87812

Социальная структура общества

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальная структура – внутреннее устройство общества, совокупность его элементов и взаимосвязей между ними Главные элементы социальной структуры – люди + образуемые людьми социальные общности + сложившиеся в обществе социальные институты...

Русский

2015-04-23

47.21 KB

0 чел.

18

Дисциплина

"СОЦИОЛОГИЯ"

Тема № 3. Социальная структура общества

  1.  Социальная стратификация
  2.  Расовая, этническая и гендерная стратификация

(1 ) Социальная стратификация

Социальная структура – внутреннее устройство общества, совокупность его элементов и взаимосвязей между ними

Главные элементы социальной структуры – люди + образуемые людьми социальные общности + сложившиеся в обществе социальные институты

Социальная общность – группа людей, объединенных какими-либо общими признаками (ценностями, интересами и т.д.)

Критерии деления общества на социальные общности:

1) По количеству участников: малые (напр., семья) + большие (напр., жители города) + массовые (напр., нация)

2) По времени существования: временные + группы продолжительного существования + постоянные

3) По форме образования: стихийно сложившиеся + собравшиеся добровольно + образованные под давлением обстоятельств + образованные насильственно

4) По способу образования: неформальные + формальные (создаются специально)

5) По содержанию:

- социально-экономические (касты, сословия, классы)

- социально-этнические (племена, народности, нации)

- социально-демографические (молодежь, старики, дети, родители)

- социально-территориальные (жители страны, края, области, города)

6) По форме управления: самоуправляемые + управляемые

Социум (лат. «общее, совместное») – большие устойчивые и относительно обособленные социальные общности, а также социальное окружение человека

Виды социальных общностей – Семья + Этнонациональные общности + Демографические общности + Профессиональные общности + Классы

Напр., временная социальная общность – толпа + публика (отличие публики – общность интересов)

Социальная стратификация – наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным отношением к власти, уровнем материального благополучия, правами и обязанностями, привилегиями и социальным престижем

Системы стратификации: открытые + закрытые

Открытая система стратификации – социальная структура, члены которой могут менять свой статус относительно легко (напр., современные общества)

Закрытая система стратификации – социальная структура, члены которой с трудом меняют свой статус (напр., касты в Индии)

5 критериев стратификации:

1. Доход – общая сумма получаемых денег

2. Богатство – наличие материальных и нематериальных ценностей (напр., деньги, недвижимость, личное имущество) – то, чем человек владеет

В социологии богатый человек – тот, кто обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества

3. Власть – способность навязывать свою волю другим, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению

Источники власти:

- насилие (угроза применения силы, оружие, личностные характеристики…)

- авторитет (семейные и социальные связи, харизма, знания…)

- право (положение и полномочия, право собственности, контроль над ресурсами…)

4. Образование – совокупность приобретенных человеком знаний

  1.  «Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились»

5. Профессия (лат. «объявляю своим делом») – род трудовой деятельности человека, по которой он имеет соответствующую теоретическую и практическую подготовку

Особое значение – имеет престижность

Престиж (лат. «иллюзия», «обман чувств») – авторитет, влияние, уважение в обществе

Престиж определяется доходом + родом деятельности + образом жизни

Уровень престижа – обычно соответствует определенному соц. статусу

Статус (лат. «состояние дела, положение»)– 1. состояние объекта; 2. положение человека в обществе

4 основных типа социальной стратификации:

1. Рабство

Рабство – пребывание человека в собственности другого человека (господина, рабовладельца, хозяина)

Рабы – должники + преступники + военнопленные + по происхождению

- патриархальное – раб обладает правами младшего члена семьи (напр., у славян)

- классическое – раб = говорящее орудие труда

  1.  Впервые официально отмена рабства – Великобритания (1772 г.) → фактически в 1834 г.
  2.  Отмена рабства в США – 1 января 1863 г.

→ до 1954 г. – раздельные школы – для белых + для афроамериканцев

  1.  Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда – в Мавритании в 1981 г.
  2.  По данным международных правозащитных организаций – нач. ХХ в. – в мире до 30 млн. чел. на положении рабов

2. Кастовый строй

Каста (лат. – «чистый») – социальная группа, членство в которой передается только по праву рождения

Статус определяется рождением + является пожизненным

Пример кастового общества – Индия 

Каста (джати) – в т.ч. профессиональное объединение (передача профессии, как правило, по наследству)

Официально отмена каст в Индии – 1949 г. → Совр. Индия ≈ 3 тыс. каст 

  1.  Группа каст – неприкасаемые (хариджане) – в нач. XXI в. ≈ 16-17 % населения Индии

Неприкасаемые – преступники, представители «грязных» профессий – могильщики + палачи + мусорщики + прачки... Проживание в отдельных кварталах… Членам каст неприкасаемых запрещается посещать дома «чистых» каст + запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов… Могут осквернить даже «прикосновением» своей тени… После «общения» с ними (напр., случайно пройти по одной стороне улицы) – обряд очищения

  1.  XXI в. – В Индии практика неприкасаемости официально запрещена + дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением… Но: физический контакт с неприкасаемым (даже просто прикосновение) в других кастах считается унижением + Запрещено входить в индуистские храмы + не имеют избирательного права + не имеют права на продовольственную помощь… → Переход неприкасаемых в буддизм + ислам + христианство

3. Сословие – группа людей (социальная общность), имеющая закрепленные в законе или обычае права и обязанности, передаваемые по наследству

Напр., Индия – 4 основные варны (сословия), состоящие из каст:

1. Брахманы – священнослужители + ученые (≈ 10 % населения)

2. Кшатрии – правители, воины (≈ 10 % населения)

3. Вайшьи – крестьяне, ремесленники, торговцы

4. Шудры – наемные рабочие, слуги, рабы

Вайшьи + шудры – 70 % населения

Неприкасаемые (хариджане) – 10 % населения

Каждая варна – собственные права + обязанности

  1.  Напр. – в XXI в. в Индии официально запрещены разводы + вдова не имеет права выйти 2-й раз замуж → это возможно только для женщин из варны шудр

Переход из варны в варну до сих пор практически не возможен

Эндогамия – браки в рамках собственной общественной группы + запрет на браки между представителями разных групп

Браки между представителями разных варн осуждаются → дети от таких браков по статусу ниже животных      

В средневековой Европе – 3 сословия: духовенство + дворяне + горожане (возможен переход из сословия в сословие)

В России до 1917 г. – сословия: духовенство + дворяне + мещане (горожане) + купечество + крестьянство + мнение: казачество как сословие

4. Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по отношению к собственности и общественному разделению труда:

- рабы + рабовладельцы

- феодалы + крестьяне

- буржуазия + пролетариат

В современном (информационном) обществе 4 класса:

Высший + средний + класс непосредственных производителей (рабочий класс или наемные работники) + низший класс

Высший класс – люди, имеющие значительное влияние на национальную экономику и политические институты (≈ 1-5 % населения)

Высший класс = социальная элита

Элита (франц. «лучшее, избранное») – 1. группа лиц, осуществляющих власть в обществе и занимающая руководящие позиции в управлении обществом; 2. лучшие представители общества

  1.  Численность политической элиты ≈ 5 % населения страны

Принципы формирования элиты – 1. по крови + 2. по принципу владения + 3. по достигнутому успеху

Типология элит:

1) По источникам влияния:

- наследственная элита (напр., аристократия)

- ценностная элита (напр., лица, занимающие престижное положение в обществе)

- властная элита (напр., непосредственные обладатели власти – министры...)

- функциональная элита (напр., профессионалы-управленцы – т.н. топ-менеджеры)

2) По объему властных функций:

- высшая полит. элита (напр., президент, министры)

- средняя (выборные должностные лица – депутаты, губернаторы)

- административная (бюрократическая) – высший слой гос. служащих

3) правящая + оппозиционная (контрэлита)

4) открытая + закрытая (напр., дворянство)

Открытая элита – доступ в нее свободный и конкурентный (по способностям + активности людей)

Закрытая элита – доступ затруднен («пропуск» – родственные связи + знакомства)

5) формальная + неформальная

Формальная элита – власть и влияние базируется на положении в соответствующих иерархических структурах (напр., гос. структурах)

Неформальная элита – основывается на возможности оказывать значительное влияние на мировоззрение и поведение значительной части социума

  1.  Пример неформальной элиты – Л.Н. Толстой – огромное влияние на современное ему российское общество + официальных постов при этом не занимал
  2.  Конфуций – делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) – на основании их отношения к моральным заповедям

«Благородные мужи» – следуют долгу + действуют в соответствии с законом + требовательны прежде всего к себе самим

«Низкие люди» – заботятся только о личной выгоде

  1.  Высший класс в развитых странах – годовой доход от 100 тыс. долларов

Средний класс – промежуточный социальный слой между богатым и бедным населением

В современных странах средний класс – малый + средний бизнес + высокооплачиваемые наемные работники

Функция среднего класса – инновации + воспроизводство квалифицированных кадров + поддержание стабильности в обществе

Правило – чем больше в обществе доля среднего класса, тем стабильнее общество

  1.  В развитых странах средний класс – постоянный среднемесячный доход на каждого члена семьи в 2-2,5 тыс. долларов + не менее 40 метров общей площади + 2-3 легковые машины на семью
  2.  На низшем уровне среднего класса – люди, закончившие колледж и имеющие уровень дохода 30-40 тыс. долларов в год

→ В развитых странах средний класс – 60-70 % населения

  1.  В современной России средний класс – в т.ч. постоянный месячный доход на каждого члена семьи ≈ 13-15 тыс. руб. + 21 кв. метр общей площади + половина легкового автомобиля на всех

Фактически средний класс в России – на 2010 г. – 7-10 % населения

Класс непосредственных производителей (Рабочий класс или наемные работники) – офисные работники низшего звена + низкоквалифицированные рабочие

  1.  В развитых странах рабочий класс – 20-30 % населения

Низший класс (в развитых странах – 7-10 % населения) – безработные + не полностью занятые работники

  1.  Разрыв между уровнем дохода самых богатых + самых бедных

– в развитых странах – в 8-9 раз

– в России – в 17 раз

Критический разрыв в уровне дохода – в 10 раз → соц. нестабильность

Социальная мобильность – перемещение людей или социальных групп  от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой

Факторы социальной мобильности – социальный статус родителей + образование + уровень профессиональной подготовки

Важнейший фактор социальной мобильностиобразование 

Социальный слой – социальное образование, формирующееся из людей, принадлежащих к разным социальным общностям. Напр.:

- по экономическому положению – богатые + обеспеченные + бедные

- по разделению труда – работники материального производства + работники сферы обслуживания + работники интеллектуального труда  

Перемещение между социальными слоями – по социальным «лифтам» – семья + собственность + школа + армия + церковь

Маргинал (лат. – «край, граница») – 1. индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом, и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде; 2. человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

Маргинал – в обиходе – тот, кто находится вне своей социальной группы → изгой

Напр., этномаргиналы – мигранты

Маргинальная группа – группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей

Депривация – состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами) или с определенным набором стандартов

Типы депривации:

- Экономическая (разница в доходах)

- Социальная (напр., молодые легче находят работу, чем пожилые)

- Физическая (напр., из-за физических недостатков человека)

- Этическая (напр., реальная жизнь не соответствует собственной системе ценностей)

- Психическая (напр., поиск нового смысла жизни)

Меньшинство – социальная группа, которая не является доминирующей среди общего населения в данном общественном и временном пространстве

→ Меньшинство – как правило, группа, ущемлённая в своём социальном статусе + образовании + трудоустройстве + политических правах

Группы меньшинств – расовые + этнические + религиозные + сексуальные + возрастные + нетрудоспособное меньшинство…

( 2 ) Расовая, этническая и гендерная стратификация

Основа социальной структуры общества – естественное + социальное неравенство людей

→ Расовая и этническая стратификация + гендерная стратификация

Расовая и этническая стратификация

Раса (франц. «род, порода») – исторически сложившаяся группа населения, объединенных общностью происхождения и наследственными физическими признаками (цвет кожи и волос, форма головы, рост и т.п.)

3 основные группы рас – европеоидная (европейско-азиатская) + монголоидная (азиатско-американская) + негроидная (экваториальная)

  1.  Мулаты – негроидная + европеоидная расы, метисы – монголоидная + европеоидная, самбо – негроидная + монголоидная

Этнические группы (общности) – национальные группы, идентифицируемые в основном по культурному принципу – на базе языка, обычаев, одежды, особенностей поведения, религии

Этнос (греч. – «народ») – исторически сложившаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языковыми и культурными признаками

Этнос – складывается из наций + может включать в себя несколько наций

Нация (лат. «народ») – высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического развития, языка, культуры, этнического самосознания

Напр., русский народ – российская нация

Народ – население того или иного государства

  1.  Национальность – принадлежность к определенной этнической группе
  2.  Род – группа кровных родственников
  3.  Племягруппа людей, объединенных родственными отношениями, территориальной, хозяйственной, языковой общностью

Народностьокончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т.д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия (напр., народности Севера, древнерусская народность – вятичи + поляне + древляне…)

Этническое меньшинство – 1. группа населения с расовым или культурным самосознанием, с наследственным принципом членства и высоким процентом внутригрупповых браков, подвергающаяся угнетению со стороны доминирующей национальной группы;

2. представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной

Диаспора (греч. «рассеяние») – часть этнической общности, живущая вне страны своего происхождения и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности

  1.  Крупнейшие диаспоры:

китайская диаспора ≈ 35 млн. чел.

русская диаспора ≈ 30 млн. (из них ≈ 20 млн. – в Ближнем Зарубежье)

украинская диаспора ≈ 10 млн.

Предубеждение – неприязненное и враждебное отношение к членам группы только на том основании, что они принадлежат к этой группе

Дискриминация – ограничение прав части населения по определённому признаку (напр., национальность)

Национализм – идеология и направление политики, для которых характерны идеи превосходства и исключительности «своей» нации, стремление к национальной замкнутости, реализация только собственных интересов

2 вида национализма:

  1.  Воинствующий национализм – стремление подчинить себе другие народы
  2.  Защитный национализм – национализм народов, пострадавших от притеснений со стороны других стран и народов

Расизм – система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими

Расизм – разделение людей на «высшие» и «низшие» расы

  1.  Основатель теории расизма – Жозеф де Гобино – «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853 г.)

6 основных типов стратегий доминирующей группы – ассимиляция + плюрализм + правовая защита меньшинств + перемещение населения + постоянное угнетение + уничтожение

Ассимиляция – потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена их заимствованными у другой части (другого этноса) чертами

→ Полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим народом

- вынужденная ассимиляция – напр., завоевание, численное истребление, вынужденное переселение

- добровольная ассимиляция – напр., межнациональные и межконфессиональные браки, увлечение другой более развитой или привлекательной культурой

- направленная ассимиляция (аккультурация) – процесс восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа → первая ступень на пути к полной ассимиляции

  1.  Аккультурация – напр., русские в Прибалтике + армяне в России

Плюрализм – ситуация, когда различные группы сосуществуют и взаимно приспосабливаются к особенностям друг друга

Напр., Швейцария – гос. языки – немецкий + французский + итальянский + 2 религии – католики + протестанты

Пример постоянного угнетения – Апартеид – политическое и экономическое угнетение и изоляция представителей неевропейских меньшинств в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в 1948-1994 гг.

  1.  В ЮАР – 80 % «цветного» населения + 20 % «белого» населения

Сегрегация – практика принудительной изоляции в обществе тех или иных групп населения по расовому, национальному, религиозному признакам (напр., фашистская Германия – гетто для евреев, в Америке – резервации для индейцев)

Депортация – принудительное перемещение лица или целой группы лиц (например, этнической группы) в другое государство или на другую территорию

Уничтожение нац. меньшинств – Геноцид – направленное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам

  1.  1933-1945 гг. – уничтожение нацистской Германией ≈ 6 млн. евреев (60 % евреев) + ≈ 500 тыс. цыган (1/3 цыган)

Холокост (греч. «всесожжение») – систематическое преследование и истребление немецкими нацистами национальных меньшинств в 1939-1945 гг. (в первую очередь, евреев)

Антисемитизм – враждебное отношение к евреям и их преследование

Сионизм (от названия горы Сион близ Иерусалима) – движение евреев в защиту своих прав → собирание их в едином государстве – Израиль

  1.  Национально-этнический состав России – всего ≈ 142 млн. чел. (2009г.)
  2.  Всего в России ≈ 180 национальностей – Русские ≈ 80 % населения + татары ≈ 3,5 % + украинцы ≈ 3 % + чуваши ≈ 1,2 % + башкиры ≈ 1 % + чеченцы ≈ 1 %

Гендерная стратификация

Гендер (англ. от лат. «род») – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе

Гендерные роли – набор культурных ожиданий, определяющих модели поведения, которым должны следовать представители каждого пола

→ Женщины в большинстве обществ – признаки соц. меньшинства

Гендерная дискриминациядискриминация человека по принадлежности к определенному полу

Напр., убеждение в обществе – домашняя работа + воспитание детей – обязанность в первую очередь женщин + общественное неодобрение женщинам заниматься некоторыми профессиями

  1.  Мнение – есть дискриминация мужчин со стороны государства. Напр.:

- Более высокий пенсионный возраст для мужчин (в России – 60 лет, для женщин – 55) при более короткой в среднем продолжительности жизни

   - Призыву подлежат только мужчины

   - В ряде стран (в т.ч. и России) законодательно запрещено выносить женщинам приговоры к смертной казни и пожизненному заключению

   - В определённых ситуациях мужчины обязаны снимать головные уборы

Феминизм (от лат. «женщина») – общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав (Возникло в XVIII в.)

→ женское движение, цель которого – устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами

  1.  Впервые требования равноправия – были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775-1783)
  2.  1789 г. – Франция – создана первая женская политическая организация «Общество женщин – революционных республиканок»

→ организатор общества Олимпия де Гуж казнена (слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»)

→ Борьба за эмансипацию – предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни → право женщин на образование +  право избирать и быть избранной в государственные органы власти + право на труд и равную зарплату


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47028. Вина, пересыщенные диоксидом углерода, их классификация, свойства, особенности технологии. Сорта, разрешенные в РФ для производства шампанского. Технологические требования к сортам винограда 45.83 KB
  Вина пересыщенные диоксидом углерода их классификация свойства особенности технологии. Вина пересыщенные диоксидом углерода составляют особую группу отличаются по своему внешнему виду букету и вкусовому сложению. Вина пересыщенные диоксидом углерода делятся на два основных типа: игристые и газированные шипучие. Игристые вина получают пересыщением диоксидом углерода образующимся при вторичном брожении.
47029. Теории игры (К.Гроос, Ф.Бойтендайк). Проблемы детской игры в теориях: В.Штерна, 3.Фрейда, Ж.Пиаже, К.Коффки, К.Левина, Л.С. Выготского) 46 KB
  Теории игры К. Проблемы детской игры в теориях: В. период развития и роста когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь г это время детства имеет целью сделать возможным приобретение приспособлений необходимых для жизни но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций д унаследованные реакции в связи с импульсивной потребностью в деятельности сами стремятся к проявлению и таким образом сами дают повод к новоприобретениям так что над прирожденной основой образуются приобретенные навыки е выработка...
47030. РЕАЛИЗАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ 46 KB
  Функция рибосом заключается в узнавании трехнуклеотидных кодонов мРНК сопоставлении им соответствующих антикодонов тРНК несущих аминокислоты и присоединении этих аминокислот к растущей белковой цепи. Для узнавания аминокислот в клетке имеются специальные молекулы тРНК. Присоединение аминокислот к тРНК осуществляется в энергозависимой реакции ферментами аминоацилтРНКсинтетазами а получившаяся молекула называется аминоацилтРНК. Таким образом специфичность трансляции определяется взаимодействием между кодоном мРНК и антикодоном тРНК а...
47032. Генетика человека. Малярийный плазмодий 55.3 KB
  Близнецовые данные оказываются полезными для количественной оценки степени генетической детерминированности отдельных признаков в связи с чем близнецовый метод можно считать одним из важных методов количественной генетики. Близнецовый метод позволяет установить наследственный характер признаков и это единственный метод выявляющий соотносительную роль удельный вес генетических наследственных и средовых факторов в формировании признака. Близнецовый метод был предложен Ф.
47033. Восстановление изношенной поверхности методом металлизации, принцип, технология металлизации 46.69 KB
  Процесс металлизации заключается в нанесении расплав ленного металла на специально подготовленную поверхность детали распылением его струей воздуха или газа. Схема электродуговой металлизации Примечание. Ппреимущества электрометаллизации: высокая производительность процесса.
47034. Виды ожогов. Классификация 47 KB
  Требования пожарной безопасности в учебных заведениях. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель приборы которые должны храниться в шкафах на стеллажах; Число парт столов в учебных классах и кабинетах не должно превышать количества установленного нормами проектирования; С учащимися и студентами должны быть организованы занятия беседы по изучению правил пожарной безопасности в быту; Противопожарные системы и установки зданий должны постоянно содержаться в исправном...
47035. Проблема предметной деятельности и ее развития в развития в раннем детстве 47 KB
  Основное противоречие возраста: способ действия с предметом образец действия принадлежит взрослому а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Ведущий тип деятельности: предметная деятельность направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Цель возникает только в результате осуществления самого предметного действия. только после того как ребенок выпьет из чашки воду у него возникает цель пить из чашки воду Структура предметного действия: Действие состоит из ориентировочной и...