87703

Формирование художественно-графических умений у учащихся на уроках технологии

Курсовая

Педагогика и дидактика

На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий. При моделировании швейного изделия учащиеся изучают закономерности цвета, пропорции человека, закономерности композиции.

Русский

2015-04-22

261.5 KB

12 чел.

PAGE  4

Содержание

[1]
Глава 1. Теоретическое обоснование понятий «умение», «художественно-графические умения»

[1.1] 1.1 Психолого-педагогические основы понятия «умение». Формирование умений у учащихся

[1.2] 1.2 Условия формирования художественно-графических умений у школьников

[2]
Глава 2. Формирование художественно-графических умений у учащихся на уроках технологии

[2.1] 2.1 Анализ уровня сформированности художественно-графических умений у школьников 5 классов

[2.2]
2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических материалов на уроках по конструированию и моделированию фартука

[2.3] 2.3 Методические рекомендации для учителя по проведению уроков и практических работ по конструированию и моделированию фартука

[3]
Заключение

[4]
Список литературы


Введение

В настоящее время очень распространена и востребована профессия дизайнера, которая предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие художественно-графических умений у учащихся - наиважнейший аспект обучения. Художественно-графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, чувство прекрасного, творческие способности, наблюдательность, внимание. Поэтому тема дипломной работы актуальна.

Художественно-графические умения учащиеся приобретают на уроках изобразительного искусства, черчения, геометрии, географии. Большой объем художественно-графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Интерьер», «Элементы машиноведения», «Рукоделие», «Проектирование и изготовление рабочей одежды».

На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий. При моделировании швейного изделия учащиеся изучают закономерности цвета, пропорции человека, закономерности композиции. Конструирование и моделирование швейных изделий одна из наиболее трудных для усвоения тем программы «Технология».


Глава 1. Теоретическое обоснование понятий «умение», «художественно-графические умения»

1.1 Психолого-педагогические основы понятия «умение». Формирование умений у учащихся

В данном параграфе перед нами стоит задача рассмотреть теоретические основы понятия «умение» от взглядов ученых-педагогов прошлого до современных исследователей, выявить сходства и различия точек зрения на данную проблему: психологов, педагогов, методистов.

Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителем материала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике. [38]

Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л. , Талызина Н. Ф. , Хуторской А. В. , Фридман Л. М. и др. [29, 35, 38, 37]

Фридман Л. М. определяет умение как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. [37]

Климов Е. А. определяет умения как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решении профессиональных или жизненных задач. Он считает, что ошибочно сводить умения только к исполнительной стороне поведения и недооценивать познавательную и мотивационную основу, которую обеспечивает это поведение. [8]

Педагоги и психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений. На основе проанализированного материала мы составили таблицу, в которой в общем виде представлены типы умений и способы их формирования (таблица 1).


Таблица 1.
Типы умений

Типы умений

Характеристика умений

Способы формирования умений

Двигательные

Включает в себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена на основе этих умений.

Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках.

Познавательные

Включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, измерение.

Использование методов активизации учащихся: проблемное обучение, частично-поисковый метод, метод проектов. Усиление индивидуального подхода на уроках, четкий контроль. Самостоятельная работа учащихся, самоконтроль. Специальные задания и упражнения, построение алгоритма.

Теоретические

Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую.

Творческая деятельность. Использование методов активизации учащихся. Работа, направленная на стимулирование мыслительной деятельности учащихся.

Практические

Скоропись, беглое чтение.

Задания и упражнения с элементами самоконтроля.

Интеллектуальные

Включают умения выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты.

Специальные упражнения, задания, вопросы, которые учитывают уровень психического развития.

Исследовательские

Включают умение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования.

Включение в исследовательскую деятельность, выполнение практических заданий, индивидуальный подход к каждому ученику. Повышение осмысленности усвоенных знаний, развитие когнитивных способностей учеников.

Коммуникативные

Умения слушать, слышать другого. Включают описание поведения - сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действия. Коммуникация чувств - ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное слушание – принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Обратная связь.

Общение. Наблюдение и сообщение о своих наблюдениях.

Наряду с понятием «умение» Рубинштейном С. Л. и Фридманом Л. М. рассматривается понятие «навыки», так как они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано – у ученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык.

Рубинштейн рассматривает навыки как полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. [29]

Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений – навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход в практически любой ситуации.

Фридман считает, что умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляются более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т. е. на уровне коры головного мозга. [37]

Талызина Н. Ф. отмечает, что все умения, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории: общие, которые формируются у учащихся при изучении этого предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т. д.; специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах. К общим видам умений относят и все приемы логического мышления: они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то специфических знаний.

Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:

0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);

1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия. [37]

Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Формирование умений и навыков – специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.

Школьник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество, полученного учеником результата и не представляет себе, какие умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Что же должен делать учитель, для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения? Отметим два главных момента – постановку цели и организацию деятельности.

Прежде всего, перед детьми ставится особая цель – овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли они ее?

Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся – то, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно же, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме – перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.

Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы – широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т. д.).

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец, правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом. Совместная с учителем деятельность по выработке совместного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научится применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Тренировка, нужная для обработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

Основным условием успешного формирования умений является система ориентиров и указаний, пользуясь которой школьники выполняют усваиваемое действие. П. Я. Гальперин выделил три типа ориентировочной основы и соответственно три типа учения. [5]

Первый тип учения отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная система ориентиров и указаний по сравнению с той, которую необходимо знать для правильного выполнения действия. Такой тип учения характерен для обычного способа обучения, когда объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом «проб и ошибок». И на тех участках, где у ученика нет нужных ориентиров, он действует вслепую, часто ошибаясь и лишь в результате многочисленных проб осваивая данное действие. Даже сформированное действие остается для ученика не полностью осознанным, перенос этого действия в новые объекты, решение новых задач с помощью этого действия весьма ограничены.

Второй тип учения отличается тем, что ученику в готовом виде дается полная ориентировочная основа действия. Здесь нет «слепых проб», ошибки чаще возникают лишь по невнимательности, становятся случайными и несущественными. Возникает большая экономия времени, сил и материальных средств.

Полную ориентировочную основу действия можно сконструировать, оформить и дать ученикам в готовом виде разными способами. При этом система ориентиров подбирается эмпирически, выясняя, какие указания нужны для правильного выполнения действия слабым учеником.

Однако естественно возникает вопрос: можно ли научить самого ученика самостоятельно составлять ориентировочную основу действия для каждого конкретного готового задания? Оказалось, что можно, и тем самым был разработан еще один тип учения.

Третий тип учения отличается тем, что «ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается».

В каждой школе необходимо разработать программу формирования общеучебных умений и навыков. На основе разработанной программы составляется общешкольный план формирования включенных в программу общеучебных умений и навыков, в котором конкретно указывается, в каких классах, в процессе изучения каких учебных предметов должно осуществляться это формирование. А на основе этого плана каждый учитель в годовой и тематические планы изучения предмета включает в качестве органического раздела формирование соответствующих общеучебных умений и навыков, а также своих узкопредметных умений и навыков.

В школе и в каждом классе периодически должна проводиться диагностика овладения учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолению неуспеваемости.

Можно сделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить в отрыве от усвоения урочной системы (т. е. программой). Эти два процесса должны протекать параллельно. Практически это значит, что при усвоении урочной темы необходимо подобрать такие упражнения, задания и т. п., которые одновременно будут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые разные, не только по содержанию, но и по сложности и видам деятельности. Их продолжительность для разных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебных часов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными: мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Но в любом случае должны быть проверены все учащиеся.

Подводя итог, можно обобщить, что учебные умения и навыки можно разделить на специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.

Для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.

Под понятием «умение» в нашей работе мы будем понимать способ выполнения действия, освоенный субъектом, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем упражнений. Умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся условиях.

1.2 Условия формирования художественно-графических умений у школьников 

Целью данного параграфа является рассмотреть, что включает в себя понятие «художественно-графические умения», дать формулировку понятия «художественно-графические умения», определить значение графического образования, художественной культуры для школьников.

Художественно-графические умения у школьников формируются в процессе обучения на уроках ИЗО, черчения, геометрии, технологии, географии.

К художественно-графическим умениям можно отнести следующие:

умение строить, читать, понимать чертежи, оформлять их в соответствии с требованием ГОСТа;

умение пользоваться чертежными инструментами, художественными принадлежностями;

умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур;

умение оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. п.;

умение правильно сочетать цвета, оттенки;

умение компоновать предметы, составлять композиции;

умение делать условные обозначения на чертежах и понимать их;

умение выполнять эскизы, технические рисунки.

Если попытаться кратко сформулировать роль и значение графического образования, то важно обратить внимание на следующее. Изучение графики:

помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;

имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся и подготовки их к непосредственной практической деятельности;

дает материал для чувственного (наглядного) и теоретического познания природы и человеческой техники;

помогает учащимся глубже познать технику и технологию современного производства, разбираться в устройстве и пространственных отношениях предметов, а также процессов, не поддающихся непосредственному наблюдению;

содействует развитию технического мышления и познавательных способностей учащихся, их пространственных представлений, склонности к усовершенствованию и созданию новых моделей, приспособлений, устройств, что особенно важно для развития творческих качеств личности школьников;

оказывает большое влияние на воспитание у школьников внимания и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, самостоятельности и плановости, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда;

обеспечивает приобретение учащимися умения читать чертежи и развивает у них точность движений, является важнейшим условием успешного овладения школьниками многими видами труда и помогает их дальнейшему образованию;

благоприятно воздействует на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Одна из основных задач художественного образования в школе - развитие воображения и фантазии. Художественная культура направлена на формирование творческой личности учащегося, развитие наблюдательности, зрительно-образной памяти, способности к образному мышлению, формирует представления о выразительности разных видов искусства, направлена на освоение средств художественной выразительности - цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма, пропорции, пространство, композиция; формирует умения, навыки и способы практической художественной деятельности, стремление и способность создавать самостоятельно различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в творческих работах свое отношение к окружающему. Очень важным является развитие изобразительных способностей и художественного вкуса, воспитание нравственных и эстетических чувств.

Под художественно-графическими умениями в нашей работе мы будем понимать реализацию субъектом в материале: эскизах, чертежах, рисунках, моделях, изделиях идеальных образов, представлений, фантазий, применяя при этом знания, приемы выполнения, приобретенные на уроках черчения, рисования, технологии, геометрии и т. п.

Далее перед нами стояла задача выявить, при изучении каких разделов по технологии в 5 классе на уроках необходимо формировать у учащихся художественно-графические умения, в каком объеме, какое количество часов отводится на решение этой проблемы, рассмотреть на каких других предметах в школе у учеников формируются эти умения, изучить психические особенности пятиклассников, их возрастные особенности, выявить условия формирования художественно-графических умений на уроках технологии.

Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации основывается на том, что отечественная школа выступает в роли института общества, удовлетворяющего потребность в подготовке молодежи к жизни и реальной трудовой деятельности.  

Одной из граней такой подготовки всегда являлась графическая грамотность. Расширение требований к технологической культуре общества, выдвигаемых окружающей техносферой, еще более подтвердило значимость «языка техники» для углубления знаний о технологическом мире. Уровень графической подготовки человека определятся главным образом, не степенью овладения или техникой выполнения графических изображений, а в большей мере тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько подвижно его образное мышление.

Между тем в программах общеобразовательных школ из года в год происходили подвижки: предмет «черчение» переносим сначала из 7 в 8, а затем в 9 класс. Объективных причин, объясняющих это обстоятельство, нет. Все понимают, что графическая грамотность стала таким же элементом общечеловеческой культуры, как компьютерная, и поэтому требует формирования элементарных умений чтения чертежей с самого раннего школьного возраста. С необходимостью прочитать чертеж и понять содержащуюся в нем информацию учащиеся сталкиваются на многих занятиях по технологии.

В 5 классе на изучение технологии отводится 245 часов. Программа «Технология. Обслуживающий труд» включает в себя следующие разделы: кулинария, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, технологии ведения дома, творческие, проектные работы. Практически на каждом занятии по технологии у девочек формируются художественно-графические умения. Проанализировав программу по технологии, мы выявили при изучении каких разделов у школьников формируются художественно-графические умения, и свели полученные данные в таблицу (таблица 2).

Таблица 2. Художественно-графические умения, формируемые на уроках технологии в 5 классе

Формируемые художественно-графические умения

Раздел технологии, в котором формируются умения

Тема занятия

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов

Кулинария

Технология приготовления пищи. Бутерброды. Горячие напитки

Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц

Технология приготовления пищи. Блюда из овощей

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку

Сервировка стола

Зарисовка традиционных орнаментов. Выполнение эскизов композиции вышивки. Изготовление шаблонов

Рукоделие. Художественные ремесла

Вышивка

Перевод рисунка на ткань. Увеличение или уменьшение рисунка

Этапы выполнения творческого проекта. Подготовка к вышивке: выбор и перевод рисунка на ткань

Выполнение эскиза интерьера столовой, прихваток, полотенец

Интерьер жилого дома

Интерьер кухни, столовой

Выполнение простейших кинематических схем

Машиноведение

Знакомство с назначением и устройством швейной машины. Техника безопасности при работе на швейной машине

Зарисовка схем выполняемых швов

Выполнение машинных швов в подгибку с открытым и закрытым срезом

Зарисовка схемы стачного шва

Выполнение стачного шва. Контроль качества работ.

Умение строить и оформлять чертежи и эскизы в соответствии с общими правилами, типами линий в системе ЕСКД, масштабом. Пользование чертежными инструментами и принадлежностями.

Конструирование швейных изделий

Рабочая одежда ее характеристики. Измерение фигуры человека, запись результатов. Правила выполнения чертежно-графических работ

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4

Построение чертежа фартука и косынки в натуральную величину

Построение чертежа фартука в масштабе 1: 4.

Изготовление выкройки фартука и косынки. Контроль выполнения.

Моделирование фартука выбранного фасона. Выполнение эскизов фартука в соответствии с формой, контрастом, симметрией, закономерностями цвета

Моделирование швейных изделий

Приемы моделирования. Модели фартуков, способы их отделки. Определение расхода ткани

Можно говорить о необходимости планомерного и систематичного формирования у девочек художественно-графических умений на уроках технологии. Учитель технологии должен учитывать два существенных фактора при первоначальном обучении девочек элементам художественно-графической грамотности:

фундамент для формирования знаний по черчению у них практически отсутствует, за исключением сведений о геометрических фигурах, полученных ранее из школьного курса;

пространственное воображение, являющееся необходимым фактором восприятия объемных изображений, в большинстве случаев не развито. Следовательно, фундамент графической грамотности должен создаваться путем последовательного, поэтапного построения необходимых знаний и умений, а пространственное воображение - формироваться путем систематического сопоставления чертежа (эскиза) с реальным изделием. Однако нужно принимать во внимание еще один аспект трудового обучения. В старших классах школы мальчики и девочки по одной программе изучают курс графики, ориентированный на машиностроительное черчение. Многие ГОСТы составляют его основу, но в школьной программе не оговариваются графические особенности целого ряда работ, предусмотренных программой технологии для девочек. В швейном деле, рукоделии, моделировании и конструировании применяются чертежи, где существует присущая только этим видам деятельности специфика, которую нужно учитывать при формировании графической грамотности у девочек. Вот почему обозначения машинных швов, условные обозначения на лекалах, образцы линий на развертках и др. должны отражаться в рабочих тетрадях – вместе с эскизами лекал, чертежами построения изделий, с тем, чтобы прослеживалась зависимость между полученными знаниями и необходимостью их применения на практике.

Большой объем художественно-графических умений у школьников должен быть заложен учителем в начальных классах. В начальной школе на уроках рисования, математики, технологии учитель формирует у учащихся базовые художественно-графические умения. В соответствии с программой начальных классов, к концу 4 класса школьники должны обладать следующими художественно-графическими умениями:

конструировать модели плоскостных геометрических фигур, зарисовывать их на бумаге;

анализировать, расчленять на части простейшие объекты, называть составляющие их части;

сконструировать объект по схематичному рисунку, по техническому рисунку, видоизменить его и усовершенствовать по заданному условию в результате обнаружения дефекта или несовершенства;

контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции;

Учащиеся должны усвоить в начальных классах:

сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.),

деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый).

Учащиеся получают представления о таких геометрических понятиях, как точка, прямая, отрезок, кривая, луч, замкнутая, незамкнутая линия, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, параллепипед, куб, цилиндр, шар, пирамида.

В начальных классах учитель обычно не ставит цели доводить овладение трудовыми операциями до уровня автоматизированных навыков, за исключением простейших действий по оперированию графической информацией и овладению простейшими приемами работы инструментам.

Художественные умения формируются у учащихся также на уроках изобразительного искусства. На этих уроках учащиеся учатся чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении, выполнять изображения отдельных предметов с использованием перспективы, анализировать предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, использовать гармонию цветовых оттенков, цветовой контраст, передавать фигуру человека.

Все эти умения очень востребованы на уроках технологии при изучении раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий».

Для того чтобы определить задачи, которые необходимо ставить перед учениками пятого класса на занятиях по моделированию и конструированию, необходимо коротко раскрыть особенности психики детей 10-11 лет.

В.С.Кузин в своём учебнике "Психология" раскрывает психологические особенности этого возраста. В этот период ведущим типом деятельности является учение. С десяти лет особенно интенсивно развиваются познавательные инстинкты, основанные на потребностях в накоплении знаний, в активном познании мира в труде. Дети этого возраста более усидчивы, чем малыши 7-9 лет. Они способны дольше обдумывать поставленную задачу, но если выполнение того или иного задания затягивается, постепенно они теряют интерес. Характеристика познавательных процессов такова: на первом месте - производительность, затем продуктивность и, наконец, усидчивость. [11]

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., как заметил Д.Б.Эльконин, "память становится мыслящей, а восприятие думающим". Многочисленные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии - понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования. [43]

Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний).

Рубеж 4-5-х классов, по свидетельству многих психологов и педагогов характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе.

Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми.

Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости.

В соответствии с рассмотренными психическими и умственными особенностями учащихся и анализом программ по технологии, начальным классам, ИЗО необходимо разработать соответствующие подходы к преподаванию уроков, на которых предусмотрено формирование художественно-графических умений.

При формировании художественно-графических умений на уроках технологии перед учащимися необходимо поставить четкую цель, которую они будут осознавать, понимать то, чему они должны научиться в процессе урока. Далее важным условием является заинтересовать учащихся. Необходимо сформировать мотив. Важно убедить их, что получаемые умения пригодятся им не только для конкретного урока, но и в повседневной жизни. Для этого рекомендуется использовать задачи, которые позволят связать художественно-графическую деятельность с разнопредметными знаниями и умениями. Необходимо, чтобы компоненты графических действий и художественных умений давали правильное представление им о черчении и ИЗО в приложении к другим видам деятельности человека. Далее следует организовать совместную с учителем деятельность по формированию конкретного художественно-графического умения. Учитель на этом этапе демонстрирует образец выполнения задания и обосновывает алгоритм решения. Ученики усваивают алгоритм, изучают частные случаи применения алгоритма. Затем следует процесс закрепления алгоритма, который включает различные случаи и ситуации по формируемому художественно-графическому умению, упражнения в использовании данного умения, проблемные и творческие задания.

Художественно-графические умения очень значимы в системе подготовки учащихся. Программа по технологии не предусматривает специального выделения часов для ознакомления учащихся с основами черчения, рисования. Поэтому речь идет о попутных сообщениях школьникам сведений, которые должны вместе с тем, однако, формировать стройную последовательную систему представлений. Все это требует от учителя технологии целенаправленных систематических действий по формированию фундамента художественной культуры и графической грамотности.


Глава 2. Формирование художественно-графических умений у учащихся на уроках технологии

2.1 Анализ уровня сформированности художественно-графических умений у школьников 5 классов

В данном параграфе наша задача – выделить цели исследования и результаты констатирующего эксперимента, свести полученные результаты исследования в таблицу, проиллюстрировать их графически.

Проходя педагогическую практику в лицее «Развитие» (школа № 19) на 5 курсе в период с 8.11.2004 по 25.12.2004, был проведен констатирующий эксперимент. Для исследования был выбран 5 «Б» класс (20 человек).

Цель нашего исследования – выявить уровень художественно-графических умений у учащихся 5 классов.

Применяемые методы исследования: анкетирование учащихся, анализ планов-конспектов учителей технологии, исследование опыта учителей, наблюдения, творческие задания, анализ дидактического обеспечения к урокам, беседа с учащимися и учителями.

В число вопросов анкеты были включены такие, которые позволили выявить уровень знаний о закономерностях цвета, форме, пространственных отношениях, геометрических фигурах, понятии симметрии, конструировании и моделировании. Вопросы составлены с учетом знаний и умений учащихся, которые они получили в период обучения в начальной школе и на уроках изобразительного искусства. Кроме того знания, необходимые при ответе на вопросы очень важны при формировании художественно-графических умений на уроках технологии и в частности на занятиях по конструированию и моделированию швейных изделий. Некоторые вопросы составлены с выбором ответа, чтобы навести учащихся на правильную мысль, другие вопросы требуют полного ответа, знаний определений, приведения примеров. Для выявления уровня развития пространственного мышления некоторые задания снабжены иллюстрациями для большей наглядности. Вопросы сформулированы в соответствии с умственным развитием пятиклассников, доступны и понятны. Анкета состоит из 13 вопросов разного характера и уровня сложности (приложение № 1).

Проведенная анкета позволила установить уровень развития художественно-графических умений учащихся до начала специального обучения. Полученные результаты мы оформили в сводной таблице (приложение № 2). Ответы на некоторые наиболее интересные и важные вопросы мы проиллюстрировали графически в виде диаграмм (см. приложение № 3). Например, на вопрос № 5 (Знаете ли вы что такое симметрия? ответ: а – да, б - нет) большинство учащихся ответили отрицательно и не смогли привести примеры симметричных предметов (рис. 1). На вопрос № 6 (Знакомо ли вам понятие масштаб? Если масштаб 1:2, то больше или меньше самого предмета будет его изображение на чертеже? Ответ: а – больше, б – меньше, в – затрудняюсь ответить) многие учащиеся ответили неправильно (рис. 2).

Из полученных ответов учащихся видно, что они не умеют оперировать графическими понятиями (симметрия, масштаб, эскиз и др.), которые важны при формировании художественно-графических умений, и которые они должны знать из программы начальных классов. Пространственное воображение не достаточно развито. Школьницы не знают закономерностей цвета, цветовых сочетаний. Зная названия геометрических фигур, многие ученицы неправильно называют те или иные фигуры. Можно сделать выводы, что на уроках изобразительного искусства и математики не уделяется должного внимания формированию этих знаний и умений. Учащиеся не достаточно усвоили предусмотренные программой начальных классов знания и умения.

Далее мы проанализировали 10 планов-конспектов учителей технологии по различным темам, где нужно развивать у школьников художественный вкус и графическую культуру. Из анализа мы выявили, что в развивающих целях уроков не всегда заложено формирование художественно-графических умений. При изучении конструирования и моделирования одежды учителя ставят перед собой такую цель. Но на практике мы обнаружили, что на уроках учителя для реализации заданной цели не используют проблемных заданий, редко используют творческие задания. Учащиеся в основном пассивно воспринимают знания, копируют действия учителя, иногда не осознанно, не заинтересованы в уроке. Из анализа дидактического обеспечения можно сделать вывод, что для формирования художественно-графических умений их недостаточно.

Также во время практики мы предложили учащимся выполнить творческие задания, например, выполнить аппликацию для фартука, используя исключительно симметричные предметы и применяя только контрастные цвета. Большинство учащихся не смогли справиться с заданием. Хорошо выполняли творческие задания школьники, которые дополнительно обучаются в художественной школе или аналогичных заведениях.

Можно сделать вывод о необходимости систематического и планомерного формирования у учащихся художественного вкуса и графической грамотности. Нужно придавать особое значение формированию этих специальных умений у школьников на уроках технологии. Необходимо разработать методический материал для учителя и дидактические материалы для учащихся, которые будут способствовать формированию художественно-графических умений на уроках технологии, и провести в школе формирующий эксперимент для выявления эффективности использования этих пособий.


2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических материалов на уроках по конструированию и моделированию фартука

Целью данного параграфа является рассмотреть наиболее эффективные формы и приемы, позволяющие формировать у учащихся на уроках технологии художественно-графические умения, представить собственные дидактические материалы для проведения занятий по конструированию и моделированию фартука.

На изучение конструирования и моделирования рабочей одежды программой «Технология. Обслуживающий труд» предусмотрено 6 учебных часов: 4 часа - конструирование фартука, 2 часа - моделирование фартука. Школьницам на этих уроках необходимо усвоить такие основные теоретические сведения: виды рабочей одежды, фартуки в национальном костюме, общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий, типы линий в системе ЕСКД, правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями, понятие о масштабе, чертеже, эскизе, фигура человека и ее измерение, правила снятия мерок, понятие о форме, контрасте, симметрии и ассиметрии, использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

На уроках предусмотрены следующие практические работы:

снятие мерок и запись результатов измерений;

построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам;

моделирование фартука выбранного фасона;

подготовка выкройки к раскрою.

Для успешного формирования художественно-графических умений на уроках по конструированию и моделированию фартука нами поставлены следующие задачи:

овладение учащимися знаниями элементарных правил построения и чтения чертежа, пользования чертежными инструментами, формирование навыков моделирования, конструирования, ознакомление с особенностями оформления чертежа;

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;

развитие конструктивного мышления.

Для выполнения поставленных задач мы наметили основные пути их практического осуществления через:

увлекательную манеру изложения материала с использованием дидактических пособий, инструкционных карт по элементам швейного конструирования, наглядного материала;

дифференцированный подход к учащимся на уроке, который предполагает наличие достаточного количества инструкционно - технологических карт, карточек - заданий, различных по степени трудности;

самоконтроль учащихся;

использование на уроке проблемных и творческих заданий;

проведение выставки детских интересных разработок, творческих работ;

использование на уроках графических упражнений.

Для успешного формирования графических умений и художественного вкуса у учащихся 5 классов на уроках по конструированию и моделированию фартука мы предлагаем разработать:

инструкционно-технологическую карту для ознакомления учащихся с поэтапным описанием конструирования фартука с элементами самоконтроля. Технологические карты могут быть использованы как вспомогательный дидактический материал при формировании художественно-графических умений - вместе с учителем (за учителем) и самостоятельно (самообразование, опережающие задания - для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету). Инструкционно-технологическая карта снабжена поэтапными операциями с наглядными изображениями, что является очень важным, так как в 5 классе учащиеся впервые сталкиваются с конструированием швейного изделия и у них недостаточно развито пространственное воображение. Карта способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец действий, с которым они будут сверять свои действия;

плакат для изучения цветовых сочетаний - цветовой круг. Цвет играет большую роль в жизни человека. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать, вызывать чувство подавленности. Подбирая ткать для фартука, необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг. Три основных цвета – синий, красный и желтый размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, дополнительные цвета: желтый + красный – оранжевый; жёлтый + синий = зелёный; красный + синий = фиолетовый. Цветовой круг можно условно разделить на четыре части. В одну четверть войдут желто-красные цвета, в другую красно-синие, в третью сине-зеленые и в четвертую зелено-желтые. Так мы получим четыре группы родственных цветов. Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Их используют там, где нужно привлечь внимание, так как такие сочетания сразу бросаются в глаза. Сочетаясь друг с другом, они становятся ярче, заметнее один на другом. Любой цвет получается смешиванием близлежащих к нему цветов. Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тона, а в другую половину - голубые, зеленые, сине-фиолетовые. Цвета желтой половины круга называют теплыми, яркими, а цвета голубой его половины - холодными.

плакат для изучения способов моделирования фартука. На плакате показаны различные варианты моделирования кармана, нагрудника и нижней части фартука. В процессе моделирования фартука к выбранной нижней части подбирают нагрудник определенной формы и карман так, чтобы они дополняли друг друга.

плакат для изучения пропорций человека. Программой предусмотрено изучение особенностей строения детской и женской фигуры. Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребёнка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребёнка 0 -5 лет занимает 1/4 или 1/5 часть.

чертеж фартука с нагрудником и технологическая карта к нему для учителя, карта включает в себя те же операции что и инструкционно-технологическая карта для учащихся.

опорные схемы по снятию мерок, по типам линий в чертежах. Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков. Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску. В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места. Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем закодирован учебный материал по моделированию и конструированию. Опорные схемы – это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества, развития художественно-графических умений. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой, он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается для выполнения практического задания. Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учится.

образец творческого мини-проекта по моделированию фартука в виде журнала мод с вариантами фартуков и их конструкцией. Учащиеся выполняют моделирование фартука, применяя полученные на уроках знания, оформляют его в соответствии с правилами построения композиции. Перед изготовлением журналов учащимся можно задать конкретные условия выполнения, например, выполнить моделирование фартука, используя контрастные цвета, родственные цвета и т. п. Такая форма работы может выполняться как индивидуально, так и в малых группах, повышает творческую активность учащихся, развивает художественные способности. По окончании можно провести выставку лучших работ учащихся.

комплекс мини-упражнений по формированию графических и художественных умений, содержащих большое количество графических построений, по закреплению умений пользования чертежными инструментами, а также перед повторением и изучением таких понятий как симметрия, масштаб, цвет (приложение № 6). Назначение - научиться выполнять разные геометрические построения, правильно использовать чертежные инструменты, оперировать понятиями, сочетать цвета.  

карточки-задания для закрепления и контроля знаний, умений и навыков по конструированию и моделированию фартука. Рекомендуется разработать 2-3 комплекта разноуровневых карточек. В каждом комплекте карточки дифференцированы по сложности. Таким образом, по каждой теме можно применить карточки, содержащие задания разной сложности, подбирая их к конкретному классному коллективу или отдельному ученику. Карточки содержат вопросы теоретического и практического характера. Карточки-задания представлены в приложении № 7.

образец изделия – фартук. Перед изучением правил конструирования и моделирования фартука нужно показать учащимся готовое изделие, чтобы они наглядно представляли, что в конечном итоге у них должно получиться. Учащимся можно предложить назвать отдельные элементы фартука. Это будет способствовать лучшему пониманию дальнейшего материала.

Необходимо проверить в ходе формирующего эксперимента, насколько эффективны разработанные пособия, успешно ли формируются у учащихся художественно-графические умения.

2.3 Методические рекомендации для учителя по проведению уроков и практических работ по конструированию и моделированию фартука

Наша задача разработать методические рекомендации для учителя технологии по проведению уроков и практических работ по конструированию и моделированию фартука, представить планы-конспекты проведенных уроков, подвести итоги и выводы о проделанной работе.

Представляется важным, что первые занятия по проектированию и изготовлению фартука должны пробудить интерес школьниц к швейным работам. Увлекательные рассказы о значении одежды в жизни человека, перемежающиеся с показом изделий, выполненных старшеклассницами, призваны заинтересовать девочек, вызвать желание быстрее и лучше усвоить умения по конструированию и изготовлению первого изделия – фартука. На этом этапе обучения, методически оправдано не акцентировать внимание на неизбежных ошибках, а всемерно укреплять уверенность в ученицах, что они смогут отлично справиться с этой работой.

На первых занятиях основным диалектическим правилом учителя должна стать постепенность в овладении приемами в сочетании с неизменной доброжелательностью по отношению к учащимся.

При моделировании изделия учащиеся сталкиваются с понятием эскиза. Необходимо обратить их внимание на требования, предъявляемые к эскизам. Эскиз изделия часто выполняется несоразмерно, непропорционально, то есть не соблюдается одно из требований к нему. Поэтому следует объяснить учащимся, что понятие эскиза в черчении и технологии одинаково.

На уроках по моделированию учитель должен поощрять любую выдумку учениц, так как у них еще не сформирован вкус.

Знакомя учеников с элементами графической грамоты, учителю важно выявить, что они усвоили на уроках технологии, математики, рисования в начальной школе, какие знания они приобрели в ходе кружковой работы. Уроки по конструированию и моделированию следует начинать с демонстрации образца изделия – фартука, который будет изготавливаться на последующих занятиях. Следует задать учащимся вопрос: «Что необходимо знать, чтобы изготовить подобное изделие?» Как правило, школьницы отвечают, что для этого нужно знать размеры отдельных элементов, иметь чертежи.

Обобщая ответы, важно подчеркнуть, что на предприятии ни одно изделие не изготавливают без чертежа конструкции. Далее необходимо спросить какие способы изображения деталей изделия на бумаге знают ученицы. Каждое изделие можно изобразить на бумаге в виде обыкновенного или технического рисунка, эскиза или чертежа.

На уроках по моделированию и конструированию можно использовать инновационные формы проведения занятий.

Например, на уроках по конструированию фартука при проверке знаний и умений можно провести дидактическую игру. Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить ученицам стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения творческой активности.

Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность.

Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся.

Можно использовать игру под названием «пазлы». Принцип игры хорошо знаком детям: картину, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из них целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Именно по этому принципу можно построить проверку знания учащимися чертежа швейного изделия – фартука.

Чертеж фартука нужно разрезать на части, перемешать и попросить учениц собрать. Естественно никакого образца у них перед глазами нет и, если ученица не знает, как выглядит чертеж, справиться с таким заданием ей будет нелегко. Но если чертеж усвоен, то задание окажется несложным. Школьницы, не подозревая, что это проверка их знаний, с удовольствием играют в «пазлы».

Важный момент при преподавании конструирования фартука – демонстрация макета (развернутого чертежа) изделия из бумаги, обращая внимание на среднюю линию. Для наибольшего усвоения симметрии в чертеже фартука следует наложить правую половинку чертежа на левую и проанализировать. Нужно объяснить, что любой симметричный чертеж принято строить на половине. Учителю необходимо обращать внимание на обозначение линий на чертеже и соотносить их с расположением этих линий на человеке.

Особое внимание должно быть уделено обучению школьниц снятию мерок. Пояснение обозначений мерок, где буква С (полуобхват) наглядно изображает половину окружности (обхвата), воспринимается, как правило, легко, если речь идет параллельно с конструированием чертежа на половину фигуры. Так как здесь происходит переход от пространственного изображения к плоскостному, желательно, чтобы использовался манекен с нанесенными на нем линиями, по которым осуществляется измерение.

Далее мы представляем разработки планов-конспектов уроков конструирования и моделирования фартука.

Разработка урока по моделированию фартука

Тема урока: «Моделирование рабочей одежды для дома (фартуков).

Цели урока:

знакомство с видами фартуков различного назначения и их отделкой, с применением приемов моделирования при изготовлении новых моделей фартуков, знакомство с источником творчества — русским народным костюмом, обобщение и систематизация знания о понятиях: «форма», «контраст», «симметрия», «цвет».

формирование творческого начала учащихся, воспитание самостоятельности, доброжелательных отношений в коллективе.

развитие художественно-графических умений, умения применять полученные знания на практике, вызвать познавательный интерес к процессу создания модели изделия, развитие мышления.

выбрать модели для творческих проектов.

Инструменты и оборудование:

наглядные пособия — модель фартука; плакаты по композиции костюма: пропорции, цвет, плакат с возможными способами моделирования фартука; образец творческого мини-проекта «Журнал мод» с фартуками различных фасонов; книга с изображением фартуков в русском народном костюме; хлопчатобумажные лоскутки, альбом, карандаши цветные, фломастеры, ластик ножницы, линейка, различные виды отделок — тесьма, кружева, пуговицы, ленточки и т. д.

План урока.

1) организационный этап

2) провести повторение, опросить по теме предыдущего урока, используя карточки-задания разного уровня сложности;

3) сообщение темы и цели урока, критериев оценивания работ учащихся;

4) сообщить познавательные сведения по теме «Рабочая одежда для дома (фартуки). Фартук в русском народном костюме, отделка и ткани для фартука»;  

5) творческая практическая работа: выполнение эскизов фартуков различного назначения и фасона в виде коллекции для «Журнала мод» с использованием полученных знаний о цвете, пропорциях.

6) провести мини-защиту творческих работ.

Содержание урока.

Повторение предыдущей темы. Сообщение познавательной информацию о рабочей одежде для дома и на производстве, ее национальных традициях. Одежда по назначению разделяется на бытовую и производственную: к бытовой одежде относится повседневная, домашняя, нарядная, спортивная, национальная; к производственной одежде — рабочая и специальная. Специальная одежда предохраняет человека от воды, огня, высокой и низкой температуры, пыли, грязи, различных химических веществ. К специальной одежде относится и форменная одежда. Рабочая одежда также предохраняет человека от пыли и грязи. Форма рабочей одежды разнообразная: комбинезоны, халаты, куртки, брюки, фартуки. Характер работы учитывается в качестве и цвете используемых тканей, в отделке, деталях и фурнитуре.

Фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, женские, детские, мужские.

Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, - утилитарность, эстетичность.

В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.

Важен подбор цветовой гаммы. Хоть и говорят, что на вкус и цвет товарища нет, но существуют законы цвета. Здесь помощь окажет цветовой круг. Повторим закономерности цвета: теплые, холодные цвета, цветовая гармония, цветовой контраст.

Прекрасно смотрятся:

а) ткани контрастных цветов;

б) ткани родственных цветов;

в) пестрая и однотонная ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой.

Далее рассмотрим на плакате пропорции фигуры человека, особенности строения женской и детской фигуры. Зарисуйте в рабочих тетрадях схематично фигуру ребенка 12 лет.

Повседневные фартуки более спокойные по силуэту, фасону, отделке, не мешающие движениям; используемые ткани должны хорошо стираться и утюжиться.

Нарядные фартуки предназначены для домашних праздников. Это фартуки, надевающиеся поверх нарядной одежды или являющиеся дополнением к костюму. Выполняются из легких тканей белых или пастельных тонов. Отделкой могут служить кружево, вышивка, оборки, рюши. учащимся следует показать различные виды отделки.

Детские фартуки должны быть яркими, сочными, насыщенными по цвету, интересными по форме (в виде плодов, ягод, игрушек, зверей и т. д.).

Фартуки для мужчин лаконичны по силуэту, отделочным деталям, цветовая гамма спокойная.

Основой русского народного костюма является фартук. Форма этих фартуков повторяется и в современном костюме. Фартуки в народных костюмах богато украшались, декорировались и являлись дополнением к костюму. Посмотрите на изображения русских народных костюмов, обратите внимание на фартук.

Практическая работа. Выполнение творческих мини-проектов. Учащиеся выполняют моделирование фартуков и оформляют их в виде коллекции для журнала мод, в котором представлены модели фартуков и их конструкция. Учащиеся работают в малых группах по 2-3 человека.

Проведение мини-защиты творческих работ, коллективное выставление оценок.

Разработка уроков по конструированию

Урок № 1

Тема урока: Снятие мерок, построение чертежа цельнокроеного

фартука (М 1:4).

Цели урока:

знакомство с общими правилами построения и оформления чертежей швейных изделий; обобщение и систематизация знаний о чертеже, масштабе, эскизе; знакомство с правилами снятия мерок, типами линий в системе ЕСКД;

развитие умения пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, строить чертежи в масштабе, оформлять и читать чертежи;

формирование творческой активности учащихся, пространственного воображения, аккуратности и точности, научить применять полученные знания на практике.

Инструменты и оборудование:

наглядные пособия — модель фартука из ткани, чертеж цельнокроеного фартука (М 1:1), манекен; сантиметровая лента, альбом, линейка закройщика (М 1:4), карандаш, фломастеры, ластик, опорные схемы по снятию мерок и по изучению линий в системе ЕСКД, инструкционные карты с поэтапным построением чертежа фартука, карточки-задания по моделированию фартука.

План урока:

организационный этап;

сообщить цели урока;

сообщить познавательные сведения по снятию мерок, практическая работа по снятию мерок;

рассмотреть типы линий в системе ЕСКД;

расширить представление учащихся о понятиях «масштаб», «симметрия»;

повторить правила пользования чертежными инструментами;

рассмотреть общие правила построения и оформления чертежей;

построить чертеж фартука в масштабе 1:4;

подвести итоги урока.

Содержание урока:

Сообщение познавательных сведений по снятию мерок для построения чертежа и выкройки фартука. Мерки снимают сантиметровой лентой с человека, стоящего прямо, в естественной позе с опушенными вниз руками. Перед снятием мерок нужно точно определить линию талии. Для этого талию перевязывают узким поясом или тесьмой. Затем приступают к снятию мерок. По опорным схемам с описанием последовательности работы, обозначением мерок, названием мерок, правилами снятия мерок и их назначением, а также с наглядным изображением фигуры человека вам необходимо выполнить снятие мерок друг с друга и записать их в рабочую тетрадь. Учителю необходимо провести инструктаж и проверить правильность снятия мерок.

Перед тем, как строить чертеж фартука вспомним такие понятия как «масштаб», «симметрия». Для этого проведем небольшие тренировочные упражнения. Затем учителю необходимо показать учащимся типы линий, указать их назначение и применение. Это можно оформить в виде опорных схем. Чтобы вспомнить, как правильно пользоваться чертежными инструментами, проведем тренировочные упражнения для закрепления этих умений.

Построение чертежа цельнокроеного фартука в масштабе 1:4 осуществим с помощью инструкционных карт. Построение чертежа фартука можно осуществить несколькими способами:

учитель строит чертеж фартука на доске, учащиеся копируют действия учителя в тетрадях. Этот метод рекомендуется для более слабых классов, которые не смогут проделать эти операции самостоятельно;

ученицы по очереди выходят к доске и показывают по схеме одну из последовательных операций конструирования, другие учащиеся выполняют те же действия в рабочих тетрадях. В этом случае в работу включается весь класс. Этот метод наиболее эффективный и продуктивный;

учащиеся самостоятельно по полученным инструкционным картам выполняют чертеж фартука.

Практическая работа: снятие мерок, запись результатов, построение чертежа цельнокроеного фартука (М 1:4).

Урок по конструированию фартука №2

Тема урока: Построение чертежа фартука в масштабе 1:1 по своим меркам. Подготовка выкройки к раскрою.

Цели урока:

научить расчету конструкции по индивидуальным меркам, изготовлению и оформлению выкройки;

формирование художественно-графических умений;

формирование творческой активности учащихся, пространственного мышления, точности, научить применять полученные знания на практике.

Инструменты и оборудование:

наглядные пособия — модель фартука из ткани, чертеж цельнокроеного фартука (М 1:1); сантиметровая лента, альбом, линейка, карандаш, фломастеры, ластик, инструкционные карты с поэтапным построением чертежа фартука, карточки-задания по конструированию фартука.

План урока:

  1.  организационный этап;
  2.  сообщить цели урока;
  3.  провести проверку знаний и умений по предыдущему уроку;
  4.  повторить правила пользования чертежными инструментами;
  5.  вспомнить общие правила построения и оформления чертежей;
  6.  построить чертеж фартука в масштабе 1:1;
  7.  подвести итоги урока.

Практическая работа учащихся: построение чертежа фартука в М 1:1. Изготовление и оформление выкройки.

В ходе проведенного формирующего эксперимента с использованием разработанных дидактических материалов для проведения занятий можно отметить, что учащиеся с большей легкостью, чем в начале экспериментальной работы выполняли предложенные им задания, уровень художественно-графических умений повысился. Учащиеся без затруднений выполняли конструирование и моделирование фартука: правильно использовали чертежные инструменты, строили и оформляли чертеж фартука в соответствии с правилами, с желанием и интересом выполняли творческое задание по моделированию, усвоили закономерности цветовых сочетаний. Школьницы умеют оперировать графическими понятиями, такими как масштаб, симметрия и т. п. Учащиеся не копировали действия учителя, а осознанно выполняли индивидуальные и групповые задания.


Заключение

Практическим результатом данного дипломного проекта явились разработки методического материала для учителя технологии по проведению уроков, практических работ и дидактического обеспечения для проведения занятий по конструированию и моделированию фартука: плакаты, инструкционные карты, карточки-задания, комплекс упражнений, опорные схемы, образец изделия – фартук, творческий мини-проект. Разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя технологии на уроках по конструированию и моделированию фартука, некоторые пособия можно применять также при изучении других тем.

Практически на всех уроках технологии у учащихся необходимо развивать художественный вкус и графические способности. Но не все учителя придают этой проблеме значение. На уроках они редко используют творческие задания, проблемные задания, упражнения для усвоения художественно-графических умений и т. п. Предложенные нами дидактические пособия повышают уровень художественно-графических умений у школьников. Учащиеся научились строить чертежи и оформлять их в соответствии с требованиями, правильно пользоваться чертежными инструментами, оперировать графическими понятиями, передавать форму, пропорции и размеры фигур, правильно сочетать цвета, составлять композиции, выполнять эскизы. Проведя формирующий эксперимент в школе можно сказать, что учащиеся стали выполнять предложенные им задания с легкостью творчески и с интересом. Необходимо систематически и планомерно формировать художественные способности и графическую культуру у учащихся далее при изучении других тем для наиболее полного усвоения умений.

Цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Гипотеза подтверждена.


Список литературы

  1.  Васин Е. К. Работа над проектом в 5 классе// Школа и производство. – 2004. - №7. – с 34 - 35
  2.  Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
  3.  Выявление знаний и умений учащихся по обслуживающему труду// Школа и производство. – 2003. - №6. – с 57 – 62
  4.  Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 1988. - 256с.
  5.  Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом « Университет», 2000. – 112 с.
  6.  Занятия по трудовому обучению 5 – 7 кл.: Обработка тканей, кулинарные, ремонтные и электротехнические работы: Кн. для учителя/ Л. В. Левицкая, О. Г. Радугина, В. А. Перов, А. И. Иванов. – М.: Просвещение, 1992 – 158 с.
  7.  Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.
  8.  Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 462 с.
  9.  Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов тех. вузов/ В. М. Кроль. – изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Высшая школа, 2004. – 324 с.
  10.  Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  11.  Кузин В. С. Психология: Учебник для студ. сред. спец. уч. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1997. – 304 с.
  12.  Лаптев Г. Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда// Школа и производство. – 2003. - №5. – с 84 - 85
  13.  Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 512 с.
  14.  Ломов Б. Ф. Системность в психологии. Труды/ Под ред. В. А. Барабанщикова и др. - М. – Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1996. – 384 с.
  15.  Макарова А. Ю. Моделирование одежды с учетом особенностей фигуры// Школа и производство. – 2004. - №1. – с 31 – 34
  16.  Молева Г. А. Богданова Н. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда)// Школа и производство. – 2000. - №3. – с 64 - 66
  17.  Мошак В. З. Знакомство со стандартизацией на уроках технологии// Школа и производство. – 2000. - №8. – с. 6 - 8
  18.  Общая психология: Учебник/ Под общ. ред. проф. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 232 с.
  19.  Овечкин В. П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. – Брянск, 1998. – 238 с.
  20.  Педагогическая психология: Учеб. для студентов учеб. заведений сред. проф. образования/ Н. Ф. Талызина. – 3-е изд., стер. – М.: Akademia, 2001. – 288 с.
  21.  Программно-методические материалы: Технология. 5 – 11 классы/ Сост. А. В. Марченко. – М., 1998. – 178 с.
  22.  Программы «Технология»: 1-4 классы, 5-11 классы: Для средних общеобразовательных учреждений РФ. – М., 2000. – 158 с.
  23.  Программы для средних общеобразовательных учебных заведений ( ИЗО). – М.: Просвещение, 1998. – 128 с.
  24.  Программы для средних общеобразовательных учебных заведений ( начальные классы). – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
  25.  Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов/ [ К. А. Альбуханова, Е. Н. Богданов, М. Г. Бурняшев и др. ]. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 584 с.
  26.  Пушкин В. А. Учить видеть и творить красоту// Школа и производство. – 2002. - №6. – с 68 – 69
  27.  Пушкина Н. В. Моделирование фартука// Школа и производство. – 2003. - №6. – с 34 - 36
  28.  Расис Э. Занимательные материалы по обслуживающему труду// Школа и производство. – 1999. - №1. – с 62 - 63
  29.  Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 508 с.
  30.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 712 с.
  31.  Савельева Е. В. Фартук// Школа и производство. – 2003. - №4. – с 40 - 41
  32.  Словарь педагогического обихода. /Под ред. профессора Л. М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001. – 88 с.
  33.  Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2-е изд., стер. – М.: Akademia, 2002. – 366 с.
  34.  Современная дидактика: Учеб. для вузов/ А. В. Хуторской, - СПб.: Питер, 2001. – 536 с.
  35.  Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
  36.  Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  37.  Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2003. – 256 с.
  38.  Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 287 с.
  39.  Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
  40.  Чернякова В. Н. Технология обработки ткани: 5, 6, 7-9 кл. — М.: Просвещение, 2001. – 432 с.
  41.  Чернякова В. Н. Урок-игра по моделированию одежды// Школа и производство. – 1999. - №6. – с 43 - 47
  42.  Черчение: Учебник/ Под ред. В. В. Степаковой. — М.: Просвещение, 2001. – 285 с.
  43.  Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. – 2-е изд., стер. - М. – Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1997. – 414 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74773. Колебания, виды колебаний, характеристики, энергия колебания. Гармонические колебания. Примеры (маятники) 97.5 KB
  Колебательные процессы широко распространены в природе и технике например качание маятника часов переменный электрический ток и т. При колебательном движении маятника изменяется координата его центра масс в случае переменного тока колеблются напряжение и ток в цепи.
74774. Затухающие колебания и их характеристики. Декремент затухания 35 KB
  Простейшим механизмом уменьшения энергии колебаний является ее превращение в теплоту вследствие трения в механических колебательных системах а также омических потерь и излучения электромагнитной энергии в электрических колебательных системах.
74775. Вынужденные колебания. Уравнение, характеристики. Резонанс. Примеры 58.96 KB
  Колебания, совершающиеся под воздействием внешней периодической силы, Внешняя сила совершает положительную работу и обеспечивает приток энергии к колебательной системе. Она не дает колебаниям затухать, несмотря на действие сил трения.
74776. Сложение одинаково направленных колебаний. Биение. Примеры 54.5 KB
  Колеблющееся тело может участвовать в нескольких колебательных процессах тогда необходимо найти результирующее колебание иными словами колебания необходимо сложить. Сложим гармонические колебания одного направления и одинаковой частоты воспользовавшись методом вращающегося...