87810

Общество как система

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения Общество – универсальный способ организации социальных связей...

Русский

2015-04-23

43.95 KB

0 чел.

14

Дисциплина

"СОЦИОЛОГИЯ"

Тема № 2. Общество как система

  1.  Общество как социальная система
  2.  Культура как часть общественной жизни

( 1 ) Общество как социальная система

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Общество – универсальный способ организации социальных связей, взаимодействий и отношений людей

  1.  Общество – наиболее крупное объединение людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой
  2.  Страна – обособленная территория независимого проживания данного общества со своими границами и общественным устройством
  3.  Государство – политическая организация данного общества (страны) с определенным режимом власти и органами управления

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое

Социальная модернизация – 1. изменение общества в соответствии с требованиями современности; 2. процесс перехода от традиционного общества к современному обществу

2 вида модернизации:

  1.  Первичная модернизация – последняя треть XVIII – первая половина XIX в. – период «промышленной революции» – естественный переход от традиционного к индустриальному обществу
  2.  Вторичная модернизация – со второй половины XIX в. – по настоящее время – «принудительный» переход «сверху» к индустриальному обществу при использовании опыта и помощи стран, прошедших модернизацию

Напр., использование инвестиций + специалистов + технологий

Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций

2 направления развития общества (социальное развитие) – социальный прогресс + социальный регресс

Социальный прогресс – поступательное развитие общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным

Социальный регресс – движение общества по нисходящей линии от более развитых социальных систем к менее развитым

2 формы общественного (социального) развития:

1. Революция (лат. «катастрофа») – радикальное, насильственное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы социального строя

2. Реформа – преобразование, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры

Реформы – эволюционный путь развития – постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом

Возможен регрессивный характер реформ

Этапы развития общества – по спирали:

1.Усиление центральной власти и государства

2. Кризис власти

3. Упадок власти → ослабление государства

4. Социальная катастрофа (внутриполитическая нестабильность, внешняя угроза)

Типология обществ:

1) Дописьменные + письменные

2) Первобытное общество + рабовладельческое + феодальное + капиталистическое + коммунистическое

3) Общества первобытных охотников и собирателей

- Традиционные (аграрные) общества = отсталые (основа – с/х)

- Индустриальные общества (основа – промышленное производство)

- Постиндустриальные общества (основа – сфера услуг + информационные технологии + наука)

4) Демократическое общество + Авторитарное + Тоталитарное

Теория культурно-исторических типов – цивилизаций

Цивилизация – сообщество людей, имеющих общие основы ментальности (мировоззрения), общие основополагающие духовные ценности, а также устойчивые особенности социально-политической организации, экономики, культуры

Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества (человечества)

2 направления теорий возникновения и развития цивилизаций:

- теории стадиального развития мировой цивилизации

- теории локальных цивилизаций

Стадиальные теории: цивилизация – единый процесс прогрессивного развития человеческого общества, в котором выделяются определенные стадии (этапы)

3 основные стадии развития общества (цивилизации):

Доиндустриальное (аграрное) общество → Индустриальное общество → Информационное общество

Состоят из 7 циклов – цивилизаций:

  1.  неолитическая – 7 – 4 тыс. до н.э.
  2.  раннеклассовая (восточно-рабовладельческая) – 3 – 1 тыс. до н.э.
  3.  античная – VI в. до н.э. – VI в. н.э.
  4.  средневековая – VII – XIII вв.
  5.  предындустриальная – XIV – XVIII вв.
  6.  индустриальная – 60-90-е годы XVIII в. – 60-70-е годы XX в.
  7.  постиндустриальная (информационная) – 80-е годы XX в. – XXI в.

Виды цивилизаций:

1. Космогенная цивилизация – до XVIIXVIII вв.

Зависимость человека и общества от условий окружающей среды (космоса)

2. Техногенная (индустриальная) цивилизацияXVIII в. – 60-70-е гг. ХХ в.

3. Антропогенная цивилизация (информационное общество) – с 80-х гг. ХХ в.

Основа – информационные технологии

Теории локальных цивилизаций: цивилизация – большая исторически сложившаяся общность людей, которая занимает определенную территорию и имеет свои особенности развития (арабская, индийская, китайская и др.)

Напр., О. Шпенглер – 8 цивилизаций: вавилонская + египетская +  античная + индийская + китайская + арабская + народа майя + западная

С. Хантингтон – 8 цивилизаций: индуистская + конфуцианская +  японская + исламская + западная + славяно-православная + латиноамериканская + африканская

А. Тойнби – в настоящее время 5 цивилизаций: китайская + индийская + исламская + западная + русская

Три типа развития цивилизации:

I. Непрогрессивные формы существования (природные сообщества) –аборигены, племена Африки, малые народы Севера

Максимальная близость к природе. Языческие верования

II. Тип циклического развития (восточный тип) – Древний Египет, Индия, Китай

Взаимосвязь с природой («речные» цивилизации)

Т.к. государства возникали в долинах рек → ирригационное земледелие (искусственные каналы, дамбы) → коллективный труд → необходима сильная центральная власть → деспотия (греч. «неограниченная власть»)

Правитель – неограниченные полномочия

Методы реализации власти – принуждение + обожествление правителя   

Иерархическая структура общества (принцип старшинства):

1) Рабы, зависимые люди

Рабы – военнопленные, преступники, должники

2) Крестьяне, ремесленники – основная масса населения

3) Чиновники, армия

4) Жрецы (священнослужители)

5) Правитель – наместник Бога на земле

Низкая социальная мобильность – один соц. статус с рождения до смерти (напр. – Индия)

Принципы коллективизма: на 1-ом месте – интересы коллектива, общества, государства

Соблюдение традиций → Стабильность → Культ предков, почитание старших

Цель жизни – постижение высшего смысла → большое значение религии

III. Тип прогрессивного развития (западный тип) – Древняя Греция и Рим, Европа, США

Используется опыт других народов и культур (напр. – восточная медицина, искусство)

Единая духовная основа – христианство    

Идея непрерывного развития, движения в будущее → нестабильность

Борьба за права человека → стремление к демократии (греч. «власть народа»)

Частная собственность → Рыночная экономика

Большинство современных стран – капиталистический способ производства

Капитализм – система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве, наемном труде и свободе предпринимательской деятельности

  1.  Капитализм – с XVI в. в Европе

Типы капитализма:

  1.  Начальный капитализм – первоначальное накопление капитала и развитие рыночной экономики + перераспределение собственности + резкое расслоение общества + очень высокий уровень преступности
  2.  Бюрократический капитализм – власть в руках бюрократии + высокий уровень коррупции и преступности + низкий уровень жизни большинства населения на фоне процветания бюрократии и крупного бизнеса
  3.  Олигархический капитализм – экономическая и политическая власть в обществе в руках олигархии + высокий уровень преступности + низкий уровень жизни большинства населения
  4.  Демократический капитализм – гарантия демократических прав и свобод личности + разноукладная социально-рыночная экономика + мощный средний класс

Олигархия (греч. «власть немногих») – форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу

  1.  Впервые термин «олигархия» – Древняя Греция (Платон + Аристотель)
  2.  «Железный закон олигархии» (1911 г.) – демократия в принципе невозможна в больших сообществах, а любой режим неизбежно вырождается в олигархию

( 2 ) Культура как часть общественной жизни

Культура (лат. «возделывание») – система созданных в обществе материальных и духовных ценностей

Элементы культуры – нормы + ценности + символы и знаки + артефакты (материальные произведения)

1. Нормы (лат. «правило, образец») – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие жизнедеятельность людей, общества в целом

→ «следует» + «должны» делать + «не следует»

Нормы – нравственность + мораль + законы

Нравственность – внутренняя установка человека действовать на основании представлений о добре и зле

  1.  «Золотое правило» нравственности – «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки)

Мораль – правила поведения, установленные в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей

Основные социальные функции морали:

- регуляторная

- ценностно-ориентационная

- социализирующая,

- функция личностного самоопределения

2 уровня проявления морали – общественный уровень + личный уровень

Законы (право) – 1. правила, формально закрепленные в государстве; 2. система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства

Различия между моралью и правом:

Право

Мораль

Вырабатывается государством

Вырабатывается обществом

Закреплено в государственных актах

Закреплено в общественном мнении

За нарушение нормы права – предполагаются санкции государства

За нарушение нормы морали – общественное осуждение и критика

Реализация норм права – через законы

Реализация норм морали – на основе привычки, внутренних побуждений, общественного мнения

Нормы права – регуляция отношений с точки зрения законности + правомерности

Нормы морали – регуляция отношений с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости

Нормы права – большая конкретность формулировок

Нормы морали – регуляция более широкой сферы отношений, чем нормы права (напр., отношения дружбы)

Нормы – 1. Формальные – специально установленные правила поведения (напр., правовые нормы) + 2. Неформальные – естественно сложившиеся образцы поведения (напр., обычаи + этикет)

2. Ценности – 1. общепризнанные и наиболее значимые идеалы и цели людей в данном обществе; 2. набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни

Носителями ценностей являются группы людей (напр., ценности среднего класса) → ценностные ориентации – каждый человек

Напр., здоровье + образование + частная собственность

2 вида ценностей:

  1.  ценности, относящиеся к целям жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.

Напр. – свобода + равенство + уважение

  1.  ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей

Напр. – доброжелательность + ответственность + честность

3. Символ (знак) – материальный или идеальный объект, представляющий какое-либо понятие, действие или предмет

3 типа символов:

- «символ – знак» (напр., одежда + аксессуары) – коммуникативно-идентификационная функция

- «собственно символ» (напр., флаг + герб) – интеграционная функция

- «сверхсимвол» (напр., традиции + обряды) – регулятивная функция

Культурные универсалии – 1. общие элементы культуры, типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые присутствуют у всех народов и стран; 2. общие (универсальные) черты в культуре человечества

Напр., детство + имущество + одежда + родственные связи + семья

  1.  Напр., Семья – во всех культурах

→ моногамия (один супруг) + полиандрия (несколько мужей) + полигамия (несколько жен)

Культуры – уникальны → проблема взаимоотношения культур

Этноцентризм – 1. восприятие культуры других народов по культурным стандартам своей этнической общности; 2. убежденность в превосходстве собственной социальной группы (расы, народа, класса)

Условная идея этноцентризма – «Мы несем миру цивилизацию»

Напр., китайцы до ХХ в. – пренебрежительное отношение к другим народам (не такие, как мы) + современные американцы

Культурный релятивизм – восприятие другого народа с точки зрения его собственной культуры

Напр., у некоторых племен – стариков оставляли умирать в специально отведенном месте → с точки зрения этих племен это гуманно для самих стариков

Основа культурного релятивизма – провозглашение самобытности культуры

→ Идея – социальное взаимодействие представителей различных культур затруднено из-за культурных различий

Условная идея культурного релятивизма – «Никто не должен никого учить»

→ Крайнее проявление культурного релятивизма – полное игнорирование других культур → негативное отношение к другим социальным (культурным) группам или обществам

Культурная интеграция – сближение культур при сохранении собственной самобытности

Условная идея культурной интеграции – «Важно брать все хорошее повсюду»

  1.  Напр. – четкость в работе + обязательность – особенность немцев; трудолюбие – особенность японцев; уважение к предкам – особенность конфуцианской культуры (страны Востока)

Синкретизм – слияние или смешивание со сходным элементом в другой культуре

Напр., до принятия христианства у многих европейских народов обряды, посвященные середине зимы → празднование Рождества

Типология культуры:

  1.  Материальная культура (артефакты – вещи, созданные человеком, материальные произведения) + духовная культура
  2.  Мировая культура + национальная культура + культура социальных общностей (напр., городская + молодежная + профессиональная…) + народная культура
  3.  Культура традиционного + индустриального + постиндустриального (информационного) общества
  4.  Прогрессивная культура + реакционная культура (ведет к упадку + безнравственности)

3 уровня культуры:

- Элитарная культура  

Особенность – ориентация на избранный круг людей + трудность для понимания неподготовленного человека

Формула элитарной культуры — «искусство для искусства»

Как правило, элитарная культура носит экспериментальный (авангардный) характер → восприятие широкими слоями населения спустя годы (напр., мнение специалистов – через 50 лет)

Напр. – высокое искусство + серьезная литература

  1.  В средние века в Европе – рыцарская культура + дворянская культура

- Народная культура – историческое наследие, передающееся из поколения в поколение

Особенность – ориентация на широкий круг людей

Напр. – мифы + сказки + народная медицина

- Массовая культура – утвердилась в середине XX в. (благодаря СМИ)

Особенность – общедоступность + стандартизованность формы и содержания + ориентация на молодежь + меньшая художественная ценность (по сравнению с элитарной или народной культурой) + авторский характер

Напр. – современная музыка + цирк

  1.  Андеграунд (англ. «подполье») – ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре (мэйнстриму)

Типы культуры:

1. Доминирующая культура – культура, распространяющаяся на всех членов данного общества

→ принимается и разделяется всеми членами данного общества

2. Субкультура – 1. система символов, ценностей, норм поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу; 2. часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры

Напр., молодежная субкультура + уголовная субкультура + национальная субкультура + городская субкультура

Основа субкультуры – национальная + демографическая + профессиональная + географическая база и т.д.

  1.  Мнение – субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности

Особенность развития субкультуры:

- замкнутый характер

- стремление к изоляции от массовой культуры

- субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности

Напр. – субкультура байкеры + готы + эмо

  1.  Готы (с конца 1970-х) – культ смерти + мрачный имидж
  2.  Эмо (с начала 2000-х годов) – противостояние несправедливости + особенное, чувственное мироощущение

3. Контркультура – субкультура, противостоящая доминирующей культуре

Особенность развития контркультуры – отрицание ценностей традиционной культуры

Напр. – уголовная культура

4. Этническая культура

Особенность развития этнической культуры – формируется и существует преимущественно на уровне обыденной жизнедеятельности (напр., одежда + пища + язык) + местный (локальный) характер

5. Национальная культура

Особенность развития национальной культуры – включает в свой состав этнические культуры + все области культуры (напр., политическую + правовую + научно-техническую + художественную культуру)

Напр. – американская культура + скандинавская культура + славянская культура

6. Западный и Восточный тип культуры (или «Север» / «Юг»)

Культурная эволюция – непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным

Социальные функции культуры:

  1.  Информационная функция

Культура – т.н. «социальная память» → преемственность поколений (реализуется в форме традиций)

Трансляция информации – не только во временном аспекте (от поколения к поколению) + но и в рамках одного поколения – как процесс обмена опытом между обществами и социальными группами

  1.  В XXI в. – каждые 15 лет происходит удвоение объема информации

2 основные формы трансляции культурного опыта:

- Рефлексивные формы – осознаваемые

Особенность – целенаправленное обучение (приобретение новых знаний и умений) + воспитание (усвоение культурных норм)

- Нерефлексивные формы – неосознаваемые

Особенность – стихийное неосознанное усвоение культурных норм путем прямого подражания окружающим

  1.  Коммуникативная функция – процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем
  2.  Ценностная функция – формирование ценностных ориентаций
  3.   Фукция социализации (образовательно-воспитательная функция)
  4.  Важнейший период социализации – детство → примерно на 70 % формируется человеческая личность
  5.  Интегративная и дезинтегративная функция – объединение людей → противопоставление другим культурам → дезинтеграция
  6.  Регулирующая функция – поведение человека в обществе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62936. Historical sites and museums 16.54 KB
  Which historical sites and museums do the leaflets recommend people to visit? What can visitors get acquainted with in these places?
62943. Занятия и быт древних славян 83.55 KB
  Свои поселения славяне никак не укрепляли и жили в постройках слегка углубленных в почву или в наземных домах стены и крыша которых держались на столбах врытых в землю. Наиболее характерной особенностью культуры славян той поры был своеобразный погребальный ритуал...
62944. Пародонт. Строение и функции пародонта. Классификация заболеваний пародонта 4.03 MB
  Пародонтальные индексы. Оценка состояния тканей пародонта с применением пародонтальных индексов CPITN, PMA и др. В настоящее время во всем мире одной из наиболее актуальных и сложных проблем в стоматологии являются болезни тканей пародонта.