87831

Ординалистская теория и анализ поведения потребителя

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие неопределенности и риска. Методы снижения риска. Понятие неопределенности и риска. Он исследовал ее с позиций возможности оценки параметров риска в условиях неопределенности на основе математической априорной и статистической апостериорной вероятности.

Русский

2015-04-23

95 KB

0 чел.

Лекция 9

Темы 11,12. Ординалистская  теория и анализ поведения потребителя.

План

  1.  Выбор потребителя с ординалистских позиций.
  2.  Кривая безразличия и предельная норма замещения.
  3.  Бюджетные ограничения и возможности потребителя.
  4.  Понятие неопределенности и риска. Измерения и отношение к риску.
  5.  Методы снижения риска.
  6.  Риск инвестиционных решений.

  1.  Выбор потребителя с ординалистских позиций

Все люди, как потребители различных благ, каждый день сталкиваются  с проблемой выбора.   Согласно ординалистской теорией   потребитель всегда может определить, какому набору благ он отдает предпочтение, но не может определить, насколько этот набор лучший.

Теория потребительского выбора основана на допущении, что потребитель ведет себя рационально, намереваясь максимизировать удовлетворение своих потребностей в процессе  покупки и приобретения товаров и услуг.

Вкус потребителя -  это система ценностей человека, это границы, которые потребитель устанавливает для альтернативных вариантов удовлетворения своих потребностей.

Кроме вкуса, на потребительский выбор влияют цены и доходы потребителя.

Потребительский выбор – это принятие и реализация решения на основе вкуса, цены блага и дохода потребителя с целью максимизации удовлетворения его потребностей.

  1.  Кривая безразличия и предельная норма замещения

Желание потребителя приобрести определенный набор товаров отражает предпочтения потребителя, которые можно исследовать с помощью кривых безразличия.

Кривая безразличия - геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов товаров, что потребителю безразлично, какую из них ему выбрать. Таким образом, кривая безразличия показывает альтернативные наборы вариантов, обеспечивающие одинаковый уровень совокупной полезности. Кривые безразличия имеют наклон вниз и не могут пересекаться друг с другом.

Каждая точка на кривой безразличия представляет одну из комбинаций продуктов А и В, в равной степени удовлетворяющих потребителей, то есть каждая такая комбинация обладает одинаковой совокупной полезностью. Семейство кривых безразличия образует карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия показывает порядковое ранжирование наборов благ, которые может выбрать потребитель.

Конфигурацию кривой безразличия характеризует предельная норма замещения (MRS) – количество блага А, от которого следует отказаться, чтобы приобрести одну дополнительную единицу блага В, сохранив при этом уровень удовлетворения потребности:

     

Стремясь к максимальному удовлетворению своих потребностей, потребитель попадает в положение потребительского равновесия (точка касания бюджетной линии с кривой безразличия, в которой MRS двух товаров равна обратному соотношению цен на них), то есть:

    

3.Бюджетные ограничения и возможности потребителя

Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом (доходом). Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь фиксированный доход D потребитель тратит на покупку товаров А и В в количествах  QА и QВ   по ценам РА и РВ, то бюджетное ограничение может быть записано таким образом:

D=PAQA+ PBQB     

Следует обратить внимание на то, что сущность бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку товаров А и В.

Решив это уравнение относительно QA, получим уравнение бюджетной линии:

    

Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих наборы продуктов, покупка которых требует одинаковых затрат. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Соотношение цен товаров  определяет наклон бюджетной линии, а отношение  указывает точку пересечения бюджетной линии с осью ординат или максимальное количество товара А, которое может приобрести потребитель потратив весь доход. Если весь доход пойдет на приобретение товара В, то потребитель может приобрести его в количестве .

4.Понятие неопределенности и риска. Измерения и отношение к риску

Неопределенность будущего результата обусловлена редкостью и высокой стоимостью такого экономического блага как информация. Обладание полной информацией о ситуации опровергает основной принцип экономического мышления в терминах „издержки – выгоды”. Превышение затрат над выгодами делает задачу получения стопроцентно достоверной информации практически недостижимой целью.

Следствием этого является риск принятия решений в условиях фактора неопределенности, который распространяется как на производителя, так и на потребителя. Риск – это оцененная любым способом вероятность, а неопределенность – это то, что не поддается оценке. Как правило, существуют лишь „одиночки”, способные рисковать  „очертя голову”. Люди рациональны в своем поведении и признают лишь определенным образом оцененный, взвешенный по вероятности риск.

Одним из первых ученых, обративших внимание на проблему неопределенности в экономическом поведении, был американский экономист Фрэнк Найт (1885 – 1974 гг.). Он исследовал ее с позиций возможности оценки параметров риска в условиях неопределенности на основе математической (априорной) и статистической (апостериорной) вероятности.

Статистическая вероятность, считает Ф. Найт, это „эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями, неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково вероятных величин”.  Объективная вероятность основана на вычислении частоты, с которой происходят некоторые события. Она определяет среднее значение вероятности.

Но если не проведен эксперимент пробного маркетинга, в таком случае невозможно вывести объективные параметры вероятности и возникают субъективные оценки.

Субъективная вероятность является предположением относительно определенного результата и основывается на суждении или личном опыте оценивающего. Субъективная вероятность варьируется в широких пределах и может существенно отличаться от ее объективного аналога.

Помимо оценки риска с помощью субъективной и объективной вероятности, степень риска можно оценить с помощью следующих важных критериев:

  1.  ожидаемое значение и его отклонение;
  2.  2) дисперсия и среднеквадратическое отклонение.

Ожидаемое значение  - это сумма значений всех возможных результатов, взвешенных по вероятности осуществления каждого результата, или средневзвешенное значение всех возможных результатов:

,    

где  - возможный результат, - вероятность его осуществления ().

Отклонение – это разница между действительным результатом и ожидаемым.

Дисперсия – это сумма квадратов отклонений действительных результатов от ожидаемых, взвешенных по вероятностям их осуществления:

,    

где   - дисперсия,

 и - возможные результаты в каждом варианте трудоустройства.

Стандартное отклонение – это квадратный корень из дисперсии.

Для описания различного отношения к риску выделяют три типа людей:

  1.  те, кто не расположен к риску (противники риска);
  2.  нейтрально относящиеся к риску (нейтральные);
  3.  склонные к риску (любители риска).

Противником риска будем называть человека, который предпочитает стабильный доход работе, связанной с риском, но с тем же ожидаемым доходом.

Человек, нейтральный к риску, безразличен к заработку со стабильным и неопределенным доходом в случае, если стабильный доход равен ожидаемому доходу.

Склонным к риску (любителем риска) считается человек, который из двух работ с одинаковым уровнем дохода выберет работу, связанную с риском.

Вознаграждением за риск является сумма денег, которую человек, не расположенный к риску, готов заплатить, чтобы избежать риска.

5.Методы снижения риска

Существует четыре способа  (метода) снижения риска:

  1.  Диверсификация.
  2.  Объединение риска, или страхование.
  3.   Распределение риска.
  4.  Получение большей информации о выборах и результатах.

Диверсификация – это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми вариантами производства и сбыта товаров, которые не являются родственными.

Объединение, или страхование риска – это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки, что является  основой страхования.

Распределение риска – это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно на этом принципе основана деятельность финансово-промышленных групп по финансированию крупных проектов или новых направлений НИОКР.

Еще одним методом снижения риска является получение большей информации о выборах и результатах, что связано с ценностью информации. Информация является ценным и редким товаром. Наличие полной информации изменяет выборы и результаты и способствует снижению риска. Чтобы определить количество необходимой информации, следует сравнить ожидаемые от нее предельные выгоды с ожидаемыми предельными издержками на ее получение. Если предельные выгоды превышают предельные издержки, то такую информацию следует приобретать; если предельные издержки выше, чем предельный доход, то от такой информации следует отказаться.

Ассиметрия информации это положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть – нет. На рынках несовершенной конкуренции продавцы товара лучше осведомлены о его свойствах, чем покупатели. Страхующиеся, как правило, располагают большей информацией об объектах страхования, чем страховые компании. В результате рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (ассиметрии) информации.

Существует также моральный риск – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.

Мерами борьбы с моральным риском являются следующие:

  •  более тщательный отбор кандидатов, классификация клиентов по группам риска и соответствующая дифференциация страховых взносов;
  •  частичное возмещение ущерба, то есть разделение с клиентом опасности риска.

Ассиметрия информации может быть частично устранена, если продавцу удается послать покупателям рыночные сигналы. Сильными рыночными сигналами являются гарантии и поручительства, репутация фирмы (марка учреждения, фирменные знаки), сведения о поступающих на работу, например, образовательный ценз и др. Достаточно быстрым и эффективным способом уменьшения ассиметрии являются аукционы. Большую роль в этом процессе  играют общества потребителей, средства массовой информации, законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию.

Спекуляция – деятельность, которая выражается в покупке с целью перепродажи по более высокой цене. Она является примером осознанного риска. Спекулянты выполняют важную функцию, доставляя товары и услуги от тех, кто владеет ими с избытком, к тем, кто остро нуждается в них. Тем самым спекуляция приводит к сдвигу потребления в пространстве и во времени и показывает направления перспективного развития. Спекуляция приводит к выравниванию цен и сдвигу потребления от периода относительного изобилия к периоду относительной ограниченности потребительских благ. В надежде получить прибыль спекулянты покупают риск у тех людей, которые не склонны рисковать.

Разновидностью спекулятивных действий является заключение срочных контрактов – фьючерсов и опционов.

Фьючерс - это срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по существующей ныне цене.

Сделка с премией, или опцион,  - это разновидность срочного контракта (фьючерса), согласно которому одна сторона приобретает право, но не обязанность, купить или продать что-либо в будущем по заранее оговоренной цене с уплатой комиссионных (премии).

Хеджирование  - операция, посредством которой рынки фьючерсов и рынки опционов используются для компенсации одного риска другим.

Преимущество срочных контрактов состоит в том, что вся купля-продажа происходит через год после подписания контракта, в день, обусловленный договором. При этом высвобождаются финансовые средства, которые могут быть использованы для других целей.

6.Риск инвестиционных решений

Принятие решений об инвестициях в большой степени зависит от доходов, которые они в состоянии обеспечить в будущем. Цену актива (капитала или земли) можно определить на основе расчета текущей дисконтированной стоимости доходов, который будет приносить данный актив в течение срока использования.

Активы – это средства, обеспечивающие денежные поступления владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента и т.п.), так и скрытых выплат (увеличения стоимости фирмы, недвижимости, акций и т.д.). Активы делятся на рисковые и безрисковые. Рисковые активы - это активы, доход от которых частично зависит от случая. Безрисковые активы  это активы, дающие денежные поступления, размеры которых заранее известны (застрахованные денежные счета в банке, краткосрочные депозитные сертификаты и др.).

Текущая дисконтированная стоимость актива (его современная стоимость) представляет собой сумму, которую необходимо было бы инвестировать сегодня, чтобы получить определенный ожидаемый доход в будущем. Она определяется по формуле:

  

где 1,2,3,…, n – годы, в течение которых ожидаются доходы в размерах X1, X2, X3,…,Xn,

r –ставка процента.

Цена актива с неопределенной отдачей обычно ниже современной стоимости его средней будущей отдачи, или цена рискового актива обычно ниже цены безрискового актива. В то же время более рисковые активы приносят большую норму отдачи, чем менее рисковые. Поэтому каждый из вкладчиков капитала стоит перед дилеммой: либо высокая прибыль от рисковых операций (с опасностью потерять не только прибыль, но и вложенный капитал), либо низкая прибыль от безрисковых операций.

Для уменьшения риска применяют метод диверсификации портфеля. Диверсификация портфеля - это метод, направленный на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами. В этом случае срабатывает принцип лауреата Нобелевской премии Джеймса Тобина, основанный на старой английской поговорке о том, что «нельзя класть все яйца в одну корзину».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

  1.  Состояние равновесия потребителя в ординалистской  теории потребления.
  2.  Реакция потребителя на изменение его дохода.
  3.  Реакция потребителя на изменение цен  товара.
  4.  Эффект замещения и эффект дохода.
  5.  Рынки с ассиметричной информацией. Спекуляция

Рекомендованная литература

1, с. 47-65;   2, с. 7-24;   3, с. 92-149;    4, с. 30-44;   6, с. 66-95;    9, с. 44-47;   10, с. 101-123.

1, с.58-65; 2, с.36-45; 3, с.150-186; 6, с.96-108; 9, с.52-60, 109-137; 10, с.123-141.

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72288. Электронные и квантовые приборы СВЧ 143.42 KB
  Кривая электронной перестройки частоты имеет такой вид: Диапазон частот Частота колебаний ЛОВ зависит от напряжения U0 приложенного между замедляющей системой и катодом. Ширина диапазона электронной перестройки частот характеризуется либо коэффициентом перекрытия диапазона либо относительной...
72292. Учреждения и органы, исполняющие наказания 346 KB
  Нормы уголовно-исполнительного законодательства закрепляющие виды исправительных учреждений правила их назначения и изменения различным категориям осужденных а также правила определения места отбывания лишения свободы содержат существенные недостатки выражающиеся в их рассогласованности отсутствии...
72293. Економічне обґрунтування конкурентоспроможності продукції (на прикладі ПАТ «Поліссяхліб») 827 KB
  Дослідження конкурентоспроможності підприємства в умовах економічної ситуації, яка склалась в Україні, дає змогу розглядати її як комплексну характеристику потенціальних можливостей забезпечення конкурентних переваг у перспективі.
72294. Бизнес-план по созданию дополнительного гостиничного комплекса ЗАО «ГК «Крона №2» 442.09 KB
  Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности организации.
72295. Определение рыночной стоимости имущественного комплекса ЗАО «Саянстрой» 147.45 KB
  Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки их стратегии. Эффективность принимаемых управленческих решений зависит от качества проведения оценки. Качество самой оценки предприятия зависти от достоверности используемой информации применяемых подходов и методов оценки.
72296. Разработка технических параметров проектируемого издания 1.34 MB
  Целью курсового проекта является разработка технических параметров проектируемого издания, подбор технологического оборудования, материалов, выполнение необходимых технологических расчетов для выпуска заданной продукции.