87658

Политический режим: понятие и виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

«Неправильные» формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль большинства над властью).

Русский

2015-04-21

40.6 KB

0 чел.

Политический режим: понятие и виды

Политический режим – это (отношение между властью и населением), совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Основные виды режимов:

1. Демократический режим – государственная власть обеспечивает свободное развитие личности, ее законных прав и интересов.

2. Антидемократический режим – характеризуется авторитарностью, тоталитаризмом. Он характерен наличием таких форм как тоталитаризм, при которой господствующей идеологией является идеология правящей партии или структуры, захватившей власть.

3. Автократия – (самовластие) коллективный тоталитаризм в лице аристократии или олигархии

4. Единоличная автократия - проявляется деспотией, тиранией, режимом личной власти

5. Фашистский режим – нацизм, исламизм

Политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе. Характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим – это управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

Аристотель дает два критерия, классификации:

- по тому, в чьих руках власть;

- по тому, как эта власть используется.

«Правильные» формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих «лучших»).

«Неправильные» формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль большинства над властью).

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.

Типология политических режимов:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

в) авторитарный политический режим;

г) тоталитарный политический режим;

д) полуфеодально-демократический.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

Демократия - (народ и власть) - народовластие - это форм устройства организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

Суверенитет народа: именно народ выбирает представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными (без махинаций), соревновательными (наличие различных групп, свободных выставлять свою кандидатуру) , регулярно проводимыми.

Необходимое условие демократического государства - Периодическая выборность органов государства. Лица, осуществляющие верховную власть, избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Имеет, равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей, в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, и кто выполняет властные функции, демократия делится на :

Прямую демократию – (власть выбирает народ) когда все граждане непосредственно участвуют на всех стадиях процесса властвования в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением. Такая система применяется в местных органах, все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

Непосредственная демократия – (выбирают от имени народа, но не сам народ)

Плебисцитарная демократия – это когда возможности политического влияния граждан ограничено, референдумами. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией

Представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, законов и проведении их в жизнь. Выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу своими действиями.

Формы правления демократических режимов (республиканского правления).

Президентской республикой является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства). Он назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему. Глава государства избирается народом на определенный срок, поэтому парламент не имеет права выразит вотум недоверия правительству, а президент не имеет права роспуска парламента.

Парламентской республикой является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

 2 типа политической системы:

- тоталитарный

- авторитарный.

Тоталитаризм - это запрет на инокомыслее. Означает целый, полный. Политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить жизнь людей одной, господствующей идее и организовать политическую систему власти для ее реализации.

Признаки тоталитаризма:

Интересы государства и партии едины, есть массовая партия она строится вокруг лидера (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение вождям, руководству в целом), “священная” идеология, где всегда политический лидер определяет идеологию. Правительство контролирует образование и средства массовой информации, экономику, рынок и др. сферы жизни. Государство этого режима опирается на военную и политическую силу, монополизирует частную собственность.

 Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и ослабляется.

Виды тоталитаризма:

- левый – наступает только вооруженным путем (революция), не ведет захватнических воин.

- правый – наступает мирным путем, ведет захватнические войны.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Авторитаризм – это когда в тоталитаризм проникают элементы демократизма и законности.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

- Автократиям (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа).

- неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, власть правит с помощью законов, которые она принимает по своему усмотрению.

- обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

- монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

- Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества в политических сферах. Авторитаризм совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Антидемократический авторитаризм:

- мнимая свобода населения;

- законодательно народ имеет свободу, а реально она отсутствует;

- авторитаризм не является устойчивым.

Признаки авторитаризма :

- разрешена многопартийность, но в результате всего одна партия, а другие в аппозиции;

- власть опирается либо на полицейскую, либо на военную силу;

- он проявляется в государствах с политическим либо экономическим кризисом;

- переходный режим от демократизма к тоталитаризму;

- в основном авторитаризм партийный, таким образом, у власти может находиться политбюро.

Итог авторитаризм приводит к кризису.

Разновидности авторитаризма:

Абсолютизм (правление монарха)

Конституционный президенционизм (юж. Америка)

Президентский патернализм (гос. Африки)

Пиночет (военный авторитаризм внутри государства сила, все держится на армии)

Вид авторитаризма диктатура: партийная; национальная; классовая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28658. Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в. 15.01 KB
  Для разработки проекта реформы в 1857 г. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты их предложения обрабатывали редакционные комиссии Я. Текущую деятть по подготовке реформы возглавлял зам. Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущния реформы: первоначально помещик сохранял право собстти на земли полученные крестьянами в резте реформы за коте последние меннообязанными и фактически зависели от помещика.
28659. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, финансовая и военная 15.05 KB
  Земская реформа. В 1864 г. были изданы Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Роль распоряди-х органов вып-ли губернские и уездные земские собрания, члены кот-х избирались по 3м избирательным куриям: к 1й относились уездные помещики, крупные торговцы и промышленники
28661. Революционная ситуация 1879-1881 гг. Крепостническая реакция и контрреформы 80-90-х гг. XIX в. 14.17 KB
  Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. все наиболее важные дела по политим преступлениям стали рассмся Особым присутствием сената с участием сословных представителей. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати в 1874 г. из ведения общих судов дела о противозаконных сообществах и участии в них в 1878 г.
28662. Предмет и метод истории и права России 12.37 KB
  История государства и права России изучает политические и правовые институты существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. История государства и права России рассматривает конкретные политические и правовые явления прежде всего фактический материал для установления закономерностей общих поступательных тенденций развития российского государства и права. В этом история государства и права неразрывно связана и с общей историей России и с теорией государства и права. Отличия состоят в том что история изучает более...
28663. Возникновение государственности у восточных славян в VII-IX вв. Причины образования Древнерусского государства. Процесс складывания государственных органов и правовых институтов. Сущность «норманнской теории» происхождения Древнерусского государства 14.58 KB
  Стали образовывать союзы племенных союзов которые по отношению к внеш. племенам выглядели единым целым но в некот. Появляются первые датируемые славянские летописи из котх следовало что поляне платят дань хазарам коте создали Хазарский Каганат а словены зависели от полян. группа лиц аппарат котые занимались только управлением.
28664. Киевское государство – раннефеодальное государство 13.46 KB
  признаки: 1 юридическая безответственности носителя власти; 2 нет постоянных институтов власти получающих плату за свою деятельность; 3 первоначально не был установлен механизм передачи власти по старшинству т. от отца к старшему сыну; 4 существовала наследственность власти; 5 существовал совет при князе но без юридического статуса; 6 в особых случаях могло собираться вече являвшееся чрезвычайным органом и т. Однако полного единства в ней не было органов власти кроме местного князя или его наместника находившегося в родственной...
28665. Происхождение «Русской Правды». Ее редакция и состав. Содержание Краткой и Пространной Правды 12.92 KB
  Ее редакция и состав.Условно делятся на 3 основные редакции: 1 Краткая редакция первая по времени создания; 2 Пространная ред.; 3 Сокращенная ред. Краткая редакция состоит из 2 частей в объеме 43 ст.
28666. Привилегии феодалов по «Русской Правде». Положение смердов, закупов, холопов по «Русской Правде» 12.83 KB
  Если он отказывался работать или плохо работал хозяин имел право бить. Если хозяин пытался выдать закупа за холопа то закуп освобождался а сам хозяин мог быть наказан.