87712

Роспись по ткани. Батик

Курсовая

Косметология, дизайн и стилистика

Как только люди научились делать ткани сразу же появилась необходимость в окрашивании и росписи материи. С тех пор сильно изменились технологии появились современные материалы и инструменты даже машины научились украшать ткани то есть современное развитие ткацкого производства достигло очень высокого уровня...

Русский

2015-04-22

380.05 KB

0 чел.

ГОУ ВПО МГГУ им.М.А.Шолохова

Факультет Дизайна и визуальных искусств

Кафедра Декоративно прикладного искусства

КУРСОВАЯ

на тему:

«Роспись по ткани. Батик»

Работу выполнила

Студентка 3его курса

Очного-заочного отделения

Молчанова Анастасия

Проверила

Фаизрахманова Г.К.

Москва 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                               стр. 3

История росписи

  1.  Основные черты

  1.   Происхождение и исторические корни батика              стр. 4-7
  2.   Цвета, красители и мотивы, используемые в батике    стр. 8-10
  3.   Техника батика                                                                  стр. 11-14

  1.  Технология

  1.  Техника свободной росписи                                             стр. 15-18
  2.  Описание процесса работы                                               стр. 19-20

Заключение                                                                           стр. 21

Приложения                                                                          стр. 22-30

Список используемой литературы                                     стр. 31

  Введение

Ремесло росписи тканей сформировалось много тысяч лет назад, примерно в то же время, что и ткачество. Как только люди научились делать ткани, сразу же появилась необходимость в окрашивании и росписи материи.  

С тех пор сильно изменились технологии, появились современные материалы и инструменты, даже машины научились украшать ткани, то есть современное развитие ткацкого производства достигло очень высокого уровня, что теперь дает нам огромнейший выбор тканей, разнообразных по фактуре, цвету, рисунку.

Однако ручная роспись по-прежнему находит огромное количество поклонников. Причину этого стоит поискать в стремлении человека, в частности женщин, выглядеть каждый раз оригинально и неповторимо. Отсюда увлечение ручной вязкой, вышивкой и, конечно, батиком.

Батик – это способ окрашивания тканей, основанный на применении специального вещества, резерва, который не пропускает краску. Резервом на ткань наносится задуманный рисунок, а свободные участки прокрашиваются. После высыхания краски, резерв снимается и на его месте остаётся узор.

Самые ранние техники были в точности такими же, как и те, что применялись людьми для украшения тела.

Сегодня технология батика, трансформировавшаяся в соответствии с требованиями времени, заняла подобающее место в ряду других видов декоративно-прикладного искусства.

 

  1.  Основные черты

  1.  Происхождение и исторические корни батика

С незапамятных времен батик использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке и африканских странах. Его родиной считается остров Ява в Индонезии. Там и сейчас популярна одежда из тканей, расписанных вручную. Настоящий батик создается вручную и словно излучает тепло, вложенное в него мастером. Он вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража и других. 

Яванский традиционый батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах. 
Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком. 

Азиатский континент вообще имеет самую богатую историю росписи по тканям. Первые образцы росписи по ткани, которые были найдены, датируются 3000 лет до нашей эры. В 327 году до нашей эры, во время вторжения Александра Македонского в Индию, стали известны узорные индийские ткани, которые стали успешно продаваться по всей Азии, в ЕгиптеГреции. В Европу и Африку эти ткани поступили только во 2 веке нашей эры.

Уже в начале нашей эры в Китае стала применяться роспись по шелку, печать по ткани, трафаретная печать по ткани. Японцы также овладели этим искусством.

Очень ранние экземпляры росписи по ткани найдены в Перу (датируются 200 годом до нашей эры).

В I в. н. э. Плиний Старший писал: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным».

Из Индонезии, где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам,  батик попал в Европу. Это началось с первой половины
XIX века. По началу, небольшое производство наладили голландцы, а уже затем немцы поставили его на поток.

 В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и не опирались на какую-либо традицию. Они объединялись в артели и занимались производством платков, шалей и редко получали заказы на театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько фабрик. В 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. 

Начало 70-х стало небольшим прорывом в развитии технологий окрашивания, это было обусловлено появлением нового поколения художников-текстильщиков, которые получали образование в Строгановском и Мухинском училищах, а вскоре и в текстильном или технологическом институтах. Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране и росписи тканей в целом.

Сейчас батиком называют практически все виды ручной росписи ткани: узелковый батик, холодный батик, горячий батик, роспись с помощью аэрографа. Это очень тонкое искусство, ведь раз нанесенную краску уже ничем не сотрешь, не закрасишь.

Два основных метода, используемые в батике -  это окраска, то есть непосредственное нанесение изображения на ткань, и паттерны, или орнаменты - повторяющийся рисунок, нанесенный по предварительно составленному образцу.

 Узелковый батик зародился и получил широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани. Техника узелкового батика имеет много названий: лахерия, бандхни, тритик, планки. Ткань перевивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. После развязывания места свивки остаются непрокрашенными. Результат зависит от системы завязывания: можно получить рисунок из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и др. 

На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.

  1.  Цвета, красители и мотивы, используемые в батике


Яванские мастера, как правило, использовали хлопковые ткани и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение, причём узоры в разных семьях существенно отличались друг от друга. Выполненные рисунки могли носить самую разнообразную тематику, от геометрических узоров и растительных орнаментов до различных мифологических сюжетов с изображением богов и фантастических птиц. Вообще на северном побережье используют более светлые тона красок, нежели в центральной части острова. Достоверно известно, что по рисункам можно было определить кастовую принадлежность человека и категорически запрещалось повторять королевские орнаменты.

 Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик, например настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях.

Классическую индонезийскую палитру можно разделить на цвета с оттенком слоновой кости, все многообразие оттенков коричневого, и, конечно же, самый яркий цвет – синий.
Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.
В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей. Возможно это и правда, ведь художник рисуя, передает через краску свою положительную энергию и позитивно заряженные мысли.

Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик, тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах датируемых приблизительно 2500 годом до н.э. Художники наносили тушью на шёлковую ткань изображения бабочек, птиц и прекрасных цветов, рисовали бытовые сценки и воздушные удивительные пейзажи.

Именно из Китая вместе с шёлком батик распространился повсеместно. Великий Шёлковый путь принёс лёгкую и нежную ткань, ценящуюся на вес золота сначала в Японию и Центральную Азию, а уже затем в Индию и на Ближний Восток. В современном Китае созданием батика занимаются в основном этнические группы, живущие возле юго-западной границы. Они изготавливают уникальные вещи, сочетающие в себе батик, аппликацию и вышивку.

 Примерно в 7-8 веках батик из Китая экспортировался в Японию. По сей день в музее в Нара сохранились образцы шёлковых ширм выполненных в технике батик, период изготовления которых относится к началу 8 века. С помощью кимоно, являющегося традиционной японской одеждой, человек мог обозначить свой статус в обществе. Этот фактор способствовал развитию разнообразных декоративно-прикладных искусств, в том числе и батика. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определённо расположенных узлов и уже после этого опускании материи в красильный раствор. Также с начала 9 века стали использовать трафареты и производить окрашивание со специальным защитным составом.


В переводе на японский, батик звучит как «рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием, получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками.   Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. В этот век появляются разнообразные техники росписи тканей, например такие как – суримон (восковая набойка), кокэти – техника нанесения узоров по трафарету и т.д. Со временем технологии батика менялись и становились совершенней, уже к началу XIX  века изготовление тканей и узоров достигает совершенства, в этот период происходит переход от ручной работы к штамповке.

Существует два основных вида красок по ткани: это красители и краски.

Красители предназначены для тканей из натуральных волокон (хлопокшелк, конопля, шерсть, перо и т.д.). Красители, как правило, более ярких цветов, у них большая цветовая палитра. Красители требуют дальнейшего закрепления на ткани: это может быть химическая обработка или тепловая обработка (паром, утюгом).

Краски сложнее в применении, они более вредные по составу, их применение требует респиратора, перчаток и вентилируемого помещения. Есть краски, которые требуют последующей обработки утюгом, а есть такие, которые закрепляются сами, но на это может уйти порядка 4-6 дней.

По сути, краски по ткани – это акриловые краски. Они не проникают вглубь волокон ткани, как красители, а остаются на поверхности материала. Это иногда приводит к тому, что ткань становится менее эластичной. Поэтому краски лучше использовать на тяжелой ткани, там этот эффект незаметен. А красители подойдут легким, невесомым тканям.

  1.  Техника батика

 Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы. 
Горячий батик – техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава.
Холодный батик – техника, где применен в качестве разделяющего и рисующего состава.

Для холодного батика характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка. Сначала наносится основной контур рисунка специальным составом из резинового клея или бензина, раскрашивая рисунок разными красками, получают орнаменты и картины. Для создания фактуры используются различные солевые эффекты. С этим батиком можно делать всё, что угодно - стирать любым моющим средством, даже хлорным отбеливателем, можете утюжить, стирать в стиральной машине на 60 -40 градусов, носить изделие под палящим солнцем и т.д. - вам гарантировано качество на несколько лет. 

Батик горячий вдумчив, загадочен, живописен, глубок, цельный и зрелый. Горячий батик отличается тем, что в работе употребляется разогретый парафин, который наносят на ткань или специальными инструментами, или кистью. Он может быть выполнен на хлопке или шелке. На хлопке лучше смотрится грубоватый или геометрический рисунок. 

Также существуют и другие техники и их разновидности.

 Например аэрография. Она представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа, при этом можно использовать разнообразные красители. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Гардины, покрывала, панно, выполненные методом аэрографии, прекрасно вписываются в современные интерьеры. Они помогают расставить необходимые акценты, не перегружая пространство. 

Роспись по шелку. При этой методике красители и краски наносятся на растянутый на подрамнике шелк. После применяется резервирующий состав. Роспись часто напоминает акварельную живопись. Для того чтобы добавить фактуры, применяется соль или брызги спиртом по влажной окрашенной поверхности. Получаются интересные разводы или текстура.

 Марблинг. От англ. «Marbling», что значит «мраморность». При такой технике краски сначала покрывают воду в ванной или плоской посудине (образуя узор или рисунок), а после отпечатываются на ткани.

Принт, тиснение. При этой технике краска наносится на штапм (вырезанный в виде любой формы) и отпечатывается на поверхности ткани.

Трафаретная печать, или шелкография. Способ печати с помощью тонкого сита, закрепленного в деревянной раме. Чернила продавливаются через трафарет на сетку и отпечатываются с помощью резинного валика на ткань.

 Солнечный принт. На ткань наносится специальная краска, делающая ткань светочувствительной. Сверху на ткань располагается любой предмет или трафарет. Под действием солнечного света краска начинает проявляться там, куда падают лучи света. А в местах, где были трафареты, ткань остается неокрашенной. Есть светочувствительные красители, которые реагируют не на солнце, а на электрическую лампочку, что делает роспись в такой технике доступной в любую погоду.

Используя любую из перечисленных выше техник или сочетая их, можно создать яркую и жизнерадостную, наполненную светом детскую; строгую, лаконичную обстановку кабинета; уютную и комфортную гостиную; оригинальные и стильные залы ресторанов, кафе, клубов; приветливые и располагающие приемные и комнаты переговоров, а также найти множество других интересных решений. Панно, оформленные с учетом интерьера, украсят как строгий офис, так и мягкую обстановку спальни. Современные материалы для росписи значительно упрощают роспись тканей и позволяют расписывать детали одежды (свадебные и вечерние платья, дубленки, джинсу, блузки, юбки и др.), создавать панно на натуральном шелке. Ручная роспись сделает ваш наряд стильным и оригинальным. Фантазия художника в сочетании с вашей индивидуальностью помогут создать образ вашей мечты. Авторский батик всегда неповторим. Из под кисти художника выходят уникальные вещи и всегда в единственном экземпляре.

Если начать рисовать на ткани кисточкой, то станет заметно, что цветовое пятно не остается на месте, а растекается. И это более заметно на легких тканях, таких как шелк. На более плотной ткани (плотный хлопок) такого растекания краски может и не быть, или быть очень мало. Иногда такой эффект подойдет, чтобы продолжить рисование. Но если нужно зафиксировать пятно и контролировать его растекание, то существует несколько способов:

Резервирующие составы, воски, восковые штампы. Эта техника пришла из искусства батика. Резервирующий состав отгораживает на ткани точный участок, который должен быть закрашен. После застывания состава ткань красится, а затем резервирующий состав убирается с ткани, оставляя ткань неокрашенной. С помощью этой техники можно делать многослойные росписи, добиваясь перекрытия неокрашенных участков ткани.

Останавливающие праймеры. Это такая грунтовка, которая наносится предварительно на шелк, потом высушивается. Затем – можно приступать к росписи. Грунтовку можно сделать самостоятельно из водного раствора крахмала. Роспись при таком подходе будет очень напоминать живопись по бумаге. Однако не все праймеры «работают» и с красками, и с красителями, поэтому важно покупать подходящий грунт для техники, которая выбрана.

Густой краситель. Если сгустить краски, то они не будут растекаться на ткани. Такой метод подходит, если делается принт, штамп, шелкография. В случае, если делается именно живопись с плавным переходом цветов, загустение красок не подходит. Краски можно сгустить специальным синтетическим загустителем, который продается в магазинах для рукоделия, либо с помощью рассыпчатых пигментов (красок в виде пудры).

В Индии сложилась для росписи ткани и техника мадхубани, традиции которой берут начало от обычая расписывать стены домов рисунками, наделенными магической силой. Каждая семья обладала своей коллекцией узоров, хранительницами которой были женщины. Из ткани, расписанной таким образом, шили одежду для невесты.

  Мадхубани – это узоры, составляющие специфическую композицию, при которой в нарисованную рамку помещали фигуры богов, людей, а окружающее их пространство заполняли изображениями птиц, растений, условных знаков и религиозных символов. Рисунок выполнялся от руки и отличался подчеркнутой примитивностью.

   Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну.   Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.

  1.  Технология

  1.  Техника свободной росписи

Свободная роспись – является наиболее интересным и своеобразным видом батика. Она выполняется без прокладки контуров резервирующими смесями, что позволяет создавать композиции подобные своей плавностью линий и живописностью к акварельному изображению.

 

Такую роспись выполняют двумя способами:

1) по ткани загрунтованной раствором кухонной соли;

2) по чистой необработанной ткани.

Чаще всего перед свободной росписью ткань грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге.

При использовании соляной основы текучесть красок ограничивается и можно работать свободными мазками. В случае выполнения рисунка на необработанной поверхности, краска растекается плавно переходя одна в одну. Выполняя роспись, можно использовать тампоны и кисти разнообразной величины и формы, от широких флейцев для покрытия больших поверхностей, к самым тонким колонковым для создания графическим элементам композиции. Свободная роспись хорошо совмещается с холодным батиком. Для этого ткань должна быть чистой необработанной соляным грунтом. При этом отдельные участки работы выполняются свободной росписью с графической проработкой элементов тонкой кистью или пером, другие ограничивают резервом и выполняются как обычный холодный батик.
 

Для того, чтобы приступить непосредственно к выполнению работы, нам  понадобятся следующие материалы:

Ткань – это может быть шелк (крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет) или хлопчатобумажные ткани (батист, штапель, тонкий поплин, маркизет). Ткань можно купить метражом и в виде готовых платков, галстуков или шарфов.     Для выполнения работы я использовала готовую хлопчатобумажную футболку.


Краски – выбор красок для росписи по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они и по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам французской фирмы «Lefrans & Bourgeois», закрепляемым путем запаривания. Можно использовать анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства. Высококачественные краски итальянской фирмы «Maimeri» и «Maimeri idea» закрепляются утюгом. Краска для росписи ткани marabu фирмы «Дигл Дизайн» (silk, textill).На сегодняшний день на рынке имеется множество подобных красителей. Из отечественных красителей удобен в применении набор для росписи тканей «Батик», «Ученик» фирмы «Гамма». Он конечно уступает импортным красителям, но для начинающих это  замечательный вариант.

Деревянная рама – можно купить в магазине или сделать на заказ в багетной мастерской. Существуют специальный профессиональные рамы для батика с гайками, что обеспечивает возможность подогнать ее под любой размер.

Палитра и пипетки – облегчают забор краски из флаконов и их смешивание. Палитра должна быть с углублениями и обязательно белого цвета. 


 Клейкая лента – нужна для оклеивания верхней стороны рамы перед началом работы, благодаря этому дерево не сможет впитать в себя краску и не запачкает вашу следующую работу.


Фен – ускоряет процесс высыхания красок. А так же  помогает создать замечательные живописные эффекты в технике свободной росписи.


Кнопки – (канцелярские) для натягивания ткани. Лучше использовать трехзубчатые кнопки или булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы. Можно использовать стиплер.


Кисти – беличьи или колонковые.

Калька и алюминиевая фольга – калька используется для заворачивания раскрашенного изделия при закреплении красок над паром. Фольга же кладется сверху в скороварку при закреплении красок. Она препятствует попаданию конденсирующейся влаги на вашу работу.

Спирт – для более быстрого высыхания поверхности ткани после окрашивания в разведенные водой краски можно добавить капельку спирта.

 Дистиллированная вода – необходима для разбавления и осветления красок. Не пользуйтесь для этих целей водой из-под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

 Утюг – понадобится для закрепления красящего слоя.

Карандаш – лучше очень мягкий, используется для перенесения мотива на ткань. Или портновская ручка, которая смывается водой.

 

  1.  Описание процесса работы

Практическая часть данной курсовой работы подразумевает роспись хлопчатобумажной футболки.

Я выбрала технику свободной росписи, потому как она показалась мне наиболее удобной, не требующей использования резерва или воска. Да и  материал, выбранный мной, достаточно плотный - это могло бы создать некоторые нежелательные трудности в работе.

Мотив, который я выбрала для нанесения на ткань - репродукция картины мастера беспредметного искусства, Каземира Севериновича Малевича - «Спортсмены».

 Итак, приступим. Для начала необходимо натянуть ткань на раму. Затем  подложить под неё необходимый нам рисунок и обвести карандашом. После чего равномерно смочить ткань водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.

Дальше наносим краску широкой кистью на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).

Наносим изображение по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.
Прорабатываем детали рисунка по сухой ткани уже мелкими мазками, детализируя изображение. 
При необходимости можно создать  дополнительные эффекты: капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т.п.

Но в нашем случае этого не потребуется.

Даём изображению просохнуть. Для скорейшего высыхания можно использовать фен.

Затем, для закрепления рисунка, проходим утюгом по обратной стороне ткани.

Готово! Теперь нашу футболку можно носить.

Так, как изделие предполагает носку, её можно будет стирать, но при температуре 30-40 градусов.

 

 

Заключение

 Батик – это древнейшее и весьма интересное ремесло, одно из направлений в декоративно-прикладном искусстве. Многообразие его техник позволяет художнику реализовывать самые невероятные идеи и замыслы. А результаты порой просто поражают воображение.

Однако, как и большинство других видов ДПИ, батик пока ещё существует лишь на энтузиазме людей любознательных, увлекающихся и глубоко творческих.

В современном мире роспись по ткани – скорее хобби, чем необходимость. Всё больше чуткие руки мастериц заменяю станки. Знания и секреты мастерства передаются в более узком кругу буквально по крупицам и  постепенно оказываются утраченными.

И всё же, роспись на ткани сегодня  дает широкое поле для экспериментов и поисков. Еще в конце прошлого века художники разных стран обратили особое внимание на различные традиционные способы оформления тканей. Они развили древние приемы, и текстильное ремесло вышло на новый виток своей истории, увлекая все большее число художников.

 Российский батик сегодня многолик – это картины, декоративные панно, театральные занавесы, ширмы, светильники, шторы, шарфы, платки, палантины, авторская одежда. В то же время, удивительно, что кутюрье, при своей приверженности к эксклюзивности, редко используют ткани, расписанные вручную.

 

 

Приложения

Материалы и инструменты для работы с батиком.

 Изготовление батика. Ява. 1905 г.

Процесс изготовления индонезийского батика.

 

Батик. Западная Ява. Индонезия.

  

Японский батик.

.

Китайский батик.

 

Нанесение воска.

Изготовление батика. Использование колпака.

Современный батик.

Список литературы и интернет-ресурсов

http://www.znaikak.ru/

http://hobby-terra.ru/

http://tkaniani.ru/

http://www.zlatoshveika.com/

Сергей Давыдов – «Батик. Энциклопедия. Техника, приемы, изделия» (2007 г.)

Елена Шилкова – «Волшебный батик»

Синеглазова М.О. – «Батик»,  Издательский Дом МСП (2004 г.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66382. РОМАН-АПОКРИФ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 226 KB
  Данная работа представляет собой исследование одной из новых разновидностей романа зародившейся в XIX веке и сложившейся в литературе ХХ века в результате объединения романного повествования с историей рассказываемой каноническими и апокрифическими евангелиями – романа-апокрифа.
66383. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСХОДНОГО МАТЕРИАЛА В СЕЛЕКЦИИ КАРТОФЕЛЯ НА ОСНОВЕ МЕЖВИДОВОЙ ГИБРИДИЗАЦИИ 4.72 MB
  Обзор исторического пути и современного состояния селекции картофеля на основе межвидовой гибридизации. Использование инцухта в селекции картофеля на основе межвидовой гибридизации. Создание и использование в селекционном процессе многовидовых гибридов картофеля.
66384. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗНОГО УРОВНЯ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ СОРТОВ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ И КАЧЕСТВО ЗЕРНА В УСЛОВИЯХ ЮГО-ЗАПАДА ЦЕНТРАЛЬНОГО НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ 4.16 MB
  Цель исследований – изучить эффективность средств химизации в технологиях разного уровня интенсивности на сортах озимой пшеницы и выявить оптимальные решения получения максимальной урожайности новых и перспективных сортов на серых лесных почвах юго-запада Центрального Нечерноземья.
66385. Диференційований підхід у вивченні основ штучного інтелекту в курсі інформатики фізико-математичного факультету вищого педагогічного закладу 1.43 MB
  Перетворення в економічній політичній і соціальній сферах суспільного життя бурхливе впровадження нових інформаційних технологій вимагають нових підходів до розбудови як всієї національної системи освіти так і системи вищої освіти і висувають на перший план завдання...
66386. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ 347.5 KB
  Идет процесс переоценки ценностей меняются ценностные представления. В переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче ценностей от старших поколений к младшим сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе.
66387. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЗДАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 342.5 KB
  Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды...
66388. СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРИ АУДИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ 254 KB
  Проблема психологических барьеров достаточно полно представлена в зарубежной психологии З. В отечественной психологии широко представлены исследования раскрывающие сущность и виды психологических барьеров: смысловые Л. и этносоциокультурных барьеров В.
66389. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности 281.5 KB
  Особую важность развития СК исследователи связывают с её значимость для профессионально-личностного роста специалиста И. Представляется важным сделанное рядом авторов заключение о том что СК выступает как системообразующая стержневая так как она детерминирует формирование...
66390. ФИТОНИМИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Е.И. НОСОВА 178.5 KB
  Актуальность диссертации обусловлена возрастающим вниманием лингвистов к изучению языковой личности Е.И. Носова; стремлением к многоаспектному описанию отдельных пластов лексики, в частности названий растений и растительных организмов...