87946

Региональная социально-политическая система

Доклад

География, геология и геодезия

В широком смысле, социально-политические системы – это вся система отношений индивида по поводу власти, собственности и труда, в рамках той или иной политической и духовной культуры.

Русский

2015-04-25

47.35 KB

3 чел.

Региональная социально- политическая система.

  1.  Понятие социально-политической системы, ее структура и функции.
  2.  Уровни региональной социально-политической системы (статусно-групповой, институциональный и социо-культурный).
  3.  Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

1)Понятие социально-политической системы, ее структура и функции.

Социально-политическая система (СПС) определяется в узком и широком смысле.

В узком смысле, социально-политические системы – это некая совокупность политических партий, общественных организаций, конституций и действующих законов.

В широком смысле, социально-политические системы – это вся система отношений индивида по поводу власти, собственности и труда, в рамках той или иной политической и духовной культуры.

Структура и функции СПС.

Институциональная подсистема- служит для образования политической организации общества, т.е. тех структур, которые осуществляют или мечтают осуществлять политическую власть (элементы: государство, политические партии, общественные движения, церковь, СМИ.)

Нормативная – служит для регулятивного воздействия на деятельность институтов (элементы: законы, законодательные акты, нормы).

Функциональная – служит основой (фундаментом) политического режима, который нужен для обеспечения защиты механизма осуществления власти в обществе (элементы: методы политической деятельности, способы осуществления власти – авторитарный, демократический).

Коммуникативная – служит для сбалансирования институциональных сделок в рамках СПС (между элементами институциональной подсистемы).

Социокультурная – наиболее сложная для регулирования (элементы: религия, ментальность – совокупность устойчивых представлений о жизни в обществе и месте в нем государства).

Ранжирование функций СПС происходит по их значимости для структуры системы (каждая функция обязана удовлетворить определенную потребность системы, а все вместе они должны обеспечивать естественность, сбалансированность системы через ее развитие).

Функция политической социализации – функция сохранения существующей политической системы.

Функция адаптации (восприятия системы обществом) – функция рекрутирования: подготовка и отбор субъектов власти, способных находить наиболее эффективные пути решения политических проблем.

Функция экстракционная (ресурсности) – функция, позволяющая обозначить наличие ресурсов, которые имеются у системы.

Дистрибутивная функция – представление ресурсов для согласованной деятельности субъектов системы (распределение благ, услуг, статусов и т.д.).

Функция регуляции (контроля) – направлена на преодоление социально-политических отклонений и служит обеспечению нормативного поведения субъектов.

2)Уровни региональной социально-политической системы (статусно-групповой, институциональный и социо-культурный).

СПС можно представить в виде многоуровневой системы, состоящей из следующих уровней:

Статусно-групповой – социальные статусы и роли людей, задающие социальные действия.

Институциональный – социальные общности и институты, задающие социальные действия;

Социокультурный – система культуры, обеспечивающая ценностно-нормативную регуляцию общественной жизни.

Статусно-групповой уровень СПС

Личность как субъект общественных отношений окружена социальной оболочкой, которая предусматривает статусно-ролевые ограничения.

Объективные факторы, определяющие статусно-ролевые ограничения: Пол; Возраст; Образование; Национальность; Доход; Территориальные факторы.

Субъективные факторы – набор факторов, позволяющий выносить оценочные явления: «оценка других» - престиж; самооценка.

Чем более развито общество, тем больше объективных показателей влияет на престиж. Объективные показатели могут расширяться. Когда наступает предел этого расширения, система приходит к «самооценке».

Институциональный уровень СПС

Представлен Социальными общностями и социальными институтами.

Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, связанная одним признаком, который влияет на образ жизни.

Социальная группа должна обладать ВСЕМИ нижеперечисленными признаками:

  1.  общая цель;
  2.  общее взаимодействие;
  3.  стабильные статусно-ролевые ожидания;
  4.  нормативная система отношений.

Социальные институты

СИ – ведущий компонент социальной системы общества, который интегрирует и координирует индивидуальную деятельность людей и упорядочивает социальную организацию общества.

Признаки СИ.

  1.  общественная ценность (разделяемые идеи и цели общества);
  2.  общественная процедура (стандартный образец поведения человека в системе);
  3.  общественные связи (сплетение ролей и статусов, посредством которых поведение людей удерживается в определенных рамках);
  4.  деперсонализация общественных отношений (требования и ожидания не от человека, а от его роли) – необходима для стабильности.

Социокультурный уровень СПС

Строение социальной системы определяется культурой, которая проникает во все элементы социальной системы.

Культура – это:

- сфера общества, получившая институциональное закрепление;

- совокупность ценностей группы, общности и т.д.

- все, что создано человеком.

Механизм социокультурныой регуляции включает в себя ценности, нормы, социальный контроль и санкции. Цель данного механизма замыкается установками, готовностью личности реагировать на господствующие в обществе ценности, как итог, либо социальный порядок, либо отчужденность личности от общества.

3)Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного федерального округа.

Органы государственной власти — это субъекты государственной власти, через которые осуществляются конкретные государственно-властные полномочия, направленные на реализацию функций государства. Органы государственной власти включают законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательная власть — это сложный комплекс субъектов и видов деятельности по созданию правового фундамента — законов, выражающих право нормативного регулирования общественных отношений. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание — парламент РФ, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть — система государственных органов, осуществляющих следующие полномочия при управлении государственными делами: административное нормотворчество; внешнеполитическое представительство; осуществление административного контроля. В систему органов исполнительной власти РФ входят федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Судебная система РФ включает в себя: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ,

Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов фед. значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.

В отношении федеральных округов следует выделить Институт Полномочного Представителя Президента РФ. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе — должностное лицо, представляющее Президента РФ, обеспечивающее реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Институт Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе был введен Указом Президента в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Основными задачами, решаемыми Полномочным представителем в процессе своей деятельности, являются:

  1.  организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
  2.  организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
  3.  обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
  4.  представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84383. Н. Сладков «Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца». И. Бунин «Сегодня на пустой поляне…». О. Высотская «Что нам осень принесла?». Загадка 29.5 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении, развивать читательскую компетентность учащихся, пополнять словарный и лексический запас детей, воспитывать любовь к природе.
84384. «Художник-осень» по И. Соколову-Микитову 30 KB
  Золотая осень вырезанные из бумаги листья осины дуба клена; краски Ход урока I Организация класса II Проверка домашнего задания III Мотивация учебной деятельности учащихся Мозговой штурм Прочитайте слова. Кем предстала Осень у поэтессы Маргариты Алигер Осень только взялась за работу...
84385. Де гурт – там і сила. (Німецька народна казка «Бременські музиканти») 48.5 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного і виразного читання та навички літературного аналізу твору; вчити дітей працювати в парах; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уміння самостійно працювати з текстом; виховувати почуття товариськості уміння цінувати дружбу.
84386. Невмирущий Кобзар. Тарас Григорович Шевченко – великий народний поет і художник 62 KB
  Ознайомити учнів із творчістю Т. Г. Шевченка, викликати бажання розповідати, слухати вірші, вчити, сприймати зміст поезії на слух та знаходити її відображення в малюнках; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, увагу, вміння виразно читати вірші, збагачувати словниковий запас.
84387. Theatre of the 20th century and beyond 22.06 KB
  The achievements of realism at the end of the 19th century continued to resonate through the turn of the 21st century, but the most influential innovations in early 20th-century theatre came from a vigorous reaction against realism.
84388. Post-modern literature 13.7 KB
  The term Postmodern literature is used to describe certain tendencies in post-World War II literature. It is both a continuation of the experimentation championed by writers of the modernist period (relying heavily, for example, on fragmentation, paradox, questionable narrators, etc.)...
84389. XX Century Literature 22.69 KB
  The lecture introduces the student to British modernism, beginning in the late nineteenth century, and ending with the third decade of the twentieth. We do this by reading fiction, poetry, and some manifestos. Second, we will focus on embodiment: how are body, self, and psyche distinguished for these authors?
84390. 1901-1939 Modernism 17.25 KB
  The movement known as English literary modernism grew out of a general sense of disillusionment with Victorian era attitudes of certainty, conservatism, and objective truth. The movement was greatly influenced by the ideas of Romanticism...
84391. 1940 to the 21st Century 14.67 KB
  Among British writers in the 1940s and 1950s were novelist Graham Greene whose works span the 1930s to the 1980s and poet Dylan Thomas, while Evelyn Waugh, W.H. Auden and T. S. Eliot continued publishing significant work.