87744

Пальцевая техника (Начало обучения)

Научная статья

Культурология и искусствоведение

При положении ноги на выворотных полупальцах пятка вперёд упор ноги и тяжесть тела следует равномерно распределять на все пять пальцев: не должно быть наклона ступни на сустав одного большого пальца. ноги соединяются плотно создается ощущение...

Русский

2015-04-22

70 KB

16 чел.

Методическая разработка                                                                                                                        Пальцевая техника (Начало обучения)

                                               Преподаватель хореографических  

                                                                             дисциплин Романовская В.В.

                                                                                    ДШИ    «Воскресение»

                                                                                                                                          

   Танец на пальцах является одним из главных компонентов сольного и дуэтного женского танца. Его лёгкость, воздушность, пластичность, динамика и выразительность  необходимы  танцовщице.

    Движения на пальцах вводится тогда, когда ноги (в особенности ступни) достаточно укреплены  экзерсисом у палки и на середине зала.

    Чтобы правильно и устойчиво стоять на пальцах, необходимо подготовить ноги упражнениями на полупальцах: releve  на двух ногах в I.II.V.IV позициях; и на одной –pas de bourree ; хорошо усвоить маленькие прыжки- sauté, ehangement de piegs, pas echappe; учащиеся уже обладают отдачей от пола, чувствуют уверенность на середине- хороший aplomb.

Ученице не следует ходить на пальцах без разрешения и наблюдения со стороны обучающего педагога, знающего её возможности.

Если ученица начнёт ходить на пальцах прежде, чем её тело достаточно окрепнет, то она может растянуть свой нижний позвонок, что вызовет боль в области поясницы. У неё могут сместиться коленные суставы, а это приводит к их заболеванию в будущем. Очень  важно носить пуанты, которые ученице абсолютно впору, т.к. вес танцовщицы приходится на её пальцы, а не на всю ступню.

       Пальцевой  класс  ставится  в  середине  третий  четверти  второго или третьего года  обучения  классическому  танцу.  Заниматься  пальцевым  классом  нужно  не  более двух-трёх раз  в  неделю  по  45 минут, но обязательно  предварительно  разогревшись.

       Стопа – это «орудие « труда  у  танцовщика,  поэтому  необходимо  правильное  строение  стопы.  Хорошая  опора  стопы  при  положении  на  пуантах,  когда  ось  нагрузки  проходит  через  первый,  второй  и  третий  пальцы.  Это  создаёт  силу ,  устойчивость  и  хороший  aplomb.

       Идеальным  строением  стопы  для  обучения  на  пальцах,  когда  1,2,3 пальцы – равны  и  они  больше  4 и 5  пальцев (1=2=3>4 и 5).

       Хорошая  форма  стопы,  когда  1 и 2 пальцы - -равны   и  они  больше  3,4.5   пальцев (1=2>3.4.5)  это  часто  встречающаяся  форма  стопы.

       Чрезмерно  удлинённый  первый  палец  и  короткие  остальные  затрудняют  работу  на  пальцах,  но  это  не  является  отрицательным  показателем  для  занятий  классическим  танцем  при  наличии  общих  хороших  данных.  Для  таких  случаев  существуют  определённые  формы

вкладышей «ступеньки»  которые  заполняют  образовавшуюся  пустоту  в  гипсовом  носке.

        Все  пальцевые  движения,  а  в  дальнейшем  и  комбинации,  должны  быть  хорошо  изучены  на  высоких  полупальцах. При  положении  ноги  на  выворотных  полупальцах (пятка  вперёд)  упор  ноги  и  тяжесть  тела  следует  равномерно  распределять  на  все  пять  пальцев:  не  должно  быть  наклона  ступни  на  сустав  одного  большого  пальца.

        Следует  помнить, что туфли с твёрдым носком требуют умелого обращения.

   

       Подготовка  пальцевых  туфель (пуанты) к  работе:

1.Правельно  пришиваются  завязки – на  боковых  швах, к пяточке  пришиваются  резинки  через  подъём;

2.Акуратно  разминается пятка – пластинка  гнётся  руками,  края  гипсового  носка разбивают молотком, нога должна себя чувствовать живой;

3.Одеваются  пуанты – направляя  на  мизинчик,  чтобы  не было  перекоса  на  большой  палец; ленточки  завязываются  накрест  через  подъём  и  вокруг  щиколотки,  узелок  прячется  под  ленту   с  внутренней  стороны   щиколотки.

       Первоначальное  изучение  пуантов – у  палки,  стоя  лицом  к  ней  не  наваливаясь  на  неё,  затем  на  середину. Новые  движения  изучаются  в  чистом  виде  в  медленном  темпе.  Музыкальный  материал  должен  соответствовать  характеру,  стилю  данного  движения. По мере  усвоения движения  темп  убыстряется.

       Подойдя  к  станку  встать  лицом  VIп  

--- поочерёдно  П,Л  ногой  подняться  на  полупалец  , затем  двумя  ногами  вместе,  исполняют  несколько  раз  ,

М/р   3/4, 4/4, темп спокойный;

--- затем  поочерёдно  П,Л ногой

на 1/4  подняться  на  полупалец Пн,

на 1/4  подняться  на  пяточок   ровно,  прямо  без  завалов  на  большой  палец  и  мизинец ,

на 1/4  опустится  на  полупальцы,

на 1/4  исх.п.     затем  двумя  ногами  вместе,  исполняется  несколько  раз.

На  пальцах  стоять  ровно  на  пяточке  с  упором  на  большой  и  средний  палец  без  завала,  все  мышцы  подтянуты.  Нога  должна  чувствовать  свою  натянутость.

        Существуют  основные  приёмы  танца  на  пальцах:

ПОДНЯТИЕ  на  пальцы.

Сначала  объяснить  правильное  положение  ног  на  пальцах  в  I , II , V позициях.

      I  п.   лицом  к  станку    через  полупальцы  на  прямых  ногах  подняться на пальцы  , пятки смотрят  друг на друга , колени  прямые , икроножные мышцы  подать вперед , ягодицы держать  , живот держать , корпус прямой , подтянутый.

       II п. – требует еще большей натянутости ног , с хорошо выгнутым подъемом  , усиление выворотности.

       V п.- ноги соединяются плотно , создается ощущение одной ноги, больше внимание на выворотность ноги которая сзади , «пальчик к пальчику».

       Упражнения :

RELEVE - М/р 4/4. Исх.п. Iп

2/4 - через полупальцы подняться на прямых ногах , на пальцы , ноги прямые  ,пятки друг на друга.

2/4 - пауза

2/4 – через полупальцы опуститься  в Iп. на прямых ногах, ягодицы держать.

1/4 – d-plie в Iп.

1/4 – вытянуть колени         

    Так 3 раза и переход на II п. и V п. Пн впереди и сзади.

        Прием СКОКА  «вскок и соскок» .

При вскоке важно: толчек , пружинистое plie , темп ,акцент на верх.

Вскок бывает: с двух ног на две ноги , с двух ног на одну , подряд на две ноги и подряд на одной ноге.

-        RELEVE по I , II , V позициям

Ис.п.  М/р   4/4 Ис.п Iп.

2/4 –d-plie и ноги отталкиваясь от пола встаю на пальцы, колени и подъем сильно вытянуты

2/4 – пауза ,стоять.

2/4 – ноги усиливая выворотность опускаются в Iп.

1/4 – d-plie 

1/4 – вытянуть колени , Исх.п.

Так по  II п.  держать ноги на ширине плеч , не дальше.

Так по Vп. – следить за тем что пальци подтягиваюся к центру , палец за палец , пятки выворотно , особенно сзади стоящая нога.

-        PAS  ECHAPPE на IIп. (без перемены и с переменой)

М/р  3/4  характер четкий , энергичный

Исх.п. V п. Пн впереди

2/4 –d-plie ноги отталкиваются от пола и releve  на IIп. , ноги раскрываются верхом  внутренними мышцами одновременно

2/4 - положение фиксируется.

2/4 – ноги одновременно  соскакивают  в  Vп. Л.н впереди

1/4  -  d-plie ,

1/4-  вытянуть  колени.

         PAS  DT  BOURREE  с  переменой ног

На  пальцах  изучают  так же, как и на полупальцах.

М/р  4/4,  затем  3/4   Исх.п  Vп  Пн  впереди

Затакт –d-plie  на Пн.  Лн – cou-de-pied  сзади

1/4 – Лн – на палец  колено прямое, Пн – на условное  coudepied

1|4—переступить  на  Пн в  направлении  II позиции  Лн – условное  coudepied

1/4 – d – plie  на Лн ,Пн – cou – de – pied  сзади

1/4 – положение  сохраняется

Следить  за тем, чтобы шаг  был  в сторону  IIп,   с  coudepied  нога  опускалась  к  пальцу  опорной  ноги,  четкие  шаги.

           PAS  SUIVI  

Представляет  собой  непрерывный  связанный  бег  на  пальцах  в  Vп  во  всех  направлениях.

Изучают  сначало  на  одном  месте,  затем  с  небольшим  продвижением  вдоль  палки.  Первый  шаг  делает нога стоящая сзади  в  Vп.  Шаг  минимальный.  Корпус  послать  по  направлению  движения.  Резких  движений  нет,  есть маленькие  точки как горошины.

М/р  2/4, 3/4  характер живой , легкий.  Исх.п  Vп. пн впереди

Затакт -  d-plie и вскок в V  п.

1/8 – Л.н отделяется от пола ,колено мягкое.

1/8 -- Л.н возвращается на носок ,колено натянуто , Пн отделяется от пола.

1/8 -- П.н возвращается на носок колено натянуто , Л.н отделяется от пола.

1/8 -- и т.д .  Затем небольшое  продвижение в сторону.

           PAS SUIVI  EN  TOURNANT (с поворотом)

М/р  4/4 , 3/4  характер  легкий , четкий, живой.

Исполняется так же, как и обычное  suivi , только  на месте вращаясь  переступая в прав или лев. сторону , поворот не быстрее чем  один такт 4/4 .

Каждая муз.четв. совпадает с четвертью поворота . Следить за одновременностью поворота ног,  корпуса  и головы , помогает сзади стоящая нога – она удерживает равновесие.

            PAS  COURU – бег на пальцах  по  VIп  только вперед и назад

С начало  исполняют на месте , затем с продвижением.

М/р   4/4   2/4  3/4  характер легкий живой.

Очень дробный бег, ноги делают крохотные  шаги вперед или  назад, одна нога догоняет другую (нет обратного движения).

      Если  класс  сильный можно  добавить  изучение   Pas  assamble  soutenu,

sissonne   semple.

           PAS   ASSAMBLE   SOUTENU

При  изучении  спина  и  корпус  подтянуты  и спокойны,  особенно  в  момент  подтягивания  на  пальцы  в  Vп. Нога  скользит  в  сторону  IIп.  точно  по  прямой,  сохраняя  выворотность  и   возвращается  в  Vп  на  пальцы.

М/р  2т  2/4  характер  сочетание  плавного  dplie b короткого  releve  на  пальцы  в  момент  soutenu/

Исх.п  Vп.  Лн  впереди.

1/8 – dplie по  Vп  голова  на  право,

1/8 – Пн.  открывается  в  сторону  IIп.

1/8 – soutenu  Пн.  закрывается  в  Vп.  вперёд

1/8 – положение  сохраняется,

1/4 – опустится  в  Vп.  на  прямых  ногах,

1/8 – dplie  Vп.  Пн.  впереди голова  на  право,

1/8 – вытянуть  колени.

2т   - всё  также с  Л ноги,  голова  на  лево.

В  таком же  раскладе  исполняется  обратное  assamble  soutenu  т.е.  нога  закрывается   в  Vп.  назад.

            SISSONE    SEMPLE

Следить  за  тем,  что  рабочая  нога  активно  поднимается  на  условное  coudepied,  колено  направленно  в  сторону  подъём сильно  вытянут,  носок  опускается  по  опорной  ноге  к  носку  в  Vп.

М/р  4/4, 2/4,  характер  четкий  энергичный,

Ис.п  Vп.  Пн.  впереди,

2/4 – dplie  в  Vп.  Пн.  впереди.  Лн.   отталкивается  от  пола  встаёт  на  палец,  Пн.активно  поднимается  в  условное  coudepied

2|4 – положение сохраняется

1/4 – П.н. опускается в Vп. на пальцы

1/4 - Две ноги опускаются в Vп.

1/4 – d-plie

1/4 – колени вытянуть.

Также Л.н.

Sissonne semple в обратном исполнении   раскладка также только рабочая нога приходит на условное cuo-de-pied впереди.

Хорошо усвоив движения у станка переходят на середину –      Releve  по I, II, Vn

В такой же раскладке как у станка

по In. В en face, руки в завышенном подготовительном положении

по IIn. в en face руки слегка раскрыты на заниженной II n.

По Vn epaulement croise Пн. Впереди, руки раскрываются на маленькую позу croise.

Также с Л.н. впереди

Pas echappe на IIn с переменой

М./р 2т.2/ч

Раскладка, что и у станка

Исх.п. V п. Пн впереди

2/4 –d-plie ноги отталкиваются от пола и releve  на IIп. , ноги раскрываются верхом  внутренними мышцами одновременно, руки раскрываются на IIn.

2/4 - положение фиксируется.

2/4 – ноги одновременно  соскакивают  в  Vп. Л.н впереди, руки закрываются в подготовительное положение.

1/4  -  d-plie ,

1/4-  вытянуть  колени.

С начала изучить в en face, затем epaulement.

 

Pa de bourree с переменой ног.

М/р ¾ темп умеренный.

Ис.п. elaulement croise Пн в переди, руки в подготовительном положении.

Затакт – d-plie на Пн, Лн. На cuo-de-pied сзади, руки по позе croise маленькие.

1/4 – Лн – на палец  колено прямое, Пн – на условное  coudepied, правая рука закрывается в In.

1|4—переступить  на  Пн в  направлении  II позиции  Лн – условное  coudepied, руки положение сохраняют.

1/4 – dplie  на Лн ,Пн – coudepied  сзади, левая рука открывается в сторону.

Pas assamble soutenu

М/р 2т 2/4 Ис.п. en face Vn  П.н сзади ,руки в подготовительном положении.

1/8 – dplie по  Vп  голова  en face, руки в первую позицию.

1/8 – Пн.  открывается  в  сторону  IIп., голова на право руки открываются на заниженную IIn.

1/8 – soutenu  Пн.  закрывается  в  Vп.  вперёд, голова на право, П.р.  закрывается в In , Л.р. остается на IIn.

1/8 – положение  сохраняется,

1/4 – опустится  в  Vп.  на  прямых  ногах, голова en face,руки закрываются в подготовительное положение.

1/8 – dplie  Vп.  Пн.  впереди голова  на  право,

1/8 – вытянуть  колени.

2т   - всё  также с  Л ноги,  голова  на  лево.

В  таком же  раскладе  исполняется  обратное  assamble  soutenu  т.е.  нога  закрывается   в  Vп.  назад.

Sissone semple

М.р 4т 2/4 – темп спокойный

Ис.п. en face Vn П.н впереди , руки в подготовительном положении

2/4 – dplie  в  Vп.  Пн.  впереди.  Лн.   отталкивается  от  пола  встаёт  на  палец,  Пн. активно  поднимается  в  условное  coudepied, руки в подготовительном положении.

2|4 – положение сохраняется

1/4 – П.н. опускается в Vп. на пальцы

1/4 - Две ноги опускаются в Vп.

1/4 – d-plie

1/4 – колени вытянуть, руки в подготовительном положении.

Pas suivi

М/р  3/4

Ис.п. Vn. П.н впереди

Затакт – d-plie и вскок в Vn руки в подготовительном положении

1/8 – Л.н отделяется от пола , колено мягкое.

1/8 -- Л.н возвращается на носок ,колено натянуто , Пн отделяется от пола.

1/8 -- П.н возвращается на носок колено натянуто , Л.н отделяется от пола.

1/8 -- и т.д .  Затем небольшое  продвижение в сторону. Руки медленно через I п. раскрываются,  Л.р.на IIn. ,П.р в IIIп.

Pas suivi en tournant с поворотом

М/р 3/4

Исх.п. Vn. П.н впереди, руки в подготовительном положении

Затакт – d-plie и вскок в Vn руки в подготовительном положении.

1т. – переступая на одном месте поворачиваются вправо на 180, руки медленно поднимаются в IIIn.

2т. – продолжая переступание по Vn. Поворачиваемся на 180 вправо, руки в III n.

За 2 такта полный поворот.

Pas couru – по диагонали из точки 4 в точку 8.

М/р 2/4, 3/4

Исх.п. VI n  руки в подготовительном положении

Затакт d-plie и вскок в VI n

1т- крохотные шаги вперед, одна нога догоняет другую, ручки плавно поднимаются в I п. , кисти allonje.

2т – бег на пальцах продолжается

3т – бег продолжается, руки в том же положении

4-5-6-7-8 т. – бег и движение заканчивается в конце диагонали, руки в подготовительном положении.

Когда движение в медленном темпе усвоено хорошо можно ускорить темп исполнения. К концу года из изученных движений разучиваются комбинации и маленький этюд.

Надо помнить, что «На пальцы не взбираются- на пальцах танцуют легко и свободно».

Рекомендуемая литература

«Азбука классического танца». Н.П.Базарова, В.П. Мей,

«Школа классического танца». В.Костровицкая, А.Писарев

«Основы классического танца». А.Я.Ваганова

DVD «Пальцы -  начало обучения». Новосибирский колледж искусств.

DVD « Уроки классического танца» 1-2 год. Пермское хореографическое училище.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33528. Проблематика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», значение лирического дневника в идейной концепции романа 20.46 KB
  Пастернака Доктор Живаго значение лирического дневника в идейной концепции романа. Пастернак начал писать роман âДоктор Живагоâ в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года.Лихачев уверен что автор Пастернак пишет о самом себе но пишет как о постороннем он придумывает себе судьбу в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь что жизнь Юрия Андреевича Живаго это альтернативный вариант жизни самого Пастернака. Доктор Живаго выразитель сокровенного лирический герой Пастернака который...
33529. Литературный процесс 30-х годов (ведущие темы, основные имена) 13.59 KB
  Печатались новые произведения Н. Новые сферы жизни человека новые конфликты новые характеры видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев к возникновению новых жанров новых приемов стихосложения к поискам в области композиции и языка.
33530. Литературные объединения 20-х годов, их роль в развитии литературы 25.13 KB
  в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей: футуристы акмеисты Пролеткульт сложившиеся в начале 1910х годов. Одной из самых многочисленных и авторитетных литературных организаций объединивших пролетарских поэтов и писателей стал Пролеткульт. Его теория пролетарской культуры оказала большое влияние на русскую литературу 1920 1930х годов особенно на творчество пролетарских поэтов и писателей. Драматическим моментом в судьбе Пролеткульта стал раскол который произошел накануне Первого...
33531. Несвоевременные мысли» М.Горького как опыт национальной самокритики 20.06 KB
  Советское литературоведение отталкиваясь от определения Ленина Горький не политик толковало публицистику как отступление от правды большевизма. Это хорошо понимал и сам Горький. Горький подозревает крестьянство в тяжких грехах и противопоставляет ему рабочий класс напутствуя: Не забывайте что вы живете в стране где 85 населения крестьяне и что вы среди них маленький островок среди океана. На крестьянство Горький не рассчитывает потому что оно жадное до собственности получит землю и отвернется изорвав на онучи знамя Желябова.
33532. Тема любви в лирике В.Маяковского и лирике С.Есенина 20-х гг. 21.61 KB
  Октябрьская революция раскрепостив человека создала условия для торжества любви любви как счастья как радости. Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях о любви в самом широком смысле этого слова. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает как его чувства становятся социально осмысленными.
33533. Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») 14.64 KB
  Григорий Мелехов это главный герой романа. На войне герой возмужал заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали стал офицером поддержал казачью честь и славу но стал злым. После знакомства с большевистской философией герой чувствует себя зрячим. Трех коней убили под Григорием в пяти местах продырявлена его шинель но геройство оказывается напрасным поток Красной армии затопляет Донскую землю.
33534. Проблематика и жанровые особенности романа М.Шолохова «Тихий Дон» 16.39 KB
  Действительно Шолохов в отличие от автора âВойны и мираâ не дает в романе теоретического обоснования своей исторической концепции несмотря на то что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке. В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. В этом романе Шолохов освещает проблемы связанные с войной и революцией начала 20 века. Но есть в романе и другое.
33535. Политическая лирика В.Маяковского 18.44 KB
  Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке и счастливом мироустройстве. Отныне романтический индивидуализм присущий лирическому герою Маяковского уступил место соборности единению с миллионами я сменилось на мы конфликт личности и общества был снят самой историей. Футуристическая эстетика Маяковского сменилась доктриной коммунистического футуризма и Левого фронта искусств с его идеями искусства как жизнестроения. Знаменитые Окна РОСТА регулярно...
33536. Идейно-тематические особенности рассказов М.Зощенко. Герои, конфликты 15.7 KB
  Несмотря на то что герой не считает себя удачливым в жизни так как выходит ему время от времени перетык и прискорбный случай он философствует Жизнь штука не простая а сложная имеет на все свои взгляды: и на мужицкую жизнь блекота и слабое развитие техники и на культуру иностранную которую он знает. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. которые проповедовали свободу искусства от политики изображали действительность исходя из фактов жизни быта. Главным фактом в то время была революция которую...