87648

Методология теории государства и права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Методы теории государства и права представляют собой совокупность приемов и способов подходов которые используются для познания своего предмета и получения научных результатов. Все методы теории государства и права подразделяются на общенаучные специальные и частнонаучные. 1 Общенаучные методы. Среди них методы: анализа расчленение объекта на элементы.

Русский

2015-04-21

35.46 KB

0 чел.

Методология теории государства и права.

Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод - как, каким образом она это делает.

Информацию об исследуемом объекте получают при помощи системы познавательных принципов, приемов, средств и способов, именуемых методами научного исследования.

Учение о методах научного познания называется методологией.

Методы теории государства и права представляют собой совокупность приемов и способов, подходов, которые используются для познания своего предмета и получения научных результатов. 

Все методы теории государства и права подразделяются на общенаучные, специальные и частнонаучные.

1) Общенаучные методы. Они используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них – методы:

  1.  анализа - расчленение объекта, на элементы.
  2.  синтеза - соединения элементов в целое.
  3.  абстрагирования - методы подведения менее общего понятия под более общее.
  4.  дедукции – умозаключение от общего к частному.
  5.  индукции – умозаключение от частного к общему.
  6.  диалектический метод – учение об общих закономерных связях развития бытия и сознания (переход количественных изменений в качественные).
  7.  метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Методы имеют важное значение для получения объективных знаний о государстве и праве, для глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой материи.

 2) Специальные методы. Они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам относят:

  1.  системный – его основа рассмотрение объектов как системы
  2.  математический – использует специальные приемы и средства для анализа политико- правовой реальности.
  3.  статистический – состоит в получении обработке, анализе информации (количественные закономерности)
  4.  конкретно-социологические методы – это наблюдение, опрос, анкетирование, моделирование (реальные факты)

Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, а помогают создать более полное представление о государстве и праве.

 3) Частнонаучные методы. Всегда используются только в конкретной науке. В ТГП к ним относятся:

  1.  сравнительно-правовой метод - сравнение в форме сопоставления или же противопоставления активно используется в различных отраслях знаний и учебных дисциплинах. Позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы, в целях выявления их общих и особенных свойств.
  2.  метод правового эксперимента – это проба законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности для дальнейшего использования в широких масштабах.
  3.  метод правового прогнозирования - состоит в изучении перспектив развития гос. и права. выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие.
  4.  формально юридический метод – исследования при котором право изучается само по себе, вне связи с др. сферами жизнедеятельности общества. (социальной, экономической, политической.) позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.

  1.  Всеобщие методыэто философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм).
  2.  Общенаучные методыэто приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.
  3.  Частнонаучные методыэто приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.
  4.  Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56222. Alice in Wonderland 527.5 KB
  Хто ці люди за професією? Who teaches children? An actor Who treats animals? A driver Who drives cars? A doctor Who works in a bank? A teacher Who works in a hospital? A vet Who plays in a film? A banker
56223. Впровадження інтерактивних технологій на уроках англійської мови засобами “storytelling with children” 65.5 KB
  Визначаючи методи та засоби реалізації інтерактивного навчання на уроках іноземної мовихотілося б розповісти про використання мною такої форми роботи...
56224. Стосунки у сім’ї. Проблеми у спілкуванні батьків та дітей 51 KB
  Good morning, dear pupils! I’m very glad to greet you on our today’s lesson and I hope it will be interesting and useful for you. You will be able to clarify some important questions and problems.
56225. Стратегии работы с детьми групп риска (по материалам газеты «Школьный психолог») 128 KB
  У таких детей значительно повышена активность правого полушария. За счёт этого они имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.
56226. Веселий ярмарок українських страв 343.5 KB
  Мета. Познайомити дітей зі стравами української національної кухні, з традиціями, повязаними із готуванням страв; розповісти про професію кухаря, важливість їжі в житті людини. Виховувати повагу до людської праці, бажання самим допомагати дорослим.
56227. Традиційні українські страви 85.5 KB
  Мета: ознайомити та поглибити знання дітей про традиційні українські страви; розвивати культуру звязного мовлення, вміння виступати з повідомленням, узагальнювати матеріал, висловлювати власну думку; виховувати шанобливе ставлення та інтерес...
56228. СТРІТЕННЯ 62.5 KB
  МЕТА: Ознайомити і розширити знання учнів про святкування свята Стрітення в Україні; виховувати любов і бережливе ставлення до природи, повагу до звича – їв свого народу.