8755

Государство. Три ветви власти

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Государство. Три ветви власти Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из асп...

Русский

2013-02-17

39.5 KB

41 чел.

Государство. Три ветви власти

Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства:

  •  либо служение общему благу, интересам общества и личности,
  •  либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых.
  •  либо политическая, структурная и территориальная организация общества

Государство - политико-территориальная суверенная организация власти, располагающая специальным аппаратом для осуществления своих функций и способная дeлaть свои веления обязательными для населения всей страны. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество.

Признаки государства, отличающие его от догосударственных форм устройства общества.

1) деление населения по территориальному  принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство):

2) наличие особой  публичной власти, отделенной от общества

3) наличие  специального  слоя разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия):

4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления  государством своих функций;

5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).

Признаки государства, отличающие его от других политических организаций.

6) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);

7) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);

8) монополия на легальное  применение насилия.

Функции государства - основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития.

Внутренние функции:

1)экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

2)социальные (организация системы социального обеспечения),

3) культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения),

4)охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека; охрана правопорядка).

Внешние функции:

  1.  осуществление международного сотрудничества 
  2.  организацию обороны государства.

Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна  оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада,  во время общественных беспорядков и  волнений) государство должно  прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного липа является система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями.

Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских мыслителей XVIIXVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Монтескье. Она исходила в вполне рациональной предпосылки: в любом государстве нео6ходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов.

Эти виды деятельности необходимо было разделить, потому что:

  1.  более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них
  2.  чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут  взаимно контролировать и уравновешивать друг друга.
  •  законодательная власть вверяется высшему представительному органу - парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители - депутаты.
  •  исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства.
  •  судебная ветвь власти, независимая как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом.

Разделение властей воплощается, таким образом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти. Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Но принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57552. Що означає бути щасливим? 34.5 KB
  Основні поняття і терміни: щастя індивідуальність характер самооцінка гармонія. Що таке щастя Що таке індивідуальність та характер Як здійснити самооцінку ІІІ. Що таке щастя.
57553. У чому виявляється милосердя? 54.5 KB
  Мета: розкрити поняття милосердя альтруїст егоїст; виховати почуття терпимості до думок та поглядів інших людей навчитися наводити приклади милосердя; навчити дітей розрізняти та аналізувати свої дії та вчинки...
57554. Спорт. Введення ЛО 81.5 KB
  Landschaftlich schönes Land mit vielen bewaldeten Bergen, blauen Seen, malerischen Städten und Dörfern; neutrales Land. (Österreich) Staat der „ewigen Neutralität“, Sitz vieler internationaler Organisationen, „kleiner Gigant“...
57555. Інтегрований урок з курсу «Я і Україна», образотворчого мистецтва, музики «Національний одяг, його особливості» 48.5 KB
  Ознайомити з українським національним одягом його особливостями. Оголошення теми завдань уроку Сьогодні на уроці ми будемо говорити про український одяг його особливості. Розповідь з елементами бесіди про український національний одяг.
57556. Богатырская тематика в изобразительном искусстве и музыке (А. П. Бородин – В. М. Васнецов) 81 KB
  Тип урока: интегрированный изобразительное искусство музыка биология продолжительность 90 мин. Организационный момент 2 мин. Изучение материала мотивация учебной деятельности подготовка к восприятию материала...
57557. Роль хімії та фізики в житті людини 94 KB
  Тип уроку: науковопрактична конференція. Головна проблема уроку: Інтеграція знань за допомогою методу проектів призводить до більш зацікавленого особистісно значимого і осмисленого сприйняття цих знаннь що посилює мотивацію і активність...
57558. Інтегрований урок “Любить свій край – це значить все любити” (Інтеграція з біологією та географією) 69.5 KB
  Мета уроку : повторити й поглибити знання учнів про займенник як частину мови його морфологічні ознаки; зясувати яку синтаксичну роль виконує в реченні займенник та які існують розряди займенників за значенням...
57559. Зречення принципів та ідеалів – шлях до успіху? (Б. Брехт «Життя Галілея», І. Багряний «Тигролови») 68 KB
  Уроки літератури є ефективними, якщо вони перетворюються на уроки життя. Життя – непередбачуване, гірке і солодке, одноманітне і барвисте, часом сумне чи радісне, але дивовижне й цікаве. А найголовніше (що дуже шкода) — дається один раз.
57560. МНОЖЕННЯ ЧИСЛА 2. РIЗНОМАНIТНIСТЬ ТВАРИН I ПТАХIВ 81.5 KB
  Мета: математика: перевірити знання учнів із теми Множення числа 2, формувати уміння знаходити значення виразів, які містять табличні випадки множення числа 2, розв’язувати задачі на множення, продовжувати змінювати приклади на додавання прикладами на множення...