8760

Понятие и виды юридической ответственности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Понятие и виды юридической ответственности Юридическая ответственность -возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать...

Русский

2013-02-17

44 KB

8 чел.

Понятие и виды юридической ответственности

Юридическая ответственность - возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем,  на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение,  за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

 Принципы юридической ответственности:

1) Законность.

2) Неотвратимость (неизбежность) ответственности

3) Справедливость.

Виды юридической ответственности

- уголовная ответственность за преступления;

- административная ответственность за административные правонарушения;

- гражданско-правовая ответственность за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба;

- дисциплинарная ответственность за совершение дисциплинарных проступков

1. Уголовная ответственность за преступления

Преступление – общественно опасное, виновное деяние, запрещенное нормами уголовного права в Уголовном Кодексе РФ.

 Оно влечет уголовное наказание в виде

штрафа,

исправительных работ,

лишения свободы и

даже исключительную меру наказания (мораторий с 1996 г.).

Уголовная ответственность может быть применена единственным государственным органом – судом.

2. Административная ответственность

Применяется органами внутренних дел, административными комиссиями при районной, городской администрации, различными инспекциями, в том числе и санитарными, а в отдельных случаях судом.

Такая ответственность может наступить в виде предупреждения, штрафа, временного лишения определенного права и др.

Административный проступок – это нарушение общественного порядка.

3. гражданско-правовая ответственность

- это предусмотренная законом (или договором) мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего, удовлетворения его за счет нарушителя.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее имущественный характер: лицо, причинившее ущерб (имущественный или физический), обязано полностью возместить убытки потерпевшему.

Гражданско-правовую ответственность принято делить на договорную и внедоговорную.

Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств,

Внедоговорная (деликтная) - в случаях причинения вреда, не связанного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств.

Главное отличие этих видов гражданско-правовой ответственности состоит в том, что в одном случае происходит нарушение прав и обязанностей, которые стороны договора сами для себя установили в своих отношениях, а во втором - нарушение абсолютных имущественных прав и неимущественных благ потерпевшего, принадлежащих ему не в силу договора, а в силу закона.

4.  Дисциплинарная ответственность

применяется за нарушение обязанностей по службе, в частности за нарушение трудовой дисциплины.

За дисциплинарные проступки предусмотрены такие меры взыскания, как

замечание,

выговор,

строгий выговор,

временный перевод на нижеоплачиваемую работу и другие.

Вариант 2

Понятие и признаки юридической ответственности.

В отечественной науке нет единства в трактовке юридической ответственности. Каждый автор пытается определить ее по своему, подчеркивая те ее стороны, которые он считает главными, определяющими.

Наиболее распространенной является трактовка понятия правовой ответственности – как меры государственного принуждения, как реакция на совершенное преступление, то есть правонарушение. «Юридическая ответственность в обществе есть, прежде всего, государственное принуждение исполнению требований права, содержащее осуждение деяний правонарушителя государством и обществом»1. Здесь можно выделить ряд существенных моментов: во-первых, ответственность неразрывно связана с правонарушением; во-вторых, ответственность выражается в применении к правонарушителю государственного принуждения; в-третьих, в самом акте применения принуждения содержится осуждение деяния правонарушителя.

Большинство авторов понимает юридическую ответственность как меру государственного принуждения либо отождествляет ее с наказанием за правонарушение.

Юридическую ответственность нельзя отождествлять с наказанием, ибо, помимо кары (наказания), одновременно производятся воздействия на правонарушителя в целях его перевоспитания; в юридическую ответственность включается также и государственное, и общественное осуждение правонарушителя, общее и частичная превенция. Здесь юридическая ответственность и наказание соотносится как целое и часть.

Виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определенна. В отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по- разному, что обуславливает специфику их регламентации и реализации.

В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т.д. Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают 5 видов юридической ответственности:

1. Материальная;

2. Дисциплинарная;

3. Административная;

4. Гражданско-правовая;

5. Уголовная.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ответственность является самым легким видом юридической ответственности. Она заключается в восстановлении рабочими и служащими предприятий и учреждений ущерба, измеряемого в денежной форме, который они причинили данному предприятию или учреждению. Штраф взыскивается администрацией предприятия и учреждения на основании соответствующего приказа, в результате чего нарушенное право восстанавливается (возмещается ущерб), а данное правоотношение прекращается.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ответственность наступает в результате нарушения учебной, трудовой, воинской, служебной дисциплины. Данная ответственность заключается в несении неблагоприятных последсвий служебного характера.
Наиболее распространенными мерами дисциплинарной ответственности являются: предупреждение; выговор; строгий выговор; увольнение.

Дисциплинарная ответственность налагается на лицо, совершившее нарушение дисциплины (дисциплинарный проступок ), администрацией предприятия, учреждения на основании приказа.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ наступает за совершение правонарушения, не представляющего большой общественной опасности ( административного проступка ). Чаще всего административная ответственность выражается в форме штрафа либо иных незначительных правовых ограничений.

Привлечение к административной ответственности осуществляется с соблюдением процессуальной формы. Документом, на основании которого происходит привлечение к данному виду ответственности, является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченными должностными лицами и подписывается правонарушителем. К правонарушителю могут быть применены также меры обеспечения производства по делу: личный досмотр; изъятие вещей и документов; административное задержание.

Административное дело рассматривают и принимают окончательные решения:

- суды;

- судьи;

- органы внутренних дел;

- органы государственных инспекций;

- иные административные органы;

- уполномоченные должностные лица.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение правовых норм, регулирующих имущественные отношения, а также за причинение внедоговорного вреда имуществу или личности.

Данный вид ответственности обычно выражается в:

. восстановлении нарушенного права;

. предоставлении компенсации ( чаще всего денежной ).

Указанные меры могут применяться как выборочно, так и совокупности.

Привлечение к гражданско-правовой ответственности осуществляется в строгой процессуальной форме на основании норм

Гражданско-процессуального кодекса РФ (возбуждение дела, собирание доказательств, порядок его рассмотрения, принятие решения и иные вопросы ).

Решение по гражданским делам принимается исключительно судом или судьей единолично.

УГОЛОВНАЯ ответственность является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности. Она наступает за совершение правонарушений, представляющих большую общественную опасность и предусмотренных Уголовным кодексом РФ – преступлении. Отличительными чертами уголовной ответственности являются:

. Наличие исчерпывающего перечня преступлений, за совершение которых возможна уголовная ответственность (содержится в нормах Уголовного кодекса РФ );

. Причисление видов деяний к преступлениям только на основании закона;

. Строжайшее соблюдение процессуальных норм при привлечении к уголовной ответственности;

. Наличие особой совокупности документов, на основании которых выносится приговор суда, уголовного дела;

. Особый порядок расследования преступления;

. Возможность применения мер пресечения – подписка о невыезде, арест, заключение под стражу;

. Возможность применения принудительных мер медицинского характера;

. Право обвиняемого на защиту;

. Рассмотрение дела только судом ( судьей ) в открытом ( в некоторых случаях закрытом ) заседаниях;

. Состязательность процесса;

. При признании подсудимого виномным – назначение ему уголовного наказания;

. Возможность пересмотра приговора в кассационной инстанции;

. Разнообразие и особая строгость уголовного наказания, крайне неблагоприятные последствия для осужденного1;

. Длительные сроки давности привлечения и уголовной ответственности2;

. Наличие особого состояния после отбытия наказания, ограничивающего правовой статус человека, судимости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57696. My Favourite Recipe 63 KB
  The theme of the lesson is “Food in Our Life” and the motto is “You are what you eat”. And today we’ll practice telling favourite recipes. So you’ll develop speaking skills, speech competence, practice reading for specific information, practice and develop listening skills.
57697. Подорож до Шотландії 92 KB
  I think these words can be the motto of our lesson. Lets try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What's your opinion?
57698. Geographical Position and Climate of Ukraine 846.5 KB
  Educational aim: To develop the chief traits of a persons character: tolerance, kindness, politeness, honorable attitude towards the country you live in and people living here.
57699. Daily, Weekly, Monthly. Press 1.24 MB
  I think you would know that by the end of our lesson you would be able to get information about some differences between English, American and Ukrainian press through reading and listening.
57700. We are different. Getting along with others. Мы – разные. Учимся ладить друг с другом 211.5 KB
  Duncan is 18. He has just left school and is going to university in the autumn. When you first meet him he appears to be a little cold and arrogant. As you get to know him you discover that he has a warm and friendly personality.
57701. Welcome to Great Britain 85 KB
  Good morning, dear children! I am glad to see you! I hope everyone is feeling fit. I think you will agree that the topic we are going to speak on is really worth discussing. Because we can’t imagine our life without many of things, and one of them is travelling.
57702. Подорож до Країни чудес 4.92 MB
  Children, today we are going to travel to the Wonderland with a little girl Alice. I will tell you a story about her adventures and we’ll help her to come back home. You have Story books in front of you. There are some exercises in them for our lesson.
57703. Усиление Московского государства в XVв. Иван ІІІ 2.09 MB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть процесс усиления Московского царства, основные направления политики Ивана ІІІ, которые привели к укреплению власти Московского государства и объединению под его властью остальных земель Северо-восточной Руси...
57704. Китай. Економіко – географічна характеристика 70 KB
  Мета уроку: формувати в учнів систему знань про особливості населення, економічної політики, галузей міжнародної спеціалізації Китаю; Розвивати та вдосконалювати навички учнів оцінювати географічне положення і природно–ресурсний потенціал країни;