87727

Ноосферное наследие В.И. Вернадского

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Очевидно что в таком смысле ноосфера возникла одновременно с появлением человека разумного а изучать ее нужно с позиций естественных наук как и биосферу. Однако существует и другой подход к пониманию ноосферы связанный с восприятием ее как проекта идеала такой организации деятельности человека на...

Русский

2015-04-22

22.12 KB

1 чел.

Ноосферное наследие В.И. Вернадского

Прошедший год ознаменовался значимым для мирового сообщества юбилеем – исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского.

Примечательно, что именно в последние десятилетия значительно возрос интерес к разработанной им концепции ноосферы. На мой взгляд, это связано с тем, что в конце ХХ века современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Эти серьезные проблемы продемонстрировали реальную угрозу биосфере планеты и человеческому обществу и важно то, что они  стали не следствием стихии, а логическим результатом человеческой деятельности, неумения или нежелания человечества разрешать острые противоречия между современным обществом и средой его обитания. Ноосферное наследие В.И. Вернадского же, напротив, предлагает решение глобальных проблем человечества мирным путем.

Я считаю, что определить ноосферу можно двояко. Прежде всего, ноосферу можно воспринимать «по образу и подобию» биосферы, то есть как географическую  оболочку  земного  шара,  в  которой  основную  роль  играют  превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью человека. Очевидно, что в таком смысле ноосфера возникла одновременно с появлением человека разумного, а изучать ее нужно с позиций естественных наук, как и биосферу. Иными словами, ноосфера представляет собой освоение человеком биосферы.

Однако существует и другой подход к пониманию ноосферы, связанный с восприятием ее как проекта, идеала, такой организации деятельности человека на планете, которая была бы в полном смысле слова разумной, обеспечивала оптимальное взаимодействие биосферы и человечества. На мой взгляд, ноосфера в таком смысле еще находится в стадии формирования, и ее становление связано с определенными трудностями.

Стоит сказать и о третьем подходе к пониманию ноосферы – «эзотерическом», при котором она понимается как пространство, в котором вокруг  Земли  летают мысли всех людей. Полагаю, что такое определение ноосферы – узкое и в некоторой степени бытовое, обыденное.

Если взять за основу представление о ноосфере как о некоем идеале, идеальной организации деятельности человека на планете, основанной на оптимальном и гармоничном взаимодействии биосферы и человечества, то следует обратиться к условиям ноосферной организации всех процессов на Земле, выработанным Ф.Т. Яншиной на основании трудов В.И. Вернадского. К этим условиям относятся такие условия, как заселение человеком всей планеты; резкое преобразование средств связи и обмена информацией; усиление связей, в том числе политических, между странами Земли;  начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;  расширение границ биосферы и выход в космос; открытие новых источников энергии; равенство людей всех рас и религий; увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики; свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений;  эффективная система народного образования и жизнеобеспечения; ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней; исключение войн из жизни общества и т.д.

Какой вывод можно сделать на основании данного списка условий осуществления подлинно ноосферного взаимодействия человека и биосферы? Часть условий уже выполнена. Так, на Земле не осталось мест, которые не освоены человеком; появилась новая система связи, основанная на сети Интернет; активно идет освоение космоса; ни у кого не вызывает сомнения, что для современного мира характерна глобализация – то самое объединение, которое «завещал» В.И. Вернадский. Иными словами, условия, зависящие от развития науки и техники, достижений человека в этих сферах, уже выполнены.

Однако очевидно, что значительная часть условий перехода к подлинной ноосфере в современном мире не соблюдается. Более того, их соблюдение невозможно на данном этапе развития человеческого общества в силу объективных причин (например, недопущение войн, голода, нищеты и т.д.). Казалось бы, все это позволяет сделать вывод о том, что в некоторой степени ноосферное наследие В.И. Вернадского есть не что иное, как утопия; несбыточные мечты человека о светлом будущем человечества

Тем не менее, именно  здесь – в части условий, связанных с разумом и сознательностью человека, его личными качествами, его человечностью, – в настоящее время идут основные процессы, связанные с формированием ноосферы. На мой взгляд, эти условия так и останутся невыполненными, если на Земле не появится «человек истинно разумный». Я понимаю под «человеком истинно разумным» человека, осознавшего свое  место и назначение в необъятной Вселенной и умеющего держать под контролем свои потребности, а не быть их рабом. Питание, развлечения, даже власть – «человек истинно разумный» будет контролировать все свои потребности, беря у природы и общества ровно столько, сколько нужно для выживания. Если человечество «перестроит» свое сознание таким образом, то оно сумеет преодолеть глобальные противоречия и проблемы и прийти к подлинной ноосфере.

Мне кажется, что формирование ноосферы как идеала сосуществования и взаимодействия человечества и природы связано именно с формированием качественно нового типа мировоззрения – ноосферного мировоззрения. Такое мировоззрение должно, я полагаю, характеризоваться следующими элементами:

  1.  наука,  точно  знающую  пределы  своей  применимости  и  опирающаяся  на требование ответственности человека за планету, на которой он живет;  
  2.  религиозные  убеждения,  не  вступающие  в  противоречие  с  доказанными данными науки,  дающие общие  представления  о  человеке, его судьбе,  правилах поведения и смысле его существования во Вселенной;
  3.  философия, требующая подвергать все сомнению, но только ради установления истины.

Иными словами, ноосферное мировоззрение требует наряду с правами человека признать и его обязанности по отношению к миру, в котором он живет.  Современный человек, являясь «человеком разумным», но не «человеком истинно разумным», не признает своих обязанностей по отношению к миру; большая часть населения нашей планеты – потребители, не задумывающиеся о связи своих действий, своей жизни с будущим человечества. Именно в смене мировоззрения кроется достижение подлинной ноосферы, о которой писал В.И. Вернадский, поскольку все великие перемены начинаются изнутри.

Значение же ноосферы для современного мира заключается в том, что ноосфера – это спасение человечества, путь выхода из кризисов и конфликтов, способ решения многих глобальных проблем. Однако этот путь тернист и сложен для человека потребительского склада ума и мировоззрения, но именно за ноосферой – будущее человечества.

Таким образом, в своем учении о ноосфере В.И. Вернадский создал идеал биосоциального будущего человечества, достижение которого возможно лишь на основании научно-технического развития и социальной эволюции человечества.

Наследие этого талантливого русского ученого устремлено в будущее – В.И. Вернадский много писал о ноосфере будущего, как таком состоянии взаимоотношений человека и природы, в котором человеческий разум познает все закономерности природы и ее эволюции и начинает нести ответственность за сохранение и развитие жизни на Земле.  И это будущее уже не за горами – именно XXI век станет веком достижения всех условий необходимых для полноценного формирования подлинной ноосферы. Другой альтернативы будущего у человечества на современном этапе его развития нет – достижение ноосферы или гибель.

.

                                                          


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19696. Историческая концепция в «Истории одного города» 39.5 KB
  Историческая концепция в Истории одного города Если историческая концепция и существует то это очень странная концепция. Одной фразой ее можно выразить так: история могла бы существовать но ее не возникло. То что происходило на протяжении огромного количества вре...
19697. Историческая концепция в «Истории одного города» вповести М.Е. Салтыкова-Щедрина 32 KB
  Историческая концепция в Истории одного города. Повесть М. Е. СалтыковаЩедрина История одного города представляет собой цикл рассказов не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями но объединенных в одно произведение ввиду общей цели сатиричес...
19698. Творческий путь Лескова 30 KB
  Творческий путь Лескова. Н. С. Лесков 18311895 известен прежде всего как прозаик автор множества романов повестей рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника Лесков рано поступил на службу в Ор...
19699. Своеобразие поэтики Лескова 43.5 KB
  Своеобразие поэтики Лескова Что касается собственного творчества писатель шел против течений. Он любит жанры новеллы и анекдота в основе которых новость неожиданность т.е. то что вступает в противоречие с привычным взглядом на вещи. Лесков стремился не
19700. Творческий путь Достоевского. Поэтика романов 33.5 KB
  Творческий путь Достоевского. Поэтика романов. Достоевский учился в Инженерном училище. Там Достоевский начал писать трагедии от которых сохранились только названия: Борис Годунов и Мария Стюарт. Настоящий дебют в литературе повесть в письмах иногда называет
19701. Преступление и наказание 35 KB
  Преступление и наказание Достоевский анализирует больную психику описывает людей в состоянии нравственной и умственной одержимости. Герои переживают внутреннюю катастрофу. Психологизм скрытый и явный: внутренний монолог перетекающий в своеобразный внутре
19702. Ф.М. Достоевский «Идиот» 32.5 KB
  Ф.М. Достоевский Идиот Позиция Достоевского в общественной борьбе его эпохи чрезвычайно сложна противоречива трагична. Писателю нестерпимо больно за человека за его искалеченную жизнь поруганное достоинство и он страстно ищет выход из царства зла и насилия в ми...
19703. Роман Достоевского «Бесы», его проблематика и поэтика. «Бесы» как роман-предупреждение 49 KB
  Роман Достоевского Бесы его проблематика и поэтика. Бесы как романпредупреждение. Начиная работу над Бесами 18701871 Д. намеревался создать полит.памфлет обращенный против западников и нигилистов. Несостоятельность их теоретической программы гибельность практ
19704. «Братья Карамазовы»: проблема замысла, место глав «Бунт» и «Великий Инквизитор» в романе 33 KB
  Братья Карамазовы: проблема замысла место глав Бунт и Великий Инквизитор в романе. В романе мы видим целую галерею образов. Отец и сыновьяэто разные стороны русского характера. Фёдор Павлович отец братьев Карамазовых. Это человек прошлого бывший крепостник о