87811

Социология как наука

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Впервые термин социология в середине XIX в. философ Огюст Конт 1798-1857 основатель социологии Общество постоянно изменяющаяся динамическая система обособившаяся от природы и тесно с ней связанная часть материального мира Предмет социологии социальная специфика развития общества Структура социологии...

Русский

2015-04-23

45.56 KB

0 чел.

14

Дисциплина

"СОЦИОЛОГИЯ"

Тема № 1. Социология как наука

  1.  Социология: структура, функции, методы
  2.  Основные этапы развития социологии

( 1 ) Социология: структура, функции, методы

Социология (лат. + греч. «наука об обществе») – наука об обществе как целостной системе, изучающая закономерности развития и функционирования общества, его структуру и организацию, поведение людей в нем

Впервые термин «социология» – в середине XIX в. – франц. философ Огюст Конт (1798-1857) – основатель социологии

Общество – постоянно изменяющаяся динамическая система, обособившаяся от природы и тесно с ней связанная часть материального мира

Предмет социологии – социальная специфика развития общества

Структура социологии:

  1.  Теоретическая (академическая) социология + Эмпирическая социология

Теоретическая (академическая) социология – изучение фундаментальных проблем с целью формирования универсальных закономерностей поведения человека и общества

Эмпирическая социология – изучение социальных явлений как источника информации

  1.  Макросоциология + Микросоциология

Макросоциология – изучение крупномасштабных социальных явлений (напр., соц. институты + соц. группы)

Микросоциология – изучение сферы непосредственного социального взаимодействия (напр., межличностные отношения + поведение личности)

  1.  Фундаментальная социология + Прикладная социология

Фундаментальная социология – цель – получение новых знаний

Прикладная социология – цель – практическое применение

  1.  Функциональная социология + Отраслевая социология

Функциональная социология – различные сферы жизни общества

Напр., экономическая социология + политическая социология + социология духовной сферы + социология управления

Отраслевая социология – напр., социология города + семьи + моды

Функции социологии:

  1.  Эмпирическая – опыта – сбор и обработка конкретной фактической информации (первичных данных)

Напр., численность населения, уровень безработицы

  1.  Теоретическая – анализ полученных данных
  2.  Прогностическая (греч. «предвидение, предсказание») – научно обоснованные предположения о развитии социальных процессов в будущем

Напр., прогноз – численность населения России к 2030 г. ≈ 120 млн.

  1.  Прикладная – решение практических задач

Функции социологии (2-й вариант):

1. Познавательная – описательная + объяснительная + диагностическая

2. Прогностическаясоциального планирования + проектирования + конструирования + моделирования

3. Управленческая – социо-инженерная + организационно-технологическая +  консультационная

  1.  Социальная инженерия – социология в производстве и управлении

Методы социологического исследования

Виды социологического исследования:

  1.  Разведывательное (пилотажное) + описательное + аналитическое

Разведывательное (пилотажное) исследование – для предварительного обследования определенного процесса или явления

Напр., экспресс-опрос – получение сведений, интересующих в данный момент

Описательное исследование – для целостного представления об изучаемом явлении

Аналитическое исследование – для углубленного изучения явления (напр., эксперимент)

  1.  Точечное (разовое) исследование + Повторное исследование

Точечное (разовое) исследование – получение информации о состоянии какого-либо явления / процесса в момент его изучения (напр., экспресс-опрос)

Повторное исследование – исследования, проведенные через определенные промежутки времени и основанные на единой программе (напр., опрос выпускников средних школ до / после поступления в ВУЗы)

Методы социологического исследования:

  1.  Анализ документов – получение сведений о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно

Анализ документов – 1. Качественный + 2. Количественный (контент-анализ) – перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка (напр., в исследованиях СМИ)

  1.  Наблюдение – сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий

Наблюдение – 1. научное + обыденное; 2. включенное (изучение «изнутри») + не включенное (скрытое)

Напр., наблюдение за забастовкой со стороны с фиксацией происходящего – не включенное наблюдение

Напр., наблюдение за забастовкой в числе бастующих – включенное наблюдение

  1.  Опрос – получение ответов на заранее сформулированные вопросы

Наиболее распространенный метод сбора информации (≈ 90 %  данных)

Опрос – анкетирование + интервьюирование

Анкетирование – сбор данных на основе представленной  анкеты – специально оформленный список вопросов

Вопросы – открытые (после вопроса – место для ответа) + закрытые (после текста вопроса – варианты ответа)

Виды анкетирования:

  1.  По числу респондентов

Индивидуальное анкетирование – один респондент (участник соц. исследования)

Групповое анкетирование – несколько респондентов

Аудиторное анкетирование – одновременное заполнение анкет группой людей, собранных в одном помещении

Массовое анкетирование – от сотни до тысяч респондентов

  1.  По полноте охвата

Сплошное – опрос всех представителей выборки

Выборочное – опрос части выборки

  1.  По типу контактов с респондентом

Очное – в присутствии исследователя-анкетёра

Заочное – напр., публикация анкет в СМИ + Интернете

Репрезентативность – представительность (достоверность и полнота) информации, содержащейся в источниках социологического исследования

Интервью – получение данных через прямое взаимодействие интервьюера и респондента

- прямое + опосредованное (напр., по телефону)

- свободное + стандартизированное (формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы)

Фокус-группы – проведение интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой группой людей

  1.  Эксперимент – сбор информации на основе наблюдения за показаниями изменения какого-либо индикатора

Эксперимент – лабораторный (в искусственно созданных условиях) + полевой (в условиях обычной жизнедеятельности)

( 2 ) Основные этапы развития социологии

Первые теории развития общества – в Древней Греции

VIV вв. до н.э. – впервые идея: общественная жизнь – результат деятельности человека

→ Цель общества (государства) – создание условий для счастливой жизни человека → поиск модели совершенного общества (государства)

Демокрит (VIV в. до н.э.) – Причина перехода человека к  жизни в обществе – «нужда» (еда + одежда…) → возникает общество

Платон (VIV в. до н.э.) – основал в Афинах философскую школу Академа →  с XV в. понятие Академия

Работы – «Государство», «Законы»

Учение об «идеальном государстве» – общество, которое обеспечивает гармоничное взаимодействие человека и природы

Основа «идеального общества» – 1. Деление граждан на 3 сословия: философы (мудрецы) + воины + трудящиеся – ремесленники и крестьяне («разделение труда»); 2. Невмешательство в дела других граждан («социальное разделение»)

Право управлять государством имеют только философы – образец поведения

→ Идеальная форма гос. правления – аристократия (греч. «власть лучших»)

Формы правления (в порядке их «ухудшения»):

- Аристократия (греч. «власть лучших»)

- Тимократия («власть честолюбивых») – стремление к обогащению

- Олигархия («власть немногих») – борьба между бедными и богатыми

- Демократия («власть народа») – власть большинства → отсутствие ограничений

- Охлократия («власть толпы») – анархия, отсутствие порядка

- Тирания – единоличная власть одного или нескольких человек

Ученик Платона Аристотель (IV в. до н.э.) – учитель Александра Македонского. Открыл в Афинах школу Ликей → Лицей. Создал первую в Греции библиотеку (букв. «хранилище книг»). Первая в истории теория расовой дискриминации («Одни народы изначально лучше других»)

Работа – «Политика»

Идея – «человек есть политическое животное» → Общество – совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов

В обществе 3 сословия – богатые + обеспеченное среднее сословие + бедные

Идеальное государство – среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других сословия + доступ к участию в управлении для бедняков (→ ограничение интересов богатых)

Условие идеального государства – частная собственность → возможность проявить щедрость и милосердие

Никколо Макиавелли (1469 – 1527) – «Государь»

Жизнь общества (государства) – борьба противоположных соц. групп (простой народ – элита, бедные – богатые)

→ Формы государственного устройства: 1. правильные (монархия, аристократия, демократия); 2. неправильные (тирания, олигархия)

3 закона для успешного правления государством:

  1.  Основа действий людей – честолюбие + стремление к власти → ограничение чрезмерных желаний людей
  2.  Правитель не должен выполнять свои обещания → иначе зависимость от подчиненных

Чтобы завоевать власть – надо быть добрым (в т.ч. давать обещания)

→ Чтобы удержать власть – надо быть жестоким

  1.  Творить зло надо сразу + добро – постепенно       

Новое время (XVIIXIX вв.) – идея т.н. «общественного договора»: общество – результат добровольного договора между людьми

Впервые идея «общественного договора» – греческий философ Эпикур

Основа государства – общественный договор, заключенный людьми для обеспечения общей справедливости

Томас Гоббс (1588-1679) – «О гражданине»

Естественное состояние людей – «война всех против всех» (за деньги, славу)

→ Причина возникновения государства (общества) – взаимный страх

Теория общественного договора – добровольное подчинение людей гос. власти с целью обеспечения безопасности и соблюдения прав личности

«Естественные права» – права, которые человек получает от рождения

3 формы правления – демократия + аристократия + монархия

Шарль – Луи Монтескье (1689-1755) – «О духе законов»

Тип гос. власти – результат объективных условий развития (напр., небольшие по размеру государства → республика + средние по размеру территории → монархия + большие государства → деспотия)

Цель государства – сохранение свободы на основе закона + баланс интересов различных соц. групп → Необходимость разделения властей: законодательная + исполнительная + судебная

Принцип разделения властей – основа современного гос. строя

Вольтер (1694-1778) – «Опыт о нравах и духе народов», «Философские письма»

Гос. власть – результат общественного договора между народом и избранными народом правителями → Народ имеет право свергать правителей

  1.  «В интересах всего человечества, чтобы существовал Бог, который бы карал за то, что не в состоянии подавить человеческое правосудие» → «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»

Жан – Жак Руссо (1712-1778) – «О причинах неравенства», «Об общественном договоре»

Первоначальное естественное состояние человечества – отсутствие частной собственности → свобода + всеобщее равенство

→ Развитие  соц. – экон. отношений → частная собственность → социальное неравенство → Для поддержания порядка соглашение между людьми о создании гос. власти → бесправие народа перед властью

→ Способ достижения идеального общества – одинаковое распределение собственности → свобода + равенство = справедливость

Дени Дидро (1713-1784) – ««Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» + «Мысли об объяснении природы»

- Основа идеального общества – 3 принципа: право на жизнь + право/ обязанность на труд + отказ от частной собственности → распределение по потребностям

- Религия сдерживает развитие человека → человечества → отказ от религии

Анри де Сен – Симон (1760 – 1825) – «Новое христианство»

Идеальное общество (государство) – т.н. «промышленная система»: обязательный для всех труд + распределение по заслугам + контролируемая частная собственность + власть – в руках ученых и предпринимателей + разработанная на научной основе религия

XIX в. – возникновение социологии как науки

Огюст Конт (1798-1857) – основатель социологии – «Курс позитивной философии»

Впервые термин «социология» – наука о развитии общества → самая важная наука из всех

Основатель позитивизма – одно из направлений социологии

Позитивизм – общество как часть природы → методы изучения общества по образцу «естественных» наук (напр., наблюдение, эксперимент)

→ Объективное + доказательное объяснение социальных процессов (т.н. «объясняющая» социология)

3 стадии развития общества – военное господство → феодальное господство → промышленная цивилизация

Герберт Спенсер (1820 – 1903) – «Основания социологии»

2 типа общественной жизни:

- «военное общество» – вынужденное (принудительное) сотрудничество людей ради достижения общих целей

- «промышленное общество» – добровольное сотрудничество людей

Путь развития общества – эволюция – постепенное и естественное развитие

«Социальный дарвинизм» – в обществе выживает сильнейший

→ Правительство не должно вмешиваться в развитие общества

Карл Маркс (1818-1883) – теория формаций

Формация – общественно-экономическая  система, основанная на приоритете развития материального производства

Развитие человечества – движение от первого бесклассового общества (первобытно-общинный строй) через классовые общества (рабовладельческий строй + феодализм + капитализм) к новому бесклассовому обществу – коммунизму – высшая стадия развития общества

«Теория социального конфликта» – противоречия между основными классами общества → необходима смена формаций – преимущественно путем революций

Классические социологические теории

Фредерик Тейлор (1856-1915) – американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента («Принципы научного менеджмента»)

«Система Тейлора»  – для повышения эффективности производства необходимы:

- рационализация управления – менеджмент

- научная организация труда

- система дифференцированной оплаты за производительность труда (оплата труда работника = личный вклад работника в производство)

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – «О разделении общественного труда»

Основа развития общества – социальные связи + разделение труда

Социальный факт – особое общественное явление, возникающее в результате  объединенных действий людей и их коллективного сознания

Напр. – законы + традиции + привычки

  1.  Пример социального факта – в Европе пунктуальное соблюдение правил дорожного движения → отличие европейского общества от российского → предопределяет такое же поведение в дальнейшем новых поколений европейцев

Георг Зиммель (1858-1918) – «Социология»

Развитие общества → отчуждение человека

→ Единственный регулятор поведения – «индивидуальный закон» – личная позиция, определяющая жизнь и поведение человека

Макс Вебер (1864-1920) – основатель антипозитивизма – одно из направлений социологии

Антипозитивизм – природные явления существуют независимо от сознания и воли людей → Общество – результат человеческой деятельности + состоит из уникальных личностей

→ Индивидуальный подход + понимание мотивов действий людей (т.н. «понимающая» социология)

  1.  Отличие позитивизма и антипозитивизманапр., анализ красок на картине художника при помощи естественно-научных методов → эти методы не дадут представления о смысле картины + идеях автора

Теория «социального действия»

Типы социального действия:

- рациональное действие – организованность, целесообразность

- традиционное действие – на основе традиций

- аффективное действие – на основе чувств – аффектов

→ Основа развития – рациональность

→ Основа развития общества – рациональное управление + рациональное право + рациональная религия (протестантизм – воспитание в человеке трудолюбия + честность + ответственность)

  1.  Протестантизм – с 1517 г. в Германии Мартин Лютер («95 тезисов») → Германия + Канада + Нидерланды + США + Швейцария

→ Одно из положений протестантизма – Бог поощряет добросовестный труд

Эдуард Торндайк (1874-1949) + Джон Уотсон (1878-1978) – теория бихевиоризма (букв. «наука о поведении»)

Основа поведения человека – схема «стимул-реакция»

→ Изменение стимулов → Определенная реакция (реакциям можно научить) → Управление поведением людей + поддержание гармонии в обществе

  1.  Пример схемы «стимул-реакция» – дождь – зонт

Элтон Мэйо (1880-1949) – американский социолог

Критика бихевиоризма – не учитывается сознание человека + влияние общества

Теория «человеческих отношений»

Для повышения эффективности производства необходимы материальные + психосоциальные стимулы:

- благоприятный моральный климат

- учет интересов работника

- удовлетворенность работника своим трудом

→ Основа управления – забота о людях + демократический стиль руководства

Толкотт Парсонс (1902-1979) – идея «социального порядка»

Основа развития общества – общие духовные ценности + моральные обязательства → Соц. равновесие

2 пути достижения соц. равновесия – социализация + соц. контроль

Абрахам Маслоу (1908-1970) – американский психолог

«Теория иерархии потребностей» - Т.н. «Пирамида Маслоу»

В удовлетворении потребностей людей – определенная очередность

→ Поведение индивида в данный момент определяется наиболее насущной потребностью

             5. Потребность в самовыражении (самоактуализации)

                 или духовные потребности – знания + самопознание +   

                                                                    самореализация

      4. Престижные потребности – потребность в уважении + благополучии

 3. Социальные потребности – любовь + дружба + общение + сотрудничество

  1.  Потребность в безопасности – защищенность

1. Физиологические потребности – еда + сон + отдых

Чарльз Миллс (1916-1962) – теория «социального конфликта»

Основа развития общества – конфликт между соц. группами (напр., борьба за власть)

Основные этапы развития социологии в России

1-й период – середина XIX в. – начало 1920-х годов – возникновение и развитие отечественной социологии

2-й период – 1920-е – начало 1930-х годов – развитие социологии в рамках марксистско-ленинской идеологии, в интересах социализма

3-й период -1930-е – конец 1950-х годов – практическая ликвидация социологии как науки

4-й период – с конца 1950-х годов – постепенное возрождение отечественной социологии, расширение круга изучаемых проблем

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – «Россия и Европа»

Теория культурно-исторических типов (цивилизаций)

3 типа исторически действующих лиц:

  1.  Позитивные – общества, которые создали великие цивилизации (напр., египетскую + индийскую + китайскую)
  2.  Негативные – способствовали разрушению цивилизаций (напр., монголы)
  3.  Люди и племена, у которых отсутствует творческое начало

Этапы развития цивилизаций – Возникновение → Процветание (400-600 лет) → Застой → Распад

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) – теория «критически мыслящей личности»

Основа развития общества – сознательная деятельность образованного и нравственного меньшинства (т.н. «критически мыслящие личности»)

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) – психология толпы

Подавление личности наносит вред обществу – и наоборот

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) – «Социология»

Основа развития общества – сотрудничество

→ Роль государства в урегулировании конфликтов

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – «Система социологии» –  русско-американский социолог

Теория социальной стратификации, теория социальной мобильности

Основа развития общества – соц. стратификация + соц. мобильность + реформы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56446. Запалюємо «Тимурівські зірочки» 318.5 KB
  Наш проект Запалюємо Тимурівські зірочки передбачає відродження саме тимурівського руху як самостійного напрямку діяльності учнів. Мета проекту: відродження тимурівського руху як самостійного напрямку діяльності.
56447. Типы и структура урока технологии 31 KB
  По этим признакам выделяются: комбинированный урок теоретический урок практический урок уроклабораторная работа урок по решению технических задач контрольнопроверочный урок. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов входящих в урок их последовательность и взаимосвязь.
56448. Типы и структура уроков русского языка 40.5 KB
  В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка...
56449. Синтаксические трансформации в художественном тексте при переводе с русского языка на украинский язык 245.5 KB
  Теория непереводимости. По этой теории полноценный перевод с одного языка на другой вообще невозможен вследствие значительного расхождения выразительных средств разных языков; перевод является лишь слабым и несовершенным отражением оригинала, дающим о нем весьма отдалённое представление.
56450. Типы уроков иностранного языка 53 KB
  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.
56451. ТИПЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 72 KB
  Итак в школьной практике выделяют: урок повторения предшествующего учебного материала в начале учебного года; урок объяснения нового материала урок новых знаний; урок закрепления знаний формирования умений и навыков...
56452. Типы уроков русского языка 68.5 KB
  Применительно к организации учебного процесса на уроках русского языка можно выделить следующие структурные компоненты: а организационный момент начало урока; б проверка письменных домашних заданий...