87739

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 237 ОАО «РЖД»

Научная статья

Физкультура и спорт

Здоровье учитывая что детский сад рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости апробации и внедрении инновационных оздоровительных технологий адаптированных к возрастным особенностям детей.

Русский

2015-04-22

60 KB

0 чел.

Н.Н.Зимина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 237 ОАО «РЖД»

Аннотация:  в статье представлен опыт использования как традиционных здоровьесберегающих  методик, так и инновационных оздоровительных технологий.

Ключевые слова: апробация и внедрение проекта, здоровьесбережение, инновационные оздоровительные технологии.

Одной из наиболее актуальных проблем современной действительности является резкое снижение уровня здоровья подрастающего поколения. Современное состояние общества, экономики, экологии приводит к снижению качества жизни и, как следствие, снижению уровня здоровья населения страны.

Проблема сохранения здоровья воспитанников оказалась в центре внимания и нашего детского сада.  Определив приоритетной физкультурно-оздоровительную работу детского сада, анализируя  основную Программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,    Федеральные государственные требования  к содержанию образовательной области «Физическая культура», «Здоровье», учитывая, что детский сад рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей, педагогический коллектив пришел к выводу  о необходимости апробации и внедрении инновационных оздоровительных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

      Работа началась с анализа посещаемости воспитанников детского сада. Результаты мониторинга были неутешительные: так в 2009-2010 г. на одного ребенка пропуск составил 18 дней, в 2010-2011 г. – 22 дня. Заболеваемость гриппом и ОРВИ составила 13 %.  Поэтому было принято решение о необходимости закаливающих мероприятий. С летнего периода 2011 г. стали проводиться закаливающие мероприятия: обливание ног, контрастное босохождение (трава-песок-мелкая галька), дыхательная гимнастика. С согласия родителей обливание ног перед сном стали проводить и в холодный период года.  Но в целом система оздоровительной работы отсутствовала.  Поэтому появился проект «Модель здоровьесбережения воспитанников НДОУ «Детский сад № 237 ОАО «РЖД», включающий в  себя комплекс развивающих, оздоровительных и профилактических мероприятий. Этот проект находится в стадии апробации.

В основу  построения  модели здоровьесбережения  легли новаторские подходы:  комплекс оздоровительных технологий, построение  оптимального   режима   двигательной активности, а также переориентирование всей образовательной деятельности  на воспитание у детей основ культуры здоровья  в  процессе  реализации  модели.  

       Целью нашей работы является  оптимизация  модели здоровьесбережения  через апробацию и внедрение оздоровительных технологий: БОС-технологий, арт-терапии (музыкотерапия, песочная терапия), фитотерапии, дыхательной гимнастики, закаливания. При этом мы не отказались от традиционных форм работы по оздоровлению детей:  утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физкультурные досуги, гимнастика после сна. Задачи, которые поставлены перед коллективом, конкретны и   проверяемы:

  1.  Повышение педагогической компетентности в вопросах оздоровления детей.
  2.  Профилактика гриппа и острых инфекций верхних дыхательных путей, ангины.
  3.  Оптимизация режима двигательной активности детей.
  4.  Организация здорового питания.
  5.  Совершенствование материально-технической базы детского сада.

       Вся предстоящая работа тщательно планируется:  воспитатели консультируются со специалистами детского сада, знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу, организуются семинары-практикумы, тренинги, тематические педсоветы, круглые столы. Все это осуществляется с целью повышения теоретических и практических знаний и умений педагогов. Конечно, эффективность реализации оздоровительных технологий  в дошкольном учреждении во многом зависит от координации деятельности воспитателей с инструктором по физическому воспитанию, с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, педагогом-психологом. Так, инструктор  по физической  культуре осуществляет  учет  индивидуальной  нагрузки   на  детей  различных типологических  групп  в  физкультурно-оздоровительной  деятельности, секционной оздоровительной   внегрупповой  и  индивидуальной  работе, в игровых  комплексах  с использованием циклических  движений и подвижных  игр  на прогулке.  Музыкальный  руководитель  и  инструктор  по  физической  культуре совместно с педагогами  реализуют формы  взаимодействия   по  использованию  основных  видов движений и  игровых дыхательных  упражнений с использованием музыки. Педагог-психолог в своей работе использует программу  БОС «Волна», совместно с воспитателями проводит занятия по песочной арт-терапии, занятия в сенсорной комнате.  Старшая медсестра проводит образовательную деятельность с воспитанниками по теме «Быть здоровыми хотим».

Для реализации данного проекта были созданы творческие группы:

  1.  Творческая группа по разработке программы «Быть здоровыми хотим».
  2.  Творческая группа по созданию картотеки дидактических игр «Правильное питание».
  3.  Творческая группа по освоению арт-терапии (песочная терапия, музыкотерапия).

       Еще один аспект оздоровительной работы – сотрудничество с родителями, эта работа осуществляется в несколько  этапов: вначале составляется план работы с родителями по данной теме, затем проводится анкетирование воспитателей с целью выявления теоретических знаний и практической готовности к работе с семьей в вопросах здоровьесбережения детей; далее следует практический этап работы с родителями – индивидуальные беседы, консультации, памятки; ознакомление родителей' с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной
на физическое,  психическое и социальное развитие ребенка;
«Уголки здоровья»; показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники.

       В целях профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний  организовано  закаливание детей. Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, мы соблюдаем определенные принципы: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Система закаливания в нашем учреждении основана на воздействии на организм ребенка природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей, также проводится в летний период контрастное босохождение. Для каждой возрастной группы составлена циклограмма закаливания.

      В период повышенной заболеваемости проводится лекарственная терапия (оксолиновая мазь в нос, полоскание горла отваром ромашки), витаминотерапия (аскорбиновая кислота в третье блюдо), оздоровление фитонцидами (чесночно – луковые закуски), ароматизация помещений  (чесночные дольки), с разрешения врача-педиатра – кислородный коктейль.

      Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей. Для каждой возрастной группы составлена циклограмма двигательного режима, куда входят утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия (одно из трех занятий на свежем воздухе, начиная с младшего дошкольного возраста), подвижные игры, гимнастика после сна, физкультурные досуги. Традиционно каждый год в НДОУ проводятся Неделя здоровья и Дни здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах» и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. В нашем учреждении уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.  Для укрепления здоровья детей в летний период была организована «Тропа здоровья». Мероприятия проводятся на свежем воздухе в игровой форме и вызывают у детей положительные эмоции.  Располагается  «тропа здоровья» на территории детского сада, в нее входят участки с разными покрытиями: травяным покровом, песчаной поверхностью,  имеется дорожка с круглыми мелкими и крупными камнями – это одна из зон «Тропы здоровья». На  тропе здоровья используется оборудование как спортивное (наклонная доска, ребристая доска, мостик, лиана маленькая для лазания, массажные коврики), так и игровое (туристическая палатка, искусственное озеро, лягушата из спилов деревьев). Для прохождения «тропы здоровья»  воспитатели используют карточки маршрута, во время прогулки дети за 20-40 минут в игровой форме выполняют комплекс здоровьесберегающих мероприятий. Мы также планируем организовать  «Зону отдыха», в которой будет располагаться и информационный стенд для родителей. В зимнее время дети катаются на горке, учатся ходить на лыжах.

      В решении оздоровительных задач важную роль играет соответствующая здоровьесберегающая среда.  В НДОУ создана необходимая материально-техническая база: имеется спортивный зал,  в котором расположены мягкие модули, гимнастическая стенка, аэробный тренажёр «Бегущий по волнам», велотренажер, беговая дорожка, крупный и мелкий спортивный инвентарь; на территории детского сада поставлены футбольные ворота, теннисный стол, в зимнее время на участке дети ходят на лыжах; во всех группах имеются спортивные уголки, укомплектованные разнообразным спортивным инвентарём в соответствии с возрастными возможностями детей данной группы; музыкальный зал; фитобар с кислородным концентратором «Армед»; в каждой группе – рециркуляторные лампы.

      По программе «Волна» занятия проводятся первый год. «Волна» является  программно-аппаратным комплексом с использованием технологии функционального биоуправления, в основе технологии ФБУ лежит закон биологически  обратной связи.  Целью  программы является обучение ребенка правильному, оптимальному типу дыхания, начиная с 3-х летнего возраста. Но пока педагог-психолог занимается с детьми подготовительной группы.  В данной программе два режима работы: режим «Игра», представляющий собой мультипликационный фильм «Бабочка», и режим «Тренировка дыхания», в котором обратная связь представлена в виде различных изменений изображения при выполнении ребенком тренировочного задания. Наборы слайдов и музыкальное сопровождение для каждого ребенка подбираются индивидуально. Дополнительный инструментарий, который использует педагог, прост и доступен – это воздушные шарики, мыльные пузыри, трубочки для коктейля, снежинки из бумаги.  По этой программе мы занимаемся с детьми первый год,   но уже можно отметить положительные изменения в поведении детей: меньше стало конфликтов в детском коллективе, у одного из детей улучшилась концентрация внимания.

      В каждой возрастной группе есть дети (2-3 человека, у которых при плантографии стопы были зафиксированы изменения. В комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна были включены упражнения на профилактику плоскостопия (ходьба по массажным дорожкам, обручу, канату, игра пальчиками ног с карандашами). С 4-х летнего возраста дети, имеющие нарушения осанки и стопы, занимаются по программе «Статус», в которой сигнал обратной биологической связи реализуется в идее мультипликационных сюжетов с соревновательным элементом. Это интересно детям, занятие превращается в игру, в ходе которой ребенок приобретает мышечный навык.

      Для нормализации эмоционального состояния дошкольника, снижению  беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения у детей  воспитатели используют  методы арт-терапии. Используя спокойную музыку, звуки природы в разных режимных моментах, в зависимости от состояния детей,  педагоги  устанавливают эмоциональный контакт. Дети с удовольствием занимаются с фольгой, рисуют песком (группы дошкольного возраста), для этого имеется специальный столик с подсветкой,  в первой младшей группе рисуют на крупе.

      Конечно, работа по освоению оздоровительных технологий в детском саду только приводится в систему. Основная проблема на данном этапе состоит в том, что дополняются, совершенствуются, углубляются традиционные модели здоровьесберегающей деятельности, не разработана система мониторинга качества. Но положительные эффекты в реализации проекта наметились: интерес педагогов к здоровьесберегающей деятельности оказался на достаточно высоком уровне, родители стали чаще обращаться к педагогам в вопросах здоровьесбережения, выполняется план детодней, после периода будет проведен анализ заболеваемости, постоянно совершенствуется материально-техническая база детского сада.

Литература

  1.  Банникова, Л.П. программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Л.П.Банникова. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2007 г. – 48 с.
  2.  Вераксы, Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева; под общ. ред. Н.Е.Вераксы. -  М.: Мозаика-Синтез, 2012 г. – 336 с.   
  3.  Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие / Л.В.Гаврючина. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2008 г. – 160 с.
  4.  Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей / М.В.Киселева. – М.:Речь, 2012 г. – 160 с.
  5.  Кузьмичева, О.А., Ледина, В.Ю. Статус. Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия: Методическое пособие / О.А.Кузьмичева,  В.Ю.Ледина. – СПб.: Амалтея, 2011 г. – 68 с.
  6.  Ледина, В.Ю. Волна. Обучение диафрагмальному дыханию: Методическое пособие / В.Ю.Ледина. – СПб.: Амалтея, 2007 г. – 108 с.

      

         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84379. Закріплення знань про звук ж, букви Ж, ж (же). Опрацювання народної казки «Лисичка і Журавель» 51.5 KB
  Мета: - закріплювати вміння читати слова, речення з вивченими буквами; формувати навички читання вголос; розвивати зв’язне мовлення, збагачувати словниковий запас учнів; виховувати любов до тварин.
84380. Г. Черінь “Чи ми з природою єдині...”; І. Драч “В товаристві джмеля”; Д. Білоус “Пісенька до куличка”; К. Перелісна “Песик і хлопці” 38.5 KB
  Мета: розвивати образне бачення поетичних картин уміння простежувати взаємозв’язок людини з природою знаходити спільне й відмінне в його зображенні в різних віршах; удосконалювати вміння читати діалоги; знаходити рими.
84381. Добре того вчити, хто хоче все знати. Англійська народна казки «Сорочаче гніздо» 73 KB
  Мета: ознайомити учнів із англійською народною казкою «Сорочаче гніздо», вдосконалювати навики читання школярів, учити стежити за послідовністю описуваних подій, орієнтуватися у структурі тексту; розвивати критичне мислення учнів; виховувати наполегливість у здобутті знань.
84382. Д. Родари «Чем пахнут ремесла». М. Пляцковский «Кто что умеет» 39 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении развивать читательскую компетентность учащихся пополнять словарный и лексический запас детей воспитывать трудолюбие Оборудование: учебник Литературное чтение иллюстрации Конституция Украины...
84383. Н. Сладков «Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца». И. Бунин «Сегодня на пустой поляне…». О. Высотская «Что нам осень принесла?». Загадка 29.5 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении, развивать читательскую компетентность учащихся, пополнять словарный и лексический запас детей, воспитывать любовь к природе.
84384. «Художник-осень» по И. Соколову-Микитову 30 KB
  Золотая осень вырезанные из бумаги листья осины дуба клена; краски Ход урока I Организация класса II Проверка домашнего задания III Мотивация учебной деятельности учащихся Мозговой штурм Прочитайте слова. Кем предстала Осень у поэтессы Маргариты Алигер Осень только взялась за работу...
84385. Де гурт – там і сила. (Німецька народна казка «Бременські музиканти») 48.5 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного і виразного читання та навички літературного аналізу твору; вчити дітей працювати в парах; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уміння самостійно працювати з текстом; виховувати почуття товариськості уміння цінувати дружбу.
84386. Невмирущий Кобзар. Тарас Григорович Шевченко – великий народний поет і художник 62 KB
  Ознайомити учнів із творчістю Т. Г. Шевченка, викликати бажання розповідати, слухати вірші, вчити, сприймати зміст поезії на слух та знаходити її відображення в малюнках; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, увагу, вміння виразно читати вірші, збагачувати словниковий запас.
84387. Theatre of the 20th century and beyond 22.06 KB
  The achievements of realism at the end of the 19th century continued to resonate through the turn of the 21st century, but the most influential innovations in early 20th-century theatre came from a vigorous reaction against realism.