87820

Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Лекция

Педагогика и дидактика

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П.Ф. Каптеревым для обозначения того, «большого, целого, с различными свойствами, сторонами и моментами, которыми являются обучение и образование, приучение, воспитание, развитие, наставления, увещевания, взыскания и т.д.», т.е.

Русский

2015-04-23

229.5 KB

71 чел.

Наименование раздела, темы,

тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. ПМ 03. Изучение теоретических основ организации образовательной деятельности по основным образовательным программам  дошкольного образования

Тема 1.1. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

14теор

12 прак

1.Сущностная характеристика понятия обучения

4

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П.Ф. Каптеревым для обозначения того, «большого, целого, с различными свойствами, сторонами и моментами, которыми являются обучение и образование, приучение, воспитание, развитие, наставления, увещевания, взыскания и т.д.», т.е. ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное находятся в сложном взаимодействии.

Б.Т. Лихачев - «...взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателя»

Амонашвили Ш.А., характеризуя педагогический процесс, подчеркивал: весь педагогический процесс есть не что иное, как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса. В педагогическом процессе воспитатель выполняет функцию посредника. Посредничество воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку активизировать свои усилия и таким образом возвести, поднять его до учебного материала.

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, - его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия.

Первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными.

Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает. Конечно, отсюда не следует, что только с этим опытом ребенок проживет жизнь. В семье бандита совсем не обязательно вырастает бандит, но вероятность стать асоциальным в таких условиях выше, чем в семье с другим эмоциональным климатом. Так же, к сожалению, нельзя гарантировать полностью благополучный результат воспитания в благополучной семье. Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или неосознаваемых воздействий.

Первая функция - взрослый - носитель ценностей - демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.

В основе механизма воздействия на ребенка - особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей.

Ведущий метод ( в целенаправленной форме)

- для ребенка - наблюдение,

- для взрослого -организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

(при стихийной форме)

- для ребенка остается значимым наблюдение,

- для взрослого - иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира.

!!! Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так велика ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может наблюдать и перенимать.

Вторая функция взрослого - взрослый является организатором процесса передачи социального опыта.

(целенаправленно)

- реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии.

- родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами. Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка,

(стихийно)

- родители - при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.

- воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.

Принципы построения ПП в ДОУ:

  1.  Учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка
  2.  Решение в единстве воспитательных и обучающих задач
  3.  Учет положения о ВВД, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности
  4.  Осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого
  5.  Создание развивающей среды

1. Учет возрастных возможностей и интересов ребенка

А) Теория Л.С.Выготского о зонах развития

Основа: идеи Маркса и Энгельса о социальной сущности человека.

ВПФ – продукт культурно-исторического развития.

Только взаимодействуя с социумом, ребенок может овладеть способами действия, знаками, опытом, а следовательно развиваться.

ВПФ формируются в совместной деятельности, сотрудничестве ----- переходят во внутренний план

Т.е. сначала находится в ЗБР ---- переходит в ЗАК

Б) Теория Л.С.Выготского о сенситивных периодах развития

это поворотные моменты в детском развитии, когда ребенок особенно восприимчив к получению определенных навыков и знаний.

  •  Первый период в возрасте около 1,5 – 3 лет. Это время пополнения словарного запаса. В данном периоде ребенок особенно восприимчив к изучению иностранных языков. В то же время этот период благоприятен для интенсивного развития моторики.
  •  Второй период в возрасте около 3 — 4 лет.  В этом периоде ребенок знакомится с буквами   и готовится к письму. Это период начала осознанной речи и понимания собственной мысли.
  •  Третий период в возрасте около  4 — 5 лет. В это время у ребенка появляется интерес к занятиям музыкой и математикой, а также наблюдается увеличение активности в восприятия письма. Так же ребенок начинает понимать цвет, форму и размеры предметов.
  •  Четвертый период в возрасте около 5 — 6 лет. Переход от письма к чтению, развитие физических способностей. Ребенок адаптируется к поведению разных людей и проявляет интерес к вежливому общению.
  •  Пятый период в возрасте около 8 — 9 лет. Повторный пик языковых способностей. Также это время восприятия культуры и стремительного развития воображения.

В) Периодизация детского развития


2. Решение в единстве воспитательных и обучающих задач

Козлова стр. 206

- единая социальная природа В и О: возникли в результате потребности человека передавать опыт

- родственны по способам своего осуществления: единый исторический опыт, в определенные возрастные периоды, в ходе общения.

- направлены на целостное развитие личности (деление условно): В – формирование системы ценностей, общественного поведения, О – формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

3. Учет положения о ВВД, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности

те виды деятельности человека, которые в соответствующем возрасте или в данный период жизни человека являются для него главными, основными, вызывают наибольший интерес и наиболее заметно влияют на его психологическое развитие.

Младенчество – непосредственно-личностное общение

Ранний возраст – предметно-манипулятивная деятельность

Дошкольный возраст – СРИ

4. Осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого

СВОЕОБРАЗИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На первом году жизни основными задачами являются:

– развитие сенсорики ребенка, т. е. формирование ощущений и восприятий: зрительного, тактильного, слухового;

– развитие предметных действий;

– развитие движений;

– развитие речи детей.

- необходимо сформировать умения узнавать предметы,

- понимать речь взрослого,

- активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова.

СВОЕОБРАЗИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУППАХ

Обучение детей в период от 2 до 4 лет предусматривает:

– дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего окружения, формирование отчетливых представлений об их свойствах.

- установления несложных связей между объектами и явлениями действительности;

– дальнейшее совершенствование ощущений и восприятия, формирование знаний о системе сенсорных эталонов и умения использовать их в различных видах продуктивной деятельности;

– формирование первоначальных навыков учебной деятельности, т. е. умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы;

– развитие речи детей, т. е. дальнейшее расширение словарного запаса и освоение связной речи.

СВОЕОБРАЗИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

- сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний.

- поощрять умение дошкольников выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения практических и теоретических задач.

- развивать творческие способности и воображение.

– формирование у всех детей основных компонентов учебной деятельности;

– воспитание познавательного интереса как мотива учебной деятельности.

5. Создание развивающей среды

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Козлова С. А., Куликова Т. А. К 59 Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с. ISBN 5-7695-0816-7

Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. —— Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.

Максютова Г. Ю. Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы) [Текст] / Г. Ю. Максютова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 463-465.

Целостный педагогический процесс: теоретические основы. http://www.telenir.net/nauchnaja_literatura_prochee/doshkolnaja_pedagogika/p4.php 

PAGE   \* MERGEFORMAT6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19072. Низкоразмерные физические системы. Типы и виды наноструктур. Квантовые ямы, проволоки, точки 272.5 KB
  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЗИКА НАНОСТРУКТУР Лекция 1. Введение. Низкоразмерные физические системы. Типы и виды наноструктур. Квантовые ямы проволоки точки Настоящий курс посвящен экспериментальным аспектам физики низкоразмерных систем. Будут рассмотрены следую...
19073. Гетеропереходы. Свойства полупроводниковых соединений AIIIBV 77.5 KB
  Лекция 2. Гетеропереходы. Свойства полупроводниковых соединений AIIIBV. Как создать квантовую структуру. Простейшая квантовая структура в которой движение электрона ограничено в одном направлении это тонкая пленка или просто достаточно тонкий слой полупроводник
19074. Понятие эпитаксии. Молекулярно-лучевая эпитаксия, лазерное и магнетронное распыление 505.5 KB
  Лекция 3. Понятие эпитаксии. Молекулярнолучевая эпитаксия лазерное и магнетронное распыление Методы получения наноструктур. Эпитаксия. Исследование искусственно созданных полупроводниковых сверхрешеток и квантовых ям с характерными размерами порядка длины своб
19075. Основы литографических процессов. Фотолитография 101.5 KB
  Лекция 4. Основы литографических процессов. Фотолитография В технологии микроэлектронных устройств литографические процессы универсальны и наиболее часто повторяемы. Они используются для получения контактных и прецизионных масок. Литографические процессы формирую...
19076. Электрические методы измерения. Классический эффект Холла 137 KB
  Лекция 5. Электрические методы измерения. Классический эффект Холла. К электрическим методам измерения относятся измерения вольтамперных характеристик эффекта Холла вольтфарадных характеристик. Вольтамперные характеристики измеряются двухконтактным и четыре...
19077. Принципы резонансного туннелирования. Резонансно-туннельный диод (РТД) на двух-барьерных и трех-барьерных структурах. Вольт-амперные характеристики РТД. Генерация излучения на РТД 745 KB
  Лекция 6 Принципы резонансного туннелирования. Резонанснотуннельный диод РТД на двухбарьерных и трехбарьерных структурах. Вольтамперные характеристики РТД. Генерация излучения на РТД. Введение В последнее время бурно развивается новая область науки физик
19078. Вольтфарадные характеристики структур с квантовыми ямами 662 KB
  Лекция 7. Вольтфарадные характеристики структур с квантовыми ямами Для контроля параметров квантоворазмерных структур состава структуры положения квантовых ям в структуре глубины квантовой ямы концентрации носителей заряда в яме и т.д. широко используются такие
19079. Двумерный электронный газ. Квантовый эффект Холла. Осцилляция Шубникова де Гааза 147 KB
  Лекция 8. Двумерный электронный газ. Квантовый эффект Холла. Осцилляция Шубникова де Гааза. Квантовый эффект Холла В отличие от классического квантовый эффект Холла наблюдается в проводниках толщина которых чрезвычайно мала и сравнима с межатомным расстоянием.
19080. Оптические методы исследования наноструктур. Основы фотолюминесценции Фотолюминесценция квантово-размерных структур 141.5 KB
  Лекция 9 Оптические методы исследования наноструктур. Основы фотолюминесценции Фотолюминесценция квантоворазмерных структур 1. Понятия. При взаимодействии электромагнитного излучения с веществом возникает излучение отличающееся по направлению распростране