87741

«ОТ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ К МОДЕЛИ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ» (ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РОЖДЕНИЯ БИЗНЕС-СИСТЕМ)

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные подходы к определению бизнес-систем отражают разные стороны явления, но ни один не передает интегрированный образ понятия. Процессный подход концентрируется на бизнес-процессах, коммерческий актуализирует синергетику прибыли, практико-ориентированный – факторы успеха бизнеса...

Русский

2015-04-22

32.2 KB

0 чел.

УДК: 334.7

«ОТ  МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ  К МОДЕЛИ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ»  (ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РОЖДЕНИЯ БИЗНЕС-СИСТЕМ)

Ю.В. Куприянов

Высшая Бизнес-школа

Омского государственного педагогического университета

г. Омск

cooper66@mail.ru

"FROM THE CLASSICAL MODEL OF THE ORGANIZATION TO THE MODEL OF BUSINESS-SYSTEM" (HISTORICAL BACKGROUND OF BIRTH BUSINESS SYSTEMS)

J.V. Kupriyanov

The highest Business school

Omsk state pedagogical university

Omsk 

cooper66@mail.ru

Embodying the top strategic management of the organization in the form of a business system that ensures the sustainability of the life cycle and allows to work effectively with the economic future. This article examines the historical preconditions of transition from the classical model of the organization to the new organizational model of the business system.

Keywords: business system, strategic management, life cycle of organisation

«Виды бизнеса различны, но бизнес как система остается одним и тем же, независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков, от культуры и компетентности управления. Это общая реальность бизнеса».
Питер Ф. Друкер

В современной литературе нет четкого устоявшегося определения бизнес-системы.   

Основные подходы к определению бизнес-систем отражают  разные стороны явления, но ни один  не передает интегрированный образ понятия. Процессный подход концентрируется на бизнес-процессах, коммерческий актуализирует синергетику прибыли,  практико-ориентированный – факторы успеха  бизнеса, организационный – взаимосвязанные интересы субъектов бизнеса.

Уточнение понятия возможно через определение сущностных признаков бизнес-системы.

Очевидно, что ключевыми для более адекватного определения понятия является:

- понимание сущности бизнес-системы в теории систем;

- исторические предпосылки формирования данного понятия;

- ключевые компоненты (стратегические элементы) бизнес-системы;

- основные признаки бизнес-системы.

Одним из важных принципов в понимании сути и значения бизнес-систем является принцип историзма, который позволяет понять генезис нового явления в экономике в историческом разрезе.

В настоящее время бизнес-система является бесспорной управленческой аксиомой и технологией ведения бизнеса.   Современные бизнес-системы адаптируясь к мировым кризисам и вызовам мировой экономики  переживают новые транформации, одними из ярких черт которых является все большая виртуализация и разрушение привычных организационных границ.

Воплощая в себе вершину стратегического управления, построение организации в виде бизнес-системы обеспечивает бизнесу устойчивость жизненного цикла и позволяет эффективно работать с экономическим будущим.

Финансовая глобализация,  начало которой положило создание мировой финансовой системы в результате установления нового мирового порядка на Бреттон-Вудской конференции в 1944 году,  повлекла за собой структурное преобразование не только макро, но прежде всего микроэкономики.

Разрушение барьеров между внутренними и внешними рынками привело к появлению фактора глобальной конкуренции, которая проявила себя в том, что с конца 50-х - начала 60-х годов 20 века на внутренние рынки  развитых европейских государств и США со сложившейся стабильной рыночной коньюнктурой произвели крупную торгово-экономическую экспансию целые сектора японской экокномики, за короткое время обрушивших американский рынок по цене и качеству предлагаемых продуктов.  Данное явление получило официальное название «японского чуда», «японского феномена».

В результате структурных реформ в национальной экономике объем японского экспорта в 1957-1973 гг. увеличился почти в 10 раз, при резком изменении его внутренней структуры. Вывоз текстиля, на долю которого еще в конце 50-х годов приходилось 20-25% стоимости экспорта, отошел на второй план, уступив место широкому кругу изделий тяжелой промышленности, таких как сталь, суда, автомобили, радиоприемники, оптические приборы, электрооборудование, швейные машины, фотоаппараты, телевизоры. К концу 60-х годов Япония уже имела репутацию поставщика высококачественной, технически сложной продукции.

В течение трех лет (1965-1967 гг.)  внешняя торговля Японии увеличилась на 80%, а с США на 100%.

Первая открытая попытка противостоять импорту  текстильной японской продукции была предпринята еще в середине 50-х годов президентом Д.Эйзенхауэром, который потребовал от японцев «добровольных ограничений». Это стало следствием того, что за 50-е годы в гибнущей текстильной отрасли потеряли работу около 500 тыс.американцев.

Но конкуренция в текстильной промышленности была только началом. За ней последовало полное вытеснение с американского внутреннего рынка американской бытовой электроники и оптики.

Но об угрозе национальной экономики американцы стали говорить лишь тогда когда крушение стали терпеть крупные детройтские автомобилестроительные концерны.

Японская экспансия вызвала стагнацию целых отраслей экономики США.

Автомобили компании Toyota,  продукция Canon, хлынувшие на внутренний рынок США оказались не только качественнее аналогичных американских товаров, но и значительно дешевле. Японцы также предлагали сталь, уголь по ценам ниже американских хотя сами не производили и не добывали.  В результате японской торгово-экономической экспансии базовые отрасли американской экономики оказались под угрозой прекращения своего существования.  Обанкротились и прекратили свое существование сотни и тысячи стабильных и процветающих американских предприятий.  

Одним из флагманов японского чуда, обрушивших экономику США стала компания Toyota,чей Toyota Corona, стал  в середине 60-х годов ХХ века настоящим хитом в США и обрушил традиционный рынок американских машин. А вышедший в следующем, 1966 году автомобиль Toyota  Corolla привел многие американские компании к банкротству.  Именно с корпорации Toyota ведет отсчет произошедшая организационная бифуркация, чей феномен получил официальное название TPS (Toyota Product System).

Экономико-технологический вызов первой волны финансовой глобализации привел  к  пересмотру фундаментальных основ теории управления, прежде всего в таких его разделах как общий менеджмент, маркетинг, подготовка и управление персоналом,  ценообразование,  экономика материаловедения, логистика и т.д.    Неспособность менеджмента своевременно ответить на вызовы и угрозы привела к его парадигмическому кризису.

Привычный мир менеджмента перестал существовать. Возникает так называемый тектоцентрический кризис концепций старого менеджмента и рождение нового менеджмента.

Тектоцентрический кризис коснулся и организации как атомарной основы менеджмента.   В условиях изменения всех мировых процессов – деловых, информационных, культурных – произошла трансформация организации как управленческой структуры.  

В поисках адекватного ответа японской экспансии американским теоретикам менеджмента пришлось изучать японский опыт успеха.   

В поисках выработки иммунитета к вызовам глобальной конкуренции  был привлечен широкий теоретический и практический материал от разработок в области биологии до методологии координации и управления войсковыми соединениями.  Словарь теории управления обогатился новыми понятиями -  система, системный анализ, поведение систем, жизненный цикл, стратегическое управление, стратегический маркетинг и др.  

Возникли новые направления менеджмента – системное управление, стратегический менеджмент, стратегический маркетинг, тайм-менджмент, риск-менеджмент и др.   

В 60-е гг. 20 в в обеих палатах конгресса США. были внесены законопроекты «о мобилизации и использовании научно-технических сил страны для применения системного анализа и системотехники в целях наиболее полного использования людских ресурсов для решения национальных проблем».

В 1960 году в США выходит в свет первая книга,  применившая системный анализ для решения проблем промышленного сектора и  организационных - «Системный анализ для руководителей делового мира». Ее автор  С. Л. Оптнер стал родначальником направления системный анализ в теории организаций.  До него исследования в области системного анализа применялись только в военном секторе Он же в 1965 г издает  книгу  «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем», в которой продолжает применять системный анализ к решению хозяйственных и организационных проблем.

В 1966 г. издается книга С. Янга «Системный анализ руководства», которая целиком посвящена системному анализу организации как таковой.

Смысл произошедших изменений в теории организации как нельзя лучше передает В.Ефремов, отмечая: «Смысл организации не в том, что она из себя представляет внешне и внутренне, а в том, какова ее роль в системе, в которую она включена как элемент (13,с.78).  

Суть теоретического перелома в менеджменте состоит в переносе исследовательского акцента с исследования природной статики фирмы на анатомию ее поведения во внешней среде.   Так появляется категория «бизнес-пространство», без которой невозможно не понять поведение организации, ни планировать ее будущее.

Финансово-экономическая глобализация имела еще одну сторону, которая отразилась на формате организации – непредсказуемая скорость обновления рыночного предложения продуктов и услуг. Срок жизни  товаров и услуг стал все больше сокращаться и все больше определять срок жизни организации, для которой  в полный рост встала проблема собственного выживания.  Это было видно, прежде всего, на скорости предложения автомобильной продукции компанией Toyota и устареванием продукции американских автомобильных концернов.  Можно с уверенностью говорить. что истоки появления бизнес-систем заложены в производственных системах компании «Тойота».  

Парадокс ситуации заключается в том, что косвенным виновником успеха японских компаний в США в 50-х-60-х годах и появления феномена бизнес-системы стал крупный американский экономист  Вильям Эдвардс Деминг, который обратил внимание на то, что проблемы организации, бракованных изделий, производственных потерь на 98% зависят не от людей, а от системы и определяются присущими ей недостатками. А люди выполняют то, что предложено этой системой. Эту статистическую информацию он назвал формулой 98/2.   

Его лекции, прочитанные в Японии в 1946 году по методам статистического контроля качества были воплощены руководителями японских компаний в виде системы массового обучения своих менеджеров.  

В результате лекции Деминга стали национальной экономической идеологией Японии.

В 1951 году в Японии была учреждена серебряная медаль с профилем Деминга, которая вручалась от имени императора.за достижения в теории и практику повышения качества.  Воплотившие идеи Деминга в национальном производстве, японские бизнесмены и предприниматели навсегда изменили стандарты мировой экономики, теории организации и фундаментальные основы теории спроса и предложения.

Одной из реакций на японский вызов, приведшая к модернизации парадигмы менеджмента в США стала разработанная американским маркетологом Теодором Левитом в 1965 г. концепция жизненного цикла товара. Жизненный цикл товара (англ. Lifecycleproduct) - это время существования товара  на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

В этот же период  П. Друкер, осмысливая основные черты нашей эпохи, высказывает мнение, что возникающее новое общество становится "обществом организаций, главная функция которых - производительное использование накопленного знания постоянное совершенствование всего, чем они занимаются, налаживание беспрерывного инновационного процесса".

В середине 60-х годов известный экономист Дж. Гэлбрейт констатирует в своей работе "Новое индустриальное общество" что "для "западного общества" типично господство крупных корпораций, занимающих фактически монопольное положение.  Именно они получают возможность диктовать рынку свои условия производства и сбыта и организовать маркетинг таким образом, что мелкие производители не выдерживают с ними конкуренции».

Изменение в системе работы с бизнес-пространством американских компанией находит отражение и в маркетинговой революции. 1960-е годы знаменуют приход эры "Стратегического Маркетингового Управления".   Появление стратегического маркетинга шло параллельно стадии активного маркетинга как результата реакции на изменения внешней среды.  Стадия активного маркетинга характеризуется развитием и/или усилением роли стратегического маркетинга.

В основе этой эволюции лежат три фактора.

- Увеличение скорости распространения технологического прогресса.

- Зрелость рынков и прогрессивное насыщение потребностей базового рынка.

- Возросшая интернационализация рынков как следствие последовательного устранения барьеров для международной торговли.

Все эти события послужили основой изменения принципов организационного управления на основе применения системного подхода к ключевым факторам организации, обеспечивающим конкурентные преимущества на всем протяжении ее жизненного цикла.  

Основным полем борьбы стало будущее. В гонке за лидерством продуктовым, ценовым,  качества,  технологическим изменились требования  к ключевым элементам  организации и как результат к ее структуре и системе управления.  

Была исчерпана продуктивная способность линейной, линейно-функциональной структуры  организаций в пользу органических форм.  Организационные границы  с одной стороны определялись размером трансакционных издержек,                                                                                                 с другой гонкой за продуктовое лидерство которые вынужена была нести организация в процессе борьбы за размеры сегмента рынка.

Произошел коренной перелом и переход от классической модели организации к модели  бизнес-системы,  Целью организаций нового типа  стало борьба за продолжение своего жизненного цикла, полем битвы – бизнес-пространство, а оружием – уникальные преимущества и ключевые стратегические ресурсы.

Несмотря на то, что бизнес-системы также имеют организационную конфигурацию они не тождественны понятию организации и являются следующим после организации этапом организационной эволюции. которая сегодня сдвигается все больше в сторону виртуализации и предел организационной трансформации которой сегодня далеко закончен. Варианты и организационные виды конфигураций бизнес-систем определяются взаимосвязанными интересами собственников бизнеса и различных субъектов бизнес-пространства.

В качестве основных тенденций организационного развития и последующей трансформации бизнес-систем на Евразийском пространстве сегодня выделяются такие факторы, как:

- интеграция;

- автоматизация и развитие персонала вместо рационализации труда и структуры организации;

- сетизация;

- деменеджеризация;

- деструктуризация;

- информатизация;

- виртуализация;

- социализация.

Произошел коренной перелом и переход от классической модели организации к модели  бизнес-системы, начало которым положили исторические события конца 50-х – начала 60-х годов. Неотъямлемыми признаками, отличающими бизнес-системы от обычных организаций  стали следующие признаки:

  1.  Наличие системного подхода как базового (фундаментального) метода управления организационно-управленческим комплексом;
  2.  Наличие документов стратегического управления, определяющих стратегическое развитие ключевых элементов бизнес-системы;
  3.  Наличие общей цели, объединяющей различных участников (собственников, юридических и физических лиц) – достижение стратегического преимущества в сфере бизнес-специализации;
  4.  Наличие механизма сценарной подстройки стратегического маршрута бизнес-системы  под изменяющиеся  параметры внешней среды;
  5.   Выделение в процессе стратегического управления ключевых элементов (функций), определяющих стратегическое развитие бизнес-системы.
  6.   Наличие персонала, осуществляющего реализацию системного подхода к стратегическому управлению бизнес-системой,  ответственность за которую закреплена в их должностных инструкциях.
  7.  Отсутствие антагонизма с внешней средой за счет глубокой с ней интеграции.

Начиная с этого поворотного исторического момента  начинается отсчет новой истории менеджмента и новой атомарной организационной единицы, которой является бизнес-система,  организационная эволюция которой сегодня сдвигается все больше в сторону виртуализации и предел организационной трансформации которой сегодня далеко закончен.

Список литературы

Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: «Финпресс», 2001. – с. 240

Ефремов В.С., Бизнес-системы постиндустриального общества - Менеджмент в России и за рубежом, № 5 , 1999, с.38-44.

Лелюк В.А. Построение эффективных бизнес-систем: Проблемы. Опыт. Инструментарий. Перспективы/ УБизнес-информ. Вып.11. - Харьков: ХНЭУ, 2008, с. 40-46.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1462. Потребительские предпочтения в области нижнего белья, и как следствие, отношение к бренду 951.5 KB
  История создания нижнего белья. Тенденции развития рынка. Разработка технического задания и плана исследования. Маркетинговые исследования потребителей. Анализ социально – демографических факторов. Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты.
1463. ПЕРЕДАЧА ПРАГМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ 319.71 KB
  Определить место и роль контекста в выявлении наиболее полной реализации прагматического потенциала ФЕ. Сопоставить прагматическую составляющую образных фразеологических единиц в английском и русском языках.
1464. КАТЕГОРИЯ ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТИ В НАУЧНО- ДИДАКТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ 320.83 KB
  Целью исследования является создание классификации маркеров интердискурсивности и их выявление в текстах лекций на немецком и русском языках.
1465. Конфликтология 321.32 KB
  Методические указания по изучению дисциплины. Содержание разделов дисциплины. Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Трудовые конфликты и пути их разрешения.
1466. ДИАЛОГ АРГУМЕНТАТИВНОГО ТИПА: КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ; СТРУКТУРА, СЕМАНТИКА, ПРАГМАТИКА (на материале русских и английских текстов интервью) 322.43 KB
  Цель данной диссертационной работы заключается в выявлении макроструктуры, создаваемой журналистами-участниками интервью и исследовании их аргументативных стратегий по методике, принятой в когнитивной лингвистике и прагмалингвистике.
1467. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 325.77 KB
  Целью данной работы является сравнительный анализ манифестации лингвокультурологического аспекта гендерных отношений в казахском, немецком и русском языках.
1468. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 327.99 KB
  Курсовой проект состоит из графической части в объеме 2 чертежных листов формата АI и расчетно-пояснительной записки, содержащей 25-30 страниц текста. Исходные данные приведены в прил. 1, схема здания выдается преподавателем. Вариант задания назначается преподавателем.
1469. ЖАНРОВО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РУКОВОДСТВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ. АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА 328.15 KB
  Цель исследования заключается в разработке технологии перевода, основанной на результатах сопоставительного изучения жанровых особенностей русскоязычных и англоязычных руководств по эксплуатации с точки зрения организации и реализации макроструктуры текстов данного жанра.
1470. Дискурсивные аспекты политических дебатов (на материале русских и английских текстов) 329.27 KB
  На основе выработанного метода определить сопоставительные характеристики дискурсивных особенностей англоязычной и русскоязычной речи. Представить сравнительное описание речевого поведения участников политических дебатов через призму теории пресуппозиций в рамках политического дискурса. Выявить степень привязанности к контексту речевого поведения политических деятелей, а также определить те аспекты, которые обусловливают нарушение контекстуальных фреймов.