87749

Общая характеристика суждения

Эссе

Логика и философия

Суждение это такая форма мышления в которой сочетая понятия что-либо утверждается или отрицается о самых реальных вещах и явлениях. Следует подчеркнуть что предметом суждения могут быть любая вещь свойство или отношение вещей класс предметов или некоторые предметы класса.

Русский

2015-04-22

27.36 KB

0 чел.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю.ВИТТЕ

Дисциплина « Логика »

Творческое задание – эссе на тему «Общая характеристика суждения»

Факультет: Управления

Студентка заочной формы обучения

Ибраимова Жулдыз Берликовна

Москва 2014

Суждение - это такая форма мышления, в которой, сочетая понятия,  что-либо утверждается или отрицается о самых реальных вещах и явлениях.

В любом суждении присутствует конкретная мысль. Она  выступает  формой выражения действительности  в  сознании  человека.  Эта  форма  представляет собой какое-либо высказывание о предметах,  их  свойствах  и  состояниях,  а также об отношениях между ними. Мысль характеризуется двумя  весьма  важными свойствами, которые человеку необходимо учитывать в логическом анализе.  Во-первых, она что-либо  утверждает  или  отрицает:  например,  "Москва  больше Пскова". Во-вторых, мысль может быть  или  истинной  или  ложной:  например, суждение "Сознание оказывает воздействие  на  общественное  бытие"  является истинным,  ибо  человек,  наделенный  сознанием,  изменяет  окружающую его действительность, в том числе и общественные отношения.

По своему содержанию любое суждение имеет атрибутивный  характер.  Оно всегда отражает принадлежность (либо непринадлежность) признака  конкретному предмету и явлению. Следует подчеркнуть, что предметом суждения  могут  быть любая вещь, свойство или отношение  вещей,  класс  предметов  или  некоторые предметы класса.

Отмечая связь между суждением и понятием, важно также и  видеть  между ними определенные различия. Их сущность сводится к следующему.

 Во-первых, связь суждения и понятия отражает объективную связь  общего и единичного.

Во-вторых, суждение отличается от понятия в  двух  основных  аспектах: генетическом и функциональном. В генетическом аспекте понятие  возникает  на базе логических операций по выявлению существенных  признаков  предметов,  а суждение  образуется  на  основе  установления  связи  между  понятиями.   В функциональном аспекте понятие, как  известно,  отражает  предмет  только  в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.

В-третьих,  подлинный  акт  мыслей  начинается  с  суждения,  т.е.   с утверждения или отрицания чего-либо.  Если  понятием  выражается  предметный характер нашего мышления, то  в  суждении  раскрывается  активное  отношение мысли  к  окружающему  миру  -  отражение  объективных  свойств,  связей   и отношений между предметами и явлениями.

В-четвертых, суждение отличается от  понятия  способом  закрепления  - предложением. Проиллюстрируем это на следующих примерах, когда одна и та  же мысль выражается либо в понятии, либо в суждении.

В суждениях выражается истинная или ложная мысль. Истинность суждения, как и понятия, определяется его соответствием объективной  действительности.

Истинные - это такие суждения, в которых  связь  понятии  правильно  отражает реальные  свойства,  и  отражения  предмета  мысли.  Например:   "Содержанием современной эпохи является переход  от  политики  конфронтации  и  недоверия между государствами к политике сотрудничества и взаимной выгоды".

Ложные - это  такие  суждения,  в  которых  связь   понятий   искажает объективные свойства и отношения предмета мысли       Соотношение суждения и предложения  Суждение, как понятие, находит свое материальное воплощение в  словах, а  также  устной  и  письменной   речи.   Предложение представляет собой грамматическую форму  суждения,  а  суждение  -  это  логическое  содержание предложения. Это единство суждения и  предложения  конкретно  проявляется  в том, что и в суждении и в предложении основные элементы выражают одно  и  то же качество. Однако это вовсе не  означает  полного  совпадения  (тождества) между  суждением  и  предложением.  Между  ними  существуют  и  определенные различия.

Во-первых, если всякое суждение выражается в предложении, то не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается   повествовательным предложением,  в  котором  содержится  определенная  информация,  сообщение.

Например: "М. Булгаков - автор романа "Мастер и Маргарита";  "Иванов  хорошо знает философию"; "Некоторые студенты ходят в Малый театр". Если  соотношение  логического  содержания  и   грамматической   формы сравнительно легко раскрывается в повествовательных   предложениях, то гораздо сложнее оно решается в побудительных и вопросительных  предложениях.

Вопросительные  предложения  не  являются  суждениями,  ибо   они   не поддаются логическому анализу. Сущность вопросительного   предложения заключается в постановке вопроса и  можно  лишь  говорить  о  правильно  или неправильно  сформулированных  вопросах.   Вопрос   предполагает   некоторое суждение,   истинность   или   ложность   которого   определяет   логическую правильность или неправильность самого вопроса. Так, например, вопрос:  "Кто водрузил  Знамя  Победы  над  рейхстагом  в  мае  1945  года?"  -  правильно поставлен. Он предполагает истинное суждение: "Кто-то водрузил Знамя  Победы над рейхстагом".

Во-вторых, суждение и предложение различаются по  своему  составу.

Суждение состоит из следующих структурных  элементов:  субъекта,  предиката, связки, квантора. Они имеют свое определение и обозначение.

Субъект суждения - это понятие  о предмете мысли, т.е. то о чем говорится в данном суждении. Обозначается буквой "S".

Предикат суждения выражает значение о признаке  предмета  мысли,  т.е. то, что говорится о субъекте суждения.  Обозначается  буквой  "Р".

Связка выражает отношения, установившиеся в суждении между субъектом и предикатом, и характеризует принадлежность предмету  мысли  того  или  иного свойства, отраженного в предикате. Обозначается знаком "тире"  (-)  и  может подразумеваться или быть выражена одним словом  или  группой  слов:  "есть", "суть", "не является", "имеется" и т.п.

Субъект и предикат суждения, как видим, представляют  собой  различное по содержанию знание, выраженное в понятиях. Однако  с  помощью  связки  это различное знание соотносится с одним и тем же предметом.

Квантор (кванторное слово) указывает, относится ли суждение  ко  всему или  к  части  объема  понятия,  выражающего  субъект  ("все",  "некоторые", "многие", "ни один" и т.п.). Однако квантор может в суждении  отсутствовать.

Таким образом, каждое суждение состоит из  трех  элементов  -субъекта, предиката и связки (двух терминов и связки). Каждый из этих членов суждения обязательно имеется или подразумевается во всех суждениях.  Состав  суждения можно выразить общей формулой:

"S есть Р" или "S не есть Р"

Для того, чтобы установить субъект и предикат того или иного  суждения (что важно для точного  выражения  своей  мысли  в  языке  или  для  точного понимания чужой мысли), необходимо ясно отдавать себе  отчет,  что  является предметом мысли и что высказывается об этом предмете. Для примера  обратимся к суждению "Ни один  злой  человек  не  бывает  счастлив".  Субъектом  здесь является понятие "злой человек", предикатом - понятие "счастлив",  связка  - "не бывает", кванторное слово - "ни один".

Предложение же в отличие от суждения имеет другую  структуру.  Так,  в распространенном  предложении  кроме  главных   членов   -   подлежащего  и сказуемого  имеются  второстепенные  члены  -  определение,   дополнение   и обстоятельство.

В-третьих, различие между суждением и  предложением  состоит  также  в том, что каждый национальный язык имеет свой особый единый грамматический  и фонетический строй. Логическая же структура  суждения  одинакова  независимо от его выражения в том или ином языке.

В-четвертых, логический строй мысли и грамматическая форма речи  также не совпадают. Подлежащее  в  предложении  должно  стоять,  как  известно,  в именительном  падеже.  Что  же  касается  данного  требования   относительно выражения субъекта суждения, то оно  не  обязательно.  Предложение  включает так называемые второстепенные члены.  Все  же  элементы  суждения  входят  в состав  субъекта  и  предиката.  Приведем  в  качестве   примера   следующее  суждение: "Труд на благо Родины  является  важной  чертой  духовного  облика россиян".  Грамматическое  выражение  его  будет  состоять  из   подлежащего (труд), сказуемого (является) и ряда поясняющих членов предложения. С  точки зрения логического состава, понятием о предмете мысли в этом суждении  будет "духовный облик россиян", а  предикатом  "важной  чертой  которого  является труд на благо Родины".

При анализе структуры суждения необходимо обратить  внимание  на  один весьма важный аспект. Он касается  необходимости  четкого  осмысления  таких категорий, как "субъект суждения" и "предикат суждения". Субъект суждения  - это понятие предмета суждения, или понятие того, в  отношении  чего  человек что-либо утверждает или отрицает. Предикат суждения - это  то,  что  человек  утверждает или отрицает в суждении. Без  верного  понимания  этих  категорий будет  трудно  в  дальнейшем  анализировать  виды   различных   суждений   и осуществлять логические операции между ними.

Задание 1

  1.  Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру ошибок в определении понятия: «широкое определение», «узкое определение», «определение с кругом», «двусмысленное определение», «только отрицательное определение», «некоммуникабельное определение». Прокомментируйте каждый пример  в чем именно заключается ошибка в приводимом вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное определение.

«Не́рвная булими́я (от др.-греч. βοῦς — «бык» и др.-греч. λῑμός — «голод») (во́лчий го́лод, кинорекси́я) — расстройство приёма пищи,»  по объему намного больше определяемого понятия  «не́рвная булими́я». Из приведенного примера определения далеко не вполне понятно, что такое не́рвная булими́я, ведь расстройства приёма пищи бывают разные. В данном случае было бы правильным определение «Не́рвная булими́я (от др.-греч. βοῦς — «бык» и др.-греч. λῑμός — «голод») (во́лчий го́лод, кинорекси́я) — расстройство приёма пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода, общей слабостью, болями в подложечной области».

«Совесть  это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки» является узким. Совесть, действительно – ответственность перед собой, но не только, а также и перед общестовм или перед каким-либо отдельным человеком, а в нашем примере она сведена только к самому себе, т.е. определение получилось по объему меньше определяемого понятия, в результате чего из приведенного определения не совсем понятно, что такое совесть, содержание понятия в данном случае не раскрывается. Правильным было бы определение: «Совесть  это потребность человека нести ответственность за свои действия».

В определении «Разбо́й — насильственное хищение чужого имущества разбойниками» присутствует круг, поскольку понятие «разбо́й» определяется через понятие «разбойники», т.е. фактически  через самое себя. Присутствующий в определении круг приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение является ошибочным. Правильным будет следующее определение: «Разбо́й — насильственное хищение чужого имущества».

«Повторение  мать учения» В данном определении термин «мать» используется в переносном смысле, но кроме этого, у него есть еще и прямой смысл. Получается, что в определении употребляется один термин, а возможных смыслов у него два, т.е. определение является двусмысленным. Правильным будет выражение: «Повторение – это закрепление пройденного материала».

«Рыбы (лат. Pisces) — не звери». Рыбы  это действительно не звери, но данное определение не раскрывает содержание понятия «рыбы», ведь указав на то, чем не является объект, обозначенный определяемым понятием, мы не указали на то, чем он является. Правильным было бы сказать: «Рыбы (лат. Pisces) — надкласс водных животных, обширная группа челюстноротых позвоночных, для которых характерно жаберное дыхание на всех этапах постэмбрионального развития организма».

Если сказать, что «Эксцентричность есть своеобразная идиосинкразия», то мы непонятное пытаемся объяснить посредством непонятного же. Данное определение не широкое и не узкое, в нем нет круга и двусмысленности, оно верно и с научной точки зрения. Это определение кажется безупречным за тем только исключением, что оно является сложным и непонятным большинства людей. Если же сказать что «Эксцентричночть – это парадоксальная странность вращательного движения, при к-ром центр вращения смещен по отношению к геометрическому центру вращающегося тела», то понятие станет понятным (а определение – не «некоммутативным»).

  1.  Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру ошибок в делении понятия: «подмена основания в делении», «неполное деление», «пересечение результатов деления», «скачок в делении». Прокомментируйте каждый пример  в чем именно заключается ошибка в приводимом Вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное деление.

В делении «Мотоциклы бывают бензиновые, дизельные, электрические, гибридные и красные» используются два разных основания  по типу топлива использующегося в мотоцикле и окраске мотоцикла, что недопустимо. Правильным будет выражение: «Мотоциклы бывают бензиновые, дизельные, электрические и гибридные».

Деление «Согласно Положению о Всероссийских соревнованиях по планёрному спорту (2009 год), соревнования проводятся в следующих основных дисциплинах: полёты по заданному маршруту; полёты по заданному маршруту через назначенные области; полёт на расстояние через назначенные области; полёт на расстояние по выбору пилота» (не указано “ полёты по маршруту, выбранному пилотом”) является неполным. Здесь неполнота основания, т.к. не указан еще один результат деления  «полёты по маршруту, выбранному пилотом». Поэтому полным делением будет: «Согласно Положению о Всероссийских соревнованиях по планёрному спорту (2009 год), соревнования проводятся в следующих основных дисциплинах: полёты по заданному маршруту; полёты по заданному маршруту через назначенные области; полёты по маршруту, выбранному пилотом; полёт на расстояние через назначенные области; полёт на расстояние по выбору пилота».

В делении «Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройства ввода – вывода» допущена ошибка  пересечение результатов деления. На первый взгляд приведенное в качестве примера деление кажется безошибочным: оно проведено по одному основанию (компоненты ЭВМ) и является полным (все основные компоненты перечислены). Чтобы увидеть ошибку в данном делении надо рассуждать так. Возьмем какое-нибудь периферийное устройство, например, принтер и ответим на вопрос  является ли он устройством ввода-вывода? Да, являеться. Теперь ответим на вопрос, является ли принтер носителем памяти? Да. Таким образом, получается, что принтер   одновременно и устройство ввода-вывода, и устройство памяти, т.е. он является общим элементом объемов понятий «память» и «устройства ввода-вывода», а значит, эти понятия, а вернее их объемы, пересекаются. Павильным было бы деление: «Основные компоненты ЭВМ делятся на: порты, шины, тактовый генератор, ПЗУ, ОЗУ, центральный прцессор и контроллер ввода-вывода».

«Удобрения деляться на органические, азотные, фосфорные и калийные». В данном делении допущенна ошибка. Следует сначала разделить удобрения на органические и минеральные, а затем уже минеральные удобрения разделить на азотные, фосфорные и калийные.

Задание 2

Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для каждого вида сложных суждений (конъюнкции, нестрогой и строгой дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания), причем в примерах не используйте союзы «и», «или», «если… то», т.е. заменяйте их любыми другими союзами естественного языка, которые выражали бы соответствующие виды логических связей в сложных суждениях.

Конъюнкция

«Она является хорошим альпинистом, а так же учится заочно».

Нестрогая дизъюнкция

«Увеличение производительности достигается либо путем внедрения достижений научно-технического прогресса, либо путем оптимизации структуры производства».

Строгая дизъюнкция

«Я поеду на Ямайку на поезде, но возможно полечу туда на ракете».

Импликация

«Когда по проводнику пропускают электрический ток, проводник нагревается».

Эквиваленция

«При условии что человек оплатил проезд и приобрёл билет, он имеет право на проезд».

Отрицание

«Все люди не являются насекомыми».

Список ресурсов и источников

  1.  Гетманова А.Д. "Учебник по логике" - Москва 1994 г.
  2.  Ивин А. А. "Искусство правильно мыслить" - Москва 1990г.
  3.  Попов Ю.П. "Логика" Часть 1 - Владивосток 1999 г.
  4.  Солодухин О.А. "Логика" - Ростов-на-Дону 2000 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39670. Социология труда 173 KB
  Социология труда Содержание процесса трудовой деятельности. Труд как предмет социологии труда. Предметная область социологии труда. особенности социологического исследования труда Содержание труда как социального процесса.
39671. Предмет и задачи социологии 147.5 KB
  Предмет и задачи социологии Лекция Череповец 2005 Содержание лекции Причины появления социологии как науки. Материальные социальнополитические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Развитие взаимодействия людей возрастание роли субъективного фактора в общественной жизни возникновение коллективных форм сознания преодоление границ локальных общностей развитие символического и культурного взаимодействия сотрудничество сотворчество в деле реализации всеобщих интересов человеческого рода как причины институализации...
39672. Основные этапы развития социологии 229 KB
  Основные этапы развития социологии Лекция Череповец Содержание лекции Предпосылки возникновения социологии: материальноэкономические социальные духовные теоретические. Институализация социологии: О. Развитие социологии на Западе в 19 нач. Французская школа в социологии: Э.
39673. Организация социологического исследования 275 KB
  Организация социологического исследования Лекция Череповец 2007 Тема 1. Организация социологического исследования Содержание лекции Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.
39674. Цели, задачи и механизм социологического исследования 83.5 KB
  Цели задачи и механизм социологического исследования Вопросы лекции: Назначение и виды социологических исследований. Содержание программы социологического исследования Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.
39675. Стратегии аргументации 22.42 KB
  Стратегии аргументации направлены на то чтобы взять верный курс при постановке ключевых задач а методы и приемы – чтобы одержать верх при обсуждении ключевых вопросов переговорного процесса. Высказывание Конфуция или указание на историческую аналогию может в рамках такой аргументации нести в себе элемент воздействия который недоступен носителю другой культурной традиции. Европейская – аналитическая система аргументации вырастает из рационалистической философии для которой характерно расчленение основного содержания на части в...
39676. Культура полемики и дискуссии 24.19 KB
  Виды публичных споров. Требования к ведению спора. Доказательство в споре.
39677. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ 2.92 MB
  Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого
39678. СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИИ. СЕМИОТИКА ЯЗЫКА 55 KB
  СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИИ. Важнейшая функция социальной коммуникации прагматическую. Или иначе знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации. Это в то же время приблизило семиотику к проблемам коммуникации в человеческом Проблема заключается в том как следует понимать высказывание Являются ли высказываниями например знак череп и скрещенные кости или предписывающие и запрещающие Дорожные знаки или актуализированное в речи слово Берегись Конечно данные знаки не отвечают определению высказывания как семиотической ячейки...