87901

Углеводы: гомополисахариды и гетерополисахариды

Лабораторная работа

Биология и генетика

Цель: Сформировать знания стереохимического строения таутомерных форм и важнейших свойств полисахаридов как основу для понимания их превращений и биологической роли в организме. Вопросы для рассмотрения: Полисахариды. Гомополисахариды: крахмал (амилоза и амилопектин), гликоген, декстран.

Русский

2015-04-25

38.65 KB

2 чел.

Лабораторное занятие № 10.

Тема: Углеводы: гомополисахариды и гетерополисахариды.

Цель: Сформировать знания стереохимического строения таутомерных форм и важнейших свойств полисахаридов как основу для понимания их превращений и биологической роли в организме.

Вопросы для рассмотрения:

1.. Полисахариды. Гомополисахариды: крахмал (амилоза и амилопектин), гликоген, декстран. Гидролиз. Пектины (полигалактуроновая кислота). Целлюлоза. Биологическая роль.

2. Строение  структурных компонентов ГАГ - циклических форм: глюкозамин,  галактозамин.

5. Ацилирование, сульфирование аминосахаров в составе ГАГ.

6. Гетерополисахариды: глюкозоаминогликаны (ГАГ), гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты, гепарин. Биологическая роль.

Обязательная самостоятельная работа

1. Какие полисахариды называются гомополисахаридами?  Из каких моносахаридных звеньев построены макромолекулы: амилозы, аминопектина, целлюлозы, гликогена, декстрана? Напишите формулы, укажите типы связи между D-глюкопиранозными остатками в молекулах.

2. Напишите схему уравнения гидролиза крахмала и целлюлозы.

3. Какие качественные реакции на полисахариды  вы знаете?

4.. Напишите формулы дисахаридных фрагментов, входящие в состав: гиалуроновой кислоты, хондроитин-4,6-сульфатов, гепарина. Укажите виды связей между моносахаридными звеньями в этих молекулах.

Выполнение домашнего задания.

Ответить на тестовые задании. Ответы пояснить

 1. Альдопентозами являются:

а) D-рибулоза;  б) D-рибоза;  в) D-галактоза;

   D-ксилулоза.     D-ксилоза.      D-глюкоза.

2. Альдогексозами являются:

а) D-рибулоза;  б) D-рибоза;  в) D-галактоза;

   D-ксилулоза.     D-ксилоза.         D-глюкоза.

3. Эпимером D-глюкозы по *С-2 является:

а) манноза; б) галактоза; в) фруктоза.

4. Эпимером D-глюкозы по *С-4 является:

а) манноза; б) галактоза; в) фруктоза.

5. При восстановлении D-ксилозы образуется спирт:

а) дульцит; б) ксилит; в) сорбит; г) манит.

6. При восстановлении глюкозы образуется шестиатомный спирт:

а) дульцит;  б) ксилит; в) сорбит; г) манит.

7. Мягкие окислители (бромная вода) окисляют альдогексозы с образованием:

а) гликоновых кислот;б) гликаровых кислот.

8. Сильные окислители окисляют альдогексозы с образованием:

а) гликоновых кислот;б) гликаровых кислот.

9. При гидролизе мальтозы образуется:

а) α, D-глюкопираноза и β,D-фруктофураноза;б) две молекулы β,D-глюкопиранозы;

в) β,D-галактопираноза и D-глюкопираноза; г) α,D-глюкопираноза и D-глюкопираноза.

10. При гидролизе сахарозы образуется:

а) α, D-глюкопираноза и β,D-фруктофураноза; б) две молекулы β,D-глюкопиранозы;

11 в) β,D-галактопираноза и D-глюкопираноза;г) α,D-глюкопираноза и D-глюкопираноза.

. При гидролизе лактозы образуется:

а) α, D-глюкопираноза и β,D-фруктофураноза;б) две молекулы β,D-глюкопиранозы;

   в) β,D-галактопираноза и D-глюкопираноза;г) α,D-глюкопираноза и D-глюкопираноза.

12. При гидролизе целлобиозы образуется:

а) α, D-глюкопираноза и β,D-фруктофураноза;б) две молекулы β,D-глюкопиранозы;

в) β,D-галактопираноза и D-глюкопираноза;г) α,D-глюкопираноза и D-глюкопираноза.

13. В молекуле мальтозы остатки молекул моносахаридов связаны:

а) α,β-1,2-гликозидной связью;б) α-1,4-гликозидной связью;в) β-1,4-гликозидной связью.

14. В молекуле лактозы остатки молекул моносахаридов связаны:

а) α,β-1,2-гликозидной связью;б) α-1,4-гликозидной связью;в) β-1,4-гликозидной связью.

15. В молекуле сахарозы остатки молекул моносахаридов связаны:

а) α,β-1,2-гликозидной связью;б) α-1,4-гликозидной связью;в) β-1,4-гликозидной связью.

16. В молекуле целлобиозы остатки молекул моносахаридов связаны:

а) α,β-1,2-гликозидной связью;б) α-1,4-гликозидной связью;в) β-1,4-гликозидной связью.

17. В молекуле амилозы остатки молекул моносахаридов связаны:

а) α-1,4-, α-1,6-, α-1,3-, рени α-1,2-гликозидными связями;

б) α-1,4-и α-1,6-гликозидными связями;в) β-1,4-гликозидными связями;

г) α-1,4-гликозидными связями.

18. В молекуле амилопектина остатки молекул моносахаридов связаны:

а) α-1,4-, α-1,6-, α-1,3-, рени α-1,2-гликозидными связями;

б) α-1,4-и α-1,6-гликозидными связями;в) β-1,4-гликозидными связями;

г) α-1,4-гликозидными связями.

19. В молекуле целлюлозы остатки молекул моносахаридов связаны:

а) α-1,4-, α-1,6-, α-1,3-, рени α-1,2-гликозидными связями;

б) α-1,4-и α-1,6-гликозидными связями;в) β-1,4-гликозидными связями;

г) α-1,4-гликозидными связями.

Лабораторные работы

Опыт № 1 Реакции крахмала

Материалы и оборудование: крахмальный клейстер, этиловый спирт, раствор йода в йодистом калии (раствор Люголя),   реактив Фелинга, пробирки, водяная баня.

Ход работы:

А. К 2 мл раствора крахмального клейстера добавляют каплю раствора Люголя,  полученную темно-синюю жидкость нагревают. Окраска исчезает, но при охлаждении снова появляется.

Б. 1 мл крахмального  клейстера смешивают с 1 мл спирта. Последующее добавление  реактива Люголя  дает лишь слабое буроватое окрашивание.

В. К 1 мл крахмального клейстера добавляют несколько капель щелочи и нагревают смесь до кипения. Жидкость не обнаруживает изменений или лишь слегка желтеет.

Г. К 2 мл крахмального  клейстера добавляют 1 мл реактива Фелинга нагревают смесь в кипящей воде 3 мин. Раствор остается почти не окрашенным, голубые хлопья нерастворившегося гидроксида меди при нагревании чернеют, красного или желтого осадка не образуется.

Результаты:

Выводы:

Опыт № 2 Образование декстрина и его реакции

Материалы и оборудование: см. предыдущий опыт.

Ход работы. Около 0,5 г сухого крахмала очень осторожно, при постоянном встряхивании, нагревают в сухой пробирке на пламени горелки до начала пожелтения порошка. Дают пробирке остыть. К образовавшемуся декстрину добавляют 5-6 мл холодной воды. Смесь сильно встряхивают 2 мин и разделяют на     4  пробирки и  проводят с растворами реакции, как в предыдущем опыте: с йодом, со спиртом, со щелочью при  нагревании  с  реактивом Фелинга. Во всех случаях наблюдается различие  в реакциях между  крахмалом и декстринами.

А. Йод окрашивает раствор декстрина в бурый или красноватый цвет.

Б. Спирт осаждает из водного раствора хлопья декстрина.

В. При кипячении со щелочью раствор декстрина окрашивается в ярко-желтый или коричневый цвет.

Г.  С реактивом Фелинга реакция может быть положительной (желтое или красно–бурое окрашивание).

После выполнения лабораторных работ в лабораторных журналах оформляется теоретическая часть, записываются все химические реакции и соответствующие выводы.  Занятие считается зачтенным при условии выполнения студентами всех видов работы, составляющих содержание данного занятия.

Результаты:

Выводы:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17935. Ануїтети. Визначення вартості грошей у часі та її використання у фінансових розрахунках 60 KB
  7. Ануїтети. Визначення вартості грошей у часі та її використання у фінансових розрахунках 7.1. Розрахунок теперішньої вартості ануїтетів 7.2. Розрахунок теперішньої вартості грошового потоку методом дисконтування Література 7. Ануїтети. Визначення вартості грошей у
17936. Термінологія та базові показники фінансового менеджменту. Ефект фінансового важелю 90.5 KB
  8. Термінологія та базові показники фінансового менеджменту. Ефект фінансового важелю 8.1. Базові показникі фінансового менеджменту 8.2. Ефект фінансового важелю 8.3. Розгляд другої концепції ефекту фінансового важеля 8.4.. Взаємодія фінансового і операційного важелю
17937. Тактика фінансового менеджменту. Управління активами 162.5 KB
  10. Тактика фінансового менеджменту. Управління активами 10.1. Завдання управління необоротними активами підприємства 10.2. Особливості управління необоротними активами 10.3. Завдання управління оборотними активами підприємства 10.4. Визначення поточних фінансових потр
17938. СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА. СТИЛІ МОВИ 728.5 KB
  1. СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА. СТИЛІ МОВИ 1.1. Виникнення української мови 1.2. Сучасна ділова українська мова 1.3. Зміни в українському правописі 1.4. Стилі сучасної української мови 1.5. Загальні і граматичні особливості офіційноділового стилю мови 1.6. Запит
17939. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 119 KB
  2. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 2.1. Лексичне значення слова 2.2. Однозначні і багатозначні слова 2.3. Пряме і переносне значення слова 2.4. Омонімія синонімія антонімія паронімія 2.5. Стилістична диференціація слова 2.6. Фразео
17940. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 54 KB
  3. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 3.1. Морфемна структура слова 3.2. Способи словотвору 3.3. Запитання і завдання для самоперевірки 3.1. Морфемна структура слова Кожна одиниця мови має свою структуру. Структура слова є системою взаємопов'язаних і співвідносн
17941. МОРФОЛОГІЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 440 KB
  4. МОРФОЛОГІЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 4.1. Частини мови принципи їх виділення 4.2. Іменник 4.3. Прикметник 4.4. Числівник 4.5. Займенник 4.6. Дієслово 4.7. Прислівник 4.8. Службові частини мови 4.9. Вигук 4.10. Запитання і завдання для самоперевірки 4.1. Частини мови прин...
17942. СИНТАКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 187 KB
  5. СИНТАКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 5.1. Словосполучення сполучення слів 5.2. Поняття про речення5.3. Просте речення5.4. Складне речення5.5. Складносурядне речення5.6. Складнопідрядне речення5.7. Безсполучникове речення5.8. Складні синтаксичні конструкції5.9. Синтаксичні особ
17943. ОСОБЛИВОСТІ ПИСЕМНОГО І УСНОГО ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 42 KB
  6. ОСОБЛИВОСТІ ПИСЕМНОГО І УСНОГО ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 6.1. Соціальна функція писемного і усного ділового мовлення6.2. Монологічне і діалогічне ділове мовлення6.3. Особливості писемного ділового мовлення6.4. Особливості усного ділового мовлення6.5. Запитання і завдання для само