87768

Лексические игры на уроках немецкого языка

Лекция

Педагогика и дидактика

Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм это в первую очередь отход от традиционных форм и методов обучения. Таким образом для учителя игра -– это аналог упражнения в котором обеспечивается многократное повторение материала необходимое для его усвоения.

Русский

2015-04-22

56.5 KB

9 чел.

Лексические игры на уроках немецкого языка

     В последние годы   повышается  интерес к изучению немецкого языка. Он является языком международного общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению немецкого языка. Одним из путей активизации учебного процесса, повышения уровня владения языком является использование на уроках немецкого языка языковых (речевых) игр. 
      Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Игровая  деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

     С методической точки зрения в игре отрабатывается обычно определенный объем материала, обеспечивается многократное его повторение. Это повторение может осуществляться либо в неизмененном виде (точно повторяется игровое упражнение с участием каждого ребенка), либо материал отрабатывается в новом варианте игры при сохранении общей направленности, что предпочтительнее, так как поддерживает длительный интерес детей к игре. Таким образом, для учителя игра – это аналог упражнения, в котором обеспечивается многократное повторение материала, необходимое для его усвоения. В то время как для детей игра – это интересное, увлекательное взаимодействие с учителем и сверстниками, в процессе которого создание высказывания диктуется внутренними потребностями и сопровождается положительными эмоциями, что способствует успешному усвоению материала.

    В современной методике обучения иностранным языкам описано огромное количество лексических игр. В данной статье я привожу описание тех из них, которые я неоднократно использовала на уроках немецкого языка,  и которые эффективны и интересны детям.

    Лексические игры предназначаются для закрепления и усвоения лексических единиц, их активного употребления по определённой теме. Они способствуют расширению у учащихся запаса слов. Из лексических игр активно применяю игры на карточках, игры- соревнования, загадки, кроссворды, тесты, викторины и др.

 1. Игра «Какое это слово?» «Welches Wort ist das?» (5 класс, тема: «У наших друзей дома»)

Даётся список немецких существительных. Ученикам нужно подобрать к ним слово (общее) для всех, чтобы получилось сложное существительное.

     das Baden

     das Kind                 ?    Zimmer

     das Spiel

     die Arbeit

2. Игра – тест «Обобщающее слово» «Zusammenfassendes Wort» (2 класс) предполагает проверку знаний лексических единиц. Ученики получают тест, в котором должны найти слова, которые обобщают значение каждой группы. Выигрывает тот, кто правильно выбрал обобщающие слова.

1) Frau, Mann, Junge, Mädchen, Kind

a) Mensch

b) Familie

c) Beruf

2) Kugelschreiber, Radiergummi, Spitzer, Schultasche, Heft, Bleistift, Filzstift

a) Schule

b) Klasse

c) Schulsachen

3) Vater, Tochter, Mutter, Sohn, Schwester, Onkel, Bruder, Oma, Opa

a) Haus

b) Kind

c) Familie

4) Agronom, Ingenieur, Architekt, Apotheker, Lehrer

a) Freund

b) Beruf

c) Mensch

5) Schwarz, weiß, rot, blau, gelb, grün, grau, braun

a) Bild

b) Bleistift

c) Farben

3. Игра «Укрась слово» «Schmücke das Wort» (5 класс, тема «Старый немецкий город») предназначена для закрепления и усвоения прилагательных. Класс делится на 2 команды. Каждой команде даётся существительное, к которому нужно подобрать как можно больше подходящих определений. Выигрывает та команда, которая подобрала большее количество прилагательных. Например:

1. die Stadt                   alt, modern, groß, klein, grün, sauber, schmutzig, schön

2. die Straße                eng, breit, sauber, grün, schmutzig, groß, klein, alt, schön

4. Игра «Поле чудес» «Das Wunderfeld» ( 5 класс. Тема «Названия профессий»)  служит для контроля усвоения лексики по теме.  Учитель вывешивает на доске картинки с названиями профессий и загадывает одну из них. Ученики должны угадать и вписать по буквам название профессии, которую загадал учитель и которая присутствует на одной из картинок.

5. Игра «Который час?» «Wie spät ist es?» (6 класс. Тема: «Определение времени»). Эту игру использую для того, чтобы научить называть время по часам. Учитель на игрушечных часах передвигает стрелку, спрашивает:

«Wie spät ist es?» Учащиеся отвечают:

Es ist schon eins (zwei, drei…)

Es ist 15 Minuten vor vier.

Es ist halb sieben.

Es ist 20 Minuten nach 11.

Выигрывает тот, кто больше дал правильных ответов.

6. Игра «Пишущая машинка» «Schreibende Maschine» (6 класс, тема «Расписание уроков») нацелена на развитие внимания и контроля знаний лексики по теме. Пишущая машинка сломалась. Она не пропечатала заглавные буквы. Ученики должны вписать пропущенные буквы в карточке. Побеждает тот, кто первым справился с заданием.

rdkunde       …erken        …athematik        …unst       …eutsch         …andarbeit    …hysik

7. Игру «Переводчик» ( «Dolmetscher») можно использовать при изучении любой темы. Она служит для закрепления изученной лексики. Приведу пример этой игры по теме «Спорт» (7 класс). Учащиеся получают карточки со списком из 5слов, обозначающие виды спорта. Каждое немецкое слово нужно перевести на русский язык. При необходимости можно использовать словарь. Побеждает тот, кто быстрее назовёт все виды спорта.

Eishoey             Turnen             Handball                Reiten          Eiskunstlauf

Baskettball        Klettern           Motorsport             Boxen          Eisschnelllauf

Rugby               Segeln              Skispringen            Rudern        Ringen

Schwimmen      Badminton       Schach                   Tennis          Fechten

Skifahren          Fussball           Volleyball               Laufen         Fallschirmspringen

8. Игру «Антонимы» «Antonyme» (тема «Улицы города») применяю для расширения словарного запаса у учащихся. Учащиеся должны знать как можно больше прилагательных и наречий, которые необходимы им для описания улиц города. Класс делится на 2 команды. Каждая команда получает карточку со словами, к которым нужно подобрать антонимы. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно справился с заданием.

schmutzigsauber                    hierdort                 schmalbreit

laut – still                                   hell – dunkel             leicht – schwer

eng – breit                                 neu – alt                     lang – kurz

groß – klein                               spät – früh                 hoch – niedrig

schnell – langsam                      viel – wenig              jung – alt

9. Игра «Домино» «Domino»  (4 класс. Тема: «Предметы одежды») используется для прочного усвоения лексики по теме. Класс делится на группы. Каждая группа получает карточки с названием предметов одежды. Первый ученик начинает игру словами: «Ich habe hier einen Rock und eine Bluse». Ученик, у которого на карточке есть один из названных предметов одежды, говорит: «Ich habe auch eine Bluse und einen Mantel» и т.д. Выигрывает тот, кто первым освобождается от карточек.

10. Игра «Из слов предложение» «Satz aus Wörtern» может применяться, если нужно проверить знание лексики по теме «В городе зима», 5 класс. Ученикам предлагаются слова, из которых они должны составить предложения. Если ученик хорошо усвоил данную лексику, то он без труда составляет предложение. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

a) Winter, da, ist, der.

b) kalt, es, ist.

c) Schlittschuh, lauft, Junge, ein.

d) im, Winter, es, immer, schneit.

e) die, rodeln, Kinder, gern.

 11. Для закрепления и автоматизации лексики по теме «Животные» (7 класс), для расширения словарного запаса я использую  следующие игры :

«Как называются животные?» «Wie heißen die Tiere?». Ученикам предлагается составить слова из данных букв:

1. undH                  2. Zeeig                 3. chwSei                          4. etEn

5. azetK                  6. hanH                 7. chaSf                            8. huK

12. Игра «Много слов из одного слова» «Viele Wörtern aus einem Wort». Учитель называет какое- нибудь животное по-немецки. Ученики должны предложить других животных, названия которых начинаются на буквы, составляющие это слово.

Der Hase: der Hund, der Affe, das Schwein, der Elefant

13. Игра «Охарактеризуйте животных» «Charakterisiert die Tiere». Учащимся предлагаются карточки, на которых изображены животные. Они должны сказать как можно больше определений, характеризующих этих животных, например:

die lustige Katze, die weiche Katze, die kluge Katze, die gute Katze

14. Игра «Цветик – семицветик» (2 класс) служит для закрепления прилагательных, обозначающие цвета предметов. Класс делится на 2 команды. Дети друг за другом «срывают лепестки» с ромашки со съёмными лепестками, называют цвет (rot, grün, Schwarz…). Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

15. Игра «Аукцион» «Auktion» (тема: «Школьные принадлежности», 5 класс)  показывает насколько прочно дети усвоили лексику по теме. Она вызывает дух соперничества, вырабатывает у детей хорошую реакцию. Учащиеся должны назвать предмет, который учитель показывает по очереди. Удары молоточка заставляют детей работать в быстром темпе, называя эти предметы. Если ученик не называет предмет, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался в игре и последним назвал предмет.

Der Spitzer, das Heft, das Tagebuch, das Buch? Das Lineal, der Bleistift, das Lehrbuch ...

    Большинство приведенных лексических игр  рассчитаны на учащихся начального и среднего звена. Заинтересованный педагог всегда может модифицировать игру, ориентируясь на возраст и уровень знаний детей. Использование этих и многих других игровых упражнений помогает педагогу сделать урок и эффективным, и интересным.  


Список использованной литературы 
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева - М.: Просвещение 
2. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. 
3. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия», 2005. 
4. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. 
5. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005. 
6. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. - 2004. 
7. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый - М., 1996.. 
10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68911. Преобразования в пространстве 54.5 KB
  В трехмерном случае (3D) рассмотрим однородные координаты. Поступая аналогично тому, как это было сделано в размерности два, заменим координатную тройку (х, у, z), задающую точку в пространстве, на четверку чисел (х, у, z, 1).
68912. Виды проектирования 92.5 KB
  Линия горизонта и точка схода являются особенностью изображения и реально не существуют в трёхмерном пространстве. Однако наша задача получить картину трёхмерного изображения, т.е. двухмерную твердую копию (на экране, на бумаге).
68914. Вывод текста 54 KB
  Вывод текста на экран в графическом режиме имеет ряд отличий от подобных действий в текстовом режиме. Отличие состоит в том, что все действия производятся только со строковыми константами и переменными, числовая же информация должна предварительно преобразовываться в строковую (процедуру Str).
68916. Завантаження файлів 48 KB
  Завантаження файлів на сервер по протоколу HTTP здійснюється набагато чаші, чим ви можете подумати: Web-інтерфейси поштових сервісів дозволяють додати до листа вкладення, а для цього потрібно спершу завантажити файл на сервер, а тільки після цього додавати до листа.
68917. Масиви та списки. Операції над масивами 118 KB
  Масив — це впорядкований набір даних. Кожен елемент масиву має індекс або ключ. Індекс (ключ) служить для однозначної ідентифікації елементу усередині масиву. У одному масиві не може бути двох елементів з однаковими індексами.
68918. Користувацькі функції 45 KB
  У будь-якій мові програмування існують підпрограми. У мові С вони називаються функціями, в асемблері — підпрограмами і викликаються інструкцією CALL, а в мові Pascal існує навіть два види підпрограм: процедури і функції.
68919. Передача параметрів функції 40 KB
  При виклику функції func потрібно обов’язково вказати всі три параметри оскільки вони є обов’язковими. У РНР функції можуть володіти необов’язковими параметрами або параметрами за умовчанням про них ми поговоримо трохи пізніше. Функція не може змінити параметрзначення тобто він доступний...