87830

Монопольный рынок

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Характеристика чистой монополии. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии. Ценовая дискриминация в монополии которая регулируется.

Русский

2015-04-23

38.5 KB

2 чел.

Лекция 5

Тема 6. Монопольный рынок

План

1. Характеристика чистой монополии.

2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

3. Экономические последствия монополии.

4. Ценовая дискриминация в монополии, которая регулируется.

1. Характеристика чистой монополии.

Полной противоположностью рынка чистой конкуренции является рынок чистой монополии (монопольный рынок).

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она является единственным поставщиком однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли.

Характеристика рынка:

  1.  на рынке действует только один производитель продукции;
  2.  товар, который производится монополистом, не имеет близких заменителей;
  3.  цену  на свой товар монополист устанавливает сам;
  4.  существуют входные барьеры для вступления в отрасль. Барьерами для вступления в отрасль могут быть:

- масштабы производства (монополия – это большое предприятие)

- легальные барьеры (патент – исключительное право на производство какого либо продукта или использования технологии; лицензия – право на использование полного вида деятельности);

- собственность наиболее важных видов ресурсов (если ограниченность ресурсов абсолютна и не существует близкого заменителя);

- недобросовестная конкуренция.

Поскольку возможность доступа в отрасль конкурентов затруднена или практически невозможна, выделяют три вида монополий: закрытые монополии, имеющие юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, защищенные эффектом  экономии в масштабах производства; открытые монополии, не имеющие какой-либо специальной защиты от конкурентов.

Монополизация рынка может быть достигнута:

  1.  Расширением  фирмы за счет капитализации прибыли, банкротством конкурентов…
  2.  Объединение капиталов на добровольных условиях.  

Формы монопольных объединений:

- картель;

- синдикат;

-трест.

2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

Фирма-монополист является единственным производителем данной продукции, и спрос на ее продукцию будет совпадать с рыночным спросом. Особенностью этой кривой  является то, что она убывающая: объем продаж можно увеличивать только за счет  снижения цены. В результате предельный доход будет меньше, чем цена для каждого  уровня выпуска (кроме первого), и кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса. Для монополиста выручка, полученная от продажи дополнительной  единицы продукции, всегда меньше ее цены.

Перед монополистом встает специфическая задача, не возникавшая у совершенного конкурента: выбор уровня цены, который нужно не только назначить, но и удержать.

Решение этой задачи распадается на два этапа:

  1.  определить объем выпуска и сознательно ограничить его, т.к. с ростом продаж снижается цена;
  2.  разработать и реализовать ценовую стратегию.

Монополист  исходит из стремления получить максимальную прибыль, которая будет таковой при равенстве предельных издержек и предельного дохода  MR=MC. Дальнейшее увеличение объема  производства хотя бы на одну единицу принесет превышение дополнительных издержек над дополнительным доходом. Сокращение же хотя  бы на одну единицу продукции по сравнению с этим уровнем будет означать упущенный доход, получение которого было бы возможно  от продажи еще одной дополнительной единицы.  Цена, дающая  максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска.

Когда цена превышает минимально возможные средние совокупные издержки, то фирма-монополист получает экономическую прибыль.  Если же складывается положение, при котором фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не получает прибыль, то  имеет место положение безубыточности в условиях несовершенной  конкуренции. Если цена, соответствующая выпуску продукции,  при котором предельный доход равен предельным издержкам, упадет ниже средних издержек, фирма-монополист  понесет убытки.

3. Экономические последствия монополии.

Возможность для продавца повышения цены на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска предполагает обладание монопольной властью.

Главными экономическими последствиями деятельности чистой монополии является:

  1.  В сравнении с конкурентным производителем монополист стремится назначать высокую цену и продавать меньший объем продукции.
  2.  Средние затраты монополиста, как правило, не соответствуют средним затратам конкурентной фирмы, они могут быть как меньшими, так и большими.
  3.  Монополия влияет на научно-технический прогресс.
  4.  Монополист имеет возможность проводить ценовую дискриминацию.

4. Ценовая дискриминация в монополии, которая регулируется.

Ценовая дискриминация – установление разных цен на один и тот же товар для разных категорий покупателей. Например, разные тарифы на электроэнергию населению  и предприятиям, пассажирские и др. виды перевозок  по железной дороге.

Эффективным средством регулирования деятельности монополий является антимонопольным законодательством, которое представляет  собой пакет законов, выступающих как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний. Антимонопольная политика должна строится таким образом, чтобы это не приводило к дроблению и измельчению фирм, а значит, и к замедлению технического прогресса, росту цен, падению экономической эффективности.

Двойственность роли монополии на рынке предполагает ее преимущества и  недостатки. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск и устанавливают  более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения.  С другой стороны, продукция монопольных организаций  отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке.  Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточным средством для успешного проведения исследований и разработок.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

  1.  Ценовая дискриминация.
  2.  Демонополизация и конкуренция.
  3.  Проблемы монополизма в Украине.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38561. Описании языковой картины мира (ЯКМ) субъекта делового текста (завещателя) на материале памятника деловой письменности Северной Руси XVIII веке 239.5 KB
  Теоретические аспекты субъекта текста. Проблематика выпускной квалификационной работы состоит в описании языковой картины мира ЯКМ субъекта делового текста завещателя на материале памятника деловой письменности Северной Руси XVIII в. Исследования такого типа актуальны потому что они позволяют через лексическое значение слов выявить влияние культурного контекста на лексику особенности социальноэкономической и духовной культуры поморов XVIIXVIII вв. разработать методику лингвокультурологической обработки исследуемого материала и...
38562. ЗНАКИ БОЖЕСТВЕННОГО В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛИВЬЕ МЕССИАНА НА ПРИМЕРЕ СИМФОНИИ «ТУРАНГАЛИЛА» 5.39 MB
  Проекция божественного в анализе симфонии Турангалила Оливье Мессиана6 Интродукция Песнь любви I вторая часть Турангалила I третья часть Песнь любви II четвёртая часть Радость крови звёзд пятая часть Сад сна любви шестая часть Турангалила II седьмая часть Развитие любви восьмая часть Турангалила III девятая часть Финал 4. Заложенное ещё в консерваторских классах Поля Дюка увлечение индийской перуанской японской культурой нашло своё отражение в цикле из 12 песен Любви и...
38564. Осуществление кадастровых отношений 4.8 MB
  Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
38565. Усовершенствование технологии производства поковок флокеночувствительной стали марки 40ХН2МА, забракованных при УЗК 1.16 MB
  Завод специализируется на производстве металлопродукции нержавеющих инструментальных легированных конструкционных быстрорежущих штамповых жаропрочных и прецизионных марок стали и сплавов поставка которых осуществляется на внутренний и внешний рынок. Завод производит около 1000 марок стали и сплавов выплавленных в мартеновских открытых дуговых и индукционных электропечах рафинированных электрошлаковым ЭШП и вакуумнодуговым ВДП переплавами в агрегате ковшпечь АКП. Конструкционные стали должны обладать высокой конструктивной...
38566. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ЮРИСТА. Учебно-методическое пособие 290 KB
  Методические указания предназначены для оказания помощи курсантам в определении темы дипломной работы в ее написании оформлении и защите по всем юридическим дисциплинам. Курсанты успешно выполнившие учебный план и сдавшие государственные экзамены должны подтвердить свою квалификацию во время защиты дипломной работы. Написание итоговой квалификационной работы трудоемкий процесс требующий от курсанта глубоких знаний умения анализировать обобщать разбираться в сложных вопросах юридической теории и практики. Выполнение и защита дипломной...
38567. Затраты, связанные с производственной деятельностью ООО «Трест – 2» 3.09 MB
  Сущность и классификация затрат Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическом планах как на уровне общественного производства так и в макроэкономике в отечественной и зарубежной практике. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных денежных расходов а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль [7c. Наиболее общее понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или...
38568. Автоматизированная система коммерческого учета топлива для автозаправочной станции с.Заречный 11.54 MB
  В задании на проектирование АЗС указывают: район или пункт строительства, количество заправок в сутки, число и продолжительность рабочих смен, способ доставки горюче-смазочных материалов на станцию, источники тепло-, энерго- и водоснабжения, канализацию, связь и радиофикацию, наименование типового проекта
38569. Анализ природоохранной деятельности ООО «ХЛЕБОКОМБИНАТ РИАТ Г. КИНЕШМА» 1.17 MB
  Сравнение приведенных данных с масштабами природоохранных капитальных затрат в зарубежных странах где они составляют 24 от ВВП свидетельствует о том что нужно существенно увеличивать вложения в природоохранные мероприятия.i базовый норматив платы за выброс 1 т iго загрязняющего вещества в размерах не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов руб.i базовый норматив платы за выброс 1 т iго загрязняющего вещества в пределах установленного лимита руб.