87834

Оценивание деятельности центров ответственности и трансфертное ценообразование

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Оценивание деятельности центров ответственности базируется на: 1 анализе отклонений бюджетных и фактических показателей расходов доходов финансовых результатов или инвестиций; 2 анализе нефинансовых показателей деятельности центра в частности таких как текучесть кадров процент забракованных...

Русский

2015-04-23

98.48 KB

1 чел.

Тема № 8: Оценивание деятельности центров ответственности и трансфертное ценообразование

   План:

1.  Принципы оценивания деятельности центров ответственности

2. Оценивание деятельности центров инвестиций

3. Понятия о трансфертном ценообразовании

1.Принципы оценивания деятельности центров ответственности

В процессе текущей деятельности по каждому центру ответственности осуществляют учет соответствующих показателей расходов, доходов, финансовых результатов и т.п. При этом построение учета затрат должно основываться на их делении на переменные и постоянные, прямые и косвенные, контролируемые и неконтролируемые. В конце отчетного периода в каждом центре ответственности составляют отчет о результатах деятельности, форма которого (для центра прибыли) может быть такой (табл. 1):

Таблица 1. Отчет о результатах деятельности центра прибыли

п/п

Показатели

Значение показателей

в грн.

Отклонение фактических показателей

от  бюджетных

бюджетные

скорректированные на фактический объем

деятельности

фактические

сумма, грн

в%

1

2

3

4

5

6

1

Доход

48000

50000

+ 2000

+ 4,2

2

Переменные затраты

33000

34000

-1000

-3,0

3

Маржинальний доход

(п. 1-п. 2)

15000

16000

+ 1000

+ 6,7

4

Постоянные прямые затраты, контролируемые менеджером подразделения

5500

5000

+ 500

+ 9,1

5

Финансовый результат

(прибыль),  контролируемая руководителем подразделения

( п. 3 - п. 4)

9500

11000

+ 1 500

+ 15,8

6

Постоянные расходы подразделения, которые не контролируются

руководителем этого подразделения

3500

4000

-500

-14,3

7

Финансовый результат

деятельности подразделения (прибыль) без учета общих

операционных затрат

предприятия ( п. 5 - п. 6)

6000

7000

+ 1 000

+ 16,7

Оценивание деятельности центров ответственности базируется на:

1) анализе отклонений бюджетных и фактических показателей расходов, доходов, финансовых результатов или инвестиций;

2) анализе нефинансовых показателей деятельности центра, в частности, таких, как текучесть кадров, процент забракованных изделий, использование рабочего времени, количество жалоб клиентов, процент повторных заказов, количество клиентов и т.п. (рис. 1).

         Оценивание результатов деятельности центров ответственности 

                                                                       

     Центры ответственности       

Критерии оценивания          

Центр 

расходов 

 

 

 

 

 

Выполнение производственной программы при условии соблюдения бюджета расходов 

Центр доходов 

 

Достижение планового дохода от реализации продукции при условии соблюдения цены и объема реализации 

Центр

прибыли 

Достижение бюджетного показателя прибыли   

 

Центр инвестиций 

 

Достижение планового показателя рентабельности инвестиций (ROI) или значение добавленной экономической стоимости (EVA) 

Рис. 1 -  Основные критерии оценивания деятельности центров ответственности

Оценивание деятельности центра затрат целесообразно осуществлять на основе соблюдения бюджета затрат, при условиях выполнения запланированной производственной программы, то есть обеспечение целесообразности и эффективности затрат.

Необходимо отдельно анализировать показатели выполнения контролируемых и неконтролируемых руководителем подразделения затрат. Для определения эффективности деятельности центра дохода используют данные об отклонении фактической суммы дохода от бюджетной за счет изменения цены и объема реализации продукции.

Оценивание деятельности центра прибыли осуществляют за достижением бюджетного показателя прибыли. При этом необходимо анализировать финансовый результат, который контролируется руководителем подразделения, а также финансовый результат без учета общих операционных затрат предприятия и сумму чистой прибыли (табл. 1). Для оценивания деятельности центра инвестиций используют показатели прибыльности инвестиций (ROI) и суммы добавленной экономической стоимости (EVA).

Показатель ROI вычисляют по формуле:

ROI = По:Іо,                                      (9.1)

где По — операционную прибыль к налогообложению центра инвестиций;

 Іо — среднее значение инвестированного капитала в операционные активы центра инвестиций.

Значение добавленной экономической стоимости (EVA) определяют за формулой:

ЕУА = Пч-Вк,                                   (9.2)

Де Пч — чистая операционная прибыль подразделеня; Вк — общая годовая стоимость задействованного капитала.

Если EVA имеет положительное значение, то центр инвестиций зарабатывает средства, а если негативное, то, наоборот, — тратит свой капитал.

Выделяют пять основных этапов выбора показателей оценивания деятельности центров ответственности и работы их менеджеров:

1) выбор показателя, оценки, который отвечает цели руководства предприятия (операционная или чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рентабельность продукции, сумма добавленной экономической стоимости и т.п.);

2) определение метода исчисления выбранного оценочного показателя  (на основе системы полных или реременных затрат, определения порядка распределения общепроизодственных, административных затрат, затрат на сбыт и т.п.);

3) выбор метода трансфертного ценообразования;

4) обоснование порядка установления нормативов (например, всем ли подразделениям планировать единый уровень рентабельности);

5) определение периодичности и формы представления отчетов о деятельности центров ответственности.

При определении критериев оценки деятельности центров ответственности нужно обязательно привлекать руководителей центров и предусматривать систему их поощрения.

Центры инвестиций — это центральный аппарат управления предприятием. Их можно рассматривать как центр расходов и как центр прибыли. Поэтому для центров инвестиций составляются как сметы расходов, так и сметы прибыли.

              Таблица2 -  Отчет о прибыли

         № п/п

Показатели отчета о прибыли 

Центр А 

Центр Б 

Центр  N

Всего 

          1

Чистая выручка от реализации 

 

 

 

 

2

Переменные затрты 

 

 

 

 

3

Маржинальний доход (1 — 2) 

 

 

 

 

4

Прямые постоянные затраты 

 

 

 

 

5

Остаточный доход после вычитания косвенных затрат (3 — 4) 

 

 

 

 

6

Косвенные затраты 

 

 

 

 

7

Операционный' прибыль подразделения (5—6) 

 

 

 

 

Одна из задач этих центров —  оценивание эффективности работы подразделений предприятия. Для оценивания на разных предприятиях применяют разные методы и показатели:

-  сравнение абсолютного объема прибыли;

- абсолютный объем прибыли и рентабельность реализации;

-  абсолютные объемы продажи и прибыли;

-  рентабельность активов и рентабельность реализации;

-  рентабельность реализации;

-  рентабельность активов;

-  абсолютная величина движения денежных средств.

Значительная часть предприятий для оценивания эффективности работы применяет показатель рентабельности активов (РА), который рассчитывают по формуле:

РА = Прибыль : Активы.

Причем, за базу активов могут браться активы по остаточной или по первоначальной стоимости. Кроме того, за базу оценки могут быть взяты или все активы, или лишь работающие, собственные активы или акционерный капитал. К тому же, есть разные методы оценивания активов ( по первоначальной стоимости, по общей приведенной стоимости, по восстановительной стоимости). Выбор базы для оценивания инвестиций зависит от задач такого оценивания. Эта формула пригодна для оценивания деятельности как отдельного подразделения, так и всего предприятия.

В большинстве случаев для оценивания деятельности центров ответственности целесообразно высчитывать рентабельность инвестированного капитала (Год), которая рассчитывается по формуле

Год  = Прибыль : Инвестированный капитал.

Безусловно, оценивание деятельности можно объединять и с объемом прибыли (операционной или после вычитания налогов и т.п.), маржинального дохода, но они сами по себе не отражают затрат инвестиций и при разных затратах (инвестициях) такая оценка не может быть приемлемой. Вместе с тем и сам показатель рентабельности инвестированного капитала не может быть приемлемым для полной оценки деятельности и его необходимо использовать в сочетании с другими методами оценивания.

Важному вопросом является также выбор показателей оценивания деятельности менеджеров. Для этой цели также используют, как правило, ряд показателей. Среди них можно выделить такие:

-  объем прибыли на инвестированный капитал;

-  выполнение планов;

-  достижение запланированной прибыли до или после налогообложения;

-  достижение запланированного уровня денежного потока.

2. Оценивание деятельности центров инвестиций

Наиболее распространенным показателем, который используют для оценки центров инвестиций, является прибыльность инвестиций.

Прибыльность инвестиций (Return of Investments — ROI) отношение прибыли к инвестированному капиталу.

Популярность этого показателя объясняется тем, что прибыль не может быть применена для оценки деятельности центров инвестиций, поскольку не учитывает масштабов деятельности разных центров.

Проиллюстрируем это на примере. Предположим, что компания имеет три центра инвестиций, о которых известна такая информация (табл. 3).

Таблица 3 -  Данные о деятельности подразделений компании "Компас"

Подразделениее

Операционная прибыль, тыс. грн

Общие активы, тыс. грн.

Прибыльность инвестиций

А

360

1 440

25%

В

400

2 000

20%

С

510

3 000

17%

Если оценивать деятельность подразделений компании, исходя из прибыли, то наилучшие результаты имеет подразделение С.

Но у него и средств было вложено больше. Поэтому для объективной оценки необходимо учесть эффективность использования вложенного капитала, то есть прибыльность инвестиций.

Теперь видим, что наивысшую прибыльность инвестиций имеет подразделение А. Хотя прибыль этого подразделения нменьше сравнительно с другими подразделениями, но именно в подразделении А каждая гривна, вложенная в бизнес, принесла большую отдачу на инвестированный капитал.

Прибыльность инвестиций меняется под влиянием разных факторов. Понять чувствительность прибыльности инвестиций помогает формула Дюпона:

Прибыльность инвестиций = Прибыльнвестированный капитал =рибыль : Реализацию) х (Реализация : Инвестированный капитал)

Или

Прибыльность инвестиций =( Прибыльность инвестиций х Оборотность капитала)

Пирамида Дюпона (рис. 2) показывает, что прибыльность инвестиций можно увеличить путем:

- увеличения дохода от продажи;

- снижения затрат;

        - уменьшения инвестиций ( прежде всего в запасы и в дебиторскую задолженность

Рис. 2- Пирамида Дюпона

Предположим, что реализация подразделения А составляет 1 728 тыс. игры. Тогда прибыльность инвестиций этого подразделения можно представить так:

(360 : І 728) • (1 728 : 1 440) = 360 : 1 440 = 0,25 или 25%

Если подразделение имеет намерение увеличить прибыльность инвестиций до 30%, для этого существуют три пути.

1. Увеличение прибыли путем увеличения продажи

Предположим, подразделение А может увеличить продажу на 300 тыс. грн, что, в свою очередь, обусловит увеличение прибыли на 72 тыс. грн.

Тогда имеем:

(432:2 028) • (2 028 : 1 440) = 432 : ] 440 = 0,3 или 30%

2. Увеличение прибыли путем снижения затрат

Если подразделение может снизить затраты на 72 тыс. грн, это означает, что прибыль возрастет на эту сумму.

В этом случае расчеты будет иметь вид:

(432:1 728) • (1 728 : 1 440) = 432 : 1 440 = 0,3 или 30%

3. Уменьшение активов

В случае уменьшения активов (ликвидация дебиторской задолженности, лишних запасов или основных средств) на 240 тыс. грн подразделение также может достичь желательной прибыльности инвестиций:

(360:1 728) • (1 728 : 1 200) = 360 : 1 200 = 0,3 или 30%

Хотя прибыльность капитала является удобным для оценки деятельности центров инвестиций показателем, он имеет существенный недостаток, который заключается в том, что этот показатель заставляет менеджеров высокорентабельных подразделений отвергать проекты, которые являются прибыльными для всей фирмы. Предположим, подразделение А компании "Компас" имеет свободные средства и рассматривает возможность вложить их в надежный проект (табл. 4).

Таблица 4 -  Расчеты остаточной прибыли подразделения А, тыс. грн

Показатель 

До  принятия проекта 

После принятия проекта 

Прибыль 

360 

390 

Инвестиции 

1 440 

1 600 

Прибыльность инвестиций 

25% 

24% 

Плата за капитал (10%) 

144 

160 

Остаточная прибыль 

216 

230 

Приведенные расчеты (табл. 4) свидетельствует, что при снижении прибыльности инвестиций подразделения А на 1%, общая прибыль компании может возрасти на 14 000 грн. Итак, остаточная прибыль ориентирует менеджера на максимизацию абсолютной суммы прибыли и содействует согласованию цели ( между менеджером и организацией вообще).

Но показатель остаточной прибыли тоже имеет недостаток, который мешает широкому применению его на практике.

Недостатком показателя остаточной прибыли является то, что он не учитывает разных размеров центров инвестиций (табл. 5).

Таблица 5 -    Оценка деятельности подразделений компании "Компас" на основании остаточной прибыли, тыс. грн.

  Подразделение

Операционная прибыль

Плата за капитал (10%)

Остаточная прибыль

А 

360 

1 440-0,1 = 144 

216 

В 

400 

2000-0,1 =200 

200 

С 

510 

3 000-0,1 = 300 

210 

Как видим с табл. 5, подразделение С имеет большую остаточную прибыль по подразделению В, однако не учтено, что в подразделение С было инвестировано значительно больший капитал.

В последнее время распространились попытки применения разных модификаций остаточной прибыли. Одной из таких модификаций есть экономическая добавленная стоимость, разработанная в конце 1980-х годов консалтинговой фирмой Stern Stewart.

Экономическая добавленная стоимость

Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added EVA) чистый операционный

   прибыль центра инвестиций за вычитанием прибыльности перманентного капитала.

Економическая добавление стоимость =Чистая операционная прибыль –

-(Общие активы –Текущие обязательства) х Средневзвешенную стоимость капитала

Подобно к остаточной прибыли экономическая добавленная стоимость характеризует абсолютную сумму роста прибыли. Однако есть по крайней мере три существенных отличия экономической добавленной стоимости от остаточной прибыли.

Во-первых, для определения экономической добавленной стоимости используют перманентный капитал, то есть текущие обязательства высчитывают из стоимости активов.

Во-вторых, для расчетов экономической добавленной стоимости используют средневзвешенную стоимость капитала, которую определяют за формулой:

Средневзвешенная стоимость капитала= ((Стоимость заемного капитала х Заемный капитал) +(Стоимость собственного капитала х Собственный капитал)) : (Заемный капитал + Собственный капитал)


В приведенной выше формуле по обыкновению применяют рыночную оценку заемного и собственного капитала, поскольку балансовая стоимость часто не отображает реальную оценку

капитала.

В-третьих, для расчетов перманентного капитала и операционной прибыли после налогообложения отдельные статьи финансовой отчетности подлежат корректированию. Это касается, в первую очередь, расходов на исследования и разработки, рекламу, обучение персонала и т.п., которые с целью определения экономической добавленной стоимости рассматривают как инвестиции, которые продолжительное время увеличивают экономические выгоды компании.

Другими примерами указанных корректирований являются изъятия из состава затрат амортизации гудвилла, оценки запасов по возобновляемой стоимости и т.п.

Рассмотрим расчеты экономической добавленной стоимости на таком примере:

Операционная прибыль филиала, который является центром инвестиций за отчетный год, составляет 2 000 000 грн. Ставка налога на прибыль равняется 18%. Долгосрочная задолженность предприятия составляет 4 000 000 млн грн, а ставка процента за полученный кредит 9% годовых. Общие активы филиала 5 000 000 млн грн, а текущие обязательства 700 000 грн. Рыночная оценка собственного капитала филиала составляет 6 000 000 млн грн, а стоимость собственного капитала 12%.

Исходя из этого, сначала  рассчитаем средневзвешенную стоимость капитала филиала:

Отсюда экономическая добавленная стоимость равняется:

(2 000 000 х (1 - 0,18)) - ((5 000 000 - 700 000) х 0,0972) =  1 400 000 - 417 960 = 982 040 грн.

Экономическая добавленная стоимость характеризует рост богатства акционеров. Поэтому,  если целью компании является рост богатства акционеров, экономическая добавленная стоимость может быть уместным показателем для вознаграждения менеджеров.

Практика свидетельствует, что вознаграждение менеджеров на базе экономической добавленной стоимости является более справедливой и гибкой формой вознаграждения сравнительно с распространенным сегодня вознаграждением через опционы на акции.

Нередко менеджеры, которые не приносят никакой дополнительной стоимости компании, получают опционы на миллионы долларов за счет других акционеров лишь благодаря буму на фондовом рынке. Вместо того максимизация экономической добавленной стоимости одновременно приводит к максимизации богатства акционеров, что является взаимовыгодным для акционеров и менеджеров.

Итак, экономическая добавленная стоимость является основой для внедрения стоимостного сориентированного менеджмента.

Важным практическим аспектом внедрения стоимостного сориентированного менеджмента являются  карты- схемы взаимосвязи основных факторов создания стоимости и стоимостных индикаторов. Такие карты- схемы дают возможность выразить экономическую добавленную стоимость через определенные финансовые и нефинансовые показатели, которые позволяют менеджерам определить их влияние на создание стоимости в компании.

Например, в компании, которая имеет свой парк автомобилей для доставки продукции на региональные склады и дилерам, значительную часть затрат на сбыт составляют транспортные затраты.

Для оценки способности руководителя транспортного отдела и водителей влиять на  создание стоимости можно применить такую схему (рис. 3).

Рис. 3 -  Детализированная карта-схема влияния на транспортные затраты, связанные со сбытом продукции

Аналогичные карты- схемы влияния на стоимость можно разрабатывать для каждого подразделения компании. Уровень детализации зависит от уровня внедрения стоимостного сориентированного менеджмента на предприятии. На уровне администрации схема более общая, на уровне производственных подразделений может быть очень детальной вплоть до отдельных операций на рабочем месте.

При определении прибыльности инвестиций и остаточной прибыли возникают практические проблемы, связанные с измерением прибыли и инвестированного капитала.

Эти проблемы касаются:

/ определения показателя прибыли;

/ расчетов инвестированного капитала;

/ определения активов, которые должными быть включенны в состав инвестиций;

/ оценки активов;

/ распределения активов между центрами инвестиций.

Рассмотрим эти проблемы и возможные пути решения их на примере филиала компании "Кураж", финансовую отчетность которой приведено в табл. 6.

Таблица 6 -  Баланс филиала компании "Кураж", тыс. грн

Показатель 

 К началу года ,„. ., 

,,,,, ,,л На конец года 

Актив 

Основные средства 

6 000 

10000 

Незавершенное строительство

 

1 000 

Текущие активы 

4000 

5 000 

Вместе 

10000 

16000 

Пассив 

Акционерный капитал 

7000 

10000 

Долгосрочные обязательства 

2000 

1 000 

Текущие обязательства 

1 000 

5000 

Вместе 

10000 

16 000 

Учитывая, что определение показателя прибыли непосредственно связано с показателем капитала, который используется для оценки, сначала рассмотрим именно проблемы определения величины инвестированного капитала.

Поскольку оценку деятельности подразделений осуществляют за определенный период времени (квартал, год), то прежде всего стоит вопрос: как определить капитал за этот период? Дело в том, что капитал меняется в течение отчетного периода и потому отображается в балансе предприятия на определенную дату. Учитывая это на практике используют показатель среднего инвестированного капитала, исходя из его величины на начало и на конец отчетного года. Рассчитанный таким образом общий средний инвестированный капитал филиала представляет:

10 000 + 16 000 : 2 = 13 000 тыс. грн.

Впрочем, возникает следующий вопрос: какой капитал нужно использовать как базу для определения прибыльности инвестиций: общий, собственный, функционирующий или еще какой-либо?

Ответ на этот вопрос зависит от поставленной цели. Если целью является оценка работы менеджера, тогда нужно использовать показатели контролируемого капитала и контролируемой прибыли.

Методика расчетов прибыльности инвестиций зависит от полномочий, предоставленных менеджеру. Если руководитель имеет возможность контролировать все активы своего подразделения, следует применять прибыльность общих активов.

Прибыльность общих активов (Return on Assets — ROA) отношение операционной прибыли к средним общим активам.

Если решение о строительстве является прерогативой руководителя компании, тогда целесообразнее рассчитывать прибыльность на базе используемых активов.

В нашем примере этот показатель равняется:

Прибыльность используемых активов (Return on Assets Employed — ROAE) 

отношение операционной прибыли к средним активам, которые используются в процессе деятельности предприятия.

В нашем примере используемые активы равняются общим активам минус незавершенное строительство.

Прибыльность используемых активов =

Если руководитель филиала имеет полномочие использовать краткосрочные займы банка, тогда для оценки его деятельности целесообразно применить прибыльность перманентного капитала. Перманентный капитал вычисляют как разницу между общим капиталом и краткосрочными обязательствами.

При этом прибыльность перманентного капитала определяют, исходя из прибыли до налогообложения, то есть после уплаты процентов за кредит.

Итак, прибыльность перманентного капитала (Return on Capital Employed — ROCE) — это отношение прибыли до налогообложению к среднему перманентному капиталу.

Прибыльность перманентного капитала = 1 750 : 10 000 = 0,175 или 17,5%

Поскольку менеджеры подразделений очень редко имеют возможность принимать решение относительно использования долгосрочных займов, прибыльность собственного капитала по обыкновению применяют для оценки руководства компании.

Прибыльность собственного капитала (Return on Equity — ROE) это отношение чистой прибыли к среднему собственному капиталу.

В нашем примере этот показатель равняется:

Вопрос оценки активов связан прежде всего с оценкой основных средств. Понятно, что использование первоначальной и остаточной стоимости основных средств послужит причиной разных результатов при расчетах прибыльности инвестиций или остаточной прибыли.

Прибыльность используемых активов (Return on Assets Employed — ROAE) —

отношение операционной прибыли к средним активам, которые используются в процессе деятельности предприятия.

В нашем примере используемые активы равняются общим активам минус незавершенное строительство.

Прибыльность используемых активов =

Если руководитель филиала имеет полномочие использовать краткосрочные займы банка, тогда для оценки его деятельности целесообразно применить прибыльность перманентного капитала. Перманентный капитал вычисляют как различие между общим капиталом и краткосрочными обязательствами.

При этом прибыльность перманентного капитала определяют, исходя из прибыли до налогообложения, то есть после уплаты процентов за кредит.

Итак, прибыльность перманентного капитала (Return on Capital Employed ROCE) — это отношения прибыли до налогообложения к среднему перманентному капиталу.

Прибыльность перманентного капитала = 1 750 : 10 000 = 0,175 или 17,5%

Поскольку менеджеры подразделений очень редко имеют возможность принимать решение относительно использования долгосрочных займов, прибыльность собственного капитала по обыкновению применяют для оценки руководства компании.

Прибыльность собственного капитала (Return on Equity — ROE) это отношения чистой прибыли к среднему собственному капиталу.

В нашем примере этот показатель равняется:

Для расчетов прибыльности инвестиций на основе остаточной прибыли начала нужно рассчитать среднюю чистую стоимость основных средств на каждый год:

Расчеты чистой средней стоимости активов:

Год 1 (1 200 000 + (1 200 000 - 300 000)) : 2 = 1 050 000 тыс. грн.

Год 2 (900 000 + 600 000) : 2 = 750 000 тыс. грн.

Год 3 (600 000 + 300 000) : 2 = 450 000 тыс. грн.

Исходя из этого, прибыльность инвестиций представляет:

Год 1 120 000 : 1 050 000 = 11,4%

Год 2 120 000 : 750 000 = 16,0%

Год 3 120 000 : 450 000 = 26,7%

Итак, прибыльность инвестиций увеличивается по мере износа оборудования. Поэтому прибыльность инвестиций, рассчитанная на основе остаточной стоимости активов, не стимулирует менеджера к обновлению оборудования. Вот почему преимуществом первоначальной стоимости как базы оценки является то, что она мотивирует менеджера к замене старого оборудования и делает невозможным влияние методов амортизации на прибыльность инвестиций.

Преимуществом остаточной стоимости является согласованность с оценкой активов в финансовой отчетности и сопоставление с показателями других компаний.

Результаты исследований свидетельствуют, что большинство компаний используют остаточную стоимость для оценки инвестированного капитала, поскольку она совпадает с балансовой оценкой основных средств.

Но, как известно, в балансе активы отображены по фактической (исторической) себестоимости, которая не совпадает с оценкой активов на момент определения прибыльности инвестиций. В связи с этим стоит вопрос: какую оценку активов нужно применять при расчете инвестированного капитала — историческую или текущую?

Безусловно, текущая оценка активов (особенно при условиях инфляции) дает более  реальную картину, но, с другой стороны, переоценка активов нуждается в значительных затратах времени.

Значительная часть корпораций распределяет общие активы между центрами инвестиций при оценивании их деятельности. При этом на прибыльность капитала центров может влиять порядок распределения указанных активов.

Примеры распределения общих активов между центрами инвестиции приведены в табл. 7.

Таблица 7 -  Распределение общих активов между центрами инвестиций

Вид активов 

Возможная база распределения 

Денежные средства корпорации 

Бюджетные нужды в средствах 

Дебиторы 

Продажа с учетом сроков платежа 

Запасы 

Бюджетная продажа или использование материалов 

Основные средства 

Использование услуг согласно долгосрочным прогнозам спроса или использованная площадь 

В компаниях, которые имеют высокие прибыли за незначительных инвестиций в активы, для оценки деятельности часто используют прибыльность продажи.

3.Понятие о трансфертном ценообразовании

При условиях децентрализованной организации производства разные центры ответственности часто обмениваются между собой товарами и услугами. Для объективной оценки их деятельности важное значение имеет оптимальный выбор подхода к трансфертному ценообразованию. Трансфертная цена — это внутренняя цена, по которой одно подраздеение предприятия (цех, отдел и т.п.) передает другому продукцию или услуги. Трансфертная цена должна: содействовать достижению предприятием определенной цели, обеспечивать гармоническое объединение цели подразделения с общей целью предприятия; быть гибкой (предусматривать систему скидок) и равноценной для менеджеров разных уровней управления; не иметь негативного влияния на эффективность функционирования центра продавца или центра покупателя; содействовать обеспечению автономности центров ответственности; быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; содействовать созданию условий для мотивации деятельности руководителей центров ответственности.

Существуют разные методы установления трансфертных цен. Чаще всего применяют такие методы:

1) установление трансфертной цены с ориентацией на рыночные цены на аналогичные товары или услуги;

2) установление трансфертной цены на основе затрат (плановых или фактических, полных или переменных) на изготовление товаров (полуфабрикатов) или предоставление услуг;

3) установление договорной трансфертной цены.

На предприятиях стран с развитой рыночной экономикой чаще всего применяют трансфертные цены, которые базируются на рыночной или договорной цене.

Для обеспечения эффективности трансфертного ценообразования на основе рыночных договорных цен руководителям центров ответственности необходимо предоставлять право свободно выбирать партнеров как на внешнем, так и на внутреннем ( внутри предприятия) рынке, а также условий решения хозяйственных проблем через арбитраж.

Считают, что трансфертную цену устанавливают на уровне минимального значения цены полуфабриката или услуги, на который соглашается центр продавца, и максимального допустимого значения цены этого полуфабриката или услуги для центра продавца. При соблюдении этого условия трансфертные цены не имеют негативного влияния на финансовые результаты деятельности подразделений предприятия.

Необходимым условием применения рыночных цен при трансфертном ценообразовании является существование рынка промежуточной продукции и стабильность цен на нее. При этом надо соблюдать такие принципы:

1) подразделение, которое покупает продукт или услугу внутри предприятия, должно это делать до тех пор, пока подразделение, которое продает продукцию, соблюдает политику рыночных цен. В противном случае оно имеет право покупать продукцию на внешнем рынке

2) подразделение, которое продает продукцию или услуги, должно иметь право реализовать ее на внешнем рынке.

Договорные трансфертные цены используют в случае несовершенной конкуренции на рынке продукта или полуфабриката. В этом случае при установлении трансфертной цены учитывают альтернативные затраты, которые существуют при альтернативах внутреннего отпуска полуфабриката или его реализации внешним потребителям. Например, если общая сумма переменных затрат на производство и реализацию единицы продукции составляет 50 грн., в  том числе 3 грн. — переменные затраты на сбыт, то при внутреннем отпуске продукции минимальное значение договорной трансфертной цены единицы продукции должно составлять 47 грн. (50 - 3), а максимальное — 50 грн. На основании переговоров между покупателем и продавцом определяют конкретное значение трансфертной цены продукции.

Понятно, что окончательное решение о приобретении полуфабрикатов у внешних поставщиков принимают лишь при условии повышения прибыльности деятельности предприятия вообще.

Если для формирования трансфертных цен использования рыночных цен невозможно или достаточно  дорого, их разрабатывают на основе затрат. В этом случае трансфертную цену полуфабриката или услуги определяют на основе их:

- себестоимости;

- себестоимости и суммы наценки;

- переменных затрат и суммы наценки.

Сумма наценки, которую включают в трансфертные цены, дает возможность центрам ответственности возмещать собственные затраты и получить определенную сумму прибыли.

При использовании трансфертных цен на основе затрат для стимулирования экономии дополнительно обосновываются нормы (стандарты) затрат. Применение трансфертных цен на основе затрат предопределяет повышение контроля по уровню затрат каждого центра ответственности, однако возможны такие варианты разработки трансфертных цен на основе затрат, которые отвечают интересам лишь отдельных подразделений, а не предприятию в целом.

Данные об объемах применения разных методов трансфертного ценообразования на предприятиях и корпорациях стран мира представлены в табл. 8:

Таблица -  Применение методов трансфертного ценообразования, %

 

 

с/п 

 

Название методов 

 

 

США 

 

 

Авст- 

ралия 

 

Канада 

 

 

Япония 

 

 

Индия 

 

Велеликобритания 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8

 

А. Трансфертные цены внутри страны 

1 

 

На основе рыночных 

цен 

7 

46 

34 

34 

47 

41 

 

 

 

 

 

 

На основе затрат: 

 

 

 

 

 

2 

— переменных 

4 

8 

6 

2 

6 

6

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1509. Валютный рынок России 107.5 KB
  Формирование российского валютного рынка. Валютное регулирование. Регулирование валютного курса рубля и динамика его изменения. Перспективы развития российского рынка и стабилизации курса рубля.
1510. Понятия миссии и миссионерства/ О православной миссии 107.48 KB
  Понятия миссии и миссионерства. Традиционные и нетрадиционные религии. Причины возникновения миссионерства. Методология миссионерства. Основной принцип миссионера. Оружие миссионера.
1511. Анализ предприятия по его производственных цехов по производству военного оборудования 94.01 KB
  Структура предприятия и ее общая характеристика. Материально техническое снабжение предприятия. КИП и А, технологическое оборудование на предприятии. Анализ поступления изделий на участок. Разработка технологии настройки изделия.
1512. Композиционные материалы 67 KB
  Выбор материала корпуса. Армирующий материал. Выбор материала электродов. Свойства полипропилена, и его производство на предприятиях химической промышленности применяются различная аппаратура: реакторы, технологические газоходы, циклоны, каплеуловители, емкости и т.п.
1513. Проектирование предприятия по производству насосов 98.08 KB
  Определение плана производства и обоснование производственной мощности (на примере производства насосов). Технико-экономическое обоснование варианта размещения предприятия. Транспортные затраты по обеспечению завода материалами и полуфабрикатами.
1514. Принципы работы в основных компьютерных программах Microsoft 478 KB
  Система MIKROSOFT OUTLOOK, в планировании работ и событий. Текстовый редактор MICROSOFT WORD, в организации документоведения. Система Microsoft Exel. Работа с электронными таблицами. Создание презентаций в системе Ms Power Point.
1515. Звіт про виконання лабораторних робіт з дисципліни економічної інформатики 38.22 KB
  Моделювання математичних процесів. Моделювання обчислень в економічних задачах табличного вигляду. Кругові графіки. Моделювання циклічних процесів.
1516. Проект одноступенчатого редуктора для электродвигателя марки А100S2У3 28.75 KB
  Номинальные частоты вращения и угловые скорости редуктора. Делительный диаметр червячного колеса. Предварительный Расчет валов редуктора и конструирование червяка и червячного колеса. Конструкционные размеры корпуса редуктора.
1517. Расчет зоны покрытия и абонентской нагрузкидля базовой станции стандарта GSM 77.97 KB
  Расчет зоны покрытия БС с помощью модели Хата. Расчет нагрузки в соте. Вероятность отказа в обслуживании сотой абонента в зависимости от количества каналов.