87930

Научное исследование

Лекция

Логика и философия

Научное знание - это продукт специализированной, профессиональной формы человеческой деятельности, которая предполагает существование особой цели его приложения, а также применение научных методов, которыми не располагает обыденное познание. Научное знание носит теоретический, концептуальный характер...

Русский

2015-04-25

77 KB

17 чел.

Тема 2  Научное исследование

  1.  Научное знание и его виды
    1.   Научное исследование: сущность цели и задачи
    2.   Научно-исследовательская деятельность

2.1 Научное знание

Научное знание - это продукт специализированной, профессиональной формы человеческой деятельности, которая предполагает существование особой цели его приложения, а также применение научных методов, которыми не располагает обыденное познание. Научное знание носит теоретический, концептуальный характер, как знание общезначимое и необходимое.

Характер систематизации научного знания представляет собой логически организованную, непротиворечивую систему высказываний, отражающих существенные свойства и отношения, которые могут выступать и в функции объяснительных принципов.

Элементы и структура научного знания как целостной системы будут различными в зависимости от того, что является его предметом: рассматривается ли логическая структура теорий и их следствий или осуществляется анализ на функциональном уровне и выявляются функции каждого элемента знания; принимаются ли во внимание более крупные единицы знания, чем теория (исследовательская программа, картина мира и т.п.), или от них отвлекаются.

Научное знание может быть представлено как система логически взаимосвязанных предложений, одни из которых фиксируют объективные связи и законы действительности,  другие - формулируют программу получения, проверки и построения знания. Поэтому существуют методологические требования к научному знанию: быть объективным, доказательным, точным, принципиально критичным, ориентированным на адекватное постижение реальности. 

Рассмотрение строения научного знания на уровне предложений позволяет использовать общие понятия и принципы логики: правила построения предложений, правила вывода, исследовать логическую структуру теорий, непротиворечивость ее исходных аксиом и т.д. Однако анализ строения на уровне предложений, т.е. логический подход к строению научного знания, оказывается недостаточным, не может дать исчерпывавшую картину и не стремится к этому. На уровне предложений не фиксируется функциональное различие между высказываниями, одинаковыми по логической форме, в частности, между предложениями эмпирического и теоретического уровней. Не фиксируются также принципиально новые качества, приобретаемые группой предложений, когдаони образуют систему.

Эти трудности в значительной мере могут быть сняты в том случае, если перейти с логического на функциональный уровень рассмотрения строения научного знания. Это означает, что представленные в знании предложения следует сгруппировать в соответствии с их познавательными задачами (и логической природой) и выделить группы научного знания по их функциям в решении задачи (например, проблема, регулятивные принципы и правила, методы, факты, знание, гипотеза, теория). Эти функциональные группы могут быть охарактеризованы также по способам получения (логическим и внелогическим), по их логической форме (описывающие и предписывающие и т.д.). Следует отметить, что исторически сложившаяся определенная система научного знания является необходимым и существенным базисом для возникновения нового знания. 

Научное и вненаучное знание. Современная науки считает необходимым признать и разрабатывать определенную типологию знания, не сводящую все (истинное) знание только к научному. У «знания нет единственно адекватной формы», виды знания рождаются в зависимости от типов человеческой деятельности. Уточняются сами понятия:донаучного, вненаучного, псевдонаучного знания.

Донаучное знание близко к повседневному, когда сама жизнь рассматривается как познание. Псевдонаучное, являясь заблуждением, стремится придать себе форму научного знания и претендует на его статус и признание. Вненаучное знание  – это различные типы знания, отличающиеся от научного «непознавательными» способами получения, применения, апробации и формами выражения. Типология такого знания соответствует типологии практической, духовно-практической и теоретической деятельности.

Практическое знание – это знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности. Духовно-практическое знание представлено знанием об общении и жизнедеятельности людей, культово-регулятивным, а также художественным знанием. Оно пронизывает все сферы деятельности и социальные слои, является основой личностных, межгрупповых и социальных отношений в целом. Формы его существования и функционирования – убеждение и обращение к стереотипам, образное описание, нормирование, целеполагание, стремления,оценки, надежды, и идеалы.

Теоретическое знание – это не только  научное, но и идеологическое, философское знание. Системообразующими элементами этого знания являются общенаучная картина мира, стиль научного мышления, парадигма и соответствующий понятийный аппарат.

В экономической теории для описания различных этапов развития научного знания нашло широкое применение понятие парадигмы. По существу, парадигма широко применяется сегодня как обозначение определенной целостности и конкретного сочетания главных «параметров» знания – философско-мировоззренческих и ценностных, эпистемологических и методологических. В современных условиях термин «парадигма»  используется в двух смыслах:

-  парадигма как совокупность убеждений, в том числе философских ценностей, методологических и других средств, которая объединяет данное научное сообщество, формируя в нем особый «способ видения»;

- парадигма как образец, пример решения проблем, задач, «головоломок», используемых данным научным сообществом.

При этом учитывается, что переход к новой парадигме как изменение всех параметров прежней парадигмы, «на уровне структуры мышления», может рассматриваться как революция в науке. Однако часто изменение парадигмы предстает как формирование нового понимания лишь одного или двух параметров, и тогда речь не идет о масштабной революции, но лишь о парадигмальных изменениях в новом значимом этапе.

2.2. Научное исследование

Формой осуществления и развития науки является научное исследование. Научное исследование - это изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой. Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические. 

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания - наблюдением и экспериментом.

Наблюдение — это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент — это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и др. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.

В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.

Результаты научных исследований оценивают тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок. Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

Научные исследования классифицируют по различным признакам:

1) По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные. Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют, как правило, для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.

Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новые технологии, оборудование, машины и материалы, способы управления и организации производства и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.

2)  по степени важности для народного хозяйства различают научные исследования,  выполняемые по заданию министерств и ведомств; научные исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;

3) в зависимости от источников финансирования:

- госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

- хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;

4) по длительности разработки: долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет; краткосрочные, выполняемые обычно за один год.

2.3 Научная деятельность

Как отмечалось выше, наука предстает как единство познавательной деятельности и ее результата - научного знания. Чтобы понять природу этого единства, необходимо прежде выявить отдельно особенности научной деятельности и научного знания. Она может быть раскрыта в ходе анализа компонентов, этапов и методов научной деятельности.

К компонентам научной деятельности относятся субъект, объект и средства. В этом случае система «субъект – объект» конкретизируется как «исследователь - средства исследования - объект исследования». 

Система «субъект – объект» конкретизируется в научном познании как «исследователь - предмет исследования». Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях.

 На первом из них субъект выступает как индивид - исследователь или ученый, научный труд которого не обязательно носит совместный характер, но всегда является всеобщим трудом.

   На втором уровне субъектом научного познания выступает коллектив, научное сообщество (лаборатория, институт, академия и др.).

На третьем уровне субъектом научного познания оказывается общество в целом, в конкретный период его развития. Здесь на первый план выдвигается проблема социальной организации науки и ее особенности в различных социально-экономических структурах.

В вычленение уровней позволяет отразить объективную диалектику индивидуального и коллективного в субъекте научного познания. Каждый из этих уровней представлен в науке и каждый важен посвоему.

Объект научной деятельности становится таковым лишь вследствие активной практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, может подвергаться предметно-орудийному  воздействию ( например, в ходе физического эксперимента). Для того, чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект путем представления через сеть научных понятий, специально созданную систему научных абстракций.

Понятийный аппарат связывает объект исследования с исследователем и представляет собой систему знаний и понятий, с помощью которых происходит отображение в сознании исследователя объекта. В процессе  исследования основным становится обоснование суждений и умозаключений исследователя.

Объект исследования может выступать в виде  экономических, психологических, организационно-управленческих, личностных, групповых и социальных отношений, связей или явлений. Объектом может быть общество, регион, предприятие, организация и т.д.

Отсюда возникает необходимость введения понятия «предмет исследования», которое фиксирует признаки объекта, необходимые для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта. Предмет исследования – это то, что  конкретно изучается в данном объекте, тот аспект его деятельности, который обозначен темой исследования. Например, если объектом избраны проводимые экономические реформы, то предметом могут быть организационные, политические, финансовые, кадровые, региональные, отраслевые и иные ее аспекты.

Средства научной деятельности включают материально-технические приборы, инструменты, установки и другие виды оборудования, а также  различного рода знаковые средства, в том числе научный язык. 

К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования и построения знания, которые, как и язык, выделены в самостоятельный фактор в силу их специфики и особой значимости в научно-познавательной деятельности.

   Специфика научной деятельности в значительной мере определяется методами. Метод - это искусственная, не существующая в природе система правил и операций, которые, однако, обусловлены объективными свойствами познавательной системы «субъект-объект». Формы и методы познавательной деятельности, вырабатываемые субъектом познания , не только не исключают возможность получения достоверного знания об объекте, но являются единственно возможным способом воспроизведения в познании реальных характеристик объекта. Сам метод не содержится в объекте познания, методом становятся выработанные субъектом приемы и операции для получения нового знания. Субъект, следуя своим целям, может достичь их, лишь разработав операции и процедуры, адекватные свойствам объекта, его содержанию.

 Таким образом, в самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принцпов и правил познавательной, практической или теоретической деятельности, выработанных субъектом на основе изучаемого объекта. Определение метода научного исследования должно отражать как роль метода в системе субъектно-объектных отношений, адекватность его объекту исследования, так и механизмы достижения соответствия метода объективным законам, а также предусматриваемые им операции. В этом случае метод понимается либо как совокупность логических и предметно-орудийных операций, зависящих от объекта исследования и используемых для решения определенного класса задач, либо как разработанная учеными целеполагающая схема определенных последовательных операций.

 Метод реализует свои функции построения, проверки и приращения знания только в том случае, если он не просто базируется на некотором абстрактном принципе, но имеет в своей основе теоретическое знание как предпосылку правил и норм деятельности субъекта. Кроме того, сам метод исследуется в некоторой теории, определяющей его природу, структуру, функции и познавательные возможности. Складывается некоторая промежуточная система знаний, включающая как элементы самого метода, так и его теоретические предпосылки. Это знание может стать началом будущей теории или до поры заменять ее.  

   Существуют различные классификации методов. Основные из них могут быть представлены следующим образом: деление по степени общности (общенаучные и специальные), по уровням научного познания (эмпирические и теоретические), по этапам исследования (наблюдение, обобщение, доказательство и другие).

Рассмотренные компоненты научной деятельности раскрывают ее статическую структуру, тогда как анализ структуры деятельности в динамике предполагает вычленение основных этапов научного исследования. В самом обобщенном виде можно выделить следующие этапы: постановка проблемы; вычленение объекта и предмета исследования; эксперимент; описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте; создание гипотезы (теории);  предсказание и проверка полученного знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3011. Изучение типов потребителей по психографическому признаку 181.5 KB
  Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что п...
3012. Интегрированные стратегии коммуникаций предприятий различных типов на примере United Airlines 247.5 KB
  В настоящее время в распоряжении маркетолога имеется огромный арсенал различных маркетинговых коммуникационных инструментов: пресса, радио, телевидение (наземное, спутниковое, кабельное и интерактивное с видеотекстом), телефон, почта, е-мейл и Интер...
3013. BIOS и строение программной части компьютера 70.5 KB
  Составные части BIOS. BIOS - Базовая система ввода-вывода (Basic Input Output System) называется так потому, что включает в себя обширный набор программ ввода-вывода, благодаря которым операционная система и прикладные программы мо...
3014. Бридж - карточная игра 174.5 KB
  Бридж – сравнительно молодая игра. Она сформировалась в несколько этапов (бридж-вист, бридж-аукцион, бридж-плафон, контракт-бридж) в конце XIX – начале XX века на основе русской карточной игры винт и английской карточной...
3015. Искользование песка для строительных работ 60.5 KB
  Характеристики песка. Песок для строительных работ. Назначение и применение. Песок - это природный нерудный материал, который представляет собой рыхлую, сыпучую обломочную горную породу. Песок образуется при разрушении горных пород, переносится водо...
3016. Особенности спортивной игры Волейбол 64 KB
  ВОЛЕЙБОЛ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИГРЫ (1895-1920) При обучении будущих специалистов физического воспитания и спорта важно конкретизировать и дополнить историю эволюции волейбола в её хронологической последовательности...
3017. Філософські основи сучасного туризму 223 KB
  Зростання місця і ролі сфери туризму у сучасному світі є привабливим предметом дослідження з кількох причин. По-перше, глобалізація сучасного світу є наслідком зміни змісту і характеру праці, що викликає значне підвищення мобільності людини не...
3018. Цех по производству изделий бытового назначения методом литья под давлением мощностью 7000 тонн в год 179 KB
  Описание технологической схемы производства: Из полувагона или цистерны полимер в виде гранулятя выгружается краном в контейнерах и перевозится к установке растаривания и передается пневмотранспортом 12 в силосы. Затем...
3019. Определение концентрации серной и соляной кислот 39.5 KB
  Растворы Цель работы: Определить концентрацию серной и соляной кислот. Теория: Титрование – постепенное преливание раствора известной концентрации к раствору с неизвестной концентрацией, но точного объёма. Молярная концентрация – число мол...