87830

Монопольный рынок

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Характеристика чистой монополии. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии. Ценовая дискриминация в монополии которая регулируется.

Русский

2015-04-23

38.5 KB

1 чел.

Лекция 5

Тема 6. Монопольный рынок

План

1. Характеристика чистой монополии.

2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

3. Экономические последствия монополии.

4. Ценовая дискриминация в монополии, которая регулируется.

1. Характеристика чистой монополии.

Полной противоположностью рынка чистой конкуренции является рынок чистой монополии (монопольный рынок).

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она является единственным поставщиком однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли.

Характеристика рынка:

  1.  на рынке действует только один производитель продукции;
  2.  товар, который производится монополистом, не имеет близких заменителей;
  3.  цену  на свой товар монополист устанавливает сам;
  4.  существуют входные барьеры для вступления в отрасль. Барьерами для вступления в отрасль могут быть:

- масштабы производства (монополия – это большое предприятие)

- легальные барьеры (патент – исключительное право на производство какого либо продукта или использования технологии; лицензия – право на использование полного вида деятельности);

- собственность наиболее важных видов ресурсов (если ограниченность ресурсов абсолютна и не существует близкого заменителя);

- недобросовестная конкуренция.

Поскольку возможность доступа в отрасль конкурентов затруднена или практически невозможна, выделяют три вида монополий: закрытые монополии, имеющие юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, защищенные эффектом  экономии в масштабах производства; открытые монополии, не имеющие какой-либо специальной защиты от конкурентов.

Монополизация рынка может быть достигнута:

  1.  Расширением  фирмы за счет капитализации прибыли, банкротством конкурентов…
  2.  Объединение капиталов на добровольных условиях.  

Формы монопольных объединений:

- картель;

- синдикат;

-трест.

2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

Фирма-монополист является единственным производителем данной продукции, и спрос на ее продукцию будет совпадать с рыночным спросом. Особенностью этой кривой  является то, что она убывающая: объем продаж можно увеличивать только за счет  снижения цены. В результате предельный доход будет меньше, чем цена для каждого  уровня выпуска (кроме первого), и кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса. Для монополиста выручка, полученная от продажи дополнительной  единицы продукции, всегда меньше ее цены.

Перед монополистом встает специфическая задача, не возникавшая у совершенного конкурента: выбор уровня цены, который нужно не только назначить, но и удержать.

Решение этой задачи распадается на два этапа:

  1.  определить объем выпуска и сознательно ограничить его, т.к. с ростом продаж снижается цена;
  2.  разработать и реализовать ценовую стратегию.

Монополист  исходит из стремления получить максимальную прибыль, которая будет таковой при равенстве предельных издержек и предельного дохода  MR=MC. Дальнейшее увеличение объема  производства хотя бы на одну единицу принесет превышение дополнительных издержек над дополнительным доходом. Сокращение же хотя  бы на одну единицу продукции по сравнению с этим уровнем будет означать упущенный доход, получение которого было бы возможно  от продажи еще одной дополнительной единицы.  Цена, дающая  максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска.

Когда цена превышает минимально возможные средние совокупные издержки, то фирма-монополист получает экономическую прибыль.  Если же складывается положение, при котором фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не получает прибыль, то  имеет место положение безубыточности в условиях несовершенной  конкуренции. Если цена, соответствующая выпуску продукции,  при котором предельный доход равен предельным издержкам, упадет ниже средних издержек, фирма-монополист  понесет убытки.

3. Экономические последствия монополии.

Возможность для продавца повышения цены на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска предполагает обладание монопольной властью.

Главными экономическими последствиями деятельности чистой монополии является:

  1.  В сравнении с конкурентным производителем монополист стремится назначать высокую цену и продавать меньший объем продукции.
  2.  Средние затраты монополиста, как правило, не соответствуют средним затратам конкурентной фирмы, они могут быть как меньшими, так и большими.
  3.  Монополия влияет на научно-технический прогресс.
  4.  Монополист имеет возможность проводить ценовую дискриминацию.

4. Ценовая дискриминация в монополии, которая регулируется.

Ценовая дискриминация – установление разных цен на один и тот же товар для разных категорий покупателей. Например, разные тарифы на электроэнергию населению  и предприятиям, пассажирские и др. виды перевозок  по железной дороге.

Эффективным средством регулирования деятельности монополий является антимонопольным законодательством, которое представляет  собой пакет законов, выступающих как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний. Антимонопольная политика должна строится таким образом, чтобы это не приводило к дроблению и измельчению фирм, а значит, и к замедлению технического прогресса, росту цен, падению экономической эффективности.

Двойственность роли монополии на рынке предполагает ее преимущества и  недостатки. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск и устанавливают  более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения.  С другой стороны, продукция монопольных организаций  отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке.  Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточным средством для успешного проведения исследований и разработок.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

  1.  Ценовая дискриминация.
  2.  Демонополизация и конкуренция.
  3.  Проблемы монополизма в Украине.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45698. Речевые особенности художественно-публицистических жанров 24.5 KB
  Художественно-публицистические: Очерк сюжетный описательный Фельетон Памфлет Принцип: Образность документальность. Художественный образ – образ единичного конкретного чувственно воспринимаемого объекта. Образ создается с помощью предметной лексики. Образ = Изобразительность Выразительность.
45699. Речевые особенности модульных текстов. Приемы выражения комического в СМИ 52 KB
  Записано со слов Фещенко. Надеюсь этого хватит на экзамене Модульный формат – слово изображение в наружной транзитной печатной рекламе рекламной полиграфии. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических стилистических грамматических словообразовательных и фразеологических. В речи используются две группы иронических слов и выражений: 1.
45700. Фцнкциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление 28 KB
  Функциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление Тот или иной жанр можно определить по набору жанровых признаков. Система жанров печати: информационные аналитические художественно-публицистические. Тенденции: усиление образности письма угнетение жанров фельетона публицистика персонифицируется.
45702. Медиаменеджмент 49.5 KB
  институт функце кот. состояние отражается на деловой активности желании инвестировать в медиапредприятия: доход потребителя кот.предпочтнение ожидание потребителей кот. кот.
45703. Тенденции развития современной российской журналистики 34 KB
  В качестве основных процессов характеризующих развитие современных массмедиа исследователи в последнее десятилетие выделяют четыре: глобализация демассовизация конгломерация и конвергенция сложное и неоднозначное взаимодействие между которыми и формирует современное медийное поле. Медиаглобализация Глобализация наблюдается во всем мире – устранение границ создание объедененых государств СНГ Евросоюз. Глобализация – создание транснациональных медиа. И хотя глобальные медиа открывают невиданный простор для поиска информации но в...
45704. Идентификация аудитории 24 KB
  Идентификация аудитории Аудитория СМИ неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей вступающих во взаимодействие со СМИ. Типичные носители массового сознания может быть целевая реальная потенциальная Важно установление прочных обратных связей Аудитория СМИ важнейшая характеристика самого сми выбор аудитории частично формирует концепцию издания и вообще характеризуется по тем же параметрам что и ЦА в СО.
45705. Функционирование СМИ в глоб.инф.пространстве 60.5 KB
  Происходящая в настоящее время инф. революция означает переход от индустриального и даже постиндустриального общества к инфму. экономики и внедрения новейших достижений инф. Интерактивные медиа предоставляют все больше каналов распространения инфии.
45706. Природа и коммуникативные особенности телерадиожурналистики 34.5 KB
  Природа и коммуникативные особенности телерадиожурналистики. По учебнику Васильева Петрова Курс радиотелевезионной журналистики Радиожурналистика чрезвычайное эффективное средство организации и восприятия аудитории формирования общественного мнения. Радио и телевиденью в сегодняшних СМИ принадлежат бесспорные приоритеты. И объясняется это отнюдь не высоким качеством вещания не выдающимися радиотелевизионными персонажами не глубинной публицистических обобщений не точностью оценок аналитиков.