87727

Ноосферное наследие В.И. Вернадского

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Очевидно что в таком смысле ноосфера возникла одновременно с появлением человека разумного а изучать ее нужно с позиций естественных наук как и биосферу. Однако существует и другой подход к пониманию ноосферы связанный с восприятием ее как проекта идеала такой организации деятельности человека на...

Русский

2015-04-22

22.12 KB

1 чел.

Ноосферное наследие В.И. Вернадского

Прошедший год ознаменовался значимым для мирового сообщества юбилеем – исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского.

Примечательно, что именно в последние десятилетия значительно возрос интерес к разработанной им концепции ноосферы. На мой взгляд, это связано с тем, что в конце ХХ века современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Эти серьезные проблемы продемонстрировали реальную угрозу биосфере планеты и человеческому обществу и важно то, что они  стали не следствием стихии, а логическим результатом человеческой деятельности, неумения или нежелания человечества разрешать острые противоречия между современным обществом и средой его обитания. Ноосферное наследие В.И. Вернадского же, напротив, предлагает решение глобальных проблем человечества мирным путем.

Я считаю, что определить ноосферу можно двояко. Прежде всего, ноосферу можно воспринимать «по образу и подобию» биосферы, то есть как географическую  оболочку  земного  шара,  в  которой  основную  роль  играют  превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью человека. Очевидно, что в таком смысле ноосфера возникла одновременно с появлением человека разумного, а изучать ее нужно с позиций естественных наук, как и биосферу. Иными словами, ноосфера представляет собой освоение человеком биосферы.

Однако существует и другой подход к пониманию ноосферы, связанный с восприятием ее как проекта, идеала, такой организации деятельности человека на планете, которая была бы в полном смысле слова разумной, обеспечивала оптимальное взаимодействие биосферы и человечества. На мой взгляд, ноосфера в таком смысле еще находится в стадии формирования, и ее становление связано с определенными трудностями.

Стоит сказать и о третьем подходе к пониманию ноосферы – «эзотерическом», при котором она понимается как пространство, в котором вокруг  Земли  летают мысли всех людей. Полагаю, что такое определение ноосферы – узкое и в некоторой степени бытовое, обыденное.

Если взять за основу представление о ноосфере как о некоем идеале, идеальной организации деятельности человека на планете, основанной на оптимальном и гармоничном взаимодействии биосферы и человечества, то следует обратиться к условиям ноосферной организации всех процессов на Земле, выработанным Ф.Т. Яншиной на основании трудов В.И. Вернадского. К этим условиям относятся такие условия, как заселение человеком всей планеты; резкое преобразование средств связи и обмена информацией; усиление связей, в том числе политических, между странами Земли;  начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;  расширение границ биосферы и выход в космос; открытие новых источников энергии; равенство людей всех рас и религий; увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики; свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений;  эффективная система народного образования и жизнеобеспечения; ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней; исключение войн из жизни общества и т.д.

Какой вывод можно сделать на основании данного списка условий осуществления подлинно ноосферного взаимодействия человека и биосферы? Часть условий уже выполнена. Так, на Земле не осталось мест, которые не освоены человеком; появилась новая система связи, основанная на сети Интернет; активно идет освоение космоса; ни у кого не вызывает сомнения, что для современного мира характерна глобализация – то самое объединение, которое «завещал» В.И. Вернадский. Иными словами, условия, зависящие от развития науки и техники, достижений человека в этих сферах, уже выполнены.

Однако очевидно, что значительная часть условий перехода к подлинной ноосфере в современном мире не соблюдается. Более того, их соблюдение невозможно на данном этапе развития человеческого общества в силу объективных причин (например, недопущение войн, голода, нищеты и т.д.). Казалось бы, все это позволяет сделать вывод о том, что в некоторой степени ноосферное наследие В.И. Вернадского есть не что иное, как утопия; несбыточные мечты человека о светлом будущем человечества

Тем не менее, именно  здесь – в части условий, связанных с разумом и сознательностью человека, его личными качествами, его человечностью, – в настоящее время идут основные процессы, связанные с формированием ноосферы. На мой взгляд, эти условия так и останутся невыполненными, если на Земле не появится «человек истинно разумный». Я понимаю под «человеком истинно разумным» человека, осознавшего свое  место и назначение в необъятной Вселенной и умеющего держать под контролем свои потребности, а не быть их рабом. Питание, развлечения, даже власть – «человек истинно разумный» будет контролировать все свои потребности, беря у природы и общества ровно столько, сколько нужно для выживания. Если человечество «перестроит» свое сознание таким образом, то оно сумеет преодолеть глобальные противоречия и проблемы и прийти к подлинной ноосфере.

Мне кажется, что формирование ноосферы как идеала сосуществования и взаимодействия человечества и природы связано именно с формированием качественно нового типа мировоззрения – ноосферного мировоззрения. Такое мировоззрение должно, я полагаю, характеризоваться следующими элементами:

  1.  наука,  точно  знающую  пределы  своей  применимости  и  опирающаяся  на требование ответственности человека за планету, на которой он живет;  
  2.  религиозные  убеждения,  не  вступающие  в  противоречие  с  доказанными данными науки,  дающие общие  представления  о  человеке, его судьбе,  правилах поведения и смысле его существования во Вселенной;
  3.  философия, требующая подвергать все сомнению, но только ради установления истины.

Иными словами, ноосферное мировоззрение требует наряду с правами человека признать и его обязанности по отношению к миру, в котором он живет.  Современный человек, являясь «человеком разумным», но не «человеком истинно разумным», не признает своих обязанностей по отношению к миру; большая часть населения нашей планеты – потребители, не задумывающиеся о связи своих действий, своей жизни с будущим человечества. Именно в смене мировоззрения кроется достижение подлинной ноосферы, о которой писал В.И. Вернадский, поскольку все великие перемены начинаются изнутри.

Значение же ноосферы для современного мира заключается в том, что ноосфера – это спасение человечества, путь выхода из кризисов и конфликтов, способ решения многих глобальных проблем. Однако этот путь тернист и сложен для человека потребительского склада ума и мировоззрения, но именно за ноосферой – будущее человечества.

Таким образом, в своем учении о ноосфере В.И. Вернадский создал идеал биосоциального будущего человечества, достижение которого возможно лишь на основании научно-технического развития и социальной эволюции человечества.

Наследие этого талантливого русского ученого устремлено в будущее – В.И. Вернадский много писал о ноосфере будущего, как таком состоянии взаимоотношений человека и природы, в котором человеческий разум познает все закономерности природы и ее эволюции и начинает нести ответственность за сохранение и развитие жизни на Земле.  И это будущее уже не за горами – именно XXI век станет веком достижения всех условий необходимых для полноценного формирования подлинной ноосферы. Другой альтернативы будущего у человечества на современном этапе его развития нет – достижение ноосферы или гибель.

.

                                                          


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46238. Грамматика как научная дисциплина. Основные подходы к изучению языковой грамматики. Виды и уровни языковой грамматики 14.26 KB
  Грамматический строй языка имеет свои категории и единицы словоформы и словообразовательные модели словосочетания и предложения. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода одушевлённости неодушевлённости числа падежа степени сравнения; глагольные категории вида залога наклонения времени и лица; грамматическая форма внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Синтаксические категории = тип предложения – специфическая характеристика присущая только...
46239. НОИСТРУНТОРСНИЕ, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕС HUE ВАЗЫ 14.23 KB
  Конструкторская база это база используемая для определения положения детали или сборочной единицы в изделии ГОСТ 21495 76. В обычной практике конструкторской работы конструкторской базой называется поверхность линия или точка детали по отношению к которым определяются на чертеже расчетные положения других деталей или сборочных единиц изделия^ а также других поверхностей и геометрических элементов данной детали. Основной называется конструкторская база принадлежащая дайной детали или сборочной единице...
46240. Структура лексического значения. Функциональный статус составляющих лексическое значение компонентов (денотативное и сигнификативное содержание значения) 14.17 KB
  Прямое значение слова – это непосредственная связь между звуковым комплексом и явлением действительности. Ядро лексического значения – концептуальное значение: а денотативный аспект выражает отношение содержания слова к предмету который оно означает. б сигнификативный аспект выражает отношение слова к понятию которое стоит за этим словом. г лингвистический аспект определяет место данного слова среди других единиц языка.
46241. Структуры. Действия со структурами. Передача структур в функции 14.1 KB
  Объявление структуры следует рассматривать как объявление типа. В C структуры заключают в себе не только данные но и код и относятся к средствам объектноориентированного программирования. Объявление структуры которая хранит сведения о журнале: название год номер.mgzinmg = { Nture 3 1995;Доступ к элементам структуры осуществляется по составному имени:имя_структуры.
46242. Проявление категории вежливости в русском языке. О социальных аспектах культуры речи 14.09 KB
  Проявление категории вежливости в русском языке. Принципу вежливости и его использованию в речи посвящено немало работ. Например Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил: не навязывай своего мнения предоставляй собеседнику возможность выбора будь доброжелательным Цель принципа вежливости – поддерживать социальное равновесие и такие социальноречевые отношения которые позволят результативно общаться При выражении вежливости большое значение играет взгляд. Средством выражения вежливости являются также модуляции голоса.
46243. THE STATIVE 14.06 KB
  Unlike such clsses of words s nouns djectives verbs nd dverbs the number of sttives functioning in English is limited. There re bout 30 stble sttives used both in colloquil nd in forml style: frid live like.Semnticlly sttives fll into five groups describing vrious sttes of persons or nonpersons:1.^ From the point of view of their morphologicl composition the clss of sttives is homogeneous tht is ll of them hve specil mrker the prefix : sleep live lone fire etc.
46244. Критический анализ ранних работ Ж.Пиаже. Л.С.Выготский: теоретический, экспериментальный и методологический анализ ранних идей Ж.Пиаже. Ответ Ж.Пиаже Л.С.Выготскому 14.05 KB
  Пиаже считал что детская речь эгоцентрична прежде всего потому что ребёнок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается стать на точку зрения собеседника. Выготский писал: Согласно учению Пиаже эгоцентрическая речь ребёнка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли который в свою очередь является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией что приводит постепенному снижению на нет эгоцентризма. По своей функции эгоцентрическая речь не может быть ничем иным...