87739

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 237 ОАО «РЖД»

Научная статья

Физкультура и спорт

Здоровье учитывая что детский сад рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости апробации и внедрении инновационных оздоровительных технологий адаптированных к возрастным особенностям детей.

Русский

2015-04-22

60 KB

0 чел.

Н.Н.Зимина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 237 ОАО «РЖД»

Аннотация:  в статье представлен опыт использования как традиционных здоровьесберегающих  методик, так и инновационных оздоровительных технологий.

Ключевые слова: апробация и внедрение проекта, здоровьесбережение, инновационные оздоровительные технологии.

Одной из наиболее актуальных проблем современной действительности является резкое снижение уровня здоровья подрастающего поколения. Современное состояние общества, экономики, экологии приводит к снижению качества жизни и, как следствие, снижению уровня здоровья населения страны.

Проблема сохранения здоровья воспитанников оказалась в центре внимания и нашего детского сада.  Определив приоритетной физкультурно-оздоровительную работу детского сада, анализируя  основную Программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,    Федеральные государственные требования  к содержанию образовательной области «Физическая культура», «Здоровье», учитывая, что детский сад рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей, педагогический коллектив пришел к выводу  о необходимости апробации и внедрении инновационных оздоровительных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

      Работа началась с анализа посещаемости воспитанников детского сада. Результаты мониторинга были неутешительные: так в 2009-2010 г. на одного ребенка пропуск составил 18 дней, в 2010-2011 г. – 22 дня. Заболеваемость гриппом и ОРВИ составила 13 %.  Поэтому было принято решение о необходимости закаливающих мероприятий. С летнего периода 2011 г. стали проводиться закаливающие мероприятия: обливание ног, контрастное босохождение (трава-песок-мелкая галька), дыхательная гимнастика. С согласия родителей обливание ног перед сном стали проводить и в холодный период года.  Но в целом система оздоровительной работы отсутствовала.  Поэтому появился проект «Модель здоровьесбережения воспитанников НДОУ «Детский сад № 237 ОАО «РЖД», включающий в  себя комплекс развивающих, оздоровительных и профилактических мероприятий. Этот проект находится в стадии апробации.

В основу  построения  модели здоровьесбережения  легли новаторские подходы:  комплекс оздоровительных технологий, построение  оптимального   режима   двигательной активности, а также переориентирование всей образовательной деятельности  на воспитание у детей основ культуры здоровья  в  процессе  реализации  модели.  

       Целью нашей работы является  оптимизация  модели здоровьесбережения  через апробацию и внедрение оздоровительных технологий: БОС-технологий, арт-терапии (музыкотерапия, песочная терапия), фитотерапии, дыхательной гимнастики, закаливания. При этом мы не отказались от традиционных форм работы по оздоровлению детей:  утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физкультурные досуги, гимнастика после сна. Задачи, которые поставлены перед коллективом, конкретны и   проверяемы:

  1.  Повышение педагогической компетентности в вопросах оздоровления детей.
  2.  Профилактика гриппа и острых инфекций верхних дыхательных путей, ангины.
  3.  Оптимизация режима двигательной активности детей.
  4.  Организация здорового питания.
  5.  Совершенствование материально-технической базы детского сада.

       Вся предстоящая работа тщательно планируется:  воспитатели консультируются со специалистами детского сада, знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу, организуются семинары-практикумы, тренинги, тематические педсоветы, круглые столы. Все это осуществляется с целью повышения теоретических и практических знаний и умений педагогов. Конечно, эффективность реализации оздоровительных технологий  в дошкольном учреждении во многом зависит от координации деятельности воспитателей с инструктором по физическому воспитанию, с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, педагогом-психологом. Так, инструктор  по физической  культуре осуществляет  учет  индивидуальной  нагрузки   на  детей  различных типологических  групп  в  физкультурно-оздоровительной  деятельности, секционной оздоровительной   внегрупповой  и  индивидуальной  работе, в игровых  комплексах  с использованием циклических  движений и подвижных  игр  на прогулке.  Музыкальный  руководитель  и  инструктор  по  физической  культуре совместно с педагогами  реализуют формы  взаимодействия   по  использованию  основных  видов движений и  игровых дыхательных  упражнений с использованием музыки. Педагог-психолог в своей работе использует программу  БОС «Волна», совместно с воспитателями проводит занятия по песочной арт-терапии, занятия в сенсорной комнате.  Старшая медсестра проводит образовательную деятельность с воспитанниками по теме «Быть здоровыми хотим».

Для реализации данного проекта были созданы творческие группы:

  1.  Творческая группа по разработке программы «Быть здоровыми хотим».
  2.  Творческая группа по созданию картотеки дидактических игр «Правильное питание».
  3.  Творческая группа по освоению арт-терапии (песочная терапия, музыкотерапия).

       Еще один аспект оздоровительной работы – сотрудничество с родителями, эта работа осуществляется в несколько  этапов: вначале составляется план работы с родителями по данной теме, затем проводится анкетирование воспитателей с целью выявления теоретических знаний и практической готовности к работе с семьей в вопросах здоровьесбережения детей; далее следует практический этап работы с родителями – индивидуальные беседы, консультации, памятки; ознакомление родителей' с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной
на физическое,  психическое и социальное развитие ребенка;
«Уголки здоровья»; показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники.

       В целях профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний  организовано  закаливание детей. Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, мы соблюдаем определенные принципы: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Система закаливания в нашем учреждении основана на воздействии на организм ребенка природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей, также проводится в летний период контрастное босохождение. Для каждой возрастной группы составлена циклограмма закаливания.

      В период повышенной заболеваемости проводится лекарственная терапия (оксолиновая мазь в нос, полоскание горла отваром ромашки), витаминотерапия (аскорбиновая кислота в третье блюдо), оздоровление фитонцидами (чесночно – луковые закуски), ароматизация помещений  (чесночные дольки), с разрешения врача-педиатра – кислородный коктейль.

      Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей. Для каждой возрастной группы составлена циклограмма двигательного режима, куда входят утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия (одно из трех занятий на свежем воздухе, начиная с младшего дошкольного возраста), подвижные игры, гимнастика после сна, физкультурные досуги. Традиционно каждый год в НДОУ проводятся Неделя здоровья и Дни здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах» и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. В нашем учреждении уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.  Для укрепления здоровья детей в летний период была организована «Тропа здоровья». Мероприятия проводятся на свежем воздухе в игровой форме и вызывают у детей положительные эмоции.  Располагается  «тропа здоровья» на территории детского сада, в нее входят участки с разными покрытиями: травяным покровом, песчаной поверхностью,  имеется дорожка с круглыми мелкими и крупными камнями – это одна из зон «Тропы здоровья». На  тропе здоровья используется оборудование как спортивное (наклонная доска, ребристая доска, мостик, лиана маленькая для лазания, массажные коврики), так и игровое (туристическая палатка, искусственное озеро, лягушата из спилов деревьев). Для прохождения «тропы здоровья»  воспитатели используют карточки маршрута, во время прогулки дети за 20-40 минут в игровой форме выполняют комплекс здоровьесберегающих мероприятий. Мы также планируем организовать  «Зону отдыха», в которой будет располагаться и информационный стенд для родителей. В зимнее время дети катаются на горке, учатся ходить на лыжах.

      В решении оздоровительных задач важную роль играет соответствующая здоровьесберегающая среда.  В НДОУ создана необходимая материально-техническая база: имеется спортивный зал,  в котором расположены мягкие модули, гимнастическая стенка, аэробный тренажёр «Бегущий по волнам», велотренажер, беговая дорожка, крупный и мелкий спортивный инвентарь; на территории детского сада поставлены футбольные ворота, теннисный стол, в зимнее время на участке дети ходят на лыжах; во всех группах имеются спортивные уголки, укомплектованные разнообразным спортивным инвентарём в соответствии с возрастными возможностями детей данной группы; музыкальный зал; фитобар с кислородным концентратором «Армед»; в каждой группе – рециркуляторные лампы.

      По программе «Волна» занятия проводятся первый год. «Волна» является  программно-аппаратным комплексом с использованием технологии функционального биоуправления, в основе технологии ФБУ лежит закон биологически  обратной связи.  Целью  программы является обучение ребенка правильному, оптимальному типу дыхания, начиная с 3-х летнего возраста. Но пока педагог-психолог занимается с детьми подготовительной группы.  В данной программе два режима работы: режим «Игра», представляющий собой мультипликационный фильм «Бабочка», и режим «Тренировка дыхания», в котором обратная связь представлена в виде различных изменений изображения при выполнении ребенком тренировочного задания. Наборы слайдов и музыкальное сопровождение для каждого ребенка подбираются индивидуально. Дополнительный инструментарий, который использует педагог, прост и доступен – это воздушные шарики, мыльные пузыри, трубочки для коктейля, снежинки из бумаги.  По этой программе мы занимаемся с детьми первый год,   но уже можно отметить положительные изменения в поведении детей: меньше стало конфликтов в детском коллективе, у одного из детей улучшилась концентрация внимания.

      В каждой возрастной группе есть дети (2-3 человека, у которых при плантографии стопы были зафиксированы изменения. В комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна были включены упражнения на профилактику плоскостопия (ходьба по массажным дорожкам, обручу, канату, игра пальчиками ног с карандашами). С 4-х летнего возраста дети, имеющие нарушения осанки и стопы, занимаются по программе «Статус», в которой сигнал обратной биологической связи реализуется в идее мультипликационных сюжетов с соревновательным элементом. Это интересно детям, занятие превращается в игру, в ходе которой ребенок приобретает мышечный навык.

      Для нормализации эмоционального состояния дошкольника, снижению  беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения у детей  воспитатели используют  методы арт-терапии. Используя спокойную музыку, звуки природы в разных режимных моментах, в зависимости от состояния детей,  педагоги  устанавливают эмоциональный контакт. Дети с удовольствием занимаются с фольгой, рисуют песком (группы дошкольного возраста), для этого имеется специальный столик с подсветкой,  в первой младшей группе рисуют на крупе.

      Конечно, работа по освоению оздоровительных технологий в детском саду только приводится в систему. Основная проблема на данном этапе состоит в том, что дополняются, совершенствуются, углубляются традиционные модели здоровьесберегающей деятельности, не разработана система мониторинга качества. Но положительные эффекты в реализации проекта наметились: интерес педагогов к здоровьесберегающей деятельности оказался на достаточно высоком уровне, родители стали чаще обращаться к педагогам в вопросах здоровьесбережения, выполняется план детодней, после периода будет проведен анализ заболеваемости, постоянно совершенствуется материально-техническая база детского сада.

Литература

  1.  Банникова, Л.П. программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Л.П.Банникова. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2007 г. – 48 с.
  2.  Вераксы, Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева; под общ. ред. Н.Е.Вераксы. -  М.: Мозаика-Синтез, 2012 г. – 336 с.   
  3.  Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие / Л.В.Гаврючина. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2008 г. – 160 с.
  4.  Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей / М.В.Киселева. – М.:Речь, 2012 г. – 160 с.
  5.  Кузьмичева, О.А., Ледина, В.Ю. Статус. Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия: Методическое пособие / О.А.Кузьмичева,  В.Ю.Ледина. – СПб.: Амалтея, 2011 г. – 68 с.
  6.  Ледина, В.Ю. Волна. Обучение диафрагмальному дыханию: Методическое пособие / В.Ю.Ледина. – СПб.: Амалтея, 2007 г. – 108 с.

      

         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57355. Многообразие органических соединений, их классификация. Органические вещества живой природы 48.5 KB
  Многообразие органических соединений определяется уникальной способностью атомов углерода соединяться друг с другом простыми и кратными связями образовывать соединения с практически неограниченным числом атомов связанных в цепи циклы бициклы трициклы полициклы каркасы и др.
57359. Обработка словесных информационных моделей 291 KB
  Основные понятия: модель; информационная модель; словесная информационная модель; аннотация; конспект. Конспект Конспект от лат. Создайте конспект к 2. Сохраните документ в собственной папке под именем Конспект.