87813

Социальные группы и организации

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальная структура общества – предполагает определенные повторяющиеся и устойчивые формы взаимоотношений людей Основа социальных взаимоотношений людей – понятие «статус» Статус (лат. «состояние, положение») – 1. позиция (положение) человека в группе или обществе...

Русский

2015-04-23

45.56 KB

1 чел.

17

Дисциплина

"СОЦИОЛОГИЯ"

Тема № 4. Социальные группы и организации

  1.  Социальные группы: классификация, групповая динамика
  2.  Социальные организации, социальные институты

( 1 ) Социальные группы: классификация, групповая динамика

Социальная структура общества – предполагает определенные повторяющиеся и устойчивые формы взаимоотношений людей

Основа социальных взаимоотношений людей – понятие «статус»

Статус (лат. «состояние, положение») – 1. позиция (положение) человека в группе или обществе; 2. социальная позиция человека в структуре группы или общества, связанная с определенными его правами или обязанностями

Виды социального статуса:

- личный статус – оцениваются индивидуальные качества

- предписанный (наследуемый от рождения): возраст, национальность…

- приобретенный (достигаемый): образование, профессия…

- основной (главный) статус

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии)

Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы в соответствии с его личными качествами

Личный статус – определенное место в системе межличностных отношений

  1.  Пример личного статуса – жена + дочь + сестра + подруга…

Предписанный (наследуемый от рождения) статус – статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), или тот, который назначается ему по прошествии времени (напр., возраст, национальность, теща, зять…)

Приобретенный статус – статус, достигаемый благодаря определенным усилиям (напр., студент, депутат…)

Главный (основной) статус – ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями

Главный статус – всегда тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения

Напр. – для мужчин главный статус обычно связан с местом работы (врач, директор банка, юрист, рабочий)

Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком

  1.  В современном мире – профессиональных статусов ≈ 40 000 + семейно-брачно-родственных отношений более 200

Основа иерархии статусов – престиж – оценка обществом социальной значимости статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении

Авторитет (лат. – «власть, влияние») – степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека

Статус предполагает наличие определенной социальной роли

  1.  Статус – мы занимаем + Роль – играем
  2.  «Весь мир – театр,

И люди в нем актеры» (У. Шекспир)

Социальная роль – 1. соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса (положения) в обществе; 2. модель (образец) поведения, признанная целесообразной для представителей данного статуса в данном обществе

2 составных элемента социальной роли:

  1.  ролевое ожидание – то, чего ожидают от той или иной роли
  2.  ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли

Как правило, поведение человека – в соответствии с ожиданиями окружающих

→ Система социального контроля (от общественного мнения до правоохранительных органов) + соответствующая система социальных санкций (от порицания до насильственного пресечения)

Каждый человек – несколько социальных ролей (ролевой набор) т.н. ролевой конфликт – необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей      

Ролевая напряженность – ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эти требования (напр., разведчик – работает на 2 страны)

Социальный статус + социальная роль – основа формирования социальных групп

Социальная группа – группа из двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия

  1.  Напр., покупатели в торговом центре – не соц. группа

Отличие социальных групп от социальных общностей:

  1.  Устойчивое взаимодействие участников социальной группы
  2.  Относительно высокая степень сплоченности
  3.  Однородность состава – наличие признаков, присущих всем индивидам
  4.  Вхождение в более широкие общности в качестве структурных элементов

Взаимодействие между соц. группами – социальные связи

2 типа социальных связей:

- инструментальные связи – социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-либо цели

  1.  Инструментальные связи – «Ничего личного»

- экспрессивные связи – социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним

2 типа социальных групп:

1. Первичная группа – два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные взаимосвязи друг с другом

Напр., семья + группа друзей → социализация человека в общество

2. Вторичная группа – два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели

Напр., вторичная группа – продавцы + покупатели в магазине

Первичные группы имеют более важное значение – основа взаимоотношений между людьми в обществе + инструменты соц. контроля + осуществляют социализацию человека в обществе

Внутренняя группа – группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит

Напр., наш квартал, ребята с нашего двора

Внешняя группа – группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит

Напр., класс «А», класс «Б» в школе

Малая социальная группа – малочисленная по составу социальная общность, участники которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом → Оптимальный состав – 5-7 человек

Малая социальная группа – бывает первичная + вторичная

Большая социальная группа – устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно в социально-значимых ситуациях → Может быть только вторичной соц. группой

Напр., нация + молодежь + пенсионеры + мужчины + женщины

Референтные группы – реальная или воображаемая социальная общность, на которую индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий

  1.  Напр., подражание подростков уголовникам (якобы романтика)

→ Референтные группы – нормативные + сравнительные функции

Нормативные функции – люди принимают и придерживаются стандартов и принципов определенной группы (напр., «я как все»)

Сравнительные функции – Люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами других людей

→ В случае не соответствия – возможна депривация – неудовлетворенность между тем, что мы имеем, и тем, что, по нашему мнению, должны иметь (напр., «мы оба работаем одинаково – почему он начальник, а я – подчиненный ?»)

  1.  «Как много не работай – всегда найдется кто-то, кто будет работать меньше, а получать больше»

Размер группы важен при решении какой-либо проблемы

Наиболее оптимально – группа из 5 человек

- тупиковая ситуация невозможна из-за нечетного числа членов группы

- возможность для членов группы легко меняться ролями

- комфортная обстановка для неформального общения

  1.  «Если можешь руководить коллективом из 5 человек – можешь руководить любым коллективом»

Лидер (англ. leader – «ведущий, первый, идущий впереди») – наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе

Различные классификации лидеров:

- по содержанию деятельности – лидер-вдохновитель + лидер-исполнитель

- по характеру деятельности – универсальный лидер + ситуативный лидер

- по направленности деятельности – эмоциональный лидер + деловой лидер

- по наличию формальных полномочий и степени влияния – формальный лидер + номинальный лидер

Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может и не быть

Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности

Неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов

Номинальное лидерство – лидер, фактически не выполняющий свои функции → может относиться к формальному + к неформальному лидеру

Руководитель – целенаправленно избирается (чаще – назначаемый) + располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности

Неформальный лидер – выдвигается стихийно + не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями + не возложены никакие официальные обязанности

Если руководитель группы и ее лидер – не одно и то же лицо

- 1. Совместная эффективная деятельность

- 2. Конфликтный характер деятельности

→  Как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо

3 стиля лидерства:

  1.  Авторитарный – все определяется лидером → эффективен в высокоорганизованных группах
  2.  Либеральный (стиль невмешательства) – все определяется группой → малоэффективен
  3.  Демократический – все определяется совместным решением
  4.  В развивающихся странах – предпочтение авторитарному лидерству

Социальное манкирование – при работе в группе люди прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы

  1.  Социальное манкирование – объяснение – никто не заметит, что они приложили меньше сил

Между размером группы и мотивацией членов группы – определенная зависимость

Социальная дилемма – ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия

  1.  Напр., солдат перед сражением → выгоднее не участвовать → если все солдаты не будут участвовать – погибнут все

Групповое мышление – процесс принятия решений в группах с чрезвычайно тесными связями, членов которых настолько волнует вопрос сохранения консенсуса (согласия), что это отрицательно сказывается на результате

  1.  Пример группового мышления – 28 января 1986 г. сразу после взлета взорвался в воздухе космический челнок «Челленджер» (США) → погибли 7 космонавтов

Причины – три обстоятельства – наличие сплоченной группы +  доминирование мнения лидера + намеренное уклонение от оценки ситуации экспертами

- Руководство НАСА настаивало на плановых сроках запуска

→ Несколько инженеров рекомендовали отложить запуск из-за погодных условий + неполадок

→ Руководство пренебрегло доводами инженеров

→ Инженеры, поддавшись давлению, пересмотрели свое мнение о рискованности запуска

→ Группе оказалось важнее сохранить внутреннее единодушие, чем прислушаться к мнению оппозиции

Конформизм – 1. пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д.; 2. соглашение с мнением большинства, даже если это противоречит собственным взглядам и принципам; 3. поведение, контролируемое посредством группового давления

- все люди в той или иной степени подвержены конформизму

- конформизм в сложных вопросах встречается чаще, чем в простых

Нонконформизм способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему

→ Коллектив оказывает на человека т.н. эффект внушения

Деиндивидуализация личности (обезличивание) – утрата индивидом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков

Основные факторы деиндивидуализации:

  1.  Размер группы

Чем больше группа, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознания готовность пойти на нарушение нормативного поведения

  1.  Физическая анонимность и обезличенность

Напр., обезличенность в больших городах анонимность → готовность нарушить нормы поведения

  1.  Пример – в качестве эксперимента на улицах большого города и маленького городка оставили две машины с поднятыми капотами

→ В большом городе через 10 минут сняли с автомобиля аккумулятор → Через 3 суток после 23 случаев воровства и вандализма машина превратилась в металлолом

→ В маленьком городке за 3 суток до машины дотронулся 1 прохожий – чтобы закрыть капот из-за дождя

  1.  Возбуждающие и отвлекающие действия группы
  2.  Ослабленное самоосознание

Существование в группе изменяет поведение и установки личности

Возможны 4 варианта поведения человека в группе:

  1.  сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы
  2.  вынужденное подчинение группе под угрозой санкций
  3.  демонстрация противостояния по отношению к группе;
  4.  свободное, осознанное отвержение групповых норм

→ Выход – поиск компромисса при выработке окончательного решения

( 2 ) Социальные организации, социальные институты

Социальная организация – 1. Система социальных групп и отношений между ними; 2. Группа людей, совместно и координировано реализующая общую цель

Различают – производственные + трудовые + общественно-политические + другие социальные организации

Основные черты социальных организаций:

1. Целевая природа – реализация определенных целей

2. Распределение членов организации по иерархической лестнице

3. Разделение труда + специализация труда

4. Наличие внутри организации систем управления и контроля

3 основных типа формальных социальных организаций:

  1.  Добровольные организации – ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода

Напр., общество охраны природы

  1.  Принудительные организации – для временной изоляции людей от остального общества

Цель – подчинение людей строго регламентированным нормам поведения

  1.  Иногда – выполнение унизительной работы + унижение человеческого достоинства → «церемония деградации»

Напр., тюрьма + армия

  1.  Утилитарные организации – для реализации практических целей

Напр., ВУЗы + профсоюзы

Развитие социальной организации → бюрократия

Бюрократия (греч. «стол» + «власть») – 1. Социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и на разделении функций и власти

2. Неэффективность функционирования организаций

3. Пренебрежительное отношение к сути дела под видом или ради соблюдения формальности

Признаки бюрократии:

  1.  Специализация и разделение труда

Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности

  1.  Вертикальная иерархия
  2.  Четкие правила

Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – рационализация всего процесса управления

  1.  Обезличенность взаимоотношений

1900-е гг. – концепция Макса Вебера (немецкий социолог) – концепция идеальной бюрократии: бюрократия – неизбежное и идеальное условие управления в современной жизни

  1.  Характерные черты бюрократии по М. Веберу:
  2.  Каждая должность – определенные обязанности + ответственность → четкое разделение труда и обязанностей
  3.  Иерархическая структура власти (форма пирамиды) → ответственность за собственные действия + за действия подчиненных
  4.  Деятельность основана на системе норм + правил → качество деятельности не зависит от смены персонала
  5.  Должность – определенные профессиональные навыки → работники принимаются на основании их компетентности
  6.  Работодатели снабжают работников всем необходимым для работы
  7.  Работа в организации – карьера → для продвижения необходима качественная работа + заслуги
  8.  Деятельность регламентируется в письменной форме + документы подлежат хранению → возможность проверки + контроля

→ Главное достоинство бюрократии (по Веберу) – высокая эффективность

  1.  Противники концепции М. Вебера → Недостатки бюрократии:
  2.  Неспособность организации эффективно функционировать
  3.  Закон Паркинсона (историк С.Н. Паркинсон, работа «Закон Паркинсона» 1955 г.) – «Объем работы увеличивается для того, чтобы заполнить время, имеющееся для ее выполнения»
  4.  Закон Паркинсона – «Общее количество чиновников увеличивается на 5-7 % в год независимо от объёмов требуемой работы»

Число чиновников увеличивается из-за стремления чиновников иметь больше подчиненных → для координации их труда нужны новые чиновники

  1.  Закон Паркинсона – «Если существует способ отложить принятие важного решения, истинный бюрократ обязательно его найдет»
  2.  Коррупция – концентрация власти в руках чиновника приводит к использованию власти в корыстных целях

Основа функционирования формальных организаций – управление

Методы социального управления (управление в организациях):

1. По отношению к отдельному работнику:

- прямое управление – приказ + задание

- стимулирование – через мотивы + потребности

- управление через систему ценностей – напр., образование

- управление через окружающую социальную среду – изменение условий труда + статуса

2. По отношению к группе работников:

- целенаправленное формирование состава группы – напр., по квалификации

- сплочение группы – напр., через неформальное соревнование

3. По отношению к социальной организации:

- согласования формальной и неформальной структур

-демократизация управления

- социальное планирование – напр., улучшение благосостояния работников через премии + бонусы

2 способа воздействия – прямой (приказ + задание) + опосредованный (мотивирующий – через стимулы)

Стиль руководства – систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем

3 основные разновидности стиля руководства (= лидерства):

1. Авторитарный – все определяется лидером без учета мнения подчиненных

2. Демократический – привлечение подчиненных к выработке общих решений

3. Стиль невмешательства (слабый) – самоустранение руководителя от руководства

Проявление стиля руководства – в т.ч. через стимулирование

Стимулирование – мотивация трудового поведения работника через удовлетворение потребностей его личности

Стимулы – «материальные» + «моральные»

  1.  Стимул – в Древней Греции + Риме – заострённый прут или палка, с помощью которой погоняли скот → стимулировали учителя учеников

Главный продукт управления – управленческие решения

Управленческое решение – формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации

Разновидности управленческих решений:

1. Жестко детерминированные решения – определяются объективными организационными условиями

- стандартизованные – напр., решение о выдаче премии по итогам года

- производные (вторичные) – принятые для осуществления других решений

2. Инициативные решения – индивидуальный вклад руководителя

- ситуационные решения – напр., наказание / поощрение работника

  1.  Пример – А.В. Суворов в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. без разрешения командования захватил турецкую крепость → трибунал приговорил его за самоуправство к смертной казни → Екатерина II отменила решение + надписала на приговоре: «Победителей не судят»

- реорганизационные решения – напр., разработка новых задач

В формальных организациях присутствует в т.ч. самоуправление – автономное функционирование системы

Формальные организации порождают неформальные организации – сеть межличностных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются ею

→ Формируются первичные социальные группы

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая общественно-значимые функции

Напр., Государство + Армия + Политические партии + Общественные организации + Семья + Школа + Церковь

Задача социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей человека и общества

Напр., безопасность + здравоохранение + образование…

Виды социальных институтов:

1. Социально-экономические – напр., собственность + деньги + банки

2. Политические – напр., государство + партии + профсоюзы

3. Социокультурные – напр., школа + ВУЗы + музеи

4. Нормативно-ориентирующие – напр., мораль + религия

5. Нормативно-санкционирующие – напр., органы надзора + армия

6. Церемониально-символические – напр., праздники + традиции + ритуалы

Функции социальных институтов:

1. Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений

2. Регулятивная функция

3. Интегративная функция

4. Коммуникативная функция

5. Транслирующая функция – т.е. передача социального опыта


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55157. Основи роботи з Windows 1.01 MB
  Постановка загальної проблеми: Як знайти потрібну інформацію по роботі з операційною системою Windows використовуючи довідкову систему І. Знайти та ознайомитись з можливістю пошуку...
55158. Педагогічне спілкування як провідна складова професійно-педагогічної комунікації 57.5 KB
  МЕТА: Схарактеризувати педагогічне спілкування за функціями; з’ясувати що є запорукою продуктивного педагогічного спілкування; визначити бар’єри спілкування та оптимальні способи їх подолання.
55161. Вікові та індивідуальні особливості розвитку школярів та їх врахування в навчально-виховному процесільні особливості розвитку школярів та їх врахування в навчально-виховному процесі 71 KB
  Мета: розкрити необхідність врахування вікових та індивідуальних особливостей учнів у вихованні і навчанні. Знати: визначення виховання освіта навчання розвиток формування теорії розвитку особистості чинники рушійні сили розвитку і виховання особистості. Періодизація розвитку особистості у педагогіці. Нерівномірність розвитку.
55162. Социальная политика. Политика доходов и занятости 23.34 KB
  Цели социальной политики: повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.
55163. Робота з об'єктами в ОС Windows 2.11 MB
  Мета: Формування умінь та навичок по створенню, копіюванню, перейменуванню, знищенню та відновленню обєктів в операційній системі Windows. Постановка загальної проблеми: Як створювати, копіювати, перейменовувати, знищувати та відновлювати об'єктів в операційній системі Windows?
55164. Планування як функція управління 48.5 KB
  Мета: зясувати сутність планування як функції управління виділити основні етапи процесу планування та типи планів в організації класифікувати цілі управлінського планування зясувати механізм управління за цілями та визначити його сильні та слабкі сторони...