87813

Социальные группы и организации

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальная структура общества – предполагает определенные повторяющиеся и устойчивые формы взаимоотношений людей Основа социальных взаимоотношений людей – понятие «статус» Статус (лат. «состояние, положение») – 1. позиция (положение) человека в группе или обществе...

Русский

2015-04-23

45.56 KB

1 чел.

17

Дисциплина

"СОЦИОЛОГИЯ"

Тема № 4. Социальные группы и организации

  1.  Социальные группы: классификация, групповая динамика
  2.  Социальные организации, социальные институты

( 1 ) Социальные группы: классификация, групповая динамика

Социальная структура общества – предполагает определенные повторяющиеся и устойчивые формы взаимоотношений людей

Основа социальных взаимоотношений людей – понятие «статус»

Статус (лат. «состояние, положение») – 1. позиция (положение) человека в группе или обществе; 2. социальная позиция человека в структуре группы или общества, связанная с определенными его правами или обязанностями

Виды социального статуса:

- личный статус – оцениваются индивидуальные качества

- предписанный (наследуемый от рождения): возраст, национальность…

- приобретенный (достигаемый): образование, профессия…

- основной (главный) статус

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии)

Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы в соответствии с его личными качествами

Личный статус – определенное место в системе межличностных отношений

  1.  Пример личного статуса – жена + дочь + сестра + подруга…

Предписанный (наследуемый от рождения) статус – статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), или тот, который назначается ему по прошествии времени (напр., возраст, национальность, теща, зять…)

Приобретенный статус – статус, достигаемый благодаря определенным усилиям (напр., студент, депутат…)

Главный (основной) статус – ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями

Главный статус – всегда тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения

Напр. – для мужчин главный статус обычно связан с местом работы (врач, директор банка, юрист, рабочий)

Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком

  1.  В современном мире – профессиональных статусов ≈ 40 000 + семейно-брачно-родственных отношений более 200

Основа иерархии статусов – престиж – оценка обществом социальной значимости статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении

Авторитет (лат. – «власть, влияние») – степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека

Статус предполагает наличие определенной социальной роли

  1.  Статус – мы занимаем + Роль – играем
  2.  «Весь мир – театр,

И люди в нем актеры» (У. Шекспир)

Социальная роль – 1. соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса (положения) в обществе; 2. модель (образец) поведения, признанная целесообразной для представителей данного статуса в данном обществе

2 составных элемента социальной роли:

  1.  ролевое ожидание – то, чего ожидают от той или иной роли
  2.  ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли

Как правило, поведение человека – в соответствии с ожиданиями окружающих

→ Система социального контроля (от общественного мнения до правоохранительных органов) + соответствующая система социальных санкций (от порицания до насильственного пресечения)

Каждый человек – несколько социальных ролей (ролевой набор) т.н. ролевой конфликт – необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей      

Ролевая напряженность – ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эти требования (напр., разведчик – работает на 2 страны)

Социальный статус + социальная роль – основа формирования социальных групп

Социальная группа – группа из двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия

  1.  Напр., покупатели в торговом центре – не соц. группа

Отличие социальных групп от социальных общностей:

  1.  Устойчивое взаимодействие участников социальной группы
  2.  Относительно высокая степень сплоченности
  3.  Однородность состава – наличие признаков, присущих всем индивидам
  4.  Вхождение в более широкие общности в качестве структурных элементов

Взаимодействие между соц. группами – социальные связи

2 типа социальных связей:

- инструментальные связи – социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-либо цели

  1.  Инструментальные связи – «Ничего личного»

- экспрессивные связи – социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним

2 типа социальных групп:

1. Первичная группа – два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные взаимосвязи друг с другом

Напр., семья + группа друзей → социализация человека в общество

2. Вторичная группа – два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели

Напр., вторичная группа – продавцы + покупатели в магазине

Первичные группы имеют более важное значение – основа взаимоотношений между людьми в обществе + инструменты соц. контроля + осуществляют социализацию человека в обществе

Внутренняя группа – группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит

Напр., наш квартал, ребята с нашего двора

Внешняя группа – группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит

Напр., класс «А», класс «Б» в школе

Малая социальная группа – малочисленная по составу социальная общность, участники которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом → Оптимальный состав – 5-7 человек

Малая социальная группа – бывает первичная + вторичная

Большая социальная группа – устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно в социально-значимых ситуациях → Может быть только вторичной соц. группой

Напр., нация + молодежь + пенсионеры + мужчины + женщины

Референтные группы – реальная или воображаемая социальная общность, на которую индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий

  1.  Напр., подражание подростков уголовникам (якобы романтика)

→ Референтные группы – нормативные + сравнительные функции

Нормативные функции – люди принимают и придерживаются стандартов и принципов определенной группы (напр., «я как все»)

Сравнительные функции – Люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами других людей

→ В случае не соответствия – возможна депривация – неудовлетворенность между тем, что мы имеем, и тем, что, по нашему мнению, должны иметь (напр., «мы оба работаем одинаково – почему он начальник, а я – подчиненный ?»)

  1.  «Как много не работай – всегда найдется кто-то, кто будет работать меньше, а получать больше»

Размер группы важен при решении какой-либо проблемы

Наиболее оптимально – группа из 5 человек

- тупиковая ситуация невозможна из-за нечетного числа членов группы

- возможность для членов группы легко меняться ролями

- комфортная обстановка для неформального общения

  1.  «Если можешь руководить коллективом из 5 человек – можешь руководить любым коллективом»

Лидер (англ. leader – «ведущий, первый, идущий впереди») – наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе

Различные классификации лидеров:

- по содержанию деятельности – лидер-вдохновитель + лидер-исполнитель

- по характеру деятельности – универсальный лидер + ситуативный лидер

- по направленности деятельности – эмоциональный лидер + деловой лидер

- по наличию формальных полномочий и степени влияния – формальный лидер + номинальный лидер

Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может и не быть

Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности

Неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов

Номинальное лидерство – лидер, фактически не выполняющий свои функции → может относиться к формальному + к неформальному лидеру

Руководитель – целенаправленно избирается (чаще – назначаемый) + располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности

Неформальный лидер – выдвигается стихийно + не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями + не возложены никакие официальные обязанности

Если руководитель группы и ее лидер – не одно и то же лицо

- 1. Совместная эффективная деятельность

- 2. Конфликтный характер деятельности

→  Как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо

3 стиля лидерства:

  1.  Авторитарный – все определяется лидером → эффективен в высокоорганизованных группах
  2.  Либеральный (стиль невмешательства) – все определяется группой → малоэффективен
  3.  Демократический – все определяется совместным решением
  4.  В развивающихся странах – предпочтение авторитарному лидерству

Социальное манкирование – при работе в группе люди прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы

  1.  Социальное манкирование – объяснение – никто не заметит, что они приложили меньше сил

Между размером группы и мотивацией членов группы – определенная зависимость

Социальная дилемма – ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия

  1.  Напр., солдат перед сражением → выгоднее не участвовать → если все солдаты не будут участвовать – погибнут все

Групповое мышление – процесс принятия решений в группах с чрезвычайно тесными связями, членов которых настолько волнует вопрос сохранения консенсуса (согласия), что это отрицательно сказывается на результате

  1.  Пример группового мышления – 28 января 1986 г. сразу после взлета взорвался в воздухе космический челнок «Челленджер» (США) → погибли 7 космонавтов

Причины – три обстоятельства – наличие сплоченной группы +  доминирование мнения лидера + намеренное уклонение от оценки ситуации экспертами

- Руководство НАСА настаивало на плановых сроках запуска

→ Несколько инженеров рекомендовали отложить запуск из-за погодных условий + неполадок

→ Руководство пренебрегло доводами инженеров

→ Инженеры, поддавшись давлению, пересмотрели свое мнение о рискованности запуска

→ Группе оказалось важнее сохранить внутреннее единодушие, чем прислушаться к мнению оппозиции

Конформизм – 1. пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д.; 2. соглашение с мнением большинства, даже если это противоречит собственным взглядам и принципам; 3. поведение, контролируемое посредством группового давления

- все люди в той или иной степени подвержены конформизму

- конформизм в сложных вопросах встречается чаще, чем в простых

Нонконформизм способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему

→ Коллектив оказывает на человека т.н. эффект внушения

Деиндивидуализация личности (обезличивание) – утрата индивидом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков

Основные факторы деиндивидуализации:

  1.  Размер группы

Чем больше группа, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознания готовность пойти на нарушение нормативного поведения

  1.  Физическая анонимность и обезличенность

Напр., обезличенность в больших городах анонимность → готовность нарушить нормы поведения

  1.  Пример – в качестве эксперимента на улицах большого города и маленького городка оставили две машины с поднятыми капотами

→ В большом городе через 10 минут сняли с автомобиля аккумулятор → Через 3 суток после 23 случаев воровства и вандализма машина превратилась в металлолом

→ В маленьком городке за 3 суток до машины дотронулся 1 прохожий – чтобы закрыть капот из-за дождя

  1.  Возбуждающие и отвлекающие действия группы
  2.  Ослабленное самоосознание

Существование в группе изменяет поведение и установки личности

Возможны 4 варианта поведения человека в группе:

  1.  сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы
  2.  вынужденное подчинение группе под угрозой санкций
  3.  демонстрация противостояния по отношению к группе;
  4.  свободное, осознанное отвержение групповых норм

→ Выход – поиск компромисса при выработке окончательного решения

( 2 ) Социальные организации, социальные институты

Социальная организация – 1. Система социальных групп и отношений между ними; 2. Группа людей, совместно и координировано реализующая общую цель

Различают – производственные + трудовые + общественно-политические + другие социальные организации

Основные черты социальных организаций:

1. Целевая природа – реализация определенных целей

2. Распределение членов организации по иерархической лестнице

3. Разделение труда + специализация труда

4. Наличие внутри организации систем управления и контроля

3 основных типа формальных социальных организаций:

  1.  Добровольные организации – ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода

Напр., общество охраны природы

  1.  Принудительные организации – для временной изоляции людей от остального общества

Цель – подчинение людей строго регламентированным нормам поведения

  1.  Иногда – выполнение унизительной работы + унижение человеческого достоинства → «церемония деградации»

Напр., тюрьма + армия

  1.  Утилитарные организации – для реализации практических целей

Напр., ВУЗы + профсоюзы

Развитие социальной организации → бюрократия

Бюрократия (греч. «стол» + «власть») – 1. Социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и на разделении функций и власти

2. Неэффективность функционирования организаций

3. Пренебрежительное отношение к сути дела под видом или ради соблюдения формальности

Признаки бюрократии:

  1.  Специализация и разделение труда

Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности

  1.  Вертикальная иерархия
  2.  Четкие правила

Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – рационализация всего процесса управления

  1.  Обезличенность взаимоотношений

1900-е гг. – концепция Макса Вебера (немецкий социолог) – концепция идеальной бюрократии: бюрократия – неизбежное и идеальное условие управления в современной жизни

  1.  Характерные черты бюрократии по М. Веберу:
  2.  Каждая должность – определенные обязанности + ответственность → четкое разделение труда и обязанностей
  3.  Иерархическая структура власти (форма пирамиды) → ответственность за собственные действия + за действия подчиненных
  4.  Деятельность основана на системе норм + правил → качество деятельности не зависит от смены персонала
  5.  Должность – определенные профессиональные навыки → работники принимаются на основании их компетентности
  6.  Работодатели снабжают работников всем необходимым для работы
  7.  Работа в организации – карьера → для продвижения необходима качественная работа + заслуги
  8.  Деятельность регламентируется в письменной форме + документы подлежат хранению → возможность проверки + контроля

→ Главное достоинство бюрократии (по Веберу) – высокая эффективность

  1.  Противники концепции М. Вебера → Недостатки бюрократии:
  2.  Неспособность организации эффективно функционировать
  3.  Закон Паркинсона (историк С.Н. Паркинсон, работа «Закон Паркинсона» 1955 г.) – «Объем работы увеличивается для того, чтобы заполнить время, имеющееся для ее выполнения»
  4.  Закон Паркинсона – «Общее количество чиновников увеличивается на 5-7 % в год независимо от объёмов требуемой работы»

Число чиновников увеличивается из-за стремления чиновников иметь больше подчиненных → для координации их труда нужны новые чиновники

  1.  Закон Паркинсона – «Если существует способ отложить принятие важного решения, истинный бюрократ обязательно его найдет»
  2.  Коррупция – концентрация власти в руках чиновника приводит к использованию власти в корыстных целях

Основа функционирования формальных организаций – управление

Методы социального управления (управление в организациях):

1. По отношению к отдельному работнику:

- прямое управление – приказ + задание

- стимулирование – через мотивы + потребности

- управление через систему ценностей – напр., образование

- управление через окружающую социальную среду – изменение условий труда + статуса

2. По отношению к группе работников:

- целенаправленное формирование состава группы – напр., по квалификации

- сплочение группы – напр., через неформальное соревнование

3. По отношению к социальной организации:

- согласования формальной и неформальной структур

-демократизация управления

- социальное планирование – напр., улучшение благосостояния работников через премии + бонусы

2 способа воздействия – прямой (приказ + задание) + опосредованный (мотивирующий – через стимулы)

Стиль руководства – систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем

3 основные разновидности стиля руководства (= лидерства):

1. Авторитарный – все определяется лидером без учета мнения подчиненных

2. Демократический – привлечение подчиненных к выработке общих решений

3. Стиль невмешательства (слабый) – самоустранение руководителя от руководства

Проявление стиля руководства – в т.ч. через стимулирование

Стимулирование – мотивация трудового поведения работника через удовлетворение потребностей его личности

Стимулы – «материальные» + «моральные»

  1.  Стимул – в Древней Греции + Риме – заострённый прут или палка, с помощью которой погоняли скот → стимулировали учителя учеников

Главный продукт управления – управленческие решения

Управленческое решение – формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации

Разновидности управленческих решений:

1. Жестко детерминированные решения – определяются объективными организационными условиями

- стандартизованные – напр., решение о выдаче премии по итогам года

- производные (вторичные) – принятые для осуществления других решений

2. Инициативные решения – индивидуальный вклад руководителя

- ситуационные решения – напр., наказание / поощрение работника

  1.  Пример – А.В. Суворов в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. без разрешения командования захватил турецкую крепость → трибунал приговорил его за самоуправство к смертной казни → Екатерина II отменила решение + надписала на приговоре: «Победителей не судят»

- реорганизационные решения – напр., разработка новых задач

В формальных организациях присутствует в т.ч. самоуправление – автономное функционирование системы

Формальные организации порождают неформальные организации – сеть межличностных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются ею

→ Формируются первичные социальные группы

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая общественно-значимые функции

Напр., Государство + Армия + Политические партии + Общественные организации + Семья + Школа + Церковь

Задача социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей человека и общества

Напр., безопасность + здравоохранение + образование…

Виды социальных институтов:

1. Социально-экономические – напр., собственность + деньги + банки

2. Политические – напр., государство + партии + профсоюзы

3. Социокультурные – напр., школа + ВУЗы + музеи

4. Нормативно-ориентирующие – напр., мораль + религия

5. Нормативно-санкционирующие – напр., органы надзора + армия

6. Церемониально-символические – напр., праздники + традиции + ритуалы

Функции социальных институтов:

1. Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений

2. Регулятивная функция

3. Интегративная функция

4. Коммуникативная функция

5. Транслирующая функция – т.е. передача социального опыта


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39973. Классификация причин уязвимости Windows NT 36.89 KB
  Классификация пользователей Unix Суперпользователь Обычные пользователи Специальные пользователи Псевдопользователи Классификация пользователей Windows Администраторы Обычные пользователи Специальные пользователи Псевдопользователи Анонимный пользователь Уязвимости Unix Наличие демонов Механизм SUID SGIDпроцессов Излишнее доверие Человеческий фактор Уязвимости Windows Серверы Системные процессы Анонимный пользователь Человеческий фактор Совместимость с другими ОС Классификация причин уязвимости Windows...
39976. Сравнение средств разграничения доступа к файлам в Unix и Windows 194.26 KB
  Они включают в себя начальную интерактивную процедуру отображающую начальный диалог с пользователем на экране и удаленные процедуры входа которые позволяют удаленным пользователям получить доступ с рабочей станции сети к серверным процессам Windows. Угрозы безопасности в сети Интернет: анализ сетевого трафика и шторм ложных TCPзапросов 4. Анализ сетевого трафика сети Internet В сети Internet основными базовыми протоколами удаленного доступа являются TELNET и FTP File Trnsfer Protocol. Особенностью протоколов FTP и TELNET является то что...
39977. Различия между семействами операционных систем Windows для рабочих станций 200.82 KB
  Различия между семействами операционных систем Windows для рабочих станций Рабочая станция Рабо́чая ста́нция англ. Microsoft Windows Все версии традиционно делятся на 4 группы: 16ти разрядные расширения MSDOS – 1.0 windows 2.11 с 1986 по 1997 Windows9x с остатками MSDOS – win95 98 ME с 1995 по 2003 WindowsNT современная линейка для ПК – NT3.
39978. Методы увеличения вычислительной производительности 92.37 KB
  Однако процесс обработки команд и данных нельзя нашинковать в произвольных местах на любое число кусков хотя авторы последних модификаций Pentium 4 сделали такую попытку получив в результате очень горячий и высокочастотный но умеренно производительный процессор. При возникновении в программе любого ветвления что по статистике происходит каждые 710 команд специальная схема предсказатель переходов первая стадия конвейера должна за 1 такт сообразить сработает ли этот переход и если да то куда при том что данные для...
39979. Сервер (аппаратное обеспечение) 56.21 KB
  Консоль обычно монитор клавиатура мышь и участие человека необходимы серверам только на стадии первичной настройки при аппаратнотехническом обслуживании и управлении в нештатных ситуациях штатно большинство серверов управляются удаленно. Надёжность Серверное оборудование зачастую предназначено для обеспечения работы сервисов в режиме 24 7 поэтому часто комплектуется дублирующими элементами позволяющими обеспечить пять девяток 99999 ; время недоступности сервера или простой системы составляет менее 6 минут в год. Повышение...
39980. Общие средства повышения надежности 22.51 KB
  Общие средства повышения надежности Надежность это вероятность безотказной работы какоголибо устройства в течение заданного срока службы. Эту вероятность они называют надежностью. Для оценки важности понятия надежность нам придется вести довольно тривиальный разговор о сложности мира машин и приборов. Надежность машин зависит от множества причин: и от материалов используемых для их изготовления и от станочного оборудования и от условий эксплуатации и от заводского контроля и от мастерства рабочих и конечно от конструкторских идей...
39981. Многопроцессорные системы 31.16 KB
  Термин также относится к способности системы поддержать больше чем один процессор и или способность распределить задачи между ними. Комбинация конструктивных соображений программного обеспечения аппаратной и операционной системы определяет симметрию или отсутствие её в данной системе. Часто многопроцессорные системы проще проектировать если введены такие ограничения но они имеют тенденцию быть менее эффективными чем системы в которых используются все центральные процессоры.