87711

Просвещенный абсолютизм как основа для социальных преобразований в Российской Империи

Курсовая

История и СИД

Кроме того Россия в тот период претендовала на главную роль на международной арене поэтому Екатерина II активно использовала слова и убеждения а не насилие. Екатерина Вторая и просвещенный абсолютизм в России Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма.

Русский

2015-04-22

67.29 KB

3 чел.

26

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный аграрный университет»

Юридический факультет

Кафедра социологии и социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО

Истории социальной работы

«Просвещенный абсолютизм как основа для социальных преобразований в Российской Империи»

                                                            Руководитель КР/КП

                                                        Молощенков А.Н

                                                             «__» декабрь 2014г.

                                                     Исполнитель

                                                                         Студентка 11 соц. группы

                                                          Шумакова Дарья

                                                              «__»декабрь 2014г.

Оренбург, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………...……....…3

Глава1.История просвещенного абсолютизма

1.1 Просвещенный абсолютизм в Европе…………………………………....….5

1.2 Екатерина Вторая и просвещенный абсолютизм в России…………..….....8

Глава2. Социально-правовая политика в годы правления Екатерины  Великой

2.1 Влияние идей просвещенного абсолютизма на  различные группы населения……………………………………………………………………...….13

2.2  Развитие государственного призрения при Екатерине Второй……….…19

Заключение………………………………………………………………….…....24

Список литературы

   Введение

На определенном этапе развития европейских стран возникала специфическая форма правления, которую называют «просвещенный абсолютизм». Идеи Просвещения оказали большое влияние на формирование и развитие просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм в России пытался противостоять таким проблемам, как сословное неравенство, чрезмерная роль церкви в идейной области, произвол власти.

Он опирался прежде всего на принцип «естественных прав» человека, таких как равенство, свобода, право на частную собственность. Просвещенный абсолютизм в России предполагал осуществление идеала «общественного блага», т.е. экономического благополучия, безопасности народов и социальной гармонии.

Когда в Европе главенствовали принципы просвещенного абсолютизма, в России верховная власть добивалась модернизации страны, развития торговли и прогресса в промышленности. Стала очевидной необходимость привести систему управления в соответствие с мировым уровнем и «духом времени». Это должно было укрепить неограниченную власть монарха. Просвещенный абсолютизм в России был использован как способ разрешения социальных противостояний и снижения напряжения в низших слоях населения.

Кроме того, Россия в тот период претендовала на главную роль на международной арене, поэтому Екатерина II активно использовала слова и убеждения, а не насилие. Но просвещенный абсолютизм в России пытались внедрять на неподготовленной почве. Социум еще не созрел для принятия таких убеждения и претворения их в жизнь. Не существовало духовных предпосылок для перехода к подобной системе управления.

Основная масса населения была непросвещенной, национальная буржуазия практически отсутствовала, в обществе царил патриархат. Развитию общества мешал и сам характер властвования. Полный контроль монарха за всеми проявлениями общественной жизни, который не желал отказываться ни от какой стороны собственной власти, привел к тому, что просвещенный абсолютизм в России был крайне противоречивым.

В связи с эти актуальность темы  исследования определенна необходимостью определения характера влияния идей просвещенного абсолютизма на социальную политику Екатерины Второй.  

Объектом курсовой работы выступает просвещенный абсолютизм, как основа для социальных преобразований в Российской Империи.

Предмет исследования –  влияние идей просвещенного абсолютизма на  различные группы населения.

Основная цель – рассмотреть особенности влияния просвещенного  абсолютизма на социальную политику в годы правления Екатерины 2.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

-  раскрыть понятие просвещенный абсолютизм;

- выделить основные особенности влияния просвещенного абсолютизма на различные сословия;

- провести анализ основных реформ осуществленных в годы правления    Екатерины Второй;

- рассмотреть особенности государственного призрения;

Глава 1. История просвещенного абсолютизма

1.1 Просвещенный абсолютизм в Европе

Политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов, упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ — крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.2

Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков.

Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Философские предпосылки к абсолютизму.

XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж .Ж Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития:

1. Т. Гоббс создал теорию общественного договора, заключавшуюся в гипотезе возникновения государства, как исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Ж.Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим, как обеспечивающего демократический механизм управления в государстве.

2. Ш. Монтескье сформулировал принцип разделения властей и сформулировал постулат о том, что целью любой формы государства является сохранение свободы на основе закона. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

3. Дидро боролся с всесилием церкви, считая требования, предъявляемые ей человеку не основанными на доводах разума и, следовательно, не справедливыми.

4. Дж. Локк впервые выделил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда).

Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенности собственности, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, и справедливого налогообложения.

Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

          

           Исторические предпосылки абсолютизма.

Во второй половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся в Европе и давший неограниченную власть монархам, уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесен революцией . Там король был уже не «милостью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознанием буржуазия не желала довольствоваться уступками феодальной аристократии, дело шло к кровавой развязке.

В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии.

В выше перечисленных странах абсолютистское государство, не в силах воспрепятствовать развитию буржуазии, решило пойти ей на некоторые уступки. Оно лишь пыталось казаться «просвещенным», в основе своей оставаясь неизменным и по-прежнему отстаивая интересы знати.

Да и буржуазия в этих странах даже в XVIII веке была заинтересована в феодально-абсолютистском государстве больше, чем оно — в буржуазии. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенародной пользе», порой успешно создавая иллюзию, будто служат всем подданным в равной мере. Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания. Многие государи и их министры искренне увлекались ими, особенно в молодости. Им очень нравилась мысль о государстве во главе с просвещенным монархом, который советуется с философами и преобразует общество на новых, разумных началах.

В XVIII веке эту идею усердно распространяли многие просветители, особенно Вольтер, долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Объективно в этом отражалось стремление умеренно-либеральной части буржуазии провести буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху.

Такой ход развития, сохранявший за дворянством господствующее положение, вполне устраивал монархов.3 Среди просветителей были и принципиальные противники абсолютистского режима, но они не находили поддержки в тех странах, где буржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. К тому же приносила свои плоды практика возведения во дворянство выходцев из иных сословий и пожалования титулов.

Рассмотрев историю Просвещенного абсолютизма в Европе и ее основные направления, можно понять как эти идеи развивались в нашей стране.

 

1.2 Екатерина Вторая и просвещенный абсолютизм в России

Время царствования Екатерины II называют эпохой "просвещенного абсолютизма". Смысл "просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития).

Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Екатерина Вторая и Просвещенный абсолютизм - это сочетание дворянского правления и либеральных идей.

Екатерина II была центральной фигурой просвещенного абсолютизма. Во многом эта политика была выражением собственных взглядов и качеств императрицы. Она явилась продолжением прогрессивной деятельности Петра I, попытками укрепить российское могущество.

Екатерина II была выдающейся личностью. Она направила большие усилия на изучение России: активно учила язык, историю и традиции. Одновременно ей были интересны идеи французских просветителей. Некоторые из них нашли искренний отклик в российской императрице. Поэтому особенности абсолютизма в России тесно связаны с ее личностью. Екатерина II отлично понимала, что дворянство не поступится своими правами и собственностью, но в то же время осуждала крепостничество. 4

В результате, опасаясь за собственную безопасность и власть, императрица сделала выбор в пользу успешного царства, а не достижения либеральных благ. В итоге эти меры в России были привязаны укрепить самодержавие благодаря модернизации управленческой системы. При этом неудержимо расширялись права дворянства, оно неуклонно превращалось в подлинно просвещенное сословие. С помощью комплекса мер в России распространялась европейская культура и образование. Авторитет России за рубежом неуклонно рос.

Задачи "просвещенного монарха" Екатерина II представляла себе так:

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.

Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.

Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.

Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов.

В период правления Екатерины II принципы «просвещенного абсолютизма» укрепились. Провозглашалась идея установления «законной монархии», впервые сформулированная в Манифесте о восшествии на престол новой императрицы.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.

Для новой кодификационной Уложенной комиссии, которую предполагалось создать, Екатерина II написала Наказ, в котором формулировались принципы политики и правовой системы. Значительная часть текста Наказа  была заимствована из трактатов Ш. Монтескье «О духе законов» и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около 100 статей), «Энциклопедии» Д. Дидро и Д'Аламбера. В целом заимствования составили более 80% статей и 90% текста. Однако по своей концепции Наказ был самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».

Наказ подчеркивал мысль, что на таком огромном пространстве, какое занимает Россия, не может сложиться иной формы правления, кроме монархии. Только самодержавная власть способна обеспечить быстрое и эффективное исполнение решений, лучше «повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим».

Сословная структура общества соотносилась с «естественным» делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводила особое место, учитывая особую важность его функций: военную службу и отправление правосудия. Наказ устанавливал сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях: первое место отводилось дворянству, второе «среднему роду», последнее -«нижнему роду людей», т. е. крестьянству.

Попытки нарушить сословное неравенство оценивались Наказом как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одном - одинаковом подчинении уголовным законам (хотя это не означало одинакового применения этих законов к разным сословиям).

В Наказе была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;

б) временные учреждения определяли порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;

в) указы являлись подзаконными актами, могли быть краткосрочными и отменяемыми.

Главной задачей Наказа было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие, определяющие принципы и систему основных норм

Комиссия преподнесла Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, можно сказать, что деятельность Комиссии закончилась провалом, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина писала, что она “получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком думать должно”. Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Екатерина II стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало  право.

Для этого она решила провести ряд реформ (экономических, социальных, политических), которые позволили  ей навести порядок  в стране после эпохи «дворцовых переворотов», когда Россию буквально разрывали по частям.

Глава 2. Социально-правовая политика в годы правления Екатерины Великой

 2.1 Влияние идей просвещенного абсолютизма на  различные группы населения

В первую очередь идеи просвещенного абсолютизма были выражены  в  рамках проведенных реформ Екатериной Великой, которые повлияли на жизнь различных сословий: горожан, мещан, дворян, крепостных людей. Первой реформой в области социальной политике была Губернская реформа 1775г. Задачей губернской реформы  было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

До 1775г губернии Российской Империи делились на провинции, а провинции на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды .5

Деление происходило без учета географических, национальных и экономических признаков: в его основу был положен исключительно количественный критерий - численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс.душ на территории уезда- около 30 тыс.душ.

Так же в связи с принятием губернской реформы 1775 г.полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Высшим судебным органом в стране являлся Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный  прекращать распри и мирить ссорящихся.В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты  меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определявший деятельность местных органов государственного управления и суда.

Также были проведены  реформы, которые изменили сословную структуру общества - это реформы Жалованной грамоты городам и Жалованной грамоты дворянству. Эти реформы привели к созданию в России двух новых сословий имевшие особые привилегии - дворянство и купечество.

Наряду с Жалованной грамотой дворянству от 21 апреля 1785 года увидела свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерины Второй учреждал новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей.6

Всего же насчитывалось шесть избирательных разрядов. Выборы проходили раз в три года по каждому разряду отдельно. Закон создавал еще одно выборное учреждение - собрание градского общества, в котором могли участвовать только состоятельные люди (не беднее купцов 2-й гильдии).

Именно это собрание избирало всех должностных лиц города: голову, бурмистров и ратманов магистрата, судей словесного или торгового суда и др. В этих учреждениях главным выборным лицом стал городской голова. Сфера деятельности городских дум значительно отличалась от деятельности земских изб, магистров и ратуш. В "Жалованной грамоте городам" нет упоминания о сборах государственных налогов и казенных службах -предметом забот новых учреждений стали "пользы и нужды" города.

Значение "Жалованной грамоты городам" не ограничивается введением городского самоуправления. По своим задачам и составу статей этот сложный законодательный акт с равным успехом можно назвать как городской, так и сословной реформой городского населения. 

В 1775г. Указом Екатерины II были учреждены три гильдии..К первой гильдии относилось купечество, обладавшее капиталом более 10 тыс. руб., ко второй - от 1 тыс. руб. до 10 тыс., к третьей - от 500 до 1 тыс. руб. Городские жители, доход которых не превышал 500 руб., причислялись к мещанам. Для купцов 1-ой и 2-ой гильдии создавались особые организации - гильдейские собрания, регулировавшие взаимоотношения между членами гильдии.

Жалованная Екатериной II городам грамота 1785 г., наделявшая купечество правом участия в местном управлении и суде, освобождала купцов 1-ой и 2-ой гильдий от телесных наказаний, но одновременно с этим власти повысили размер заявленного капитала. Высший слой купечества получил название именитых граждан.7 Именно купечество, оставаясь реальной хозяйственной силой создало в XVIII веке крупную льняную промышленность, которая превратилась в базовую отрасль текстильной промышленности, составлявшую тогда основу российской индустрии и работавшую на внутренний рынок.

Сельским жителям предоставлялось право свободно заниматься промыслами и продавать свою продукцию в городах. Вводились и некоторые ограничения. Так, дворянам запрещалось строить заводы в городах, но разрешалось в своих поместьях организовывать торги и ярмарки и оптом продавать продукцию, изготовленную в деревнях. Заботившаяся о создании в России “среднего рода людей” Екатерина II в первые годы своего правления не оставляла без внимания крестьянскую торговлю и мелкую кустарную промышленность.

Екатерина II всемерно поддерживала хозяйственную инициативу, объявив, что, все, что принадлежит к крестьянским домашним нуждам, не может сделать никакого подрыва и помешательства купеческому торгу.

Однако крестьянство не ограничилось сбытом оптом и в розницу на ярмарках и в городах сельскохозяйственных продуктов и изделий кустарных промыслов и проводило недозволенные операции, например, продажу иностранных товаров внутри страны, торговлю с восточными народами, транспортировку русских товаров к портам и даже их экспорт за границу.

Данная реформа резко подняла экономическое положение Российской империи на международной арене, благодаря ей начало формироваться третье буржуазное сословие, которое в последствие сыграет очень важную роль в развитие страны.

Следующим очень важным шагов в социальной политике было издание Жалованной грамоты дворянству, которое  закрепило главенствующее положение этого сословия.

В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства” представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21 апреля 1785 года.

Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам:

1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления;

2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество;

3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны.

Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд.

Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации.

Дворянство получило право на самоуправление, составило “дворянское общество”, органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей, возглавлявших уездную администрацию.

Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому участию в местном управлении. При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. 8

Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

Внутренние противоречия екатерининского правления нашли себе полное отражение в политике по крестьянскому вопросу, который развивался в нашей стране в течение нескольких столетий (Приложение1).  Екатерина поначалу старалась помочь крестьянам, как-то смягчить их социальное положение:

Во-первых, в 1766 г. она анонимно поставила перед Вольным экономическим обществом конкурсную задачу о целесообразности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность и даже присудила первую премию французу Лебею, утверждавшему: "Могущество государства основано на свободе и благосостоянии крестьян, но наделение их землей должно последовать за освобождением от крепостного права".

Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. 9Но отмена крепостного права не состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

Во-вторых, помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). “Сельское положение” было вполне законченным проектом. Он не противоречил “Наказу”. Однако этот проект не был воплощен в жизнь.

В вопросе об изменении положения государственных крестьян законодательство Екатерины II не пошло дальше принятого в 1775 г. "Учреждения для управления губерний", по которому крестьяне получили отдельные суды (нижние расправы) и право избирать своих представителей в судебные учреждения (нижние расправы, совестные и нижние земские суды). 

Но с другой стороны, именно при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении принадлежащих ему крестьян. В 1763 г. было установлено, что крепостные крестьяне, которые решились "на многие своевольства и дерзости", должны "сверх надлежащего за их вины наказания" оплачивать все расходы, связанные с посылкой воинских команд на их усмирение.

Так, помещичья власть, лишившись прежнего политического оправдания, приобрела при Екатерине более широкие юридические границы. Елизавета в интересах заселения Сибири законом 1760 г. предоставила помещикам право "за предерзостные поступки" ссылать крепостных здоровых работников в Сибирь на поселение без права возврата. Екатерина законом 1765 г. превратила это ограниченное право ссылки на поселение в право ссылать крепостных на каторгу без всяких ограничений на какое угодно время с возвратом сосланного по желанию к прежнему владельцу.

Помещики могли  покупать и продавать своих крестьян , переводили из одного имения в другое, обменивали на борзых щенков и лошадей, дарили, проигрывали в карты. Насильно женили и выдавали замуж, разбивали семьи крестьян, разлучая родителей и детей, жен и мужей.

В целом, законодательство Екатерины о пространстве помещичьей власти над крепостными людьми отличается той же неопределенностью и неполнотой, как и законодательство ее предшественников.

    Несмотря, на стремление дать крепостным свободу на первых этапах царствования, императрица вынуждена была пойти на поводу у помещиков, и крепостное право только ужесточилось. Крепостное право действовало подавляющим образом и на государственное хозяйство, а  так же задерживало рост русских городов, успехи городских ремесел и промышленности.

Также в это время начинает развиваться общественная благотворительность, которая сыграла очень важную роль в поддержание зависимого населения и в развитие культуры России.

 

 

  

  

 2.2 Развитие государственного призрения при Екатерине Второй

Впервые годы правления Екатерины Великой ее инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Екатерина пытается внедрить в жизнь новую гуманную форму воспитания детей, создать унифицированный тип гражданина, отвечающего насущным задачам быстро растущего государства.

Инициатором создания новой системы воспитания был  Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын И. Ю. Трубецкого. В 1763 году он представил Екатерине II план школьной реформы, который императрица подписала специальным манифестом. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве 1764г., и Петербурге 1770г., а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных).

Наибольшую известность из этих учреждений получил Воспитательный дом, который предназначался для воспитания подкидышей в возрасте не более 2-х лет. Сразу же при основании Воспитательного дома при нем было создано родовспомогательное отделение - секретно -родильный госпиталь. Поскольку в большинстве случаев были незаконнорожденные, то роженицам предоставлялось право не называть своего имени. В 1772 году при нем были образованы три казны — сохранная, ссудная и вдовья. 10

При Екатерине II предпринимались попытки организованной помощи вдовам с малолетними детьми, не имеющим средств к существованию. Учреждается специальная Вдовья казна, с тем чтобы мужья откладывали капиталы для обеспечения существования семьи в случае своей смерти. Однако призыв не нашел отклика в мужской среде и казна осталась пустой

Новым законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждение для управления губерний Российской империи», в каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения.

Они имели в своем составе шесть заседателей (по два от каждого из трех губернских сословных судов (дворянства, купечества и мещанства)), возглавлялись губернаторами. Приказы подчинялись министерству внутренних дел и правительственному сенату. Ведали местными школами, госпиталями, больницами, богадельнями, сиротскими домами, а также некоторыми тюремными учреждениями – «работными» и «смирительными» домами, куда, кроме бродяг и нищих, помещики имели право помещать непокорных крепостных. Располагали средствами на благотворительные цели, получаемые от правительства и частных лиц.

В функционировании приказов общественного призрения существовали свои особенности. Во-первых, сами приказы были переведены на самофинансирование, каждому было единовременно выделено по 15 тыс. рублей. Предполагалось, что названная сумма будет обращена в первоначальный уставный капитал, который следовало умножить через раздачу в займы (под залог имений) или получение процентов на вклады в банки.

Кроме того, приказы получили право принимать частные пожертвования, а города, селения и частные лица могли устраивать «общеполезные мероприятия» (благотворительные балы, спектакли, концерты и т. п.) для сбора средств в пользу неимущих.

В то же время в деятельности приказов вскоре обнаружились и существенные недостатки. Один из них был связан с тем, что работа в приказах общественного призрения являлась государственной службой по «Табели о рангах», зачастую привлекая карьеристов, желавших на этом «непыльном» поприще дослужиться до приличного ранга. Второй недостаток обуславливался тем обстоятельством, что приказы управляли очень разнородными по своему характеру благотворительными заведениями (богадельни, школы, сумасшедшие и работные дома и пр.), что в отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов порождало анархию и хаос в делах.

Кроме приказов общественного призрения в каждой губернии учреждалась дворянская опека для попечения о вдовах и сиротах дворянского происхождения и сиротские суды для попечительства о вдовах и сиротах купеческого, мещанского и ремесленного сословий. Эти учреждения занимались организацией приюта членов семей, оставшихся без средств к существованию, и решением вопросов, связанных с наследованием имущества.

Екатерина Вторая занималась благотворительностью и стремилась за интересовать в ней все население страны так как казна не могла сама справится со всеми проблемами. Повышению общественной активности граждан по отношению к неимущим способствовало принятое в 1785 году  «Городовое положение».  В соответствии с этим законодательным актом учреждались, такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны проявлять заботу о своих нетрудоспособных представителях.11 Так, купечество, располагая крупными финансовыми средствами, курировало деятельность ряда домов для душевнобольных, богаделен, детских приютов, училищ, в которых оказывалась помощь всем страждущим независимо от социального положения.

Однако довольно скоро стало очевидным существование ряда негативных факторов, препятствующим успешному внедрению всего этого. Наиболее остро стояла проблема финансового обеспечения богоугодных заведений. Средств, выделяемых Приказом общественного призрения из государственного бюджета на реализацию программ по оказанию помощи нуждающимся крайне не хватало. Расходы на содержание огромного бюрократического аппарата новой системы социальной защиты населения не покрывали даже функционирующие при Приказах общественного призрения ломбарды и коммерческие объединения, которые призваны были служить их самостоятельным источником доходов.

Но тем не менее, несмотря на многочисленные проблемы системы общественного призрения к концу правления Екатерины II в России уже существовала и отличалась многообразием форм и правлений. При Екатерине II система помощи была реорганизована и адаптирована к условиям жизни. Богатые, благородные, образованные люди считали за честь вкладывать свои средства в богоугодные заведения, богадельни, приюты.

Таким образом, во время правления Екатерины II были проведены коренные преобразования в вопросе милосердия. В виде Приказов общественного призрения фактически было создано «министерство благотворительности», в рамках которого были объединены все ее виды: организация богаделен, устройство приютов, больниц, школ и училищ. Более того, идеи создания приютов для подкидышей и госпиталей для неизлечимо больных (хосписов) явно опередили свое время. И сейчас, 250 лет спустя, они вновь реализуются в Российской Федерации.

          

                                                    Заключение

Царствование Екатерины II продолжалось более 30 лет и оставило глубокий след в отечественной истории, породив самые разноречивые суждения и о самой Екатерине и о результатах ее правления. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Одновременно перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Для этого императрица призвала на службу французское Просвещение (идеи философов Вольтера, Монтескье, Дидро).

В связи с этим время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, т. е. периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя.

Российский вариант просвещенного абсолютизма представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодального уклада, в политическом плане - с поиском компромисса с дворянством и аристократией, бывшими основной движущей силой предшествовавших государственных переворотов.

Вместе с тем Екатерина II хотела не столько улучшить российский абсолютизм передовыми идеями, сколько продвинуть страну по пути европейского прогресса. Наглядным подтверждением тому служит «Наказ» Уложенной комиссии, созванной под влиянием идей французских просветителей, для разработки реформ, которые должны были ослабить социальное напряжение и укрепить базу самодержавия.

Уложенная комиссия была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством на административно-бюрократических началах и стала еще одним шагом по пути оформления сословного представительства. Главная задача Уложенной комиссии (создание нового свода законов) так и не была выполнена.

Политика Екатерины II характеризовалась довольно глубокими преобразованиями в социальной сфере. По восшествию на престол, в русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы: Губернская реформа  1775 г ,издана «Жалованная грамота городам»  1785 г  и «Жалованная грамота дворянству» от 21 апреля 1785г.

В годы правления Екатерины II положение русского крестьянства  находилось в тяжелом состояние. Императрица думала об отмене крепостного права, но страна была не готова к таким реформам и дело закончилось лишь размышлениями.

Так же при Екатерине Второй - определенное развитие получила система государственного и общественного призрения. При этом первостепенную роль играло общественное призрение, включавшее в себя деятельность сельских общин, церковных приходов, монастырей, земских и городских самоуправлений по оказанию помощи различным категориям нуждающихся. В условиях недостаточных финансовых затрат государства на нужды социальной помощи и ограниченных возможностей основных субъектов общественного призрения, повышалось значение организованной благотворительности.

Таким образом,  решающую роль в проведении реформ играла личность «великой императрицы», оказывавшая огромное влияние на проведение политики «просвещенного абсолютизма» в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

                               Список использованных источников

         1.Бутромеев, В.А. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и религия. Титулы  /  В.А. Бутромеев.- М.: Деконт+, 2010. – 384с.

2.Городецкая, И.К. Возрождение благотворительности в России / И.К. Городецкая. -М.: Слово,2004.-327с.

3. Екатерина II . Наказ, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения  / Екатерина II  ; под ред. В. А. Томсинова. -  М.:  Зерцало, 2008. - 532 с.

4.Ключевский, В.О .История России: полный курс лекций / В.О. Ключевский .–Минск.: Харвест, 2003.-238с.

5.Любавский,М.К. История царствования Екатерины II / М.К. Любавский. - СПб.: Лань, 2001. - 256 с.

6.Маркова, А. Н. Государственное управление в России  / А. Н. Маркова.–М.: Мюнити-Дана,  2011. - 333с.

7.Орлов, А.С. История России с древнейших времен до наших дней.  Учебник для вузов  / А.С. Орлов .– М.: АСТ,   2010. – 520с.

8. Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. - М.: Мол. гвардия, 2000. - 195 с.

9. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов . -  М.: АСТ,  2008.-125 с.

10.Самсенкова, И.Р. Российская государственность /  И.Р. Самсенкова.- СПб.: Слово,  2002.-347с.

11.Темникова, Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества / Л.А .Темникова .-М.: Азбука, 2004.-280с.

12.Тугаева, А.Я. Российская государственность / А.Я.Тугаева.- М.: Дрозд, 2007.-267с.

13.Черняк, В.З. История государственного и муниципального управления России.  Учебник для вузов  /  В. З. Черняк. - М.: изд. РДЛ,   2001. - 528с.

14. Яковлев, С.И. Екатерина II: полный курс лекций / С.И. Яковлев. -М.: Конт,  2001.-432 с.

                                   Список зарубежных источников

1.  Рамбо, А.Т. История древней и новой России /  А.Т. Рамбо.-  М.: Слово, 2000.-231с.

2.Брикнер, А.Г.История Екатерины II  / .А.Г. Брикнер. -  М.: АСТ,  2002.-236с.

3.Валишевский, К.М. Вокруг трона / К.М. Валишевский. -М.: Терра – Книжный   Клуб , 2004.-178с.

4. Эрих, Д.Р. Екатерина Великая: личность и эпоха / Д.Р. Эрих.- СПб.:  Питер+,  2003.-374с.

5. Гина, К.С. Екатерина Великая: Биография / К.С. Гина .-М.: Эксмо, 2002.-237с.

6.Мадариага де Исабель. Россия в эпоху Екатерины Великой/ Мадариага де Исабель. –М.: Академия,2002 .-413с.

 

2 Доннерт Эрих. Екатерина Великая: личность и эпоха. -М., 2003.-С.274.

3 Ключевский В.О. Курс русской истории. -  М.,2001. -  С.79.

4 Пушкарев С. Г. Обзор русской истории.–М.,2004.– С.94.

5 Павленко Н.И. Екатерина Вторая. - М.,2000.-С.127.

6 Тугаева А.Я. Российская государственность.- М., 2005.- С.176.

7 Самсенкова И.Р. Российская государственность.– СПб.,2002.-С.145.

8 Маркова А. Н. Государственное управление в России. - М.,2002. – С.243.

9 Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории.- М., 2008.-С.125.

10 Городецкая И. Возрождение благотворительности в России. - М.,2004.-С.67.

11 Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества .-М., 2004.-С.23.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58747. Уроки информационного менеджмента 16.84 MB
  Потребность в литературе такого характера в России еще достаточно остра поскольку менеджеру информационной системы ИС приходится решать практические задачи создания и повышения эффективности ИС для чего...
58748. Уроки информационной войны США против России во время вооруженного конфликта в Южной осетии 202 KB
  Главной особенностью этой войны стал тот факт что несмотря на то что сражения на поле боя велись между российскими и грузинскими войсками в ходе информационного противоборства России пришлось столкнуться со всей мощью пропагандистской машины Соединенных Штатов Америки и целого ряда других союзных им государств. На данный момент сложно говорить о том были ли конкретная дата и сценарий вторжения грузинских войск в Южную Осетию согласованы с американским руководством тем не менее данная агрессия целиком и полностью лежит в русле...