8755

Государство. Три ветви власти

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Государство. Три ветви власти Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из асп...

Русский

2013-02-17

39.5 KB

41 чел.

Государство. Три ветви власти

Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства:

  •  либо служение общему благу, интересам общества и личности,
  •  либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых.
  •  либо политическая, структурная и территориальная организация общества

Государство - политико-территориальная суверенная организация власти, располагающая специальным аппаратом для осуществления своих функций и способная дeлaть свои веления обязательными для населения всей страны. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество.

Признаки государства, отличающие его от догосударственных форм устройства общества.

1) деление населения по территориальному  принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство):

2) наличие особой  публичной власти, отделенной от общества

3) наличие  специального  слоя разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия):

4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления  государством своих функций;

5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).

Признаки государства, отличающие его от других политических организаций.

6) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);

7) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);

8) монополия на легальное  применение насилия.

Функции государства - основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития.

Внутренние функции:

1)экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

2)социальные (организация системы социального обеспечения),

3) культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения),

4)охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека; охрана правопорядка).

Внешние функции:

  1.  осуществление международного сотрудничества 
  2.  организацию обороны государства.

Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна  оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада,  во время общественных беспорядков и  волнений) государство должно  прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного липа является система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями.

Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских мыслителей XVIIXVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Монтескье. Она исходила в вполне рациональной предпосылки: в любом государстве нео6ходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов.

Эти виды деятельности необходимо было разделить, потому что:

  1.  более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них
  2.  чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут  взаимно контролировать и уравновешивать друг друга.
  •  законодательная власть вверяется высшему представительному органу - парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители - депутаты.
  •  исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства.
  •  судебная ветвь власти, независимая как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом.

Разделение властей воплощается, таким образом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти. Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Но принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10378. Теория разделения властей: возникновение и развитие 33.5 KB
  Теория разделения властей: возникновение и развитие. Основными функциями политической власти являются: руководство в целом страной государством и каждой его сферой политической экономической духовной социальной и др.: оптимизация самой политической системы прис
10379. Разработка идей естественного права в трудах мыслителей эпохи просвещения 36.5 KB
  Разработка идей естественного права в трудах мыслителей эпохи просвещения. Уже в XIX в. нормативно ценностный подход дал повод для критического к нему отношения. С одной стороны политической мыслью был сформулирован ряд идей которые выражали постепенное движение обще
10380. Развитие идей гражданского общества и государства 31 KB
  Развитие идей гражданского общества и государства. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде: 1. Рабовладельческая феодальная капиталистическая социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией основой тип...
10381. Ресурсы и легитимность политической власти 31.5 KB
  Ресурсы и легитимность политической власти. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначае...
10382. Политическая система общества структура и функции 29.5 KB
  Политическая система общества структура и функции. Теория политической системы возникла в середине 50х годов когда для этого были созданы определенные научные предпосылки а политика стала играть слишком большую роль в жизни стран и народов что потребовало использо...
10383. Основные идейно-политические теории в современном мире 51 KB
  Основные идейно-политические теории в современном мире. Политическая теория от греч. theoria наблюдение исследование система знаний идей о политике отражающая и характеризующая процессы и явления политической жизни общества международных отношений и определенны...
10384. Развитие политической мысли в России 28 KB
  Развитие политической мысли в России. Формирование государственности у славян осуществлялось на протяжении длительного времени. Одним из ранних источников в котором уделяется значительное место решению политикоправовых проблем является Слово о законе и благодати
10385. Лоббизм в политике 24.5 KB
  Лоббизм в политике. Лоббизм это различные формы и методы воздействия бизнеса других общественных групп на представителей законодательной и исполнительной властей в целях добиться от них принятия выгодных для себя решений. Конечно же лоббизм практикуется и в рам...
10386. Современный политический экстремизм и его проявления 25 KB
  Современный политический экстремизм и его проявления. Развитие всех современных идейнополитических направлений осложняется наличием в обществе весьма активного экстремизма. Экстремистскими называют разные идейнополитические течения: неофашистские и троцкистс...