87809

Социальные отношения

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Семья -– социальная группа члены которой связаны брачными или родственными отношениями а также отношениями по взятию детей на воспитание общностью быта взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве...

Русский

2015-04-23

43.3 KB

0 чел.

15

Дисциплина

"СОЦИОЛОГИЯ"

Тема № 5. Социальные отношения

  1.  Семья как социальная основа общества
  2.  Личность как субъект общественных отношений
  3.  Социальная мобильность, социальное поведение

( 1 ) Семья как социальная основа общества

 

Семья – социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения

Функции семьи:

1. Репродуктивная (воспроизводство населения)

2. Функция социализации

3. Релаксационная (эмоциональное удовлетворение)

4. Защитная (первичный социальный контроль)

5. Сексуальная (регулирование сексуальных отношений)

Стадии жизненного цикла семьи – определяются стадиями родительства

- вступление в брак (предродительство) – период от заключения брака до рождения первого ребенка

- репродуктивное родительство – период между рождением первого и последнего детей

- социализационное родительство («пустое гнездо») – период после вступления в брак и выделения из семьи последнего ребенка

- прародительство – период от рождения первого внука до смерти одного из супругов

Экзогамия – запрет брачных отношений между членами родственного или локального (например, община) коллектива → браки вне своей группы

Основа экзогамии – табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими родственниками

  1.  Исключение – браки между братом – сестрой в странах Древнего Востока
  2.  + у древних евреев – мужчина был обязан жениться на вдове своего брата
  3.  + браки между представителями царствующих династий в Европе

Эндогамия – заключение брачных связей внутри определенных общественных групп

→ браки между представителями своего класса + группы + вероисповедания (напр., Индия)

Типы семейной структуры:

1)Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной  

Полигамия – многобрачие → Имеет 2 формы – Полигиния + Полиандрия

- Полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами

-  Полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (напр., племена Африки + Индии + чукчи в Сибири)

2) – Патрилинеальная семья – наследование по отцу

– Матрилинеальная семья – наследование по матери (напр., у евреев)

3) – Патриархальная семья – глава семьи – отец

– Матриархальная семья – глава семьи – мать

– Эгалитарная семья – семья, основанная на равенстве супругов

Авторитарная семья – базируется на господстве (экономическом, психологическом и т.п.) одного из партнёров

4) – Гомогенная семья – супруги – представители одной соц. среды

– Гетерогенная семья – супруги – представители разных соц. групп

5) – Малодетная семья – 1-2 ребенка

– Среднедетная семья – 3-4 ребенка

– Многодетная семья – 5 и более детей

6) Однополая семья

7) Нуклеарная семья – семья из двух поколений (родители и их дети)

- Расширенная семья – семья из нескольких поколений

8) Патрилокальная семья – молодожены поселяются в семье мужа

- Матрилокальная семья – молодожены поселяются в семье жены

- Неолокальная семья – молодожены живут независимо от родителей

9) Полная семья

- Неполная (монородительская) семья

Различные типы семейных ролей:

- супружеские семейные роли – жена/муж

- родительские семейные роли – мать/отец

- детские семейные роли – сын/дочь, брат/сестра

- межпоколенные и внутрипоколенные семейные роли – бабушка/дедушка, старший/младший

Ролевая дифференциация – принятие решений в семье, а также связанная с этим проблема распределения власти между членами семейной группы

Принципы ролевой дифференциации:

1. Распределение работ по дому: по принципу пола + нейтральное

2. Принятие решений по семейным вопросам:

- авторитарное + демократическое

3. Распределение власти:  иерархическое + сбалансированное ролевое

4. Координация ролей:

- специализированная (однозначно выполняемые роли)

- совместное выполнение хозяйственно-бытовой роли

  1.  В России – распадается каждый третий + в больших городах – каждый второй брак) → После развода – только ≈ 40 % мужчин + ≈ 30 % женщин вступают в повторные браки

3 варианта семейного воспитания:

  1.  Детоцентристское – позиция всепрощения по отношению к детям
  2.  Профессионалистское – своеобразный отказ родителей от воспитания детей в пользу профессионального воспитания детей в детских садах, школах
  3.  Прагматическое – выработка у детей ориентации на получение материальной выгоды

( 2 ) Личность как субъект общественных отношений

Человек – общее понятие, обозначающее представителя человеческого рода (т. н. Homo sapiens)

Индивид – отдельный конкретный человек, наделенный своей индивидуальностью

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих отдельного человека, которая может носить наследственный или случайный характер

Личность – человек как носитель определенных, неповторимых черт, сформированных в результате процесса воспитания и самовоспитания

Атрибуты личности – Воля + Свобода + Разум + Чувства

Структура  личности (предложил австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд в начале ХХ в.):

1. Подсознание («Оно») – подсознательные или бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей

2. Сознание («Я») – сознание личности, управляющее ее контактами с внешним миром

3. Сверхсознание («Сверх-Я») – внутренние, освоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, стереотипы поведения и т.д., которые диктует индивиду общество

Сверхсознание личности формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания и проявляется в виде совести (абсолютные нравственные законы)

Комплекс устойчивых компонентов личности:

- Темперамент (лат. «умеренный») – совокупность индивидуальных психических особенностей личности (напр., степень общей активности, эмоциональность…)

Темперамент – основа характера человека

Древнегреческий врач Гиппократ (VIV вв. до н.э.) выделил 4 основных типа темперамента:

  1.  Холерик (греч. «желчь») – «горячий», импульсивный характер
  2.  Сангвиник (лат. «кровь») – подвижный, веселый характер
  3.  Флегматик (греч. «мокрота») – спокойный, медлительный характер
  4.  Меланхолик (греч. «черная желчь») – грустный, боязливый характер

- Характер (греч. «признак, черта») – типичное для человека поведение

По уровню проявления черт характера характеры делятся на – средние («нормальные») + выраженные («акцентуированные») + выходящие за рамки нормы («психопатии»)

- Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности

Одарённость – это сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности

Талант – присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта

Гениальность – предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности, традиционно выражаемая в новых и уникальных творениях

- Мотивация (лат. «движение») – 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности

Виды мотивации:

Внешняя мотивация (экстринсивная) – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами

Внутренняя мотивация (интринсивная) – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности

Положительная мотивация – основанная на положительных стимулах

Отрицательная мотивация – основанная на отрицательных стимулах

  1.  Положительная + отрицательная мотивация – два основных типа мотивации – «метод кнута и пряника»

Устойчивая мотивация – основанная на нуждах человека, не требует дополнительного подкрепления

Неустойчивая мотивация 

Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни

Четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека:

1. Мегафакторы – космос, планета, мир – в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли

2. Макрофакторы – общество, государство – влияют на социализацию всех живущих в определенных странах

3. Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: - по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, город, село)

- по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ (радио, телевидения и др.)

- по принадлежности к тем или иным субкультурам

4. Микрофакторы – непосредственно влияют на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья, соседи, группы сверстников, воспитательные организации, различные организации и т.п.

Агенты социализации – люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, муж/жена, друзья, коллеги)

2 уровня социализации:

1) Уровень первичной социализации – в сфере межличностных отношений в малых группах

Первичные агенты социализации – ближайшее окружение человека: родители, родственники, друзья и т. д.

2) Уровень вторичной социализации –  на уровне больших социальных групп и институтов

Вторичные агенты социализации – формальные (официальные) организации: школа, армия и т. д.

Десоциализация – утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов

Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения = повторная социализация (напр., эмиграция)

Психологические механизмы социализации:

  1.  Имитация – осознанная попытка копировать определенную модель поведения

В качестве образцов для подражания – родители, друзья и т.д.

  1.   Идентификация – способ осознания принадлежности к той или иной общности

Имитация + идентификация – позитивные механизмы социализации

Цель – усвоение определенного типа поведения

  1.  Чувство стыда и вины – 1. Стыд – в основе – восприятие поступков человека другими людьми; 2. Вина – в основе – самооценка человеком своих поступков

Стыд и вина – негативный механизм социализации

Цель – подавление или запрещение некоторых образцов поведения

( 3 ) Социальная мобильность, социальное поведение

Социальная мобильность – перемещение людей или социальных групп  от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой

Факторы социальной мобильности – социальный статус родителей + образование + уровень профессиональной подготовки

Важнейший фактор социальной мобильностиобразование 

Виды социальной мобильности:

  1.  – внутрипоколенная – изменение социальной позиции индивида на протяжении его жизни

– межпоколенная – перемещение детей на более высокую/низкую социальную позицию по сравнению с родителями

  1.  индивидуальная + групповая  
  2.  добровольная + вынужденная  
  3.  – горизонтальная мобильность – передвижение на одном социальном уровне

– вертикальная мобильность: 1. восходящая мобильность (социальное восхождение); 2. нисходящая мобильность (социальное падение)

Каналы («лифты») социальной мобильности – экономика + политика + армия + церковь + наука + брак

Нормативное регулирование – регулирование поведения индивида при помощи определенных норм (естественные, технические, социальные)

Социальные нормы (лат. «правило, образец») – общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей

Классификация социальных норм:

  1.  Нормы морали
  2.  Нормы обычаев (социальные нормы)
  3.  Религиозные нормы
  4.  Правовые нормы
  5.  Корпоративные нормы

Нормы морали – представления людей (о добре / зле, о справедливости / несправедливости…) → правила поведения

Реализация норм морали – на основе общественного мнения + внутреннего убеждения человека

Нормы обычаев (социальные нормы) – правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения:

- Традиция (лат. «передавать») – установившийся стабильный порядок поведения людей в повседневной жизни

Напр., традиция отмечать Новый Год + традиция поздравлять с Днем Рождения

- Обычай – устойчивые образцы, общепринятые и практически значимые нормы социального поведения, характерные для данного общества (социальной общности). Обычай – это конкретизация традиции

Напр., обычай дарить подарки на День рождения

- Ритуал (обряд) – совокупность регулярно совершаемых действий  символического характера и их установленный порядок

Более строгая форма поведения, чем обычай

Мнение – 1. Ритуал – правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения; 2. Обряд – правило поведения, заключающееся в выполнении некоторых символических действий идеологического (воспитательного) характера

Первый вид социальных норм – ритуал (с эпохи первобытного общества) → выделение из ритуалов обрядов → обычаи

Реализация норм обычаев – на основе привычки

Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах или установленные церковью

Реализация религиозных норм – на основе внутреннего убеждения человека + благодаря деятельности церкви

Правовые нормы – правила поведения, установленные или санкционированные государством

Реализация правовых норм – на основе авторитета и принудительной силы государства

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные организациями

Общие черты социальных норм:

  1.  Общий характер правил поведения (для неопределенного круга лиц)
  2.  Процедурность – детально регламентированный порядок (процедура) реализации
  3.  Санкционированность – каждый вид социальных норм имеет определенный механизм реализации

Способ реализации социальных норм – внутреннее убеждение людей + социальные санкции – реакция общества (социальной группы) на поведение индивида в общественно значимой ситуации, выражаемая в виде социального поощрения или социального наказания

Виды социальных санкций:

1. позитивные (поощрительные) + негативные (наказывающие)

2. формальные (официальные) + неформальные (неофициальные)

Виды социального поведения:

- Конформистское поведение – соответствующее нормам

- Девиантное (отклоняющееся) поведение – не соответствует требованиям сложившихся в данном обществе социальных норм и стереотипов, но не является преступлением

Позитивная девиация – отклоняющееся поведение, в то же время не вызывающее осуждения

Напр., самопожертвование + героизм

Негативная девиация – отклоняющееся поведение, вызывающее у большинства людей неодобрение или осуждение

Напр., неуважение к пожилым людям + алкоголизм + самоубийство

1. Деструктивный тип девиации – отклонения, причиняющие вред самой личности (напр., алкоголизм, самоубийство и т.д.)

2. Асоциальный тип девиации – поведение, наносящее вред другим людям (напр., нарушение правил поведения в общественных местах)     

  1.  В обществе общее количество лиц, склонных к девиантному поведению ≈ 10-15 % населения

Девиантное поведение – может способствовать эффективному функционированию общества

  1.  Девиантное поведение способно усиливать подчинение нормам

Напр., объявление некоторых людей нарушителями нормы подчинение остальных + опасение с их стороны оказаться на месте нарушителей

  1.  Привлечение внимания к нарушителям нормы → усиление групповой солидарности («они плохие – мы хорошие»)
  2.  Девиантное поведение – показатель необходимости социальных изменений

Напр., высокий уровень алкоголизма → необходимость социальных изменений

2 фактора, которые влияют на усвоение образцов поведения в наибольшей степени:

1.        Чем чаще человек сталкивается с девиациями, тем больше он к ним склоняется

2.        Чем моложе человек, тем больше соблазн девиантного поведения

- Деликвентное (преступное) поведение

Напр., наркомания (по закону преступное деяние) + кража + убийство

  1.  Большинство людей ведет себя в соответствии с законами – но их нельзя считать абсолютно законопослушными

Напр., г. Нью-Йорк (США) – 99 % респондентов (опрошенных) признались, что совершили один и более незаконных поступков

Социальный конфликт – особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями

Основные теории конфликтологии:

1) Теория Герберта Спенсера (органическая школа)

Конфликт – проявление процесса естественного отбора

→ Причина конфликта – физическое + социальное неравенство

2) Марксистская школа

Причина – социальная структура общества

3) Теория Георга Зиммеля

Причина – биологическая природа человека + соц. структура общества

4) Современные западные школы

Причина – социально – психологические факторы: соц. неравенство → психологическая неудовлетворенность → соц. конфликты

Типы социальных конфликтов:

1. По участникам конфликтов:

- внутриличностные конфликты (напр., выбор между воровством – честной бедностью)

- межличностные конфликты

- между личностью и обществом

- между социальными группами

- межгосударственные конфликты

2. По сферам конфликтов:

- экономические + политические + идеологические + межнациональные + религиозные + бытовые и т.д.

3. По характеру конфликтов:

- подлинные (из-за действительно существующей несовместимости интересов)

- случайные (напр., по недоразумению + отсутствию информации)

- мнимые (надуманные + специально созданные)

Участники конфликта:

1. Оппоненты – противоборствующие стороны

2. Подстрекатели – подталкивающие к конфликту

3. Пособники – содействующие развитию конфликта

4. Свидетели – наблюдающие со стороны

5. Посредники – пытающиеся предотвратить или разрешить конфликт

Ранг – сила оппонента в конфликте, обусловленная его социальным статусом, имеющимися в распоряжении ресурсами и властью

Виды социальных конфликтов:

1) По источнику возникновения: объективные + субъективные + ложные

2) По форме: внутренние + внешние

3) По характеру развития: преднамеренные + спонтанные

4) По объему: глобальные + локальные + региональные + групповые +     личные

5) По длительности: долгосрочные + краткосрочные + разовые + затяжные + повторяющиеся

6) По используемым средствам: насильственные + ненасильственные

7) По влиянию на ход развития общества: прогрессивные + регрессивные

8) По сферам общественной жизни: экономические (производственные) + политические + этнические (национальные) + семейно – бытовые     

Стадии социального конфликта:

  1.  Предконфликтная ситуация

Предконфликтная стадия – период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать

  1.  Непосредственно конфликт
  2.  Разрешение конфликта
  3.  Послеконфликтная стадия

Разрешение социального конфликта – возможно лишь при изменении конфликтной ситуации + путем изменения требований одной из сторон: (соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте)

Социальная напряженность – особое состояние массового сознания, вызванное обострением социальных противоречий

Инцидент (повод) – событие или обстоятельство, в результате которого латентные (скрытые) противоречия между сторонами переходят в стадию открытого противостояния

Провокация конфликта – ситуация, которую легко объяснить как проявление враждебности со стороны оппонента

Эскалация конфликта – разрастание конфликта

Разрешение конфликта – решение участников конфликта о прекращении противоборства

Консенсус – согласие большинства сторон

Модель процесса управления конфликтом

  1.  Ситуация
  2.  Конфликт
  3.  Анализ конфликта
  4.  Выработка решения по разрешению конфликта = Уход от конфликта
  5.  Реализация решений
  6.  Исход конфликта
  7.  Анализ итогов конфликта

Роль конфликта – позитивная + негативная


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4687. Державні цільові фонди 54.5 KB
  Державні цільові фонди Необхідність державних цільових фондів та правові основи їх утворення. Пенсійний фонд України, його функції, формування та використання. Фонд соціального страхування України, його функції, формування та викор...
4688. Загальна фізика. Механіка, молекулярна фізика і термодинаміка, електрика 3.84 MB
  Вступ Фізика є основною наукою про природу. Вона вивчає найбільш загальні властивості і форми руху матерії. Одним із видів руху є механічний рух, під яким розуміють зміну положення тіла в просторі з часом. Механіка Галілея-Ньютона вивчає рух макроск...
4689. Физиология микроорганизмов. Химический состав микробов 530 KB
  Физиология микроорганизмов Микроорганизмам, как и всем живым существам, присущи процессы питания, дыхания, роста и размножения. Однако эти процессы у микробов характеризуются своеобразием и рядом особенностей. Микробы занимают особое место среди дру...
4690. Гюстав Флобер (1821-1880) 118.5 KB
  Гюстав Флобер (1821-1880) Біографія. Флобер народився в Руані (Нормандія) 12 грудня 1821 р. в родині лікаря. Дитинство майбутнього письменника минуло, як він сам згадував, поряд з кімнатою, де робились операції. Цей сумний досвід ...
4691. Соціальна психологія. Конспект лекцій 603 KB
  Лекція 1. Загальна характеристика соціальної психології як галузі психологічних знань 1.1 Предмет соціальної психології 1.2 Місце соціальної психології серед інших наук та структура соціальної психології 1.3 Історія розвитку соціальної психології 1....
4692. Социально психологическая генетика. Методы психогенетики и их разрешающая способность 247 KB
  Методы психогенетики и их разрешающая способность Популяционный метод. Примеры популяционных исследований психологических признаков. Генеалогический метод. Основная схема метода, построение родословных. Проблема проведения различий между генетически...
4693. Медицинская генетика. Учебник 174 KB
  Введение Клиническая генетика одна из фундаментальных наук в современной медицине, без знания которой любой врач, независимо от его специальности, не может обойтись. Знание генетики напрямую связано со здоровьем не только нас самих, но и здоровьем н...
4694. Полевая практика по популяционной генетике 6.47 MB
  Изучение закономерностей модификационной изменчивости. Изучение мутационной изменчивости. Цитоплазматическое наследование. Закон гомологических рядов. Центры происхождения растений. Изучение изменчивости седых пятен у клевера. Изучение...
4695. Скарби України. Сценарій уроку 62 KB
  Скарби України. Сформувати уявлення про національну культуру українського народу, познайомити з архітектурними пам’ятками нашої країнирозвивати допитливість виховувати інтерес до історії і культури рідного краю викликати бажання вивчати...