87730

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ СКОЛИОЗАХ I СТЕПЕНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОЧНЫХ ФОРМАХ ЗАНЯТИЯХ

Дипломная

Физкультура и спорт

Научная новизна основана на разработке методики физической реабилитации при сколиозах I степени у детей младшего школьного возраста на урочных формах занятиях. Практическая значимость разработана методика физических упражнений которые могут применяться для восстановления опорно-двигательного аппарата...

Русский

2015-04-22

383 KB

24 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT1

Минобрнауки России

Федеральное государственное образовательное бюджетноеучреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

Факультет физической культуры

Кафедра адаптивной физической культуры и методики обучения

Выпускная квалификационная работа

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ СКОЛИОЗАХ I СТЕПЕНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОЧНЫХ ФОРМАХ ЗАНЯТИЯХ.

Выполнила

студентка 5курса

Факультета физической культуры

Бушмакина Екатерина Валерьевна

__________________ (подпись)

                                                                 Научный руководитель

                                                                                        Старший преподаватель:

Ковязина Галина Викторовна

_________________ (подпись)

    Рецензент: д.п.н., профессор

   М.П.Бандаков

__________________/подпись/

Допущен к защите в ГАК

Зав. кафедрой д.п.н., профессор ____________/подпись/      /М. П. Бандаков /

«   » __________2012г.

Декан факультета к.п.н.__________/подпись/    /А.Г. Капустин/

«  » __________2012г.

Киров 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

I.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ...........................................................................................6

1.1.Причины, классификация   и  степени сколиоза……………………..….6

1.2. Анализ методики физической реабилитации при сколиозе………......12

1.3. Постановка научной проблемы……………………………………...….18

II.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………................................................................................20

2.1.  Объект, предмет, цель и гипотеза исследования……………….............20

2.2.  Задачи и методы исследования……………………………….................21

2.3.  Организация исследования…………………………...............................24

III.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………….....26

3.1 Содержание экспериментального исследования……………………...26

3.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение…….......28

  Выводы……………………………………………………………………....37

  Практические рекомендации………………………………………..……..39

  Список использованной литературы……………………………………....40

  Приложения……………………………………………………………….…43

Введение

Актуальность. Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника. Что приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением работоспособности.

Профилактика нарушения осанки, сколиоза у детей особенно актуальны (ГребоваЛ. П., 2006г.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократилсяпочти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. В связи с этим для

компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с

расходом энергии не менее 350—500 ккал в сутки (или 2000-3000 ккал в неделю).    

По данным Беккера, в настоящее время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста.

Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем.

Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно - сосудистой системы.

Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречаются такие заболевания, как артрит, артроз, остеопороз, нарушение осанки, сколиоз. В своем реферате мы хотели бы подробнее рассмотреть сколиоз, как наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, и вследствие чего сильно влияющее на

состояние здоровья человека. Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный грудной или  поясничный   и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом, можно встретить, например правосторонний грудной сколиоз.

     Научная новизна основана на разработке методики физической реабилитации  при сколиозах I степени у детей младшего школьного возраста на урочных формах занятиях.

     Практическая значимость разработана методика   физических упражнений  которые  могут применяться  для восстановления опорно-двигательного аппарата у детей со  сколиозом на занятиях.

     Теоретическая  значимость заключается в усовершенствовании методики физической реабилитации детей со сколиозом 1 степени применяемых на урочных формах занятиях.

      Положение выносим на защиту:

  1.  Методика физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиоз).
  2.  Результаты педагогического эксперимента.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1.  Причины, классификация и степени сколиоза

Сколиоз – генетически обусловленное заболевание, тяжелое, длительное, с неопределенным течением, не всегда ясным прогнозом, с вовлечением в патологический процесс важных органов и систем организма – характеризуется искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с торсией (скручиванием) тел позвонков в процессе роста. При нем отмечается обязательное сочетание неправильно выбранной ведущей конечности с выраженной слабостью и дисбалансом мышечного корсета, а также с незрелостью механизмов регуляции позы (уровниА, В и С организма движений по Н. А. Бернштейну).

Сколиозом называется деформация позвоночника в виде бокового дугообразного искривления. (Р.Гиззатов, 2011г.).

Сколиотическая болезнь – одна из форм распространённых и тяжелых форм патологии позвоночника. (Л.О.Паршутова, 2010г.).

По тяжести клинической картины сколиозы имеют четыре степени (М.Н.Мурзина,2004г.):

I степень — характеризуется простой дугой искривления; при этом позвоночный столб напоминает букву «С». Угол Кобба (угол искривления) на рентгенограмме, сделанной в и. п. стоя, — до 10°; в и. п. лежа на спине приближается к 0°. Намечаются или определяются торсия позвонков — в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии — и асимметрия корней дужек. Ребенок в состоянии произвольно выпрямить позвоночник. Голова немного опущена; плечи ротированы внутрь, надплечье на стороне сколиоза выше, лопатки отстают от грудной клетки; отмечается асимметрия треугольников талии (пространство между свободно висящей рукой и туловищем); локально вдоль позвоночного столба может определяться небольшой мышечный валик.

II степень— отличается от I степени появлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приобретает форму буквы «S». Асимметрия частей туловища становится более выраженной; появляется небольшое его отклонение в сторону. При переходе в горизонтальное положение и при активном вытяжении полного исправления искривления добиться невозможно (ребенок уже не может полностью выпрямить позвоночник). Рентгенологически отмечается выраженная торсия и небольшая клиновидная деформация позвонков. Угол Кобба — от 10 до 25°. Торсионные изменения ярко выражены не только рентгенологически, но и клинически; имеет место реберное выбухание; четко определяются мышечный валик, косопараллельное положение плечевого и тазового поясов; таз на стороне поясничного сколиоза немного опущен.

IIIстепень— позвоночный столб имеет не менее двух дуг искривления. Увеличивается асимметрия частей туловища, резко деформируется грудная клетка; на выпуклой стороне дуги искривления позвоночника образуется задний реберно-позвоночный горб. Как правило, на вогнутой стороне искривления резко «западают», «проваливаются» мышцы; реберная дуга приближается к гребню подвздошной кости. В сагиттальной плоскости наблюдается увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза. Угол Коббав и. п. стоя — от 25 до 40°. Рентгенографические отмечаются выраженная торсия и клиновидная деформация позвонков и межпозвонковых дисков.

IV степень— деформация позвоночника и грудной клетки становится резко выраженной и фиксированной. У больных также ярко выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки. Угол Кобба на рентгенограмме ви.п. стоя — более 40°; в и. п. лежа — практически не изменяется

В зависимости от течения сколиотического процесса различают не прогрессирующую, медленно прогрессирующую и бурно прогрессирующую сколиотическую болезнь. Более 50 % сколиозов не прогрессируют и остаются сколиозами I степени; 40% медленно прогрессируют; 10% бурно прогрессируют, т.е. через 2 — 3 года сколиоз достигает III степени развития, нередко с формированием переднего и заднего реберных горбов[Г.И.Герцин,200г.].

Особенно опасны предпубертатный и пубертатный периоды развития ребенка, когда происходят бурный рост скелета и существенные гормональные перестройки в организме. С началом пубертатного периода течение сколиоза резко ухудшается. При отсутствии лечения темпы прогрессирования болезни увеличиваются в 4 — 5 раз. С окончанием периода роста позвоночника прогрессирование сколиоза, как правило,
прекращается.

Можно выделить две основные классификации сколиоза, используемые в настоящее время:

1.Патогенетическая классификация.

Патогенетическая классификация сколиозовоснована на выделении ведущего фактора, обусловливающего развития деформации позвоночника. Принято выделять три группы сколиозов: дискогенные, статические (гравитационные) и нейромышечные (паралитические)(Ю.А.Копытов,2004г.).

1) дискогенный сколиоз. Развивается на почве диспластического синдрома. При этом нарушения обмена в соединительной ткани приводят к изменению структуры позвоночника, вследствие чего ослабевает связь межпозвонкового диска с телами позвонков. В этом месте происходят искривление позвоночника и смещение диска. Одновременно смещается студенистое (пульпозное) ядро, располагаясь не в центре, как обычно, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это вызывает первичный наклон позвонков, который обусловливает напряжение мышц туловища, связок и приводит к развитию вторичных искривлений — сколиозу. Таким образом, дискогенный сколиоз характеризуется дисплазией позвонков и межпозвонковых дисков, выражающейся в эксцентричном расположении пульпозного ядра.

2) статический сколиоз.Так принято называть сколиоз, первопричиной развития которого является наличие статического фактора — асимметричной нагрузки на позвоночник, обусловленной врожденной или приобретенной асимметрией тела (например, асимметрией длины нижних конечностей, патологией тазобедренного сустава, врожденной кривошеей, обширными и грубыми рубцами на туловище).

Таким образом, непосредственной причиной, ведущей к развитию сколиоза, является смещение общего центра тяжести тела в сторону от вертикальной оси позвоночника.

3) нейромышечный (паралитический) сколиоз. Развивается вследствие асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности (например, при полиомиелите, миопатии, детском церебральном параличе).

2.Морфологическая классификация сколиозовоснована на характеристике функционального и структурного компонентов искривления позвоночника, зависящего от этиопатогенетического типа сколиоза, давности заболевания, возраста больного.

Структурный компонентискривления позвоночника представлен клиновидной деформацией и торсией позвонков, элементами органической фиксации деформации (остеофитами и др.).

Функциональный компонентискривления позвоночника — это обратимое укорочение и растяжение связок, мышц, асимметрия мышечного тонуса, формирование порочного двигательного стереотипа. Так, например, приемами мануальной терапии можно за несколько минут выпрямить позвоночник, однако это состояние сохраняется всего несколько часов, поскольку выравнивание позвоночника произошло вследствие устранения только функционального компонента(ЛовейкоИ.Д.,2002г.).

Излечение сколиоза — процесс многолетний, длящийся на протяжении всего периода роста позвоночника, характеризующийся обязательным уменьшением не только функционального, но и структурного компонента деформации.

По форме искривления и степени сложности сколиозы делятся на две группы: простые и сложные.

Простые сколиозыхарактеризуются простой дугой искривления; при этом позвоночный столб напоминает букву «С» и отклоняется в одну сторону. Такие сколиозы могут быть локальными (поражающими один отдел позвоночника) и тотальными (поражающими весь позвоночник).

Сложные сколиозыхарактеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в разных направлениях. Это так называемые S-образные сколиозы.

По направлению дуги искривления сколиозы делятся направосторонние и левосторонние.

В группе простых сколиозов выделяют: шейный, шейно-грудной (верхне-грудной), грудной, пояснично-грудной, поясничный, пояснично-крестцовый сколиозы (КопытовЮ.А,2004г.).

1)Шейно-грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при шейно-грудном сколиозе находится на уровне четвертого-пятого грудных позвонков. Этот тип сколиоза сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета.

2)Грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при грудном сколиозе находится на уровне восьмого-девятого грудных позвонков. Искривления бывают право- и левосторонние. Грудной сколиоз у большинства больных сопровождается деформациями грудной клетки, развитием реберного горба, выраженными функциональными нарушениями внешнего дыхания и (АбальмасоваС.А.,2006г.).

- плечо со стороны выпуклости приподнято,

- лопатка расположена выше,

- позвоночник в грудном отделе искривлен,

- реберные дуги асимметричны,

- таз смещен в сторону согнутой дуги,

- живот, как правило, выпячен вперед.

3)Пояснично-грудной сколиоз. При пояснично-грудном сколиозе вершина искривления первой дуги позвоночника находится на уровне 10-11-го грудных позвонков.

4)Поясничный сколиоз. Вершина искривления позвоночника при поясничном сколиозе находится на уровне первого-второго поясничных позвонков. Сколиоз этого типа прогрессирует медленно, однако рано возникают боли в области деформации.

5)Комбинированный, или S-образный сколиоз. Комбинированный сколиоз характеризуется двумя первичными дугами искривления - на уровне восьмого-девятого грудных и первого-второго поясничных позвонков. Это прогрессирующее заболевание проявляется не только в деформации позвоночника, но также в нарушении функции внешнего дыхания и кровообращения. Характерна боль в крестцово-поясничной области.

Сложные сколиозы образуются из простых: основная, первичная дуга искривления компенсируется вторичной дугой искривления. Тип сколиоза определяется локализацией первичной дуги искривления. Для определения методики реабилитационных мероприятий важно выявить первичную дугу искривления, так как эффективность лечения во многом зависит от возможности ее коррекции.   Первичная дуга искривления обычно больше вторичной (компенсаторной), в ней всегда более фиксированы клиновидная деформация и торсия позвонков, она более фиксирована и менее поддается коррекции. Если первичное искривление ригидно, то коррекция вторичных дуг не обеспечивает должного лечебного эффекта, однако возможны устранение функционального компонента, профилактика дальнейшего прогрессирования заболевания.

Иногда образуется сколиоз с тремя вершинами искривления. Например, если первичным является сколиоз поясничного отдела влево, то его компенсирует вторичный правосторонний сколиоз грудного отдела, который, в свою очередь, компенсируется левосторонним сколиозом шейного отдела позвоночника.

С целью уточнения формы и типа сколиоза проводят рентгенографическое исследование в исходных положениях лежа и стоя.

Для определения дуги искривления используют метод Кобба. С помощью линейки на рентгеновском снимке проводят две горизонтальные линии: одну — под верхним позвонком, с которого начинается искривление; другую — под нижним. Затем к каждой из полученных линий проводят перпендикуляры. Их перекрещивание образует угол Кобба — угол искривления.

В заключении данного раздела хотелось бы отметить, что своевременное лечение сколиоза – необходимо. Иначе это может привести к тяжелым последствиям. В настоящее время статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. (ВасиленькоВ.Х.,1998г.).

1.2. Анализ методики физической реабилитации при сколиозе

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки - физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения корригирующей гимнастики (Гончарова М.Н. 2004г.).  Главная причина такого предпочтения,  в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу ребенка с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями. Именно поэтому корригирующая гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с заболеванием сколиоза.

В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения корригирующей гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент.

Методика составления упражнений корригирующей аналогична методике построения упражнений для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.

В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений - 6-8 повторений.

Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенностиматериала. В среднем упражнения повторяют 8-16 раз. (Каптелин А.Ф.,2001г.)

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений.

Выполняющие упражнения должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.

Задачи:

  1)активизация общих и локальных обменных процессов;

  2)формирование мышечного корсета;

 3) выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;

 4)тренировка равновесия, улучшение координации движений;

 5)восстановление дыхательного стереотипа;

 6)нормализация эмоционального тонуса;

 7) обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; (Копытов Ю.А.,2004г.).

Общие задачи решаются путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей. Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. При   подборе специальных упражнений нужно иметь в виду тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая в создании дефекта осанки, в ходе упражнения выполняет функцию более слабой (Ловейко И.Д., 2002г.).

В результате такие занятия в обоих примерах ведут к увеличению дефекта осанки. Поэтому, подбирая упражнения для укрепления мышечных групп, имеющих тенденцию к гипотонии и увеличению длины, необходимо тщательно отслеживать порядок включения мышц в двигательный акт, подбирать исходные положения, сводящие к минимуму возможность замещения.

При асимметричной осанке наиболее важны симметричные упражнения. Они дают выравнивание силы мышц и устранение дефекта. Исследования показали, что при выполнении таких упражнений ослабленные мышцы на стороне отклонения работают с большей нагрузкой, чем на противоположной стороне. Обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки достигается путем контроля осанки и выполнения специальных упражнений перед зеркалом из различных исходных положений.

Для детей дошкольного возраста занятия, проводимые в сюжетно-ролевой форме, имеют преимущества перед обычными занятиями физической культурой. Однако, погружаясь в образ, ребенок иногда допускает неточности в выполнении движений, что может снизить и даже свести на нет ожидаемый эффект. Поэтому важно заранее научить детей правильно выполнять упражнения, либо начинать занятия сильно сокращенным комплексом, выстраивая сюжет таким образом, что неверное выполнение упражнения разрушает всю сказку. По мере освоения одних упражнений можно добавлять другие. Каждый комплекс содержит 5 упражнений во вводной части, 9-10 в основной и заключительная часть включает упражнение на дыхание и расслабление. На первых занятиях желательно взять 3-5 упражнений из основной части и постепенно добавлять по 1-2 в неделю. (Волков М.В., 2002г.)

ЛФК проводят в форме занятий лечебной гимнастикой (занятия корригирующей гимнастикой). Чтобы охватить как можно большее число детей, занятия корригирующей гимнастикой проводят групповым методом.

Индивидуализация лечебного воздействия при групповом методе занятий достигается комплектованием небольших групп до 10-12 человек, однородных по деформации, возрасту, а также назначением индивидуальных упражнений и дозировки.

По возрасту,  дети разделяются на 4 группы:

5-6-летние;

7-10-летние;

11-13-летние;

14-16-летние.

Детям со сколиозом рекомендуется проводить занятия индивидуальным способом. Все авторы сходятся во мнении, что занятие необходимо разбивать на три части, а именно:

1. Подготовительная часть - включает в себя организацию группы для занятия, построение, ходьбу, вовремя которой выполняются различные движения руками, развивающие мышцы плечевого пояса и подвижность в плечевых суставах, например, махи, круговые движения. Ходьба с подниманием прямых ног, ног, согнутых в коленях и т.д. Кратковременный бег. Дыхательные упражнения. Далее упражнения выполняются стоя перед зеркалом: общеразвивающие упражнения для шеи; нижних конечностей и плечевого пояса. (Каптелин А.Ф., 2001г.).

2. Основная часть занятия. Применяют специальные корригирующие упражнения; дыхательные; индивидуальные корригирующие упражнения; упражнения в равновесии; упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образованию рационального мышечного корсета; упражнения для коррекции деформации ног; упражнения у гимнастической стенки, на гимнастической стенке; подвижные игры. В основу занятий корригирующей гимнастикой положен принцип максимальной статической разгрузки позвоночника.

3. Заключительная часть. Применяют упражнения на расслабления, медленная ходьба с сохранением осанки, дыхательные упражнения.(Копытов Ю.А.,2004г.).

Продолжительность различных частей занятий зависит от физической подготовленности детей, поставленных задач, а также периода реабилитации. Темп упражнений обычно средний и медленный в упражнениях.

Занятия лечебной гимнастикой следует проводить с учётом функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем   для чего необходимо оценивать воздействие нагрузок по сдвигам частоты пульса и его восстановлению, а также общую тренированность по простейшим функциональным пробам (20 приседаний, 30 подскоков) – пульсу и АД. Очень важно в процессе занятий оценивать силу и выносливость различных групп мышц, применяя двигательные тесты.

Значительное место в физической реабилитации сколиозов,   занимает лечебное плавание; его оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение в жизни ребёнка трудно переоценить. (Волков М.В.,2002г.) Во время плавания обеспечивается естественная разгрузка позвоночника, а самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает ассиметричная работа межпозвоночных мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спины и конечностей, совершенствуется координация движений. Плавание стилем кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде применять в лечебном плавании для детей со сколиозом нельзя. Однако могут применяться элементы этих стилей. Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколиоза. При сколиозе 1 степени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног.

Эффективность лечения конным спортом, по мнению автора, заключается в следующем: стабилизации мобильности позвоночника, т.е. устранении функционального компонента; создании мощного, надёжного мышечного корсета туловища; в обучении активной коррекции туловища самовытяжением; устранении скованности в движениях; выработки правильной осанки; повышении устойчивости высшей нервной деятельности; снятии «комплекса неполноценности»; повышении функции опорно-двигательной, сердечно- сосудистой и дыхательной систем; развитие ловкости, смелости, организованности, внутренней дисциплинированности и любви к животным.

      Конный спорт противопоказан при поясничном сколиозе, так как способствует усилению торсии позвонков и увеличивает степень пояснично-крестцовой дуги; при грудино - поясничном сколиозе 1 степени, когда вершина искривления находится ниже LL2 , так как тренировка подвздошно-поясничных мышц, интенсивно проводящаясяприверховой езде, неблагоприятно влияет на его течение (Ловейко И.Д.1998г.).

Мануальная терапия длительное время отрицалась как метод терапевтического воздействия при лечении сколиозов.Задачей мануальной терапии является растяжение позвоночника, ликвидация функциональных сегментарных блоков, нормализация развития паравертебральной мышечной массы, устранение торсии и максимально возможная нормализация положения позвонков. Курс мануальной терапии обычно включает 10 процедур. Контроль результатов лечения  осуществляют через 1,5 месяца методом оптической топографии. Рекомендуется проведение таких курсов 2 раза в год с обязательным моделированием и изменением комплекса сопутствующей ЛФК.

   Большинство детей со сколиозом не нуждаются в специальном лечении. Им достаточно соблюдение ортопедического режима, дополнительные занятия общей физической подготовкой, физкультурой или спортом. Части же детей (со сколиозом I, I—II, II—III степени) рекомендуются занятия корригирующей гимнастикой в условиях лечебно-профилактических учреждений,а при прогрессирующих формах сколиоза – лечение.

1.3 Постановка научной проблемы

Изученный нами  вопрос существующих систем реабилитации,  мы видим, что все авторы сходятся во мнении обязательного использования физических упражнений, постепенности увеличения их дозировки. Активно в методике физической реабилитации используются общеразвивающие упражнения, специально направленные   корригирующие упражнения, силовая тренировка мышц, но при всем этом можно отметить дефицит  методик физической реабилитации для занятий на урочных формах занятий, в школе. Следует  также отметить, что в  рассмотренных методик  реабилитации при сколиозе акцентируется внимание, на каком то одном средстве физической реабилитации (силовых упражнений, изометрических напряжениях, занятий на тренажерах), хотя практически все авторы указывают на необходимость разностороннего и комплексного подхода к    восстановлении опорно-двигательного  аппарата (сколиоз) у детей.    

Таким образом,  возникает противоречие  между  большим количеством методик физической реабилитации при сколиозах и низкой организации занятий  физическими упражнениями в  школы  и отсутствием подхода к процессу восстановления.

Исходя из выявленного   противоречия можно сформулировать научную проблему -  разработка методики физической реабилитации  при сколиозах I степени у детей младшего школьного возраста на урочных формах занятиях.

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Объект, предмет, цель и гипотеза исследования

Объект исследования процесс физической реабилитации при сколиозе I степени у детей младшего школьного возраста на урочных занятиях.

Предмет исследования методика физической реабилитации при сколиозах I степени у детей младшего школьного возраста на урочных формах занятиях.

Цель исследования улучшение состояния опорно-двигательного аппарата   у детей младшего школьного  и показателей физической подготовленности.

Гипотеза исследования предполагается, что процесс физической реабилитации сколиоза I степени у детей младшего школьного возраста на урочных занятиях будет более эффективным, если будут проведены следующие мероприятия:

1. Будут определены причины и особенности возникновения сколиоза I степени у детей младшего школьного возраста.

2. Выявлены эффективные средства и методы восстановления нарушений осанки (сколиоз) у детей.

3. Разработана  и применена методика  физической реабилитации при сколиозе I степени у детей младшего школьного возраста    на занятиях физической культуры.

2.2. Задачи, методы исследования и организаций эксперимента.

Задачи исследования

1. Раскрыть по данным литературным источникам особенности, причины и степени сколиоза у детей младшего школьного возраста.  

2.  Дать  анализ содержания методик физической реабилитации при сколиозе у детей.

3.  Разработать экспериментальное содержание методики физической реабилитации при сколиозе I степени у детей младшего школьного возраста и экспериментально проверить ее.

Методы исследования

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников

Анализ научно-методической литературы проводится с целью изучения материала по интересующей нас проблеме. На основании анализа источников мы получим возможность сформулировать представление о состоянии и свойствах опорно-двигательного аппарата у школьников.

Выявив состояние вопроса, мы сформулировали цель и задачи исследования.

2. Педагогические тестирования

Перед проведением тестирования необходимо обучить учащихся правильно выполнять каждое тестовое упражнение. Тестирование необходимо проводить в экспериментальной и контрольной группах во время перед началом педагогического эксперимента, а затем – после его окончания. В качестве тестов для детей, имеющих нарушения осанки могут быть использованы лишь удовлетворяющие следующим требованиям:

- не должны усугублять состояние здоровья испытуемого;

- должна быть определена цель применения того или иного теста;

- следует использовать стандартизированную методику тестирования и систему оценок результатов.

При отборе тестов и выборе системы оценивания мы придерживались следующих положений:

- соответствие тестов функциональному состоянию организма;

- соблюдение единства условий в испытаниях;

- доступность и доходчивость заданий и требований;

- возможность выявления объективного уровня достижений школьника;

- простота и привычная обстановка испытаний (зал, спорт площадка);

- выражение данного учета в цифровых показателях (сантиметры, секунды, количестве раз выполнения упражнения и т.п.).

Были подобраны контрольные упражнения для исследования физической подготовленности:

1.Оценка подвижности позвоночника назад. Измеряется расстояние от остистого отростка IV шейного позвонка до начала ягодичной складки. Затем это же расстояние измеряется при максимально возможном наклоне головы и туловища назад (ноги прямые).

Показатель подвижности - полученная разница в сантиметрах.

2.Оценка подвижности позвоночника вперед. Выполняется из исходного положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укрепленных вертикально к скамейке линеек, прикрепленных так, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Если концы пальцев исследуемого ниже края скамейки, то результат записывается со знаком «+», если выше - со знаком «-».

3.Оценка боковой подвижности. Сначала отмеряют расстояние от кончика ІІІ пальца каждой руки до пола, затем тоже при максимальном наклоне туловища в сторону. Разница между первым и вторым измерением характеризует амплитуду и асимметрию боковой подвижности.

4.Оценка силы мышц спины. Исследуемый ложится лицом вниз поперек кушетки, так чтобы верхняя часть туловища до гребешка подвздошных костей находилась на вес, руки на пояс (ноги удерживает обследователь). Время до полного утомления мышц определяется по секундомеру.

5.Оценка силы мышц брюшного пресса. Определяется числом переходов из положения лежа на спине (руки на пояс) в положении сидя и обратно (ноги удерживает обследователь). Темп медленный, не больше 16 раз в минуту.

3. Педагогический эксперимент

Проводится с целью эффективного развития силовых способностей учащихся младшего школьного возраста. В исследовании участвовали две группы: экспериментальная (дети, занимавшиеся по предлагаемой нами методике) и контрольная (дети, занимавшиеся по программе уроков физкультуры в школе). Выбор учащихся в ту или другую группу проводится методом случайной выборки. До начала и после окончания педагогического эксперимента учащиеся контрольной и экспериментальной группы тестируются для оценки силовых способностей, т.е. находились в условиях педагогического контроля.

4.Метод математической статистики

 Полученные данные обрабатываются с помощью t-критерия Стьюдента. Определяется надёжность и достоверность характеристик экспериментальных данных. Так же необходимо выявить закономерности полученных показателей и эффективность выработанной методики.

Обработка результатов проводилась нами по системе Стьюдента:

- средняя арифметическая величина  = ;

δ - стандартное отклонение  δ = ;

m - стандартная ошибка среднего арифметического значения

m= , когда n< 30;

t - средняя ошибка разности t = ;

p – погрешность, при p> 0.05 не достоверно, при p< 0.05 достоверно

2.3 Организация исследования

Проведение  исследования планируется на базе школы – муниципальная специальная (коррекционная) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная коррекционная образовательная школа VIII вида №13  совместно с преподавателем физической культуры. Будет  набрана  экспериментальная и контрольная группы, каждая из которых состоит из 6 человек. У всех детей  есть нарушение осанки. Отбор пациентов для участия в педагогическом эксперименте осуществлялся по принципу однотипности нарушения осанки.

 Исследование проводились в несколько этапов:

I этап (апрель – октябрь 2011).  Обзор и анализ научно-методической литературы по вопросам профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

II   этап (сентябрь 2011- декабрь 2011).  Проведение  педагогического  исследования.

III этап (январь 2012). Исследование завершилось статистической обработкой полученных данных  и их интерпретацией, обобщением  и представлением всех полученных  материалов в виде выпускной квалификационной работы.

Среди детей школы № 13, страдающих различными типами сколиоза, методом случайной выборки по Б.А.Ашмарину отбирались экспериментальная и контрольная группы. В качестве контрольной обследована группа детей  (6 человек), занимающихся в школе № 13 стандартным комплексом  лечебной гимнастики по С.И.Стребкову и Э.П.Нисинман (см.приложение1). В качестве экспериментальной – группа детей также из школы № 13 (6 человек), в которой проводился курс гимнастики по предлагаемой нами программе. Занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились 2 раза в неделю по 45 минут. Кроме того, дети обеих групп обучались корригирующей гимнастике и разучивали комплекс упражнений для «Физкультминутки» (см. приложение 2).

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

3.1. Содержание экспериментального исследования

Разработанная методика коррекции нарушений осанки (сколиоз)   предусматривает использование   следующих, педагогических  принципов (Евсеев С.П.,2003г.):   

1. Принцип плановости и оптимальности педагогических воздействий означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, разные по характеру, направленности, координационной сложности, а также  физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

2.Принцип систематичности и последовательности педагогических воздействий направлен на постепенное, но систематическое формирование мотивационных убеждений в необходимости физических упражнений для личного здоровья, уверенности в своих силах. Требование систематичности и последовательности сохраняются на каждом занятии, что позволяет контролировать педагогический процесс и управлять ими. Это означает своевременное начало и продолжительность разучивания одних двигательных действий и переход к другим, обеспечение преемственности, целесообразный порядок и очередность нагрузки, ее направленности, координационной сложности, величины и динамики с учетом индивидуальных возможностей занимающихся.

3. Принцип непрерывного и комплексного воздействия оказывает тренирующие влияние не только на биологические структуры и функции организма, но и на социальную и психологическую адаптацию, означающую приспособление личности к условиям социальной среды и созидательное ее преобразование.

Особое внимание  было уделено использованию средств физической реабилитации, также акцент был сделан  на увеличении доли силовой тренировки для создания мышечного корсета.

Каждая учебная четверть имела свою направленности и решала определенные задачи.    

I четверть (продолжительность 8 недель).

Цель – улучшение функциональных возможностей организма.

Задачи:

1)активизировать работу кардиореспираторной системы

2)укрепить мышечную систему

3)обучить комплексу корригирующих упражнений

Активно применяются  упражнения в напряжении и расслаблении. Используется дозированная ходьба для активизации работы кардиореспираторной системы.   

Используются упражнения для мышц спины, изометрические напряжения,   упражнения с предметами. Дозировка нагрузки зависит от исходного уровня физического развития ученика. Процентное соотношение   специальных упражнений к общеразвивающим составляет 1:2. Особое значение имеет использование дыхательных упражнений как средства активного отдыха. Упражнения силовой направленности занимают 10–15% от объема занятия. Упражнения ритмической корригирующей гимнастики занимают по времени не менее  20-25%(ПоповаС. Н., 2004г.). На первых занятиях оценка состояния занимающихся проводится совместно с медицинским работником. (см.приложение3). Всего проведено 18 занятий.

Таблица 1

Фрагмент тематического плана работы на I этапе (18 занятий).

II четверть(продолжительность 9 недель)

Цель – формирование  навыка правильной осанки

Задачи:

1)повысить тонус мускулатуры спины

2)совершенствовать координации движений как необходимое условие для восстановления правильного положения тела

3)развить гибкость позвоночника

Для повышения мышечного тонуса на занятиях   вводятся упражнения с чередованием напряжения и расслабления. Большое место отводится упражнениям для развития координации движений.  Все упражнения

выполняются в среднем темпе, обращается внимание на амплитуду движений (максимальная).

Включаются упражнения для развития активной и пассивной гибкости позвоночного столба. Процентное соотношение общеразвивающих упражнений к специальным составляет 1:1. Применяются дыхательные упражнения в динамическом и статическом режиме. Активно используется «шведская стенка». Элементы корригирующей ритмической гимнастики занимают по времени 30%.(см.приложение4).

Методом случайной выборки по Б.А.Ашмарину (1978) были сформированы экспериментальная и контрольная группы  из числа учащихся подготовительной группы здоровья. Диагнозы, по результатам анализа медицинских карт детей, представлены в таблице 1 (см.приложение5).Всего проведено 22 занятий. Тематическое планирование представлено в таблице ………(см. приложения).

                                                                                                                 Таблица 2

Фрагмент тематического плана работы на II этапе (22 занятия).

3.2.Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

В результате использования  разработанной методики сколиоза I у детей младшего школьного возраста нами получены следующие данные.

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей до эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

№ п/п

Группа показателей

Контрольная

n=6

M           m

Экспериментальная

n=6

M                 m

t

P

1.

Оценка подвижности позвоночника назад

2,8         1,28        

3,1              0,19

0,19

>0,05

2.

Оценка подвижности позвоночника вперед

2,7         0,75

8,4              0,01

0,25

>0,05

3.

Оценка боковой поверхности

15,9       1,85

13,3            1,46

1,1

>0,05

4.

Оценка силы мышц спины

76,5       3,89

75,7            5,38

0,06

>0,05

5.

Оценка силы мышц брюшного пресса

17,9       1,16        

15,3            1,08             

1,3

>0,05

В  таблице 3 представлены результаты тестирования до начала эксперимента.

Результаты контрольных тестовых испытаний контрольной и экспериментальной группы практически одинаковы.  Достоверность по тестовым заданиями не выявлена, что говорит об однородности выделенных групп (контрольной и экспериментальной).

Наиболее наглядно материал представлен на диаграммах 1.

Диаграмма 1

        Диаграмма1. Показатели силовой выносливости мышечного корсета на начало педагогического эксперимента.

         1- сила мышц спины;

2– оценка подвижности позвоночника назад

3- оценка подвижности позвоночника вперёд

4– сила мышц брюшного пресса.

№ п/п

Группа показатели

Контрольная

t

P

Экспериментальная

t

P

До

n= 6

После

n= 6

До

n= 6

После

n= 6

М

±m

M

±m

М

±m

M

±m

1

Оценка подвижности позвоночника назад

8,7

0,75

10,2

0,91  

1,06

>0,05

8.4

0,91

15

0,88

3,85

<0,05

2

Оценка подвижности позвоночника вперед.

2,8

1,28

4

1,12

0,42

>0,05

3,1

1

9,3

1,16

4,05

<0,05

3

Оценка боковой поверхности

15,9

1,85

17,1

1,25

0,54

>0,05

13,3

1,46

21,7

1,26

4,35

<0,05

4

Оценка силы мышц спины

76,1

3,89

7,75

4

0,25

>0,05

75,7

5,38

88,9

4,6

1,86

<0,05

5

Оценка силы мышц брюшного пресса

17,9

1,16

16

1,28

0,64

>0,05

15,3

1,08

22,7

1,08

4,84

<0,05

Таблица 4

Сравнительный анализ изменений  показателей до и после педагогического   эксперимента

в контрольной и экспериментальной группах

В таблице3 видно достоверность различий выявлена по всем показателям в экспериментальной группе, в контрольной группе достоверность не выявлена.

Прирост результатов по исследуемым параметрам в контрольной и экспериментальной группе представлен на диаграммах 2 .

Диаграмма 2

Диаграмма 2. Динамика изменений показателей подвижности позвоночного столба от начала к концу педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе.

1- сила мышц спины;

2.- оценка подвижности позвоночника назад

3.- оценка подвижности позвоночника вперед

4.– сила мышц брюшного пресса.

На диаграмме 2 мы видим более высокие результаты экспериментальной группы по сравнению с контрольной, так подвижность позвоночного столба вперед больше на 9,4 см, назад  на 6 см, боковая подвижность позвоночного столба вправо в экспериментальной группе больше  на 5,7 см, влево на 7,8см  чем в контрольной.  

Все это говорит об эффективности применяемой методики физической реабилитации при сколиозе.

Таблица 5

Сравнительный анализ  уровневых показателей    после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

№ п/п

Группа показателей

Контрольная

n=6

   M          m

Экспериментальная

n=6

M                 m

t

P

1.

Оценка подвижности позвоночника назад (см)

10,2      0,91

15             0,88

2,8

<0,05

2.

Оценка подвижности позвоночника вперед(см)

4          1,12

9,3            1,16              

3,29

<0,05

3.

Оценка боковой поверхности

(см)

17,1      1,25

21,7          1,26

2,7

<0,05

4.

Оценка силы мышц спины(см)

7,75       4

88,9           4,6

1,87

<0,05

5.

Оценка силы мышц брюшного пресса(см)

16         1,28

22,7           1,08

3,99

<0,05

В таблице 5 мы видим, что к окончанию педагогического исследования у занимающихся в экспериментальной и контрольной группе была обнаружена улучшения показателей опорно-двигательного аппарата, но в экспериментальной группе она несколько выше.   

Подвижность позвоночного столба  вперед   экспериментальной группе выше на 4,9 см, назад на 0, 5 см,  боковая подвижность влево на  4,7 см., показатели силовой выносливости имеют такую же тенденцию к улучшению, что говорит об эффективности применяемой нами   методики нарушений опорно-двигательного аппарата (сколиозы).

Достоверность различий получена по все исследуемым параметрам.

Таким образом, результаты тестирования свидетельствуют   о существенном повышении показателей  подвижности позвоночного столба в экспериментальной группе по сравнению с контрольной представлено на диаграмме 3.

Диаграмма 3

Диаграмма3. Динамика изменений показателей силовой выносливости мышечного корсета   от начала к концу педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе.

1 - сила мышц спины;

2 - оценка подвижности позвоночника назад

3 - оценка подвижности позвоночника вперед

4 – сила мышц брюшного пресса.

На диаграмме 3  мы видим, что также наблюдается более высокий прирост результатов тестирования у экспериментальной группы. Так сила мышц спины выше на 11,8  раз, боковой поверхности туловища справа и слева  на 6, 7,  силы мышц брюшного пресса на 5, 7 раз.

Таким образом, результаты тестирования свидетельствуют   о существенном повышении показателей  подвижности позвоночного столба в экспериментальной группе по сравнению с экспериментальной.

ВЫВОДЫ

Из всего сказанного выше и подкрепленного результатами наших исследования можно сделать ряд выводов:

1.Нами были изучена научно - методическая литература по вопросам методика физической реабилитации при сколиозах I степени у детей младшего школьного возраста на урочных занятиях.  Анализ литературных источников показал, что вопросу восстановления опорно-двигательного аппарата при сколиозах уделяется большое внимание. Детский возраст считается наиболее оптимальным временем коррекции, так как формирование позвоночного столба еще не закончено, но в то же время авторы указывают на такие особенности детского организма как:

1) отставание функциональных систем, особенно кардиореспираторной от развития костной системы;

2) быстрая утомляемость на занятиях физическими упражнениями;

Все это было учтено при разработке экспериментальной методики.

2. На основании изученной литературы были подобраны методики физической реабилитации ,эффективные средства коррекции деформации опорно-двигательного аппарата (сколиоз) на занятиях по физической культуре а именно: упражнения силовой направленности, релаксационные упражнения и изометрические напряжения, деторсионные упражнения.

3. Была разработана экспериментальная методика сколиоза у детей младшего школьного возраста, основанная на  использовании эффективных средств физической реабилитации на  урочных формах занятиях. Произведено дифференцирование   целей, задач и применяемых средств по учебным четвертям.  В результате применения разработанной экспериментальной методики нами получены следующие данные:

1) улучшились показатели подвижности позвоночного столба в контрольной и экспериментальной группе, но показатели в экспериментальной группе намного выше. Так  подвижность позвоночного столба вперед  больше на 9,4 см, назад  на 6 см, боковая подвижность позвоночного столба вправо в экспериментальной группе больше  на 5,7 см, влево на 7,8см  чем в контрольной.  

2)  У обеих исследуемых групп повысились показатели силовой выносливости мышечного корсета. В экспериментальной группе  сила мышц спины выше на 11,8  раз, боковой поверхности туловища на 6, 7,  силы мышц брюшного пресса на 5, 7 раз.

Все это доказывает преимущества используемой методики физической реабилитации при сколиозе.

Разработанная методика физической реабилитации при сколиозе у детей младшего школьного возраста внедрена в практику Специальная коррекционная образовательная школа VIII вида №13. В работе имеется акт внедрения.

Практические рекомендации

Для эффективного применения разработанной методики физической реабилитации при сколиозах I степени  у детей младшего школьного возраста необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:

использование средств физической реабилитации;

соблюдение режима, назначенного врачом;

систематические занятия физическими упражнениями;

применение упражнений силового характера для создания мышечного корсета;

индивидуальный подход к каждому ребенку;

учет сопутствующей патологии и вторичных нарушений;

соблюдение педагогических принципов при проведении и организации занятий физическими упражнениями;

для повышения эффективности необходимы дополнительные самостоятельные занятия по предлагаемой нами методике дома.

Список используемой литературы

Абальмасова,  Е, А  Вражденные деформации опорно-двигательного аппарата и причины их происхождения [Текст] / Е.А.  Абальмасова, Медицина, 2006.- 176 с.  

Бобровникова З.П. Обучение и воспитание детей, больных сколиозом. – М.: Просвещение. – 1982. с– 104.

Вайнруб Е.М., Волощук А.С. Гигиена воспитания и обучения детей со сколиозом. – Киев: Здоровья. – 1999. – 133 с.

Гребова, Л. П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учеб. пособие [текст] / Л. П. Гребова — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 176.

Гиззатов Р., Здоровье детей №6, 2011, с-20.

Готовцев, П.И.  ЛФК и массаж [Текст] / П.И. Готовцев, А.Д.  Субботин // М.: Медицина, 1997.-144 с.

Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999, с-304.

Калюжнова И. А., О. В. Перепелова О. В.. Лечебная физкультура. - Ростов на Дону: Феникс, 2008,-с-349.

Каптелин А.Ф.  Восстановительное лечение: (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 1999, с-123.

Котешева И.А., Сколиоз позвоночника. Лечение и профилактика; Москва, Эксмо, 2004,-с 275.

Копытов,  Ю.А. Беречь осанку  смолоду [Текст] / Ю.А. Копытов // Физкультура в школе. – 2004. - №2.

Климова Е.В., Гребенникова И.Н., Адаптивная физическая культура №2, 2009, с-15.

Ловейко, И. Д. Формирование осанки у школьников. (Пособие для учителей и школьных врачей) [текст] / И. Д. Ловейко. – М.: Просвещение, 1990, с-90.

Левченко Л.Е., Физическая культура в школе №8, 2011, с-17.

Мясников Ю.С., Воронина Г.А., Морозова М.А. Здоровье сберегающая среда как условие формирования культуры здоровья учащихся молодежи, Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009г.

Попов С. Н. , Валеев Н. М., Гарасеева Т. С., Лечебная физическая культура : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; Под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия» 2004, с-415.

Паршутина Л.О., Иванов И.Н., Емельянова Л.А., Адаптивная физическая культура №4, 2010, с-7.

Соснина,  В.Ю. Коррегирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки  [Текст] / В.Ю.  Соснина //  Киев: Радян. школа, 2000. – 225с.

Стребков С.И., Нисинман Э.П. Лечебная физкультура в детских учреждениях при ревматизме и сколиозной болезни. – Киев: Здоровья. – 2000. с – 55 .

Савченков Ю.И. Здоровый ребенок // Ю.И.Савченков,  Т.Ф. Венгер // Красноярск. – 2000, с-108.

Садофьева В.И. Рентгено-функциональная диагностика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. - Л.: Медицина, 1996, с-208.

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000, с-480.

Щетинина М.Н.  , Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, М., Метафора, 2007, с-348.

Рудой Н.А. Сколиозная болезнь – виновна ли экология?// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. – 2006. - № 9. – С. 22-24.

Гончарова,  М.Н.   Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / М.Н. Гончарова, А.В. Гринина //   Л.: Медицина, 2004.-206 с.

Шорин,  Г.А. Методика консервативного лечения сколиоза в отделениях лечебной физкультуры   [Текст] / Г.А. Шорин,  Г.И.  Попова  //Омск, Челябинск, 2000.-43 с.

Чаклин, В. Д. Сколиоз и кифоз [текст] / В. Д. Чаклин, Е. Н. Абальмасова. – М.: Медицина, 2001г. – С. 78

Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие [текст] / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 108.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Комплекс упражнений корригирующей гимнастики

по С.И.Стребкову и Э.П.Нисинман

1. Вытяжение. Руки в упоре на поясе, ноги на ширине плеч. Тянуться вверх. Счет «1—4».

2. Сопротивление. Руки в замке на затылке, ноги на ширине плеч, голова давит на руки, руки на голову. Счет «1 — 4».

3. Равновесие. Руки на поясе. Ноги вместе. На счет «раз» согнуть колено до  90°, на счет «два» вытянуть ногу вперед, на счет «три» согнуть ногу до  90° (тянуть носок), на счет «четыре» опустить ногу. То же повторить второй ногой. Тянуться макушкой вверх.

4. Ноги на мяче или скамейке, попеременно менять положение рук вверх. Руки за туловище не заносить. Выполнять медленно, с напряжением. Счет «1—-4».

5. «Аист». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. На счет «1-2-3» руки медленно поднять вверх ладонями кверху, одна нога скользит стопой по голени другой, бедро поворачивается кнаружи. На счет «4- 5-6» медленно опустить руки и ногу к и. п. То же второй ногой.

6. Приседание. Руки опущены, ноги вместе. На счет «1» поднять руки вверх, на счет «2» — подняться на носки, на счет «3- 4- 5» присесть на носках, не опуская пяток, колени развести, на счет «6-7» подняться, на счет «8» в и. п.:

7. Перекаты. Руки на поясе, ноги вместе. Подниматься на носки и опускаться на пятки с перекатом назад. Счет «1-4».

8. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Опускать и поднимать голову. Плечи не поднимать. Счет «1—4».

9. И. п. лежа на спине, ноги на ширине плеч. Выбросить одну ногу пяткой вперед, вторую прижать коленом к животу.

10. И. п. лежа на спине, ноги на ширине плеч. На счет «1» согнуть ноги в коленях к животу, на счет «2» выпрямить ноги вверх под углом 45°, на счет «3—8» маховые движения ногами, носки вытянуты, на счет «9» согнуть ноги в коленях к животу, на счет «10» в и. п.

11. И. п. лежа на спине, ноги на ширине плеч. На счет «1» согнуть ноги в коленях к животу, на счет «2» выпрямить под углом 45°, оттянуть носки, на счет «3—8» удерживать ноги, на счет «9» согнуть ноги в коленях, на счет «10» в и. п.

Приложение 2

«Физкультминутка» для профилактики сколиоза у здоровых детей

или находящихся в группе риска

1) И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь ви.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

2) И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

3) И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замереть в этом положении на 3-5 секунд, затем вернуться ви.п.

4) И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь ви.п. Повторить 5-8 раз.

5) Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь, как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник - с усилием упирайтесь в него головой.

Приложение3

Конспект урока№1

Цель  - улучшение функциональных возможностей организма.

Задачи урока:  - активизировать работу кардиореспираторной системы

 - укрепить мышечную систему

    - обучить комплексу корригирующих упражнений

Инвентарь и оборудование: гимнастические коврики, гимнастические палки.

Части урока

Частные задачи

Средства

Дозировка

ОМУ

Подготовительная

1.Организовать учащихся к проведению урока.

2.Подготовить организм к основной части урока:

-выработать правильную осанку;

-способствовать укреплению голеностопного сустава;

-способствовать укреплению мышц ног.

а) Построение в одну шеренгу;

б) Рапорт.

а) Сообщить задачи урока

б) Выполнить команду «Напра-во, занаправляющим в обход по залу шагом марш!»

а)Ходьба по залу:      

- на носках, руки вверх;

- ходьба без задания;

- перекаты с пятки на носок;

- ходьба на внешней стороне стопы;

б) Бег по залу:

- бег в медленном темпе;

- по свистку учителя направляющий ускоряется и встает замыкающим;

-ходьба;

1мин

1мин

1мин

10мин

Обратить внимание на равнение и осанку

Идти с интервалом 2 шага

Следить за осанкой

Основная

3. Обучить комплексу корригирующих упражнений.

1.Принять правильную осанку стоя у стены.

-И. п.- о.с. руки за головой, локти в стороны. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра (цапля). Темп медленный. 30-40 секунд.

-И. п.- о.с.1-шаг вперёд, руки вверх, встать на носки, тянуться (вдох).                    2-и.п. (выдох)

3-4 то же с другой ноги. (6-8 раз. Темп средний.)

-И. п.- о.с. круговые движения прямыми руками ( по 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.)

-И. п.- лёжа на спине – руки за голову, локти направлены вперёд. Сгибание, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах с касанием локтевых суставов. (8-10 раз, темп средний)

-И. п.- лёжа на спине. «Велосипед» (30 сек.крутим вперёд, 30 назад.Темп медленный.)

-И. п.- лёжа на животе, руки вверх.

 1-поднимание правой руки, левой ноги.

2-и.п.

3-4 то же с другой руки и ноги.( 10-12 раз. Темп медленный. Амплитуда максимальная.)

-И.п.- то же, палка вверху.1-поднять палку, приподнимая плечи от пола, голову отклонить назад,  2-3 удерживать 4- и.п.

-И.п.- стоя плотно прислоняясь к стене спиной ноги на ширине плеч, руки на поясе, локти и пятки касаются стены.

Приседание в медленном темпе, колени врозь, руки в стороны и вверх. Не отрывая спину и руки от стены. (4-6 раз. Темп средний).

22-23

мин

Следить за осанкой

Бедро поднимается на максимальную высоту.

Руки прямые.

Следить за правильностью выполнения упражнений

Заключительная

5.Способствовать снижению двигательной активности

6.Подвести итоги урока.

Игра «Отгадай букву».

Учитель пишет на спине замыкающего букву. Замыкающий должен написать эту же букву следующему ученику, не говоря ничего вслух.

Подвести итоги урока, выделить наиболее активных учеников, сообщение д/з.

5мин

Подведение уроков

Приложение 4

Конспект урока №2

Цель – повышение выносливости, силы мышц и  закрепление достигнутых  

           результатов.

Задача: - увеличить дозировку специальных упражнений и закрепить навык

              правильной осанки;

Инвентарь и оборудование: скамейка, мяч.

Части урока

Частные задачи

Средства

Дозировка

ОМУ

Подготовительная

1.Организовать учащихся к проведению урока.

2.Подготовить организм к основной части урока:

-выработать правильную осанку;

-способствовать укреплению голеностопного сустава;

-способствовать укреплению мышц ног.

а) Построение в одну шеренгу;

б) Рапорт.

а) Сообщить задачи урока

б) Выполнить команду «Напра-во, занаправляющим в обход по залу шагом марш!»

а)Ходьба по залу:      

- на носках, руки вверх;

- ходьба без задания;

- перекаты с пятки на носок;

- ходьба на внешней стороне стопы;

б) Бег по залу:

- бег в медленном темпе;

- по свистку учителя направляющий ускоряется и встает замыкающим;

-ходьба;

1мин

1мин

1мин

10мин

Обратить внимание на равнение и осанку

Идти с интервалом 2 шага

Следить за осанкой

Основная

3. Обучить комплексу корригирующих упражнений.

1.Ходьба в переменном темпе, бег с переходом на медленный шаг.(1- 2 мин)

2.Дыхательные упражнения в движении.

3.И. п.- о. с., перед скамейкой. Руки за головой.

1-шаг правой на скамейку; 2- приставить левую.

1-4- и. п.; 5- 8- то же с левой ноги. (6-7 раз, медленно)

4.И. п.- лёжа бёдрами на скамейке, руки за головой, ноги зафиксированы, лицом вниз. Поднимание туловища. (8-10 раз, медленно)

5.И. п.- сидя на скамейке, ноги прямые, вместе.

1-наклон вперёд стараясь коснуться грудью коленей.

2- Вернуться в и. п. (6- 8 раз, медленно)

6.И. п.- сед на пятках, руки на поясе.

7.Наклоны назад прогнувшись. (6- 7 раз. Медленно)

8.И. п.- лёжа на спине, руки за голову в ногах зажат мяч.

9. Сгибание, разгибание ног с касанием коленями локтевых суставов.

( 8- 10 раз. Медленно)

10.И. п.- лёжа на спине, ноги согнуты, руки вдоль туловища.

1-прогнуться в грудном и поясничном отделе позвоночника, опираясь на голову руки и пятки. (3- 4 раза, медленно)

11.И. п.- о. с., руки за голову. Приседания. (8-10 раз, темп средний, сохраняя правильную осанку.)

22-23

мин

Следить за осанкой

Бедро поднимается на максимальную высоту.

Руки прямые.

Следить за правильностью выполнения упражнений

Заключительная

5.Способствовать снижению двигательной активности

6.Подвести итоги урока.

Заключительная часть.

1.Принять правильную осанку у стены, отойти от стены на 1- 2 шага сохраняя правильное положение. (3- 4 раза)

2.И. п.- то же. Приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 секунды, вернуться в и. п. ( 6- 8 раз, медленно)

3.Продвигаясь вставать на гимнастическую скамейку и сходить с неё. (1 минута).

4.И. п.- о. с., приседания в медленном темпе, с разведением коленей и сохраняя правильную осанку. (6- 8 раз)

5.И. п.- о. с., руки за головой.

1-руки вверх, потянуться (вдох); 2- и. п. (6- 8 раз. Медленно)

Подвести итоги урока, выделить наиболее активных учеников, сообщение д/з.

5мин

Подведение уроков

Приложение 5

Таблица 1

Диагнозы учащихся экспериментальной и контрольной группы

№ п./п.

Имя

Диагноз

Контрольная группа

1

Анна

Поясничный сколиоз (лев.)

2

Дмитрий

Грудопоясничный сколиоз

3

Николай

Грудопоясничный сколиоз (прав.)

4

Ольга

Грудопоясничный сколиоз

5

Екатерина

Поясничный сколиоз

6

Дмитрий

Поясничный сколиоз

Экспериментальная группа

1

Андрей

Грудопоясничный сколиоз (прав.)

2

Елена

Грудопоясничный сколиоз

3

Мария

Поясничный сколиоз

4

Евгений

Грудопоясничный сколиоз (лев.)

5

Валерия

Поясничный сколиоз

6

Иван

Поясничный сколиоз

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53512. Организация производственного процесса на предприятиях по ремонту подвижного состава 400.26 KB
  Основные принципы и формы рационального построения производственного процесса в пространстве и во времени. Типы производства и их технико-экономическая характеристика. Показатели, определяющие типы производства и пути их улучшения.