87648

Методология теории государства и права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Методы теории государства и права представляют собой совокупность приемов и способов подходов которые используются для познания своего предмета и получения научных результатов. Все методы теории государства и права подразделяются на общенаучные специальные и частнонаучные. 1 Общенаучные методы. Среди них методы: анализа расчленение объекта на элементы.

Русский

2015-04-21

35.46 KB

0 чел.

Методология теории государства и права.

Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод - как, каким образом она это делает.

Информацию об исследуемом объекте получают при помощи системы познавательных принципов, приемов, средств и способов, именуемых методами научного исследования.

Учение о методах научного познания называется методологией.

Методы теории государства и права представляют собой совокупность приемов и способов, подходов, которые используются для познания своего предмета и получения научных результатов. 

Все методы теории государства и права подразделяются на общенаучные, специальные и частнонаучные.

1) Общенаучные методы. Они используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них – методы:

  1.  анализа - расчленение объекта, на элементы.
  2.  синтеза - соединения элементов в целое.
  3.  абстрагирования - методы подведения менее общего понятия под более общее.
  4.  дедукции – умозаключение от общего к частному.
  5.  индукции – умозаключение от частного к общему.
  6.  диалектический метод – учение об общих закономерных связях развития бытия и сознания (переход количественных изменений в качественные).
  7.  метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Методы имеют важное значение для получения объективных знаний о государстве и праве, для глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой материи.

 2) Специальные методы. Они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам относят:

  1.  системный – его основа рассмотрение объектов как системы
  2.  математический – использует специальные приемы и средства для анализа политико- правовой реальности.
  3.  статистический – состоит в получении обработке, анализе информации (количественные закономерности)
  4.  конкретно-социологические методы – это наблюдение, опрос, анкетирование, моделирование (реальные факты)

Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, а помогают создать более полное представление о государстве и праве.

 3) Частнонаучные методы. Всегда используются только в конкретной науке. В ТГП к ним относятся:

  1.  сравнительно-правовой метод - сравнение в форме сопоставления или же противопоставления активно используется в различных отраслях знаний и учебных дисциплинах. Позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы, в целях выявления их общих и особенных свойств.
  2.  метод правового эксперимента – это проба законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности для дальнейшего использования в широких масштабах.
  3.  метод правового прогнозирования - состоит в изучении перспектив развития гос. и права. выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие.
  4.  формально юридический метод – исследования при котором право изучается само по себе, вне связи с др. сферами жизнедеятельности общества. (социальной, экономической, политической.) позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.

  1.  Всеобщие методыэто философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм).
  2.  Общенаучные методыэто приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.
  3.  Частнонаучные методыэто приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.
  4.  Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59903. Витинанка – вид народного мистецтва. Виконання композиції «Дерево життя» 165.5 KB
  Мета: дати поняття про мистецтво витинанки; показати виникнення становлення та розвиток цього мистецтва в Україні; формувати навички виготовлення витинанок; виховувати розуміння взаємозвязку внутрішньої та зовнішньої...
59904. Загальні правила і рекомендації щодо розвитку бігової витривалості у дітей шкільного віку 43 KB
  Давньогрецькі мудреці говорили: Хочеш бути здоровим бігай Хочеш бути гарним бігай Хочеш бути розумним бігай Цими словами вони підкреслюють величезне значення бігу задля укріплення здоровя досягнення гармонічності статури розвитку розумових здібностей.
59905. У войны не женское лицо… 72.5 KB
  На сцену со свечами в руках выходят семь учеников. 1й ученик: Усталость падает на грудь И ломит плечи. 2й ученик: Окутать ноги в теплый плед И сном забыться И чтобы юность прошлых лет Могла присниться.
59906. Вторая мировая война (1939-1945г.г.). Причины и начало Второй мировой войны. События 1939-1941 г.г. 75 KB
  Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.1121 Хрестоматия Карта: Вторая мировая война Начало 2 мировой войны в Европе сентября 1939 июнь 1941 г.
59908. Визитная карточка классного руководителя 52.5 KB
  На сцену по одному из макета школы выходят дети и представляют себя Лентяй: Вот так бы и сидел весь день И встать бы не решился Сегодня лучший друг мой лень Я с ней давно сдружился.
59909. Вища математика. Завдання та методичні вказівки до виконання контрольної роботи 1.56 MB
  Виробнича ділянка Час на виготовлення одиниці продукції год. Виробничі потужності год. 2 Виробнича ділянка Час на виготовлення одиниці продукції год. Виробничі потужності год.
59911. Внеклассное мероприятие: Чаем угощаем 46.5 KB
  Оборудование: самовар чайная посуда угощение к чаю. Подготовка: Дети разучивают чайные частушки русскую народную игру €œПросо; подбирают пословицы о русском гостеприимстве песни с именами людей.