87558

Формы, методы и средства обучения ИЯ в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Учет воспитательностимулирующей функции контроля особенно важен для начальной школы поскольку именно здесь закладывается мотивационная база последующего успешного обучения. Поскольку речевая способность или компетенция имеет несколько уровней организации то объекты контроля также должны быть разноуровневыми. При этом контроль на уровне умений выполняет в первую очередь оценочную функцию контроль на уровне навыков диагностическую функцию связанную с выявлением причин затруднений учащихся в их попытках пользоваться изучаемым языком:...

Русский

2015-04-21

40.52 KB

1 чел.

Формы, методы и средства обучения ИЯ в начальной школе

    В начальной школе важная роль отводится контролю как средству, позволяющему судить о достижении промежуточных и конечных целей обучения, корректировать содержание и методы обучения в случае рассогласования сформулированных целей и достигнутых результатов, поддерживать должный уровень мотивационной готовности младших школьников к овладению предметом их учебной деятельности. Учет воспитательно-стимулирующей функции контроля особенно важен для начальной школы, поскольку именно здесь закладывается мотивационная база последующего успешного обучения. Контроль за ходом и результатами обучения должен отвечать ряду условий его эффективности.

1. Поскольку речевая способность, или компетенция, имеет несколько уровней организации, то  объекты контроля также должны быть разноуровневыми. В частности в качестве таковых должны выступать как речевые умения, аудирования, говорения, чтения и письма, так и лежащие в их основе речевые навыки: произносительные, лексические и грамматические, а также технические  навыки чтения и письма. При этом контроль на уровне умений выполняет, в первую очередь, оценочную функцию, контроль на уровне навыков - диагностическую функцию, связанную с выявлением причин затруднений учащихся в их попытках пользоваться изучаемым языком: оба вида контроля важны в качестве стимуляторов коммуникативно-познавательной активности учащихся. Контроль на уровне навыков может проводиться по итогам работы за полугодие или за год.

2. Основное условие эффективности контроля заключается в его адекватности проверяемой деятельности или какой-либо ее стороне. Так, при контроле устно-речевых умений важны такие критерии, как экспромтность и самостоятельность в отборе и комбинировании языковых средств выражения мыслей и чувств, которые определяют характер используемых средств, приемов и организационных форм контроля. Например, для того, чтобы направить детей по пути самостоятельности в формулировании речевых реакций, используется такое средство, как варьирование контрольных заданий. В качестве гарантии того, что учащиеся не будут воспроизводить один из заученных ими опорных диалогов с заранее расписанными репликами, контроль умений в диалогической речи целесообразно осуществлять не в режиме «ученик - ученик», который способствует этому, а в режиме «учитель – ученик»,  при том, что учитель вправе выступать не только от лица подходящего для этого случая персонажа.

При использовании такой организационной формы контроля одновременно устраняется вполне реальная опасность того, что один из членов пары может негативно повлиять на оценку успехов другого.

3. Основное назначение рациональной методики контроля заключается в ее способности отличить более подготовленных учащихся от менее подготовленных в том, что касается эффективности пользования языком как средством общения в пределах, обеспечиваемых учебным процессом. В этой связи важна такая система оценивания учебных успехов младших школьников, которая бы исходила не из огрубленных и не всегда этически приемлемых дифференцировок типа «отлично» - «хорошо» - «удовлетворительно» - «неудовлетворительно», а из того, что контроль должен фиксировать каждый маленький шаг в продвижении обучаемого от незнания к знанию и оценивать такое продвижение как безусловно положительный факт. Для достижения этой цели требуется многобалльная (в идеале - 100-балльная) система оценивания по типу суммирования баллов за все отдельные задания, которая бы обеспечивала должную дифференциацию результатов и условия для состязательности детей.

4. Важным условием эффективности контроля является доброжелательная атмосфера на всех этапах его организации, с одной стороны, и обеспечение равных возможностей для всех испытуемых.

Следует исходить из характера естественной речевой коммуникации, моделируемой на этапе контроля: она протекает в условиях, при которых каждый участник может полагаться лишь на то, что он сам знает, умеет понять и выразить.

5. Одно из важных условий эффективности контроля заключается в его надежности, под которой понимается не случайный, а закономерный характер получаемых результатов, их стабильность и воспроизводимость, их независимость от личности проверяющего.

6. Немаловажным условием эффективности используемой методики контроля является ее практичность. Это то условие, которое позволяет учителю оперативно пользоваться ею в рамках обычного учебного процесса, не привлекая при этом дополнительные силы и специальное оборудование (например, магнитофон для записи и последующего анализа устных ответов учащихся), оценивая устно-речевые реакции учащихся по ходу проведения зачетного собеседования, максимально сокращая время на организацию контроля и обработку результатов.

Сформулированному выше набору требований к рациональной методике контроля в наибольшей степени отвечает контроль тестового типа, который должен применяться повсюду, где это возможно и целесообразно с учетом специфики детей младшего школьного возраста.

Таковая специфика связана, во-первых, с применением игровых приемов контроля или же приемов, включающих в себя тот или иной игровой компонент, в тех случаях, где это предусмотрено методикой обучения. В любом случае выполнению каждого контрольного задания должна предшествовать его естественная (для учащихся данного возраста) мотивировка, которая переходит в инструкцию по его выполнению. Во-вторых, это использование  преимущественно устных форм работы с контрольными заданиями во 2-3 классах с упором на такие элементарные неречевые действия, как подчеркивание букв, символов, слов и т. п., отбор нужного рисунка из серии предложенных.  В-третьих, это учет некоторых особенностей психического и речевого развития младших школьников, таких, например, как ограниченный объем их оперативной памяти, преобладание диалогической речи над монологической, наглядно-действенных компонентов мышления над словесно-логическими, что должно соответствующим образом отражаться на организации контроля. В частности при формулировании заданий для учащихся по устной монологической речи должна быть обеспечена максимальная опора на средства предметной или изобразительной наглядности, на заданный тем или иным способом, например, с помощью серии связных вопросов, план монологического высказывания. В-четвертых, это вопрос об открытом или закрытом, т. е. осознаваемом или неосознаваемом характере контроля: по отношению к второклассникам он должен носить закрытый характер, при котором вся работа проводится так, как это обычно принято на уроке, а учитель или присутствующий в классе «ассистент» незаметно для учащихся фиксирует их контрольные реакции; начиная с 4 класса контроль должен приобретать все более внешне выраженный, открытый характер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25922. Газовое реле. Принцип работы. Область применения 44 KB
  Использование масла решает проблему охлаждения однако создаёт новую проблему связанную с повышенной опасностью эксплуатации электрического аппарата. В случае повреждения токоведущих частей например при коротком замыкании между обмотками трансформатора масло начинает нагреваться происходит усиленное газообразование резко поднимается давление масла в баке что может привести к взрыву сопровождающемуся пожаром. Принцип действия [Расширитель масляного бака В процессе эксплуатации аппарата уровень масла в баке может меняться. Расширитель...
25923. Промежуточные реле. Указательные реле. Принцип работы. Область применения 22.5 KB
  Промежуточные реле. Указательные реле. Реле промежуточные предназначены для коммутации электрических нагрузок в цепях переменного и постоянного тока в схемах устройств релейной защиты противоаварийной и системной автоматики электроэнергетических объектов промышленной аппаратуре различного назначения и являются комплектующими изделиями. Могут использоваться в качестве вспомогательных реле в цепях постоянного тока.
25924. Магнитоуправляемые герметизированные контакты (герконы). Сухие язычковые герконы. Смоченные (жидкометаллические) язычковые герконы. Герконовые реле. Конструктивные особенности. Область применения 21 KB
  Герконовые реле. МК помещенный в герметизированный баллон называется герконом Герконовые реле могут содержать один или несколько МК; одну или несколько обмоток или шин; поляризующие постоянные магниты ПМ; дополнительные ферромагнитные детали играющие роль магнитопровода кожуха магн. На основе МК создают и многоцепные реле располагая например в обмотке несколько коммутационных элементов. Существуют конструкции герконовых реле и с внешним по отношению к обмотке расположением МК.
25925. Контроллеры, командоаппараты, реостаты. Определения. Область применения 33 KB
  КОМАНДОАППАРАТ электрический аппарат для различного рода переключений электрических цепей в системах управления объектами или технологическими процессами. Простейшие командоаппараты кнопки управления концевые выключатели контроллеры. Командоаппараты предназначены для автоамтического дистационного управления электроприводами в качестве путевых конечных выключателей где требуется особая точность и надежность управления.Командоаппараты рассчитаны для работы в цепях управления постоянного тока напряжением до 440 В и до 380 В переменного...
25927. Контакторы электромагнитные. Назначение контакторов. Контакторы постоянного и переменного тока. Конструктивные особенности. Выбор контакторов 42 KB
  Контакторы постоянного и переменного тока. Классификация электромагнитных контакторов Общепромышленные контакторы классифицируются: по роду тока главной цепи и цепи управления включающей катушки постоянного переменного постоянного и переменного тока; по числу главных полюсов от 1 до 5; по номинальному току главной цепи от 15 до 4800 А; по номинальному напряжению главной цепи: от 27 до 2000 В постоянного тока; от 110 до 1600 В переменного тока частотой 50 60 500 1000 2400 8000 10 000 Гц; по номинальному напряжению включающей...
25928. Магнитные пускатели. Назначение пускателей. Схема включения. Выбор пускателей 24.5 KB
  Магнитные пускатели. Характеристики пускателей Современные магнитные пускатели классифицируются: по назначению нереверсивные реверсивные наличию или отсутствию тепловых реле и кнопок управления степени защиты от воздействия окружающей среды уровням коммутируемых токов рабочему напряжению катушки. Магнитные пускатели применяются для управления электрическими нагрузками в диапазоне мощностей от 75 до 80 кВт. Чаще всего пускатели располагают максимальной защитой от перегрузок недопустимой продолжительности и от токов повышенной...
25929. Виды щелей дугогасительных устройств. Перемещение дуги под воздействием магнитного поля. Гашение дуги с помощью дугогасительной решетки. Виды дугогасительных решеток 33 KB
  Перемещение дуги под воздействием магнитного поля. Гашение дуги с помощью дугогасительной решетки. Дугогасительное устройство узел высоковольтного выключателя предназначенный для гашения электрической дуги которая возникает на контактах выключателя при размыкании цепи. Гашение дуги в Д.
25930. Способы гашения электрической дуги. Область применения 47.5 KB
  Способы гашения электрической дуги. Способы гашения дуги в коммутационных аппаратах до 1 кВ. Удлинение дуги при быстром расхождении контактов: чем длинее дуга тем большее напряжение необходимо для ее существования. Деление длинной дуги на ряд коротких дуг.