87820

Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Лекция

Педагогика и дидактика

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П.Ф. Каптеревым для обозначения того, «большого, целого, с различными свойствами, сторонами и моментами, которыми являются обучение и образование, приучение, воспитание, развитие, наставления, увещевания, взыскания и т.д.», т.е.

Русский

2015-04-23

229.5 KB

63 чел.

Наименование раздела, темы,

тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. ПМ 03. Изучение теоретических основ организации образовательной деятельности по основным образовательным программам  дошкольного образования

Тема 1.1. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

14теор

12 прак

1.Сущностная характеристика понятия обучения

4

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П.Ф. Каптеревым для обозначения того, «большого, целого, с различными свойствами, сторонами и моментами, которыми являются обучение и образование, приучение, воспитание, развитие, наставления, увещевания, взыскания и т.д.», т.е. ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное находятся в сложном взаимодействии.

Б.Т. Лихачев - «...взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателя»

Амонашвили Ш.А., характеризуя педагогический процесс, подчеркивал: весь педагогический процесс есть не что иное, как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса. В педагогическом процессе воспитатель выполняет функцию посредника. Посредничество воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку активизировать свои усилия и таким образом возвести, поднять его до учебного материала.

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, - его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия.

Первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными.

Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает. Конечно, отсюда не следует, что только с этим опытом ребенок проживет жизнь. В семье бандита совсем не обязательно вырастает бандит, но вероятность стать асоциальным в таких условиях выше, чем в семье с другим эмоциональным климатом. Так же, к сожалению, нельзя гарантировать полностью благополучный результат воспитания в благополучной семье. Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или неосознаваемых воздействий.

Первая функция - взрослый - носитель ценностей - демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.

В основе механизма воздействия на ребенка - особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей.

Ведущий метод ( в целенаправленной форме)

- для ребенка - наблюдение,

- для взрослого -организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

(при стихийной форме)

- для ребенка остается значимым наблюдение,

- для взрослого - иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира.

!!! Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так велика ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может наблюдать и перенимать.

Вторая функция взрослого - взрослый является организатором процесса передачи социального опыта.

(целенаправленно)

- реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии.

- родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами. Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка,

(стихийно)

- родители - при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.

- воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.

Принципы построения ПП в ДОУ:

  1.  Учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка
  2.  Решение в единстве воспитательных и обучающих задач
  3.  Учет положения о ВВД, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности
  4.  Осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого
  5.  Создание развивающей среды

1. Учет возрастных возможностей и интересов ребенка

А) Теория Л.С.Выготского о зонах развития

Основа: идеи Маркса и Энгельса о социальной сущности человека.

ВПФ – продукт культурно-исторического развития.

Только взаимодействуя с социумом, ребенок может овладеть способами действия, знаками, опытом, а следовательно развиваться.

ВПФ формируются в совместной деятельности, сотрудничестве ----- переходят во внутренний план

Т.е. сначала находится в ЗБР ---- переходит в ЗАК

Б) Теория Л.С.Выготского о сенситивных периодах развития

это поворотные моменты в детском развитии, когда ребенок особенно восприимчив к получению определенных навыков и знаний.

  •  Первый период в возрасте около 1,5 – 3 лет. Это время пополнения словарного запаса. В данном периоде ребенок особенно восприимчив к изучению иностранных языков. В то же время этот период благоприятен для интенсивного развития моторики.
  •  Второй период в возрасте около 3 — 4 лет.  В этом периоде ребенок знакомится с буквами   и готовится к письму. Это период начала осознанной речи и понимания собственной мысли.
  •  Третий период в возрасте около  4 — 5 лет. В это время у ребенка появляется интерес к занятиям музыкой и математикой, а также наблюдается увеличение активности в восприятия письма. Так же ребенок начинает понимать цвет, форму и размеры предметов.
  •  Четвертый период в возрасте около 5 — 6 лет. Переход от письма к чтению, развитие физических способностей. Ребенок адаптируется к поведению разных людей и проявляет интерес к вежливому общению.
  •  Пятый период в возрасте около 8 — 9 лет. Повторный пик языковых способностей. Также это время восприятия культуры и стремительного развития воображения.

В) Периодизация детского развития


2. Решение в единстве воспитательных и обучающих задач

Козлова стр. 206

- единая социальная природа В и О: возникли в результате потребности человека передавать опыт

- родственны по способам своего осуществления: единый исторический опыт, в определенные возрастные периоды, в ходе общения.

- направлены на целостное развитие личности (деление условно): В – формирование системы ценностей, общественного поведения, О – формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

3. Учет положения о ВВД, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности

те виды деятельности человека, которые в соответствующем возрасте или в данный период жизни человека являются для него главными, основными, вызывают наибольший интерес и наиболее заметно влияют на его психологическое развитие.

Младенчество – непосредственно-личностное общение

Ранний возраст – предметно-манипулятивная деятельность

Дошкольный возраст – СРИ

4. Осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого

СВОЕОБРАЗИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На первом году жизни основными задачами являются:

– развитие сенсорики ребенка, т. е. формирование ощущений и восприятий: зрительного, тактильного, слухового;

– развитие предметных действий;

– развитие движений;

– развитие речи детей.

- необходимо сформировать умения узнавать предметы,

- понимать речь взрослого,

- активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова.

СВОЕОБРАЗИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУППАХ

Обучение детей в период от 2 до 4 лет предусматривает:

– дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего окружения, формирование отчетливых представлений об их свойствах.

- установления несложных связей между объектами и явлениями действительности;

– дальнейшее совершенствование ощущений и восприятия, формирование знаний о системе сенсорных эталонов и умения использовать их в различных видах продуктивной деятельности;

– формирование первоначальных навыков учебной деятельности, т. е. умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы;

– развитие речи детей, т. е. дальнейшее расширение словарного запаса и освоение связной речи.

СВОЕОБРАЗИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

- сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний.

- поощрять умение дошкольников выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения практических и теоретических задач.

- развивать творческие способности и воображение.

– формирование у всех детей основных компонентов учебной деятельности;

– воспитание познавательного интереса как мотива учебной деятельности.

5. Создание развивающей среды

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Козлова С. А., Куликова Т. А. К 59 Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с. ISBN 5-7695-0816-7

Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. —— Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.

Максютова Г. Ю. Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы) [Текст] / Г. Ю. Максютова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 463-465.

Целостный педагогический процесс: теоретические основы. http://www.telenir.net/nauchnaja_literatura_prochee/doshkolnaja_pedagogika/p4.php 

PAGE   \* MERGEFORMAT6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32273. Порядок и методы монтажа многоэтажных промышленных зданий. Схемы размещения монтажных кранов, применяемая оснастка 31 KB
  Наиболее распространенными типами промышленных многоэтажных зданий являются типовые двухсекционные четырехэтажные и трехсекционные пятиэтажные здания с полным железобетонным каркасом монтируемые из унифицированных сборных железобетонных элементов: колонн высотой в один этаж ригелей и плит междуэтажных и чердачных перекрытий. Захватными приспособлениями служат: для колонн траверсы и стропы а для балок ригелей и плит перекрытия траверсы с полуавтоматическими стропами. Выверку правильности расположения колонн и фиксацию расстояний между...
32274. Монтаж конструкций многоэтажных зданий с использованием групповых кондукторов и РШИ 93 KB
  Монтаж конструкций многоэтажных зданий с использованиемгрупповых кондукторов и РШИ Монтаж конструкций при использовании групповых кондукторов При наличии групповых кондукторов рис. В каждой ячейке последовательно устанавливают выверяют и закрепляют все элементы каркаса и после этого перемещают кондуктор на следующую стоянку. После установки колонн их раскрепляют хомутами кондуктора осуществляют предварительную точечную сварку укладывают ригели и сваривают их стыки с колоннами укладывают и сваривают распорные плиты с закладными деталями...
32275. Особенности возведения кирпичных зданий - совмещение каменной кладки с работами по монтажу конструкций и устройству монолитных участков. 24 KB
  При замерзании свежей кладки рр в швах быстро теряет свои свва свободн вода превращся в лед увеличиваясь в объеме что влечет дефекты трещины и разрушение шва недостаточн уплотненность. В проц оттаивания швы обжимаются весом вышележащ кладки что вызыв неравномерн осадку здя = трещ дефции. Спбы выполнения кам кладки в зимн услх: 1.
32276. Организация рабочего места каменщиков 405.5 KB
  Рабочее место каменщика при кладке стен включает участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площади, в пределах которой размещают материалы, приспособления, инструмент и передвигается сам каменщик. Рабочее место каменщика состоит из трех зон (рис. 1, а, б) : рабочей 1 - свободной полосы вдоль кладки, на которой работают каменщики; зоны материалов
32277. Возведение кирпичных зданий следует осуществлять только поточным методом, предусматривающим деление здания на несколько одинаковых по трудоемкости захваток: по одно-, двух- и трехзахватной системам 67 KB
  Билет 7 Однозахватная система организации работ применяется преимущественно при строительстве небольших в плане односекционных домов при одноэтажном строительстве когда кладку ведут на всю высоту этажа при трехъярусном членении. В этот же день во вторую смену выполняют вспомогательные работы: установку подмостей доставку кирпича на подмости и т. На захватке рабочем участке где выполняют монтажные работы по условиям техники безопасности не могут одновременно работать каменщики и наоборот. В сельскохозяйственном строительстве при...
32278. Организация возведения кирпичных стен 26 KB
  Численность комплексной бригады может изменяться от 20 до 40 человек в зависимости от конструктивных особенностей здания и особенно кладки. При поточном выполнении каменной кладки основные понятия технологии работ имеют свое специфическое определение. Захватка типовая повторяющаяся в плане часть здания с приблизительно равными на данном и последующих за ним участках полсекции секция две секции объемами кладки предоставленная бригаде каменщиков для поточного выполнения работы на целое число смен.
32279. Конструктивных схемы и порядок монтажа конструкций каркасных многоэтажных гражданских зданий 47.5 KB
  Конструктивная схема каркасного здания:1 колонны 2 ригели 3 рядовые плиты перекрытий 4 связеваяплита перекрытий 5 навесные стеновые панели Каркасными рис. 5 сооружают общественные и административные здания. Колонны и ригели образуют несущие рамы воспринимающие вертикальные и горизонтальные нагрузки здания.
32280. Конструктивные схемы и порядок монтажа конструкций многоэтажных гражданских зданий с неполным каркасом и бескаркасных 138 KB
  Бескаркасные здания из кирпича и мелких камней и блоков возводят обычно с продольными несущими рис. В зданиях с поперечными несущими стенами рис. Возводятся также бескаркасные здания у которых несущими являются как поперечные так и продольные стены. Конструктивные схемы бескаркасных зданий с несущими стенами:а продольными б поперечными Бескаркасные крупноблочные здания со стенами из бетонных и других блоков имеют конструктивные схемы с поперечными и продольными несущими стенами рис.
32281. Схемы монтажа конструкций жилых крупнопанельных зданий с учетом конструктивных особенностей, условий устойчивости элементов, удобств и безопасности монтажа 81 KB
  Схемы монтажа конструкций жилых крупнопанельных зданий сучетом конструктивных особенностей условий устойчивостиэлементов удобств и безопасности монтажа Основные схемы монтажа крупнопанельных зданий Последовательность монтажа здания зависит от многих факторов: конструктивных особенностей здания; последовательности установки элементов рекомендуемой технологической картой; наличия подкосов фиксаторов монтажной оснастки. Схема монтажа крупнопанельных зданий с приобъектного склада рис. Схема монтажа элементов с приобъектного склада...