87772

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Финансовые отношения в стране, имея разнообразные формы проявления, вместе составляют целостную финансовую систему, каждое звено которой, является носителем определенных присущих ему финансовых отношений, которые реализуются в создании и использовании соответствующих денежных фондов.

Русский

2015-04-22

120 KB

0 чел.

PAGE  11


Финансы предприятий

Государствен-ные

финансы

инансы домашних хозяйств

Финансы предприятий

Гос. финансы

Финансы страхования

Финансы населения

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

ТЕМА 2: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И

ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ПЛАН

  1.  ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
  2.  ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
  3.  ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
  4.  ФИНАСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

  1.  ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА

Финансовые отношения в стране, имея разнообразные формы проявления, вместе составляют целостную финансовую систему, каждое звено которой, является носителем определенных присущих ему финансовых отношений, которые реализуются в создании и использовании соответствующих денежных фондов. Все звенья финансовой системы в совокупности отражают государственное устройство страны, характеризуют степень развития ее денежных, кредитных, валютных и др. отношений.

Финансовая система имеет определенную четкую структуру, благодаря которой, рассматривая каждое из звеньев, можно получить комплексное представление о финансовой системе в целом.

Финансовая система определяется как совокупность, с одной стороны, определенных сфер финансовых отношений, с др. – различных институтов, обеспечивающих функционирование и взаимодействие этих сфер и процесс управления ими.

В обобщенном виде финансовая система страны (в соответствии с основными субъектами финансовых отношений – государства, предприятий и населения) – это совокупность трех сфер финансовых отношений: гос. финансов, финансов предприятий и домашних хозяйств.

Приведенная модель определяет общие взаимосвязи основных финансовых отношений. Однако динамичные изменения в социально-экономической жизни усложняют финансовые процессы, что, в свою очередь, отражается на составе финансовой системы (появляются новые финансовые институты) и содержании ее отдельных звеньев. В финансовой системе отдельные подсистемы отличаются по таким признакам:

  •  наличию собственной финансовой базы, создаваемой на основе первичных доходов субъектов экономических отношений;
  •  функциональным назначением каждой подсистемы, обеспечивающей финансирование расходов для достижения конкретных специфических целей (для субъектов хозяйствования это производство и реализация продукции с целью получения прибыли и роста капитала; для работников – удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида; для государства – удовлетворение общественных потребностей);
  •  единством и взаимодействием подсистем, которые определяются общими источниками первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений.

В Украине в настоящее время финансовая система реформируется в направлении усиления общественного значения социальных страховых фондов. В частности, основами законодательства Украины об общем обязательном гос. страховании, принятыми ВСУ в январе 1998 г., предусмотрено введение пяти видов такого страхования: пенсионного, медицинского, в связи со временной утратой трудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве.

Формирование и использование средств общеобязательного гос. социального страхования осуществляется на принципах солидарности. Для этого создана система целевых централизованных фондов как некоммерческих организаций, управление которыми осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

Имеются также и др. признаки, по которым выделяется сфера финансов страхования: целевой характер финансирования затрат, связанный со специфическим характером разных видов страхования; единство и взаимодействие с другими подсистемами, которое выражается в формировании страховых фондов в процессе перераспределения доходов государства, предприятий, населения. Поэтому современная финансовая система Украины – это совокупность четырех сфер (подсистем) финансовых отношений, благодаря которым формируется, распределяется и перераспределяется основная часть средств централизованных и децентрализованных фондов Украины.

Кратко охарактеризуем сферы финансовых отношений.

Государственные финансы – основной элемент структуры финансовой системы. Каждая составляющая гос. финансов выполняет определенные функции и обеспечивает осуществление соответствующей финансово-экономической политики, содействует решению определенных социальных проблем, поддерживает развитие культуры и искусства. Одно из основных направлений действия гос. финансов состоит в согласовании интересов всех членов общества и секторов экономики.

Значительную часть своих финансовых ресурсов государство формирует через гос. и местные бюджеты, что позволяет ему выполнять основные функции, возложенные на государство. Состояние и структура бюджета как в доходной, так и в расходной частях характеризуют общее социально-экономическое состояние государства.

Государственные внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования отдельных общественных потребностей и комплексно расходуются на основе определенной их самостоятельности. В западных странах количество таких фондов колеблется от 30 до 80.

По целевому назначению гос. внебюджетные фонды подразделяются на общеэкономические и специального назначения. Порядок их формирования и использования регламентируется действующим законодательством.

Финансы предприятий, учреждений, организаций – это экономические отношения на уровне различных субъектов хозяйствования (юридических лиц), связанные с формированием, распределением и использованием средств в процессе  осуществления хозяйственной деятельности. Финансы предприятий играют важную роль не только в финансовой системе, но и в обеспечении экономического и социального развития государства, поскольку:

  •  за их счет формируется самая значительная часть финансовых ресурсов, концентрируемых государством для целевого финансирования разнообразных общественных потребностей;
  •  они создают необходимый финансовый базис для обеспечения непрерывности производственного процесса, направленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;
  •  система финансов предприятий содействует формированию финансового потенциала их развития в соответствии со стратегией предприятия на разных стадиях их жизненного цикла;
  •  с их помощью предприятия децентрализовано решают социальные задачи развития общества, поскольку часть сформированных предприятиями финансовых ресурсов направляется на потребление;
  •  они предоставляют возможность эффективного использования денежных сбережений населения, т.е. их можно инвестировать в акции, облигации и др. финансовые инструменты;
  •  они содействуют рационализации оборота средств в стране, обеспечивая их эффективное использование в процессе функционирования экономики.

Финансы населения (домашних хозяйств) – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов, созданных из личных доходов населения. Финансы домохозяйства выражаются в форме его бюджета; если доходы превышают расходы, появляется возможность сбережений, и, следовательно, осуществлять инвестиции, пополнять страховые фонды и осуществлять предпринимательскую деятельность. Основными доходами домохозяйств являются заработная плата, рента, прибыль от предпринимательской деятельности, арендная плата, проценты, дивиденды, пенсия, субсидия, стипендия, наследство, выигрыши.

Финансы страхования – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений, возникающих по поводу формирования целевых фондов страхования за счет денежных взносов. Эти фонды предназначены для возмещения возможных потерь субъектов хозяйствования и населения. При таких условиях экономическая категория страхования выступает составной категории финансов. В странах с социально-ориентированной экономикой такой подход к страхованию не случаен. Страховые платежи составляют там значительные суммы.

Составные части финансовой системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Финансовое состояние каждого элемента этой системы, с одной стороны, зависит от финансового состояния др. элементов, а с др. стороны – влияет на них.

  1.  ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Эффективное функционирование всех звеньев финансовой системы возможно только при условии четкого законодательного регулирования и управления ее элементами. Общее руководство финансовой деятельностью в Украине, как и в любом др. государстве, осуществляют органы государственной власти и управления. Вместе с тем, движение денежных средств должно быть скоординированным путем управления финансовыми потоками, что обеспечивается финансовым аппаратом.

Финансовый аппарат – это совокупность финансовых учреждений, на которые возложено управление финансовой системой государства. Институциональными субъектами, осуществляющими управление финансовой системой Украины, являются: Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Государственная контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, Счетная палата, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и др.

Распределение функций в управлении финансами между органами гос. власти и управления:

Верховная Рада Украины как единственный орган законодательной власти, принимает законы, в т.ч. по финансовым вопросам, утверждает государственный бюджет и вносит изменения в него; осуществляет контроль за исполнением госбюджета, определяет направления внутренней и внешней политики.

Президент Украины, как глава государства, создает в пределах средств, предусмотренных в госбюджете для осуществления своих полномочий, консультативные, вспомогательные органы и службы, подписывает законы, принятые ВРУ, имеет право вето на эти законы с последующим возвратом их на повторное рассмотрение в ВРУ.

Кабинет Министров Украины, как высший орган исполнительной власти, обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки, культуры, экологической безопасности и природопользования; организует разработку проекта закона о госбюджете и обеспечивает исполнение утвержденного ВРУ госбюджета и предоставляет отчет о его исполнении.

Ведущую роль в управлении финансами выполняет Министерство финансов. Именно на него возложены задачи общего руководства всей финансовой системой.

Основные функции Министерства финансов:

разработка основных направлений финансовой политики государства и мероприятий по их реализации;

организация бюджетного процесса, составление проекта Государственного бюджета и его выполнение после утверждения Верховной Радой Украины;

организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования путем установление правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

организация функционирования рынка ценных бумаг;

осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управление государственным долгом;

обеспечение финансовых отношений государства с другими странами, международными организациями и финансовыми учреждениями;

организация и осуществление финансового контроля в стране.

Совершенствование деятельности Министерства финансов Украины и превращение его в координатора экономических реформ в стране предусматривает значительное расширение его функций, в частности таких как:

разработка макроэкономической стратегии и макроэкономического прогнозирования;

разработка налоговой и фискальной политики;

обеспечение стабильности государственных финансов;

разработка таможенной политики и организация таможенного дела;

организация и контроль за страховой деятельностью;

содействие развитию местного самоуправления и реформирование межбюджетных отношений и др.

В состав Министерства финансов Украины входят два обособленных подраздела: контрольно-ревизионная служба и государственное казначейство.

Государственная контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля.

Органы Государственной контрольно-ревизионной службы выполняют такие функции:

организовывают работу контрольно-ревизионных подразделений на местах по проведению ревизий и проверок, обобщают результаты ревизий и проверок, в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительной власти;

проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния и сохранность средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других органах государственной исполнительной власти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;

проводят  ревизии и  проверки  правильности   расходования государственных средств на содержание местных органов государственной исполнительной власти;

контролируют полноту оприходования, правильность расходования и сохраность валютных средств;

осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных предшествующими ревизиями и проверками;

разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты о проведении ревизий и проверок;

осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделений; обобщают опыт проведения ревизий и проверок и распространяют его
среди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения по усовершенствованию контроля.

По инициативе государственной контрольно-ревизионной службы ревизия или проверка предприятия, учреждения, организации может проводиться не  чще, чем один раз в год. Но по поручению правоохранительных органов ревизия или проверка может быть проведена в любое время.

Государственное казначейство создано с целью эффективного управления средствами Государственного бюджета Украины, повышения оперативности финансирования расходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов в Государственном бюджете. Основными задачами Казначейства являются:

организация исполнения Государственного бюджета Украины и осуществление контроля за его исплнением;

управление средствами Государственного бюджета Украины, в том числе в иностранной валюте;

финансирование расходов Государственного бюджета Украины;

ведение учета кассового выполнения Государственного бюджета Украины, составление отчетности о состоянии выполнения Государственного бюджета Украины;

управление государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с действующим законодательством;

распределение между Государственным бюджетом Украины и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, г.г. Киева и Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины;

осуществление контроля за поступлением, использованием средств государственных внебюджетных фондов;

разработка нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, которые используют бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов.

Основная задача Государственной налоговой администрации Украины состоит в реализации налоговой политики государства. На налоговую администрацию положенные такие основные функции:

разработка проектов налогового законодательства;

контроль за правильностью начисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

учет налогоплательщиков и поступлений платежей в бюджет;

наложение штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;

проведение массово-разъяснительной работы среди налогоплательщиков;

международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Государственная налоговая администрация Украины разрабатывает проекты налогового законодательства и организовывает налоговую работу и деятельность налоговых органов в стране. Непосредственную налоговую работу ведут налоговые инспекции в районах и городах. Они осуществляют учет всех плательщиков, которые находятся на данной территории и контролируют их расчеты с бюджетом.

Счетная палата Верховной Рады созданна с целью осуществления вневедомственного контроля за составлением и выполнением государственного бюджета, разработки и анализа бюджетной политики государства, контроля в сфере государственного кредита и денежно-кредитной политики. Она выступает в роли экспертного органа Верховной Рады Украины, готовя соответствующие выводы и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления. Счетная палата может проводить также ревизионную работу в разных звеньях финансовой системы.

Национальный банк Украины является основным финансовым учреждением в сфере денежного рынка. Основная задача Национального банка — регулирование денежного обращения и организация эффективного функционирования кредитной системы. Национальный банк проводит также значительную работу по обслуживанию правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных ценных бумаг и обслуживанию государственного долга, организует кассовое исполнение бюджета, проводит международные расчеты государства, осуществляет валютное регулирование.

Межбанковская валютная биржа проводит торги по купле, продажи иностранных валют. Цены, которые формируются на этой бирже, характеризуют рыночный курс валют, который складывается под влиянием спроса и предложения, как на национальную, так и на иностранные валюты. Влияние Национального банка на рыночный курс национальной валюты осуществляется благодаря участия его в торгах через скупку той или иной валюты или валютные интервенции.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их кругооборот. Обеспечивает формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг — эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж — в соответствии с действующим в этой сфере законодательством.

  1.  ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию с целью достижения определенных экономических, социальных и международных целей, подчиненных реализации интересов общества.

Финансовая политика должна обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы государства и на этой основе – более эффективное выполнение государством социальных, экономических, экологических, оборонных и др. функций.

Содержание финансовой политики определяется принятой концепцией развития финансов, ее стратегическими целями, которые раскрывают основные направления формирования, распределения и использования финансов. При этом мероприятия в финансовой сфере и в каждой их ее подсистем должны быть согласованы с тем, что осуществляется  в др. сегментах социально-экономической политики – денежно-кредитном, ценовом, оплаты труда.

Главная цель финансовой политики – увеличение объема финансовых ресурсов на основе экономического развития, наращивания гос. финансов, необходимых для дальнейшего удовлетворения потребностей общества.

Центром финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития общества.

Финансовая политика реализуется обычно в несколько этапов:

  •  Формирование научно обоснованных концепций развития финансов на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и потребностей населения;
  •  Определение основных направлений использования финансов в перспективе и в текущем периоде, т.е. формирование стратегии и тактики финансовой политики. На этом этапе исходя из поставленных целей следует учитывать возможности увеличения и уменьшения объемов финансовых ресурсов, а также внешние, политические и экономические факторы.
  •  Непосредственные практические действия, направленные на достижение поставленных целей.

Понятно, что финансовая политика начинает прямо влиять на экономику лишь на третьем этапе, но такое влияние определяется содержанием двух предыдущих этапов.

Реализация финансовой политики обеспечивается совокупностью мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ.

Финансовая политика должна учитывать потребности общественного развития, реальные экономические и финансовые возможности государства, поэтому она зависит от конкретных исторических условий и задач, которые стоят перед обществом. Изучая требования, которое теория и практика хозяйствования ставят к финансовой политике, следует осознать очень важный вывод — финансовая политика должна быть адекватной закономерностям общественного развития. Нарушение этого важного требования приводит к значительным потерям в народном хозяйстве.

Содержание финансовой политики, ее основные направления базируются на теоретических концепциях, которые определяют степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, то есть конкретных форм организации финансовых отношений.

Финансовая политика на нынешнем этапе должна характеризоваться качественно новыми подходами к субъектам хозяйствования с учетом перехода на рыночное отношение, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

В зависимости от продолжительности периода и характера решаемых  задач финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, которая предусматривает решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества с помощью перегруппировки финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых связей.

Чтобы лучшее осознать содержание, задачи и требования к финансовой политике, выделяют как самостоятельные составные налоговую, бюджетную, денежно-кредитную и международную финансовую политику.

Налоговая политика реализует интересы государства. ее главное назначение — изъятие части ВВП на общегосударственные потребности, перераспределяя эти средства через бюджет.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

источников формирования доходов государственного и местных бюджетов;

приоритетных направлений расходов бюджета;

допустимых границ днфицита бюджета;

источников финансирования бюджетного дефицита;

принципов взаимоотношений между отдельными нивками бюджетной системы.

Поскольку налоговая и бюджетная политика тесно связанные между собою, употребляют понятия бюджетно-налоговой политики. При этом выделяют:

• дискреционную фискальную политику, если парламент и правительство вносят изменения в налоговую систему и расходы бюджета с целью влияния на ВВП, занятость, инфляцию. Эта политика может быть стимулирующей и сдерживающей;

• недискреционную, или политику «вмонтированных стабилизаторов», которая базируется на теоретическом предположении, которое налоговая система самая по себе имеет свойство автоматически влиять на экономический цикл, то есть имеет стабилизационный эффект.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение стабильности денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности расчетов в народном хозяйстве и в разных нивках финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их доходности.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика— а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

Все более большего значения приобретает международная финансовая политика. В ее основу положены управления валютно-финансовым и кредитным отношением в сфере международных отношений. В особенности большого значения в современных условиях приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов и др.

Государство защищает свои интересы с помощью таможенной и валютной политики. В соответствии со степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Главной задачей таможенной и валютной политики является обеспечение приумножения золотовалютных резервов государства.

  1.  ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Финансовый механизм — совокупность финансовых методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на социально-экономическое развитие общества.

Составными элементами финансового механизма являются финансовое планирование и прогнозирование, финансовые показатели, нормы, нормативы, лимиты, резервы, стимулы и санкции, управление финансами, финансовый контроль, финансовое законодательство.

Функционирование финансового механизма происходит в разных сферах и звеньях финансовых отношений. Поєтому составными финансового механизма віступают: финансовый механизм коммерческих предприятий, финансовый механизм некоммерческих организаций и учреждений, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и др.

Исходным элементом финансового механизма выступает финансовое планирование и прогнозирование. С его помощью в действие вступают другие структурные элементы финансового механизма, такие как финансовые показатели, нормы и нормативы, лимиты, резервы, финансовые стимулы.

В процессе финансового планирования и прогнозирования определяются объемы финансовых ресурсов, которые будут создаваться в государстве в целом, объемы ресурсов, которые будут сосредоточиваться распределяться через бюджетную систему и другие финансовые институты, а также те, которые будут находиться в распоряжении предпринимательских структур и населения.

Финансовое планирование — деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования, их объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц, страны в целом.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые получаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а результатом — разные виды финансовых планов и прогнозов.

Финансовый план — это план формирования и использования финансовых ресурсов.

По срокам действия различают:

  •  перспективные финансовые планы (на период свыше одного года);
  •  текущие (на один год);
  •  оперативные (на квартал, месяц).

Деятельность, связанная с составлением каждого финансового плана, предусматривает выполнение определенных видов работ с использованием соответствующих методов, а именно: нормативного, расчетно-аналитического, балансового и метода экономико-математического моделирования.

Суть нормативного метода финансового планирования состоит в том, что во время расчета финансовых показателей за основу берутся финансовые нормативы, к которым относятся нормы амортизационных отчислений, рентабельности отдельных видов товаров, работ и услуг, оборотных средств, ставки заработной платы, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях, нормы отчислений в фонды социального назначения и т.п.

Нормативный метод будет эффективным при условии, что нормы и нормативы отвечают таким требованиям:

они должны быть научно обоснованными;

прогрессивными (то есть ориентированными на лучший опыт);

продолжительного действия;

стабильными.

Расчетно-аналитический метод финансового планирования базируется на фактических показателях финансовой деятельности в предшествующие отчетные периоды. На основе анализа финансовых показателей за минувшие годы и отчетный период устанавливается исходная база планирования. Потом определяются факторы, которые могут повлиять на финансовую деятельность в плановый период, рассчитываются индексы и коэффициенты их влияния. На основе базовых показателей, а также коэффициентов, которые характеризуют изменения условий деятельности, рассчитываются финансовые показатели на плановый период. Этот довольно трудоемкий метод и требует значительной аналитической работы, тем не менее сегодня он используется чаще других.

Балансовый метод в финансовом планировании предусматривает соответствие расходов источникам их покрытие, увязку всех разделов финансового плана, финансовых и производственных показателей, вследствие чего достигается сбалансированность плана. Ныне этот метод приобретает особое значение, поскольку все расходы предприятий зависят от заработанных средств; предприятия стали полностью самостоятельными и должны рассчитывать только на собственные поступления.

Довольно перспективным является метод экономико-математического моделирования. Основан он на разработке математической модели финансовой деятельности предприятия или государства в плановом периоде. Этот метод дает возможность рассчитать несколько вариантов плана с помощью изменения входных показателей и выбора оптимальных решений.

Важными элементами финансового механизма являются финансовые нормы, нормативы, лимиты, резервы, стимулы — их еще называют финансовыми рычагами. Финансовые нормы условно разделяют на четыре группы. К первой относятся нормы, которые централизованно утверждаются органами законодательной и исполнительной власти — ставки налогов, некоторые виды сборов и отчислений.

Ко второй группе относятся нормы, имеющие материальную основу. Это нормы затрат на питание, на медикаменты, освещение, отопление и т.п..

Третью группу составляют нормы, которые определяются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти. Это, в частности, нормы значительной части затрат бюджетных учреждений.

Четвертая группа — это нормы и нормативы, которые характеризуют пропорции экономического и социального развития.

Среди всех финансовых рычагов особое место занимают налоги и сборы, с помощью которых государство мобилизует средства для выполнения возложенных на него функций, а также влияет на предпринимательскую деятельность, оказывает содействие инвестиционной активности, определяет пропорции накопления и потребления, обеспечивает рациональное использование ограниченных естественных ресурсов и т.п.. Система налогообложения в Украине находится в процессе реформирования, задачами которого есть: ослабление налоговой нагрузки на производителей, предоставление льгот инвесторам и экспортерам готовой продукции, обеспечение стабильности и простоты при взыскании налогов, исключение двойного налогообложения, усиление ответственности за уплату налогов.

Одним из направлений влияния государства на темпы общественного воспроизводства является установление норм амортизационных отчислений, определение методов начисления амортизации, применение ускоренной амортизации с целью содействия развития научно-технического прогресса.

Лимиты являются определенным ограничением на затраты в интересах государства, предпринимателя или гражданина.

Резервы должны нейтрализовать влияние непредусмотренных факторов, которые могут возникнуть в будущем.

Финансовые стимулы предусматривают применение как материального поощрения, так и экономических санкций.

К стимулам належат: бюджетное финансирование эффективных направлений развития народного хозяйства (в том числе дотации предприятиям, деятельность которых имеет важное значение для экономики), финансирование подготовки и переподготовки кадров, специальные финансовые льготы (налоговые льготы и возможность проведения ускоренной амортизации).

В финансовых рычагах важное место занимают финансовые санкции как особые формы организации финансовых отношений, призванные усилить материальную ответственность субъектов хозяйствования по выполнению обязательств (договорных условий, уплаты налогов и сборов и т.п.). В условиях рынка роль финансовых санкций значительно возрастает. Наиболее распространенными среди них являются штраф и пеня.

Штраф — это средство материального влияния на виновных в нарушении законодательства, договоров или действующих правил. Накладывается, как правило, в твердой денежной сумме.

Пеня — применяется в случае несвоевременного выполнения денежных обязательств и начисляется за каждый день просрочки. Размер пени устанавливается в процентах от суммы просроченного платежа.

Важной составной финансового механизма выступает управление финансами. Это процесс управления формированием и использованием фондов финансовых ресурсов на уровне государства, предпринимательских структур, других хозяйственных объединений и граждан, если они осуществляют финансовые операции, с помощью специфических приемов и методов.

В управлении финансами выделяют объект и субъекты управления. Объектом являются денежные потоки, централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, которые создаются и используются во всех звеньях финансовой системы.

Субъект управления — государство (в лице законодательных и исполнительных, в том числе финансовых, органов), финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, министерств и ведомств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33491. Кримінальна відповідальність 31 KB
  Кримінальній відповідальності підлягає лише особа винна у вчинені злочину або така що умисно або з необережності вчинила передбачене кримінальним законом суспільне небезпечне діяння ч. Ознаки кримінальної відповідальності: 1 це особливий елемент у механізмі кримінальноправового регулювання в межах якого здійснюється реагування держави на вчинений особою злочин; 2 офіційна оцінка поведінки особи як злочину а її самої як злочинця може здійснюватись лише судом в обвинувальному вироку ч. Кримінальну правовідносини що знаменує собою...
33492. Наука кримінального права 30 KB
  Науку кримінального права як систему кримінальноправових поглядів ідей уявлень і понять слід відрізняти від кримінального права як системи сукупності юридичних норм галузі права. Саме наука кримінального права вивчаючи кримінальне законодавство з'ясовуючи його соціальне призначення характер усіх його інститутів їх ефективність виявляє практичне значення кожної норми прогалини в правовому регулюванні досліджує проблеми вдосконалення кримінальноправових норм. Предметом науки кримінального права є такі соціальні явища як злочин і...
33493. Незакінчений злочин 32 KB
  Незакінченим злочином є готування до злочину та замах на злочин ч. У літературі незакінчений злочин нерідко називають: попередньою злочинною діяльністю розпочатим незавершеним злочином невдалою діяльністю у вчиненні злочину. Незакінчений злочин готування до злочину і замах на злочин це не здійснена можливість завдання шкоди об'єкту посягання.
33494. Необхідна оборона 27.5 KB
  підстава необхідної оборони складається з двох елементів а саме: 1 суспільно небезпечного посягання і 2 необхідності е його негайному відверненні чи припиненні Ознаки необхідної оборони визначені в ст. 36 КК характеризують: 1 мету оборони; 2 спрямованість об'єкт заподіяння шкоди; 3 характер дій того хто захищається; 4 своєчасність і 5 співрозмірність оборони. Мета необхідної оборони. 36 КК метою необхідної оборони є захист охоронюваних законом прав та інтересів особи яка захищається або іншої особи а також суспільних...
33495. Обєкт злочину 44 KB
  Об‘єкт як елемент складу злочину – це цінності що охороняються кримінальним законом проти яких спрямоване злочинне діяння і яким воно може заподіяти або спричинити шкоду. Структура об‘єкта злочину та функціональне значення його компонентів: Охоронювані кримінальним законом цінності: 1.ПредметиНа що діє суб‘єкт злочину посягаючи на блага.
33496. Обєктивна сторона 30 KB
  Обєктивна сторона злочину — це зовнішня сторона (зовнішнє вираження) злочину, що характеризується суспільна небезпечним діянням (дією чи бездіяльністю), суспільна небезпечними наслідками, причинним
33497. Обмеження волі 25 KB
  Обмеження волі (ст. 61 КК) — це основний вид покарання, який полягає в триманні засудженого в кримінально-виконавчій установі відкритого типу — виправному центрі (статті 11, 16, 56 КВК) без ізоляції від суспільства
33498. Поняття неосудності 35.5 KB
  19 дається законодавче визначення поняття неосудності з якого випливає що неосудною визнається така особа яка під час вчинення суспільне небезпечного діяння передбаченого КК не могла усвідомлювати свої дії бездіяльність або керувати ними внаслідок хронічного психічного захворювання тимчасового розладу психічної діяльності недоумства або іншого хворобливого стану психіки. Медичний критерій окреслює всі можливі психічні захворювання що істотно впливають на свідомість і волю людини. Хоча і при цих захворюваннях можливі так звані...
33499. Структура кримінального закону 39.5 KB
  Тлумачення закону полягає у з'ясуванні і всебічному розкритті його змісту з метою його точного застосування. Тлумачення закону поділяється на види залежно від суб'єкта тлумачення прийомів засобів та обсягу тлумачення. Залежно від суб'єкта який роз'яснює закон розрізняють легальне або офіційне судове і наукове або доктринальне тлумачення. Легальним офіційним зветься тлумачення що здійснюється органом державної влади уповноваженим на те законом.