87554

Христианский тип культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Христианская картина мира и система ценностей. Христианство и искусство. Христианство и культура западноевропейского средневековья.

Русский

2017-02-21

48 KB

1 чел.

Христианский тип культуры.

План:

  1. Христианская  картина мира и система ценностей.
  2. Христианство и искусство.
  3. Христианство и культура западноевропейского средневековья.

Литература:

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984

Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1980.

Хейзинга И. Осень Средневековья. М.,1988.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1977.

1.Христиаство зарождается в период социально-экономического кризиса Римской империи, сопровождавшегося широким распространением суеверий и мистики. Возрождается идея мессианства, связанная с эсхатологией-мистическим учением о конце мира, его предопределённом закате и последующем обновлении.

Большое влияние на формирование христианского мировоззрения оказала философия  Филона Александрийского (20 г. до. н.э.-54 г.н.э) и стоиков,в первую  очередь, Сенеки (IV в.до н.э-65 г.н.э).

Филон  разрабатывает идею о сотворении мира богом, о существовании бога вне сотворённого им мира. Филон осуждает богатство, утверждает равенство всех людей перед богом.

Сенека считал тело «оковами духа», а разум человека «искоркой» божьего духа. Для стоиков характерна идея предопределённости человеческих поступков, фатализм.

Основные положения  христианства выведены из Библии, решений Вселенских соборов.  Сущность христианства выделена в 12 принципах «Символа Веры», принятого  Никейским Собором (325) и конкретизированного   последущими Вселенскими Соборами. Библия представляет собой собрание книг Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет признаётся иудаизмом и христианством. Новый Завет-только христианством. Новый Завет  написан на  греческом языке. Он включает в себя 27 книг: пять исторических-Евангелия и Деяния апостолов, 21 поучительную-Послания и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Христианство представляет собой новый уровень самосознания человека. В христианстве в человеке признаётся личность. Человек  является земным воплощением Бога, а бог есть высшая любовь к людям. Сущность нравственного идеала в единстве Веры, Надежды и Любви. Вера-особое состояние духа, ведущее к Богу. Надежда олицетворяет идею спасения от греха с помощью Бога через загробное воздаяние. Любовь понимается как любовь к Богу.

Картина мира (т.е. целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках определённых мировоззренческих установок) теоцентрична и антропоцентрична.    В центре единый Бог как творец всего мировоздания: «Бог сотворил весь мир из ничего, одним своим словом» (Закон Божий) ; «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию» (Библия. 1-я книга Моисеева. Бытие).

Разделив человека на два начала-тело и душу, христианство отдало приоритет духовному началу. Ведущей идеей христиансва является идея Боговоплощения. Воплотившийся Бог  есть Сын Божий, Спаситель (Христос). Только через веру в Христа возможно прийти к Богу-Отцу.

Большую роль в становлении христианства сыграла философия Августина Блаженного. В своей работе «О граде Божьем» (413 г.), он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов-града Земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе),и града Божьего (общности, построенной на любви к Богу). Августин дополняет христианскую картину мира учением о предопределении,  которая вызывает неоднозначную оценку в католической церкви.

На протяжении всей истории христианства остро стояла проблема  отношения знания и веры, активно обсуждаемая философами и богословами.

Одним из западных крупнейших апологетов Квинт Тертуллиан ещё в концеII  века проводил мысль о том, что вера исключает разум и не нуждается в нём. Августин   Аврелий (354-430) выдвинул мысль о том, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга.

У Фомы Аквинского (1225-1274) учение Аристотеля было поставлено на службу христианству. Фома приходит к выводу о частичном обосновании веры с помощью разума, по сути, восстанавливая  арабскую теорию двойственности истины.

Среди ценностных ориентаций христианства  ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек, в чём смысл его бытия. Целью  жизни христианина становится спасение через духовное совершенствование. Важнейшим моральным принципом является принцип  непротивления злу насилием.

Христианство внесло историзм в понимание развития культуры (от Адама и Евы и Рождества Христова до  Страшного суда). Оно повлияло на формирование духовной общности людей, способствует созданию  всеобьемлющей европейской культуры.

2. При  характеристике христианского искусства решающими являются два момента: во-первых, общая идейная направленность произведения и, во-вторых, его место в системе христианского культа.

Христианское искусство в широком смысле, включает в себя  те произведения, в которых художественными средствами  выражены религиозные идеи и устремления, т.е. произведения,  имеющие религиозную направленность. Так, христианский храм, его архитектура и убранство-это не только место богослужения, но и произведение искусства,  призванное в наглядно-образной форме донести до верующего сущность и содержание христианской догматики.

В более узком смысле к сфере христианского искусства можно отнести те произведения, которые включены в систему религиозного культа и выполняют в нём определенные функции.

Формирование христианского искусства представляет собой длительный и сложный путь.

По отношению к античному искусству в раннем христианстве существовало две тенденции. Первоначально многие «отцы церкви», активно боровшиеся  с проявлениями языческой культуры, выступали против любых изображений бога и вообще против изобразительности. «Бог равно запрещает и делать идолов, и поклоняться им»,- писал христианский богослов Тертуллиан (160г-ок.222 г).

Наивысшей точкой этой тенденции  было движение византийских иконоборцев  вVIII веке.

На  Седьмом Вселенском соборе (787) иконоборчество  потерпело поражение. С этого  времени начинается бурное развитие  христианского изобразительного искусства.

Христианское искусство  обладает универсальными признаками, которые придают ему своеобразие и неповторимость. Исторически сложилось система искусств, ведущее место в которой занимает пластически-изобразительные искусства: живопись, скульптура.

Неприятие христианской  теологией земной природы искусства вступало в противоречие с практикой духовной жизни христианской церкви. Ведь именно образы изобразительного искусства позволяли глубоко влиять на духовный мир человека, его самые сокровенные чувства и желания.

В канонах церковного искусства чётко учитывался характер народных образных представлений. Универсальность необъемного изображения, обратная перспектива, условность композиции в иконописи-все подчинено принципу духовности в образном воспроизведении божественного. Обратная перспектива способствовало погружения верующего в икону.

Неповторимую художественно-эстетическую атмосферу создают и такие виды христианского искусства как духовное песнопение и симфоническая поэзия.

Образной доминантой христианского искусства становится страдания вообще и страдания Христа. Христианская церковь стремиться к достижению человеком состояния экстаза, в котором, по мнению теологов, достигается полнота  человеческого бытия. Для поддержания таких состояний церкви необходимы  соответствующие образы, вызывающие  и репродуцирующие такие эмоциональные состояния.

Христианская церковь вводит в свою практику институт исповеди, являющийся определённым средством компенсации неполноценности реальной жизни человека. На уровне интимного общения в исповеди снимаются глубокие стрессовые состояния, восстанавливается иллюзия полноты личности. Исповедь способствует психологической самоуглубленности, очищению, искренности.

Для эстетики христианства характерен символизм (символ  лилии, цвета-символы: красный, синий, золотой).

Само изображение бога, святых, мадонн на иконах было глубоко символично. Изображение не должно было будить земных переживаний. Глаза (зеркало души) - главное в изображении. Художники пренебрегают фоном, на долгое время исчезает пейзаж.

Икона оставалась главным жанром живописи. Помимо икон живопись христианского средневековья  представлена росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.

Литература средневековья также носит религиозный характер. Она представлена произведениями, построенными на библейских мифах, житиями  святых, написанными на латинском языке.

Светская литература представленна героическим эпосом, лирикой,  романами. Рыцарская литература воспевала дух войны и поклонение прекрасной  даме. В знаменитой французской поэмеXII в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги   благородного и отважного рыцаря  отдавшего жизнь за короля и христианскую веру.

ВXI-XIII веках во Франции, Италии,Испании создается поэтическая школа поэтов-певцов –трубадуров, создавших свыше 900 стиховых форм на любовно-рыцарскую тематику (баллады, серенады, сонеты и др.).

На рубеже Средневековья  и Возрождения была создана «Божественная комедия» Данте Алигьери (1265-1321),  в которой он показывает грешников как людей, тоскующих о земной жизни, проявляет интерес к человеку.

Музыкальная культура помимо церковного песнопения, григорианского хорала, была  представлена  куртуазной лирикой трубадуров а также творчеством профессиональных музыкантов-менестрелей.

В период христианского средневековья появляются общеевропейский художественный стиль-романский  (в переводе «римский»). Романское искусство относится кX-XII векам.  Этот термин  был введён французскими археологами в началеXIX в., обнаружившими при раскопках здания, напомнившие им  сооружения древнего Рима.

Основную роль в этом стиле играла архитектура, представленная рыцарскими замками, монастырскими ансамблями и соборами. Обязательным элементом  замка была башня, обычно круглая с зубчатыми платформами. Замки отличались суровостью, строгостью.

Для монастырских ансамблей и соборов также характерна суровая монументальность, массивность (Например, церковь Сен Бенуа на Луаре).

ВXII-XIV, отчасти вXV-XVI  веках существовал и другой стиль-готический. Его иногда называют  стрельчатый, из-за множества стрельчатых арок. В концеXIII  века готика становиться ведущим стилем архитектуры    в французских городах и других городах  Западной Европы. За ажурность, лёгкость, обилие витражей, высокие башни с тонкими штилями, множество больших окон  этот  стиль называют «симфонией в камне». Шедевры этого стиля-собор Парижской богоматери,  Кёльнский собор.

3.Христианство пронизывает все сферы жизни средневековой Западной Европы, является основой всей средневековой культуры.

Важнейшей чертой духовной культуры средневековья является традиционализм, обращенность в прошлое, а также каноничность, опора на некритическое восприятие твердо установившихся принципов, правил религиозной деятельности, догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость.

Средневековая христианская культура, основана на различном комментировании Библии, дидактизме и учительстве. Проповедники, Учителя не просто уясняют  величие божественного замысла, но передают его другим людям в форме дискуссии, проповеди.

Феодальное землевладение, личное и экономическое подчинение вассалов, - всё это создаёт  экономическую основу для жёсткой  социальной иерархии в средневековом обществе. Создаётся определённый характер взаимодействия социальных групп общества, отношений покровительства, личной преданности. Служение становится  главным принципом жизни. Служение Богу, служение своему господину, для рыцарей - служение  Прекрасной даме. Служение простого народа воплощалось в выполнении феодальных повинностей.

Отношение человека к миру формировались на основе феодальной собственности, сословной иерархии, христианской идеологии. Человек осознавал свое место в мире, свою роль в обществе, выступал как жестко определённая в своей жизни личность. Такое мировоззрение постепенно разрушается с зарождением буржуазных отношений.

Зарождающиеся буржуазные отношения дают импульс развитию научных знаний. Потребности экономики побуждали изучать почвы, металлы, делать физические и химические опыты. Одной из  ведущих наук являлась алхимия. Задача алхимика заключалась в поиске способностей видеть открытия  (настоящий алхимик стремился получить не золото, а найти способ   его получения).

Кредо Августина Блаженного: «Верую, чтобы понимать», вытеснялось кредо П. Абеляра: «Понимаю, чтобы верить». Так, в западноевропейском средневековья создаются предпосылки для новой идеологии.

Религиозное мировоззрение доминировало в системе образования. Образование осуществлялось в соборных (приходских) монастырских школах. В основе его лежало чтение и комментировании Библии и трудов отцов церкви. ВXI-XII  веках в Западной Европе появляются первые университеты:  в Париже, Болонье, Оксфорде, Праге. Обучение велось на латинском языке  (само слово «студент» произошло от  латинского «студере» -усердно заниматься). В университетах и городских школах также доминировали богословские знания. КXV веку в Европе насчитывалось 65 университетов. В них кроме, кроме богословия, изучали медицину, право, искусство, в дальнейшем и естественные науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30269. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного пространства 24.5 KB
  Понятие о хронотопе М. Виды хронотопов: Пространственновременная организация литературного произведения хронотоп. Под хронотопом М. По Бахтину хронотоп в первую очередь принадлежность романа.
30270. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного времени 37 KB
  В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать что художественное время и пространство это не абстракции и даже не физические категории хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос что же такое время и пространство. Лессинг о чем мы уже говорили во второй главе а теоретики последних двух столетий особенно ХХ века доказали что художественное время и пространство не только значимый но зачастую определяющий компонент литературного произведения. В литературе время и пространство являются...
30271. Идейно-философский уровень текста. Понятия темы и идеи художественного произведения 35 KB
  Идейнотематический анализ выделяет в произведении основную центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия то идейнотематический определяет смысл который наполняет эти действия; отвечает на вопрос почему это происходит. Он занимается поиском мотивов но мотивы если говорить более точно суть абстрактные и универсальные понятия по определению Пави а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы...
30272. Понятие метода литературоведения. Метод, методика, методология 33.5 KB
  Понятие метода литературоведения. Метод методика методология Все методы сформировались достаточно поздно в 19в.явля применяя методы определяемые как материалами исследования так и задачами стоящими перед исследователем. лит явления рассматривались как производные от соцх процессов ж психологический зформальный метод разработанный отечественными литературоведами Ю.
30273. Основные методы (школы) литературоведения. Общая характеристика 103 KB
  В Европе первые концепции искусства и литературы разработаны античными мыслителями. Платон в русле объективного идеализма обосновал собственно эстетические проблемы в том числе проблему прекрасного рассмотрел гносеологическую природу и воспитательную функцию искусства а также дал главные сведения по теории искусства и литературы прежде всего деление на роды эпос лирику и драму. В сочинениях Аристотеля Об искусстве поэзии Риторика и Метафизика при сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству происходит уже формирование...
30274. Основные методы (школы) литературоведения. Культурно-исторический метод 59 KB
  Основные методы школы литературоведения. Виднейший литературовед промышленной буржуазии Ипполит Тэн не случайно оказался связанным с целым рядом теоретиков работавших в самых различных областях науки. Автор Истории английской литры не отрицал огромного влияния на него социолога Бокля История английской цивилизации с его теорией расы и физической среды. Но больше всего на взглядах Тэна отразилось учение о происхождении видов Дарвина английского естествоиспытателя крого Тэн сочувственно цитировал в введении к указанному выше труду...
30275. Основные методы (школы) литературоведения. Сравнительно-исторический метод (компаративизм) 36 KB
  Основные методы школы литературоведения. Сравнительноисторический метод компаративизм Докторская диссертация знаменитого русского литературоведа академика А. Другой попыткой буржуазного литературоведения закрепиться на позитивистских позициях был сравнительноисторический компаративный метод. Практикуемый ими метод приводил их к подбору аналогичных сюжетов в литом творчестве соседних стран толкая их на исследование поэтической продукции прошлого.
30276. Основные методы (школы) литературоведения. Филологический метод 31 KB
  Анализы памятников слова практиковались уже в глубокой древности; таковы в Греции первые изучения Гомера в Египте деятельность таких александрийских филологов как Аристарх и Ликофрон в Риме критическая обработка текстов Вергилия Валерием Проббом и т. В огромном большинстве случаев филологизм древности вызван был к жизни научновспомогательными соображениями заботой о проведении в наличность древнейших и популярнейших произведений поэтического творчества и о сохранении их от гибели порчи и всяких искажений столь возможных в те...
30277. Основные методы (школы) литературоведения. Биографический метод (Ш.-О.Сент-Бёв) 36.5 KB
  На примере виднейшего критика французского романтизма СентБёва особенно отчетливо вырисовываются эти черты нового литературоведческого метода. В противоположность Буало и его последователям подчинявшим индивидуальное развитие художника множеству регламентирующих указаний СентБёв эмансипирует личность. Мелкобуржуазного романтика СентБёва интересует прежде всего творческая индивидуальность писателя. Биографический охват творящей личности сыграл в глазах СентБёва доминирующую роль в литой науке.