8757

Демократия и парламентаризм. Политические реформы в России

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Демократия и парламентаризм. Политические реформы в России Термин демократия появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает власть народа. В современной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о п...

Русский

2013-02-17

56.5 KB

15 чел.

Демократия и парламентаризм. Политические реформы в России

Термин демократия появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает власть народа. В современной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Первые демократические формы политической жизни  появились еще в древнее время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.

Принципы демократии:

  1.  признание народа источником власти и носителем суверенитета;
  2.  равноправие граждан (правда, только формально-юридическое),равная возможность участия в политической жизни;
  3.  наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;
  4.  принцип большинства; именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;
  5.  право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);
  6.  политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;
  7.  правовое государство;
  8.  система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
  9.  гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
  10.  выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  11.  развитая система органов местного самоуправления.

Условия демократии:

  1.  высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;
  2.  многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства;
  3.  высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.

Формы демократии. 

Прямая (непосредственная) демократия

 Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы

Косвенная (представительная) демократия 

Подразумевает возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. При такой организации власти избранные народом представители получают не только монопольное право на законодательство, но и реальные рычаги контроля за органами исполнительной власти. Выборы парламента должны обеспечить всем гражданам, имеющим право голоса равные возможности в избрании своих представителей. Избранные в высший законодательный орган депутаты образуют фракции объединения депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной политики профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации, депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат). Власть парламента не безгранична. Установление парламентской диктатуры препятствуют такие институты системы разделения властей, как право вето у главы государства на законопроекты, принятые парламентом, право роспуска парламента, возможность признания закона неконституционным и отмена решением Конституционного Суда.

Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., провозглашает наше государство демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В России свободные выборы, в которых участвуют все граждане с 18 лет, кроме признанных судом недееспособными, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Избирается Президент, депутаты Государственной Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека.

Основами конституционного строя объявляются

  1.  политический и идеологический плюрализм,
  2.  многообразие и равноправие различных форм собственности
  3.  разделение властей.

Но реальное формирование демократического режима в России только началось.

2 вар. Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура

 

Демократия — власть народа, народовластие. Демократия — многоплановое явление, которое в политологии рассматривается как

  •  форма политического режима;
  •  принцип организации общественной жизни, деятельности политических партий;
  •  достигнутый уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, их участия в управлении.

Американский президент А. Линкольн так определил демократию: «Правление народа, избранное народом и для народа».

Основным принципом демократии является признание в качестве единственного источника власти — власть народа. Эта власть призвана обеспечить волю народа, выборность, подотчетность, верховенство закона, равенство и свободу граждан, их активное участие в решении коренных проблем жизни общества, партии, организации.

Конституционными признаками демократии являются следующие:

- юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Суверенитет народа выражается в том, что он выбирает своих

представителей и может периодически заменять их, а во многих странах имеет также

право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов;

- периодическая выборность основных органов государства;

- равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует равенства избирательных прав. Также он предполагает свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию.

- принятие решений по решению большинства участвующих и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друга, например античная и современная демократия, американская и швейцарская демократии и т.д.

Существуют различные классификации и виды демократий, например охлократическая демократия, либеральная демократия, социалистическая демократия и др.

Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом определяется господствующей в обществе политической культурой. Политическая культура представляет собой реализацию политических знаний, принятых в обществе ценностей, образцов поведения социального субъекта в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности.

По мнению ряда ученых, демократии присущ высший тип политической культуры — культура гражданственности», при которой наиболее широко обеспечивается сочетание свободы членов общества и стабильность политической системы. При этом в различных демократических государствах признаются различные ценности, существуют различные символы демократии.

Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации

 

Парламентаризм — система государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов при решающей роли парламента. Парламент выступает в этой системе в качестве субъекта и объекта политической борьбы и связи с господствующими в стране традиционными представлениями о демократии.

При парламентаризме парламент образует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность. Парламент имеет право отказывать в доверии правительству, санкционирует важнейшие политические мероприятия. Парламентаризм обеспечивает полную и неограниченную компетенцию парламента в сфере законодательства. В системе парламентаризма полномочия президента в основном носят представительный, протокольный характер. Главные полномочия главы государства он выполняет по согласованию с правительством.

Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим законодательным (представительным) органом, выразителем воли и интересов народа. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации формируется из представителей субъектов РФ (по 2 представителя от каждого субъекта). Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ предусматривает следующий порядок формирования указанной палаты российского парламента. Член Совета Федерации —представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Государственная Дума представляет народ Российской Федерации в целом. 450 депутатов Государственной Думы избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для депутатов Государственной Думы предусмотрены ограничения. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Однако палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Статьи 102 и 103 Конституции РФ определяют компетенцию палат Федерального Собрания.

Компетенция Совета Федерации

Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

Утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения.

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами РФ.

Назначение выборов Президента РФ.

Отрешение Президента РФ от должности.

Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя.

Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Компетенция Государственной Думы

Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ.

Объявление амнистии.

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Основным назначением Федерального Собрания является законотворческая деятельность. Официальные законопроекты вырабатываются в соответствующих комитетах Государственной Думы, а затем они должны быть одобрены Советом Федерации. В некоторых случаях допускается так называемое «молчаливое» одобрение: если в течение 14 дней со дня поступления закона, принятого Государственной Думой, Совет Федерации его не рассматривает, закон считается одобренным и передается Президенту, который подписывает и обнародует его. Однако в некоторых случаях «молчаливое» одобрение недопустимо.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11897. Анализ очищенного рассола для производства хлора и каустической соды 138.5 KB
  Лабораторная работа №203 Анализ очищенного рассола для производства хлора и каустической соды Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода. В основе потенциометрии лежит зависимость равновесного электродного потенциала от активности концент
11898. Кулонометрическое титрование кислот 154.5 KB
  Лабораторная работа №211 Кулонометрическое титрование кислот Краткое теоретическое введение: Кулонометрия объединяет методы анализа основанные на измерении количества электричества израсходованного на электрохимические реакции приводящие к количественному ...
11899. Определение жидких хлорметанов в их смеси 295 KB
  Лабораторная работа №301 Определение жидких хлорметанов в их смеси. Краткое теоретическое введение: Достоинства метода газожидкостной хроматографии ГЖХ и газовой хроматографии в целом: 1 высокая разделительная способность и экспрессность процесса; 2 возможнос
11900. Определение СН3СООН, СН3СООNa, NaCl в их смеси 402 KB
  Лабораторная работа №304 Определение СН3СООН СН3СООNa NaCl в их смеси Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Ионообменная хроматография метод разделения смесей основанный на распределении компонентов смеси между раствором и ионообменником...
11901. Определение аминокислот в их смеси 289 KB
  Лабораторная работа №309 Определение аминокислот в их смеси. Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Создание метода бумажной хроматографии в 1944 г. значительно расширило возможности разделения идентификации и количественного определен...
11902. Определение арсеназо 1 и голубого декстрана в их смеси 229.5 KB
  Лабораторная работа №312 Определение арсеназо 1 и голубого декстрана в их смеси. Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Гельхроматография или гельпроникающая или эксклюзионная хроматография является одним из вариантов жидкостной хромато...
11903. Балки и фермы. Главная Центроидальная Система координат 1.47 MB
  Методические указания по выполнению лабораторной работы №4 1. Балки и фермы В этой лабораторной работе рассматриваются: Идеализации Балочные элементы Система координат балки Действующая система координат балки Система координат формы...
11904. Лабораторные работы по физике 2.64 MB
  Основные правила работы в лабораториях кафедры прикладной физики 1. На каждое лабораторное занятие студенты должны приносить с собой: а лабораторный журнал тетрадь в клетку не менее 48 листов; б несколько листов миллиметровой бумаги формата А4; в клей для бумаги
11905. ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАШИНЫ АТВУДА 159.5 KB
  Лабораторная работа № 3 ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАШИНЫ АТВУДА Цель работы: Изучение динамики поступательного движения связанной системы тел с учетом сил трения. Приборы и принадлежности: машина Атвуда смонтированная на лабораторном мод...