87847

Манипуляция в связях с общественностью

Лекция

Маркетинг и реклама

Особенности подачи информации (технологии манипулирования) Языковое манипулирование (приемы, техники манипулирования) Восприятие (неосмысленность, неизбирательность) Конформность (мы-чувство) формирование, конструирование, распространение образов неопределенный...

Русский

2015-04-23

37.65 KB

11 чел.

9

ОСО

Тема 10. Манипуляция в связях с общественностью.

  1.  Определение и структура манипуляции.
  2.  Приемы и техники манипуляции в СМИ.

Остальное по проекту программы курса и по диссертации см.

Понятие «манипуляция»

Определение

Автор

1

2

«…психологическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено»

Г. Франке (1964)

«…вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает»

«Современный словарь социологии» (1969)

«Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира человека, путем внушения массам соответствующего стереотипа»

Д.А. Волкогонов (1983)

«… вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого принуждения другого к совершению определенных действий»

Е.Л. Доценко (1997)

«…вид психического воздействия, искусное исполнение которого ведет к срытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»

Е.Л. Доценко (1997)

«… явное и настойчивое навязывание адресату определенной точки зрения, лишающее его возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты»

О.Н. Быкова (1999)

«… программирование мнений и устремлений масс, их настроений и психического состояния, с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции»

С.Г. Кара-Мурза (2001)

«… скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества»

В.П. Шейнов (2001)

«… насилие, которое совершается скрытно, анонимно, вторгается в духовно-психологический мир человека, охватывая сознательные и бессознательные слои личности, внедряются нужные для властных или других структур установки, цели, стереотипы»

А.Ю. Горчева (2001)

«… исполненная коварства, но всегда внешне пристойная и чистая, изощренная по способу осуществления, обычно театрализовано обставленная акция одного человека или группы лиц в намерении нарушить или разрушить чужие интересы, чтобы привести к торжеству и победе интересы собственные»

Г.Г. Почепцов (2003)

«…скрытое изменение направленности активности других людей, когда некто влияет на поведение людей, не раскрывая сущность, характер действий, которых от них ожидает»

В.Г. Крысько (2005)

«… любые воздействия на индивида, группу, общество, инициаторы которых скрытно преследуют цели, в корне расходящиеся с официально провозглашаемыми»

В.П. Пугачев (2005)

«…скрытое управление сознанием и поведением людей, с целью принудить их действовать или бездействовать, в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия, включающее определенные средства, среди которых ведущую роль играют СМИ»

О.Г. Филатова (2006)

«…процесс воздействия с помощью определенных средств на сознание, чувства, психику, волю человека»; «…в нынешних условиях манипулирование становится особым видом деятельности»

А.В. Шипова (2007)

«…разновидность манипулятивного воздействия, осуществляемая  путем искусного использования определенных ресурсов языка с целью скрытого влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата»

Г.А. Копнина (2008)

«…скрытое языковое воздействие на адресата, намеренно вводящее его в заблуждение относительно замысла и содержания речи»

А.А. Данилова (2009)


Структура медиаманипуляции. Основные составляющие

Социально-психологические
факторы (внутренние факторы)

Информационно-психологические факторы
(внешние факторы)

Стратегия манипуляции

Тактика манипуляции

Технологии

Техники

Заражение (психологическое)

Подражание (социальное)

Особенности подачи информации (технологии манипулирования)

Языковое манипулирование (приемы, техники манипулирования)

Восприятие (неосмысленность, неизбирательность)

Конформность (мы-чувство)

формирование, конструирование, распространение образов

неопределенный рефлекторный индекс

стереотипизация (упрощение, категоризация)

страдательный залог, номинализация

повторение

безличные конструкции

Представления (искажение)

дробление (фрагментация)

пассивизация

срочность и сенсационность

безальтернативные точки зрения

подмена факта комментарием

гиперболизация, расширение обобщений

Внимание (поверхностность)

восклицательные предложения, риторические вопросы, лексические повторы

Идентификация

техника двойного стандарта, уклончивой терминологии или манипуляция лексической многозначностью (эвфемизмы, дисфемизмы)

деление на «мы» и «они», антитеза

Память (неосознанное запоминание, сохранение в подсознании)

императивы, повеления, требования, призывы

метафоры

ложные аналогии (обвинение по ассоциации)

Мышление (некритичность)

создание комплексной эквивалентности

трюизмы

Фасцинация

фингирующие преобразования

Эмоции (сенсибилизация, десенсибилизация)

слова-амебы, аффективы, идеологемы

наклеивание ярлыков

использование инвектив

Мотивы, ценности Потребности

интимизация

Психические состояния (страх, неуверенность, угнетенность)

трансформация фразеологизмов, изменение грамматической формы

композиционные приемы манипуляции: семантические особенности вступления и заключения, заголовки

Перечень манипулятивных языковых техник используемых в электронных СМИ для психологического воздействия на аудиторию*

№ п/п

Манипулятивная техника

Характеристика

Пример использования

1

Неопределенный рефлекторный индекс

Используется для умолчания об источнике информации, или ложной ссылке на его наличие, когда источник отсутствует; эксплуатируется авторитет эксперта, новости придается большая весомость

неопределенно-личные предложения в составе ложного: «как утверждается», «нам сказали», «источник сообщил», «по некоторым данным»; «большинство экспертов уверены, что…»

2

Номинализация
Использование предложений со сказуемым в страдательном залоге

Обеспечивается исчезновение субъекта того о чем говорится, что снимает ответственность за ложные обещания и факты с отсутствующих субъектов

«вопросы будут решаться», «необходимо улучшать…»; перевод глаголов в абстрактные существительные на -ение, ание, -ация, т.е. «повышение…», «внедрение…»

3

Использование безличных конструкций и мультипликация

Вместо указания на конкретных людей, о которых идет речь, конструкции обезличиваются; происходит умножение имен действия

«Минфин заявил», «Парламент постановил»; «представители партии нам сообщили…»

4

Пассивизация

Размывает фокус внимания читателя, выводя из обсуждения субъектов действия, вплоть до умолчания о них

«митингующие были захвачены полицией» вместо «полиция захватила митингующих».

Для манипулятора первая конструкция предпочтительна, в ней инициатором действия как бы выступают митингующие, а полиция как бы вынуждена их захватить; «ситуация кризиса была использована для массового увольнения рабочих» – здесь автор не обозначает прямо фигуранта действия (руководство компании), тем самым смягчая новость.

5

Безальтернативные точки зрения, искажение цитат

Используются в новостях для замещения факта комментарием, а так же фальсификации высказываний тех или иных лиц

«нет никакого сомнения…», «вопреки мнению некоторых…», «совершенно точно…», «считается, что…». Семантическая модель введения техники – «все знают, что…»

6

Гиперболизация, расширение обобщений; плюрализация действий и ситуаций

Внутренняя смысловая конструкция таких оборотов содержит аргумент к норме, настраивает реципиента на автоматическое согласие с информацией и точкой зрения автора

«самым удивительным является», «совершенно неправильный подход»;

«вы обычно…», «ты постоянно…», «всегда», «вечно»; универсально-обобщающие конструкции, («любой», «всякий», «все», «большинство»)

7

Восклицательные предложения, риторические вопросы.

Эмоционально окрашенные прилагательные

Настраивает реципиента на определенное эмоциональное отношение к событию, новости.
С помощью риторических вопросов автор констатирует, что та или иная ситуация существует, при этом навязывается определенное видение ситуации. В сетевых СМИ часто риторические вопросы наблюдаются в заголовках

«зверски убит»; «необычайная история»; «возмутительный поступок»

8

Техника двойного стандарта (уклончивая терминология)

Манипуляция лексической многозначностью. изменение отношения объекта к определенному явлению осуществляется с помощью изменения ассоциативного поля слова, привнесения в него новых смыслов. Синонимы различаются незначительными оттенками значений, слово входит в широкое семантическое поле: манипуляторы могут выбирать слово, наиболее отдаленное по смыслу от семантического ядра.

Эвфемизмы (эмоционально нейтральные слова), используются для сокрытия подлинной реальности под маской нейтральных понятий, для оправдания неблаговидных фактов, поступков. То, что может вызвать негативную общественную реакцию вуалируется «мягкими» терминами (напр., «граждане, вынужденно покинувшие места постоянного жительства» вместо «беженцы», «конфликт» вместо «война», вместо повышения цен – «регулирование цен», «сексуальный плюрализм» – половая распущенность). Могут использоваться для создания «эффекта удаленности от пугающих явлений» формируя у аудитории безразличие и апатию по отношению к освещаемым новостям (напр., не «бомбардировка», а «установление мира», не «вмешательство», а «интервенция»). Обратное явление эвфемизмов – дисфемизмы, т. е. замена нейтрального слова эмоциональным, с негативной коннотацией (напр., «сербы – убийцы», «иракцы – террористы», а американцы – «миротворцы»)

9

Деление на «мы» и «они», антитеза.

Категория «мы» используется в позитивном или нейтральном контексте, а категория «они» в негативном. Часто происходит смешение данного приема с приемом двойного стандарта

Мы: «борцы за свободу», они: «сепаратисты», «повстанцы». В статьях о продуктах питания, свой – это «отечественный, национальный, наш, доступный, свежий»; чужой – «импортный, экзотический, дорогой, мороженый».

10

Императивы

Создание назидательных конструкций, свойственных стилю инструкций

Любые повеления, требования, призывы, лозунги

11

Метафоры

Метафоры задействуют механизмы ассоциативного мышления реципиента, рождают устойчивый образ. Их использование сводится к подмене рационального суждения иррациональным, имеющим формальные признаки непреложной истины

В СМИ распространена метафора войны. Для описания социальных, политических и пр. процессов, используются слова военной тематики («конфронтация с…» «обрушился шквал вопросов…», «врагов прибавлялось», «на политическом фронте»). Так же часто применение базируется на архетипичной психологической дихотомии «добро-зло», «свет-тьма», «мы-они»

12

Ложные аналогии (обвинение по ассоциации)

Отождествление какого-либо политика, деятеля, с негативно оцениваемой социальной группой; смещение внимания с происходящего события, на события в прошлом через ложные ассоциации. Производится критика того или иного события, поступка, лица, через критику его окружения, его биографии, хронологически предшествующих событий. В случае критики государства, его действий и политики, используется историческая параллель (закрепленные в национальном сознании значимые явления истории, ассоциации с ними). Манипулятор здесь пользуется внешним сходством двух сравниваемых явлений

западные СМИ во время грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 года, называли в публикациях Россию «империей, захватившей Грузию», «восставшим Советским Союзом» и пр. Ложные аналогии так же используются в контексте актуальных повесток дня (заголовок «Киллеры в масках от гриппа ворвались в помещение…» в контексте муссирования в СМИ новостей о свином гриппе в 2009 году)

13

Создание комплексной эквивалентности (подразумеваемая причинность)

Разрушение рациональных связей, для того, что бы выдать гипотетическое за реальное. Рациональное обоснование связей при этом отсутствует

Использование в новостном тексте лексем «значит», «таким образом», «из этого следует»

14

Трюизмы

Банальные фразы, универсальные высказывания, используемые перед информацией, которую нужно внедрить в сознание адресата. Это позволяет с помощью заданных изначально всеми принятых утверждений настроить читателя на согласие с предложенной информацией, направить его на некритическое восприятие

Штапы, пословицы, банальные фразы, универсальные высказывания, используемые непосредственно перед новостной информацией в медиатексте и пр.

15

Фингирующие преобразования

Внимание реципиента концентрируется не на основной мысли стоящего за текстом новости события, а рассеивается в мозаике незначительных подробностей.

нагромождение иностранных или научных терминов, цифр, чрезмерных уточнений

16

Использование аффективов (слов-амеб, денотативно свободных слов, идеологем

Эмоционально нагруженные слова, которые адресованы к ценностным установкам реципиентов; недискретность этих категорий, позволяет оценивать сказанное в самых широких границах.

абстрактные понятия обычно имеют положительные коннотации, содержат в себе идеологическую оценочность, оказывают суггестивное воздействие на аудиторию, блокируют рациональное восприятие. Эти слова настолько не связаны с реальностью, имеют семантическую расплывчатость, эмоциональность, что могут быть вставлены в любой контекст, иметь любую трактовку

человеческое достоинство, милосердие, мечта, истина, вера в идеалы, свобода, прогресс, национальные интересы, справедливость

17

Наклеивание ярлыков

Используется для дискредитации какого-либо образа события, личности, страны, и является основным практическим проявлением технологии стереотипизации, мифологизации сознания. Ярлыки становятся привычными, закрепляются в сознании через цепь повторяющихся ассоциаций

распространенными сегодня ярлыками являются выражения «лицо кавказской национальности», «блондинка», «черный риелтор», «серые схемы».

якоря с положительными скрытыми коннотациями: «клубный щенок», «евроремонт», «американский диплом». Во времена перестройки использовались другие якоря, напр., «привозная шуба», «иногородняя стенка»

18

Использование инвектив

Нацелено на оскорбление, отрицательную оценку объекта, бранной лексики

прием схож с приемом использования метафор, ярлыков, дисфемизмов, но в отличие от ярлыков более разнообразен, в отличие от метафор и дисфемизом действует напрямую, не вуалируя смысл слова или словосочетания, направлен не на стереотипизацию, а на достижение максимальной экспрессивности статьи

«мошенник, двурушник» и т. д. Часто используются слова в переносном значении, например, слова «бюрократ», «мясник» в переносных значениях обретают негативную окраску. Действия так же описываются экспрессивно – вранье, лихоимствовать и т. д. Инвективную функцию так же выполняют искажения имен.

19

Интимизация

медиатексты, повествующие «от себя» создают эффект доверительного общения автора и аудитории, что увеличивает аттракцию, расположенность к некритическому восприятию

использование слов из бытовой лексики, разговорных форм, жаргонных слов и выражений, что снимает тревожность ситуации, сводит все явления к будничным, бытовым, привычным

20

Создание и использование каламбуров

трансформация фразеологизмов, изменение грамматической формы, замена компонентов устойчивого словосочетания. Обеспечивает запоминаемости материала за счет ироничности и сарказма

«пенсия не позволяла жевать лучшего», «ученье – свет, а неученых – тьма». Окказиональное словообразование, типа «москвачка», «обамериканиться» привлекают внимание, формируют отношение к описываемому предмету, создают почву для стереотипизации

21

Композиционные приемы манипуляции

семантические особенности вступления и заключения, повторение внедряемой информации в начале и конце, манипулятивные особенности заголовков

Заголовок, лид-абзац, иллюстрации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45248. Деятельность корпоративной радиостанции и ТВ-центра: приоритеты, аудитория, содержание коммуникации 26.5 KB
  Обычно это организаци-ипартнеры со схожими корпоративными стандартами и принципами. Приоритеты: Главным приоритетом в деятельности корпоративной радиостанции и ТВ центра является формирование корпоративной культуры организации. Сообщения транслируемые по радио и ТВ должны отвечать на следующие вопросы: что происходит в организации почему это происходит в организации что должно произойти в организации Аудитория: Обычно эти самые радиостанции пли ТВ центры находятся на территории самой компании и вещают только на их территории то...
45249. Цели и содержание деятельности корпоративного сайта 28.5 KB
  Цели которые преследуют создатели сайтов: улучшение имиджа и поднятие престижа компании; продвижение торговой марки; доступность информации о продуктах и ценах для клиентов; поддержка дилерской сети доступность информации о продуктах и ценах для дилеров; прямая продажа продукции в Internet организация виртуального магазина; доступность внутренней информации для сотрудников работающих вне офиса; другое. служит дополнительным элементом фирменного стиля; укрепляет имидж и престиж поскольку в российских условиях не каждая...
45250. Информационное, организационное и финансовое обеспечение ПР- акции 28 KB
  Информационное организационное и финансовое обеспечение ПР акции 1. Формы опосредованной маркетинговой коммуникации нередко играют важнейшую роль в обеспечении акции. 3 этап формирование плана в основе которого лежат конкретные ПР-акции которые должны быть спланированы по времени и иметь свое отражение в СМИ репортажи интервью аналитический обзор и т. Организационное обеспечение также предполагает написание сценарного плана акции который включаете: а открытие акции включая представления гостей б содержание и последовательность...
45251. Представительские акции в ПР-технологиях: функции, формы, этапы подготовки 22.5 KB
  Представительский обед 7-8 часов вечера прибытие по приглашению не более чем за 10 минут до начала не опаздывать; 1 банкетный стол или несколько; приглашение с указанием места; правила рассадки – дамы и кавалеры сидят последовательно; приветственные тосты и рассадка от самых серьезных по убыванию. Время проведения около часа с переменой блюд: горячий стол музыкальная пауза сладкий стол кофе уход. Фуршет перед началом возможны некоторые объявления пока не сели за стол.
45252. Презентация как форма PR-акции: функции, этапы разработки и реализации 33 KB
  Полная готовность к проведению презентации –11 часов на час раньше назначенного времени – остается время на устранение мелких неполадок и недочетов. Приглашенных встречает первое лицо и ведущий презентации. Модератор ведущий выступает с предварительной речью приветствие и обращение к аудитории оглашение тем презентации представление участников президиума оглашение регламента проведения презентации представительский блок. Примечание: Все участники президиума имеют на руках специально подготовленные папки с материалами презентации...
45253. Ярмарка как форма ПР акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 29.5 KB
  Ярмарки –- это регулярно организуемые оптово-розничные рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения где значительное количество экспонентов реализуют характерные услуги и товары одной или нескольких отраслей. Ярмарки имеют множество сходных признаков и характеристик деятельности с выставками однако на ярмарках производится не только демонстрация выставочных образцов но и прямая продажа продукции посетителям как оптом так и в розницу. Ярмарки зародились как мероприятие рыночного характера основной целью которого являлся сбыт....
45254. Выставка как форма ПР-акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 30.5 KB
  Выставки позволяют наглядно показать каких достижений добилась организация показать фирму с наиболее выгодной стороны и заинтересовать потенциальных потребителей. Функции: организация выставки вызывает у общественности мнение что фирма обладает положительными качествами: солидность успешность компетентность авторитетность. создание благоприятного общественного мнения о фирме в рамках выставки. Для чего проводятся мероприятия: освещение выставки в СМИ интервью доклады выступления с сообщением о деятельности фирмы качествах...
45255. Участие в выставке как В ПР акция: этапы организации, содержание информационной поддержки 31 KB
  Выбор конкретной выставки. стадия работы выставки работа в ходе функционирования выставки 5. Завязывание контактов в деловом мире страны-организатора выставки. Предоставление необходимой информации о самой фирме и ее продуктах формирование у потребителей знаний о конкретном товаре или услуге; формирование положительного имиджа фирмы доброжелательного отношения к ней поддержание репутации строительной фирмы на определенном этапе; поиск новых партнеров или агентов; формирование потребностей и стимулирование сбыта продукта; позиционирование...
45256. Выставочный стенд как форма ПР-коммуникаций: маркетинговые задачи, предметный формат, содержательное оформление 26 KB
  Маркетинговые задачи: Стенд это образ фирмы-экспонента в миниатюре воплощающий его общую предпринимательскую культуру. Отразить лицо фирмы.Иметь свое лицо название фирмы эмблема графическое изображение цвета что помогает идентификации фирмы и создает предпосылки для ее узнавания в будущем. Структура стенда: руководитель стенда документальное обеспечение представительские контакты с выставочным комитетом представление фирмы перед СМИ несколько стендистов рядовая публика привлечение к стенду и менеджер по продажам работа с...