87763

Процесс творческой интерпретации художественных текстов с помощью литературных игр

Курсовая

Литература и библиотековедение

Творческие приемы изучения литературного произведения вбирают в себя все виды работы по переводу смыслов помогающие проникновению ученика в мир художественного текста. Текст произведения стоящий в центре любого урока литературы является предметом ученического осмысления.

Русский

2015-04-22

235.5 KB

4 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Уроки русского языка и литературы называют еще уроками словесности, подчеркивая тем самым то, что в центре внимания на них всегда находится слово. Слово писателя. То же, что происходит на этих уроках, суть процесс рождения интерпретации. «Термином "интерпретация" в современной науке обозначается особый вид познавательной деятельности по переводу ранее имевшихся смыслов на иной язык: их воплощение в новой системе средств» (Е. С. Романичева).

Творческие приемы изучения литературного произведения вбирают в себя все виды работы по переводу смыслов, помогающие проникновению ученика в мир художественного текста. Это, с одной стороны, – привлечение на урок научной и художественной интерпретации (статей, иллюстраций, музыкальных воплощений, записей чтецкого исполнения, фрагментов кинофильмов и сценических версий, переводов, диалогически перекликающихся текстов) и методика работы с ними, с другой – методические пути создания и оценки читательских интерпретаций средствами разных видов искусства (рисование, сочинение песен, выразительное чтение, перевод, инсценирование,  литературное творчество по мотивам изучаемого текста).

Все эти виды работы знакомы учителю, но не всегда бывает легко выбрать, какой именно вид интерпретации уместен на том или ином уроке и как сделать работу с ним методически эффективной. А как оценить ученическую интерпретацию, выполненную в художественной форме, – ведь для этого мы сами должны ее интерпретировать? Урок литературы – поле взаимодействия интерпретаций.

Слово «интерпретация» относится к разряду модных и распространенных слов современной методики. И, как часто бывает в подобных случаях, мало кто задумывается над тем, что же за ним стоит. Этимологически его значение восходит к понятию перевода – с одного языка на другой.

Текст произведения, стоящий в центре любого урока литературы, является предметом ученического осмысления. «Цель школьного анализа, – писал В. Г. Маранцман, – создание читательской интерпретации». Это значит, что мы пытаемся помочь ученику перевести сказанное на язык своего «я». Но, кроме того, анализируемый текст уже успел обрасти многочисленными интерпретациями иного рода – художественными, научными, критическими (классификация Г. Н. Ионина). Нужен ли нам на уроке этот своеобразный шлейф, или достаточно того, чтобы произошел процесс взаимодействия ученика-читателя и текста?

В нашей методике бывали периоды повального увлечения словесников использованием художественной интерпретации – иллюстраций, картин, музыки, кинофрагментов. Иногда за этим как-то терялся сам текст произведения, а уроки превращались в концерты. Бывали, с другой стороны, особенно в советской методике, и моменты перегрузки сознания учеников (как правило, старшеклассников) научной и критической интерпретацией, часто подменявшей собой собственное осмысление. Мнение ученого или критика выдавалось за единственно верное понимание текста. Эти перекосы в конечном счете приводили многих учителей к отказу от «вспомогательных средств», вызывали тягу к тому, чтобы на уроке литературы перед учеником остался только «голый» текст.

Текст, имеющий свою историю понимания, перевода, перевоплощения, создает вокруг себя поле интерпретаций, каждую из которых нужно попытаться понять. А для этого – знать хотя бы основы языка, на котором она сделана. Языка живописи, кино, музыки… Сложность в том, что этим не всегда в полной мере владеет и сам учитель. Однако это необходимо. Важно и то, какие из множества существующих интерпретаций выберет учитель, что окажется нужнее и полезнее для достижения его главной цели на этом уроке и в этом классе, как не переусердствовать и не перегрузить урок, как не заслонить текст. Только если мы справимся со всеми названными задачами, в этом поле сможет возникнуть та единственная и неповторимая читательская интерпретация, творимая каждым учеником, к которой и стремится на уроке учитель литературы.

Каждый учитель постоянно предлагает ученикам задания интерпретационного характера, которые должны выявить их понимание текста. Конечно, самый популярный жанр в старших классах – это традиционное сочинение, балансирующее на грани научной и критической интерпретации. Но, как показывает опыт, гораздо продуктивнее могут оказаться те виды работы, аналогичные художественной интерпретации текста, которые более часто встречаются в среднем звене: словесное рисование и иллюстрирование, написание киносценария, литературные игры, подбор или описание музыки и т. п. Однако здесь перед учителем возникает новая проблема: понять и оценить ученическую работу художественного характера значительно сложнее, чем школьный аналог научной и критической интерпретации (сочинение-рассуждение, ответ на вопрос, рецензию, отзыв). Каждый их этих видов деятельности активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает.

Для того чтобы общение учителя, учеников и писателя на уроке литературы состоялось, необходимо отобрать для школьной программы произведения, нравственно актуальные для сознания учеников, необходимо найти творческие приемы интерпретации текста, родственные художественному мышлению автора.

Один из таких творческих приемов – литературная игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Именно поэтому игра — не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне его. Важно только, исходя из их возрастных особенностей, выбрать форму игры и органично вплести ее в ткань урока.

Объект исследования –

Предмет исследования -

Целью данной работы является процесс творческой интерпретации художественных текстов с помощью литературных игр.

Поставленная цель определила необходимость постановки и рассмотрения следующих задач:

1. Составить представление о приемах изучения литературного произведения в школе

2. Охарактеризовать сущность понятия «литературная игра»

3. Рассмотреть литературные игры на примере изучения и творческой интерпретации произведения

 

 

ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Прием   анализа   раскрывает  более   конкретный,   частный способ осмысления   художественного  текста,   эмоционального   и понятийного освоения  произведения.   Путь  изучения определяет стратегическую линию учителя,  приемы анализа характеризуют тактику учебного процесса. Прием анализа указывает ту операцию, которую мы совершаем в процессе изучения текста, конкретно определяет действия учителя и учеников. Пересказ или выразительное   чтение,  комментарий   или   сравнение   вариантов   текста могут быть включены и в анализ «вслед за  автором», и  в рассмотрение системы образов  произведения,  и   в  проблемно-тематическое его изучение.

Приемы изучения литературного текста — понятие более узкое, чем приемы обучения литературе в целом. Так, например, составление монтажа, литературной композиции — интересный вид работы по литературе. Он может использоваться при изучении биографии писателя, обзорных тем и во внеклассной работе. Иногда монтаж, литературная композиция могут служить и целям изучения литературного текста. Однако приемы изучения литературного произведения имеют свою специфику, и это позволяет выделить их из общих приемов обучения литературе.

Необходимость выбора, компоновки, реализации приемов изучения литературного текста для педагога - творческий процесс.

Оправданный выбор приемов анализа — дело далеко не простое. Учитель в школе организует процесс постижения литературного произведения. Здесь важно представить не только выводы, но и найти пути к ним, привить школьникам навыки самостоятельного анализа. Задача школьного анализа — организация плодотворного общения с искусством. Эта задача побуждает рассматривать школьное изучение художественного текста как творческий процесс и со стороны ученика.

Изучение литературного произведения в школе определяется не только стремлением раскрыть юному читателю художественный смысл произведения, постичь идеи автора – в школьно анализе присутствует задача    развития читательских    качеств   ученика: воображения, эмоциональной чуткости, эстетической оценки, умения осознать свой впечатления, интеллектуально и эмоционально выразить их.

Приемы постижения авторской позиции в литературном произведении. Единство субъективных и  объективных начал анализа творческий характер его в значительной степени обеспечиваются сочетанием различных приемов работы над произведением.

Одни из них помогают школьникам, осознать авторскую мысль, объективное содержание произведения (например, составление плана помогает понять композицию, уяснить внутритекстовые связи). Другие приемы (сравнение вариантов, сопоставление с реальной основой и т.д.) выводят за рамки данного художественного текста, но также усиливают интерес к нему.

Методика преподавания литературы, используя в школьном анализе приемы постижения авторской позиции, опирается на достижения литературоведения.

Главное  назначение приемов литературоведческого анализа — освоение текста, его композиции, стиля писателя; приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал.

1. Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа восстанавливает в глазах учеников реальную действительность, изображенную художником, тем самым проясняет в ходе анализа намерения писателя. Без определенных знаний по истории культуры и общества в читательском восприятии искажаются или весьма неполно осознаются позиции автора.

Незнание античной мифологии, библейских легенд затрудняет восприятие пушкинской лирики. Без хотя бы элементарного представления о литературной и общественной борьбе 50—60-х гг. XIX в. ученики вряд ли поймут смысл базаровского отрицания Пушкина и Рафаэля.

Комментирование текста, однако, не может заменить других приемов анализа и в школьных условиях не получает совершенно самостоятельного значения.

Воссоздание исторической и психологической ситуации,, послужившей поводом к написанию произведения, можно считать одним из приемов комментирования художественного текста.. При этом в некоторых случаях монтаж документальных материалов может не только предварять анализ, но в какой-то мере заменять его, проясняя смысл и  даже оправдывая художественный стиль произведения. Так называемый урок-новелла о пушкинском стихотворении «Я помню чудное мгновенье...» или «Смерти Поэта» Лермонтова могут служить примерами такого прояснения художественного текста не впрямую, а посредством воссоздания условий приведших к его возникновению.

2. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев,  рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением  текста — это основные приемы освоения композиции. Рассмотрение композиции далеко не обязательно происходит «по ходу развития действия».

Анализ композиции в условиях школьного разбора может только частично охватывать материал произведения. Внимание к отдельным элементам композиции (сюжет, пейзаж), усвоение учениками общей структуры произведения приводят к необходимости «методических приемов», как называла их М. А. Рыбникова: составлению плана, мысленной перестановке эпизодов и т. д.

3. Наблюдения над стилем  писателя. Стиль, как и композиция, проясняет авторскую концепцию, авторское отношение к изображаемому. Приемы изучения стиля разнообразны. Наблюдения над стилем писателя начинаются с элементарных упражнений. Нахождение эпилогов или глаголов действия позволяет ученикам IVV классов заметить тонкость и мотивированность художественной организации произведения. Иногда этим целям способствует и игровое задание: вставить слово, пропущенное в художественном тексте, а затем объяснить, почему писатель употребил иной синоним, чем предложенные учениками слова.

В старших классах работа над стилем усложняется до осознания художественной манеры писателя в целом, сопоставления стилистических пластов, характерных для речи персонажей, с авторским повествованием.

4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде — героя с прототипом всегда обнаруживает авторские намерения, показывает, как «заострил» писатель жизненный материал.

Сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию. Во-первых, при этом обнаруживается, что искусство — отражение жизни. Вместе с тем этот прием позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней.

5. Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в  процессе создания произведения.

Учитель выбирает лишь опорные звенья разных редакций. Так необходимо преображается в школьных условиях литературоведческий прием анализа.

6. Сопоставление данного произведения с другими  произведениями писателя. Этот прием анализа может быть применен в разных целях. Иногда сопоставление произведений одного писателя способно раскрыть общие основы его миросозерцания и художественного метода. Так, сравнивая две элегии Жуковского — «Вечер» и «Море», ученики начинают понимать, что идеальное для поэта состояние мира — гармония всех начал, что недостижимость этого рождает в нем грусть.

7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т. д.). В средних классах оно обычно проводится для подчеркивания общности и нравственной художественной ситуации, сходства героев и их различия.

Приемы активизации сотворчества читателя.

Выше названные приемы анализа произведений ведут школьника вглубь текста, ориентируют на постижение авторской позиции в произведении. Эти приемы методика черпает из арсеналов литературоведения. Но ограничиваться ими в школьном разборе нельзя, так как перед учителем стоит задача пробудить у учеников сопереживание, активизировать воображение, сформировать Читательские качества. Этому содействует другой ряд приемов, включающий школьников в разнообразную деятельность. Важнейшим в этом ряду является 1. выразительное чтение.

«Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения».

2. Рассказывание. В  процессе   подготовки    к   нему   ученики заново     переживают и осваивают  события произведения.

Чаще всего в IV - VI классах используются такие виды пересказа и рассказывания:

- логический последовательный пересказ. Он заставляет вникать в цепь фактов в их внутреннюю связь, обостряя первоначальные представления учащихся.

- выборочный рассказ о впечатлениях от произведения (что сильнее всего запомнилось, что произвело наибольшее впечатление, что ясней всего представляется). При таком рассказывании школьник   раскрепощен   в   выборе фактов   и   потому   наиболее активен в творческом их освоении.

- творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т. п.) Подобное рассказывание развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст,   увидеть его как бы   изнутри.   Особенно это  относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика.

Творческий пересказ - обеспечивает не только развитие определенных  читательских качеств ученика способствует постижению смысла литературного произведения.  Это побуждает в несколько измененном виде сохранить такой прием работы и в старших классах.

И выразительное чтение, и рассказывание требуют от учеников ков активного переживания прочитанного, творческого отклика личности на изученное произведение. Но есть в методике, литературы такие приемы, которые направляются заданиями творческого характера и заставляют ученика в какой-то степени  «пересоздавать» текст. Это устное словесное рисование, составление киносценария и инсценирование.

Устное словесное рисование. Оно способствует углублению cyбъективного начала разбора. В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, с другой — возможность произвольных, внеконтекстных ассоциаций.

Словесное рисование предполагает, что читатель, опираясь на образы писателя детализирует свое видение в картине, -которую словесно воспроизводит, описывает. Предлагая ученикам устно создать иллюстрацию к произведению, учитель не должен ставить их в позицию сложного соревнования с художником слова. Вряд ли целесообразно, например, применять этот прием, если писатель сам подробно нарисовал портрет героя или пейзаж.

Словесное рисование на основе литературного текста должно учитывать естественную для ученика последовательность восприятия другого искусства — живописи, на язык которой «переводятся» словесные образы.

Однако формы осуществления устного словесного рисования должны от класса к классу постепенно усложняться, видоизменяться. Новые трудности, разнообразные в каждом случае задачи — условие эффективного применения этого приема в практике школьного анализа.

Составление киносценария. Киновпечатления школьников изменяют характер читательского восприятия, обогащают и углубляют изучение литературных явлений. Увлечение детей кино не надо считать бедствием. Кинематограф близок детскому сознанию. В кино дети признают искусство, родственное природе их видения. В самом деле, школьник видит мир в движении, смена зрительных впечатлений захватывает его. Динамизм — неотъемлемый признак киноискусства. Современный школьник часто откладывает недочитанный роман ради новой киноленты. Мы иногда подавляем интерес учеников к кино, «защищая» литературу. А между тем надо развивать интерес к кино. И через это развитие, через сопоставление  кино и литературы убеждать школьников в том, что виды искусства не могут взаимозаменять друг друга, что есть целые области жизни, подвластные только литературе и выразимые только ею. Создание киносценария - своеобразный прием литературного

Киносценарий усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Киносценарий оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого.

Инсценирование. Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам произведения - трудный, но издавна практикуемый в школе  вид  работы.

Трудности инсценирования побуждают использовать его в основном в старших классах. В чем же привлекательность инсценирования? Каковы условия успешного применения этого приема?.

Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому «претворению» литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм - конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту.

Другое условие успешности инсценирования состоит в том, что необходимо подготовить учащихся, дать им возможность войти в произведение, сжиться с ним. На первых этапах анализа инсценирование, как правило, невозможно.

Сопоставление литературного текста с произведениями другого  вида искусства. Связи, взаимовлияния разных видов искусства, • взаимодействие их — заметная тенденция в развитии искусства, и она подчеркивает специфику каждого вида. Включение смежных видов искусства в изучение литературы приветствуется и учеными, установившими, что зрительная информация во много раз превышает возможности слуховой, и педагогами, находящими в искусстве ключ к эмоциональному преображению уроков, и учениками, которым интересна всякая новизна. Задача использования смежных видов искусства — обострить эстетическую восприимчивость, развить ассоциативное и образное мышление, углубить и расширить представление об искусстве, сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников.

Сплав искусства на уроке создает в сознании учащихся яркий образ определенного явления.

Использование смежных видов искусства при анализе литературного произведения помогает стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя.

Смежные виды искусства на первом этапе знакомства с литературным произведением могут сыграть роль проявителя читательского восприятия: слушание отрывка из произведения в исполнении мастера художественного слова и вопрос: «Так ли вам виделись и слышались эти страницы, когда вы читали сами?»; рассматривание иллюстраций к произведению и размышление над тем, так ли представляли ученики эти сцены и этих героев при чтении. Подобные примеры отчетливее выявляют те внутренние процессы, которые характеризуют первое чтение, помогают школьнику самому обнаружить собственную позицию.

Приемы анализа литературного произведения в школе имеют разнообразные функции. По некоторым, самым основным качествам эти приемы можно разделить на две группы: приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (литературоведческие) и приемы активизации сотворчества читателя, куда входят специфические школьные виды работы. Деление приемов на первую и вторую группу, как всякая классификация, в значительной мере условно. На примере сопоставления разных видов искусства мы убедились, что один и тот же прием может быть использован и для усиления субъективной стороны разбора, и для прояснения объективного смысла произведения.

ГЛАВА 2

2. 1. Сущность понятия «литературная игра» 

Литературная игра – игра с текстом, с целью модифицировать существующий или создать новый; в отличие от словесной игры, предметом которой являются отдельные слова или конструкции, как правило, не имеющие сюжетной или смысловой основы.

Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, устраняя угрозу возможного отчуждения читателя от классического текста. Вот почему организация игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, нежели обычный урок.

Вопросы, адресованные участникам подобных состязаний, нередко касаются так называемых «мелочей». Сразу оговоримся, что цель этого рода заданий отнюдь не проверка памяти, но стремление сформировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали, научить их осмысливать ее роль в идейно-образной структуре произведений, а значит, развивать «зоркость» и «чуткость» читательского восприятия.

Игры могут быть использованы как на факультативных занятиях, для проведения конкурсов по предмету, так и непосредственно на уроке. В ряде случаев игра может послужить и альтернативой зачету, позволив в ненавязчивой форме, без жестокого, указующего перста педагога (хотя и по его «режиссуре») обобщить и систематизировать сведения по «пройденной» теме.

Многие сценарии совмещают в себе элементы интеллектуальной игры и КВНа, что, безусловно, делает их ярче, увлекательнее, динамичнее (приложение)

Органичная составная часть многих игр — инсценировки. Подготовкой их могут заняться либо сами команды-соперники, либо специальные «актерские группы», заранее сформированные из числа ребят, не участвующих в основных состязаниях. Как показывает практика, учащиеся с радостью откликаются на подобные предложения, проявляя искреннюю заинтересованность в том, что связано с моментами театрализации, ибо сценическое искусство открывает блестящие возможности для самовыражения.

2.2. Виды литературных игр

Литературная игра – понятие достаточно обширное, вызывающее неоднозначные ассоциации.

Существуют различные виды литературных игр, однако все их объединяет то, что любая литературная игра – это всегда игра с литературным текстом. С полноценным (хотя и не обязательно имеющим художественную ценность), осмысленным прозаическим или стихотворным текстом, а не с отдельными словами или грамматическими конструкциями. От участника игры может потребоваться либо воспроизведение или интерпретация уже существующего литературного произведения, либо создание собственного произведения – полностью оригинального или основанного на чужом творчестве – по более или менее строго заданным правилам.

Практически в любой литературной игре присутствует элемент творчества, однако его значение может быть различным – есть игры, где творчество является основополагающим принципом, в других творческий элемент стремится к нулю. По этому критерию, литературные игры можно разделить на две группы:

1) основанные в первую очередь на эрудиции (знании существующих литературных текстов),

2) творческие.

Это разделение отчасти условно, т.к. существует ряд игр, в которых эрудиция и креативность сочетаются, порой даже уравновешиваются.

2.2.1 Игры, основанные на эрудиции

К таким играм относятся многочисленные литературные конкурсы, в которых нужно: угадать прозаическое или стихотворное произведение по отрывку, назвать литературного героя по краткому (иногда поэтапному) описанию, указать источник цитат, приводимых в тексте известного автора или просто ответить на вопросы по литературному произведению, творчеству известного писателя, и т.д.

Причем основой конкурса могут служить различные литературные источники: и конкретное литературное произведение, и различные произведения одного автора, или, например, литературные стили и направления определенной эпохи – вариантов множество.

Литературные конкурсы, основанные на творчестве классиков русской литературы – достаточно распространенный развлекательно-познавательный (или контролирующий – по решению учителя) элемент уроков литературы в школе. Вот пример достаточно простого литературного конкурса, основанного на творчестве А.С. Пушкина, и называется «Путешествие с Пушкиным».

«Путешествие» состоит всего из двух «станций», первая из которых посвящена непосредственно жизни и творчеству Пушкина, а для прохождения через вторую необходимо знание иностранных культурных и литературных явлений, цитируемых в его произведениях. То есть, требуется внимательное прочтение не только самих произведений, но и ссылок к ним.

Попробуйте угадать героя из задания «Маска, я тебя знаю» (все 4 пункта характеризуют одного и того же персонажа):

Героиня очень немолода, у нее было четверо сыновей, сейчас она одиноко живет с бедной воспитанницей, которую тиранит.

Муж ее боялся, выполнял беспрекословно все приказания и лишь однажды решил ослушаться.

Эта дама знакома с графом Сен-Жерменом, который был с ней очень любезен, а однажды оказал графине большую услугу.

В свете ходил слух, что эта дама знает секрет, как можно быстро разбогатеть.

Правильный ответ – графиня Анна Федотовна из повести «Пиковая Дама» ; и если не имя героини, то хотя бы произведение и ее статус в нем вспомнить было несложно.

У славян хранителями мудрости и фольклора выступали певцы и рассказчики – баяны. В их репертуаре было немало не просто рассказов и баек, но и загадок, и прочих литературных игр. Игра делала повествование ярче, помогала отрокам и взрослым лучше запоминать услышанное.

Литературные конкурсы могут проходить по сценарию известных телевизионных игр, таких как «Что? Где? Когда?» или «Кто хочет стать миллионером?»

По различным видам литературных конкурсов для детей и школьников разного возраста написано немало пособий и методичек.

Литературный конкурс может выходить за рамки конкретного произведения или творчества отдельно взятого писателя и охватывать литературно-культурный контекст целой эпохи.

В литературных конкурсах, при всей их занимательности, доминирует эрудиция, знание литературы, а творческий элемент минимален или отсутствует (для тех, кто в конкурсах участвует, не для тех, кто их придумывает). Однако есть игры, для которых неотъемлемы и знание, и творчество.

Примером игры, в которой творческий подход может возместить недостаток знаний, может служить игра «Что ответил великий?», в которой ведущий рассказывает начало забавной истории – диалога из жизни выдающихся литературных деятелей, а игрокам предстоит угадать или сочинить ответ известного писателя, причем ответ не обязательно должен быть «верным», главное – чтобы он был остроумным.

Как вы думаете, например, как в подобной ситуации отреагировал Марк Твен?

Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ...

Согласно существующей версии, его ответ был: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма», но возможно, что ваш вариант окажется ничуть не хуже.

Игрой, для которой умение творить необходимо в той же мере, что и знакомство с чужим творчеством, является известное в сети сочинение пародий на стихотворение про сторожа Матвея и Севу:

Сева на древо за вишней полез,

Сторож Матвей вынимает обрез.

Выстрел! Раздался пронзительный крик...

"Сорок второй!" - ухмыльнулся старик.

Пародии необходимо стилизовать под какого-нибудь известного поэта, что предполагает хотя бы поверхностное знакомство с особенностями его стиля. Стилизации под Шекспира, Уайльда, Хайяама и пр.

Стилизация под известных авторов или интерпретация литературных произведений предоставляет как раз такой пласт литературных игр, в которых сочетается литературная подкованность и творческий подход. Например, один человек пишет письмо от имени литературного персонажа, максимально соблюдая жанровые и стилистические рамки, а остальные участники отгадывают героя и автора произведения. Или просто проводится конкурс на лучшее “Письмо Татьяны к Онегину”. Можно предлагать свои варианты незавершенных или черновых текстов известных писателей, опять же стараясь максимально приблизиться к стилю оригинала.

Например, много веселья можно извлечь из игры в письма: “Казаки – турецкому султану”,  “Гомер Симпсон – Гомеру”, “Дарт Вейдер – магистру Йоде” и т.д.

Магистр Йода пишет письмо императору Палпатину. Особой ручкой с ядовито-зелеными чернилами.

Вовлечение в игру известных персонажей делает ее куда комичнее.

Формы такой литературной игры могут быть и с преобладанием творческого начала, без необходимости глубоких литературных знаний. Например, чтобы придумать “словарь Герасима и Му-Му”, требуется минимальная эрудиция – но хорошие чувство юмора и креативность.

2.2.2 Игры, основанные на творчестве

Творческие литературные игры подразумевают создание оригинальных литературных текстов – как поэтических, так и прозаических, шуточных и серьезных.

Поэтические игры более распространены из-за большей динамичности, т.к. стихотворные жанры, как правило, меньше по объему. Однако, из-за небольшого объема текста, стихотворные игры гораздо более формальны (исключение составляет, пожалуй, только экспромт).

Целью большинства поэтических игр является создание стихотворения по строгим правилам, касающимся формы (рифмы, размера, сочетания букв и пр.). К содержанию предъявляется, пожалуй, только одно требование – оно должно быть – прямое или метафорическое, серьезное или забавное, простое или пафосное, но потенциально несущее в своей форме еще и смысл, литературный замысел.

Поэтому мы не рассматриваем здесь такие формы словесных игр как палиндром, шарада, нотарикон и прочие, так как создаваемые в их рамках конструкции, как правило, лишены художественного замысла.

Акростих

Одним из видов стихотворных литературных игр является древнегреческая поэтическая форма как акростих и его вариации – мезостих и телестих. Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк складываются в какое-либо слово или фразу, при телестихе слово или фразу образуют последние буквы строк, при мезостихе – середины строк. Получившиеся слова или фразы, как правило, либо передают имя человека, которому посвящено стихотворение, либо в краткой форме выражают замысел стихотворения, либо являются своеобразным шифром и вводят в содержание стихотворения побочную информацию (что является неплохим способом выразить свое истинное отношение к врагам, если по каким-то причинам этого нельзя сделать открыто).

Однако с врагами лучше разбираться в честном бою, а акростихи посвящать любимым людям. Для вдохновения, здесь можно почитать акростихи, скрывающие наиболее распространенные имена, а если вдохновение так и не придет, то здесь можно заказать готовый акростих для своих любимых.

Примеры акростихов:

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

Сегодня день с утра особый,

Для дел особенный настрой.

Напрочь забыты все невзгоды,

Есть даже чувство, что природа,

Мечтает стать твоей сестрой.

Развейтесь бури и ненастья,

Отстаньте горе и печаль,

Желаю я здоровья, счастья,

Да чтоб прожитого не жаль...

Еще хочу, чтобы несчастья ,

Не приближались никогда.

И твоего звезда чтоб счастья,

Ярчайшею была всегда!

МАТЕРИ (сонет-акростих)

Так строги вы к моей весёлой славе,

Единственная! Разве Велиар,

Отвергший всех на Босховом конклаве,

Фуметой всуе увенчал мой дар?

Иль это страх, что новый Клавдий-Флавий,

Любитель Велиаровых тиар,

Иезавелью обречётся лаве –

Испытаннейшей из загробных кар?

Люблю в преддверье первого Сезама

Играть в слова, их вероломный друг,

Всегда готовый к вам вернуться, мама,

Шагнуть назад, в недавний детский круг,

И вновь изведать чистого бальзама –

Целебной ласки ваших тихих рук.

(Бенедикт Лившиц)

Буриме

Буриме – изначально игровая форма поэзии, пришедшая к нам из Франции и получившая широкое распространение в 17-18 вв. Буриме это стихи на рифмы, которые задаются заранее: любовь-морковь, слезы-козы и т.п. Понятно, что чем менее сочетаются между собой по смыслу рифмующиеся слова – тем больший простор воображению, ведь в конечном итоге, необходимо создать цельное стихотворение.

Конечно, стихи - буриме как правило скорее забавны, чем серьезны – нелегко сохранять серьезность, объединяя в одном четверостишье «Апполон – одеколон» или «колеса – телеса». Так же, в них может присутствовать и определенная лиричность, как, например, в этой поэтической зарисовке :

В час пробужденья ото сна

В квартире переохлажденной

Следы моей слезы соленой

Сотри скорей, стакан вина!

Но, похозяйствовав с умом

Над полукружием салями,

О той селедочке с лучком

Я буду плакать вечерами...

Буриме – форма не только поэтическая, существуют также повесть - буриме, т.е. прозаическое произведение, написанные разными авторами. Причем авторы не работают совместно, а по отдельности пишет каждый последующий фрагмент, не обязательно подгоняя его под стиль предыдущего. Существует также вариация на тему «классической» повести-буриме, так называемое полиме, предусматривающее несколько вариантов развития одного сюжета.

Лимерики

Возможность поупражняться в остроумии в компании друзей вам может предоставить такой жанр поэзии абсурда, как лимерик – пятистишие, в котором рифмуются между собой первая, вторая и пятая строки, а третья рифмуется с четвертой. При этом забавной и неотъемлемой чертой лимерика является связь его персонажа с тем или иным городом, название которого обязательно упоминается в первой (а в каноническом варианте – и в последней) строчке текста. Лимерики возникли как форма народной поэзии в одноименном городе в Ирландии, а одними из самых известных авторских лимериков являются стихотворения Эдварда Лира, чья Книга нонсенса (Book of Nonsense) переведена почти на все языки мира. Вот, например, вариант перевода лимерика Э. Лира на русский язык:

There was a Young Lady of Norway,

Who casually sat on a doorway;

When the door squeezed her flat,

She exclaimed, 'What of that?'

This courageous Young Lady of Norway.   

Одна леди младая в Норвегии

На пороге сидела не бегая.

А когда дверь давила

Восклицала "как мило!"

Хайку и танка

От европейских пятистиший перейдем к восточным трехстишьям – широко известному жанру японской поэзии хайку (хокку), имеющему, кстати, и к пятистишьям непосредственное отношение. Хайку образовалось из танка – древнейшего жанра японской поэзии, представляющего собой нерифмованные пятистишия. Позже танка разделилась на две строфы (сочиняемые подчас разными авторами) – трехстишье и двустишье. Первая, «начальная строфа» (по-японски – «хокку») позже выделилась в самостоятельный жанр. Благодаря своей краткости, недосказанности, высокой ассоциативности, разнообразию тем и изяществу, хайку – практически идеальный жанр для поэтической игры. Они могут быть юмористическим, сатирическими или лирическими, грустными или веселыми – в зависимости от настроения автора. Классическое хайку должно содержать указание на одно из времен года – но в современных поэтических играх этого принцип, конечно же, соблюдается далеко не всегда. Здесь можно поиграть в игру «Сад расходящихся хокку». «Деревья» в этом «саду» состоят из хайку, присылаемых читателями. По правилам игры, необходимо использовать или последнюю строчку уже существующего хайку в качестве первой, или же наоборот – первую в качестве последней строчки собственного стихотворения, то есть присоединиться к игре можно не только с хвоста, но с любой строки в цепочке.

Рэнга

Если вам близка загадочность японской поэзии, но трех строк маловато для того, чтобы выразить свои чувства и настроения, можно поиграть в родственную танка и хайку поэтическую игру – рэнга.

Рэнга состоит из 5 строк и произошло из стихотворной игры, в которой один из участников сочинял начальное трехстишье – экспромт, второй придумывал к нему концовку-двустишье, третий придумывал к двустишью начальную строку, превращая его таким образом в зачин для двустишья следующего игрока и т.д.

В современном рэнга правило более просты – первый игрок пишет трехстишье, второй дополняет его двустишьем, третий дописывает свои три строчки к двустишью второго и так до бесконечности (пока не надоест). Чтобы рэнга не выродилось в бессмысленный и монотонный набор строчек, лучше перед началом игры задать общую тему и настроение, и придерживаться их.

Венок сонетов

Те, кто не ищет легких путей, могут попробовать свои силы в написании венка сонетов.

Строго говоря, это поэтическая форма вообще ближе к литературе, чем к игре. Венок состоит из 15 сонетов, причем замысел всей конструкции заключатся в замыкающем, пятнадцатом сонете, который пишется раньше других. Каждый из четырнадцати сонетов начинается с одной из строк пятнадцатого, а заканчивается другой его строчкой. Первый сонет использует 1 и 2 строчки заключительного, второй – 2 и 3, и так далее. Таким образом, создается непрерывная связь между отдельными стихотворениями, придающая изящество и цельность всему венку.

Создание венка сонетов требует поэтического таланта и мастерства..

Фигурный стих

Можно также поколдовать с графической формой стихотворения, попробовав себя в написании очередного изобретения древнегреческих поэтов – фигурного стиха, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет – конус, сердце, крест и т.п. Всем известно, наверное, стихотворение в форме мышиного хвоста из “Алиса в стране чудес” Льюиса Кэррола, а вот, например, стихотворение В. Брюсова в форме треугольной пирамиды:

Я

еле

качая

верёвки,

в  синели

не различая

синих    тонов

и милой головки,

летаю  в  просторе

крылатый, как птица,

меж   лиловых  кустов !

Но  в  заманчивом  взоре,

знаю, блещет, алея, зарница!

Я   и   счастлив   ею   без   слов!

 

Эта игра отлично способствует развитию воображения и ассоциативного мышления, заставляя работать правое полушарие мозга.

Моноримы

Утомившись от сложных поэтических форм, можно поупражняться в создании достаточно простых моноримов. Название подсказывает, что монорим – это стихотворение, все строки которого имеют одну рифму. Впрочем, здесь тоже возможны варианты: например, в каждом четверостишье одного стихотворения рифма может быть отдельная рифма.

Монорим в большей степени характерен для поэзии Востока, чем Запада, а современные моноримы носят, как правило, юмористический характер.

Липограммы

Можно создавать как поэтические, так и прозаические произведения по принципу липограммы – т.е. текста, в котором умышленно не используется одна или несколько букв, как правило, наиболее широко используемых. Попытайтесь написать стихотворение или рассказ без буквы “О”!.

Можно пойти дальше, и постараться создать литературное произведение, изъяв из употребления не только отдельные буквы, но и части речи.

Фанфикшен

К популярным прозаическим литературным играм относится фанфикшен – произведение, герои и миры которых взяты из чужих книг или фильмов. Авторы фанфикшенов развивают мельком упомянутые в оригинальном произведении сюжетные линии, додумывают биографии второстепенных или эпизодических персонажей, создают предысторию описываемых событий – т.е. по мере сил детализируют вселенную оригинального произведения, стараясь при этом держаться в рамках основных законов его мира. Хотя, порой фанфикшены развивают основные сюжетные линии, используют главных героев произведения.

Фанфикшен – увлечение не столь уж современное, первое сообщество авторов фанфикшена возникло в Англии в 30-е гг. ХХ века и называлось «Литературное общество Шерлока Холмса». В настоящее время, несмотря на большую популярность, фанфикшен все еще продолжает считаться в основном уделом подростков, злостных графоманов или людей не вполне социально адаптированных.

Фанфикшен – это известные сюжеты на новый лад.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, игра на уроке литературы -  это и средство обучения, и способ контроля за чтением. Помимо всего прочего, игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.

Литературные игры помогают проникновению ученика в мир художественного текста, активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает.

Игра с литературным произведением создает основу для соединения школьного разбора произведения с читательским восприятием и тем самым способствует глубокому проникновению читателя в художественный текст, в авторскую мысль.

Игры, викторины, всякого рода игровые задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Говорить о целесообразности проведения подобных мероприятий в школьной практике, думается, излишне: они уже прочно завоевали себе место в системе внеклассной работы. Что же касается игры как формы урока, на наш взгляд, и тут не должно быть сомнений. Перефразируя знаменитое изречение: «Хороши все жанры, кроме скучного», — скажем: на уроке приемлемы любые виды деятельности, если они активизируют учебный процесс и вызывают живой интерес у ребят.

Как показывает практика, учащиеся с радостью принимают участие в литературных играх, проявляя  искреннюю заинтересованность в том, что связано с моментами театрализации, ибо сценическое искусство открывает блестящие возможности для самовыражения.

Благодаря играм происходит естественное, без принуждения приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить пресловутое «знание текста».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Литературная игра в 9 классе по творчеству А. С. Пушкина

«И с вами снова я…»

Игра составлена на материале прозы и поэзии величайшего из классиков отечественной литературы. Сценарий включает в себя разные виды заданий.

Их выполнение требует собственно знания текста произведений А. С. Пушкина прежде всего входящих в школьную программу по литературе. В разработке представлены и конкурсы, рассчитанные на активизацию творческого мышления учащихся. В ряде случаев ребятам придется применить актерские и «сочинительские» способности, навык выразительного чтения, а также находчивость, сообразительность и чувство юмора, так как с сугубо «интеллектуальными» вопросами соседствуют занимательные задания.

Предполагается участие в игре трех команд по 6-8 человек. Конкурсы, допускающие односложные ответы на вопросы или ориентированные на выбор правильной версии из нескольких предложенных вариантов, принесут командам по 1 баллу (за верные ответы). Задания же, требующие анализа содержащейся в вопросе информации, сопоставления фактов, творческого подхода, лучше оценивать по трехбалльной шкале. Сколько времени отвести на обдумывание ответов, какие конкурсы будут носить характер индивидуального первенства и где допустимо коллективное обсуждение, думается, все это в состоянии решить сам учитель-словесник.

1. «В начале жизни школу помню я...»

Ведущий. В 1811 г. юный Саша Пушкин переступил порог вновь созданного учебного заведения для привилегированной части дворян.

Впоследствии в стихотворении «19 октября» (1825) поэт писал:

Благослови, ликующая муза,

Благослови; да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Из этих строк мы видим, сколь велика была благодарность поэта тем, кто «в начале жизни» направлял ищущий ум и неопытное перо.

В задании данного конкурса представлены фамилии лицейских наставников Пушкина: А. П. Куницына, Н. Ф. Кошанского, А. И. Галича, В. Ф. Малиновского, Я. И. Карцева.

Вопросы

1. Он создал нас, он воспитал наш пламень,

   Поставлен им краеугольный камень,

   Им чистая лампада возжена.

Кому посвящены эти поэтические строки? (Куницыну)

2.  «Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. Он заставил меня написать для экзамена 1814 года мои "Воспоминания в Царском Селе"» — такую запись Пушкин занес в дневник много лет спустя после окончания лицея. О ком здесь вел речь поэт? (О Галиче)

3.  «В математическом классе вызвал его раз... к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы... «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» — "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи"», — вспоминал И. И. Пущин в своих знаменитых «Записках о Пушкине» и добавлял: «Спасибо и [кому?], что он из математического фанатизма не вел войны с его поэзией».

О каком из лицейских преподавателей говорит здесь Пушкин? (О Карцеве)

2. «Мы все учились понемногу...»

Ведущий.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Эти строки из «Евгения Онегина» известны практически всем. Неужели Пушкин имел в виду себя и своих лицейских товарищей? Конечно, нет. Он вел речь о светском человеке среднего уровня, о «самолюбивой посредственности».

А помните ли вы, какое воспитание и образование получили герои пушкинских произведений? Какие у них были учителя?

В данном конкурсе используются домашние заготовки. Команды представляют заранее подготовленные инсценировки. Задача соперников — узнать произведение и назвать действующих лиц.

Инсценировка № 1

Монолог героя: «В то время воспитывались мы не по - нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу... Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза <...>, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. <...> Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски — и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

Герой усаживается на пол и принимается сооружать воздушного змея из географической карты. Гувернер «мертво пьян, спал на кровати сном невинности». Входит отец героя. «...Батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его... и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог... Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора...»

Вопрос

Узнали ли вы этого непутевого учителя и его нерадивого ученика?

(Петр Гринев и мосье Бопре, «Капитанская дочка»)

Инсценировка № 2

Героиня. Правда ли, говорят, будто бы я на барышню похожа?

Герой. Какой вздор! Она перед тобой урод уродом.

Героиня. Ах, барин, грех тебе это говорить; барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с нею равняться! <...> я перед нею дура безграмотная.

Герой. И! Есть о чем сокрушаться! Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте.

Героиня. А взаправду, не попытаться ли и в самом деле?

Герой. Изволь, милая; начнем хоть сейчас.

«Они сели. Алексей вынул из кармана карандаш и записную книжку...» Он пишет и называет буквы: аз, буки, веди, глагол, добро и т. д. Она повторяет и пробует писать.

Герой. Что за чудо! Да у нас идет скорее, чем по ланкастерской системе.

Вопрос

Кто они: этот замечательный учитель и его чудо-ученица?

(Лиза Муромская и Алексей Берестов, «Барышня-крестьянка»)

Инсценировка № 3

Офицер. Куда изволите вы ехать?

Француз. В ближний город, оттуда отправляюсь к одному помещику, который нанял меня за глаза в учители. Я думал сегодня быть уже на месте, но г-н смотритель, кажется, судил иначе. В этой земле трудно достать лошадей, г-н офицер.

Офицер. Кто такой этот [помещик]?

Француз. Право, господин офицер... я слыхал о нем мало доброго. Сказывают, что он барин гордый и своенравный, жестокий в обращении со своими домашними, что никто не может с ним ужиться, что все при его имени трепещут, что с учителями... он не церемонится и уже двух засек до смерти.

Офицер. Помилуйте! и вы решились определиться к такому чудовищу.

Француз. Что же делать, г-н офицер. Он предлагает мне хорошее жалованье... Быть может, я буду счастливее других.

Вопрос

Назовите участников диалога. К кому направлялся учитель-француз?

(Дубровский и Дефорж. К К. П. Троекурову, «Дубровский»)

3. «Прекрасен наш союз!»

Ведущий.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен

Неколебим, свободен и беспечен,

Страстался он под сенью дружных муз.

Наш разговор коснется тех, кто составлял это содружество. Вы видите перед собой портреты лицейских товарищей A. G. Пушкина: И. Пущина, А. Дельвига, И. В. Малиновского, А. Горчакова, В. Кюхельбекера, а также других близких приятелей поэта: П. Каверина, П. Чаадаева.

Вопросы (по два для каждой команды)

1.  Перед могилой первого директора лицея В. Ф. Малиновского Пушкин и двое его товарищей поклялись в вечной дружбе. Они сдержали юношескую клятву. Умирая, Пушкин сожалел: «Отчего нет около меня... [?] и [?]. Мне было бы легче умирать». Кто же эти двое?

(И. И. Пущин и И. В. Малиновский.)

2.  Один из лицейских товарищей Пушкина еще в 1815 г. посвятил ему строки, предрекая будущую поэтическую славу:

Пушкин! Он и в лесах не укроется: Лира выдаст его громким пением...

И от смертных восхитит бессмертного, Аполлон на Олимп торжествующий...

Назовите этого друга Пушкина.

(А. А. Дельвиг)

3.  «Онегин, добрый мой приятель» — так отзывается Пушкин о своем герое. А какие общие друзья были у Пушкина и Онегина (из числа вышеназванных)?

(П. Каверин)

4.                ...его стихи,

   Полны любовной чепухи,

  Звучат и льются. Их читает

  Он вслух, в лирическом жару,

   Как [?] пьяный на пиру.

Вы, конечно, узнали строки из «Евгения Онегина». О каком герое романа здесь говорилось?

(О Ленском)

Кому из своих друзей Пушкин уподобляет Ленского?

(Дельвигу: «Как Дельвиг пьяный на пиру».)

  1.  Второй [?], мой Евгений,

       Боясь ревнивых осуждений,

       В своей одежде был педант

      И то, что мы назвали франт.

Кому из пушкинских друзей подобен Онегин по своему франтовству?

(П. Чаадаеву)

6. Оказавшись в Михайловской ссылке, поэт тяжело переживал разлуку с друзьями. «От Петербурга до Михайловского 400 верст, расстояние для России небольшое, — отмечает А. Тыркова-Вильямс, автор двухтомной биографии А. С. Пушкина, — но только два лицеиста... навестили его»1.

Назовите этих товарищей Пушкина.

(И. Пущин и А. Дельвиг)

4. «Времена года»

Ведущий. Пушкинские пейзажи В. Г. Белинский назвал «живыми картинами», «живописью в поэзии». «Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы, — указывал критик, — прекрасная природа была у него под рукою здесь, на Руси...» «Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дождливая осень, и морозная зима...»

Тема конкурса: «Пейзаж в произведениях А. С. Пушкина».

Представителям команд ведущий вручает по три карточки, на которых записаны поэтические, отрывки. Игроки читают вслух пейзажные зарисовки и находят «лишнее» звено — строки, принадлежащие не А. С. Пушкину, а какому-либо другому поэту.

Задание команде № 1

Уж небо осенью дышало,

реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

(А. С. Пушкин)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

(А. С. Пушкин)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

(Ф. И. Тютчев)

Задание команде № 2

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А. С. Пушкин)

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь...

(А. С. Пушкин)

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

(А. А. Фет).

Задание команде № 3

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки...

(А. С. Пушкин)

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

(А. С. Пушкин)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

(А. Н. Плещеев)

Превосходным музыкальным «обрамлением» послужат ленты из цикла П. И. Чайковского «Времена года», — они обогатят, и украсят конкурсную программу.

         5. «Лампада чистая любви»

Ведущий.

Каков я прежде был, таков и ныне я:

Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья

Уж мало ли любовь играла в жизни мной? - признавался поэт в стихотворении 1826 г.

Любовь, ее муки и радости — одна из главных тем творчества А. С. Пушкина. Разговор о любви пойдет в форме интервью, которые мы возьмем у некоторых пушкинских героев.

Для участия в конкурсе приглашаются по одному игроку от каждой команды. Учащиеся получают карточки с характеристикой персонажа, выписанной из текста произведения. «Узнав себя» по словесному портрету, ребята вступят в состязание, в ходе которого им придется, побывав в обличий героя, ответить на вопросы ведущего.

Вопросы и задания игроку команды № 1

(Евгений Онегин)

Узнай себя

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

…………………………………

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут — мигом утешался;

Изменят — рад был отдохнуть.

Вопросы

1. Вы, конечно, помните свое первое объяснение с Татьяной Лариной, когда влюбленная девочка с трепетом ждала ответа на свое письмо. Вы тогда так охарактеризовали свои чувства:

Я вас люблю любовью [?]

И, может быть, еще нежней.

Какова же была ваша любовь в то время?

(«...любовью брата».)

2. Позднее, когда, вернувшись из путешествия, вы встретили Татьяну в столичном свете, ваши чувства изменились. Любовь принесла вам страдания, но в письме к возлюбленной им говорите о блаженстве. В чем же оно состоит для вас?

(Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!)

3. Получив в ответ на свое письменное признание лишь гнев, вы уединились «в молчаливом кабинете» и стали читать без разбора. «И что ж? Глаза <...> читали, //Но мысли были далеко...» Вы думали о Татьяне. Какой представала она в вашем воображении?

(То сельский дом — и у окна

Сидит она... и все она!..)

Вопросы и задания игроку команды № 2 (Людмила — «Руслан и Людмила»)

Узнай себя

Ах, как мила моя княжна!

Мне нрав ее всего дороже:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена... так что же?

Еще милее тем она.

Вопросы

1. Когда вы оказались в плену у Черномора, вас не раз посещала мысль о самоубийстве, не так ли?

Вдали от милого, в неволе,

Зачем мне жить на свете боле?

О ты, чья гибельная страсть

Меня терзает и лелеет,

Мне не страшна злодея власть:

Людмила умереть умеет!

Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров —

Не стану есть, не буду слушать,

Умру среди твоих садов!

Подумала — и ...

Что же случилось дальше? Какие действия вы предприняли?

(«...и стала кушать»)

2. У Руслана серьезное беспокойство вызывала мысль о том, что Черномор мог сделать вас своей любовницей. Возможен ли был такой вариант развития событий? Почему?

(Старец в пещере успокоил Руслана на сей счет:)

...тебе ужасна

Любовь седого колдуна;

Спокойся, знай: она напрасна

И юной деве не страшна.

Он звезды сводит с небосклона,

Он свистнет — задрожит луна;

Но против времени закона

Его наука не сильна.

………………………………

Он только немощный мучитель

Прелестной пленницы своей.

3. Коварный Черномор обманом поймал вас в свои сети и усыпил с помощью колдовства. Руслан расправился со злым волшебником. И вот витязь уже мчит вас, объятую очарованным сном, домой, в Киев.

В его руках лежит Людмила,

Свежа, как вешняя заря,

………………………………

Как часто тихое лицо

Мгновенной розою пылает!

………………………………

И с томным шепотом уста [?] произносят...

Что же вы шептали во сне?

(«Супруга имя») 

Вопросы и задания игроку команды № 3 (Дон Гуан — «Каменный гость»)

Узнай себя

О, [он] красноречив — я знаю,

Слыхала я; он хитрый искуситель.

Вы, говорят, безбожный развратитель,

Вы сущий демон.

Вопросы

1.  Дона Анна задает вам прямой вопрос: «Сколько бедных женщин // Вы погубили?» Каков был ваш ответ?

(«Ни одной доныне // Из них я не любил»)

2.  Вы признавались Доне Анне:

...Разврата

Я долго был покорный ученик.

Но с той поры, как вас увидел я,

Мне кажется, я весь переродился.

Вас полюбя, люблю я [что?] ...

Воплощением чего явилась для вас последняя возлюбленная — Дона Анна?

(«Вас полюбя, люблю я добродетель...»)

3.  Вы изъявили готовность умереть у ног вашей возлюбленной, с тем чтобы быть похороненным «у дверей — у самого порога». Почему? В чем состоял ваш тайный умысел? Раскройте его по возможности.

(Чтоб камня моего могли коснуться

Вы легкою ногой или одеждой...)

6. «Рядиться никогда не лень!»

Ведущий.  «Рядиться никогда не лень!»— заметил Пушкин в своем первом крупном произведении       поэме

«Руслан и Людмила». В «Евгении Онегине», размышляя о значении внешнего лоска, поэт резюмирует: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

«Пушкин, вообще любивший хорошо одеваться, быстро усвоил новые моды и этим лишний раз обращал на себя внимание староверов», — свидетельствовала А. Тыркова -Вильямс в воссозданной ею биографии поэта.

Тема настоящего конкурса: «Одежда и аксессуары в жизни пушкинских героев».

В ходе конкурса ведущий последовательно, в виде тезисов, сообщает сведения о герое (героине), разумеется, касающиеся его (ее) отношения к одежде и всякого рода украшениям. Ребятам предоставляется возможность с трех попыток угадать героя и произведение. Если команда сразу же после первой реплики ведущего называет персонажа, о котором идет речь, она приобретает максимальное количество баллов — 3. В случае же, когда игроки дают правильный ответ со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступает соответственно 2 балла или один.

Задание команде № 1

Этот герой:

1)  отправляясь на бал, напоминает античную богиню в мужском костюме;

2) наряжаясь, проводит три часа перед зеркалом;

3) одевается, как «дэнди лондонский».

(Евгений Онегин)

Задание команде № 2

Эта героиня:

1) заявила, что от надоевшей супруги нельзя избавиться, как от изношенной рукавицы; 3) красотой внешнего облика «днем свет божий затмевает, // Ночью землю освещает».

(Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане»)

Задание команде № 3

Эта героиня:

1) в экстремальных обстоятельствах получила от отца совет переодеться в крестьянский сарафан;

2) по словам одного из персонажей произведения, за пару сережек готова ходить на свидание в сумерки;

3) по прошествии трагических событий, «оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему просто и мило».

(Маша Миронова, «Капитанская дочка»)

Задание команде № 1

Этот герой:

1)  появляется как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и «в красном кафтане» «на белом коне»;

2)  получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький <...>, бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;

3) отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча».

(Пугачев, «Капитанская дочка»)

Задание команде № 2

Эта героиня:

1) шокировала присутствующих, надев платье с рукавами, как у Madame de Pompadour, и парик, как у Людовика XIV;

2)  была удостоена комплимента со стороны автора: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша!»;

3) с легкостью меняла имидж с дворянского на крестьянский.

(Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка»)

Эта героиня:

1) и в старости «строго следовала модам... и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад»;

3) свидетелем «отвратительных таинств ее туалета» при раздевании стал молодой человек;

3) после своей смерти явилась молодому человеку «в белом платье», «шаркая туфлями».

(Графиня, «Пиковая дама»)

Ведущий. «У Пушкиных в крови было легкомыслие, шутливость, смешливость, зубоскальство. Эти свойства поэт унаследовал от отца и дяди с избытком, часто на свою голову», — писала известный биограф Пушкина Тыркова-Вильямс.

Давайте и мы завершим разговор о поэте без чопорности и академизма, а весело, с юмором.

7. «Не знаю, как перевести»

В ходе данного конкурса ребятам предлагается «перевести» названия произведений А. С. Пушкина с языка официально-делового на «пушкинский», а также сделать обратный перевод

Задание команде № 1

1.  «Торжественное угощение с приглашением многих госте* в период острой эпидемической болезни».

(«Пир во время чумы»)

2.  «Египетские ночи».

(«Темное время суток в одном из государств на севере Африканского континента»)

Задание команде № 2

1.  «Избегающий расходов феодал, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена».

(«Скупой рыцарь»)

2.  «Гробовщик».

(«Частный предприниматель, занимающийся изготовлением и сбытом специальных ящиков с крышкой, в которых закапывают в землю умерших»)

Задание команде № 3

1.  «Лицо негроидной расы в ближайшем окружении главы государства».

(«Арап Петра Великого»)

2.  «Братья-разбойники».

(«Сыновья одних и тех же родителей, избравшие профессию рэкетиров»)

8. Конкурс двустиший (Игра со зрителями)

Победитель игры со зрителями — автор самого удачного двустишия — награждается отдельным призом и приносит команде дополнительное очко. Этот конкурс можно объявить в самом начале состязаний, пусть зрители думают, сочиняют. Перед финальным туром ведущий проверит выполнение задания.

Сразу договоримся: данный конкурс носит сугубо развлекательный характер. Теперь о жанре двустиший. Он изобретен Борисом Замятиным. Первая строка в двустишии — всегда известная цитата из классики. Эту цитату автор творчески преломляет во второй, уже своей собственной строке. Приведем образцы двустиший, автором которых является Георгий Кузнецов.

Однажды в студеную зимнюю пору

Тепло отключили и дали нескоро.

По улицам слона водили —

На нем рекламу разместили.

Ягненок в жаркий день пришел к ручью

напиться

И умер: там была с нитратами водица.

В наших состязаниях ведущий предложит ребятам попробовать себя в жанре двустишия, задав классическую строку «из Пушкина». Это могут быть, например:

Мороз и солнце. День чудесный!

или

Я помню чудное мгновенье...

или

Мой дядя самых честных правил...

9. «Уж не пародия ли ?..»

Ведущий. Пародия, травестирование, всякого рода розыгрыши и мистификации — естественная составная часть литературной жизни пушкинской эпохи. Насквозь пародийным было творческое поведение арзамасцев. Но пародия являлась для них не способом развлечения, а средством критики и самокритики. Пушкин тоже не раз метал пародийные стрелы в адрес собратьев по перу.

Наши состязания завершает конкурс пародий.

Представители команд читают заранее подготовленные «перепевы», «перелицовки», «переделки» пушкинских текстов.

Например, «Сказка о рыбаке и рыбке».

Жил учитель со своими учениками;

Жили друг другу на горе.

Дети учились в бывшей 17-й школе

Почти шесть лет и  года.

Учитель задавал детям примеры,

Дети решали свои проблемы.

Раз спросил он у класса —

Класс не смог доказать теорему,

Второй раз обратился он к классу с задачей —

Окончилось дело его неудачей.

Третий раз спросил он конкретного школьника,

Бывалого ученика-неудачника,

В жизни не бравшего в руки задачника.

Взмолился тут школьник, горем убитый:

— Пожалей меня, господин мой учитель!

Я не слушал твои догматы,

Не писал я тебе рефераты.

Не учил я данную тему,

Не смогу доказать теорему. —

Удивился учитель, смутился:

— До чего же ты, брат, докатился!

Больше думай о школьных вопросах.

Чем о девочках и папиросах.

Не усвоил ты школьной программы,

Так что нужно вызывать в школу маму.

Но как человеку мне жаль твою маму,

Ей ведь не хочется лишнего сраму.

Потому я тебя отпускаю,

Только впредь я тебе нарекаю:

Коли будет тому продолженье,

Не получишь моего ты прощенья.

PAGE  29


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42337. Чисельні методи - обєктно-орієнтований підхід 107.5 KB
  Курс Чисельні методи, як і будь-який інший, побудовано за принципом від простого до складного, тому методи, що їх розглядають у перших розділах програми, виявляються складовими частинами алгоритмів, що розглядаються на подальших етапах. Це дозволяє побудувати роботу над програмним забезпеченням так, щоби не робити дурної роботи двічі, а то і тричі. Хоча, в принципі, формально немає заборони кожен програмний проект розробляти з самого початку, аби все було правильно.
42339. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ ДИФРАКЦИИ СВЕТА НА УЗКОЙ ЩЕЛИ 150 KB
  Цель работы – исследование явления дифракции света на узкой щели и определение ширины щели по ширине центрального дифракционного максимума. Описание метода измерений и экспериментальной установки Рассмотрим дифракцию плоской монохроматической волны от щели. Обозначим ширину щели а рис.
42340. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА С ПОМОЩЬЮ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ 183 KB
  Электронная теория дисперсии света дает следующую зависимость показателя преломления среды от частоты световых волн: 1 где N – число молекул в единице объема среды круговая частота собственных колебаний электронов круговая частота световой волны e и m – заряд и масса электрона. Дисперсией электромагнитных волн света называется зависимость показателя преломления среды n от их частоты . В данной лабораторной...
42341. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЛИНЗЫ С ПОМОЩЬЮ КОЛЕЦ НЬЮТОНА 218.5 KB
  При этом образуются интерференционные полосы имеющие форму концентрических светлых и темных колец. Условие минимума: Условие максимума: Условие возникновения темных колец выражено уравнением 2d = λk. Тогда условие образования темных колец примет вид Подставляя значение d в уравнение для получаем .
42342. Изучение явления интерференции света от двух когерентных источников в опыте Юнга 106 KB
  Параллельный световой пучок освещает тестобъект 2 который представляет собой тонкий стеклянный диск с непрозрачным покрытием на котором по кругу нанесены пары щелей с разными расстояниями между ними. Пары щелей равной ширины объединены в группы по четыре. Свет лазера проходя через пару щелей падает на экран 3 на котором и проводятся измерения ширины интерференционной полосы х. Провести пять измерений ширины интерференционных полос для каждой из пар щелей.
42344. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ ПРИ ПОМОЩИ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ 148 KB
  Приборы и оборудование: оптическая скамья осветитель дифракционная решетка держатель для дифракционной решетки экран – шкала. Решетки применяемые в учебных лабораториях представляют собой обычно отпечатки таких гравированных решеток и называются репликами. Основными параметрами дифракционной решетки являются постоянная период решетки d расстояние между серединами соседних щелей и число штрихов N.
42345. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА 75 KB
  Цель работы – ознакомление с методом получения и анализа плоскополяризованного света. Приборы и оборудование: источник света два поляроида фотоэлемент миллиамперметр. из естественного света можно получить плоскополяризованный свет. В данной работе для получения и исследования линейнополяризованного света применяются поляроиды.