87946

Региональная социально-политическая система

Доклад

География, геология и геодезия

В широком смысле, социально-политические системы – это вся система отношений индивида по поводу власти, собственности и труда, в рамках той или иной политической и духовной культуры.

Русский

2015-04-25

47.35 KB

3 чел.

Региональная социально- политическая система.

  1.  Понятие социально-политической системы, ее структура и функции.
  2.  Уровни региональной социально-политической системы (статусно-групповой, институциональный и социо-культурный).
  3.  Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

1)Понятие социально-политической системы, ее структура и функции.

Социально-политическая система (СПС) определяется в узком и широком смысле.

В узком смысле, социально-политические системы – это некая совокупность политических партий, общественных организаций, конституций и действующих законов.

В широком смысле, социально-политические системы – это вся система отношений индивида по поводу власти, собственности и труда, в рамках той или иной политической и духовной культуры.

Структура и функции СПС.

Институциональная подсистема- служит для образования политической организации общества, т.е. тех структур, которые осуществляют или мечтают осуществлять политическую власть (элементы: государство, политические партии, общественные движения, церковь, СМИ.)

Нормативная – служит для регулятивного воздействия на деятельность институтов (элементы: законы, законодательные акты, нормы).

Функциональная – служит основой (фундаментом) политического режима, который нужен для обеспечения защиты механизма осуществления власти в обществе (элементы: методы политической деятельности, способы осуществления власти – авторитарный, демократический).

Коммуникативная – служит для сбалансирования институциональных сделок в рамках СПС (между элементами институциональной подсистемы).

Социокультурная – наиболее сложная для регулирования (элементы: религия, ментальность – совокупность устойчивых представлений о жизни в обществе и месте в нем государства).

Ранжирование функций СПС происходит по их значимости для структуры системы (каждая функция обязана удовлетворить определенную потребность системы, а все вместе они должны обеспечивать естественность, сбалансированность системы через ее развитие).

Функция политической социализации – функция сохранения существующей политической системы.

Функция адаптации (восприятия системы обществом) – функция рекрутирования: подготовка и отбор субъектов власти, способных находить наиболее эффективные пути решения политических проблем.

Функция экстракционная (ресурсности) – функция, позволяющая обозначить наличие ресурсов, которые имеются у системы.

Дистрибутивная функция – представление ресурсов для согласованной деятельности субъектов системы (распределение благ, услуг, статусов и т.д.).

Функция регуляции (контроля) – направлена на преодоление социально-политических отклонений и служит обеспечению нормативного поведения субъектов.

2)Уровни региональной социально-политической системы (статусно-групповой, институциональный и социо-культурный).

СПС можно представить в виде многоуровневой системы, состоящей из следующих уровней:

Статусно-групповой – социальные статусы и роли людей, задающие социальные действия.

Институциональный – социальные общности и институты, задающие социальные действия;

Социокультурный – система культуры, обеспечивающая ценностно-нормативную регуляцию общественной жизни.

Статусно-групповой уровень СПС

Личность как субъект общественных отношений окружена социальной оболочкой, которая предусматривает статусно-ролевые ограничения.

Объективные факторы, определяющие статусно-ролевые ограничения: Пол; Возраст; Образование; Национальность; Доход; Территориальные факторы.

Субъективные факторы – набор факторов, позволяющий выносить оценочные явления: «оценка других» - престиж; самооценка.

Чем более развито общество, тем больше объективных показателей влияет на престиж. Объективные показатели могут расширяться. Когда наступает предел этого расширения, система приходит к «самооценке».

Институциональный уровень СПС

Представлен Социальными общностями и социальными институтами.

Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, связанная одним признаком, который влияет на образ жизни.

Социальная группа должна обладать ВСЕМИ нижеперечисленными признаками:

  1.  общая цель;
  2.  общее взаимодействие;
  3.  стабильные статусно-ролевые ожидания;
  4.  нормативная система отношений.

Социальные институты

СИ – ведущий компонент социальной системы общества, который интегрирует и координирует индивидуальную деятельность людей и упорядочивает социальную организацию общества.

Признаки СИ.

  1.  общественная ценность (разделяемые идеи и цели общества);
  2.  общественная процедура (стандартный образец поведения человека в системе);
  3.  общественные связи (сплетение ролей и статусов, посредством которых поведение людей удерживается в определенных рамках);
  4.  деперсонализация общественных отношений (требования и ожидания не от человека, а от его роли) – необходима для стабильности.

Социокультурный уровень СПС

Строение социальной системы определяется культурой, которая проникает во все элементы социальной системы.

Культура – это:

- сфера общества, получившая институциональное закрепление;

- совокупность ценностей группы, общности и т.д.

- все, что создано человеком.

Механизм социокультурныой регуляции включает в себя ценности, нормы, социальный контроль и санкции. Цель данного механизма замыкается установками, готовностью личности реагировать на господствующие в обществе ценности, как итог, либо социальный порядок, либо отчужденность личности от общества.

3)Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного федерального округа.

Органы государственной власти — это субъекты государственной власти, через которые осуществляются конкретные государственно-властные полномочия, направленные на реализацию функций государства. Органы государственной власти включают законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательная власть — это сложный комплекс субъектов и видов деятельности по созданию правового фундамента — законов, выражающих право нормативного регулирования общественных отношений. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание — парламент РФ, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть — система государственных органов, осуществляющих следующие полномочия при управлении государственными делами: административное нормотворчество; внешнеполитическое представительство; осуществление административного контроля. В систему органов исполнительной власти РФ входят федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Судебная система РФ включает в себя: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ,

Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов фед. значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.

В отношении федеральных округов следует выделить Институт Полномочного Представителя Президента РФ. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе — должностное лицо, представляющее Президента РФ, обеспечивающее реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Институт Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе был введен Указом Президента в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Основными задачами, решаемыми Полномочным представителем в процессе своей деятельности, являются:

  1.  организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
  2.  организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
  3.  обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
  4.  представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45172. Управленческая модель новгородской республики. История ГУ 31.5 KB
  Необычна судьба Новгорода в истории русского средневековья. Однако уникальность исторического опыта Новгорода проявлялась прежде всего в том что в системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный городгосударство где не существовало правящей династии князей. Вплоть до этого времени киевские князья без особого успеха боролись с древней ещё племенной традицией вечевой власти Новгорода постепенно отдавая городу всё больше прав. боярство и купечество Новгорода используя народное движение добились политической независимости от...
45173. Распространению христианства на Руси 24.41 KB
  Её появление обычно связывают с так называемым Фотиевым крещением Руси в первой половине 860х годов. Ряд историков предполагает что первыми крестителями русинов могли быть братья Кирилл и Мефодий отправленные Фотием с миссией в Хазарию. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году хотя по мнению некоторых церковных историков есть основания полагать 987 более вероятной датой.
45174. Русь в структуре золотоордынского управления 25.5 KB
  Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси разрушило ее сельское хозяйство подорвало русскую культуру привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси к резкому сокращению населения страны особенно городского. Дань 14 различных видов и тягостей истощала экономику Руси мешала ей оправиться после разорения. Значительно ухудшилось международное положение Руси были разорваны древние торговые и культурные связи Руси с соседними странами. Под власть Литвы попали западнорусские города Смоленск...
45175. Великое Княжество Литовское 41 KB
  Образование Великого княжества Литовского было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией немецких крестоносцев усилившейся с начала XIII в. Вхождение в состав Великого княжества Литовского русских украинских белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой содействовало дальнейшему развитию общественноэкономических отношений в Литве. Это а также различия в уровне общественноэкономического развития и этническая неоднородность отдельных частей Великого княжества Литовского обусловили отсутствие...
45176. Механизмы и институты власти в Московском централизованном государстве 15- начале 16 вв 149.93 KB
  Он был главой Российского государства и обладал широким кругом прав: издавал законы осуществлял государственное руководство имел судебные полномочия. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти а падение Золотой Орды внешним. Власть великого князя была ещё ограничена другими органами раннефеодального государства прежде всего Боярской думой.
45178. Причнина, как управленческая модель 89 KB
  Историк Скрынников считает что во время политики опричнины погибло около четырех тысяч человек а Кобрин – пятнадцать тысяч. Правление Ивана Грозного; истоки политики опричниныПодходило к концу правление Василия III.1 Сущность опричниныПроводимые реформы ограничивающие власть феодалов стали встречать их сопротивление несогласие с царской политикой неподчинение воле царя. Все кто жил на территории опричнины но не были опричниками выселялись.
45179. История государственного управления 86.42 KB
  Со смертью бездетного царя Федора Ивановича пресеклась многовековая династия Рюриковичей. Избрание было абсолютно легитимным но сам процесс становления авторитета нового царя у знати приказных людей и широких слоев русского общества легитимация династии требовали значительного времени. Успешными оказались внешнеполитические акции царя отвоевание в 1590 1593 гг. Ответственность за бедствия обрушившиеся на страну в массовом сознании возлагались на царя и объяснялись Божьим наказанием за его неправедность.
45180. Эволюция Земских соборов 95 KB
  Эволюция Земских соборов. Земский собор Совет всей земли высшее сословно-представительское учреждение Российского царства с середины XVI до конца XVII века собрание представителей всех слоёв населения кроме крепостных крестьян для обсуждения политических экономических и административных вопросов. Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Последним земским собором принято считать собрание состоявшееся в 1683 1684 годы по вопросу о вечном мире с Речью Посполитой.