87658

Политический режим: понятие и виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

«Неправильные» формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль большинства над властью).

Русский

2015-04-21

40.6 KB

0 чел.

Политический режим: понятие и виды

Политический режим – это (отношение между властью и населением), совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Основные виды режимов:

1. Демократический режим – государственная власть обеспечивает свободное развитие личности, ее законных прав и интересов.

2. Антидемократический режим – характеризуется авторитарностью, тоталитаризмом. Он характерен наличием таких форм как тоталитаризм, при которой господствующей идеологией является идеология правящей партии или структуры, захватившей власть.

3. Автократия – (самовластие) коллективный тоталитаризм в лице аристократии или олигархии

4. Единоличная автократия - проявляется деспотией, тиранией, режимом личной власти

5. Фашистский режим – нацизм, исламизм

Политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе. Характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим – это управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

Аристотель дает два критерия, классификации:

- по тому, в чьих руках власть;

- по тому, как эта власть используется.

«Правильные» формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих «лучших»).

«Неправильные» формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль большинства над властью).

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.

Типология политических режимов:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

в) авторитарный политический режим;

г) тоталитарный политический режим;

д) полуфеодально-демократический.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

Демократия - (народ и власть) - народовластие - это форм устройства организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

Суверенитет народа: именно народ выбирает представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными (без махинаций), соревновательными (наличие различных групп, свободных выставлять свою кандидатуру) , регулярно проводимыми.

Необходимое условие демократического государства - Периодическая выборность органов государства. Лица, осуществляющие верховную власть, избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Имеет, равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей, в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, и кто выполняет властные функции, демократия делится на :

Прямую демократию – (власть выбирает народ) когда все граждане непосредственно участвуют на всех стадиях процесса властвования в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением. Такая система применяется в местных органах, все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

Непосредственная демократия – (выбирают от имени народа, но не сам народ)

Плебисцитарная демократия – это когда возможности политического влияния граждан ограничено, референдумами. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией

Представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, законов и проведении их в жизнь. Выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу своими действиями.

Формы правления демократических режимов (республиканского правления).

Президентской республикой является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства). Он назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему. Глава государства избирается народом на определенный срок, поэтому парламент не имеет права выразит вотум недоверия правительству, а президент не имеет права роспуска парламента.

Парламентской республикой является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

 2 типа политической системы:

- тоталитарный

- авторитарный.

Тоталитаризм - это запрет на инокомыслее. Означает целый, полный. Политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить жизнь людей одной, господствующей идее и организовать политическую систему власти для ее реализации.

Признаки тоталитаризма:

Интересы государства и партии едины, есть массовая партия она строится вокруг лидера (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение вождям, руководству в целом), “священная” идеология, где всегда политический лидер определяет идеологию. Правительство контролирует образование и средства массовой информации, экономику, рынок и др. сферы жизни. Государство этого режима опирается на военную и политическую силу, монополизирует частную собственность.

 Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и ослабляется.

Виды тоталитаризма:

- левый – наступает только вооруженным путем (революция), не ведет захватнических воин.

- правый – наступает мирным путем, ведет захватнические войны.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Авторитаризм – это когда в тоталитаризм проникают элементы демократизма и законности.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

- Автократиям (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа).

- неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, власть правит с помощью законов, которые она принимает по своему усмотрению.

- обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

- монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

- Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества в политических сферах. Авторитаризм совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Антидемократический авторитаризм:

- мнимая свобода населения;

- законодательно народ имеет свободу, а реально она отсутствует;

- авторитаризм не является устойчивым.

Признаки авторитаризма :

- разрешена многопартийность, но в результате всего одна партия, а другие в аппозиции;

- власть опирается либо на полицейскую, либо на военную силу;

- он проявляется в государствах с политическим либо экономическим кризисом;

- переходный режим от демократизма к тоталитаризму;

- в основном авторитаризм партийный, таким образом, у власти может находиться политбюро.

Итог авторитаризм приводит к кризису.

Разновидности авторитаризма:

Абсолютизм (правление монарха)

Конституционный президенционизм (юж. Америка)

Президентский патернализм (гос. Африки)

Пиночет (военный авторитаризм внутри государства сила, все держится на армии)

Вид авторитаризма диктатура: партийная; национальная; классовая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78744. БУДЬ ОБЕРЕЖНИМ НА ДОРОЗІ! 69 KB
  Навчальна: Поглибити знання учнів про правила дорожнього руху; повторити основні правила пішоходів та автомобілістів. Розвиваюча: сприяти розвитку мислення, мовлення, пам’яті, навичок поведінки на дорозі. Виховна: виховувати повагу до оточуючих, увагу, ввічливість.
78745. ПРОЩАВАЙ, БУКВАРИКУ! 81 KB
  Мета: Вчити дітей виразно декламувати вірші, формувати інтерес до читання. Розвивати акторські здібності, уяву, вміння фантазувати. Виховувати у дітей любов до книги, дружні стосунки, родинні почуття.
78747. Відомі жінки Німеччини 69.5 KB
  Meine lieben Damen und Herren! Liebe Talente! Herzlich willkommen zu unserem feierlichen Abend. Es ist bekannt, dass der Frühling eine der schönsten Jahreszeiten und gerade diese Jahreszeit assoziiert bei uns mit der Gestalt der Frau, nicht umsonst widmen wir heute unseren Abend den Frauen.
78748. «Русская улица» или «Самые старые песни о главном» 49 KB
  Родина русского фольклора – это русская деревня, где одним из самых уважаемых и нужных людей был гармонист – парень или молодой мужчина, играющий на гармони. Стоило только летним вечером, после трудного рабочего дня услышать где-то в конце деревни зазывный голос гармони...
78749. Свято Останнього дзвоника 71 KB
  Мета: літературно-музична композиція, яка підводить підсумок навчальному року, приймає нових першокласників до своїх лав; розкриває красу, багатство і значення шкільних років у житті кожного. Весняний день – грайливий травень – Дарує радощів розмай. Школярик добре кожен знає, Що це навчанню року край.
78750. Перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки 96.5 KB
  Напряжение физических и духовных сил во время войны рождало как примеры величайшего героизма и самопожертвования так и примеры низкого коварства и подлости. И бравый генерал лихо блиставший на учениях до войны бестолково и растерянно мечущийся на дороге войны загубив всю свою армию.
78751. Гра «Що? Де? Коли?» По життю і творчості Тараса Шевченка 170.5 KB
  Портрет Т.Г.Шевченка, виставка книжок; дзиґа, конверти із запитаннями, мультимедійна дошка. Гра проходить між командами, які формуються на основі класів. Попередньо капітани команд отримують домашнє завдання: розробити презентацію за одною із тем («Т.Шевченко - художник», «Т. Шевченко у Києві», «Значення творчості Т. Шевченка» тощо)
78752. Я люблю українську мову 74.5 KB
  Мета: узагальнити знання студентів з рідної мови; удосконалювати навики колективної роботи; розвивати творчі здібності, навики виразного читання, виробляти сталий інтерес до рідної мови, плекати почуття національної гідності, віри у творчі сили народу, формувати внутрішню потребу постійного удосконалення мовної культури.