87561

Внеклассная работа в процессе обучения иностранному языку

Доклад

Педагогика и дидактика

Игнорирование подобного обстоятельства нередко приводит к тому что для некоторых ребят такая работа не только перестает быть источником положительных эмоций но и становится причиной отрицательных переживаний вызванных учебной деятельностью. Следует помнить что только внеклассная работа помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать английский язык как средство развития творческих способностей каждого ребенка его коммуникативных навыков и умений расширить представление о странах изучаемого языка воспитать уважительное...

Русский

2015-04-21

40.28 KB

1 чел.

Внеклассная работа в процессе обучения иностранному языку

Проблема внеклассной работы часто возникает в современной школе.

Учителя постоянно жалуются на нехватку времени, объемный материал по изучаемым темам, малую плату за внеклассную работу. Справедливо отметить, что «авторитет данного предмета, престиж иностранного языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе».

Даже если в школах проводятся внеклассные мероприятия, учителя недооценивают этот вид работы, относятся к нему по «остаточному принципу», считая подготовку и проведение одного или двух меро-приятий в год делом сложным и непосильным, не говоря уже об организации постоянных, традиционных форм праздников. Именно праздников, потому что всякое проявление творческой инициативы детей, будь то научно-практическая конференция, фестиваль или просто постановка сказки «Репка», есть праздник веселья, самоутверждения и победы.

В некоторых школах наблюдается формальный подход к внеклассной работе: «Заставили — сделаем, не важно как». Положение усугубляется тем, что после проведения подобного мероприятия учитель жестко анализирует речевые ошибки детей, упрекая их в недостаточной подготовленности, навсегда отбивая охоту участвовать в спектаклях, олимпиадах, конференциях.

Еще одна проблема, связанная с внеклассной работой, — это вовлечение учащихся в данный процесс без их желания, в приказном порядке. Игнорирование подобного обстоятельства нередко приводит к тому, что для некоторых ребят такая работа не только перестает быть источником положительных эмоций, но и становится причиной отрицательных переживаний, вызванных учебной деятельностью. Поэтому учителю ино-странного языка следует внимательно относиться к пожеланиям учеников и учитывать их интересы.

Следует помнить, что только внеклассная работа помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать английский язык как средство развития творческих способностей каждого ребенка, его коммуникативных навыков и умений, расширить представление о странах изучаемого языка, воспитать уважительное отношение к их культуре.

Любая внеклассная работа с детьми — дело очень увлекательное и полезное. Учитывая имитационные способности детей в освоении иностранного языка, их природную любознательность и потребность в познании нового, целесообразно использовать страноведческий и языковой материал как в урочное, так и внеурочное время.

Вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно поддерживать его — вот какова цель внеклассных мероприятий. Задачи внеурочных мероприятий:

  1. Развитие памяти, мышления, воображения и фантазии, внимания, интеллектуальных способностей и эмоционально-мотивационной сферы личности учащихся.
  2. Расширение филологического кругозора (изучение и закрепление лексических единиц и речевых оборотов, которые должны знать дети согласно требованиям программы), приобщение к иноязычной культуре (народный фольклор, произведения английских и американских писателей, современные музыкальные и поэтические произведения).
  3. Формирование навыков работы в группе и коллективе, воспитание толерантного отношения учащихся друг к другу, чувства поддержки и взаимопомощи.
  4. Реализация творческих устремлений учащихся в области изобразительного искусства и театрального мастерства.

Реализация вышеизложенных целей и задач — не единственный повод для проведения внеклассной работы. Внеклассная работа — это мощный рычаг мотивации учения. Интересные формы ее проведения располагают к определенному эмоциональному настрою ребят, что значительно облегчает дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами иностранного языка. Разучивая, воспроизводя, ин-сценируя стихи, песни, сказки на иностранном языке, ученики приобщаются к культуре страны изучаемого языка, овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне.

Назначение внеклассной работы — в расширении сферы применения иностранного языка. Именно внеурочная работа, тесно связанная с классной, поможет школьникам увидеть истинные возможности изучаемого предмета и убедит их в том, что они «изучают его для жизни, а не для школы».

Это соответствует смене парадигмы образования, которое в новом веке информационных технологий ориентировано на личность ученика. Отныне ученик перестал рассматриваться как объект воздействия учителя, а обрел статус «субъекта учебно-воспитательного процесса наряду с учителем»).

Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких мероприятий, как День Святого Валентина, Рождество или День Всех Святых, требуется детальная проработка соответствующих тем. По словам Калмыковой З.И., «...никакая продуктивная, творческая деятельность невозможна без участия в ней репродуктивных процессов». Только изучив подробно весь материал, прочувствовав его, пропустив через свое «Я», ребята будут готовы к сотрудничеству, публичному выступлению, участию во внеклассной деятельности. Гилфорд Дж. отмечал, что «...продуктивное мышление... порождает новую информацию из уже известной и сохранившейся в памяти...».

Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании. Первый этап — начальный уровень обучения (детский сад, 1—4-й классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя роли Вини-Пуха или Колобка, Красной Шапочки или Мухи-Цокотухи.

На начальном уровне обучения постановочные мероприятия могут проводиться на уроках-повторениях и уроках-обобщениях, в виде инсценировок и праздников.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят создаются условия для непроизвольного усвоения материала.

Второй этап — средний уровень обучения (5—8-й классы). Учащиеся на данном этапе уже достигли определенного уровня владения иностранным языком. Внеурочная работа в 5—8-м классах может быть представлена всевозможными соревновательными меро-приятиями типа КВНа, «Звездного часа», игры «Самый умный», а также постановками сказок и других произведений зарубежных писателей. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью и потребностью в познании нового, необычного. Познание ребенком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает на этом этапе сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке.

Третий этап — продвинутый уровень обучения (9—11-й классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут быть организаторами общешкольных мероприятий, таких как Рождество или День Святого Валентина.

На всех этапах обучения готовясь к внеурочным мероприятиям, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности. На все внеклассные мероприятия ребята приглашают своих родителей, учителей. Присутствие учащихся младших классов будет очень полезно, так как даст возможность учителю заинтересовать их новым предметом и приобщить к проведению праздников.

В заключение отметим, что дети, изучающие ино-странный язык с начальной школы и активно участвующие во всех внеклассных, внеурочных мероприятиях, более развиты, раскованы по сравнению со своими сверстниками. Внеклассная работа должна строиться по принципу добровольности и личной заинтересованности, тогда дети будут принимать активное участие во всех внеурочных мероприятиях, и делать это с удовольствием.

Таким образом, внеурочная, внеклассная деятельность целиком направлена на развитие целеустремленности, настойчивости, привитие детям чувства прекрасного и развитие их творческих и индивидуальных способностей.

Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25906. Административная ответственность: понятие и виды 35.5 KB
  Административная ответственность это особый вид юридической ответственности которой присущи все признаки последней она наступает на основе норм права за нарушение правовых норм конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов связана с государственным принуждением. Повтор только другими словами можно убрать Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками присущими юридической ответственности в целом: представляет собой меру государственного воздействия...
25907. Понятие и система государственной службы в РФ 53 KB
  Понятие и система государственной службы в РФ. В зависимости от форм собственности на которой базируются органы объединения учреждения и организации где люди осуществляют служебную деятельность а также характера выполняемых работниками функций служба может быть государственной муниципальной служба в органах местного самоуправления и служба в негосударственных объединениях хозяйственных товариществах и обществах акционерных обществах кооперативах общественных объединениях и т. Под государственной службой в широком смысле понимается...