87810

Общество как система

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения Общество – универсальный способ организации социальных связей...

Русский

2015-04-23

43.95 KB

0 чел.

14

Дисциплина

"СОЦИОЛОГИЯ"

Тема № 2. Общество как система

  1.  Общество как социальная система
  2.  Культура как часть общественной жизни

( 1 ) Общество как социальная система

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Общество – универсальный способ организации социальных связей, взаимодействий и отношений людей

  1.  Общество – наиболее крупное объединение людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой
  2.  Страна – обособленная территория независимого проживания данного общества со своими границами и общественным устройством
  3.  Государство – политическая организация данного общества (страны) с определенным режимом власти и органами управления

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое

Социальная модернизация – 1. изменение общества в соответствии с требованиями современности; 2. процесс перехода от традиционного общества к современному обществу

2 вида модернизации:

  1.  Первичная модернизация – последняя треть XVIII – первая половина XIX в. – период «промышленной революции» – естественный переход от традиционного к индустриальному обществу
  2.  Вторичная модернизация – со второй половины XIX в. – по настоящее время – «принудительный» переход «сверху» к индустриальному обществу при использовании опыта и помощи стран, прошедших модернизацию

Напр., использование инвестиций + специалистов + технологий

Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций

2 направления развития общества (социальное развитие) – социальный прогресс + социальный регресс

Социальный прогресс – поступательное развитие общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным

Социальный регресс – движение общества по нисходящей линии от более развитых социальных систем к менее развитым

2 формы общественного (социального) развития:

1. Революция (лат. «катастрофа») – радикальное, насильственное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы социального строя

2. Реформа – преобразование, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры

Реформы – эволюционный путь развития – постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом

Возможен регрессивный характер реформ

Этапы развития общества – по спирали:

1.Усиление центральной власти и государства

2. Кризис власти

3. Упадок власти → ослабление государства

4. Социальная катастрофа (внутриполитическая нестабильность, внешняя угроза)

Типология обществ:

1) Дописьменные + письменные

2) Первобытное общество + рабовладельческое + феодальное + капиталистическое + коммунистическое

3) Общества первобытных охотников и собирателей

- Традиционные (аграрные) общества = отсталые (основа – с/х)

- Индустриальные общества (основа – промышленное производство)

- Постиндустриальные общества (основа – сфера услуг + информационные технологии + наука)

4) Демократическое общество + Авторитарное + Тоталитарное

Теория культурно-исторических типов – цивилизаций

Цивилизация – сообщество людей, имеющих общие основы ментальности (мировоззрения), общие основополагающие духовные ценности, а также устойчивые особенности социально-политической организации, экономики, культуры

Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества (человечества)

2 направления теорий возникновения и развития цивилизаций:

- теории стадиального развития мировой цивилизации

- теории локальных цивилизаций

Стадиальные теории: цивилизация – единый процесс прогрессивного развития человеческого общества, в котором выделяются определенные стадии (этапы)

3 основные стадии развития общества (цивилизации):

Доиндустриальное (аграрное) общество → Индустриальное общество → Информационное общество

Состоят из 7 циклов – цивилизаций:

  1.  неолитическая – 7 – 4 тыс. до н.э.
  2.  раннеклассовая (восточно-рабовладельческая) – 3 – 1 тыс. до н.э.
  3.  античная – VI в. до н.э. – VI в. н.э.
  4.  средневековая – VII – XIII вв.
  5.  предындустриальная – XIV – XVIII вв.
  6.  индустриальная – 60-90-е годы XVIII в. – 60-70-е годы XX в.
  7.  постиндустриальная (информационная) – 80-е годы XX в. – XXI в.

Виды цивилизаций:

1. Космогенная цивилизация – до XVIIXVIII вв.

Зависимость человека и общества от условий окружающей среды (космоса)

2. Техногенная (индустриальная) цивилизацияXVIII в. – 60-70-е гг. ХХ в.

3. Антропогенная цивилизация (информационное общество) – с 80-х гг. ХХ в.

Основа – информационные технологии

Теории локальных цивилизаций: цивилизация – большая исторически сложившаяся общность людей, которая занимает определенную территорию и имеет свои особенности развития (арабская, индийская, китайская и др.)

Напр., О. Шпенглер – 8 цивилизаций: вавилонская + египетская +  античная + индийская + китайская + арабская + народа майя + западная

С. Хантингтон – 8 цивилизаций: индуистская + конфуцианская +  японская + исламская + западная + славяно-православная + латиноамериканская + африканская

А. Тойнби – в настоящее время 5 цивилизаций: китайская + индийская + исламская + западная + русская

Три типа развития цивилизации:

I. Непрогрессивные формы существования (природные сообщества) –аборигены, племена Африки, малые народы Севера

Максимальная близость к природе. Языческие верования

II. Тип циклического развития (восточный тип) – Древний Египет, Индия, Китай

Взаимосвязь с природой («речные» цивилизации)

Т.к. государства возникали в долинах рек → ирригационное земледелие (искусственные каналы, дамбы) → коллективный труд → необходима сильная центральная власть → деспотия (греч. «неограниченная власть»)

Правитель – неограниченные полномочия

Методы реализации власти – принуждение + обожествление правителя   

Иерархическая структура общества (принцип старшинства):

1) Рабы, зависимые люди

Рабы – военнопленные, преступники, должники

2) Крестьяне, ремесленники – основная масса населения

3) Чиновники, армия

4) Жрецы (священнослужители)

5) Правитель – наместник Бога на земле

Низкая социальная мобильность – один соц. статус с рождения до смерти (напр. – Индия)

Принципы коллективизма: на 1-ом месте – интересы коллектива, общества, государства

Соблюдение традиций → Стабильность → Культ предков, почитание старших

Цель жизни – постижение высшего смысла → большое значение религии

III. Тип прогрессивного развития (западный тип) – Древняя Греция и Рим, Европа, США

Используется опыт других народов и культур (напр. – восточная медицина, искусство)

Единая духовная основа – христианство    

Идея непрерывного развития, движения в будущее → нестабильность

Борьба за права человека → стремление к демократии (греч. «власть народа»)

Частная собственность → Рыночная экономика

Большинство современных стран – капиталистический способ производства

Капитализм – система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве, наемном труде и свободе предпринимательской деятельности

  1.  Капитализм – с XVI в. в Европе

Типы капитализма:

  1.  Начальный капитализм – первоначальное накопление капитала и развитие рыночной экономики + перераспределение собственности + резкое расслоение общества + очень высокий уровень преступности
  2.  Бюрократический капитализм – власть в руках бюрократии + высокий уровень коррупции и преступности + низкий уровень жизни большинства населения на фоне процветания бюрократии и крупного бизнеса
  3.  Олигархический капитализм – экономическая и политическая власть в обществе в руках олигархии + высокий уровень преступности + низкий уровень жизни большинства населения
  4.  Демократический капитализм – гарантия демократических прав и свобод личности + разноукладная социально-рыночная экономика + мощный средний класс

Олигархия (греч. «власть немногих») – форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу

  1.  Впервые термин «олигархия» – Древняя Греция (Платон + Аристотель)
  2.  «Железный закон олигархии» (1911 г.) – демократия в принципе невозможна в больших сообществах, а любой режим неизбежно вырождается в олигархию

( 2 ) Культура как часть общественной жизни

Культура (лат. «возделывание») – система созданных в обществе материальных и духовных ценностей

Элементы культуры – нормы + ценности + символы и знаки + артефакты (материальные произведения)

1. Нормы (лат. «правило, образец») – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие жизнедеятельность людей, общества в целом

→ «следует» + «должны» делать + «не следует»

Нормы – нравственность + мораль + законы

Нравственность – внутренняя установка человека действовать на основании представлений о добре и зле

  1.  «Золотое правило» нравственности – «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки)

Мораль – правила поведения, установленные в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей

Основные социальные функции морали:

- регуляторная

- ценностно-ориентационная

- социализирующая,

- функция личностного самоопределения

2 уровня проявления морали – общественный уровень + личный уровень

Законы (право) – 1. правила, формально закрепленные в государстве; 2. система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства

Различия между моралью и правом:

Право

Мораль

Вырабатывается государством

Вырабатывается обществом

Закреплено в государственных актах

Закреплено в общественном мнении

За нарушение нормы права – предполагаются санкции государства

За нарушение нормы морали – общественное осуждение и критика

Реализация норм права – через законы

Реализация норм морали – на основе привычки, внутренних побуждений, общественного мнения

Нормы права – регуляция отношений с точки зрения законности + правомерности

Нормы морали – регуляция отношений с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости

Нормы права – большая конкретность формулировок

Нормы морали – регуляция более широкой сферы отношений, чем нормы права (напр., отношения дружбы)

Нормы – 1. Формальные – специально установленные правила поведения (напр., правовые нормы) + 2. Неформальные – естественно сложившиеся образцы поведения (напр., обычаи + этикет)

2. Ценности – 1. общепризнанные и наиболее значимые идеалы и цели людей в данном обществе; 2. набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни

Носителями ценностей являются группы людей (напр., ценности среднего класса) → ценностные ориентации – каждый человек

Напр., здоровье + образование + частная собственность

2 вида ценностей:

  1.  ценности, относящиеся к целям жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.

Напр. – свобода + равенство + уважение

  1.  ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей

Напр. – доброжелательность + ответственность + честность

3. Символ (знак) – материальный или идеальный объект, представляющий какое-либо понятие, действие или предмет

3 типа символов:

- «символ – знак» (напр., одежда + аксессуары) – коммуникативно-идентификационная функция

- «собственно символ» (напр., флаг + герб) – интеграционная функция

- «сверхсимвол» (напр., традиции + обряды) – регулятивная функция

Культурные универсалии – 1. общие элементы культуры, типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые присутствуют у всех народов и стран; 2. общие (универсальные) черты в культуре человечества

Напр., детство + имущество + одежда + родственные связи + семья

  1.  Напр., Семья – во всех культурах

→ моногамия (один супруг) + полиандрия (несколько мужей) + полигамия (несколько жен)

Культуры – уникальны → проблема взаимоотношения культур

Этноцентризм – 1. восприятие культуры других народов по культурным стандартам своей этнической общности; 2. убежденность в превосходстве собственной социальной группы (расы, народа, класса)

Условная идея этноцентризма – «Мы несем миру цивилизацию»

Напр., китайцы до ХХ в. – пренебрежительное отношение к другим народам (не такие, как мы) + современные американцы

Культурный релятивизм – восприятие другого народа с точки зрения его собственной культуры

Напр., у некоторых племен – стариков оставляли умирать в специально отведенном месте → с точки зрения этих племен это гуманно для самих стариков

Основа культурного релятивизма – провозглашение самобытности культуры

→ Идея – социальное взаимодействие представителей различных культур затруднено из-за культурных различий

Условная идея культурного релятивизма – «Никто не должен никого учить»

→ Крайнее проявление культурного релятивизма – полное игнорирование других культур → негативное отношение к другим социальным (культурным) группам или обществам

Культурная интеграция – сближение культур при сохранении собственной самобытности

Условная идея культурной интеграции – «Важно брать все хорошее повсюду»

  1.  Напр. – четкость в работе + обязательность – особенность немцев; трудолюбие – особенность японцев; уважение к предкам – особенность конфуцианской культуры (страны Востока)

Синкретизм – слияние или смешивание со сходным элементом в другой культуре

Напр., до принятия христианства у многих европейских народов обряды, посвященные середине зимы → празднование Рождества

Типология культуры:

  1.  Материальная культура (артефакты – вещи, созданные человеком, материальные произведения) + духовная культура
  2.  Мировая культура + национальная культура + культура социальных общностей (напр., городская + молодежная + профессиональная…) + народная культура
  3.  Культура традиционного + индустриального + постиндустриального (информационного) общества
  4.  Прогрессивная культура + реакционная культура (ведет к упадку + безнравственности)

3 уровня культуры:

- Элитарная культура  

Особенность – ориентация на избранный круг людей + трудность для понимания неподготовленного человека

Формула элитарной культуры — «искусство для искусства»

Как правило, элитарная культура носит экспериментальный (авангардный) характер → восприятие широкими слоями населения спустя годы (напр., мнение специалистов – через 50 лет)

Напр. – высокое искусство + серьезная литература

  1.  В средние века в Европе – рыцарская культура + дворянская культура

- Народная культура – историческое наследие, передающееся из поколения в поколение

Особенность – ориентация на широкий круг людей

Напр. – мифы + сказки + народная медицина

- Массовая культура – утвердилась в середине XX в. (благодаря СМИ)

Особенность – общедоступность + стандартизованность формы и содержания + ориентация на молодежь + меньшая художественная ценность (по сравнению с элитарной или народной культурой) + авторский характер

Напр. – современная музыка + цирк

  1.  Андеграунд (англ. «подполье») – ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре (мэйнстриму)

Типы культуры:

1. Доминирующая культура – культура, распространяющаяся на всех членов данного общества

→ принимается и разделяется всеми членами данного общества

2. Субкультура – 1. система символов, ценностей, норм поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу; 2. часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры

Напр., молодежная субкультура + уголовная субкультура + национальная субкультура + городская субкультура

Основа субкультуры – национальная + демографическая + профессиональная + географическая база и т.д.

  1.  Мнение – субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности

Особенность развития субкультуры:

- замкнутый характер

- стремление к изоляции от массовой культуры

- субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности

Напр. – субкультура байкеры + готы + эмо

  1.  Готы (с конца 1970-х) – культ смерти + мрачный имидж
  2.  Эмо (с начала 2000-х годов) – противостояние несправедливости + особенное, чувственное мироощущение

3. Контркультура – субкультура, противостоящая доминирующей культуре

Особенность развития контркультуры – отрицание ценностей традиционной культуры

Напр. – уголовная культура

4. Этническая культура

Особенность развития этнической культуры – формируется и существует преимущественно на уровне обыденной жизнедеятельности (напр., одежда + пища + язык) + местный (локальный) характер

5. Национальная культура

Особенность развития национальной культуры – включает в свой состав этнические культуры + все области культуры (напр., политическую + правовую + научно-техническую + художественную культуру)

Напр. – американская культура + скандинавская культура + славянская культура

6. Западный и Восточный тип культуры (или «Север» / «Юг»)

Культурная эволюция – непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным

Социальные функции культуры:

  1.  Информационная функция

Культура – т.н. «социальная память» → преемственность поколений (реализуется в форме традиций)

Трансляция информации – не только во временном аспекте (от поколения к поколению) + но и в рамках одного поколения – как процесс обмена опытом между обществами и социальными группами

  1.  В XXI в. – каждые 15 лет происходит удвоение объема информации

2 основные формы трансляции культурного опыта:

- Рефлексивные формы – осознаваемые

Особенность – целенаправленное обучение (приобретение новых знаний и умений) + воспитание (усвоение культурных норм)

- Нерефлексивные формы – неосознаваемые

Особенность – стихийное неосознанное усвоение культурных норм путем прямого подражания окружающим

  1.  Коммуникативная функция – процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем
  2.  Ценностная функция – формирование ценностных ориентаций
  3.   Фукция социализации (образовательно-воспитательная функция)
  4.  Важнейший период социализации – детство → примерно на 70 % формируется человеческая личность
  5.  Интегративная и дезинтегративная функция – объединение людей → противопоставление другим культурам → дезинтеграция
  6.  Регулирующая функция – поведение человека в обществе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19994. Умей сказать – нет! 789.5 KB
  Расширить знания учащихся о влиянии наркотиков на здоровье. Организовать индивидуальную и коллективную мыслительную деятельность, устную коммуникацию и рефлексию. Совершенствовать культуру взаимоотношений в детском коллективе.
19995. Профилактика употребления ПАВ подростками 338.5 KB
  Учащиеся делятся на 6 групп каждая путем жеребьевки получает лист определенного цветасогласно которому она будет выступать и задание: оценить степень своей осведомленности о проблеме профилактики злоупотребления ПАВ и распространения ВИЧ. Занятие 5 Тема: Профилактика распространения ВИЧ
19996. Что, где, когда, интеллектуальная игра по профилактике курения 35.5 KB
  Хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространению курения. Красивым и здоровым хотят быть все. Однако далеко не все спешат расстаться с привычкой курить, или просто допускают возможность курить от случая к случаю. Так ли это безобидно для здоровья? Сегодня в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» мы хотим затронуть эту тему. Итак, мы начинаем.
19997. Берегите здоровье! 94.61 KB
  о начала игры команды в специальном протоколе проставляют количество баллов за каждый вопрос темы. При правильном ответе команда получает, а при неправильном - штрафуется на указанное количество баллов.
20000. Здоровое поколение 36.5 KB
  Эта программа проводится на дискотеке. Перед началом танцевальной программы с участниками проводится игра «Крестики-нолики» на тему «Здоровый образ жизни». Зал зрительно делится на две равнозначные половины – это команды. Одна – «крестики», другая – «нолики»
20002. Сказ о том как царевнуМенделевну выдавали замуж и что из этого вышлоИли Замуж не напасть кабы замужем н. 54.5 KB
  Действующие лица: Скоморох Царь ЦаревнаМенделевна Нянька Дворецкий Заморский граф Табакян Яговна Медичка Звучит заставка к мультфильму Пластилиновая ворона. Жил во граде энтом царь Делото ведь было в старь. Кликнул царь по Интернету Выходит царь и кричит в рупор: Царь: Так и так невеста есть И добра у ней не счесть. Вызвал Царь к себе Царевну.