміть аркуш який лежить у кожного на парті. Розв'язання: 28  45 1260 114 448  25 1374 11200 12574 Відповідь: 12574 Тимур Таймазов – важка атлетика 1996 рік літня олімпіада Розв’яжемо...
54645. Характеристика олигополии 20.84 KB
  Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином рыночная структура. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации
54647. На божественному Олімпі. Сценарій новорічного свята 85 KB
  Дійові особи: Чарівник Зевс Посейдон Аїд Уранія Кліо Калліопа Мельпомена Ерато Полігімнія Талія Терпсіхора Евтерпа Астролог Історик Оратор. На троні сидить Зевс. Учитель: Ой знову щось не те Зевс: Ох і нудно ж отут самому у піднебессі Чи подивитися на Землю що там смертні роблять. Чути звуки кроків О таки йдуть Посейдон і Аїд: Привіт тобі брате – громовержцю Зевс: Привіт і вам Проходьте будь ласка.
54648. МИ - ОЛІМПІЙЦІ 199.5 KB
  Мета: популяризація олімпійських видів спорту; пропаганда здорового способу життя; формування моральних якостей.
54649. Sport Events. Olympic Games 468.5 KB
  Dear pupils. I am glad to see you here. I am sure you are ready for active work. Our topic today is “Sport. Olympic Games”. By the end of the lesson you should learn more about International Olympic Movement and about Olympic Games and the first marathon. I see that you are happy and you know it because your faces surely show it. So let’s sing one of our favourite songs.
54650. Розв’язання задач підвищеної складності у процесі підготовки учнів до олімпіад із фізики 1.25 MB
  Опанування учнями середньої школи знань із фізики потребує розвязання задач. Таким чином формуються допитливість самостійність інтерес до навчання розвивається вміння аналізувати явища.
54651. РУКОВОДСТВО ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ БОЛЬШИХ БОССОВ 816 KB
  Но почему ты думаешь что защита твоей собственной информации любой деловой или личной это менее интимное дело Увы друг мой защита твоей информации или хотя бы чёткое понимание того что это такое и как подобная защита должна строиться это ТВОЁ ЛИЧНОЕ ДЕЛО Не Cos Nоstr хотя твои проблемы могут стать и Нашим Делом тоже а Cos Tu Твоё Дело Разумеется тебе не хочется вникать во все эти тонкости. В этом конечно есть определённая лоrика однако безопасность твоей информации это и есть Большая Проблема уверяю тебя. Но они...