87727

Ноосферное наследие В.И. Вернадского

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Очевидно что в таком смысле ноосфера возникла одновременно с появлением человека разумного а изучать ее нужно с позиций естественных наук как и биосферу. Однако существует и другой подход к пониманию ноосферы связанный с восприятием ее как проекта идеала такой организации деятельности человека на...

Русский

2015-04-22

22.12 KB

1 чел.

Ноосферное наследие В.И. Вернадского

Прошедший год ознаменовался значимым для мирового сообщества юбилеем – исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского.

Примечательно, что именно в последние десятилетия значительно возрос интерес к разработанной им концепции ноосферы. На мой взгляд, это связано с тем, что в конце ХХ века современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Эти серьезные проблемы продемонстрировали реальную угрозу биосфере планеты и человеческому обществу и важно то, что они  стали не следствием стихии, а логическим результатом человеческой деятельности, неумения или нежелания человечества разрешать острые противоречия между современным обществом и средой его обитания. Ноосферное наследие В.И. Вернадского же, напротив, предлагает решение глобальных проблем человечества мирным путем.

Я считаю, что определить ноосферу можно двояко. Прежде всего, ноосферу можно воспринимать «по образу и подобию» биосферы, то есть как географическую  оболочку  земного  шара,  в  которой  основную  роль  играют  превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью человека. Очевидно, что в таком смысле ноосфера возникла одновременно с появлением человека разумного, а изучать ее нужно с позиций естественных наук, как и биосферу. Иными словами, ноосфера представляет собой освоение человеком биосферы.

Однако существует и другой подход к пониманию ноосферы, связанный с восприятием ее как проекта, идеала, такой организации деятельности человека на планете, которая была бы в полном смысле слова разумной, обеспечивала оптимальное взаимодействие биосферы и человечества. На мой взгляд, ноосфера в таком смысле еще находится в стадии формирования, и ее становление связано с определенными трудностями.

Стоит сказать и о третьем подходе к пониманию ноосферы – «эзотерическом», при котором она понимается как пространство, в котором вокруг  Земли  летают мысли всех людей. Полагаю, что такое определение ноосферы – узкое и в некоторой степени бытовое, обыденное.

Если взять за основу представление о ноосфере как о некоем идеале, идеальной организации деятельности человека на планете, основанной на оптимальном и гармоничном взаимодействии биосферы и человечества, то следует обратиться к условиям ноосферной организации всех процессов на Земле, выработанным Ф.Т. Яншиной на основании трудов В.И. Вернадского. К этим условиям относятся такие условия, как заселение человеком всей планеты; резкое преобразование средств связи и обмена информацией; усиление связей, в том числе политических, между странами Земли;  начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;  расширение границ биосферы и выход в космос; открытие новых источников энергии; равенство людей всех рас и религий; увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики; свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений;  эффективная система народного образования и жизнеобеспечения; ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней; исключение войн из жизни общества и т.д.

Какой вывод можно сделать на основании данного списка условий осуществления подлинно ноосферного взаимодействия человека и биосферы? Часть условий уже выполнена. Так, на Земле не осталось мест, которые не освоены человеком; появилась новая система связи, основанная на сети Интернет; активно идет освоение космоса; ни у кого не вызывает сомнения, что для современного мира характерна глобализация – то самое объединение, которое «завещал» В.И. Вернадский. Иными словами, условия, зависящие от развития науки и техники, достижений человека в этих сферах, уже выполнены.

Однако очевидно, что значительная часть условий перехода к подлинной ноосфере в современном мире не соблюдается. Более того, их соблюдение невозможно на данном этапе развития человеческого общества в силу объективных причин (например, недопущение войн, голода, нищеты и т.д.). Казалось бы, все это позволяет сделать вывод о том, что в некоторой степени ноосферное наследие В.И. Вернадского есть не что иное, как утопия; несбыточные мечты человека о светлом будущем человечества

Тем не менее, именно  здесь – в части условий, связанных с разумом и сознательностью человека, его личными качествами, его человечностью, – в настоящее время идут основные процессы, связанные с формированием ноосферы. На мой взгляд, эти условия так и останутся невыполненными, если на Земле не появится «человек истинно разумный». Я понимаю под «человеком истинно разумным» человека, осознавшего свое  место и назначение в необъятной Вселенной и умеющего держать под контролем свои потребности, а не быть их рабом. Питание, развлечения, даже власть – «человек истинно разумный» будет контролировать все свои потребности, беря у природы и общества ровно столько, сколько нужно для выживания. Если человечество «перестроит» свое сознание таким образом, то оно сумеет преодолеть глобальные противоречия и проблемы и прийти к подлинной ноосфере.

Мне кажется, что формирование ноосферы как идеала сосуществования и взаимодействия человечества и природы связано именно с формированием качественно нового типа мировоззрения – ноосферного мировоззрения. Такое мировоззрение должно, я полагаю, характеризоваться следующими элементами:

  1.  наука,  точно  знающую  пределы  своей  применимости  и  опирающаяся  на требование ответственности человека за планету, на которой он живет;  
  2.  религиозные  убеждения,  не  вступающие  в  противоречие  с  доказанными данными науки,  дающие общие  представления  о  человеке, его судьбе,  правилах поведения и смысле его существования во Вселенной;
  3.  философия, требующая подвергать все сомнению, но только ради установления истины.

Иными словами, ноосферное мировоззрение требует наряду с правами человека признать и его обязанности по отношению к миру, в котором он живет.  Современный человек, являясь «человеком разумным», но не «человеком истинно разумным», не признает своих обязанностей по отношению к миру; большая часть населения нашей планеты – потребители, не задумывающиеся о связи своих действий, своей жизни с будущим человечества. Именно в смене мировоззрения кроется достижение подлинной ноосферы, о которой писал В.И. Вернадский, поскольку все великие перемены начинаются изнутри.

Значение же ноосферы для современного мира заключается в том, что ноосфера – это спасение человечества, путь выхода из кризисов и конфликтов, способ решения многих глобальных проблем. Однако этот путь тернист и сложен для человека потребительского склада ума и мировоззрения, но именно за ноосферой – будущее человечества.

Таким образом, в своем учении о ноосфере В.И. Вернадский создал идеал биосоциального будущего человечества, достижение которого возможно лишь на основании научно-технического развития и социальной эволюции человечества.

Наследие этого талантливого русского ученого устремлено в будущее – В.И. Вернадский много писал о ноосфере будущего, как таком состоянии взаимоотношений человека и природы, в котором человеческий разум познает все закономерности природы и ее эволюции и начинает нести ответственность за сохранение и развитие жизни на Земле.  И это будущее уже не за горами – именно XXI век станет веком достижения всех условий необходимых для полноценного формирования подлинной ноосферы. Другой альтернативы будущего у человечества на современном этапе его развития нет – достижение ноосферы или гибель.

.

                                                          


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29988. РЕШЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ УРАВНЕНИЙ 5.23 MB
  Эти значения x называются корнями уравнения 3. ak например для уравнения вида ax2 bx c = 0 его корни выражаются формулой: . В большинстве же случаев аналитическую запись корней уравнения найти очень сложно или в принципе невозможно такие уравнения называются трансцендентными и поэтому приходится решать уравнение численным способом. Отделение корней На данном этапе определяются те интервалы области изменения переменной x в каждом из которых расположен один и только один корень уравнения 3.
29989. Таинственное похищение Первого звонка. Сценарий праздника 1 сентября 179.11 KB
  Сценарий праздника 1 сентября Действующие лица Первый звонок Витя Петя Четверка Пятерка Двойка Единица Клякса Маша Флеш моб танец Первый ведущий. На сцену выходит Первый звонок. Первый звонок. Здравствуйте ребята вы меня я надеюсь узнали Да я ваш добрый знакомый Первый Школьный Звонок.
29990. СЦЕНАРІЙ СВЯТА ПЕРШОГО ДЗВОНИКА 130.46 KB
  Зріє жито молодеДружно з квітами до школиЗнову молодість іде Ведучий 2:Вересень немов учительДвері школи відчинивШколярів дзвінком врочистимДо навчання запросив Ведучий 1: Здрастуй школо здрастуй ріднаЗдрастуй любий класВ першовересень привітноТи стрічаєш нас Ведучий 2: Пахнуть фарбою класи просторіОй як хочеться вже до книжокМи від степу і синього моряВсі злетілись на перший урок Ведучий 1: Я не знаю хвилини врочистішеЩасливіших не бачив очей.Подивіться як урочистоМалюки зустрічають цей день Ведучий 1: На лінійку запрошуються...
29991. Свято Першого дзвоника 2013-2014 н.р. 81 KB
  Лунає музикафанфари 1 й ведучийШановні друзі всі присутні Батьки сьогоднішні й майбутні Дорогі діти вчителі З найкращим святом на землі. Ведучий Тепла осінь як весна Далечінь така ясна. Зріє жито молоде Дружно з квітами до школи Знову молодість іде Ведуча Вересень немов учитель Двері школи відчинив Школярів дзвінком врочистим До навчання запросив Ведучий Здрастуй школо здрастуй рідна Здрастуй любий клас В першовересень привітно Ти стрічаєш нас 2й ведучий.1 й ведучийЦей день є визначним і радісним святом для кожного з...
29992. Свято Першого дзвоника – посвята першокурсників 66.5 KB
  У них мрії й недоспані ночі І тривога про завтрашній день Ведучий Знову двері до мудрості храму Де незгасне довічна хмарина Відчиня золотими ключами Рідна ненькомоя Україна. Пісня про Україну Ведучий Шановне товариство дорогі наші викладачі батьки та гості Щиро вітаємо всіх вас із . Ведучий Зустрічаймо їх теплими посмішками і радісними оплесками. ♬ Вихід першокурсників Ведуча Групу 1ф91керівник групи Олена Григорівна Лобур Ведучий Група 1 ф92 керівник групи _______________________Шатуніна Ведуча Групу 1ф93керівник групи...
29993. ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ 2013 г. 63.5 KB
  1ВЕДУШИЙ : Здравствуйте любимые учителя 2ВЕДУЩИЙ : Здравствуйте уважаемые родители и дорогие гости 1ВЕДУШИЙ: Сентябрь наступил закончилось лето Пришел праздник знаний учебы отметок 2ВЕДУШИЙ Дети родителиучителя С праздником вас поздравляем друзья 1 Школьник: СОСКУЧИЛСЯ ПО ШКОЛЕ Перегрелся на солнце я что ли Заскучал вдруг по собственной школе. Ну а сегодня праздничный час Вместе: С праздником мы поздравляем всех вас 2 ВЕДУЩИЙ: Пришло время пригласить на нашу праздничную линейку...
29994. Возможности использования современных информационных технологий при изучении разделов «Атомная физика и Физика Атомного ядра» в школьном курсе физики 806.1 KB
  Влияние информационных технологий на выбор форм методов и средств обучения физике 26 1. Глава 1 Современные технологии обучения в преподавании физики 1. Практика воспитания и обучения все чаще сталкивается с необходимостью доступного подчеркивающих взаимосвязь явлений мира на уровне макросистем также требует определенного наглядного объяснения объектов и явлений особенно если они принадлежать к микромиру или являются абстрактными обобщениями.
29995. Разработка технологического процесса изготовления оконных и дверных блоков из ПВХ 460.34 KB
  Пластиковые окна изобрели в Германии, в 30-ые года. Первые пластиковые окна производитель установил бесплатно в качестве рекламы, но первоначально их производство не увенчалось успехом. И популярными стали они намного позже, в года 60-ые и их популярность растет до сих пор, прежде всего, из-за их устойчивости к внешним воздействиям. И это обоснованно.
29996. Увеличение выпуска продукции Деталь Валик 8ТС. 200.195 411.53 KB
  Определяем число запусков в году: 2.6 13 293 Определяем массу проектируемой заготовки: m3= Р V 106 кг. где Р = 785 кг дм3 плотность материала; V объем заготовки; Определяем коэффициент использования металла проектируемой заготовки по формуле: Определяем стоимость проектируемой заготовки: где Ц1=9540 руб. Значения и определяем по таблицам 2 и 8 [9] заготовка = 240 мкм.