87930

Научное исследование

Лекция

Логика и философия

Научное знание - это продукт специализированной, профессиональной формы человеческой деятельности, которая предполагает существование особой цели его приложения, а также применение научных методов, которыми не располагает обыденное познание. Научное знание носит теоретический, концептуальный характер...

Русский

2015-04-25

77 KB

16 чел.

Тема 2  Научное исследование

  1.  Научное знание и его виды
    1.   Научное исследование: сущность цели и задачи
    2.   Научно-исследовательская деятельность

2.1 Научное знание

Научное знание - это продукт специализированной, профессиональной формы человеческой деятельности, которая предполагает существование особой цели его приложения, а также применение научных методов, которыми не располагает обыденное познание. Научное знание носит теоретический, концептуальный характер, как знание общезначимое и необходимое.

Характер систематизации научного знания представляет собой логически организованную, непротиворечивую систему высказываний, отражающих существенные свойства и отношения, которые могут выступать и в функции объяснительных принципов.

Элементы и структура научного знания как целостной системы будут различными в зависимости от того, что является его предметом: рассматривается ли логическая структура теорий и их следствий или осуществляется анализ на функциональном уровне и выявляются функции каждого элемента знания; принимаются ли во внимание более крупные единицы знания, чем теория (исследовательская программа, картина мира и т.п.), или от них отвлекаются.

Научное знание может быть представлено как система логически взаимосвязанных предложений, одни из которых фиксируют объективные связи и законы действительности,  другие - формулируют программу получения, проверки и построения знания. Поэтому существуют методологические требования к научному знанию: быть объективным, доказательным, точным, принципиально критичным, ориентированным на адекватное постижение реальности. 

Рассмотрение строения научного знания на уровне предложений позволяет использовать общие понятия и принципы логики: правила построения предложений, правила вывода, исследовать логическую структуру теорий, непротиворечивость ее исходных аксиом и т.д. Однако анализ строения на уровне предложений, т.е. логический подход к строению научного знания, оказывается недостаточным, не может дать исчерпывавшую картину и не стремится к этому. На уровне предложений не фиксируется функциональное различие между высказываниями, одинаковыми по логической форме, в частности, между предложениями эмпирического и теоретического уровней. Не фиксируются также принципиально новые качества, приобретаемые группой предложений, когдаони образуют систему.

Эти трудности в значительной мере могут быть сняты в том случае, если перейти с логического на функциональный уровень рассмотрения строения научного знания. Это означает, что представленные в знании предложения следует сгруппировать в соответствии с их познавательными задачами (и логической природой) и выделить группы научного знания по их функциям в решении задачи (например, проблема, регулятивные принципы и правила, методы, факты, знание, гипотеза, теория). Эти функциональные группы могут быть охарактеризованы также по способам получения (логическим и внелогическим), по их логической форме (описывающие и предписывающие и т.д.). Следует отметить, что исторически сложившаяся определенная система научного знания является необходимым и существенным базисом для возникновения нового знания. 

Научное и вненаучное знание. Современная науки считает необходимым признать и разрабатывать определенную типологию знания, не сводящую все (истинное) знание только к научному. У «знания нет единственно адекватной формы», виды знания рождаются в зависимости от типов человеческой деятельности. Уточняются сами понятия:донаучного, вненаучного, псевдонаучного знания.

Донаучное знание близко к повседневному, когда сама жизнь рассматривается как познание. Псевдонаучное, являясь заблуждением, стремится придать себе форму научного знания и претендует на его статус и признание. Вненаучное знание  – это различные типы знания, отличающиеся от научного «непознавательными» способами получения, применения, апробации и формами выражения. Типология такого знания соответствует типологии практической, духовно-практической и теоретической деятельности.

Практическое знание – это знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности. Духовно-практическое знание представлено знанием об общении и жизнедеятельности людей, культово-регулятивным, а также художественным знанием. Оно пронизывает все сферы деятельности и социальные слои, является основой личностных, межгрупповых и социальных отношений в целом. Формы его существования и функционирования – убеждение и обращение к стереотипам, образное описание, нормирование, целеполагание, стремления,оценки, надежды, и идеалы.

Теоретическое знание – это не только  научное, но и идеологическое, философское знание. Системообразующими элементами этого знания являются общенаучная картина мира, стиль научного мышления, парадигма и соответствующий понятийный аппарат.

В экономической теории для описания различных этапов развития научного знания нашло широкое применение понятие парадигмы. По существу, парадигма широко применяется сегодня как обозначение определенной целостности и конкретного сочетания главных «параметров» знания – философско-мировоззренческих и ценностных, эпистемологических и методологических. В современных условиях термин «парадигма»  используется в двух смыслах:

-  парадигма как совокупность убеждений, в том числе философских ценностей, методологических и других средств, которая объединяет данное научное сообщество, формируя в нем особый «способ видения»;

- парадигма как образец, пример решения проблем, задач, «головоломок», используемых данным научным сообществом.

При этом учитывается, что переход к новой парадигме как изменение всех параметров прежней парадигмы, «на уровне структуры мышления», может рассматриваться как революция в науке. Однако часто изменение парадигмы предстает как формирование нового понимания лишь одного или двух параметров, и тогда речь не идет о масштабной революции, но лишь о парадигмальных изменениях в новом значимом этапе.

2.2. Научное исследование

Формой осуществления и развития науки является научное исследование. Научное исследование - это изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой. Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические. 

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания - наблюдением и экспериментом.

Наблюдение — это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент — это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и др. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.

В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.

Результаты научных исследований оценивают тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок. Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

Научные исследования классифицируют по различным признакам:

1) По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные. Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют, как правило, для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.

Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новые технологии, оборудование, машины и материалы, способы управления и организации производства и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.

2)  по степени важности для народного хозяйства различают научные исследования,  выполняемые по заданию министерств и ведомств; научные исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;

3) в зависимости от источников финансирования:

- госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

- хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;

4) по длительности разработки: долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет; краткосрочные, выполняемые обычно за один год.

2.3 Научная деятельность

Как отмечалось выше, наука предстает как единство познавательной деятельности и ее результата - научного знания. Чтобы понять природу этого единства, необходимо прежде выявить отдельно особенности научной деятельности и научного знания. Она может быть раскрыта в ходе анализа компонентов, этапов и методов научной деятельности.

К компонентам научной деятельности относятся субъект, объект и средства. В этом случае система «субъект – объект» конкретизируется как «исследователь - средства исследования - объект исследования». 

Система «субъект – объект» конкретизируется в научном познании как «исследователь - предмет исследования». Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях.

 На первом из них субъект выступает как индивид - исследователь или ученый, научный труд которого не обязательно носит совместный характер, но всегда является всеобщим трудом.

   На втором уровне субъектом научного познания выступает коллектив, научное сообщество (лаборатория, институт, академия и др.).

На третьем уровне субъектом научного познания оказывается общество в целом, в конкретный период его развития. Здесь на первый план выдвигается проблема социальной организации науки и ее особенности в различных социально-экономических структурах.

В вычленение уровней позволяет отразить объективную диалектику индивидуального и коллективного в субъекте научного познания. Каждый из этих уровней представлен в науке и каждый важен посвоему.

Объект научной деятельности становится таковым лишь вследствие активной практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, может подвергаться предметно-орудийному  воздействию ( например, в ходе физического эксперимента). Для того, чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект путем представления через сеть научных понятий, специально созданную систему научных абстракций.

Понятийный аппарат связывает объект исследования с исследователем и представляет собой систему знаний и понятий, с помощью которых происходит отображение в сознании исследователя объекта. В процессе  исследования основным становится обоснование суждений и умозаключений исследователя.

Объект исследования может выступать в виде  экономических, психологических, организационно-управленческих, личностных, групповых и социальных отношений, связей или явлений. Объектом может быть общество, регион, предприятие, организация и т.д.

Отсюда возникает необходимость введения понятия «предмет исследования», которое фиксирует признаки объекта, необходимые для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта. Предмет исследования – это то, что  конкретно изучается в данном объекте, тот аспект его деятельности, который обозначен темой исследования. Например, если объектом избраны проводимые экономические реформы, то предметом могут быть организационные, политические, финансовые, кадровые, региональные, отраслевые и иные ее аспекты.

Средства научной деятельности включают материально-технические приборы, инструменты, установки и другие виды оборудования, а также  различного рода знаковые средства, в том числе научный язык. 

К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования и построения знания, которые, как и язык, выделены в самостоятельный фактор в силу их специфики и особой значимости в научно-познавательной деятельности.

   Специфика научной деятельности в значительной мере определяется методами. Метод - это искусственная, не существующая в природе система правил и операций, которые, однако, обусловлены объективными свойствами познавательной системы «субъект-объект». Формы и методы познавательной деятельности, вырабатываемые субъектом познания , не только не исключают возможность получения достоверного знания об объекте, но являются единственно возможным способом воспроизведения в познании реальных характеристик объекта. Сам метод не содержится в объекте познания, методом становятся выработанные субъектом приемы и операции для получения нового знания. Субъект, следуя своим целям, может достичь их, лишь разработав операции и процедуры, адекватные свойствам объекта, его содержанию.

 Таким образом, в самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принцпов и правил познавательной, практической или теоретической деятельности, выработанных субъектом на основе изучаемого объекта. Определение метода научного исследования должно отражать как роль метода в системе субъектно-объектных отношений, адекватность его объекту исследования, так и механизмы достижения соответствия метода объективным законам, а также предусматриваемые им операции. В этом случае метод понимается либо как совокупность логических и предметно-орудийных операций, зависящих от объекта исследования и используемых для решения определенного класса задач, либо как разработанная учеными целеполагающая схема определенных последовательных операций.

 Метод реализует свои функции построения, проверки и приращения знания только в том случае, если он не просто базируется на некотором абстрактном принципе, но имеет в своей основе теоретическое знание как предпосылку правил и норм деятельности субъекта. Кроме того, сам метод исследуется в некоторой теории, определяющей его природу, структуру, функции и познавательные возможности. Складывается некоторая промежуточная система знаний, включающая как элементы самого метода, так и его теоретические предпосылки. Это знание может стать началом будущей теории или до поры заменять ее.  

   Существуют различные классификации методов. Основные из них могут быть представлены следующим образом: деление по степени общности (общенаучные и специальные), по уровням научного познания (эмпирические и теоретические), по этапам исследования (наблюдение, обобщение, доказательство и другие).

Рассмотренные компоненты научной деятельности раскрывают ее статическую структуру, тогда как анализ структуры деятельности в динамике предполагает вычленение основных этапов научного исследования. В самом обобщенном виде можно выделить следующие этапы: постановка проблемы; вычленение объекта и предмета исследования; эксперимент; описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте; создание гипотезы (теории);  предсказание и проверка полученного знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81136. Дикі тварини рідного краю. Інтегрований урок. (Природознавство. Читання) 46.5 KB
  Мета: Розширити й уточнити знання учнів про різноманітність диких тварин рідного краю. Розвивати пам’ять, мислення, увагу, уміння спостерігати. Виховувати любов до природи. Читання. Узагальнити й розширити знання з читання. Розвивати пам’ять, мислення. Виховувати почуття любові до книги.
81137. «Яке частування - таке й дякування». Вивчення української народної казки «Лисичка та журавель» 45.5 KB
  Вчити дітей виділяти в тексті дійових осіб давати їм елементарну характеристику спостерігати за структурою і сюжетом казки формувати навички правильного і свідомого читання мовчки та вголос. А хто друга дійова особа здогадаєтесь прочитавши назву казки. Чи дружили ці тварини?
81138. Кольорові віршики 77 KB
  Мета: повторити українські назви кольорів; учити використовувати їх у мовленні, збагачувати й активізувати словниковий запас на основі текстів за темою; розвивати мовленневі навички мислення учнів; виховувати інтерес до вивчення української мови, вміння бачити прекрасне довкола.
81139. Задачі на знаходження суми й остачі 39.5 KB
  Мета. Закріплювати навички табличного додавання і віднімання в межах 10, уміння складати й розв’язувати задачі на знаходження суми й остачі; учити вимірювати довжину сторін многокутника та будувати в зошиті чотирикутник за зразком; розвивати просторову уяву; виховувати бажання вчитись.
81140. Социальные конфликты. Управление социальным конфликтом 47.72 KB
  Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими отжившими формами культуры. На современном этапе развития социологической науки выделяют две основные парадигмы с точки зрения роли конфликта в обществе. Осознавая причины социального конфликта люди упрочивают социальные связи приспосабливаются друг к другу ассимилируются в группу где отдают предпочтение не конфликтам а другим видам социального взаимодействия. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.
81141. Динамика социального конфликта 35.58 KB
  Динамика конфликта это процесс изменения конфликта. Этапы конфликта: предконфликтная ситуация это время вызревания конфликта развития и обострения противоречий его вызывающих. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта.
81142. Сущность социальной организации. Миссия, цель организации 40.13 KB
  Миссия цель организации. формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации. Структура организации.
81143. Элементы организации 69.88 KB
  Организации это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она относится к шаблонным или регулируемым аспектам взаимоотношений между участниками организации.
81144. Основные понятия теории управления персоналом организации 39.82 KB
  В последние 50 лет термин управление персоналом использовался для описания функции управления посвященной найму развитию обучению ротации обеспечению безопасности и увольнению персонала. Управление персоналом вид деятельности по руководству людьми направленный на достижение целей фирмы предприятия путем использования труда опыта таланта этих людей с учетом их удовлетворенности трудом. В современном подходе управление персоналом включает: планирование потребности в квалифицированных сотрудниках; составление штатного расписания и...