87695

Планирование тренировочного процесса по легкой атлетике в подготовительном периоде для спортсменов 15-16лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции (60-100метров)

Курсовая

Физкультура и спорт

Основными средствами тренировки в это время являются: упражнения общефизической подготовки выполняемые методом круговой тренировки прыжковые и специальные беговые упражнения переменный бег спортивные игры.

Русский

2015-04-22

37.68 KB

37 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физической культуры и спорта

кафедра теории и методики спортивной тренировки и спортивных дисциплин

Масловская Анастасия Анатольевна

Студентка группы ОБ-034300-31

КУРСОВАЯ РАБОТА

Планирование тренировочного процесса по легкой атлетике в подготовительном периоде для спортсменов 15-16лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции (60-100метров)

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Князев А. П.

Ижевск 2014

Содержание

Введение __________________________________3стр

Глава 1. Основы планирования для легкой атлетики (спринт)  подготовительного периода__________________5стр

Глава 1.1 цели и задачи  подготовки спортсменов на подготовительном

этапе_____________________________________9стр

глава 1.2 возрастные особенности_____________10стр

глава 2. Планирование микроцикла____________16стр

Вывод_____________________________________21стр

Список литературы __________________________22стр

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что планирование тренировочного процесса— многогранный и сложный педагогический процесс. 

Планирование -  один из составных элементов управления подготовкой спортсмена (Э.С. Озолин)

Планирование – это мысленное предвосхищение той деятельности, которую предстоит совершать, это наметка содержания и построения тренировочного процесса, предшествующая его реальному осуществлению (Л.П. Матвеев)

В зависимости от сроков действия различают следующие виды планирования (по мнению Курамшина Ю.Ф):

- перспективное (относительно долгосрочное)

- текущее (среднесрочное)

- оперативное (относительно краткосрочное)

Перспективное планирование  физической культуры в учебных заведениях приравнивнивается к одному учебному году и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др.

В процессе перспективного планирования определяется направленность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы.

Текущее планирование -  отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения. Сроки текущего планирования различны.  (например в школе  оно предусматривает методическое раскрытие программного материала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть)

Оперативное планирование –охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия.

Анализ литературы показывает противоречивые взгляды специалистов использования различных средств, методов, дозирования физических нагрузок разной направленности, что в общем итоге выражается в различном построении и организации тренировочного занятия.

Объект исследования. Тренировочный процесс спортсменов по легкой атлетике, специализирующихся на короткие дистанции 15-16 лет в подготовительный этап.

Предмет исследования.  Планирование микроцикла подготовительного периода.

Задачи исследования. На основе изучения литературных источников обосновать планирование микроцикла для спортсменов по легкой атлетике, специализирующихся на короткие дистанции 15 -16  лет на подготовительном этапе.

Составить план учебно-тренировочных занятий в течение микроцикла с учетом задач подготовительного периода, выбора средств и методов тренировки, дозирование физической нагрузки.

Методы исследования: Анализ научно-методической литературы

Глава 1. Основы планирования для легкой атлетики (спринт)  подготовительного периода

Оптимальное построение тренировочного процесса во многом связано с рациональным планированием годичного цикла. Характер такого  планирования обоснован следующими основными положениями:

  1.  Календарь соревнований имеет в настоящее время, как правило, двухпиковый характер. Спринтеры, должны планировать свою подготовку таким образом, чтобы показывать наивысшие результаты в феврале – начале марта (зимний соревновательный период) и июне – августе (летний соревновательный период).
  2.  Различные системы организма имеют фазовый характер различный по своей длительности и особенностями развития.
  3.   Развитие спортивной формы является строго индивидуальным процессом. Только практическое наблюдение за ходом изменений физического состояния ученика поможет оптимально составить реальные планы подготовки

С учетом этих основных факторов в настоящее время  рациональной признается двухпиковая периодизация года с двумя основными макроциклами: осенне-зимним и весенне-летним.  Каждый цикл, в свою очередь, состоит из мезоциклов продолжительностью от трех до восьми недель, на которых решаются определенные задачи подготовки спортсменов.

Рассмотрим направленность и особенность организации тренировочной нагрузки на подготовительном периоде.

Втягивающий мезоцикл (3-4 недели, октябрь). Основные задачи: восстановление функциональных возможностей; общефизическая подготовка; укрепление опорно-двигательного аппарата.

Основными средствами тренировки в это время являются:  упражнения общефизической подготовки, выполняемые методом круговой тренировки, прыжковые и специальные беговые упражнения, переменный бег, спортивные игры.

Осенне-зимний и весенне-летний базовые мезоциклы (6-10 недель)

Основные задачи: дальнейшее повышение уровня функциональных возможностей; совершенствование техники бега с низкого старта и по дистанции; развитие скоростно-силовой подготовленности; развитие специальной выносливости

Рисунок 1.

Рисунок 1 – распределение средств специальной силовой (а) и беговой (б) подготовки в годичном цикле бегунов на короткие дистанции

1 – упражнение с отягощением, 2 – прыжковые упражнения, 3 – бег на отрезках до 80 метров (интенсивность 90-100%), 4 – бег на отрезках 100-400 метров (интенсивность 90-100%), 5 – бег на отрезках 100-400 метров (интенсивность 80-90%).

Годовой план подготовки бегуна на короткие дистанции представляет собой  документ, определяющий лишь общее направление развития тренировочного процесса. Он является своеобразной «справочной литературой» , к которой периодически обращается тренер. Основным рабочим документом тренера является оперативный план подготовки спортсмена. В задачу оперативного планирования входит определение всех средств и методов тренировки бегуна, их объема и интенсивности, применяемых  средств реабилитации и видов контроля за функциональным состоянием. Конкретный план  подготовки спортсмена с учетом всех возможных средств воздействия составляется на период от трех недель  до одного месяца.

В оперативном плане подготовки необходимо отразить все основные компоненты тренировочного процесса:

  1.  внешние факторы, регламентирующие ход учебно-тренировочного процесса (соревнования, переезды, места проведения тренировочных занятий, а  так же другие события,  способные  прямо или косвенно воздействовать на ход тренировок, например сессия в институте).
  2.  Средства и методы, используемые в практических занятиях.
  3.  Средства реабилитации
  4.  Средства контроля

Возможны несколько способов построения плана подготовки спортсмена. Как правило, тренировочная нагрузка планируется исходя из общих задач периода тренировки. В подготовительном периоде тренер располагает отдельные микроциклы  так, что они, как унифицированные детали в современном строительстве, позволяли последовательно возводить здание спортивной формы.

Характер тренировочной  нагрузки, предлагаемой  спортсмену, зависит от его подготовленности, а так же от основной задачи проводимых микроциклов. В зависимости  от характера  этапа можно выделить следующие типы микроциклов:

Втягивающий микроцикл. Содержит 5-10  тренировок. 1-2 раза в день. Предполагает спокойную, ненапряженную работу с достаточным отдыхом, как между упражнениями, так и между занятиями. В течение микроцикла объем, и интенсивность постоянно повышаются  от 40-50 до 80-90% запланированного максимума.

глава 1.1 цели  и задачи подготовки на подготовительный период.

Втягивающий мезоцикл (3-4 недели, октябрь). Основные задачи: восстановление функциональных возможностей; общефизическая подготовка; укрепление опорно-двигательного аппарата.

Втягивающий мезоцикл характеризуется невысокой суммарной нагрузкой и направлен на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе

Осенне-зимний и весенне-летний базовые мезоциклы (6-10 недель) Основные задачи: дальнейшее повышение уровня функциональных возможностей; совершенствование техники бега с низкого старта и по дистанции; развитие скоростно-силовой подготовленности; развитие специальной выносливости

Базовый  мезоцикл характеризуется большим суммарным объемом нагрузок.

Глава 2. Возрастные особенности бегунов 15-16 лет, специализирующихся  в беге на короткие дистанции

Этот возраст - один из главных периодов роста и формирования организма; в это время идёт перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играет изменение в нервной и эндокринной системах. Быстро растет тело, все органы и ткани, и это обусловлено влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы. Примерно до 9 -10 летнего возраста развитие у мальчиков и девочек происходит одинаково. К 10 – 11 годам в кровь начинает поступать половой гормон, специфичный для данного пола (до этого в крови содержится одинаковое количество гормонов обоего пола). 

Половое созревание девочек начинается на 1-2 года раньше. Они обгоняют в росте мальчиков. Отсюда и увлечение мальчиками, которые старше их. После завершения полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15 - 16 годам они уже сформированы. Рост прекращается

-Наступает зрелость сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13)

- завершение роста скелета

-различия среди детей усиливаются, так как многие из них повзрослели, а другие только начинают взрослеть

-мальчики отстают в развитии на 2 года

 В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из них являются гормон роста. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, сопровождающееся появлением вторичных половых признаков (изменение пропорций тела, развитием наружных и внутренних половых органов, появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков.

 У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы их роста неодинаковы, например рост конечностей опережает рост туловища. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за столом, т.к. неправильное положение корпуса при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника .

Продолжается интенсивное развитие коллагеновых и эластических волокон кожи. С определенной этапностью появляется вторичное половое оволосение. Подкожная клетчатка наиболее интенсивно развивается у девочек: под влиянием эстрогенов заметно нарастает масса жировой ткани, за счет чего происходит феминизация фигуры, частично формируются молочные железы.

 На фоне полового созревания активно протекают процессы дифференцировки костной ткани. Содержание кальция в скелете увеличивается с 296 г в 10 лет до 1035 г в 18 лет. Морфология костной ткани подростка все более соответствует морфологии костной ткани взрослых. К концу подросткового возраста зоны роста трубчатых костей в основном закрываются, постепенно прекращается «пубертатный» скачок в росте, т.е. интенсивный рост в длину. Рост и развитие костей грудной клетки и позвоночника завершаются после 20 лет.

  С 14—15 лет становятся более определенными половые различия в развитии мышечной системы — повышается сила сокращения мышц, заметно улучшается координация мелких движений. Мышечная работа, выполняемая за 1 мин, увеличивается к 16 годам в 3—4 раза, возрастает диаметр мышечных волокон. У мальчиков интенсивно увеличивается масса мышц (в среднем за 2—3 года периода полового созревания на 12%, в то время как с момента рождения до 8 лет всего на 4%).

   В подростковом возрасте отмечается дальнейшее морфофункциональное совершенствование органов дыхания. Завершается развитие придаточных пазух носа. Гортань, особенно у мальчиков, все больше напоминает по форме гортань взрослого человека. Голосовые складки у мальчиков с 12 лет становятся длиннее, чем у девочек. Длина трахеи у подростков увеличивается в среднем с 6,3 см (в 10—12 лет) до 7,2 см (в 14—16 лет), ее диаметр с 11,3 мм до 14 мм соответственно. Удлиняются главные бронхи, повышается их резистентность к спадению, увеличиваются количество и размеры альвеол легочной ткани. Происходит усиленный рост легочной ткани —к 14 годам их масса и дыхательный объем увеличиваются приблизительно в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденных. Одновременно резко возрастает диаметр грудной клетки. Тип дыхания у мальчиков брюшной, у девочек — грудной или смешанный (грудной и брюшной). Отмечаются интенсивное развитие дыхательных мышц, дифференцировка легочной ткани, увеличение размеров ацинусов, развитие эластических и мышечных волокон. Улучшаются показатели функционального состояния легких, в результате чего дыхание становится глубже, реже и к концу подросткового возраста достигает уровня взрослых (16—20 в 1 мин). 

  Значительные морфологические и функциональные изменения происходят и с сердечнососудистой системой, при этом отдельные ее элементы созревают неравномерно. В течение подросткового возраста размеры сердца удваиваются, его масса возрастает со 140—150 г в 10 лет до 230—260 г в 16 лет. Желудочки увеличиваются более интенсивно, чем предсердия, особенно левый желудочек, в результате чего соотношение между левой и правой половинами сердца возрастает с 1,5:1 в раннем детском возрасте до 3:1 в конце подросткового возраста . Объем камер сердца увеличивается быстрее, чем толщина образующих их мышечных стенок и диаметр отводящих сосудов. Развитие и дифференцировка волокон миокарда протекают интенсивнее, чем проводящей системы сердца. В течение подросткового возраста в миокарде повышается количество соединительной ткани, эластических волокон, вкраплений жира. Вены растут быстрее артерий, поэтому к 16 годам их просвет вдвое шире просвета артерий. Частота пульса в подростковом возрасте достигает показателей взрослых — 80 ударов в 1 мин. Артериальное давление увеличивается до 120—125/75—80 мм ртст. Нарастает ударный и минутный объем крови, а общее периферическое сосудистое сопротивление и скорость кровотока уменьшаются.

 Увеличиваются размеры печени, ее масса— с 900—930 г (в 10—11 лет) до 1160—1200 г (в 14—15 лет). Завершается развитие желчевыделительной системы, но ее функциональное состояние характеризуется лабильностью.

  В течение подросткового возраста масса почек увеличивается с 82—84 г (в 11 лет) до 115—120 г (в 15 лет), продолжаются рост и развитие мочевыводящих путей. К 12—14 годам основные функциональные показатели деятельности почек достигают уровня взрослых. Диурез повышается в среднем с 1100 мл (в 8—10 лет) до 1500 мл (в 11—15 лет).

    Заметные изменения происходят в эндокринной системе. Масса щитовидной железы возрастает, к 15 годам она полностью морфологически сформирована. Нарастает масса паращитовидных желез. В среднем к 12 годам заканчиваются формирование и дифференцировка коркового слоя надпочечников, масса надпочечников увеличивается с 6,6 г (в 6—10 лет) до 8,6 г к 15 годам. Значительно повышается активность гипоталамо-гипофизарной системы и половых желез.

   Изменения гормонального статуса, характерные для подросткового возраста , обусловливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов. Их действие уравновешивается адренокортикотропным гормоном и глюкокортикоидами, угнетающими Т-лимфоциты и иммуногенез. При этом в начале подросткового возраста в надпочечниках преобладает синтез минералокортикоидов, обладающих противовоспалительным действием, а затем увеличивается синтез глюкокортикоидов.

    Неравномерный рост левых и правых отделов сердца снижает адаптационные способности сердечно-сосудистой системы подростка к повышенной нагрузке. Вследствие того, что по темпам развития проводящая система сердца отстает от миокарда, нередко у подростков развиваются функциональные нарушения сократительной способности сердца. Увеличение ударного объема сердца при относительной узости кровеносных сосудов может обусловливать развитие гипертрофии миокарда и так называемого юношеского сердца, или юношеской артериальной гипертензии. В условиях повышения активности гипоталамо-гипофизарной системы и, соответственно, уровня катехоламинов и других биологически активных веществ сердечно-сосудистая система подростка функционирует неэкономно, что способствует развитию транзиторной юношеской гипертрофии левых отделов сердца, появлению систолического шума. Могут отмечаться раздвоение тонов, дополнительные III и IV тоны, функциональные нарушения ритма — синусовая аритмия, экстрасистолия, на ЭКГ — удлинение или укорочение интервала Р — Q. Эти изменения более выражены у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно спортом, или, наоборот, при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко возникают также сердцебиение, учащение пульса (иногда АД может понижаться, пульс урежаться), возможны одышка, головная боль в области лба.

   

  

   

Глава 2. Планирование микроцикла

Втягивающий мезоцикл.

Понедельник:

1.медленный бег 8-10 минут. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) 20-30мин. специальные беговые упражнения 500-600 метров(6*100)

2. прыжковые упражнения. Многоскоки  5-6*50-60 метров.

3. комплекс упражнений: а) ходьба выпадами 20-30 раз вперед и назад с отягощением

Б) выпрыгивание из полного приседа 20-30 раз

В)упражнения для мышц задней поверхности бедра

Г) упражнения для мышц брюшного пресса и спины

4. переменный бег 10*100 м( интенсивность 70%) через 50-60 м

5. медленный бег 5-7 минут

Вторник:

  1.  Медленный бег – 10 минут. ОРУ 20-30минут. специальные беговые упражнения 500-600метров.
  2.  Бег с барьерами
  3.  Ускорения 3-4 раза по 80-100м
  4.  Повторный бег 5*300(интенсивность 80%), отдых 4-5 минут
  5.  Упражнения с набивными мячами 100  бросков
  6.  Медленный бег 5-7 минут
  7.  Упражнения на гибкость

Среда:

1.Медленный бег 10 минут. ОРУ 20-30 минут.

2.круговая тренировка(1,5 часа)

3.баня, бассейн, восстановительные мероприятия

Четверг:

  1.  Медленный бег 8-10 минут. ОРУ 20-30 минут.
  2.  Ускорения 3-4 раза по 80-100метров
  3.  Бег с изменением скорости (фортлек) 5*250метров интервал отдыха 3-5 минут.
  4.  Игра 40-60 мин.
  5.  Упражнения на гибкость 15 минут

Пятница:

1.медленный бег 10 минут. ОРУ 20-30 минут. Специальные беговые упражнения 600-800 метров

2. ускорения 3-4 раза*80-100 метров

3. серия упражнений на быстроту: а) работа руками в ускоренном темпе до 30с

Б) бег на месте в ускоряющемся темпе до 30 сек, 2 серии

В) быстрая смена ног под команду 10-12 раз

4. низкие старты в гору 8-10 раз*30 метров

5. повторный бег 400-300-200 м( интенсивность 80%) отдых 5-6 мин. 2серии

6. медленный бег 15-20 мин.

7. упражнения на гибкость 20 мнут

Суббота:

  1.  Игра 20-30 минут.
  2.  Упражнения на гибкость и барьерные упражнения
  3.  Серия упражнений со штангой : а) подскоки на стопе 10+10*60кг(левой и правой)

Б) глубокий присед 10 раз- с весом 120-140 %

В) тяга 10 раз с весом 100-110%

Г) упражнения для мышц брюшного пресса и спины

4. повторный бег 5-150метров, отдых 2 минуты (интенсивность 70%)

5. медленный бег 5-7минут.

Воскресенье:

Активный отдых.

Здесь величина отягощения выражена в процентах относительно собственного веса.

Комплекс круговой тренировки на специальные группы мышц 1,5 часа

  1.  Упражнения для мышц сгибателей туловища и ног: поднятие ног вверх с захватом руками голеней – 3 подхода по 15-20 повторений.
  2.  Напрыгивание на препятствие  (высота 80см) 3 подхода по 15 повторений
  3.  Тяга бедром с резиной в упоре 2 подхода ( на каждую ногу) по 15 повторений
  4.  Прыжки с ноги на ногу 5 подходов до 10-12 отталкиваний в каждом подходе
  5.  Упражнения для косых мышц живота 4 подхода по 15 повторений
  6.  Упражнения для мышц задней поверхности бедра 2 подхода
  7.  Скачки на одной ноге 3 подхода на каждую ногу, до 8 отталкиваний в быстром темпе
  8.  Темповые подскоки вверх с подтягиванием поочередно бедер к груди с отягощением( вес до 5 кг в каждой руке) 5 подходов, до 15 раз в каждом
  9.  Тяга бедром резины в упоре – 2 подхода ( на каждую ногу) по 15-20 повторений.
  10.   Упражнения для стопы (вес до 70 кг на плечах) 3 подхода
  11.   Упражнения для передней поверхности бедра 2 подхода по 10-15 раз
  12.  Упражнения для мышц сгибателей ног и туловища 3 подхода, до 15 раз в каждом
  13.  Темповые подскоки вверх максимально без нагрузки 8 подходов, до 10 отталкиваний в каждом
  14.  Беговое упражнение «высокое бедро» 4*50м
  15.  Быстрый полуприсед со штангой (вес 40-70% от собственного  веса) 3 подхода

При построении микроциклов необходимо учитывать влияние различных нагрузок на организм продолжительность периодов  восстановления после них. Не рекомендуется включать в одно тренировочное занятие упражнение на развитие силы и выносливости

Вывод

1.Анализ литературных источников показал, что подготовительный период является одним из основных в подготовке бегунов.  В нём закладываются предпосылки для становления спортивной формы.
2.На первом этапе подготовительного периода набирается базовый объем, с большой продолжительностью по времени, но с низкой интенсивностью. На втором этапе подготовительного периода в недельный тренировочный цикл включаются тренировки на развитие скоростной, скоростно-силовой и специальной подготовки, они несут специальную направленность, и продолжались тренировки на развитие общей выносливости
.

Список литературы

  1.  Э.С. Озолин., спринтерский бег, московский региональный центр развития легкой атлетики ИААФ, М, 2010,4с, 158-166 с.
  2.  Матвеев Л.П. основы спортивной тренировки, физкультура и спорт, М,1977, 280с.
  3.  Курамшин Ю.Ф. теория и методика физической культуры. Советский спорт, М, 2010, 320с.
  4.  Малков Ю.П., А.Е. Алабужев, учебное пособие, И, 2010, 106с.
  5.  В. Б.Попов. система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Олимпия PRESS, 2006
  6.  Бартенев Л.В. Бег на короткие дистанции. М, ФиС, 1971
  7.  Бутина К.В. курсовая работа  «возрастные особенности подростков»

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34676. Розподіл озону у просторі та часі 1006.5 KB
  Найбільш точно в атмосфері Землі визначається загальний вміст озону ЗВО. ЗВО Х як вже згадувалось вище це товщина шару озону приведеного до нормальних тиску і температури. Величина Х є сумарною або інтегральною кількісною характеристикою шару озону іноді замість неї використовують зведену товщину шару озону .
34677. Роль колообігу води в природі в процесах формування хімічного складу атмосфери 719.5 KB
  Нестача води у ґрунті призводить до погіршення живлення рослин і зниження врожаю сільськогосподарських культур. Тому для забезпечення у ґрунті води здійснюють цілий комплекс агрохімічних заходів. сказано що “використання води на нашій планеті постійно зростає і вже найближчим часом у багатьох її регіонах слід чекати дефіциту прісної водиâ€.
34678. Парникові гази та їх роль у формуванні клімату 88 KB
  Сукупність цих газів створює в атмосфері парниковий ефект. Суть парникового ефекту полягає в наступному: Земля отримує енергію Сонця в основному у видимій частині спектра а сама випромінює в космічний простір головним чином інфрачервоні промені. Затримуючи тепло в атмосфері Землі ці гази створюють ефект який називається парниковим а гази – парниковими. Практично будьякий вид діяльності людини супроводжується викидами парникових газів створюючи таким чином додатковий або антропогенний парниковий ефект.
34679. УТВОРЕННЯ ТА РУЙНУВАННЯ ОЗОНУ 221.5 KB
  1 Фотохімічна теорія утворення озону оксигенний цикл За Чепменом озон в атмосфері утворюється з молекулярного кисню [3]. В результаті дії цих двох протилежних процесів в атмосфері на деяких висотах встановлюється цілком визначена густина озону. Для формування озону в стратосфері перш за все необхідний атмосферний оксиген який утворюється внаслідок фотодисоціації молекули оксигену по реакції 1: Р.
34680. Фотохімічний смог 103.5 KB
  Незважаючи на формування в останні десятиліття загальної тенденції до покращення стану атмосферного повітря в м. Для утворення фотохімічного смогу необхідна наявність в повітрі таких первинних забруднювачів як оксид азоту NO та NO2 які у значній кількості надходять у повітря із відпрацьованими газами автомобільних двигунів; летких органічних сполук ЛОС таких як пропан нбутан етилен бензол формальдегід які в основному надходять через випаровування та згорання палива і розчинників; Метеорологічними передумовами утворення смогу є...
34681. Хімічний склад атмосфер інших планет 204 KB
  Початок формування атмосфери повязаний з еволюцією Сонця, з процесом його перетворення молодої зірки в дорослу. Цей процес характеризувався гравітаційним ущільненням до планет (космічного пилу) та газів сонячного туману.
34682. Хімічні процеси в стратосфері 99.5 KB
  У стратосфері на висотах менше 50 км відбувається утворення озону за реакцією O2 O → O3 Нестабільна молекула озону в збудженому стані O3 перетворюється в стабільну молекулу озону в результаті реакції з так званою третьою часткою в якості якої виступають молекули кисню і азоту що містяться в повітрі в найбільшій кількості: O3 M → O3 M 107 кДж Швидкість утворення озону пропорційна добутку концентрацій що беруть участь у реакціях частинок. Таким чином існує максимум швидкості утворення озону який припадає на...
34683. Аерозоль і клімат 311.5 KB
  Оцінка прямого впливу аерозолів на радіаційний баланс дає досить широкі Schätzungen der direkten Wirkung von erosolen uf den Strhlungshushlt zeigen eine reltiv große Bndbreite und beruhen weitgehend uf Modellstudien die nicht nur für die vorindustrielle Zeit sondern uch für die Gegenwrt schwer zu verifizieren sind. Die Unsicherheiten beruhen zum einen druf dss selbst der ktuelle tmosphärische Gehlt einzelner erosolrten nicht genu feststeht zum nderen druf dss die Größenverteilung die chemische Zusmmensetzung die Mischung und die...
34684. Водяной пар в атмосфере и гидрологический цикл 44.5 KB
  В отличие от большинства других присутствующих в атмосфере газов содержание водяного пара может очень сильно меняться. По мере того как молекулы воды переходят в воздух давление пара в воздухе увеличивается. Если температура воздуха продолжает увеличиваться то для поддержания насыщенного состояния пара число молекул поступающих в воздух также должно увеличиваться если конечно жидкость еще имеется. Давление пара служит мерой для другой величины также выражающей количество пара содержащегося в воздухе и называемой абсолютной влажностью.