87564

Содержание обучения иностранным языкам в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Предметная сторона содержания обучения о чем говорить слушать читать и писать отражает типичные для учащихся начальной школы сферы общения: социальнобытовую учебнотрудовую социальнокультурную игровую. Общение детей строится в ситуациях обозначенных сфер общения в рамках примерно следующей тематики: 1. Социальнобытовая сфера общения Самочувствие.

Русский

2015-04-21

36.18 KB

5 чел.

Содержание обучения иностранным языкам в начальной школе

    В содержание обучения иностранным языкам в начальной школе входят:

- языковой· материал: фонетический, лексический, грамматический; правила его оформления и навыки оперирования ими;

- сферы общения, темы и ситуации;

- речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как  средством общения;

- комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях;

- общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в иностранном языке.

Отбор содержания обучения иностранному языку в начальной школе осуществляется в соответствии с интересами младших школьников, с учетом их реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и других сферах.

  Поскольку на начальном этапе ставится задача создания у учащихся основ коммуникативной компетенции, то все компоненты содержания должны быть строго минимизированы. Однако при этом основным требованием к отобранному минимуму является его коммуникативная достаточность и социальная приемлемость к условиям обучения предмету в начальной школе. Содержание обучения должно стать надежной базой для изучения иностранного языка в последующих классах средней школы.

При отборе содержания обучения важно исходить из условий реального использования школьниками иностранного языка. В этом большую роль играют межпредметные связи, ·обеспечивающие перенос знаний, навыков и умений из других учебных предметов в иностранный язык и наоборот. Это возможно за счет насыщения курса интересной и значимой для детей младшего школьного возраста страноведческой информацией, связанной с различными видами деятельности: изобразительной, музыкальной, трудовой и др. Включение иностранного языка в указанные выше виды деятельности позволяет расширить сферы его практического применения.

Предметная сторона содержания обучения - о чем говорить, слушать, читать и писать, отражает типичные для учащихся начальной школы сферы общения: социально-бытовую, учебно-трудовую, социально-культурную, игровую. Общение детей строится в ситуациях обозначенных сфер общения в рамках примерно следующей тематики:

1. Социально-бытовая сфера общения

Самочувствие.

Дом и· квартира, обязанности по дому.

Друзья, взаимоотношения с друзьями.

Еда. Магазин. Покупки.

Мир животных, отношение к животным, домашние животные в жизни человека.

2. Учебно-трудовая сфера общения

Школа, расписание занятий, учебные предметы.

Распорядок дня.

Каникулы.

3. Социально-культурная сфера общения

Город (село) и его достопримечательности (кино, музеи).

Путешествия и экскурсии. Транспорт. Правила дорожного движения.

Свободное время. Спорт.

Другие увлечения.

Природа в различные времена года. Отношение к природе.

Погода.

Герои сказок и мультфильмов, песни, стихи, танцы, поделки.

Обычаи, традиции, праздники (Рождество, Новый год, Пасха, день рождения, День матери и др.).

Государственная символика.

4. Игровая. Любимые игры

Обучение иностранным языкам как средству межкультурной коммуникации требует включения в содержание обучения лингвострановедческих и страноведческих знаний, навыков и умений, необходимых для общения с носителями иностранного языка и иной культуры, а также для понимания аутентичных текстов. Таким образом, в содержание обучения, его социокультурный аспект входят:

а) знание учащимися:

- имен собственных;

- названия страны изучаемого языка, ее расположения на карте, отдельных достопримечательностей столицы и др.;

- природно-климатических условий страны изучаемого языка, включая названия отдельных животных, растений, наиболее типичных для этих стран;

- государственной символики (флаг);

- отдельных фактов, относящихся к истории страны;

- детского фольклора: игры, песни, считалки, пословицы и поговорки и др. ;

б) а также умение:

- употреблять формулы речевого этикета в конкретных ситуациях общения;

- играть в игры сверстников страны изучаемого языка;

- сравнивать обычаи, лежащие в основе празднования Нового года и других праздников, дня рождения сверстников в стране изучаемого языка и своей стране.

Таким образом, круг тем, рассматриваемых в курсе начального обучения предмету, касается особенностей быта и жизни школьников как в родной стране, так и в стране изучаемого языка.

В процессе обучения иностранному языку в школе учащиеся, начиная с первого года обучения, овладевают  общеучебными навыками и умениями, которые также включаются в содержание обучения предмету.

Последовательное их формирование помогает детям включиться в учебную деятельность, адаптироваться к школьным условиям.

При непосредственной форме общения (слушание и говорение) у школьников развиваются:

1. Умения и навыки, связанные с организацией учебной деятельности и ее корреляцией:

- слушать учителя и собеседника: аудитивное внимание;

- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, фронтально, в группе), взаимодействуя друг с другом;

- контролировать и оценивать свои действия (неречевые и речевые) и действия своих товарищей.

2. Умения и навыки, связанные с интеллектуальными процессами:

- наблюдать за тем или иным языковым явлением в воспринимаемой на слух речи учителя, диктора, одноклассника;

- сравнивать и сопоставлять языковое явление в иностранном языке и в родном;

- распознавать и дифференцировать по определенным признакам языковые явления и слова в иностранном языке, например, имена собственные, слова, обозначающие предметы, действия и т. д.;

- выделять главное, основное при восприятии на слух речевого высказывания разного вида и типа.

3. Умения и навыки речевой направленности:

- планировать свое высказывание, используя вербальную установку учителя, содержательные и смысловые опоры в виде иллюстративной и предметной наглядности;

- соблюдать культуру общения в речевом и неречевом поведении в обращении к собеседнику, в употреблении этикетных форм общения, в адекватном реагировании на ситуацию, реплику собеседника, во вступлении в разговор и т. п.;

- выражать свою мысль, пользуясь ограниченным по сравнению с родным языком запасом языковых средств.

При опосредованной форме общения с опорой на печатный текст, чтение формируются следующие общеучебные умения и навыки:

- узнавать устные образы слов в графической форме;

- выразительно, с правильным интонированием и смысловым ударением читать вслух;

- читать про себя, ориентироваться в читаемом, извлекая информацию и выделяя основное, существенное;

- пользоваться учебным словарем, комментариями;

- догадываться по словообразовательным элементам, по аналогии с родным языком, по контексту о значении незнакомых слов при чтении и при восприятии высказывания на слух.

В процессе овладения письмом развиваются следующие общеучебные умения и навыки:

- сличать образец для письма с написанным;

- выписывать из текста ключевые слова, интересующую учащегося информацию;

- составлять план к прочитанному.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70864. Использование семинаров и школьных уроков в преподавании правовых дисциплин 116.5 KB
  Помогает расширить закрепить и обогатить знания студентов по отдельным темам курса активизировать работу студентов привить им вкус к публичным выступлениям. Иные авторы подчеркивают что неформальная структура семинара дает возможность большему числу...
70865. Методика организации коллективно-творческого дела 18.83 KB
  Хотелось бы сразу отметить что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ в условиях которых коллектив как правило не успевает вызреть до реального использования данной методики поэтому в ДОЛ используются как правило хоть широко...
70867. МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ 38.24 KB
  Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей в поиске новых сфер деятельности для коллектива. Лидер-умелец это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива например в походе самый опытный турист.
70868. Содержание деятельности и основные мероприятия в различные периоды смены 22 KB
  Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием составом участников. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.
70871. Основы диагностики и наблюдения 20.35 KB
  Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых вожатыми оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросников, социометрии.
70872. Первый день смены 15.79 KB
  Представиться ребятам; не только Вы впервые видите ребят, но и они Вас. Поэтому они будут приглядываться к Вам, а Вы – к ним. Только они это будут делать скрытно и непроизвольно. А Вы открыто, заранее подготовившись. Не бойтесь взаимных смотрин, будьте уверенны в себе, веселы...