87809

Социальные отношения

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Семья -– социальная группа члены которой связаны брачными или родственными отношениями а также отношениями по взятию детей на воспитание общностью быта взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве...

Русский

2015-04-23

43.3 KB

0 чел.

15

Дисциплина

"СОЦИОЛОГИЯ"

Тема № 5. Социальные отношения

  1.  Семья как социальная основа общества
  2.  Личность как субъект общественных отношений
  3.  Социальная мобильность, социальное поведение

( 1 ) Семья как социальная основа общества

 

Семья – социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения

Функции семьи:

1. Репродуктивная (воспроизводство населения)

2. Функция социализации

3. Релаксационная (эмоциональное удовлетворение)

4. Защитная (первичный социальный контроль)

5. Сексуальная (регулирование сексуальных отношений)

Стадии жизненного цикла семьи – определяются стадиями родительства

- вступление в брак (предродительство) – период от заключения брака до рождения первого ребенка

- репродуктивное родительство – период между рождением первого и последнего детей

- социализационное родительство («пустое гнездо») – период после вступления в брак и выделения из семьи последнего ребенка

- прародительство – период от рождения первого внука до смерти одного из супругов

Экзогамия – запрет брачных отношений между членами родственного или локального (например, община) коллектива → браки вне своей группы

Основа экзогамии – табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими родственниками

  1.  Исключение – браки между братом – сестрой в странах Древнего Востока
  2.  + у древних евреев – мужчина был обязан жениться на вдове своего брата
  3.  + браки между представителями царствующих династий в Европе

Эндогамия – заключение брачных связей внутри определенных общественных групп

→ браки между представителями своего класса + группы + вероисповедания (напр., Индия)

Типы семейной структуры:

1)Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной  

Полигамия – многобрачие → Имеет 2 формы – Полигиния + Полиандрия

- Полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами

-  Полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (напр., племена Африки + Индии + чукчи в Сибири)

2) – Патрилинеальная семья – наследование по отцу

– Матрилинеальная семья – наследование по матери (напр., у евреев)

3) – Патриархальная семья – глава семьи – отец

– Матриархальная семья – глава семьи – мать

– Эгалитарная семья – семья, основанная на равенстве супругов

Авторитарная семья – базируется на господстве (экономическом, психологическом и т.п.) одного из партнёров

4) – Гомогенная семья – супруги – представители одной соц. среды

– Гетерогенная семья – супруги – представители разных соц. групп

5) – Малодетная семья – 1-2 ребенка

– Среднедетная семья – 3-4 ребенка

– Многодетная семья – 5 и более детей

6) Однополая семья

7) Нуклеарная семья – семья из двух поколений (родители и их дети)

- Расширенная семья – семья из нескольких поколений

8) Патрилокальная семья – молодожены поселяются в семье мужа

- Матрилокальная семья – молодожены поселяются в семье жены

- Неолокальная семья – молодожены живут независимо от родителей

9) Полная семья

- Неполная (монородительская) семья

Различные типы семейных ролей:

- супружеские семейные роли – жена/муж

- родительские семейные роли – мать/отец

- детские семейные роли – сын/дочь, брат/сестра

- межпоколенные и внутрипоколенные семейные роли – бабушка/дедушка, старший/младший

Ролевая дифференциация – принятие решений в семье, а также связанная с этим проблема распределения власти между членами семейной группы

Принципы ролевой дифференциации:

1. Распределение работ по дому: по принципу пола + нейтральное

2. Принятие решений по семейным вопросам:

- авторитарное + демократическое

3. Распределение власти:  иерархическое + сбалансированное ролевое

4. Координация ролей:

- специализированная (однозначно выполняемые роли)

- совместное выполнение хозяйственно-бытовой роли

  1.  В России – распадается каждый третий + в больших городах – каждый второй брак) → После развода – только ≈ 40 % мужчин + ≈ 30 % женщин вступают в повторные браки

3 варианта семейного воспитания:

  1.  Детоцентристское – позиция всепрощения по отношению к детям
  2.  Профессионалистское – своеобразный отказ родителей от воспитания детей в пользу профессионального воспитания детей в детских садах, школах
  3.  Прагматическое – выработка у детей ориентации на получение материальной выгоды

( 2 ) Личность как субъект общественных отношений

Человек – общее понятие, обозначающее представителя человеческого рода (т. н. Homo sapiens)

Индивид – отдельный конкретный человек, наделенный своей индивидуальностью

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих отдельного человека, которая может носить наследственный или случайный характер

Личность – человек как носитель определенных, неповторимых черт, сформированных в результате процесса воспитания и самовоспитания

Атрибуты личности – Воля + Свобода + Разум + Чувства

Структура  личности (предложил австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд в начале ХХ в.):

1. Подсознание («Оно») – подсознательные или бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей

2. Сознание («Я») – сознание личности, управляющее ее контактами с внешним миром

3. Сверхсознание («Сверх-Я») – внутренние, освоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, стереотипы поведения и т.д., которые диктует индивиду общество

Сверхсознание личности формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания и проявляется в виде совести (абсолютные нравственные законы)

Комплекс устойчивых компонентов личности:

- Темперамент (лат. «умеренный») – совокупность индивидуальных психических особенностей личности (напр., степень общей активности, эмоциональность…)

Темперамент – основа характера человека

Древнегреческий врач Гиппократ (VIV вв. до н.э.) выделил 4 основных типа темперамента:

  1.  Холерик (греч. «желчь») – «горячий», импульсивный характер
  2.  Сангвиник (лат. «кровь») – подвижный, веселый характер
  3.  Флегматик (греч. «мокрота») – спокойный, медлительный характер
  4.  Меланхолик (греч. «черная желчь») – грустный, боязливый характер

- Характер (греч. «признак, черта») – типичное для человека поведение

По уровню проявления черт характера характеры делятся на – средние («нормальные») + выраженные («акцентуированные») + выходящие за рамки нормы («психопатии»)

- Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности

Одарённость – это сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности

Талант – присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта

Гениальность – предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности, традиционно выражаемая в новых и уникальных творениях

- Мотивация (лат. «движение») – 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности

Виды мотивации:

Внешняя мотивация (экстринсивная) – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами

Внутренняя мотивация (интринсивная) – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности

Положительная мотивация – основанная на положительных стимулах

Отрицательная мотивация – основанная на отрицательных стимулах

  1.  Положительная + отрицательная мотивация – два основных типа мотивации – «метод кнута и пряника»

Устойчивая мотивация – основанная на нуждах человека, не требует дополнительного подкрепления

Неустойчивая мотивация 

Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни

Четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека:

1. Мегафакторы – космос, планета, мир – в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли

2. Макрофакторы – общество, государство – влияют на социализацию всех живущих в определенных странах

3. Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: - по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, город, село)

- по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ (радио, телевидения и др.)

- по принадлежности к тем или иным субкультурам

4. Микрофакторы – непосредственно влияют на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья, соседи, группы сверстников, воспитательные организации, различные организации и т.п.

Агенты социализации – люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, муж/жена, друзья, коллеги)

2 уровня социализации:

1) Уровень первичной социализации – в сфере межличностных отношений в малых группах

Первичные агенты социализации – ближайшее окружение человека: родители, родственники, друзья и т. д.

2) Уровень вторичной социализации –  на уровне больших социальных групп и институтов

Вторичные агенты социализации – формальные (официальные) организации: школа, армия и т. д.

Десоциализация – утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов

Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения = повторная социализация (напр., эмиграция)

Психологические механизмы социализации:

  1.  Имитация – осознанная попытка копировать определенную модель поведения

В качестве образцов для подражания – родители, друзья и т.д.

  1.   Идентификация – способ осознания принадлежности к той или иной общности

Имитация + идентификация – позитивные механизмы социализации

Цель – усвоение определенного типа поведения

  1.  Чувство стыда и вины – 1. Стыд – в основе – восприятие поступков человека другими людьми; 2. Вина – в основе – самооценка человеком своих поступков

Стыд и вина – негативный механизм социализации

Цель – подавление или запрещение некоторых образцов поведения

( 3 ) Социальная мобильность, социальное поведение

Социальная мобильность – перемещение людей или социальных групп  от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой

Факторы социальной мобильности – социальный статус родителей + образование + уровень профессиональной подготовки

Важнейший фактор социальной мобильностиобразование 

Виды социальной мобильности:

  1.  – внутрипоколенная – изменение социальной позиции индивида на протяжении его жизни

– межпоколенная – перемещение детей на более высокую/низкую социальную позицию по сравнению с родителями

  1.  индивидуальная + групповая  
  2.  добровольная + вынужденная  
  3.  – горизонтальная мобильность – передвижение на одном социальном уровне

– вертикальная мобильность: 1. восходящая мобильность (социальное восхождение); 2. нисходящая мобильность (социальное падение)

Каналы («лифты») социальной мобильности – экономика + политика + армия + церковь + наука + брак

Нормативное регулирование – регулирование поведения индивида при помощи определенных норм (естественные, технические, социальные)

Социальные нормы (лат. «правило, образец») – общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей

Классификация социальных норм:

  1.  Нормы морали
  2.  Нормы обычаев (социальные нормы)
  3.  Религиозные нормы
  4.  Правовые нормы
  5.  Корпоративные нормы

Нормы морали – представления людей (о добре / зле, о справедливости / несправедливости…) → правила поведения

Реализация норм морали – на основе общественного мнения + внутреннего убеждения человека

Нормы обычаев (социальные нормы) – правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения:

- Традиция (лат. «передавать») – установившийся стабильный порядок поведения людей в повседневной жизни

Напр., традиция отмечать Новый Год + традиция поздравлять с Днем Рождения

- Обычай – устойчивые образцы, общепринятые и практически значимые нормы социального поведения, характерные для данного общества (социальной общности). Обычай – это конкретизация традиции

Напр., обычай дарить подарки на День рождения

- Ритуал (обряд) – совокупность регулярно совершаемых действий  символического характера и их установленный порядок

Более строгая форма поведения, чем обычай

Мнение – 1. Ритуал – правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения; 2. Обряд – правило поведения, заключающееся в выполнении некоторых символических действий идеологического (воспитательного) характера

Первый вид социальных норм – ритуал (с эпохи первобытного общества) → выделение из ритуалов обрядов → обычаи

Реализация норм обычаев – на основе привычки

Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах или установленные церковью

Реализация религиозных норм – на основе внутреннего убеждения человека + благодаря деятельности церкви

Правовые нормы – правила поведения, установленные или санкционированные государством

Реализация правовых норм – на основе авторитета и принудительной силы государства

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные организациями

Общие черты социальных норм:

  1.  Общий характер правил поведения (для неопределенного круга лиц)
  2.  Процедурность – детально регламентированный порядок (процедура) реализации
  3.  Санкционированность – каждый вид социальных норм имеет определенный механизм реализации

Способ реализации социальных норм – внутреннее убеждение людей + социальные санкции – реакция общества (социальной группы) на поведение индивида в общественно значимой ситуации, выражаемая в виде социального поощрения или социального наказания

Виды социальных санкций:

1. позитивные (поощрительные) + негативные (наказывающие)

2. формальные (официальные) + неформальные (неофициальные)

Виды социального поведения:

- Конформистское поведение – соответствующее нормам

- Девиантное (отклоняющееся) поведение – не соответствует требованиям сложившихся в данном обществе социальных норм и стереотипов, но не является преступлением

Позитивная девиация – отклоняющееся поведение, в то же время не вызывающее осуждения

Напр., самопожертвование + героизм

Негативная девиация – отклоняющееся поведение, вызывающее у большинства людей неодобрение или осуждение

Напр., неуважение к пожилым людям + алкоголизм + самоубийство

1. Деструктивный тип девиации – отклонения, причиняющие вред самой личности (напр., алкоголизм, самоубийство и т.д.)

2. Асоциальный тип девиации – поведение, наносящее вред другим людям (напр., нарушение правил поведения в общественных местах)     

  1.  В обществе общее количество лиц, склонных к девиантному поведению ≈ 10-15 % населения

Девиантное поведение – может способствовать эффективному функционированию общества

  1.  Девиантное поведение способно усиливать подчинение нормам

Напр., объявление некоторых людей нарушителями нормы подчинение остальных + опасение с их стороны оказаться на месте нарушителей

  1.  Привлечение внимания к нарушителям нормы → усиление групповой солидарности («они плохие – мы хорошие»)
  2.  Девиантное поведение – показатель необходимости социальных изменений

Напр., высокий уровень алкоголизма → необходимость социальных изменений

2 фактора, которые влияют на усвоение образцов поведения в наибольшей степени:

1.        Чем чаще человек сталкивается с девиациями, тем больше он к ним склоняется

2.        Чем моложе человек, тем больше соблазн девиантного поведения

- Деликвентное (преступное) поведение

Напр., наркомания (по закону преступное деяние) + кража + убийство

  1.  Большинство людей ведет себя в соответствии с законами – но их нельзя считать абсолютно законопослушными

Напр., г. Нью-Йорк (США) – 99 % респондентов (опрошенных) признались, что совершили один и более незаконных поступков

Социальный конфликт – особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями

Основные теории конфликтологии:

1) Теория Герберта Спенсера (органическая школа)

Конфликт – проявление процесса естественного отбора

→ Причина конфликта – физическое + социальное неравенство

2) Марксистская школа

Причина – социальная структура общества

3) Теория Георга Зиммеля

Причина – биологическая природа человека + соц. структура общества

4) Современные западные школы

Причина – социально – психологические факторы: соц. неравенство → психологическая неудовлетворенность → соц. конфликты

Типы социальных конфликтов:

1. По участникам конфликтов:

- внутриличностные конфликты (напр., выбор между воровством – честной бедностью)

- межличностные конфликты

- между личностью и обществом

- между социальными группами

- межгосударственные конфликты

2. По сферам конфликтов:

- экономические + политические + идеологические + межнациональные + религиозные + бытовые и т.д.

3. По характеру конфликтов:

- подлинные (из-за действительно существующей несовместимости интересов)

- случайные (напр., по недоразумению + отсутствию информации)

- мнимые (надуманные + специально созданные)

Участники конфликта:

1. Оппоненты – противоборствующие стороны

2. Подстрекатели – подталкивающие к конфликту

3. Пособники – содействующие развитию конфликта

4. Свидетели – наблюдающие со стороны

5. Посредники – пытающиеся предотвратить или разрешить конфликт

Ранг – сила оппонента в конфликте, обусловленная его социальным статусом, имеющимися в распоряжении ресурсами и властью

Виды социальных конфликтов:

1) По источнику возникновения: объективные + субъективные + ложные

2) По форме: внутренние + внешние

3) По характеру развития: преднамеренные + спонтанные

4) По объему: глобальные + локальные + региональные + групповые +     личные

5) По длительности: долгосрочные + краткосрочные + разовые + затяжные + повторяющиеся

6) По используемым средствам: насильственные + ненасильственные

7) По влиянию на ход развития общества: прогрессивные + регрессивные

8) По сферам общественной жизни: экономические (производственные) + политические + этнические (национальные) + семейно – бытовые     

Стадии социального конфликта:

  1.  Предконфликтная ситуация

Предконфликтная стадия – период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать

  1.  Непосредственно конфликт
  2.  Разрешение конфликта
  3.  Послеконфликтная стадия

Разрешение социального конфликта – возможно лишь при изменении конфликтной ситуации + путем изменения требований одной из сторон: (соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте)

Социальная напряженность – особое состояние массового сознания, вызванное обострением социальных противоречий

Инцидент (повод) – событие или обстоятельство, в результате которого латентные (скрытые) противоречия между сторонами переходят в стадию открытого противостояния

Провокация конфликта – ситуация, которую легко объяснить как проявление враждебности со стороны оппонента

Эскалация конфликта – разрастание конфликта

Разрешение конфликта – решение участников конфликта о прекращении противоборства

Консенсус – согласие большинства сторон

Модель процесса управления конфликтом

  1.  Ситуация
  2.  Конфликт
  3.  Анализ конфликта
  4.  Выработка решения по разрешению конфликта = Уход от конфликта
  5.  Реализация решений
  6.  Исход конфликта
  7.  Анализ итогов конфликта

Роль конфликта – позитивная + негативная


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23332. Создание структуры базы данных в СУБД FoxPro 166 KB
  Задание на лабораторную работу: Создайте структуру базы данных в соответствии с вашей темой расчетнографического задания. Изучите возможности среды СУБД FoxPro for Windows для создания структуры базы данных. Выполните просмотр содержимого базы данных.
23333. Сортировка и индексирование баз данных 244 KB
  Задание на лабораторную работу: Выполните сортировку по одному полю базы данных содержащей не менее 15 записей. Повторите сортировку для полей содержащих разные типы данных. Просмотрите результат сортировки в новой базе данных.
23334. Установка отношений между базами данных 233.5 KB
  Задание на лабораторную работу: Проверьте проект базы данных на предмет проектирования связей ключи первичные вторичные. В проекте базы данных предметной области выделите 2–3 связанные таблицы родственные таблицы. Просмотрите связанные базы данных на экране.
23335. Поиск информации в базах данных. Установка фильтров 453.5 KB
  Задание на лабораторную работу: Составьте не менее 10 логических выражений для поиска данных в базе данных. Выполните поиск данных с помощью команды Locate. Выполните стандартный поиск в индексированной базе данных.
23336. Обработка запросов 404 KB
  SELECT SALES.SNUM SALES.SNAME SALES.CITY; FROM SALES; WHERE SALES.
23337. Создание отчётов 434.5 KB
  Задание на лабораторную работу: Определите структуру отчета. Создать и выполнить стандартный отчет. На основе стандартного отчета создать сложный отчет. Запустить отчет.
23338. Проектирование этикеток 124.5 KB
  Задание на лабораторную работу: Определите структуру этикетки: база данных для этикетки; название этикетки; порядок размещения полей в этикетке; порядок размещения этикеток на листе; размер этикеток.
23339. Проектирование экранных форм 371.5 KB
  Выполните конструирование экранной формы. Создайте на экранной форме кнопки: навигации в базе данных; добавления новой записи; закрытия экранной формы. Создайте в экранной форме поле редактирования поле для ввода со списком селекторные кнопки или контрольные индикаторы. Сохраните среду созданной экранной формы.
23340. Создание макросов 107.5 KB
  Задание на лабораторную работу: Изучите правила записи макросов на примерах стандартных макрокоманд F2–F9. Создайте свои макрокоманды для выполнения следующих работ: открыть нужные базы данных; удалить базы данных; установить отношения между базами данных; модифицировать отчет; выполнить запрос; Сохраните созданный набор макрокоманд в файле . Отчет по лабораторной работе: Диалоговое окно макрокоманд: Определение клавиши макрокоманды автоматизированное формирование: Определение клавиши макрокоманды запись вручную: Открыть таблицу...